Что такое натюрморт?

Разберем для начала значение слова. «Натюрморт» с французского языка переводится как «мертвая природа» (фр.nature morte). Соответственно, натюрморт — это мир искусственной реальности, это все, что уже не живет и не дышит, все, что срезано, сорвано, и преобразовано человеком.

Одним из первых мастеров натюрморта считается древнегреческий живописец Периакосе. Время шло, а натюрморт продолжали считать второстепенным видом живописи, ведь он, по мнению людей искусства, не мог выразить ни общественные, ни высоконравственные идеи. Однако уже в XVII веке великие мастера превознесли натюрморт на вершину искусства, выдвинув его как самостоятельный жанр живописи.  Голландские и фламандские художники доказали, что и неподвижные вещи могут рассказать о социальном положении их владельца, вызывать различные ассоциации. Так, каждый век в искусстве подарил нам своих мастеров натюрморта.  Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Начнем мы, пожалуй, с голландского художника Виллема Клас Хеда. Именно он являлся одним из основателей голландской школы натюрморта, которая поражала своей простотой и серьезностью, открывая миру национальный колорит, бытовой уклад, вкусы, настроения первых представителей голландской буржуазии. Одним из самых видных произведений Хеда считается «Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой». Каждый написанный художником предмет несет в себе смысловую нагрузку – характерная черта этого периода. Так, лимон повествует нам о красоте, за которой скрывается горечь, серебряная посуда и ветчина – о земных и чувственных радостях. Через эти символичные предметы Хеда учит нас заботиться не только о теле, но и о душе.

Виллем Клас Хеда, «Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой», 1649г.

Франция в XVIII веке подарила нам блестящего мастера натюрмортов — Ж.Б.С. Шардена. Его работы отличались не только богатством цветовых решений, но и глубиной содержания.



Жан-Батист Симеон Шарден, «Натюрморт с трубкой и кувшином», 1737г.

А вот импрессионистам потребовалось много лет, чтобы донести до публики свое видение в искусстве. Так, группа художников, самовольно организовавших в 1874 году выставку, подверглась жесткой критике. Многие обвиняли художников в шарлатанстве, утверждая, что их цель – только привлечь внимание публики. Насмешки не помешали художникам создать собственное искусство. Импрессионисты ушли от академического искусства, от принципов классицизма. Они перестали делить предметы на главные и второстепенные, изменили не только технику в живописи, но и психологическое содержание картин. Это не могло не отразиться на натюрморте.

Так, французский художник Гюстав Курбе стал одним из первых основателей школ натюрморта. Его концепция «запечатлевать различные стороны современной жизни такими, какие они есть», вдохнула новую жизнь в натюрморт. Художник стремился приблизиться максимально к натуре, поэтому в его работах чувствуется жизненная сила, глубина, сочность.


Гюстав Курбе, «Натюрморт с цветами», 1863г.

Эдуард Мане пошел дальше Курбе. Главная черта художника – простота. Мы никогда не встретим у Мане многосложные картины, перегруженные предметами. Пытаясь постичь красоту современного мира, художник виртуозно передавал свое видение через 2-3 предмета.

Например, Мане уделил большое внимание натюрморту в своей картине «Бар в Фоли-Бержер». Портрет и натюрморт слились в одно целое, гармонично сочетая в себе множественные скрытые символы и смыслы.

Эдуард Мане, «Бар в Фоли-Бержер», 1881г.

«Я хочу вернуть природе вечность». Знаменитая фраза принадлежит известному художнику Полю Сезанну. Именно он выдвинул свою концепцию натюрморта в противовес импрессионистам. Сезанн был уверен: живопись не должна передавать только зрительные впечатления художника. Сезанн стремился к объективной передаче реальности. Именно поэтому его работы отличаются монументальностью предметов. Так, в натюрморте Сезанна «Персики и груши» прослеживается огромная работа художника над синтезом цвета и света, форм и пространства. Каждый предмет написан с разной точки зрения: стол мы видим сверху, скатерть и фрукты расположены сбоку, а кувшин, и вовсе, изображен со всех сторон.



Поль Сезанн, «Персики и груши», 1895г.

XX век полностью изменил курс развития натюрморта. Разделяя общую судьбу искусства и эпохи, натюрморт стал удобным жанром для экспериментов. Так, кубисты использовали в своих натюрмортах иероглифы, надписи, предлагали вводить в картины коллажи – куски газет и другие материалы – расчленяли формы на геометрические тела, конструировали объемы на плоскости.

Пабло Пикассо, «Натюрморт с плетеным стулом», 1912г

А последователи «фовизма», в отличие от кубистов, которые чаще всего использовали темные тона, видели необходимость выявления экспрессивных возможностей цвета, придающих картинам эмоциональность. Так, полотно Кончаловского «Сирень» можно назвать близкой к «фовизму». Декоративная красочность создает ощущение праздника, кажется, что мы слышим аромат сирени, доносящийся с полотна.



Петр Кончаловский, «Сирень», 1939г

Натюрморт из посредственного вида живописи со временем превратился в жанр, который волнует нас не меньше, чем пейзажи или портреты. Жанр «мертвой природы» – это поэзия искусства, которая отражает всю красоту вещей и объектов окружающей природы. И до сих пор, современные художники продолжают обращаться к этому жанру, передавая разное настроение.

Так, в «Южном натюрморте» Сергея Сидоренко все предметы нам знакомы, художник будто любуется щедростью и богатством природы, фиксируя прекрасные мгновения окружающего мира.

Сергей Сидоренко, «Южный натюрморт», 2014г.

Рекомендуем ознакомится с работами современных художников представленных в нашей галерее, или ознакомится с биографией и работами Сергея Сидоренко.