→ Средь шумного бала случайно анализ стихотворения. А. К. Толстой, "Средь шумного бала случайно": анализ стихотворения Кто написал средь шумного бала композитор

Средь шумного бала случайно анализ стихотворения. А. К. Толстой, "Средь шумного бала случайно": анализ стихотворения Кто написал средь шумного бала композитор

Алексей Константинович Толстой, выдающийся русский поэт, не раз поднимал тему любви в своей многогранной и насыщенной разными образами лирике. Произведения Толстого знамениты своей романтичностью, изысканностью и тонким восприятием чувств.

Тема стихотворения «Средь шумного бала...»

«Средь шумного бала…» - стихотворение, которое можно назвать сокровищницей творчества поэта, ведь в нем раскрываются наиболее близкие темы для души Толстого.

Оно пронизано ощущением мгновения любви, чистым и проникновенным образом любимой поэта, неповторимыми и глубокими чувствами, которые испытывает лирический герой к своей возлюбленной.

Композиция и выразительность стихотворения

Построение этого стихотворения нельзя назвать сложным. Оно состоит из двух частей, на первый взгляд они кажутся не совсем совместимыми, но все же между ними есть крепкая, явно ощутимая связь.

В первой части стихотворения мы можем увидеть бал и впечатление героя от возлюбленной, а вторая часть посвящена переживанием героя, его внутреннему миру и душевным озарениям.

Герой сомневается в самом себе и в своих чувствах, это - наиболее переломный момент его жизни. Толстой умудряется раскрыть все психологические состояния лирического героя и его открытость сердца и души.

Мы видим личность героя с разных сторон, причем Толстому удается показать это с помощью простого слога и простых образов.

Стихотворению «Средь шумного бала…» присущи контрасты и противопоставления, которые создают насыщенное яркими переживаниями настроение и помогают с точностью изобразить чувства героя.

Желая подчеркнуть таинственный образ своей избранницы, Толстой использует такие противоречивые сочетания слов, как «грустный смех», «одинокие часы», «тревога мирской сеты».

По звучанию стихотворение очень музыкально и выразительно, что подчеркивает глубокую и душевную тему лирики. Толстой использует перекрестную рифму, которая придает композиции и звучанию стихотворения органичность.

Образность «Средь шумного бала…»

Образность «Средь шумного бала…» нельзя назвать самобытной, но талант поэта заключается в том, что он искусно использует привычные художественные приемы, как сравнения, олицетворения, эпитеты и повторы.

Также Толстой использует исключительно сложные предложения, которые подчеркивают глубину его мыслей и эмоций. Содержание «Средь шумного бала…» имеет завязку, которая связана с прошлым героем.

При этом Толстой довольно неопределенно обрисовывает его, и о настоящем говорит довольно туманно, но самое главное поэту удалось передать - это свои переживания и чувства.

А сам образ возлюбленной поэта полон индивидуальности и конкретизации, и в ее описании нет привычной для женских лиричных образов яркой эмоциональной окраски, что придает ее образу реалистичность и точность.

История возникновения стихотворения

Возникновение стихотворения «Средь шумного бала…» обусловлено реальной историей в жизни Алексея Толстого. В январе 1851 года он встретил Софью Андреевну Миллер на маскараде Большого театра.

И с того времени множество его любовных стихотворений были посвящены ее незаурядному образу и удивительной натуре. О ней говорили, как о невероятной женщине - образованной и оригинальной, умной, обладающий тонким чувством прекрасного.

Произведения А. К. Толстого знакомы нам со школьной скамьи. Но вот о жизни самого писателя, как ни парадоксально, известно немного. Дело в том, что большая часть архивов писателя погибла при пожарах, а значительная часть переписки была уничтожена после смерти Толстого его женой. Исследователям творчества писателя приходилось восстанавливать факты его жизни буквально по крупинкам. А надо сказать, что жизнь Алексей Константинович прожил очень интересную.
Вскоре после его рождения в семье Толстых произошёл разрыв - мама Анна Алексеевна (урождённая Перовская, внебрачная дочь всесильного графа Разумовского) забрала шестинедельного Алёшу и уехала в своё имение. И больше к графу Константину Петровичу Толстому не возвращалась. Воспитателем Алёши, по сути заменившим ему отца, стал брат матери писатель Алексей Алексеевич Перовский, более известный под своим литературным псевдонимом Антоний Погорельский. Сама судьба, казалось, благоволила Толстому - благодаря причастности к двум влиятельнейшим дворянским родам - Толстых и Разумовских - и родству с популярным писателем Погорельским он ещё в детском возрасте познакомился с Пушкиным, во время поездки с мамой и дядей в Германию - с Гёте, а поездка в Италию связана со знакомством с великим художником Карлом Брюлловым, который позднее напишет портрет юного Толстого.

Портрет юного Толстого, написанный К.Брюлловым

Товарищем по играм стал для Толстого наследник престола, будущий император Александр II. Известен случай, когда вместе с Алёшей и Александром в солдатиков играл и сам император Николай I.
Зимой 1851-го графу Алексею Константиновичу Толстому было уже тридцать три года. Разумеется, к тому времени он уже получил блестящее образование и изысканное воспитание. Вел, по его же выражению, «весьма светскую жизнь », танцевал на балах, и тяготился только одним: его не отпускали от царской службы, а художественная натура графа требовала свободы. Отголоски размышлений об этом остались и в его стихах:

Сердце, сильней разгораясь от году до году,
Брошено в светскую жизнь, как в студеную воду…

Мать Алексея Константиновича, Анна Алексеевна, ревниво относилась к любому увлечению сына – будь то стихи или женщины. Именно она положила конец его романам с княгиней Еленой Мещерской, с графиней Клари… При первых же проявлениях какого-либо серьезного чувства «ее Алеши» Анна Алексеевна впадала в болезненное состояние, которое требовало незамедлительного длительного лечения за границей и безотлагательного присутствия любящего сына. При всем том, что Алексей обладал смелостью и огромной физической силой: заламывал на охоте медведя, перебрасывал двухпудовую гирю через флигель, гнул подковы, он был абсолютно бессилен против собственной матери, и ни в чем отказать ей не мог.

Однажды Алексей Толстой по долгу придворной службы сопровождал наследника на бале-маскараде в Большом театре. Здесь Алексей Константинович и встретил незнакомку, которой пленился. Она почему-то отказалась снять маску, но взяла визитную карточку Толстого, пообещав дать о себе знать. Иван Сергеевич Тургенев уверял потом: он был с Толстым на том балу, где они вместе познакомились с грациозной маской. Она открылась им лишь через несколько дней, пригласив их к себе. «Что же я тогда увидел? – говорил Тургенев. – Лицо чухонского солдата в юбке ».

Софья Миллер

Впрочем, незнакомка оказалась умной, образованной женщиной, прекрасно разбиравшейся в искусстве, литературе, философии, знавшей четырнадцать, а по некоторым сведениям, шестнадцать языков. Тот же Тургенев высоко оценил ее ум и литературный вкус, всегда первой читая ей или посылая свои новые произведения. И сетовал в разговоре с ней: «Из числа счастливых случаев, которые я десятками выпускал из своих рук, особенно мне памятен тот, который меня свел с вами и которым я так дурно воспользовался... ».

И.С.Тургенев

Что касается Алексея Толстого, то он влюбился без памяти. Вся его лирика, начиная со строк «Средь шумного бала», – это дневник отношений с одной женщиной – Софьей Андреевной Миллер…

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал…

Сначала связь сына с замужней женщиной не слишком встревожила Анну Алексеевну. Но потом она стала наводить справки и… пришла в ужас. Держа открытый дом, Бахметевы – родная семья Софьи Андреевны – сильно поистратились. На обаятельную, остроумную девушку, прекрасную музыкантшу и певицу (у нее было редкое по красоте контральто) обратил внимание один из приятелей ее брата, князь Вяземский. Мать Софьи, желая выдать дочь замуж, поощряла их роман. Князь обещал жениться, обольстил девушку, а потом отказался от своих слов. Брат Софи - Юрий, вступился за честь семьи. В результате дуэли, состоявшейся в 1847 году в Петровском-Разумовском, Юрий гибнет. А 29 февраля 1848 году, так и не дождавшись предложения руки и сердца, Софья Андреевна вне брака рожает дочку - Софью Бахметеву (1848-1910, в дальнейшем супруга дипломата и поэта Хитрово Михаила Александровича). Но тогда, во избежания слухов, ребёнка оформили как племянницу, дочь брата Петра, у которого девочка и воспитывалась.
Чтобы бежать из родного дома, где все считали ее виновницей гибели брата, Софья вышла замуж за страстно влюбленного в нее ротмистра Льва Федоровича Миллера, основным достоинством которого были роскошные пшеничные усы. Как и следовало ожидать, брак оказался несчастливым. Супруги вскоре стали жить раздельно.

Тем временем, Софья, не лишенная практицизма, заготавливала запасной вариант с писателем Дмитрием Григоровичем - уж очень нерешительно ухаживал за ней "маменькин сынок" Толстой. С Дмитрием они даже вместе путешествовали по Европе. Затем Григорович, заболев, отстал в дороге. Ну, а: "Когда я возвратился к Бахметьевым, то застал госпожу Миллер лежащею, слабою. У ног ее сидел граф А. К. Толстой, страстно в нее влюбленный... Я не хотел мешать, и мы расстались ".... Так ли оно было на самом деле - неизвестно. Надо признать, в преклонные годы Григорович славился приукрашиванием своих любовных подвигов. Но и без этого факта можно представить, как терзалось материнское сердце Анны Алексеевны всеми этими историями!

Дмитрий Григорович

И все же несмотря ни на что, уже зрелые люди, Алексей Константинович и Софья Андреевна смогли пронести свое чувство через множество испытаний. Бракоразводный процесс с Миллером затягивался на неопределенное время, с другой стороны родные поэта предпринимали попытки разлучить их. Мать Толстого устраивала скандалы, обвиняя сына в связи с женщиной сомнительной репутации… Все было против них...
Во время Крымской войны Толстой командовал расквартированной в Одессе ротой. Здесь его настигла страшная болезнь, косившая тогда многих. Вот тогда-то Софья Андреевна и приехала сразу же, как только узнала о тифе. Они решили больше не расставаться. Любовь оказалась хорошим лекарством: Толстой вскоре стал поправляться…
Но только смерть матери позволила влюбленным оформить свои отношения. С первой их встречи минуло целых 12 лет! 3 апреля 1863 года "молодые" обвенчались в Дрезденской православной церкви… Детей у них, увы, не было, и поэтому супруги взяли на воспитание племянников Софьи Андреевны.

Это был почти идеальный брак. Алексей Константинович нашел в Софье Андреевне новую "мамочку", к тому же энциклопедически образованную. Она легко цитировала Гете, Шекспира, Ронсара. У нее был отменный литературный вкус, которому полностью доверял Толстой. Она много читала и ложилась спать только под утро. Супруги встречались за чаем во втором часу дня, и он обычно говорил: "Ну, Софочка, слушай и критикуй ". И читал ей вслух написанное за ночь. «Кровь застывает в сердце , – писал жене Алексей Константинович через двадцать лет после «шумного бала», – при одной мысли, что я могу тебя потерять… Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной. Все вокруг лишь свет и счастье… » И в другом письме: «Если б у меня был Бог знает какой успех литературный, если бы мне где-нибудь на площади поставили статую, все это не стоило бы четверти часа – быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твое милое, доброе лицо ». С годами любовь в сердце Алексея Константиновича не угасала. Да, ее пламень стал спокойнее и ровнее, но не меньше, чем после первой встречи с незнакомкой, навсегда вошедшей в его жизнь.

Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно!
Все, что не ты, – так суетно и ложно,
Все, что не ты, – бесцветно и мертво….

А затем писателя стало подводить здоровье. Невралгия, астма, какая-то новомодная зона - это когда кожу по всему телу точно поливают кипятком. Неимоверные головные боли каждый день. Он стал ходить медленно, осторожно, боясь пошевелить головой, как будто нес на плечах непосильную тяжесть. А лицо сделалось постоянно багровое, все пронизанное толстыми синими жилами. В иные дни мучительно было на него смотреть. И кто-то в Париже (говорят, Тургенев) присоветовал ему лечиться инъекциями морфина. Попробовал - резко повеселел...
И вот однажды, изнуренный страшными головными болями, которые долгое время мучили его, желая забыться, граф принял слишком большую дозу. Заснул в кресле и не проснулся. Ему было пятьдесят восемь… А последние слова его были: «Как я себя хорошо чувствую! »...

После смерти мужа Софья Андреевна жила только воспоминаниями о своей любви; в комнате, забитой портретами Алексея Константиновича, вещами, связанными с ним, все перечитывала его письма и плакала. Многочисленные друзья покойного поэта остались и ее друзьями. Мнение современников о Софье Андреевне подытожила дочь Ф. М. Достоевского Любовь Федоровна: «Графиня относилась к числу тех женщин-вдохновительниц, которые, не будучи сами творческими натурами, умеют, однако, внушать писателям прекрасные замыслы ». Действительно, за многим из написанного Алексеем Толстым стоит Софья Андреевна. А сделал он немало. Написал несколько исторических романов (наиболее известные - "Князь Серебряный" и "Царь Федор Иоаннович"); создал „Историю государства Российского от Гостомысла до Тимашева"; был одним из „творцов" знаменитого Козьмы Пруткова; написал множество лирических стихотворений ("Колокольчики мои, цветики степные!", "Край ты мой, родимый край!", "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад"). Вдохновляла писателя на его произведения его Муза - Софья Андреевна Миллер-Толстая...

Она пережила А.К.Толстого на двадцать лет. Останки с ее телом поставили в склепе рядом с гробом поэта – такова была обоюдная воля обоих.

Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной
Единое звено,
И выше восходить в сиянье правды вечной
Нам врозь не суждено.

СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА

Музыка Петра Чайковского
Слова Алексея К. Толстого

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь, -
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю.

1851, слова
1878, музыка

«Отечественные записки», 1856 г., № 5

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

Стихотворение, без заглавия, написано под впечатлением знакомства с С. А. Миллер (Бахметьевой) - будущей женой А. К. Толстого. Наиболее известная мелодия принадлежит Чайковскому (1878). Романсы на это стихотворение создали также А. Д. Александров-Кочетов (1865), Б. С. Шереметев (1879), А. Н. Шефер (1884), А. А. Спиро (1884), Г. А. Лишин (1886) и другие композиторы. Чайковский посвятил этот романс своему младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому. Романс упоминается Александром Куприным в повести "Молох" (1896).

Петр Ильич Чайковский (1840, Воткинск Вятской губ. - 1893, Петербург)
Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

Ноты:


Тени минувшего: Старинные романсы. Для голоса и гитары / Сост. А. П. Павлинов, Т. П. Орлова. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2007.

НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (5 листов):









Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.

Музыка Петра Чайковского, слова Алексея Толстого.

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь, —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю.




Потрясающий Георг Отс!


Автор стихов — граф Алексей Константинович Толстой (1817—1875), русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых.



Стихотворение А. К. Толстой сочинил в 1851 году и посвятил его будущей супруге Софье Андреевне Миллер, с которой он познакомился на новогоднем бале-маскараде, проходившем в Петербургском Большом театре. Тогда зимой 1850-51 года 33-летний камер-юнкер Алексей Толстой увидел незнакомку.

Камер-юнкер был знатен: мать - внучка последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского и дочь министра народного просвещения при Александре I, отец - из старинного рода Толстых. Но баловень судьбы не слишком ценил своё высокое положение - его душа с юности была отдана поэзии. В 1850-м он уже печатается, уже замечен.


Любимый мамой Сергей Лемешев

Кто же была та незнакомка в чёрной полумаске - с тонким станом, звонким смехом, печальными глазами? Её звали Софья Андреевна Миллер, урождённая Бахметева.

Женщина она была незаурядная, и судьба у неё тоже сложилась необычно. Современников поражала её образованность. Она знала множество иностранных языков: по одним сведениям четырнадцать, по другим - шестнадцать. Она переписывалась с И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым.

К моменту знакомства с Толстым, Софья Андреевна была женой конногвардейского полковника Льва Миллера. Неудачным оказался брак Софьи Андреевны с ним. Молодожёны почти и не жили друг с другом. Влюбленный Алексей Константинович посвятил ей полные восхищения лирические строки. Стихотворение было опубликовано в «Отечественных записках», 1856, № 5. Миллер долго не давал развода жене - даже тогда, когда её связь с графом А.К. Толстым стала известна всему свету и нуждалась лишь в узаконении.


Как всегда, великолепен Муслим Магомаев

Но против его избранницы намертво встала мать - Анна Алексеевна Толстая. Анна Алексеевна сделала всё, чтобы скомпрометировать подругу сына и отвлечь Алексея от связи, длившейся уже семь лет. Сын не решился идти против воли матери. Лишь после её внезапной смерти, а также долгожданного развода любящие обвенчались, и Софья Андреевна Миллер стала графиней Софьей Андреевной Толстой.


В 1878 году, уже после смерти Толстого, П. И. Чайковский создал к стихам музыку. Чайковский выбрал жанр вальса. Свой романс композитор посвятил младшему брату Анатолию Ильичу Чайковскому, правоведу по профессии, который служил в Тифлисе в качестве прокурора Окружного суда. Он помогал Петру Ильичу пережить кризис, связанный с неудачной женитьбой на Антонине Милюковой.



Впервые на грампластинку романс был записан 18 июня 1901 года
артистом Императорской оперы Иоакимом Тартаковым в сопровождении П. П. Гросса на фортепьяно.


Поет Марк Рейзен


Иоаким Викторович Тартаков (1860—1923), оперный певец (баритон), заслуженный артист императорских театров, а в дальнейшем заслуженный артист Республики Советов.

Сейчас просто невозможно перечислить всех исполнителей романса! Его пели и поют Дмитрий Хворостовский, Леонид Собинов, Ирина Архипова, Галина Вишневская, Иван Петров, современные исполнители как Олег Погудин, и много других певцов, любимых вами!

Панасенко Галина Константиновна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ 33 г.Владивостока»

«Средь шумного бала »

(история одного романса )

Литературно-музыкальная композиция по

творчеству Алексея Константиновича Толстого

Звучит один куплет романса П.И.Чайковского «Средь шумного бала»:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Чтец 1 . Знакомый, любимый романс, содержащий тайну…Кто автор этого поэтического шедевра, кто та незнакомка, которая вдохновила на создание этих строк, кто написал музыку, пленительную, задушевную, так гармонично сливающуюся с содержанием стихотворения? В нём автор рассказывает, что встретил женщину на балу, она была в маске, которую отказалась снять. Но поэта пленяют её «печальные очи»,задумчивый взгляд тонкий стан и дивный голос. Кто она, какую тайну скрывала случайно встретившаяся на балу женщина с печальным взглядом? Да, эта встреча оказалась судьбой для двух людей.

(Звучит музыка бального танца).

Чтец2 .В январе 1851 года Алексей Толстой по долгу службы сопровождал наследника престола на бал-маскарад, который давался в Большом театре. Здесь он встретил незнакомку, у которой было сочное контральто, интригующая манера разговаривать, пышные пепельные волосы и прекрасная фигура. Но поразил её печальный таинственный взгляд. Незнакомка отказалась назвать своё имя и снять маску, но взяла визитную карточку Толстого, пообещав дать о себе знать.

Возвратясь домой, Толстой не мог работать. Мысль о незнакомке не давала покоя.(Звучит музыка романса Чайковского «Средь шумного бала» без слов).Нет, далеко не юношеское трепетное чувство влекло его к маске. Он понял, что это женщина, не девушка. Он может говорить с нею свободно, она поймёт всё, что бы он ни сказал, она показалась ему умницей. В ней было что-то такое, что отличало её от светских красавиц. Очевидно,этой ночью он и написал слова стихотворения, которое отныне будет всегда вдохновлять композиторов и влюблённых.

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Как звон отдалённой свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моём сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу весёлую речь.

И грустно я так засыпаю,

И в грёзах неведомых сплю…

Люблю ли тебя – я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Чтец 3 .Через несколько дней А.К.Толстой увидел свою незнакомку без маски. Она пригласила к себе в гости Алексея Константиновича и Ивана Сергеевича Тургенева, который тоже был на балу и тоже обратил внимание на загадочную маску. Это была Софья Андреевна Миллер, жена конногвардейского офицера. Софья Андреевна не была хорошенькой. Её портили высокий лоб, невыразительные брови, широкие скулы. Но, приглядевшись, мужчины начинали любоваться полными свежими губами и серыми глазами, которые светились умом. Тургенев тоже увлёкся Софьей Андреевной. Он долго был под её обаянием. Между ними завязалась дружеская переписка. Ей первой Тургенев доверял свои произведения и высоко ценил её мнение.

Софья Андреевна Миллер обладала большим литературным вкусом, владела

четырнадцатью языками, знала искусство, историю, философию. Алексей Толстой увлёкся Софьей Андреевной и очень сильно. Но всё было не так просто в этой любви. По своей натуре Толстой был добрым, нежным, деликатным, с ранимой душой. И это сочеталось с истинно мужской красотой: он был богатырского роста и телосложения и обладал огромной физической силой. Он легко скручивал железную вилку, распрямлял подкову, купался зимой в проруби и был хорош собою. И вместе с тем он был застенчивым человеком, скромным и,как мы вскоре убедимся, однолюбом. Отныне Софья Андреевна стала его кумиром, источником его художественного вдохновения. Появляются одно за одним стихотворения, посвящённые ей.

Меня, во мраке и в пыли

Досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли

В отчизну пламени и слова.

И просветлел мой тёмный взор,

И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

Многие стихи Толстого этого периода были положены на музыку русскими композиторами.(Звучит романс А.Н.Римского - Корсакова «Не ветер,вея с высоты»).

Чтец4. Александр Константинович и Софья Андреевна очень скоро поняли, что их встреча –это их судьба. Но свадьбу пришлось отложить на многие годы. Муж Софьи Анд-

реевны, которого она давно оставила, не давал ей развода и всё ждал её возвращения, а мать Толстого и слышать не хотела о подобном союзе для сына. Да и у них самих отношения в первое время складывались далеко не просто. Софья Андреевна, по-видимому,не совсем ещё верила в долговечность их чувств. А Алексей Константинович весьма тяжело переживал объяснение, состоявшееся у них с Софьей Андреевной.

Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!

Жизнью твоею я жил, и слезами твоими я плакал,

Мысленно вместе с тобой прострадал я минувшие годы,

Всё перечувствовал вместе с тобой, и печаль и надежды,

Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я,

Но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий.

Какие же ошибки совершила Софья Андреевна? Почему ей так пришлось страдать? Она рассказала Толстому о своей жизни до встречи с ним. Оказывается, у Софьи Андреевны в девичестве Бахметьевой, был в юности роман с князем Вяземским, который воспользовался её доверчивостью и обманул её, отказавшись на ней жениться. Брат Софьи вступился за честь своей сестры и вызвал Вяземского на дуэль. Но Вяземский убил брата. Жизнь в родном доме стала невыносимой. Чтобы избежать косых взглядов и упрёков, Софья вышла замуж за страстно влюблённого в неё ротмистра Миллера. Брак оказался неудачным, и она вскоре ушла от мужа. Затем Софья сошлась с Григоровичем, но и этот союз не принёс ей счастья. После всего этого Софья Андреевна поселилась в имении своего второго брата и изредка наезжала в Москву или Петербург. Было о чём призадуматься Алексею Константиновичу! Прошлое Софьи Андреевны вызывало у него в душе и боль, и упрёки. Но он всё простил. «Клянусь тебе, - писал он ей в то время,- что люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми страданиями и радостями моей души…Прими эту любовь, какая она есть, и не ищи ей причины…».

Чтец 5 . Но сомнения в душе Алексея Константиновича, конечно, оставались. И они отразились в нескольких его стихотворениях.

Колышется море, волна за волной

Бегут и шумят торопливо…

О друг ты мой бедный, боюся, со мной

Не быть тебе долго счастливой!

Во мне и надежд, и отчаяний рой,

Кочующей мысли прибой и отбой,

Приливы любви и отливы.

Ты не спрашивай, не распытывай,

Умом-разумом не раскидывай,

Как люблю тебя, почему люблю,

И за что люблю, и надолго ли?..

Полюбив тебя, я не спрашивал,

Не разгадывал, не распытывал,

Полюбив тебя, я махнул рукой,

Очертил свою буйну голову!

Толстой всё больше тяготится своей службой при дворе. Он старался всеми способами уклониться от дежурств и всё чаще удалялся в своё имение Пустынька под Петербургом. Природа действует на него опьяняюще, лесные запахи будят в нём воспоминания, тишина зовёт к творчеству.(Звучит романс П.И.Чайковского «Благословляю вас,леса»).

Из Пустыньки он пишет Софье Андреевне: «Бывают минуты, в которые моя душа при мысли о тебе как будто вспоминает далёкие-далёкие времена, когда мы знали друг друга лучше и были ешё ближе, чем сейчас…Я никогда не мог бы быть ни министром, ни директором департамента, ни губернатором…Моё настоящее призвание - быть писателем. Если я буду знать,что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать».

На нивы жёлтые нисходит тишина,

В остывшем воздухе от меркнувших селений

Дрожа, несётся звон…Душа моя полна

Разлукою с тобой и горьких сожалений.

И каждый мой упрёк я вспоминаю вновь,

И каждое твержу приветливое слово,

Что мог бы я сказать тебе, моя любовь,

Но что внутри себя я схоронил сурово.

Чтец 6. В 1854 году впервые под собственным именем А.К. опубликовал многие свои стихотворения в журнале «Современник».В его лирике звучат совсем иные мотивы -ощущение великой наполненности бытия, радость могучего духовного возрождения. В это время поэт твёрдо встал на ноги, он находит свои темы, художественные формы. Поэт показывает себя прирождённым пейзажистом, и талант его был виден во всех его стихах. И, конечно, многие стихи посвящаются Софье Андреевне.

Смеркалось -жаркий день бледнел неуловимо,

Над озером туман тянулся полосой,

И кроткий образ твой, знакомый и любимый,

В вечерний тихий час носился предо мной.

Улыбка та ж была, которую люблю я,

И мягкая коса, как прежде,расплелась,

И очи грустные,по-прежнему тоскуя,

Глядели на меня в вечерний час.

Сколько музыки и чувства в этом замечательном стихотворении! Но в это время Россия вела Крымскую войну, и А.К. тревожат вести из осаждённого Севастополя. Русская армия терпит поражение. Тиф, грязь, болезни наносят русской армии урона больше, чем пули противника. Как патриот своей страны Толстой не мог со стороны наблюдать за ходом войны. Он просит своего дядю- министра уделов Льва Перовского- зачислить его в «Стрелковый полк императорской фамилии».В этот полк уже были зачислены два брата Жемчужниковы и двоюродный брат Алексея Константиновича Алексей Бобринский. Но этот стрелковый полк так и не вступил в бой, так как внутри его началась эпидемия тифа, и заболели все братья Толстого и он сам.

Узнав о болезни, Софья Андреевна приезжает под Одессу, где был расположен полк, и заботливо ухаживает за больным А.К.Рискуя заразиться, она сделала всё, чтобы выходить Толстого и поставить его на ноги.

Из Одессы Толстой возвращается в Петербург, а Софья Андреевна в своё имение. Связь поддерживается через переписку и редкие встречи. Появляются новые стихи.(Звучит романс П.И.Чайковского «Не верь, мой друг»).

Чтец 7. После Крымской кампании Толстой стал упорно добиваться отставки и обратился напрямую к императору с просьбой: «Ваше Величество! Я надеялся победить мою природу-художника. Но опыт доказал мне, что я боролся с ней напрасно. Служба и искусство несовместимы. Одно вредит другому, и нужно выбирать одно из двух…».Алесандр11 был недоволен, но уволить Толстого разрешил и произвёл его во флигель-адъютанты, что давало тому возможность охотиться в царских угодьях и бывать при дворе,когда угодно.

В 1857 году умирает мать Толстого. Теперь, казалось бы, он мог исполнить мечту- жениться на Софье Андреевне. Но затягивался её бракоразводный процесс с бывшим мужем.(Звучит романс П.И.Чайковского «Кабы знала я, кабы ведала»).

Пройдёт ещё несколько лет, прежде чем он соединит свою судьбу с любимой женщиной. А пока он упорно работает, ему приходится часто ездить на лечение в санатории за границу, а оттуда Софья Андреевна получает всё новые стихи.

С тех пор как я один,с тех пор как ты далёко,

В тревожном полусне когда забудусь я,

Светлей моей душе недремлющее око

И близость явственней духовная твоя.

Сестра моей души,с улыбкой счастья

Твой тихий кроткий лик склоняется ко мне,

И я,исполненный мучительного счастья,

Любящий, чую взор в тревожном полусне.

И если в этот час ты также им объята,

Мы думою, скажи, проникнуты ль одной

И видится ль тебе туманный образ брата

С улыбкой грустною склонённой над тобой?

И вот, наконец, настало время, когда Алексей Константинович смог соединить свою судьбу с Софьей Андреевной. Они повенчались в 1863 году в Дрездене. Толстому исполнилось 46 лет.

Чтец 8 .Алексей Константинович всецело отдаётся литературному труду: работает над драматическими произведениями, над трилогией «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», пишет драматическую поэму «Дон Жуан». (Звучит «Серенада Дон Жуана» П.И.Чайковского).

Софья Андреевна была неплохой помощницей своему мужу в его литературном труде: она буквально поглощала сотни книг на разных языках и обладала такой памятью, что Толстой получал от неё справку по любому вопросу. Кроме того, она была прекрасной музыкантшей, царила на литературных вечерах,где гостями были Гончаров, Майков, Тютчев, Островский, Тургенев.

Минула страсть, и пыл её тревожный

Уже не мучит сердца моего,

Но разлюбить тебя мне невозможно,

Всё, что не ты,- так суетно и ложно,

Всё, что не ты,- бесцветно и мертво.

К сожалению, счастье Алексея Константиновича и Софьи Андреевны было недолгим. Болезнь Толстого всё больше и больше давала о себе знать. Лучшие курорты в Европе и лучшие врачи не смогли справиться с болезнью графа Толстого. В одном из писем из заграничного санатория он пишет жене: «Во мне всё то же чувство, как и двадцать лет назад, когда мы расставались –совершенно то же».В это время,вспоминая свою молодость, он пишет одно из лучших своих стихотворений, положенных на музыку П.И.Чайковским,-«То было раннею весной». (Звучит романс).

Чтец 9. Ровно за три месяца до своей кончины Алексей Константинович пишет из Карлсбада Софье Андреевне: «А для меня жизнь состоит только в том, чтобы быть с тобой и любить тебя, остальное для меня – смерть, пустота…».

Ты помнишь ли вечер, как море шумело,

В шиповнике пел соловей,

Душистые ветки акации белой

Качались на шляпе твоей.

Меж камней, обросших густым виноградом,

Дорога была так узка,

В молчанье над морем мы ехали рядом,

С рукою сходилась рука.

Ты так на седле нагибалась красиво,

Ты алый шиповник рвала,

Буланой лошадки косматую гриву

С любовью ты им убрала.

Одежды твоей непослушные складки

Цеплялись за ветки,а ты

Беспечно смеялась- цветы на лошадке,

В руках и на шляпе цветы.

Ты помнишь ли рёв дождевого потока

И пену и брызги кругом?

И как наше горе казалось далёко,

И как мы забыли о нём.

Происходит постепенное угасание поэта, человека необыкновенно огромной силы. Астма, расширение аорты, страшные головные боли… 28 сентября 1875 года А.К.Толстого не стало. Многие романсы, написанные на стихи Толстого – а их более восьмидесяти – были услышаны им при жизни. А романс «Средь шумного бала» был написан П.И.Чайковским через три года после смерти поэта. Эти стихи прислала композитору Надежда Филаретовна фон Мекк.Он ответил ей: «Особенно меня радует Толстой, которого я очень люблю…Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов».А Софья Андреевна пережила Алексея Константиновича на семнадцать лет.(Звучит романс П.И.Чайковского «Средь шумного бала»).

 

 

Это интересно: