→ Особая школа. Виды коррекционных школ. Пять мифов о коррекционной школе Перевод в коррекционную школу без согласия родителей

Особая школа. Виды коррекционных школ. Пять мифов о коррекционной школе Перевод в коррекционную школу без согласия родителей

Для тех детей, которым трудно обучаться в связи с имеющимися проблемами со здоровьем, существуют специальные образовательные учреждения или открываются коррекционные классы в обычной школе. Сюда можно записать ребенка-инвалида или отстающего в развитии. Основное назначение таких учреждений и классов заключено в социальной адаптации воспитанников и их интеграции в обществе.

Если ребенку скоро в школу…

О том, что их чадо отстает от сверстников в развитии, заботливые родители понимают уже на первых годах его жизни. Особенно очевидным это становится к шестилетнему возрасту. обладает скудной речью и низким уровнем интеллектуальных способностей. Порой такие дети даже не умеют держать в руках карандаш. Не только для педагогов, но и для родителей становится очевидным, что такому ребенку необходимо посещать коррекционный класс. Это позволит ему адаптироваться к жизни в социальном и физическом плане.

Где создаются специализированные классы?

Процесс обучения детей с имеющейся задержкой в развитии может быть организован в любом общеобразовательном учреждении. Для тех, кто не знает, что такое коррекционный класс в школе, стоит пояснить, что в него поступают малыши из специальных групп дошкольных учреждений. Причем зачисление возможно только при согласии родителей, по их письменному заявлению.

Коррекционный класс, как правило, открывают на начальной ступени школьной программы. Причем он продолжает функционировать вплоть до получения неполного среднего образования. Для работы с детьми в штате учреждения находятся специально обученные педагоги. Кроме того, школа должна располагать научно-методической литературой, а также соответствующей направлению класса материальной базой. Все это позволит организовать учебный процесс, а также оказывать лечебно-профилактическую поддержку этим особенным детям.

Коррекционные классы в школах открываются согласно приказу директора. При этом в обязательном порядке должно иметься заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы на каждого из детей, а также психолого-медико-педагогической комиссии района.

Кого принимают в коррекционный класс?

Специальное обучение в общеобразовательной школе получают дети, которые испытывают определенные трудности при получении знаний, а также плохо адаптирующиеся в коллективе. Как правило, у таких учеников проявляются легкие нарушения в работе головного мозга, ЦНС, а также отставание по эмоционально-волевому типу.

В коррекционный класс, открытый в общеобразовательной школе, не принимают детей с выраженными отклонениями в развитии. Сюда можно отнести:

Грубые зрения, двигательных форм и речи;
- умственную отсталость;
- ярко выраженные нарушения коллективного общения, имеющие форму раннего аутизма.

Перевод в обычный класс

У детей, обучающихся по специальной программе, есть возможность получать знания вместе со своими сверстниками. Для перевода в обычный класс ребенку необходимо иметь положительную динамику развития. Кроме того, он должен успешно осваивать специальную программу. Данный перевод возможен при принятии соответствующего решения психолого-медико-педагогическим консилиумом, а также при согласии самого учащегося.

Режим труда и отдыха

Для учащихся коррекционных классов наиболее целесообразной считается работа в первую смену. При этом их распорядок дня устанавливают с учетом малой трудоспособности и быстрой утомляемости.

Для малышей, посещающих с 1 по коррекционный 3 класс, вводятся дополнительные каникулы. Этих детей отпускают отдыхать в феврале на семь дней.

Плюсы специализированного обучения

Коррекционные классы в школах имеют наполняемость от семи до четырнадцати учеников. При большем количестве воспитанников должна быть выделена ставка для еще одного педагога. В таком случае формируют дополнительный коррекционный класс. Малое количество детей позволяет уделять максимальное внимание каждому из них.

Положительной стороной такого класса является то, что работа с учениками ведется не обычными учителями, а педагогами-дефектологами. Этой специальности обучаются в вузах. Педагоги-дефектологи призваны работать с детьми, у которых имеются непростые медицинские диагнозы. Эти преподаватели могут подыскать ключик даже к самым сложным детям.

С учениками, которые посещают коррекционные классы в школах, занимаются логопеды. При необходимости такое обучение проводится индивидуально. С детьми, посещающими коррекционный класс, работают психологи. При необходимости данные специалисты консультируют родителей.

Программа для коррекционного класса учитывает то, что по ней занимаются особенные дети. Она включает в себя наиболее простые упражнения и задачи. Это позволяет ребенку продвигаться по обучающей лестнице постепенно, микроскопическими шагами. Иными словами, такая специальная программа идет в ногу с замедленным развитием ученика.

Минусы коррекционного обучения

Одной из главных проблем специального класса является объединение детей с несхожими медицинскими диагнозами и с различными психиатрическими и Универсальной программы для всех не существует. Нередко у таких детей наблюдается отставание по одному предмету и одаренность по другому. Так, ребенок может быть не в ладу с математикой, но при этом рисовать как настоящий художник, криво писать, но обладать способностью к иностранным языкам (они, к сожалению, в специальной программе не предусмотрены).

В коррекционный класс нередко отправляют ребятишек из семей, являющихся социально неблагополучными. Такие дети, лишенные родительской заботы, поначалу действительно отстают в развитии. Однако при усиленных занятиях они быстро наверстывают упущенное. В результате этим здоровым детям становится скучно обучаться по замедленной школьной программе.

Градация коррекционных классов

Специальное обучение подразделяется на восемь видов. Для получения образования в них направляют детей в соответствии с медицинскими диагнозами. Существуют следующие виды коррекционных классов:

I - для слабослышащих и глухих детей;
- II - для глухонемых;
- III и IV - для слепых и слабовидящих;
- V - для заикающихся и детей с нарушениями речи;
- VI - для учеников с проблемами психического и физического развития;
- VII - для детей с ЗПР и СДВГ;
- VIII - для умственно отсталых.

Специальные классы I и II вида

Они открываются для воспитания и обучения слабослышащих детей. Эти специальные коррекционные классы предназначены для формирования словесной речи учеников на основе слухо-зрительного восприятия, для компенсации и коррекции возможных отклонений в психическом, а также физическом развитии. Педагоги ставят своей целью подготовить таких детей к самостоятельной жизни. Чем же отличаются данные коррекционные классы? Рабочая программа общеобразовательного процесса разработана именно для неслышащих детей. Наполняемость такого класса - до десяти человек.

Специальные классы III и IV вида

Они создаются для обучения, воспитания, а также коррекции отклонений у детей с имеющимися нарушениями зрения. В эти виды коррекционных классов могут быть приняты детишки с косоглазием, с амблиопией.

Основной задачей педагогов является формирование у учеников компенсаторных процессов. Для этого проводятся не только групповые, но и индивидуальные занятия по дальнейшему развитию осязательного и зрительного восприятия произносимой речи, по социально-бытовой ориентировке, ритмике. В процессе обучения в таких коррекционных классах у детей формируются навыки общения.

Для освоения школьной программы воспитанникам со слабым зрением предоставляется специальное оборудование и тифлоприборы. В основе обучения таких детей лежит система Брайля. Педагог использует нестандартные дидактические материалы, а также специфические средства наглядности. Все это позволяет несколько расширить рамки доступности преподносимой информации.

Специальные классы V вида

Их создают с целью воспитания и обучения детей, имеющих тяжелые речевые патологии. Параллельно оказывается необходимая помощь для устранения имеющихся заболеваний и связанных с ними особенностей в психическом развитии. При положительной тенденции развития ребенка он может быть переведен в обычный класс. Однако для этого понадобится получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Коррекционный класс 5 вида предусматривает получение на протяжении 4-5 лет. Нормативным для общего основного образования является шестилетний срок.

Ступень обучения, предусматривает обеспечение коррекции различных речевых дефектов. К ним относят нарушения темпа речи, звукопроизношения и а также связанные с этими патологиями отклонения в психическом развитии ребенка. Воспитанников обучают навыкам нормальной разговорной речи, верному грамматическому оформлению высказываний и расширяют запас их лексики.

На второй ступени получения образования у детей происходит развитие полноценных навыков письменной и устной передачи информации, которое позволяет им без особых усилий включиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость класса 5 вида составляет 12 человек. Коррекция имеющихся нарушений производится не только на уроках, но и на различных мероприятиях.

Специальные классы VI вида

В них обучаются дети, имеющие нарушения работы опорно-двигательной системы. В таком специальном классе решаются задачи комплексного исправления речи, познавательной и двигательной сферы воспитанников. Целью данного обучения является также и социально-трудовая адаптация детей к жизни общества. Максимальное количество человек, с которыми должен заниматься педагог, не должно превышать десяти.

Специальные классы VII вида

Они предназначены для обучения детей, имеющих задержки в психическом развитии. Основные признаки данной патологии выражаются в слабости внимания и памяти, а также в недостаточности подвижности и темпа.

При посещении таких классов детям обеспечивается нормализация эмоционально-волевой сферы и психического развития. У воспитанников происходит формирование умений и навыков, нужных для учебного процесса, а также активизируется познавательная деятельность. Наполняемость данного класса составляет 12 человек. При этом детям обеспечивается получение логопедической помощи.

Специальные классы VIII вида

Их создают с целью обучения детей, страдающих умственной отсталостью, для устранения отклонений в развитии. Коррекционные классы 8 вида предназначены для социально-психологической реабилитации ребенка. Это позволит ему в будущем как можно безболезненнее влиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость такого класса - 8 человек.

Заканчивается данное обучение аттестацией по труду. Такой экзамен включает в себя вопросы материаловедения и технологии изготовления изделий.

Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

Материалы по теме:

Детский сад плюс начальная школа

Существуют так называемыеначальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый - со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП - детский церебральный паралич;

ЗПР - задержка психического развития;

ЗРР - задержка речевого развития;

ММД - минимальная мозговая дисфункция;

ОДА - опорно-двигательный аппарат;

ОНР - общее недоразвитие речи;

РДА - ранний детский аутизм;

СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего - относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Специальные (коррекционные) школы I , II , III , IV , V , VI , VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент - дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия - это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия - это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений - научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы - от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» - до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» - произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Посетите школу лично!

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно - с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное - трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение - как вариант

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение - это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования , а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся .

Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

Почему-то при словах «коррекционная школа» люди представляют себе этакое дно образования. Год из года школа восьмого вида города Кунгура все больше и больше обрастает мифами и страшилками. «Искра» узнала, соответствует ли хотя бы часть этих мифов действительности.

Коррекционная школа - это не клеймо позора, это место, где ребенку действительно желают добра.

Миф первый: в коррекционной школе учатся отъявленные хулиганы из неблагополучных семей.

Первое, что я вижу в здании кунгурской школы восьмого вида, это обычные дети, которые, увидев меня, здороваются и широко улыбаются в ответ на мою улыбку. Поднимаясь по лестнице, я вижу стены, увешанные грамотами, стенд уставленный кубками и наградами за спортивные достижения, и заполненную доску почета. Школа как школа. Разница лишь в том, что учащиеся здесь дети нуждаются в понимании и помощи специалистов.

Бытует мнение, что у нас учатся дети из асоциальных семей. На деле же это не так – таких учеников у нас лишь четверть. Большинство родителей следят за успехами, некоторые даже присутствуют на занятиях вместе с детьми, – говорит директор школы Ольга Кошкина – Они искренне интересуются успехами своих любимых детей, пусть это даже умение считать до ста.

Миф второй: чтобы попасть в коррекционную школу, достаточно плохо учиться и баловаться на уроках.

Помню, меня саму в детстве родители пугали коррекцией за непонимание азов математики. Тем не менее, школу я закончила, а математика для меня загадка и сейчас.

Кунгурская коррекционная школа восьмого вида обучает детей с интеллектуальной недостаточностью, для которых нужна особая программа. С 2000 года она обучает и детей категории «Особый ребенок», имевших раньше статус необучаемых.

Принимают в школу восьмого вида только через психолого-медицинско-психологическую комиссию (ПМПК), с заключением специалистов и заявлением от родителей. К сожалению, получив такое заключение, многие родители впадают в ужас и всеми силами стараются избежать такого обучения. Их ребенок по несколько лет пытается осилить программу одного класса, стараясь выучить то, что он никогда не поймет. Но родители упорствуют, и школьнику становится все сложнее адаптироваться в обществе. Только после того, как ребенка в очередной раз отказываются перевести в следующий класс, они соглашаются на поступление в коррекционную школу. Каждый год бывает до двадцати таких семей.

Как говорит Ольга Владимировна, после начала обучения ребенку устанавливается диагностический период (для детей восьмого вида он длится одну четверть, а для категории «Особый ребенок» полгода). Если педагоги видят, что школьник отлично усваивает программу, то направляют ребенка на ПМПК для уточнения программы, и если подтверждается, что он может учиться в классах седьмого вида, то его туда переводят. В нашем городе такие классы для детей с задержкой психического развития, сформированны в школах № 2, 13 и 18. Со временем они должны помочь ребенку догнать сверстников.

Миф третий: после окончания школы ребенок получает справку, и не может получить профессию.

Никакой справки нет, в конце обучения ученик получает свидетельство об окончании школы, внешне ничем не отличающееся от обычного аттестата. Разница в приписке «Школа восьмого вида». Это означает, что в программе не было таких предметов как химия, физика, вместо литературы - чтение, вместо алгебры и геометрии - математика. За 9 лет по основным предметам дети проходят то, что в обычной школе проходят за 4-5 лет, - возмущается Ольга Владимировна.

Детей с таким документом принимают в Кунгурский центр образования № 1 (бывший ККПТУиД) и кунгурский сельскохозяйственный колледж. Однако ребенок не сможет получить профессии, в которых присутствует фактор риска (например, электрик, рабочий и другие). С 2014 года срок профессионального обучения по просьбе администрации школы увеличен министерством образования Пермского края до двух лет. Это сделано для того, чтобы дети могли получить не только теоретические, но и практические знания. К тому же, так у детей больше шансов социализироваться в обществе.

В школе много часов отдано урокам труда: в пятом классе - 6 часов, а к девятому доходит до 14 часов в неделю. К концу обучения многие девочки шьют, как профессиональные швеи, а мальчики могут сделать почти все - от табурета с резьбой на ножках до ремонта обуви. Благодаря этому дети, которые не смогут найти себя в профессиях, вполне могут обеспечить себя своими руками.

Миф четвертый: в школу никто не идет работать, поэтому нет должного контроля над детьми.

Да, есть и такой миф. Мол, работать тут могут только закаленные жизнью люди. Но нет, в школе работает 45 педагогов, и из них 25% имеют высшее дефектологическое образование. Каждый из них убежден, что для ребёнка лучше ежедневно совершать небольшие победы и открытия, пусть медленно, но продвигаться по пути познания и развития, чем просидеть 9 лет в массовой школе, ежедневно убеждаясь, что он не способен освоить то, что осваивают его одноклассники. Несмотря на то, что школа переполнена (сейчас в ней 211 учеников, 15 из которых на домашнем обучении), и растет количество детей категории «Особый ребенок», учителя уделяют внимание каждому ученику. Большое внимание уделяется детям не только с интеллектуальной, но и с физической инвалидностью – здесь задачей школы становится обеспечить им все условия для нормального обучения. Например, для учеников, у которых есть проблемы со зрением, нарисованы яркие пометки на дверях и выделены начало и конец лестниц.

Еще во всех классах, кроме девятых, работают группы продленного дня, где ребята под руководством воспитателей занимаются, учат уроки, гуляют.

Миф пятый: дети просто сидят в стенах школы, нигде не участвуют, ничего не умеют.

Неправда. Наши дети участвуют во многих творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях, и мы видим в этом нашу главную цель. Спортсмены школы под руководством учителя физкультуры Анатолия Балашова участвуют во всероссийских соревнованиях для детей с ограниченными возможностями здоровья, и всегда занимают призовые места. Уже 2 раза наши ребята ездили на состязания в Санкт-Петербург, были в Сочи, Йошкар-Оле, Екатеринбурге. В этом году наша выпускница будет участвовать в соревнованиях для людей с ограниченными возможностями здоровья в Лос-Анджелесе. Если мы видим, что ученик преуспевает в спорте, то стараемся эти качества развивать. В Кунгуре мы сотрудничаем с секциями спортивных школ «Лидер» и «Уралец».

Кроме этого дети рисуют, регулярно выступают на конкурсах вокального мастерства и занимают там призовые места, а их трудовые отряды всегда получают заслуженные грамоты. Я и сама видела и слышала, с какой артистичностью и искренней улыбкой дети успешно выступают на сцене, как в составе ансамбля, так и сольно.

Школьные радости

В Кунгуре коррекционная школа восьмого вида существует с 1961 года. За это время она помогла тысячам людей адаптироваться в мире, получить работу, построить нормальную семью. Пусть она не сделает детей гениями, но она даст им все необходимое для дальнейшей жизни. Здесь умеют радоваться мелочам. И если для кого-то праздник – это золотая медаль, то здесь для счастья достаточно научиться держать карандаш в несгибающихся детских пальчиках.

Анастасия Разепина

Сегодня в нашей стране активно ведутся разговоры о нуждах детей с особенностями развития, об их интеграции в общество и правах. Разумеется, когда мы говорим о становлении ребенка как личности, первое, что приходит на ум, это образование. Очень часто для мамы особого ребенка надвигающаяся школа — это повод для тревоги и даже страха. Ведь нужно учесть множество факторов и нюансов, чтобы он мог учиться, при этом быть счастливым и спокойным и в будущем иметь возможность профессионально реализоваться.

Так сложилось, что в России много лет работает система специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Считается, что там им будет легче освоить программу. Но несмотря на расхожий стереотип о том, что ребенок с особенностями должен быть обязательно отправлен в подобное образовательное учреждение, закон об образовании не предусматривает никаких обязательных разделений. Специальные коррекционные школы созданы для помощи, а не для изоляции. Все дети имеют законное право учиться в совершенно обыкновенных школах. Это труднореализуемо, часто это не целесообразно, но в любом случае, родители должны знать, что по закону все предложения о переводе ребенка в коррекцию носят только рекомендательный характер. Дело родителя, следовать рекомендации или нет. К сожалению, ситуация в нашей системе такова, что мама любого ребенка, тем более особого, должна знать свои и его права.

Другое дело, что ребенку может быть лучше именно в коррекционной школе, где ему помогут и учтут именно его темпы, где он будет более спокоен и успешен. В любом случае, отталкиваться стоит от интересов и возможностей ребенка.

Распределение

Попасть в коррекционную школу можно по результатам психолого-медико-педагогической комиссии. Ее обычно рекомендуют пройти те, кто работает с ребенком, то есть учителя или воспитатели. Также родители сами могут записаться на нее, если считают, что у ребенка есть проблемы в развитии и ему нужен индивидуальный образовательный маршрут. Коме того, на основании заключения комиссии производятся все переводы из вида в вид, а также из специальной школы в массовую.

Ребенка смотрит ряд специалистов в зависимости от характера его нарушений. Это и врачи (невролог, психиатр, лор, окулист и др.), и психологи, и педагоги, и социальные работники. Ему даются задания, соответствующие возрасту, кроме того, специалисты опираются на характеристику педагогов и сведения, полученные от родителей. Изучив и сопоставив все вводные, комиссия выносит свой вердикт и рекомендует родителям и ребенку подходящую школу.

По крайней мере, так должно быть. Но зачастую ПМПК носят формальный характер, основываясь не на реальном состоянии ребенка, а на характеристике учителя или на заключениях предыдущих ПМПК. Надо отметить, что условия, в которых проходит проверка, очень не просты для любого ребенка, тем более, если у него есть проблемы с психическим или речевым развитием. Поэтому родителям, которые отправляются на такую комиссию, следует подготовить к ней малыша морально и самим тоже подготовиться, не волноваться и отнестись как к неизбежной необходимости. Можно озвучить специалистам консилиума ваши предпочтения по школе, выслушать их соображения. Но самое главное, что должны помнить родители, — заключение комиссии носит исключительно рекомендательный характер. Вы имеете право оспорить это заключение и пройти комиссию на городском уровне или требовать пересмотра результата, если вы не согласны с предложенным видом школы. В общеобразовательной школе ребенок может учиться без всяких комиссий.

Обучение

Современная система коррекции в Санкт-Петербурге может предложить детям и родителям 8 видов специальных школ :

Школы I вида предназначены для неслышащих детей. Ученики занимаются в небольших группах по 5 - 6 человек. Школа должна быть оснащена необходимой техникой, для того чтобы облегчить детям восприятие материала. Как ни странно, язык жестов, по нормативам, в школах I вида преподается факультативно.

Обучение подразумевает три ступени: начальное, основное общее и полное. Но растянуться оно может на 12 или даже 13 лет. По окончании школы выпускники получают соответствующие документы государственного образца.

Школы II вида созданы для слабослышащих детей. Это те, кто имеет частичную потерю слуха и, возможно, в связи с этим, частичное недоразвитие речи. В зависимости от тяжести патологии дети распределяются на одно из двух отделений. Здесь можно доучиться до ЕГЭ и получить аттестат зрелости. Школа должна быть оснащена специальным оборудованием для усиления звука. Дети обучаются в классах численностью не более 10 человек. Кроме того, для них предусмотрены индивидуальные занятия по развитию речи.

В школы III и IV вида идут дети с различными нарушениями зрения. III вид предусмотрен для незрячих и для детей с остаточным зрением. Классы здесь насчитывают до 8 человек. В IV виде учатся слабовидящие и дети с другими нарушениями зрения. Количество человек в классе не должно превышать двенадцати. Обучение длится 12 лет, учащиеся проходят полный образовательный курс и получают свидетельство государственного образца об окончании школы. Школа должна располагать специальной аппаратурой, тифлоприборами. В основу обучения положена система Брайля.

V вид — речевые школы. Туда идут дети с различными патологиями речи. Так как этим патологиям часто сопутствуют и проблемы психического развития, педагоги должны это учитывать. В речевой школе может быть два отделения: первое — для детей, имеющих тяжелое нарушение речи или общее недоразвитие речи, второе — для детей, страдающих заиканием при нормальном развитии речи.

Если развитие речи у ребенка в процессе обучения нормализуется, родители могут перевести его в общеобразовательную школу. Для этого снова придется проходить ПМПК.Речевая школа не подразумевает старших классов, ребята сдают ГИА и получают соответствующее свидетельство. Как правило, в речевых школах учатся по общеобразовательной программе, с учетом речевых особенностей, в классах не более 12 человек. Должна вестись индивидуальная и групповая работа по развитию речи.

Школы VI вида созданы для детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Здесь они получают начальное, основное и среднее общее образование, обучение длится 11-12 лет. Программа в школе общеобразовательная. Классы небольшие, до десяти человек. Во время обучения с детьми должны заниматься не только освоением школьной программы, но и непосредственно проблемами опорно-двигательного аппарата. Согласно штатному расписанию школе положен логопед.

VII вид — школа для детей с задержкой психического развития. У таких детей потенциально сохранен интеллект, но в связи со слабой памятью, быстрой истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью им тяжело учиться в больших классах обычных школ. В идеале школа VII вида должна рассматриваться как подготовка ребенка к обучению в общеобразовательной. Туда с одобрения ПМПК его могут перевести, когда родители и специалисты сочтут его готовым. Как правило переводы начинаются после начальной школы.

На деле сменить школу VII вида на массовую может быть очень непросто. Ни ПМПК, ни учителя не хотят связываться с детьми из коррекции. Разумеется переводиться можно и порой нужно, но надо делать это очень внимательно, тщательно подбирая школу и педагога, чтобы ребенку было комфортно. Попадают в учреждения VII вида через ПМПК только ученики 1, 2 и, в порядке исключения, 3-го класса. Дети учатся здесь с 1 по 9 класс по общеобразовательной программе, специально адаптированной под их особенности. Классы малокомплектные, не более 12 человек. Помимо этого, предусмотрены дополнительные занятия в группах по 2-3 человека. В конце 9 класса выпускники сдают ГИА и получают соответствующий аттестат.

Школы VIII вида созданы для детей с умственной отсталостью. Подразумевается, что эти школы нужны для того, чтобы помочь таким детям интегрироваться в общество. Очень большое внимание должно уделяться трудовой подготовке, в некоторых случаях возможна производственная практика.

Усиленная трудовая подготовка осуществляется в тех школах VIII вида, которые предусматривают 10 и 11 класс. Кроме того, школа должна иметь достаточную материальную базу для создания классов трудовой подготовки и проведения производственной практики. Если ученик хорошо освоит изучаемую профессию, он может получить соответствующий разряд или квалификацию.

Количество детей в классе не превышает 12 человек. Обучение идет по общеобразовательной, специально адаптированной программе. Завершается оно аттестацией по трудовому обучению. По состоянию здоровья учащиеся могут быть освобождены от аттестации. После школы они получают документ, свидетельствующий об их участии в обучении. С таким документом можно пойти в ПТУ или, если человек в состоянии, в вечернюю школу, чтобы получить среднее образование и аттестат зрелости. В рамках VIII вида также могут быть созданы классы для учеников с глубокой умственной отсталостью. Там учится не более 8 детей.

Для всех видов школ предусмотрен дополнительный класс. Туда идут дети 6-7 лет, которые не посещали дошкольное учреждение.

Помимо специальных школ существует более интегративный вариант — классы компенсирующего вида на базе общеобразовательных учреждений. Это малокомплектные группы, в которых учатся дети с особыми потребностями. Например, это речевые классы, классы выравнивания, классы по охране зрения и др. Вряд ли такой вариант подойдет учащимся с тяжелой патологией, но это может стать решением для так называемых «пограничных» детей. Направление в эти классы, также как и в коррекционные школы, выдает ПМПК. Чтобы узнать, в каких школах вашего района такие классы есть, можно позвонить в РОНО.

Кроме того, некоторые дети имеют право на индивидуальное обучение на дому. Для того чтобы учиться таким образом, необходимо оформить документы, подтверждающие невозможность ученика посещать школу каждый день. Ребенок может учиться дома постоянно или ходить на некоторые уроки вместе со всеми. Интенсивность обучения также зависит от возможностей конкретного ребенка. По закону, обучающийся на дому, должен получить все необходимые для этого технические средства. Ребенок может учиться дома весь период пребывания в школе или некоторое время вплоть до изменения состояния его здоровья. Существует список заболеваний, при которых предоставляется надомное обучение. Такая форма обучения возможна и в общеобразовательной, и в коррекционной школе.

К сожалению, учителя и администрация школ как обычных, так и коррекционных, часто пытаются отправить «неудобных» учеников именно на надомное обучение, потому что им тяжело справиться с поведением ребенка. Родителям надо иметь ввиду, что подобные манипуляции невозможны без их согласия. И если есть стойкое желание оставить ребенка в коллективе, нужно набраться терпения и сил, чтобы не уступить напору учителя. Но все же отталкиваться следует от интересов и потребностей ребенка. Не всегда пребывание в школе и связанный с этим стресс пойдут ему на пользу.

Осознание

Как бы хорошо все не выглядело в теории, на практике это не всегда так. Бывает, что детям не хватает учебников, нет необходимой аппаратуры. Родители часто жалуются, что вынуждены покупать многое сами. Кроме того, проблемы возникают непосредственно с пониманием задачи коррекционной школы как таковой. Зачастую выходит так, что ребенок, вроде бы направленный в школу для того чтобы получить помощь, оказывается неудобен ей. И порой дети с тяжелыми патологиями, которым очевидно показаны эти школы, остаются за бортом, отправляются на надомное обучение или в нежелаемый вид из-за поведенческих проблем. Бывает, что из массовых школ в коррекцию пытаются «спихнуть» неудобных, сложных, гиперактивных детей, детей неблагополучных. Очень часто это не оправдано. Не говоря уже о том, что большинство особых детей спокойно могут идти по показаниям сразу в несколько видов. Но там, где работают с одной патологией, не всегда могут справиться с сопутствующими проблемами ребенка.

Сегодня в России все больше говорится об эксклюзивном образовании, когда все дети, независимо от их диагнозов, учатся вместе в общеобразовательных школах. Считается, что это воспитывает толерантность, дает шанс ребятам с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в общество с самого детства, в общем, всем это должно быть удобно. За рубежом такая система действует давно и успешно. Начинают внедрять ее и у нас. В Москве, к примеру, с радостью ухватились за эту идею. Сейчас там пытаются свести к минимуму систему коррекционных школ и детских садов, объединив их с общеобразовательными учреждениями. Но, подписываясь на очередное массовое благо, московские чиновники не подумали, что под каждую посадку необходимо подготовить почву.


Ни с одной стороны общество не готово пока принять инклюзию. Ведь для ребят с особенностями нужны адаптированные программы, индивидуальный подход, техническое оснащение, помощники. Учителям необходимо обладать определенными навыками для работы с такими детьми. Их должны безоговорочно принять одноклассники. В свою очередь, их нахождение в классе не должно мешать учиться остальным. Родители детей с особенностями должны быть готовы выпустить свое чадо в коллектив к ровесникам. Одним словом, всем участникам образовательного процесса важно понять и принять всю суть инклюзии и самим включиться в ее осуществление. Но после долгих лет изоляции инвалидов очень трудно требовать от людей бесстрашного, полного и главное моментального их приятия. Тем более что информации крайне мало, а страхов и предрассудков великое множество.

Пока Санкт-Петербург не собирается отказываться от системы коррекции, и это прекрасно, поскольку у людей должен быть выбор пути. Но начать движение к инклюзии стоит. Ведь правильно оформленная модель инклюзивного образования идеальна для всех. В первую очередь, учителям, врачам, родителям, чиновникам от образования необходимо сменить свое отношение к задачам коррекционных школ, к их учащимся, к работе в них. Обучение особого ребенка не должно быть борьбой его матери с системой и выбором из двух зол, не должно привести к полной бесперспективной изоляции ребенка и к его озлоблению. Оно должно стать радостью, помощью и сопровождением его во взрослую жизнь.

 

 

Это интересно: