→ Основные условия и критерии сплоченного воинского коллектива. Что характерно для любого воинского коллектива? Устав воинского коллектива. Воинская обязанность. Военная психология как наука

Основные условия и критерии сплоченного воинского коллектива. Что характерно для любого воинского коллектива? Устав воинского коллектива. Воинская обязанность. Военная психология как наука

1.2 Понятие, признаки и структура воинского коллектива

Психология воинского коллектива - это раздел военной психологии, изучающий социально-психологические явления, проявляющиеся в процессе совместной жизни и деятельности военнослужащих подразделения.

Коллектив - это объединение людей, связанных единством деятельности, ее целей, средств и организации, общностью взглядов, норм и правил поведения, единой волей и общим руководством.

Воинский коллектив - это высокоорганизованная общность дисциплинированных военнослужащих, объединенных для совместного решения задач овладения военным делом, поддержания постоянной боевой готовности в интересах защиты Отечества; - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Он представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности.

Особенности воинского коллектива:

Специфичность целей и деятельности;

Деятельность строится на основе уставной организации, а также специфических норм правил поведения;

В бою выполняет свои задачи силой оружия, насилием по отношению к врагу;

Стабильность, относительная длительность и непрерывность пребывания личности в одном коллективе;

Специфическая разнообразность личного состава;

Специфичность оплаты за деятельность.

Такие общности образуются в рамках организованной структуры подразделений с их системой управления, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха. Но сама по себе эта организованная структура не создает коллектива. Нужно, чтобы между людьми, включенными в нее, образовались прочные духовные, деловые и личные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности и создающий необходимые условия для всестороннего развития личности каждого отдельного воина.

Психология и поведение отдельного человека существенно зависит от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения называемые группами.

Признаки коллектива:

Организация, наличие органов управления, руководства;

Общественно-значимая цель деятельности;

Длительность совместного пребывания;

Определенный уровень сплоченности и дисциплины;

Общая психология.

Основой для возникновения и проявления всех социально-психологических явлений в коллективе является совместная деятельность и общение военнослужащих. Носителем психологии коллектива выступает весь коллектив или его большая часть, но не отдельная личность.

Объективные условия, в которых находится воинский коллектив, представляет широкие возможности для формирования психологии коллектива.

Социально-психологические явления коллектива являются важным фактором формирования и воспитания личности, проявления ее качеств и черт в процессе общения и выполнения определенной социальной роли.

Психология воинского коллектива, как и любого другого, составляют разнообразные социально-психологические процессы и явления, характеризующие содержание и состояние реального сознания данного коллектива.

В структуре воинского коллектива могут выделяться подструктуры, компоненты по степени устойчивости и подвижности.

Исходя из вопроса, следует вывод что, изучив воинский коллектив и зная его особенности, можно более эффективно использовать подразделение при решении поставленных задач, и на порядок уменьшить количество нарушений воинской дисциплины.

Вывод по главе: изучить психологические характеристики личности воина и воинского коллектива, играющие важную роль в поведении военнослужащего, а также духовный мир своих подчиненных - значит установить особенности направленности, характера, способностей и темперамента каждого из них, уяснить закономерности проявления их в поведении, эффективно построить деятельность подразделения, а также быть в состоянии прогнозировать будущее поведение военнослужащих, в том числе и в условиях боевой обстановки.

Анализ причин дезорганизации уголовно-исполнительной системы с позиций синергетического подхода и теории эгрегоров

Дезорганизация, на наш взгляд, является необходимым этапом развития любой системы, предшествующим состоянию бифуркации. В целом, дезорганизация - это нарушение порядка, то есть той стабильной основы, включающей иерархию, правила, принципы и т.д...

Взаимосвязь девиантного поведения с креативностью

Девиантное поведение (deviatio - отклонение) - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией...

Диагностика проявлений тревожности у детей

Школьная тревожность - проблема в наше время достаточно распространенная. Возникновению ее способствует в немалой степени и стрессогенная, нестабильная, тревожная обстановка в мире, доступная информация об этих опасностях...

Последствия конфликтов в воинском коллективе

В воинских частях существует большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В структуре психологии много общего. В тоже время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинскиеколлективы решают различные задачи...

Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в конфликтной ситуации

Как известно, любой коллектив, в том числе учительский, является разновидностью социальной группы. Раньше главную особенность коллектива, отличающую его от диффузной группы (простого скопления людей), видели в том...

Психологические особенности взаимоотношений в коллективах и педагогические навыки сотрудников ОПЧС

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывает особый интерес и внимание...

Психологические особенности формирования антитеррористического сознания у студентов ВГИ (филиал) ГОУ ВПО "Волгоградский Государственный Университет"

Терроризм, в широком понимании, вбирает в себя самые разные формы террористической деятельности - от политической, идеологической, религиозной и даже, так называемой...

Роль и место должностных лиц роты в изучении личности военнослужащего и воинского коллектива

Роль и место должностных лиц роты в изучении личности военнослужащего и воинского коллектива

Если командир знает особенности возглавляемого коллектива, то он легко сумеет найти наиболее эффективные методы управления, он получает возможность с большим успехом реализовать принятые решения в любых условиях обстановки...

Роль и место должностных лиц роты в изучении личности военнослужащего и воинского коллектива

Изучение подчиненного личного состава - одна из основных обязанностей всех категорий командиров, офицеров воспитательных структур и необходимая предпосылка индивидуального подхода в воспитательной работе...

Социальная психология в коллективе

Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений...

Социально-психологическая характеристика воинского коллектива

Стиль общения командира как основа психологического климата в подразделении

Коллектив - это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими целями, совместной социально-полезной деятельностью...

В сложной организации воинских соединений и частей важное место занимает их первичное звено – подразделение (расчеты, боевые части, экипажи и др.). Именно они, по мере своего становления, создают особое образование – коллективную психологию, которая регулирует совместную жизнь и профессиональную деятельность военнослужащих. Однако психологические явления являются продуктом коллективного взаимодействия.

Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее "собранность", т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова "кружок". В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражает понятия «товарищество», «воинское братство». Вследствие этого в отечественной военной психологии под воинским коллективом понимается организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством единоначальника. Следовательно, его отличительными признаками выступает то, что это:

    высокоорганизованная группа идейно убежденных и дисциплинированных военнослужащих, способных самостоятельно (автономно) выполнять служебно-боевые, служебные, учебные, и другие задачи;

    специфическая социальная общность, предназначенная для защиты Отечества, характеризующаяся единством понимания воинского долга, общностью коллективистской психологии.

Анализ группового объединения военнослужащих показывает, что в диалектике формирования коллектива можно выделить несколько этапов, каждый из которых имеет свое содержание и преследует специфические цели.

1-й этап - формирование случайной группы - начального объединения военнослужащих на основе их территориальной близости в данный момент времени (например, на сборном пункте или служебном совещании);

2-й этап - формирование неорганизованной группы (номинальной группы, конгломерата), предусматривающей добровольное объединение людей на основе некоторого совпадения их интересов, проявившихся в ходе непродолжительных межличностных контактов;

3-й этап - формирование организованной группы – объединения военнослужащих, способных к эффективным совместным действиям. Она, в свою очередь, бывает нескольких уровней.

Низкий уровень (ассоциация) представляет собой объединение на основе приказа (призывники) или интереса (любители шахмат). В составе такой группы может быть до 10 человек. Период функционирования - от 3 до 5 дней. По истечении указанного временного периода ассоциация или прекращает свое существование, или переходит на более высокий уровень.

Средний уровень (кооперация) - для нее характерна более осознанная деятельность и дисциплина. Возникает она, как показывают наблюдения войсковой практики, через 10-15 дней после установления межличностного взаимодействия. В подразделении, как правило, насчитывается 2-3 группы по 3-6 военнослужащих, объединенных, например, на основе актуализировавшегося в первое время воинской службы чувства землячества.

Высокий уровень (автономизация) характеризуется четкой организованной структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов военно-профессиональной деятельности.

Высший уровень группового объединения людей в отечественной психологии, в отличие от большинства зарубежных школ, принято называть коллективом.

Наблюдения за формированием ряда воинских подразделений позволили военным психологам выделить четыре основных стадии развития коллектива.

1. Стадия социального единства - начальная стадия развития воинского коллектива, которая характеризуется тем, что большинство воинов сознательно относятся к службе и дисциплине, отчетливо представляют свои обязанности и цели деятельности, ориентируются на единую систему духовных ценностей, которая не противоречит их личностным ориентациям.

2) На стадии войскового товарищества в основном, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются товарищеские взаимоотношения между военнослужащими. На этой стадии уже можно обнаружить достаточно стабильную структуру коллектива: коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки. Руководитель, воздействуя на эти показатели, более эффективно управляет коллективом и каждым подчиненным в отдельности.

3) Стадия социальной зрелости. Коллектив достигает единства воли действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций. Взаимодействие между военнослужащими основывается на взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимозаменяемости и бесконфликтности. Военнослужащие предъявляют к себе высокие требования, старательно изучают боевую технику и оружие, совершенствуют коллективное мастерство.

4) На стадии самоуправления коллектив понимает своего руководителя (командира), как говорится, с полуслова и воспринимает его требования как свои собственные. При этом отпадает необходимость контроля действий подчиненных - эту функцию выполняет адаптированное под коллективные устремления личностное сознание военнослужащего и коллективный контроль его сослуживцев.

Рассмотренные стадии развития воинского коллектива являются типичными для коллективов всех видов. Однако темпы развития могут быть различными в зависимости от социально-психологической подготовки руководителя, индивидуальных особенностей военнослужащих, характера решаемых коллективом служебных, вахтенных, боевых и других профессиональных задач. Следовательно, общие закономерности развития воинского коллектива должны учитываться офицером-руководителем подразделения и конкретизироваться в зависимости от сложившихся условий его деятельности.

В зависимости от характера и направленности функционирования (проведение сухопутных, воздушных, морских и т.д. операций) каждый из коллективов наделен соответствующими особенностями. Какова же специфика воинского коллектива подразделений и частей Военно-морского флота?

Находя ответ на этот вопрос, необходимо учитывать, что воинскому коллективу, как и любому коллективу нашего общества, присущи все наиболее общие признаки коллектива. Но в то же время он имеет и свои особенности, характеризующие данный коллектив как воинский.

Во-первых, воинскому коллективу свойственна специфическая главная задача и причина его существования - охрана и защита государственного суверенитета Российской Федерации. К тому же ее решение достигается насильственными средствами с помощью оружия. А это обусловливает своеобразие норм и правил поведения и взаимоотношений между членами коллектива.

Во-вторых, в воинских коллективах предусмотрена строгая централизация управления и разделение людей на служебные категории, что четко регламентирует их обязанности и права.

В-третьих, воинским коллективам характерны относительная однообразность и стабильность деятельности, длительность пребывания членов коллектива в условиях совместной деятельности. К числу прочих особенностей воинских коллективов также можно отнести оторванность значительной части коллектива от семьи, родных, близких, разнородность членов воинского коллектива и некоторые другие.

Вместе с тем нельзя не отметить, что специфика профессиональной деятельности военных моряков, их личностные и образовательные особенности накладывают своеобразный (специфический) отпечаток и на межличностные (внутриколлективные) отношения. Каковы же в этом случае специфические особенности коллективов военно-морских подразделений?

Как показывает анализ, к ним можно отнести:

1. Повышенную ответственность за решение служебных, вахтенных и боевых задач, особенно в ходе боевого похода;

2. Динамичный и постоянный учебно-боевой процесс;

3. Относительную изоляцию в профессиональной деятельности в составе расчетов, боевых частей и экипажей;

4. Экстремальность решаемых вахтенных и боевых задач;

5. Неоднородность коллектива (военнослужащие по контракту из числа офицеров и мичманов и военнослужащие по призыву);

6. Специфику повседневных задач и целей деятельности, а также периодически широкий диапазон общения и относительную стабильность коллективов кораблей.

Стержневой в понятии коллектива воинского подразделения выступает идея межличностных связей военнослужащих, формирующих его социально-психологическую характеристику.

В воинских частях существует большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В структуре их психологии много общего. В то же время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинские коллективы решают различные задачи, имеют свои военно-профессиональные особенности (например, в зависимости от структурности подразделения – боевая часть, экипаж, береговая часть и т.д.).

Также различают воинские коллективы по типу внутриколлективного общения: в одних коллективах оно составляет основу коллективной деятельности (там, где имеются коллективная боевая техника и оружие, обслуживаемая группой воинов-специалистов), в других - общение происходит, в основном, на учебных занятиях, совещаниях, во время отдыха, так как члены коллектива заняты, главным образом, индивидуальной военно-профессиональной (специалисты связи, акустики и др.) деятельностью.

Коллективы, созданные в соответствии со штатно-организационной структурой (подразделение) обычно называют основными (формальными) воинскими коллективами. К их числу также относятся спортивные, художественные коллективы, кружки, секции и другие объединения по интересам, регламентированные соответствующими приказами.

Коллектив, обеспечивающий непосредственное взаимодействие военнослужащих друг с другом, называется контактным. Его может составлять группа, башня.

Контактные коллективы организационно включаются в первичные, функционирующие в рамках одного подразделения. Однако бывает, что первичные и контактные коллективы несколько разнятся по своей групповой психологии. В таком случае прочность первичного коллектива (подразделения) снижается.

Каждый военнослужащий, естественно, может быть членом нескольких коллективов: прежде всего, основного (военно-профессионального), а также других. Например, являясь конкретным специалистом в коллективе подразделения, он как участник художественной самодеятельности входит в состав соответствующего кружка, а как спортсмен - является членом коллектива спортивной секции и так далее. Однако разнообразие воинских коллективов не мешает, а, напротив, помогает сплачивать людей вокруг главных целей и задач, превращать их в настоящую военную организацию, устойчивую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах.

В то же время для командира (начальника) подразделения весьма важным является учет в своей руководящей деятельности не только уровня социальной общности его подчиненных, но некоторых других особенностей, например, количества подчиненных, структуры подразделения и специфики решаемых ими военно-профессиональных и других задач. Именно их своеобразное сочетание в каждом конкретном случае позволили военным психологам выделить несколько видов коллективов, среди которых, прежде всего, представлены:

Первичные коллективы - коллективы с непосредственным контактом, взаимодействие между собой (боевая часть кораблей 2 и 3 ранга, экипаж корабля 4 ранга и др.);

Вторичные коллективы - коллективы, состоящие из нескольких первичных. Они могут находиться в опосредованном взаимодействии, общении между собой (боевая часть корабля 1 ранга, экипаж корабля 3 ранга и др.).

Применение изложенных психологических признаков для анализа и оценки качественного состояния воинского коллектива выявить в каждом из них своеобразную структуру.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что формирование воинских коллективов является следствием действия, как объективных законов, так и субъективной деятельности его членов. Вместе с тем необходимо учитывать, что люди, взаимодействующие в рамках конкретного воинского или другого коллектива, выступают носителями индивидуальной психики и уникальной личностной психологии. В результате осуществляемых контактов на межличностном уровне формируются своеобразные психологические явления, получившие название психологии коллектива.

По своей сущности психология коллектива представляет собой те непосредственные психологические реакции, которые формируются в результате межличностных взаимодействий военнослужащих с другими членами коллектива и закрепившиеся как общепризнанные. Иными словами, это возникающий в процессе общения, совместной жизни, служебной, боевой и всякой другой деятельности комплекс психологических связей между людьми, благодаря которым они приобретают способность действовать как единое целое. Отдельные, не связанные в логическую схему представления, достаточны для поддержания нормальных будничных взаимоотношений, но они не позволяют глубоко ориентироваться и, должным образом, реагировать на происходящие общественные события, предвидеть и учитывать следствия совершенных действий и поступков. Здесь, несомненно, должно появляться психологическое явление нового типа, отражающее отношение к происходящим событиям и явлениям всего коллектива.

Если же говорить о структуре психологии коллектива, то есть о тех психологических компонентах, в которых заключено ее содержание, то ее можно представить двумя группами.

1. Группа личностных социально-психологических явлений, возникающих из непосредственного взаимодействия военнослужащих друг с другом. К ним относятся притязания, самоутверждение личности, лидерство, авторитет, психическое заражение, взаимные требования и внушения, подражание, конформизм, психологическая совместимость, идентификация, эмпатия, симпатия или антипатия и др. Нередко в психологической литературе перечисленные явления коллективной психологии используют при раскрытии содержания межличностных отношений.

2. Группа коллективных социально-психологических явлений среди которых, прежде всего, выделяются коллективное мнение, коллективное настроение, коллективные потребности и коллективные традиции. Отдельные отечественные психологи в их число включают также коллективные привычки, запросы, ценности (интересы, взгляды, убеждения), психологическую готовность и устойчивость, нравственный климат коллектива и ряд других компонентов.

Некоторые результаты совместной умственной деятельности военнослужащих - общие взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам службы, а также сам процесс их формирования называют коллективным мнением. Иногда в этом случае говорят о коллективной мысли или коллективном разуме. По своей же сути коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение воинского коллектива или его большей части к объектам, явлениям или событиям окружающего мира. Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации военнослужащих. К числу его основных видов можно, прежде всего, отнести официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа руководящего состава) коллективное мнение. При этом необходимо учитывать, что именно неофициальное мнение коллектива наиболее существенно влияет на формирование других социально-психологических явлений в данной социальной общности (группе или коллективе).

Социально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения.

Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению со стороны командира (начальника).

Следующим социально-психологическим явлением, проявляющимся в ходе межличностного взаимодействия, выступают коллективные потребности. По своей сути это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в субъективную потребность большинства военнослужащих подразделения. Обогащению арсенала потребностей военнослужащих способствуют широта и гармония их отношения к воинской службе в целом, своей военно-профессиональной деятельности, командирам и начальникам, сослуживцам и др.

Не менее важное влияние на функционирование коллектива оказываю коллективные традиции. Они представляют собой относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (вахтенной, -боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К числу основных видов традиций относятся служебные (вахтенные, боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Считается, что становление и развитие традиций во многом определяются их характером и действенностью. Они становятся устойчивыми формами коллективного поведения, если соблюдаются определенные условия. Так, эмоционально привлекательные традиции стимулируют развитие коллектива, способствуют повышению сознательности и дисциплинированности. Их же утрата же существенно затрудняет развитие коллектива, точно так же, как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности.

К сожалению, в воинских подразделениях находят проявление и целый ряд традиций отрицательной направленности (неформальных традиций), противоречащих уставным требованиям и морально-этическим нормам современного цивилизованного общества (прежде всего порожденных так называемым феноменом «дедовщины»). Они негативно влияют на эмоциональное состояние многих военнослужащих, воинскую дисциплину, что, в целом, снижает эффективность функционирования воинского подразделения. К тому же, как подчеркивал А.С.Макаренко, такую традицию невозможно отменить приказом – она «должна быть вытеснена новой традицией, более сильной и более полезной. Такая работа требует большого терпения и глубокой мысли». Вот почему предупреждение складывания неформальных традиций, их разрушение в последние годы представляют серьезную проблему педагогической деятельности командиров и начальников.

Весьма важным социально-психологическим явлением воинского подразделения выступает лидерство.

Считается, что лидерство - это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилие на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменение в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример.

Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Следовательно, понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с понятием "цель". К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер - это элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия.

Подходит ли офицер для роли лидера, зависит прежде от признания за ним другими подчиненными качеств превосходства, внушающих им веру в него и побуждающих признать его влияние на себя. Естественное лидерство - когда влияние исходит из признания другими членами группы (коллектива) личного превосходства лидера. Причем здесь важно не то, что офицер обладает качествами превосходства, а то, что его подчиненные признают обладание этими качествами.

Очень часто влияние лидера зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться лишь частичным основанием для лидерства. Обычно решающее значение имеет склонность к доминированию, а именно - умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на их языке. В этом случае роль лидера воинского коллектива заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий.

В то же время следует учитывать точку зрения ряда отечественных военных психологов, что общее лидерство в группе складывается из трех компонентов - эмоционального, делового и интеллектуального. Эмоциональный лидер ("душа группы") - это человек, к которому каждый член коллектива может обратиться за сочувствием. С деловым лидером ("руки группы") хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К интеллектуальному лидеру ("мозг группы") все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Естественно, что наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Чаще всего проявляется сочетание двух компонентов, например, эмоционального и делового, информационного и делового и т.д.

Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражается обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления. Однако для усиления воспитательной роли коллектива мало определить лишь направленность его деятельности. Здесь важно конкретизировать цели коллектива. Разбить их по рубежам, определить вклад каждого военнослужащего в общее дело, внедрить эти цели в сознание подчиненных, вызвать интерес к их достижению.

Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются следующей характеристикой, которой выступает групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих, в совместной военно-профессиональной деятельности.

Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности.

В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Ее сущность заключается в эффекте сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень максимально возможной успешности совместной деятельности при минимальных затратах на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной деятельностью. Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, несении вахтенной или боевой службы и др.). Высшая степень коллективной (групповой) согласованности характеризуется ее слаженностью, возникающей в процессе совместной деятельности личного состава из совокупности коллективных усилий и вызывающей у военнослужащих чувство гордости за свой коллектив, проявления товарищества, взаимопомощи, координации усилий, творческого отношения к делу.

Рассмотренные социально-психологические явления воинских коллективов и их обобщенные характеристики представляют собой лишь теоретическое содержание коллективной психологии. Командирам и начальникам же важно не только их знание, но и умение использовать полученные знания в своей военно-профессиональной деятельности. А для этого необходимо знать порядок изучения основных социально-психологических явлений воинского коллектива.

Понятие о воинском коллективе

Личность воина - первостепенная социальная и духовная ценность в Вооруженных Силах. Как субъект воинской деятельности, как защитник Родины, он всегда является членом воинского коллектива . Воин, как член воинского коллектива, связан многими нитями со своими сослуживцами, и его мысли, чувства и поступки во многом зависят от их позиций, мнений и ожиданий.

Воинский коллектив представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности. Действенным фактором духовного сближения воинов, превращения случайного сочетания человеческих характеров в устойчивую группу, а затем и в высокоразвитый коллектив, является совокупная воинская деятельность, необходимость постоянного согласования усилий, распределения задач, взаимопомощи и взаимовыручки. В процессе решения общей задачи идет быстрое наращивание числа нитей сцепления между воинами, отлаживания процессов управления и организации, сближения точек зрения и характеров. Словом, происходит качественный скачок в развитии общности как целостного образования. От простой совокупности людей, еще не способных к эффективной совместной активности, осуществляется переход к организованной группе, субъекту коллективной деятельности.

Итак, воинский коллектив - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Такие общности образуются в рамках организационной структуры подразделений с их системой управления, вооружения, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха. Но сама по себе эта организационная структура не создает коллектива. Нужно, чтобы между людьми, включенными в нее, образовались прочные духовные, деловые и личные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности и создающий необходимые условия для всестороннего развития личности каждого отдельного воина. Социально-психологической основой воинского коллектива являются многообразные духовные связи, которые прочно соединяют воинов в единое целое. Чем разнообразнее и богаче они, тем прочнее коллектив.

Воинский коллектив имеет свою социально-психологическую структуру. Ее элементами являются люди, выполняющие в коллективной жизни и деятельности определенные роли, занимающие известное положение, а также отдельные микрогруппы, образующиеся внутри коллектива. Все эти позиции (индивидуальные групповые роли) связаны специфическими отношениями.

Характеристики воинского коллектива

Понятие воинского коллектива обычно употребляется для характеристики такой общности военнослужащих и таких подразделений, которые в своем социальном развитии достигли высокого уровня. В этой связи коллектив имеет ряд признаков, степень выраженности которых дает возможность судить об уровне его зрелости.

1. Коллективом является совокупность военнослужащих, которая характеризуется единством идеологии, основных интересов и моральных принципов, высокоразвитым сознанием коллективизма и взаимной привязанности.

2. Одним из основных признаков коллектива является единство решаемых задач, целей и процесса деятельности; коллектив предполагает коллективную (совокупную) деятельность, которая реализуется коллективным мастерством, навыками делового взаимодействия и предполагает систему руководства и дисциплины.

3. Важным признаком коллектива является система социально-психологических явлений, которые формируются на основе различных форм общения воинов и служат тем звоном, которое связывает их в единый социальный организм. Коллектив характеризуется также здоровым социально психологическим климатом, дисциплиной и моральным состоянием.

Исходные предпосылки для формирования коллектива

Исходные предпосылки для формирования коллектива: люди, обладающие необходимыми данными для совместной жизни и деятельности; общие интересы, задачи, предполагающие общую деятельность. При наличии этих предпосылок развертывается межличностное и внутригрупповое общение - основной способ и механизм формирования коллектива и его психологии. Основными свойствами коллектива являются его способность к совместной, коллективной деятельности и способность обеспечивать нормальные социальные условия для жизни, развития, удовлетворения потребностей каждого своего члена. Важнейшим свойством коллектива является его тесная связь с другими коллективами.

В каждом подразделении имеются объективные предпосылки для создания прочного боевого коллектива: духовное единство воинов; коллективное оружие и коллективный характер деятельности, предполагающий необходимость общих четких действий при выполнении учебных и боевых задач; общие условия службы, боевой подготовки и воинского быта. На этой объективной основе и под влиянием целеустремленной работы командиров развертывается процесс организационного сплочения воинов, то есть процесс создания и становления коллектива.


Виды коллективов

Важным критерием дифференциации воинских коллективов является разделение военнослужащих на ряд служебных категорий: офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат. Поскольку у этих категорий есть общие, специфические интересы и проблемы, постольку они объединяются и образуют своеобразные коллективы: офицерские, сержантские, коллективы прапорщиков, отдельных военных специалистов (наводчиков, механиков-водителей и т.д.).

В зависимости от характера деятельности, особенностей личного состава (однородность - разнородность) и других объективных условий воинские коллективы различаются и рядом психологических признаков. Прежде всего, это тип внутриколлективного общения . В одних коллективах деловое общение, взаимодействие образуют основу коллективной деятельности (прежде всего, где имеются коллективное оружие, боевая техника, обслуживаемая группами воинов, тесно взаимодействующими друг с другом). В других коллективах общение возможно в основном в промежутках между выполнением задач, во время отдыха, а также на учебных занятиях, так как члены коллектива заняты индивидуальной деятельностью. В большинстве подразделений формы индивидуальной и коллективной деятельности переплетаются, соответственно и общение носит разнообразный характер.

Различаются коллективы и по своим качественным характеристикам : по уровню нравственной зрелости, сплоченности, уровню коллективного боевого мастерства (слаженности), по состоянию дисциплины, морально-психологическому климату, достижениям и результатам деятельности.

В процессе сплочения и развития воинского коллектива достигается моральное и организационное единство личного состава подразделения. Оно проявляется в четкости и высокой эффективности совместных действий с оружием и техникой, а также и во внеслужебное время и в разнообразных формах коллективной духовной жизни, в сознании каждого воина, чувствующего свою близость и привязанность к товарищам и ответственность перед ними.

Эта сторона единства членов воинского коллектива выражается в его психологии, которая представляет собой совокупность различных связей и отношений. От содержания, направленности и устойчивости психологии коллектива зависит качество выполнения стоящих перед ним задач.

Практика показывает, что для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие условия:

а) общие, согласованные позиции членов коллектива по главным вопросам общественной жизни и военной службы, формирующиеся на основе морального единства воинов, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов;

б) навыки взаимодействия и общения, как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормами и способами регуляции совместной жизни и деятельности;

в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.

Важным условием деятельности и развития коллектива являются традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы.

Система внутриколлективного общения - это совокупность разнообразных контактов между воинами: служебных и личных, информационно-познавательных и эмоциональных, двусторонних и многосторонних; управленческо-дидактических, воспитательных и партнерских и т.д. Средством общения служит взаимный обмен информацией между воинами (ее сообщение и восприятие).


Коллективная мотивация - это стремление воинов к согласованию своих действий, к взаимной поддержке и развитию успеха, достигнутого товарищами. Это практическое проявление коллективизма личности. В основе коллективной мотивации лежит идейное, моральное единство воинов. Стремление воинов действовать коллективно, помогать друг другу является также результатом осознания ими своей взаимной зависимости, необходимости подчинения своих личных успехов успеху коллектива. Большое влияние на коллективную мотивацию оказывают взаимоотношения, сложившиеся в подразделении, - дух настоящего товарищества, ответственности друг за друга и за общее дело или же обстановка нервозного соперничества, стремления к личным показателям и равнодушие к результатам соседа.

Навыки и умения взаимодействия и дружеского общения состоят в том, чтобы в каждый момент совместной работы делать именно то, что вытекает из логики решения общей задачи, причем делать это самостоятельно, на основе личной оценки складывающейся обстановки, без указаний и просьб. Специфика этих навыков и умений, в отличие от навыков и умений индивидуального применения оружия, заключаются в том, что здесь требуется, прежде всего, ориентация на действия своих товарищей, понимание направления развития ситуации общения, особенно того, чего ожидают в каждый момент другие участники совместной деятельности.

Воинскому коллективу, как и любому коллективу нашего общества, присущи все наиболее общие признаки. Но он имеет и свои особенности, характеризующие данный коллектив как воинский. Во-первых, воинскому коллективу свойственна специфическая главная задача и причина его существования - охрана и защита государственного суверенитета Российской Федерации. К тому же ее решение достигается насильственными средствами с помощью оружия. А это обусловливает своеобразие норм и правил поведения и взаимоотношений между членами коллектива. Во-вторых, в воинских коллективах предусмотрена строгая централизация управления и разделение людей на служебные категории, что четко регламентирует их обязанности и права. В-третьих, воинским коллективам характерны относительная однообразность и стабильность деятельности, длительность пребывания членов коллектива в условиях совместной деятельности. К числу прочих особенностей воинских коллективов также можно отнести оторванность значительной части коллектива от семьи, родных, близких, разнородность членов воинского коллектива и некоторые другие. Вместе с тем нельзя не отметить, что специфика профессиональной деятельности военных, их личностные и образовательные особенности накладывают своеобразный (специфический) отпечаток и на межличностные (внутриколлективные) отношения. Каковы же в этом случае специфические особенности коллективов военных подразделений? Как показывает анализ, к ним можно отнести:

  • 1. Повышенную ответственность за решение служебных, вахтенных и боевых задач, особенно в ходе боевого похода;
  • 2. Динамичный и постоянный учебно-боевой процесс;
  • 3. Относительную изоляцию в профессиональной деятельности в составе расчетов, боевых частей и экипажей;
  • 4. Экстремальность решаемых вахтенных и боевых задач;
  • 5. Неоднородность коллектива (военнослужащие по контракту и военнослужащие по призыву);

Стержневой в понятии коллектива воинского подразделения выступает идея межличностных связей военнослужащих, формирующих его социально-психологическую характеристику.

В воинских частях существует большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В структуре их психологии много общего. В то же время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинские коллективы решают различные задачи, имеют свои военно-профессиональные особенности (например, в зависимости от структурности подразделения). Также различают воинские коллективы по типу внутриколлективного общения: в одних коллективах оно составляет основу коллективной деятельности (там, где имеются коллективная боевая техника и оружие, обслуживаемая группой воинов-специалистов), в других - общение происходит, в основном, на учебных занятиях, совещаниях, во время отдыха, так как члены коллектива заняты, главным образом, индивидуальной военно-профессиональной деятельностью. Коллективы, созданные в соответствии со штатно-организационной структурой (подразделение) обычно называют основными (формальными) воинскими коллективами. К их числу также относятся спортивные, художественные коллективы, кружки, секции и другие объединения по интересам, регламентированные соответствующими приказами. Коллектив, обеспечивающий непосредственное взаимодействие военнослужащих друг с другом, называется контактным. Контактные коллективы организационно включаются в первичные, функционирующие в рамках одного подразделения. Однако бывает, что первичные и контактные коллективы несколько разнятся по своей групповой психологии. В таком случае прочность первичного коллектива (подразделения) снижается. Каждый военнослужащий, естественно, может быть членом нескольких коллективов: прежде всего, основного (военно-профессионального), а также других. Например, являясь конкретным специалистом в коллективе подразделения, он как участник художественной самодеятельности входит в состав соответствующего кружка, а как спортсмен - является членом коллектива спортивной секции и так далее. Однако разнообразие воинских коллективов не мешает, а, напротив, помогает сплачивать людей вокруг главных целей и задач, превращать их в настоящую военную организацию, устойчивую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах. В то же время для командира (начальника) подразделения весьма важным является учет в своей руководящей деятельности не только уровня социальной общности его подчиненных, но некоторых других особенностей, например, количества подчиненных, структуры подразделения и специфики решаемых ими военно-профессиональных и других задач. Именно их своеобразное сочетание в каждом конкретном случае позволили военным психологам выделить несколько видов коллективов, среди которых, прежде всего, представлены:

  • · Первичные коллективы - коллективы с непосредственным контактом, взаимодействие между собой;
  • · Вторичные коллективы - коллективы, состоящие из нескольких первичных. Они могут находиться в опосредованном взаимодействии, общении между собой

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что формирование воинских коллективов является следствием действия, как объективных законов, так и субъективной деятельности его членов. Вместе с тем необходимо учитывать, что люди, взаимодействующие в рамках конкретного воинского или другого коллектива, выступают носителями индивидуальной психики и уникальной личностной психологии. В результате осуществляемых контактов на межличностном уровне формируются своеобразные психологические явления, получившие название психологии коллектива.

По своей сущности психология коллектива представляет собой те непосредственные психологические реакции, которые формируются в результате межличностных взаимодействий военнослужащих с другими членами коллектива и закрепившиеся как общепризнанные. Иными словами, это возникающий в процессе общения, совместной жизни, служебной, караульной, боевой и всякой другой деятельности комплекс психологических связей между людьми, благодаря которым они приобретают способность действовать как единое целое. Отдельные, не связанные в логическую схему представления, достаточны для поддержания нормальных будничных взаимоотношений, но они не позволяют глубоко ориентироваться и, должным образом, реагировать на происходящие общественные события, предвидеть и учитывать следствия совершенных действий и поступков. Здесь, несомненно, должно появляться психологическое явление нового типа, отражающее отношение к происходящим событиям и явлениям всего коллектива. Если же говорить о структуре психологии коллектива, то есть о тех психологических компонентах, в которых заключено ее содержание, то ее можно представить двумя группами:

  • 1. Группа личностных социально-психологических явлений, возникающих из непосредственного взаимодействия военнослужащих друг с другом. К ним относятся притязания, самоутверждение личности, лидерство, авторитет, психическое заражение, взаимные требования и внушения, подражание, конформизм, психологическая совместимость, идентификация, эмпатия, симпатия или антипатия и др. Нередко в психологической литературе перечисленные явления коллективной психологии используют при раскрытии содержания межличностных отношений.
  • 2. Группа коллективных социально-психологических явлений, среди которых, прежде всего, выделяются коллективное мнение, коллективное настроение, коллективные потребности и коллективные традиции. Отдельные отечественные психологи в их число включают также коллективные привычки, запросы, ценности (интересы, взгляды, убеждения), психологическую готовность и устойчивость, нравственный климат коллектива и ряд других компонентов. Некоторые результаты совместной умственной деятельности военнослужащих - общие взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам службы, а также сам процесс их формирования называют коллективным мнением. Иногда в этом случае говорят о коллективной мысли или коллективном разуме. По своей же сути коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение воинского коллектива или его большей части к объектам, явлениям или событиям окружающего мира. Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации военнослужащих. К числу его основных видов можно, прежде всего, отнести официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа руководящего состава) коллективное мнение. При этом необходимо учитывать, что именно неофициальное мнение коллектива наиболее существенно влияет на формирование других социально-психологических явлений в данной социальной общности (группе или коллективе). Социально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения. Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Следующим социально-психологическим явлением, проявляющимся в ходе межличностного взаимодействия, выступают коллективные потребности. По своей сути это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. Не менее важное влияние на функционирование коллектива оказываю коллективные традиции. Они представляют собой относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (караульной, боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К числу основных видов традиций относятся служебные, профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Весьма важным социально-психологическим явлением воинского подразделения выступает лидерство. Считается, что лидерство - это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилие на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменение в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример. Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Следовательно, понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с понятием "цель". К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер - это элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия. Подходит ли офицер для роли лидера, зависит прежде от признания за ним другими подчиненными качеств превосходства, внушающих им веру в него и побуждающих признать его влияние на себя. Естественное лидерство - когда влияние исходит из признания другими членами группы (коллектива) личного превосходства лидера. Причем здесь важно не то, что офицер обладает качествами превосходства, а то, что его подчиненные признают обладание этими качествами. Очень часто влияние лидера зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться лишь частичным основанием для лидерства. Обычно решающее значение имеет склонность к доминированию, а именно - умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на их языке.

Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражается обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления. Однако для усиления воспитательной роли коллектива мало определить лишь направленность его деятельности. Здесь важно конкретизировать цели коллектива. Разбить их по рубежам, определить вклад каждого военнослужащего в общее дело, внедрить эти цели в сознание подчиненных, вызвать интерес к их достижению. Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются следующей характеристикой, которой выступает групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих, в совместной военно-профессиональной деятельности. Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности. В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Ее сущность заключается в эффекте сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень максимально возможной успешности совместной деятельности при минимальных затратах на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной деятельностью. Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, службы и др.). Высшая степень коллективной (групповой) согласованности характеризуется ее слаженностью, возникающей в процессе совместной деятельности личного состава из совокупности коллективных усилий и вызывающей у военнослужащих чувство гордости за свой коллектив, проявления товарищества, взаимопомощи, координации усилий, творческого отношения к делу.

Что характерно для любого воинского коллектива? Этот вопрос рассматривается многими дисциплинами. В частности, такую тему проходят в школе в рамках учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности". Данная статья послужит хорошим подспорьем в подготовке домашнего задания для этих уроков. Также настоящий материал может использоваться педагогами в качестве методического пособия.

Основные положения

Известно, что человеку свойственно вступать в различные сообщества. Для всех коллективов существует общее название - группа. Этим словом можно называть любое множество людей, объединенное одними целями, формами существования, особенностями общения внутри коллектива и так далее.

Существует также большие и малые группы. К первым принято относить общественные классы, нации, народы и так далее.

К малым группам можно отнести такие общественные образования, как школьный класс, заводской цех, группу друзей и прочие. К этой же категории причисляют и воинские подразделения.

Поэтому на вопрос "Что характерно для любого воинского коллектива?" одним из вариантов ответа является следующее утверждение: каждый из них можно назвать общественной группой.

Не просто группа

Здесь стоит сказать о том, что воинские подразделения представляют собой не просто общественные группы, но коллективы с той или иной степенью развития. Чем же отличаются друг от друга два этих понятия?

Если заглянуть в учебник психологии, то можно найти следующее определение. Коллективом является группа людей, объединенных общей целью и выполняющих общественно-полезные действия. То есть отличие заключается именно в наличии социально важной деятельности. Поэтому, отвечая на вопрос "Что характерно для любого воинского коллектива?", следует упомянуть и о том, что любое такое подразделение выполняет общественно важные задачи, главной из которых является защита Родины.

Разные степени развития

Воинский коллектив, как и любой другой - это явление не статичное, а постоянно развивающееся. Поэтому он проходит постепенно разные стадии развития. На низшей стадии организации находится воинское подразделение, только что укомплектованное новобранцами. Как правило, требуются до 5 дней для того, чтобы они познакомились друг с другом. Приятельские отношения быстрее устанавливаются между земляками и молодыми людьми, имеющими общие интересы (например, футбольными болельщиками). Такие малые группы принято называть ассоциациями. У них может быть свой О подобных коллективах говорят, что они имеют довольно устойчивую структуру.

К тому же, у их участников присутствует общая цель. Однако у таких групп нет достаточной сплоченности. В дальнейшем такая группа обычно становится более дисциплинированной. В этом случае ее уже можно назвать кооперацией. Несмотря на кажущееся единство, это сообщество нельзя назвать высокоразвитым коллективом, поскольку стремление к общим целям, как правило, продиктовано не высокими морально-этическими соображениями, а личной выгодой каждого из участников.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что постоянно развивающиеся взаимоотношения между военнослужащими - это тоже признак, характерный для всех подразделений.

Следующий уровень

При нормальных условиях в воинском подразделении через две недели службы обычно образуется несколько коопераций.

В дальнейшем они переходят на более высокий уровень развития и становятся автономными группами. Здесь взаимоотношения между военнослужащими более организованны и получают общественно-полезную направленность. Каждый из членов этой группы понимает необходимость подчиняться младшим командирам. В таких коллективах также существуют неформальные лидеры. Как правило, у них не возникает конфликтов с командирами, а наоборот, их деятельность способствует укреплению власти последних.

Нужно сказать, что от уровня развития взаимоотношений между военнослужащими зависит и общая боеспособность подразделения.

Один за всех и все за одного

Этот девиз мушкетеров может взять на вооружение любая малая группа, достигшая уровня автономии. Специалисты военного дела говорят, что и кооперации, и ассоциации являются крайне ненадежными явлениями, если рассматривать их деятельности в чрезвычайных условиях, и тем более, при реальных боевых действиях.

Практика показывает, что в экстремальных условиях малоразвитые общественные группы, как правило, очень быстро прекращают свое существование. Поэтому одной из главнейших задач, стоящих перед командирами, является сплочение коллектива, и способствование переходу его на более высокий уровень.

Боевая закалка

Здесь стоит вернуться к теме настоящей статьи "Что характерно для любого воинского коллектива?" Итак, командиры каждого подразделения стремятся к развитию внутри него нормальных взаимоотношений. Причина этому проста. В коллективе, который достиг уровня автономии, любые неприятности и испытания не вызывают распад, а наоборот, еще более сплачивают преодолевающую их группу.

Но такое содружество людей становится коллективом в полном смысле этого слова (имеет общественно-полезную направленность), если ее цели не ограничиваются эгоистическими интересами участников. В противном случае высокоразвитую общественную структуру можно назвать корпорацией. Чаще всего в подобных случаях сообщество действует лишь ради удовлетворения интересов неформальных лидеров. При таких обстоятельствах возникают различного рода Если в воинском коллективе существуют малые группы, построенные по принципу корпорации, то, как правило, командирам приходится применять к служащим дисциплинарные меры.

Кроме вышеперечисленных признаков воинского коллектива существуют также и другие. Они будут приведены ниже.

Формирование воинского коллектива

До этого речь шла в основном о составных элементах подразделения, таких как различные малые группы, существующие внутри него. Теперь же пришло время заострить внимание на как целостного явления. Он тоже проходит подобные стадии развития. Всего их насчитывается три:

  • Социальная общность.
  • Товарищество.
  • Воинское братство.
  • Зрелое общество.

Социальная общность

Это самая первая ступень развития воинского коллектива. Она характеризуется осознанием всеми бойцами необходимости стремиться к выполнению общей задачи - защиты родной страны. При этом подразделение уже является коллективом, то есть высокоразвитой малой общественной группой.

Воинское товарищество

На данном этапе развития все участники уже достаточно хорошо изучили друг друга.

Главная особенность такого воинского коллектива - прочные дружеские связи.

Также эта стадия подразумевает наличие в воинском формировании устойчивых традиций и обычаев, а также определенных привычек.

Братство

Воинский коллектив, находящийся на этой ступени развития, часто называют также социально зрелым. В нем взаимоотношения между всеми участниками коллектива достигли такого высокого уровня, при котором стали возможны следующие явления: взаимовыручка, дружеская поддержка, бесконфликтность и тому подобные.

Общие психологические условия

Специалисты говорят, что для нормального развития и существования подразделения нужны особые условия. Среди них выделяют три главных.

У всех бойцов должны быть сформированы одинаковые позиции по отношению к важнейшим вопросам воинской службы. Они будут достаточно устойчивыми, если опираются на моральные убеждения, жизненные принципы и мировоззрение каждого из солдат.

Коммуникативные навыки

Кроме того, у личного состава должны быть сформированы навыки общения друг с другом, что в свою очередь предполагает развитую систему взаимоотношений в воинском коллективе, с четким распределением обязанностей. Это касается как службы, так и бытовых моментов. Кроме того, необходимо прививать солдатам владение способами регуляции взаимоотношений. Например, должна быть выработана четкая позиция по стремлению решать все вопросы, избегая продолжительных конфликтов.

Третьим обязательным пунктом является установление дружеских отношений. То есть, выполнение служебных обязанностей должно носить не только формальный, рациональный, но и эмоционально-окрашенный характер. При наличии в воинском подразделении здорового дружеского климата тяготы и лишения службы переносятся гораздо легче.

Служба

Еще одной общей чертой всех подразделений является то, что они предназначены для выполнения воинской обязанности. Это еще одно название, применяющееся для обозначения службы. Обязательная воинская повинность существует во многих странах мира, в том числе и в современной России. Возраст, по достижении которого она наступает, в разных государствах может отличаться друг от друга. В настоящий момент в Российской Федерации началом призывного возраста считается 18 лет. А по достижении лицами мужского пола семнадцатилетия они встают на учет в военкомат.

Кроме того, в некоторых случаях военнообязанными могут быть и женщины. Кроме несения службы, предполагается также участие в вооруженных конфликтах в военное время, при условии всеобщей или частичной мобилизации. Об этом говорит закон о воинской службе. Его нарушение влечет за собой гражданскую или уголовную ответственность. Итак, воинская обязанность - это служба в армии.

Знамя

Еще одна общая черта всех коллективов оборонной сферы - наличие у них знамени воинской части. Этот отличительный знак в первую очередь показывает на принадлежность подразделения к вооруженным силам Российской Федерации. Историки говорят о том, что древним прототипом знамени были каменные или металлические фигурки (например, орла, льва и другие), которые крепились сверху специального деревянного шеста, называемого древком.

Знамена в их современном виде появились на Руси к 9 веку нашей эры. Во время ведения боя они помогали его участникам иметь представление о нахождении воинских частей на поле сражения. Символическое значение этого атрибута огромно.

Знамя олицетворяет собой честь воинского подразделения, его историю. Можно сказать, что в нем отражена связь славного прошлого вооруженных сил Российской Федерации с настоящим и будущим.

Поэтому каждый человек, проходящий военную службу, обязан защищать знамя даже в самых тяжелых условиях. Известны случаи, когда ради его спасения солдаты жертвовали своей жизнью.

Вынос боевого знамени перед всей военной частью происходит только в самых торжественных случаях.

Например, это происходит, когда новобранцы принимают присягу или при получении новой военной техники и оружия.

Самое главное

Во многих пособиях по военному делу указывается, что основой хороших взаимоотношений в воинском коллективе являются разнообразные духовные связи бойцов друг с другом. От степени их развития зависит качество службы каждого определенного солдата и подразделения в целом.

Универсальный термин

В специальной военной, а также юридической литературе все коллективы, которые существуют в оборонной сфере, а также разнообразные учреждения, в том числе и образовательные, объединяются под общим названием - воинские организации.

Такой термин является еще одним общим признаком всех подразделений.

Сборник правил

Устав воинского коллектива - это еще один непременный его атрибут.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, уставы действуют наравне с другими законами государства. В них перечисляются основные обязанности военнослужащих, такие как выполнение приказов, умение обращаться с оружием и техникой, знание званий.

Все это прописано в уставе внутренней службы.

Существует также другой документ. Он носит название устава гарнизонной и караульной службы. В нем приводятся права и обязанности должностных лиц, нормы, согласно которым должны быть обустроены казарменные и другие помещения. В таких уставах перечисляются основные военные мероприятия, и порядок их проведения.

Заключение

В данной статье были перечислены основные особенности воинских коллективов. В материале приведены определения воинского знамени, устава и другие важные моменты. Следует запомнить, что основа воинского коллектива - дружеские взаимоотношения между его участниками. Многие из данных сведений могут оказаться полезными при подготовке к занятиям по Основам безопасности жизнедеятельности.

 

 

Это интересно: