→ Храм Христа Спасителя: снос и история возрождения. Справка. «Взрыв Храма Спасителя явился высшей степенью унижения русского народа

Храм Христа Спасителя: снос и история возрождения. Справка. «Взрыв Храма Спасителя явился высшей степенью унижения русского народа

Документы 05.12.2011 19:56

САТАНИСТЫ РАЗРУШАЮТ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
5 декабря 1931 г.

В 1931 году палачи России решили разрушить драм Христа Спасителя в Москве. Весь процесс разрушения был заснят на киноленту. Фотографирование поручили начинающему оператору-хроникеру Владиславу Микоше. Вот, что он сам рассказывает об этом страшном преступлении сатанинских гиен в журнале «Огонек» №41 за 1989 год.

Кончились теоретические занятия на операторском факультете Института кинематографии. Меня приняли ассистентом на студию кинохроники на Брянке, и я сразу попал в водоворот главных событий нашей страны. Первое мая 1931 года на Красной площади было моим началом, приобщением к операторской работе в советской кинохронике.

В конце лета меня вызвал наш строгий, но очень нами уважаемый и любимый директор студии Кинохроники на Брянке - Виктор Иосилевич.

Я решил тебе, Микоша, доверить очень серьезную работу. Только будет лучше об этом меньше болтать. Помалкивать, понял? - И он поднял выше головы указательный палец. Посмотрев очень пристально мне в глаза, сказал: - Есть указание снести Храм Христа! Будешь снимать! Мне казалось, что он сам не верит в это «указание». Я, сам не знаю почему, вдруг задал ему вопрос: - А что, Исаакиевский собор в Ленинграде тоже будут сносить?

Не думаю. А впрочем, не знаю... Так вот, с завтрашнего дня ты будешь вести наблюдение за его разборкой, снимая как можно подробнее и детальнее всю работу, с ограждения его до самого конца, понял? «Патронов» не жалеть. Как понимаешь, это надолго и всерьез, я на тебя надеюсь.

Когда я дома под большим секретом сказал, что будут сносить Храм Христа, мама не поверила.

Этого не может быть! Во-первых, это - произведение искусства. Какой красоты в нем мраморные скульптуры, золотые оклады, иконы, фрески на стенах! Их писали лучшие художники - Суриков, Верещагин, Маковский. И скульптуры Клодта! Мы ведь все на него деньги жертвовали, по всей Руси, от нищих до господ... Упаси Бог! - Мама разволновалась, замолчала. Потом, взяв себя в руки, сказала:

Сам Господь Бог не позволит совершить такое кощунственное злодеяние против всего русского народа, построившего этот храм...

Я промолчал, не стал расстраивать маму, все равно она не может поверить в это. А утром уже снимал, как вокруг храма строили высокий глухой забор.

Первые минуты я даже не мог снимать. Получая задание, я, конечно же, не предполагал, что мне предстоит перечувствовать. Когда Иосилевич сказал: «Будешь снимать снесение храма Христа Спасителя», я все принял это просто, как информацию об очередной съемке. Я ее мог предположить, что все, что я буду снимать, врежется в мою душу, в мое сердце, будет терзать меня и долго саднить и кровоточить болью уже после того, когда храма не станет, - всю оставшуюся жизнь.

До сих пор я так и не понял: чей приказ я выполнял? Тех, кто отдал «указание» снести храм? Тогда зачем им, окружившим свое варварское деяние высоким забором, это тщательное душу раздирающее киносвидетельство? Класть в спецхран киноархива это чудовищное обвинение себе - за гранью всякой логики. Или это Иосилевич, рискуя вся и всем, взял на себя решение оставить это свидетельство для будущих поколений? Поэтому и - «помалкивай»? Но чем и как оправдывал он мои съемки перед теми, кто обязан был «все видеть и все знать»?

Тогда все, что я должен был снимать, было как страшный сон, от которого хочешь проснуться и не можешь. Через широкие распахнутые двери выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные творения. Их сбрасывали с высоты на землю, в грязь.

Отлетали руки, головы, крылья ангелов, раскалывались мраморные горельефы, порфирные колонны дробились отбойными молотками. Стаскивались стальными тросами при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Погибала уникальная живописная роспись на стенах собора. Рушилась привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен.

Стиснув зубы, я начал снимать. Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив собор, военизированные отряды. За строительную ограду пропускали только с особым пропуском.

Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены. В пустые провалы огромных окон врывался ледяной, со снегом ветер. Рабочие батальоны в буденовках начали вгрызаться в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Всю зиму работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Тогда пришел приказ.

Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер:

Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор.

Только сила огромного взрыва окончательно уничтожила Храм Христа Спасителя, превратив его в огромную груду развалин, внутри которой мог свободно поместиться собор с колокольней Ивана Великого...

Мама долго плакала по ночам. Только раз сказала:

Человек должен строить. А разрушать это дело антихриста. Мы же все, как один, деньги отдавали на него, что же все, как один, и спасти не могли?

5.12.1931. – Большевики взорвали Храм Христа Спасителя в Москве

Для чего взорвали и для чего восстановили храм Христа Спасителя?

Несколько месяцев продолжались работы по разборке здания (ограбили алтарь, смыли позолоту), а 5 декабря 1931 г. храм был варварски взорван вместе с барельефами и фресками. После первого взрыва стены устояли, понадобилось заложить второй, более мощный заряд. По воспоминаниям свидетелей, мощный взрыв почувствовался на расстоянии многих километров. Для разборки обломков храма после взрыва понадобилось еще полтора года. Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

На месте храма планировали по утвержденному проекту архитектора Б. Иофана (соавторы А. Щуко и Г. Гельфрейх) возвести колоссальный Дворец Советов с 75-метровой статуей Ленина на вершине, утопающей в облаках (самый крупный памятник в мiре вождю революции). Эта "вавилонская башня коммунизма" планировалась как новый культовый храм-памятник в честь образования СССР, Коминтерна и лично Ленина. Но Господь не попустил: помешала .

К 1939 г. закончилась кладка фундамента стороны Дворца, обращенной к Волхонке. Однако осенью 1941 г. из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, в 1942 г. оставшиеся конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения железнодорожных мостов.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой проект башни. И только в 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма-памятника зияла чудовищная яма, где в 1958 г., в хрущевскую безбожную "оттепель" устроили плавательный бассейн "Москва" – также "самый большой".

В конце 1980-х годов возникло общественное движение верующих за воссоздание храма Христа Спасителя. Регулярно читались молебны на этом месте. Идею в целях саморекламы подхватили московские власти и превратили в бизнес-проект с привлечением "пожертвований" таких олигархов, как Березовский, Смоленский, Гусинский. В 1999 г. работы по отливанию бетонной копии храма, обильно украшенной иудейской символикой, дорогим мрамором и скульптурами З. Церетели из искусственного материала, были завершены – фактически на украденные у народа деньги. Для духовной атмосферы в новом храме показательно, что на большие праздники в ХХС отсутствует таинство Причастия: чашу выносят из алтаря и тут же уносят назад "в целях безопасности" (!).

Перечислим ниже главных лиц, ответственных за воссоздание храма – именно у них православные могут попробовать получить ответ на давно мучающий их вопрос: откуда в восстановленном православном храме такое обилие иудейской символики – от мозаики пола в центральной части зала и светильников до надкупольных крестов? Почему на алтарном кресте также изображена звезда Давида – нынешний символ сионистского (жидонацистского) государства "Израиль"?..

Постановление о начале восстановления храма Христа Спасителя было принято правительством Москвы по согласованию с Московской Патриархией 31 мая 1994 г., а 7 сентября (6-го праздновался еврейский Новый год!) состоялось учредительное собрание Общественного совета по воссозданию храма. Совет возглавили Алексий II и мэр Москвы Ю.М.Лужков. Руководство всем комплексом работ было возложено на его первого заместителя – члена руководства Российского еврейского конгресса В.И. Ресина. 7 января 1995 г. все упомянутые лица совместно совершили торжественную закладку воссоздаваемого храма.

Работой по созданию проектной документации руководил директор управления "Моспроект-2", главный архитектор проекта комплекса храма Христа Спасителя, заместитель председателя Москомархитектуры, академик и член президиума Российской академии художеств, Заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Международной академии архитектуры М.М.Посохин – верный и прославленный наследник Лазаря Кагановича по "реконструкции Москвы".

Работы по строительству храма осуществлялись под руководством Заслуженного строителя РФ, лауреата Государственной премии Российской Федерации генерального директора АО «Моспромстрой» В.В. Мороза.

«Работы по воссозданию храма Христа Спасителя велись в постоянном контакте с представителями Русской Православной Церкви, назначенными для этой работы Святейшим Патриархом… Общегосударственное значение храма Христа Спасителя как национальной святыни определило порядок воссоздания каждого элемента его убранства на конкурсной основе… [Большинство заказов получил З. Церетели.] Непосредственное оперативное руководство воссозданием росписей президиум Российской академии художеств возложил на вице-президента Е.И. Зверькова, который много труда вложил в работу над смысловой и художественной цельностью живописного убранства храма…».

Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской Академией Художеств во главе с ее Президентом – академиком З.К. Церетели. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству.

Обсуждение: 14 комментариев

    Москва. 5 декабря. ИНТЕРФАКС - Отпевание скончавшегося патриарха Московского и всея Руси Алексия II скорее всего пройдет в храме Христа Спасителя в Москве, сообщили "Интерфаксу" источники в Русской православной церкви.

    Отошел на суд Божий досточтимый Брат главного равина России Берла Лазара. Большая потеря для брата.

    Везде, куда суются евреи, они пакостят. В результате православные получили не православный храм, а иудеоправославную синагогу. И удивляться этому не приходится, если вспомнить слова Алексия II, сказанные им при встрече с раввинами.

    Как бы не старалась нечесть истинную веру не убить.И воздаться им по делам...В любом случае добро победит зло,которое они несут уже более 2000 лет

    А самое страшное, что Кирилл УЖЕ выбран "временно исполняющим обязанности", а мы с вами помним, что это означает...

    Дествительно- просто совпадением это не назовешь, что это недоразумение, вряд ли - мое мнение сознательная линия. Получается не тому богу кланяемся...И вообще эти еврейские символы в Христьянском Храме это на мой взгля насмешка над всеми христианами! Этим как-бы сказано "Кто в доме хозяин" Делайте выводы Господа!

    ВСЁ ОЧЕНЬ ПРОСТО.
    ИУДАИЗМ, ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ - ЭТО ТРИ РЕЛИГИИ ОДНОЙ КНИГИ - ТОРЫ.
    ХРИСТИАНЕ ЭТО ПОНЯЛИ И УХОДЯТ В ЯЗЫЧЕСТВО.
    МУСЛИ ЭТО СКОРО ПОЙМУТ.

    Тогда взорвали, а нынче их последователи построили.
    Жиды творцы катаклизмов и им нужно, чтобы русские люди постоянно сходили с ума, вертели головами во все стороны и нихрена не понимали!

    После антисоветского переворота ЕБН и Медведопуты
    убрали из документооборота России показатель национальности. Таким образом, Медведевы, Чубайсы и пр.Абрамовичи отказались формально от своих родителей. Чисто жидовский жест.

    ПОЧЕМУ ОБОЛГАН
    ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ?
    Нормальный человек увидит, что храм Христа Спасителя оболган и очернен жидовской мафией, а Патриарх не видит, служащие в этом храме не видят, что жидовские звезды в храме сердца Святой матушке-Руси, лампа жидовской звездой, на полу жидовская звезда, на стекле тоже жидовские звезды! Русский народ посещая храм не видит, что творится в великом храме, эта черная гниль на Святой земле испоганила великий храм сердца, в котором проходят службы Патриарха, а ведь он не слепой, проводить службы с жидовскими звездами в таких храмах должны жиды, а не русское священство, а те более не Патриарх, да и Патриарх ли он после этого вообще!

    На украденные евреями у Россиян деньги был построен новый Храм Христа Спасителя, щедро разукрашенный звёздами Давида. Это значит, что после очередного написания евреями истории государства российского лет так через 75 ,евреи напишут ….»Ещё за три тысячи лет до строительства московского кремля здесь была построена эта синагога»

    Взорвать нужно все церкви, слава большевикам!

    Вместо церквей нужно строить сады, школы, театры, здания для сбора кружков самодеятельности. А капиталистическая власть только одурманивает народ. Продолжайте верить в малоискусные картинки.(да, это я про иконы).

    с 1917 года в России - антирусская власть. Отсюда все беды.

После Октябрьского переворота и начавшихся гонений на Церковь храм был передан большевиками в ведение обновленческого "Высшего Церковного Управления" митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого "Священного Синода" - вплоть до закрытия храма в 1931 г. Настоятелем храма в те годы был один из вождей обновленчества митрополит Александр Введенский.

Можно иметь разные мнения об архитектурных достоинствах проекта К. Тона, однако русские люди, уважавшие свою историю, видели в Храме Христа Спасителя символ славных побед исторической России и памяти о воинах, погибших "За Веру, Царя и Отечество". Именно это значение величественного храма в центре столицы рядом с Кремлем не давало покоя большевицкому руководству. По признанию Троцкого в его автобиографии "Моя жизнь", он видел в русской архитектуре, древних кремлевских храмах, даже в Царь-пушке и Царь-колоколе - «тяжелое московское варварство». И помимо Троцкого, это чувство разделяли многие члены ЦК и правительства.

Уже в апреле 1918 г. был издан "Декрет о памятниках республики": «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера...». Немедленно был снесен памятник Императору Александру III в сквере возле Храма Христа Спасителя.

Особенно на этом поприще уничтожения исторических памятников прославился член Политбюро Л.М. Каганович. По его предложению Сталиным 2 июня 1931 г. было отдано распоряжение снести и Храм-памятник воинской славы с ненавистным большевикам именем Христа..

18 июля 1931 года в "Известиях" было опубликовано постановление о конкурсе на проектирование Дворца Советов на этом месте. Против Храма-памятника была развернута целая кампания в печати: советские академики клялись, что он не имеет художественной ценности и является образцом "царской пропаганды". В числе немногих защитников храма был художник Аполлинарий Михайлович Васнецов – брат В.М. Васнецова.

Несколько месяцев продолжались работы по разборке здания (ограбили алтарь, смыли позолоту), а 5 декабря 1931 г. храм был варварски взорван вместе с барельефами и фресками. После первого взрыва стены устояли, понадобилось заложить второй, более мощный заряд. По воспоминаниям свидетелей, мощный взрыв почувствовался на расстоянии многих километров. Для разборки обломков храма после взрыва понадобилось еще полтора года. Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

На месте храма планировали по утвержденному проекту архитектора Б. Иофана (соавторы А. Щуко и Г. Гельфрейх) возвести колоссальный Дворец Советов с 75-метровой статуей Ленина на вершине, утопающей в облаках (самый крупный памятник в мiре вождю революции). Эта "вавилонская башня коммунизма" планировалась как новый культовый храм-памятник в честь образования СССР, Коминтерна и лично Ленина. Но Господь не попустил: помешала война.

К 1939 г. закончилась кладка фундамента стороны Дворца, обращенной к Волхонке. Однако осенью 1941 г. из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, в 1942 г. оставшиеся конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения железнодорожных мостов.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой проект башни. И только в 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма-памятника зияла чудовищная яма, где в 1958 г., в хрущевскую безбожную "оттепель" устроили плавательный бассейн "Москва" - также "самый большой".


Вот это планировалось воздвигнуть на месте храма Христа Спасителя. Да не вышло ничего

5 декабря 1931 года — черная дата в отечественной истории, 85 лет назад в этот день был взорван Храм Христа Спасителя (ХХС) в Москве — Храм-Памятник Великой Победе в Отечественной Войне 1812 года. Храм, создававшийся на всенародные пожертвования, в продолжение древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших.
Этот акт позорного вандализма по отношению к русской истории и культуре был осуществлён советскими террористами-варварами во исполнение разрушительной антинациональной политики большевиков по личному распоряжению Джугашвили (Сталина).


Перед разрушением (Б. Деку, 1931)

Был план построить на месте Храма безбожный коммунистический Дворец Советов.

13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы; спустя 11 дней (16 июня) появилось резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК:
Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы сотрясли не только близстоящие здания, но и ощущались на расстоянии нескольких кварталов.

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Как в случае с большинством советских "строек века", в СССР уже не было специалистов, способных вести такие работы, и к строительству новой "Вавилонской Башни" с гигантским идолом Ленина наверху были привлечены американские инженеры. Но строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться, началась Великая Отечественная война. Из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.

Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамьи из мрамора, украденного в Храме установили на станции «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной Войны 1812 года раскрошили и крошкой посыпали дорожки в московских парках. Мрамор из Храм Христа Спасителя применялся при отделке гостиницы «Москва».

Фрагменты первого Храма, сохранившиеся в Донском монастыре

Долгое время, начиная с 1960 года, на месте взорванного Храма был открытый плавательный бассейн «Москва», гротескно и не к месту устроенный в историческом центре Москвы.

Храм Христа Спасителя был заново восстановлен в 1994—1997 годах.

82 года назад, 5 декабря 1931 года, в Москве была взорвана православная святыня и выдающийся национально-исторический храм-памятник Отечественной войны 1812 года Храм Христа Спасителя.

Уже в 1918 году, в ходе реализации «Декрета о памятниках республики» (1918), гласившим, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц» , был уничтожен памятник Императору Александру III, установленный в сквере возле Храма Христа Спасителя. А сам храм, в результате начавшихся вскоре гонений на Русскую Православную Церковь, оказался в руках обновленцев и вплоть до закрытия храма в 1931 году его настоятелем был один из вождей обновленчества «митрополит» Александр Введенский.

Когда же в головах большевистского руководства вызрела идея возведения на месте Храма Христа Спасителя грандиозного Дворца Советов, началась кампания по подготовке общественного мнения к разрушению святыни и величественного памятника архитектуры. Как вспоминал А.Ф.Иванов, работавший в то время в Управлении строительства Дворца Советов, «Храм Христа Спасителя стал систематически подвергаться невиданным нападкам со стороны центральных партийных и советских органов прессы. Некто Б.Кандидов, один из организаторов Антирелигиозного музея, опубликовал брошюру "За Дворец Советов", названия глав которой говорили сами за себя: "Ложно-историческая ценность Храма Христа Спасителя", "Сказка о художественной ценности Храма Христа Спасителя", "Храм Христа Спасителя на службе контрреволюции"» .

«Шел 1928 год, - писал архитектор Дворца Совета Б.Иофан. - Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия "высокопоставленных" строителей, создавших это помещичье-купеческое капище. Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы» .

Несмотря на протесты ряда отдельных деятелей культуры, в том числе академика живописи А.М.Васнецова, окончательное решение о разрушении Храма Христа Спасителя было принято 13 июля 1931 года на заседании ЦИК СССР под председательством М.И.Калинина в ходе утверждения места для строительства Дворца Советов - здания для проведения сессий Верховного Совета СССР, призванного стать главной московской высоткой и самым высоким зданием мира (420 м). Согласно проекту, Дворец Советов должен был представлять собой огромное многоярусное здание с обилием колонн и увенчанное грандиозной 75-метровой статуей Ленина, утопающей в облаках (также призванной стать самым гигантским памятником вождю революции).

Решение это было заготовлено уже заранее на заседании Политбюро ВКП(б) 5 июня 1931 года, посвященном проекту реконструкции Москвы, а 16 июня появилась резолюция «Комитета по делам культов» при Президиуме ВЦИК, которая гласила: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок... Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК» .

Главную роль в сносе Храма Христа Спасителя сыграл Лазарь Каганович, непосредственно руководивший работой по составлению генерального плана реконструкции Москвы и архитектурного оформления «пролетарской столицы», в ходе которых было уничтожено множество памятников архитектуры, по мнению влиятельного большевика «засорявших» Москву.

Практически сразу же после принятия этого рокового решения, начались спешные работы по разборке храмового здания, в ходе которых был разграблен алтарь и смыта золотая позолота. О том, как шла разборка храма, вспоминал оператор Владислав Микоша: «Через широко распахнутые бронзовые двери - не выносили, выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней на землю, в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Раскалывались мраморные горельефы, дробились порфирные колонны. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезенная из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Погибали уникальные живописные росписи на стенах собора. Изо дня в день, как муравьи, копошились, облепив несчастный собор, военизированные отряды. (...) Красивейший парк перед храмом моментально превратился в хаотическую строительную площадку - с поваленными и вырванными с корнем тысячелетними липами, изрубленной гусеницами тракторов редчайшей породы Персидской сиренью и втоптанными в грязь розами. Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в будёновках начали вгрызаться в трёхметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались».


«...Мне удалось увидеть сцену, оставившую неизгладимый след в моей памяти, -
воспоминал в свою очередь А.Ф.Иванов. - Во Всехсвятском проезде стояла грузовая машина. Толстый канат одним концом был прикреплен к кресту главного купола, а другим - к автомобилю. Шофер дал задний ход. приближаясь к храму, а затем на полной скорости ринулся вперед. Машина натянула канат, как тетиву, задрожала, подняв заднюю часть кузова вверх; задние колеса, оторвавшись от земли, с огромной скоростью вращались. Опешивший водитель сперва растерялся, потом выключил мотор и стал проверять автомашину и крепление троса. Прохожие, наблюдавшие это варварство, крестились, плакали, шептали проклятия, а крест спокойно возвышался на своем месте, невредимый, несмотря на то, что его несколько дней подпиливали рабочие-верхолазы. Через четверть часа разрушители повторили свою операцию. Но и на этот раз их постигла неудача. Через некоторое время подогнали еще одну машину, поставили автомобили один за другим на одной оси, связав между собой. Вновь повторили рывок. На этот раз крест согнулся, но не сломался. Ошеломленные шоферы после матерной перебранки и долгого перекура решили загрузить машины камнями и кирпичом и вновь повторить все сначала. На этот раз крест сломался. Со скрежетом и лязгом, высекая снопы искр, он свалился наземь. Золотое чудо, украшавшее небо Москвы, теперь валялось в куче мусора, как никому не нужный хлам» .

Поскольку разобрать Храм Христа Спасителя до основания так и не удалось, было принято решение о его взрыве. И 5 декабря 1931 года вместе с барельефами и фресками Храм Христа Спасителя был уничтожен. После первого взрыва стены храма устояли, хотя, по воспоминаниям очевидцев, взрыв был такой силы, что чувствовался на расстоянии многих километров. И лишь вторым (по другим данным - третьим), еще более мощным взрывом храм был уничтожен. Для разборки руин здания понадобилось почти полтора года. Мраморные обломки храма пошли на оформление станций метро «Кропоткинская», «Охотный ряд», скамьи были установлены на станции «Новокузнецкая», а часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года была раскрошена и пошла на посыпку дорожек в московских парках и отделку городских зданий...

Однако строительству Дворца Советов, этой «вавилонской башни коммунизма», возведение которой началось в 1937 году, не суждено было завершиться. Начавшаяся Великая Отечественная война остановила осуществление этого масштабного коммунистического проекта. В условиях тяжелейшей войны стало не до Дворца Советов, и подготовленные для его монтажа металлические конструкции пошли на изготовления противотанковых ежей для обороны Москвы. А вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

После окончания войны, в условиях сосредоточения всех сил на восстановлении страны, проект масштабного Дворца Советов был заморожен. А затем от этой идеи и вовсе отказались, возведя Дворец съездов на территории Кремля. На месте же Храма Христа Спасителя, на котором стоял брошенный фундамент несостоявшегося Дворца Советов, в 1960 году был создан открытый бассейн «Москва».


«Кто же меня убедит в том, что взрывали его будто бы мудрые и культурные люди, заботящиеся о благе народа, страны, а не хулиганы, глумливцы, не бандиты, не варвары, не случайные захватчики власти, ненавидящие захваченную страну и подмявшие под себя одурманенный пустыми лозунгами народ? -
писал о взрыве Храма Христа Спасителя замечательный русский писатель Владимир Солоухин. - Короток, ограничен человеческий век. Не дожить, не увидеть. Но легче было бы умирать, провидя, как на месте омерзительного, пахнущего хлоркой лягушатника, источающего в центре Москвы свои зеленые сернистые пары, рано или поздно опять поднимется сверкающая белизной и золотом громада храма. Что точно так же, как взрыв Храма Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России» .

И в 1988 году появилось общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство. К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружен, и в Рождественскую ночь 2000 года здесь была отслужена первая торжественная литургия.

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

 

 

Это интересно: