→ Докладчик выдвинул два положения все большее значение. Нарушение связи между членами сложного предложения. Синтаксические средства экспрессивной речи

Докладчик выдвинул два положения все большее значение. Нарушение связи между членами сложного предложения. Синтаксические средства экспрессивной речи

Р а з н о т и п н о с т ь ч а с т е й с л о ж н о г о п р е д л о ж е н и я проявляется в различной форме:

а) в качестве однородных конструкций употре***ются придаточное предложение и член простого предложения, например: «На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой фабрикой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость». В художественной литературе такие конструкции могут использоваться для придания высказыванию разговорного характера; ср.: Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы мы разлюбили друг друга? (Чехов);

Б) при общей подчиняющей части выступают в качестве однородных синтаксических элементов двусоставное предложение и односоставное назывное предложение, например: «Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает пропаганда знаний в массах; 2) роль в этой работе широких слоев русской интеллигенции»;

В) без должного основания устанавливается различный порядок слов в соподчиненных придаточных предложениях, например: «К числу достижений преподавательского коллектива школы следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся» (во втором придаточном предложении следовало тоже использовать обратный порядок слов).

С м е щ е н и е к о н с т р у к ц и и может найти свое выражение в том, что главное предложение «перебивается» находящимся внутри его придаточным, например: «Главное, чему необходимо уделить внимание, это идейной стороне произведения» (вместо: Главное, чему необходимо уделить внимание, – это идейная сторона произведения); «Последнее, на чём следует остановиться, это на композиции книги» (вместо: Последнее, на чём следует остановиться, – это композиция книги). Перебой конструкции в этих случаях заключается в том, что именное сказуемое главного предложения, оторванное от своего подлежащего, ставится в том падеже, какого требует сказуемое придаточного предложения. Такие конструкции имеют разговорный характер.
Сложное предложение может «перебиваться» включением главного предложения в состав придаточного (в нормативном плане главное предложение может находиться впереди придаточного, после него или включать в себя придаточное, но не включаться в состав последнего); например: «Но цитаты эти неизвестно, откуда автор их заимствовал» (вместо: Неизвестно, откуда автор заимствовал эти цитаты). Подобные конструкции также имеют разговорный характер. Ср. их использование в языке художественных произведений: Впрочем, обе дамы нельзя сказать, чтобы имели в своей натуре потребность наносить неприятность… (Гоголь); Но слова эти мне неудобно, чтобы ты сказала (Герцен); Вышла замуж за недворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно (Чехов).

Н е п р а в и л ь н о е у п о т р е б л е н и е с о ю з о в и с о ю з н ы х с л о в проявляется в различных случаях:
а) союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которые не подходят для данного контекста, например: «Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких внутренних противоречий» (вместо наречия где при отвлеченном существительном положениями следовало употребить союзное слово в которых); «Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы» (слово когда с присущим ему значением времени не подходит для контекста; нужно было сказать: Создалась обстановка, которая мало благоприятствовала улучшению работы);

Б) встречается постановка рядом однозначных союзов, например: «Условия для дальнейшего подъема экономики страны были налицо, однако тем не менее перелома до сих пор не наступило»;

В) союз оказывается лишним после вводного слова, которое ошибочно принимается за часть главного предложения, например: «Докладчик привел новые данные, которые, кажется, что где-то частично были уже опубликованы»;

Г) лишним может оказаться соотносительное слово (указательное местоимение в главном предложении), например: «Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет обе точки» (кратчайшее расстояние может быть только одно);

Д) не следует повторять частицу бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условно-сослагательного наклонения (получаются сочетания чтобы… бы, если бы… бы), например: «Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между российскими и зарубежными деятелями науки и культуры, получили бы свое дальнейшее развитие»; «Если бы предложения западных держав были бы приняты, ничто не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения». Такие конструкции придают высказыванию разговорный характер. Ср.: Мне надо, чтобы каждое слово, каждая фраза попадала бы в тон, к месту (Короленко);

Е) отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений, например: «Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного»; «Комиссия отказалась принять ряд объектов, на строительство которых были отпущены необходимые средства, которые, однако, в значительной мере были использованы не по назначению».

Н е п р а в и л ь н ы й п о р я д о к с л о в в сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания. Например, в предложении: «Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован» – союзное слово который может иметь двоякую соотнесенность (был реконструирован один из цехов или завод в целом?), хотя по правилу слова который, какой, чей замещают ближайшее к ним существительное в форме того же рода и числа.
Правка в одних случаях достигается заменой придаточного предложения причастным оборотом. Ср.: 1) …в одном из цехов завода, недавно реконструированном; 2) в одном из цехов завода, недавно реконструированного.

В других случаях в главное предложение вводится указательное местоимение тот или такой, соотносительное союзному слову который или какой, например: Посетители выставки подолгу задерживались у тех картин наших молодых художников, которые показывают радость человеческого бытия.

Наконец, возможно повторение существительного, определяемого придаточным предложением, например: Многих читателей наших «толстых» журналов в первую очередь интересуют теоретические статьи экономистов и социологов, статьи, которые ставят проблемные вопросы.

С м е ш и в а н и е п р я м о й и к о с в е н н о й р е ч и находит свое выражение в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов), например: Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге; Не признавая критики по своему адресу, он всегда отвечал, что пусть бы лучше не вмешивались в его дела. Такие предложения имеют разговорный характер. Ср.: Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за старое (Гоголь); Приехал один важный господин из столицы и купил у Гросса жилетку, а теперь увидел вашу и кричит, что непременно подавай ему точь-в-точь такую же, как ваша! (Бунин). Опубликовано на сайте.

непременным спутником кризиса экономического, да и создать новый нравственный фундамент для нашей политики, которую, к сожалению,

десятки миллионов россиян сегодня считают делом грязным. (__) 7. Вопрос к господину Закаеву, который не может не волновать россиян… . (__) 8.

Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает борьба с коррупцией; 2) роль в этом деле правоохранительных органов. (__) 9. На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности. 10. Закон нужен для тех, кто систематически и ежедневно нарушает тишину.(__)

14. Из данных простых предложений составьте все возможные типы сложных предложений. Охарактеризуйте их особенности.

1. Не высыхают слезы солдатских матерей. 2. Они не могут узнать правду о судьбе пропавших без вести солдат. 3. Россия медлит со вступлением в НАТО. 4. Эта военная организация представляет собой потенциальную угрозу нашей безопасности. 5. Данная процентная ставка применялась при расчете процентов за пользование ответчиком чужими денежными средствами. 6. Эти средства принадлежали истцу Денисовой Е.Ю. 7. Законом установлены определенные требования к жилому помещению. 8. Оно предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

15. Укажите недочеты в построении сложных предложений. В

случае необходимости упростите конструкцию, разбив сложное предложение на несколько простых.

1. Денисова Е.Ю. обратилась в суд с иском к коммерческому банку

«Судостроительный банк» о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, сославшись на то, что в феврале 2010 года она заключила с Банком два договора аренды депозитных сейфов, в соответствии с условиями которых

ответчик предоставил ей в аренду для хранения денежных средств, драгоценностей, документов и ценных бумаг два депозитных сейфа № и №,

расположенных в дополнительном офисе Банка <адрес>.

2. 6 марта 2010 г. следователем СО..... было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «б» части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту хищения из банковской ячейки, расположенной в депозитарии дополнительного офиса Банка денежных средств, а Денисова Е.Ю. признана потерпевшей по данному уголовному делу.

3. 6 марта 2010 г. следователем СО..... было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «б» части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту хищения из банковской ячейки, расположенной в депозитарии дополнительного офиса Банка денежных средств, а Денисова Е.Ю. признана потерпевшей по данному уголовному делу.

16. Прочитайте защитительную речь Ф.Н. Плевако (Приложение 4) и

покажите стилистически значимый порядок слов.

17. Прочитайте ст. 67, 257, 281, 303 УПК РСФСР, проанализируйте особенности употребления сложных предложений. Отредактируйте предложения, если это необходимо.

18. Прочитайте предвыборную листовку (Приложение 1). Какие ошибки допущены при составлении текста? Исправьте их.

Задания для самостоятельной работы,

темы рефератов и сообщений

1. Грамматические особенности деловой документации.

2. Особенности употребления имен собственных в речевой практике юриста.

3. Параллельные синтаксические конструкции в юридической речи.

4. Согласование определений и приложений в речи юриста .

Список литературы

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.

Губаева Т.В. Практический курс русского языка для юристов. Казань,

Культура устной и письменной речи делового человека. СПб., 1997.

Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. М.,

Иванова Т.В. Словарь трудностей русского языка для юристов / под ред. Н.Ю. Тяпугиной. Саратов, 2009.

Панов Б.Т., Текучев А.В . Грамматико-орфографический словарь русского языка М., 1991.

Словарь сочетаемости слов русского языка / Под. ред. П.Н. Денисова,

В.В. Морковкина. М., 2002.

Трудности русского языка. Словарь-справочник.М., 1974.

Практикум

Правописание «не» и «ни» с разными частями речи

1. Прокомментируйте случаи написания “не” и “ни” в следующих словосочетаниях:

Недвижимое имущество, неопознанный объект, неподкупная честность, видно невооруженным взглядом, неподдельные документы, не подлежащий разделу, не соответствующий рангу, несмотря на опасность содеянного, незначительная сумма, недослышанная фраза, не написанный, а

отпечатанный текст, никто другой, не что иное, как, не договорил до конца,

неотразимость, доводов, непреложное правило, ни один не пришел, никому

иному нельзя пожаловаться, ни разу не ответил, ничтоже сумяшеся, ни два

ни полтора, никем не замеченный, неприсоединившееся государство.

Занятие 9

_________________________________________________________________

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ ЮРИСТА

Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка.

А.С. Пушкин

Юридическая работа – это многоплановая деятельность. Она включает в себя правосудие, прокурорский надзор, институт адвокатуры, нотариат,

правовое обеспечение государственных органов, предприятий и организаций.

Осуществляя дознание, консультирование или защиту подсудимого,

специалисты-правоведы должны использовать все возможности современного русского литературного языка.

Литературный язык отличается от других разновидностей национального языка (диалекта, просторечия, жаргона) стилистическим

богатством, способностью обслуживать различные сферы общения

(официальные и неофициальные). В зависимости от целей и задач общения

происходит

необходимых

языковых

образуются

функциональные стили. Функциональный

стиль –

разновидность

литературного языка, выделяющаяся на

выполняет

каждом конкретном

Экстралингвистические

(внеязыковые) факторы, условия, в которых используется язык, влияют на отбор речевых средств, вероятность употребления тех или иных слов

(лексем), грамматических форм и конструкций, т.е. формируют систему функциональных стилей. Совокупность действия всех факторов (сферы общения, функции коммуникации, характера адресата речи и др.) определяет

стилевую доминанту , вокруг которой и на основе которой происходит системная организация языковых средств.

В современной стилистике выделяют, как минимум, пять

функциональных стилей: научный, деловой, публицистический,

художественный и разговорный. Разговорный стиль (РС) используется в неофициальном, непосредственном общении носителей литературного языка,

и прежде всего в быту. Основная функция коммуникации – общение.

Доминанта РС – отсутствие заботы о форме выражения мысли,

непринужденность, раскованность говорящих, опора на общие знания

(ситуации, предмета разговора).

В юридической практике разговорный стиль используется в неофициальной беседе с коллегами, элементы разговорной речи обязательно присутствуют в устной речи судьи и следователя во время допроса, в

публичных выступлениях прокурора и адвоката на суде.

В науке, технике и обучении используется научный стиль (НС) , его функция – сообщение, отражающее результаты познания мира. Доминанта НС – понятийная точность, отвлеченная обобщенность и логичность изложения. Письменная форма здесь первична, хотя возможны и устные научные тексты. Юристы используют научный стиль при написании курсовых, дипломных и диссертационных работ, научных лекций, статей.

Официально-деловой стиль (ОДС) обслуживают сферу правовых отношений. Основная функция – сообщение, предписание. Доминанта ОДС – предметная точность, стандартизованность. Письменная форма речи здесь преобладает над устной. Этот стиль речи очень распространен в профессиональной коммуникации юриста: письменная форма применяется для составления всех видов юридических документов; устная форма нужна для переговоров в суде, осуществления правовых действий между предприятиями и организациями и внутри них.

Публицистический стиль (ПС) используется в средствах массовой информации, на митингах и собраниях, а также при выступлениях в суде.

Основная функция – информационно-воздействующая. Доминанта ПС – социальная оценочность. Устная и письменная формы речи равноправны.

Владеть публицистическим стилем очень важно образованному юристу.

Статья в газету о профилактике правонарушений, выступление перед гражданами на правовую тему строятся по законам именно этого стиля.

Художественный стиль (ХС) употребляется преимущественно в художественной литературе. Его функция – воздействие на читателя через образное моделирование мира. Доминанта ХС - эстетическая значимость всех языковых элементов и образность речи. Ей свойственно лексическое богатство, разнообразие речи и включение в текст различных художественно-изобразительных средств. В юридической речи этот стиль используется реже предыдущих, однако владение этим стилем значительно обогащает профессиональную речь, увеличивая словарный запас правоведа.

Таким образом, современный квалифицированный юрист должен владеть всеми функциональными стилями литературного языка, поставив их на службу закона.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия "функциональный стиль".

2. Как вы понимаете, что такое "стилевая доминанта"?

3. Охарактеризуйте известные вам функциональные стили с точки зрения сферы общения, выполняемой функции.

4. Определите доминанту каждого стиля и назовите характерные черты (лексика, морфология и синтаксис).

5. Какие функциональные стили используют юристы в ситуациях профессионального общения?

Упражнения

1. Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания:

Спектр обсуждаемых вопросов, довожу до вашего сведения,

жемчужная смуглость щек, гражданское процессуальное законодательство,

по данным социологического опроса, российский менталитет, сумерки в новой жизни, метод правового регулирования, дефицит федерального бюджета, одурели от первых лучей, руководствуясь ст. 34, предстоящие

спокойно шел сзади, пока она не открыла дверь, тогда он вошел вместе с ней.

Случилось это около часа ночи, когда Алена возвращалась с работы. Она была парикмахером, работала в салоне, а в нерабочее время частенько обслуживала тех, кому нужна была стильно причесанная головка в ночное время. В число ее постоянных клиентов входили дамы, посещающие дорогие клубы и казино, и даже двое мужчин с "трудными" волосами,

нуждающимися в постоянной укладке (А. Маринина "Когда боги смеются",

4. Во всех культурах мира зависть оценивается как проявление морального зла и повсеместно осуждается. Народная мудрость гласит: "Зависть прежде нас родилась". Однако древнегреческий философ Аристотель считал, что существует два рода зависти. "Благая зависть"

связана с духом конкуренции, соревнования между людьми в различных сферах жизни. В этом смысле зависть может побудить человека к более активной деятельности, к новым достижениям и успехам…

Отличие "благой зависти" от "низкой" в том, что человек "под влиянием чувства соревнования старается сам достигнуть благ, а … под влиянием зависти стремится, чтобы его ближний не пользовался этими благами.

5. Разрешая при помощи права основную задачу своей внешней жизни, т. е. создавая равный, упорядоченный и справедливый общественный строй, люди выработали постепенно три основных вида права, из которых каждый имеет свои особые черты и приспособлен к особой правовой потребности. Эти виды суть: закон, правительственное распоряжение и юридический обычай.

6. Законами называются правовые нормы, сознательно и нарочито придуманные органами, учрежденными именно для создания права. Не следует думать, что новое положительное право возникает только в деятельности законодательных органов. Дело в том, что органы правящие и применяющие право также имеют полномочие устанавливать новые

правовые нормы; но только нормы, устанавливаемые ими, имеют лишь подчиненное и дополнительное значение и ограниченную сферу действия (И.А. Ильин. Основы законоведения).

4. Исправьте тексты, выявив случаи неуместного словоупотребления.

Укажите причину ошибок.

1. Приказ № 21

"Об объявлении благодарности студентам академии"

Наши студенты хорошо сдали сессию, да и в общественной жизни себя неплохо показали. Они отлично выступили в первом туре конкурса "Студенческая весна – 2002". Надо их порадовать. Мы тут посоветовались и решили дать грамоты.

2. Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща и ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, мойку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых. (О.А. Крылова "Основы функциональной стилистики русского языка" (М.,1979, с. 149.).

5. Изложите предложенную информацию в трех стилях: официально-

деловом, публицистическом и художественном.

1. Обильный снегопад затрудняет движение автотранспорта.

2. Приобретение норковой шубы стоимостью 80 тысяч рублей.

3. Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже. 4. Если бы эти мероприятия были бы проведены, эпидемия бы не разразилась. 5. Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручения. 6. Необходимо, чтобы знания и навыки, которые приобретают учащиеся в средней школе, могли бы быть впоследствии применены ими в жизни. 7. Очень важно, чтобы каждый воспитанник школы-интерната, покидая на длительное время свою семью и вступая в новый коллектив, нашел бы в этой школе свой второй дом. 8. Многие считают, что будто завод не в состоянии выполнить заказа. 9. Докладчик просил, чтобы ему была бы предоставлена возможность выступить на собрании слушателей первого и второго курсов отделения газетных работников. 10. Наша победа в Лилленхаммере - это фундаментальность отечественной системы высшего спортивного совершенствования и организационной деятельности, доведенная до высокой степени профессионализма: школа, детская спортивная школа, училище олимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства, сборная команда, и надо во весь голос сказать - этот задел кончается, потому что редкие талантливые имена - это не система, а «золотая рыбка», выловленная на наших просторах.

Упражнение 343. Укажите стилистические ошибки и недочеты в построении сложных предложений, исправленные редактором. В случае необходимости предложите свои варианты стилистической правки.

1. Итак, в 988 году владетельным князем Тьмутаракани стал Мстислав Владимирович; к тому времени это был крупный порт и важный стратегический пункт на юге России, через который проходили морские и сухопутные пути, по которым шли караваны киевских и новгородских купцов, которые были гружены мехом, медом и воском и которые направлялись на юг в Царьград или на восток в Ширван и Дербент, а оттуда везли на Русь золото, серебро, драгоценные камни и тонкие узорчатые ткани.
1. Итак, в 988 году Мстислав Владимирович стал владетельным князем Тьмутаракани. В то время это был крупный порт и важный стратегический пункт на юге России. Через него проходили морские и сухопутные пути, по которым караваны киевских и новгородских купцов, груженные мехом, медом и воском, направлялись на юг в Царьград или на восток в Ширван и Дербент, а оттуда везли на Русь золото, серебро, драгоценные камни и тонкие узорчатые ткани.
2. До Тьмутаракани с большим запозданием докатились отголоски бури, возникшей на Киевской земле после смерти в 1015 году великого князя Владимира, так что Мстислав не знал, что Святополк, стремясь стать единственным владетелем Киевской земли, хитростью и коварством извел трех сводных братьев - Бориса, Глеба, Святослава, за что и получил в народе прозвище Окаянный; что старший брат его Ярослав сумел собрать достаточно сил и разбить Святополка в битве у Любеча; что последний привел на Русь ляхов и снова занял киевский стол, однако княжил там недолго; что в 1019 году он вновь был разбит Ярославом в сражении на реке Альте.
2. До Тьмутаракани с большим запозданием дошли вести о междоусобной борьбе за престол сыновей великого князя Владимира после его смерти в 1015 году. Тьмутараканский князь Мстислав и не ведал, что его брат Святополк хитростью и коварством извел трех сводных братьев - Бориса, Глеба и Святослава, за что получил в народе прозвище Окаянный. А старший брат Ярослав сумел собрать достаточно сил и разбить Святополка под Любичем. Но Окаянный привел на Русь ляхов и снова занял киевский стол. Однако княжил он недолго: в 1019 году Святополк вновь был разбит Ярославом в сражении на реке Альте.
3. При неточном включении могут быть броски тока, превышающие 15-кратные от номинального тока генератора, который представляет опасность для механической целостности генератора, а также вызывают большие колебания с провалами напряжения.
3. При неточном включении генератора возникают броски тока, превышающие в пятнадцать раз номинальный ток машины, вызывающие колебания напряжения и его провалы. Это может нарушить механическую целостность генератора.
4. Название ресторана «Яр» было дано в соответствии с тем, что он находился на берегу речки Синички, которая в настоящее время, заключенная в трубы, протекает под землей.
4. Ресторан назвали «Яр», потому что он стоял над обрывом у крутого берега речки Синички (сейчас она заключена в трубы и протекает под землей).
5. В местностях, где объявлено чрезвычайное положение, начинает действовать особый режим: устанавливается определенный порядок въезда и выезда граждан, введено ограничение свободы их передвижения, запрещено проведение митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций; ограничивается свобода печати и деятельности средств массовой информации, а также движение транспортных средств и разрешается их досмотр.
5. В местностях, где объявлено чрезвычайное положение, начинает действовать особый режим: устанавливается определенный порядок въезда и выезда граждан; вводится ограничение свободы их передвижения; запрещается проведение митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций; ограничивается свобода печати и деятельности средств массовой информации, а также движение транспортных средств и разрешается их досмотр.
6. В свое время был широко известен случай, когда генерал А.П. Ермолов прибыл по вызову в приемную Александра I, где уже находилось много генералов и сановников, которые, ожидая вызова, как того и следовало ожидать, разговаривали по-французски или по-немецки, и вдруг Ермолов обратился к ним с вопросом: «Позвольте узнать, господа, а не говорит ли кто-нибудь из вас по-русски?»
6. В свое время был широко известен случай, когда генерал А.П. Ермолов, прибывший по вызову в приемную Александра I, оказался там среди генералов и сановников, которые, по обычаю разговаривали по-французски и по-немецки. Ермолов обратился к ним с вопросом: «Позвольте узнать, господа, а не говорит ли кто-нибудь из вас по-русски?»
7. Администраторы, делая незначительные уступки рабочим, которые нисколько не улучшили их положение, стараются предотвратить забастовку.
7. Администраторы стараются предотвратить забастовку и делают незначительные уступки рабочим, нисколько не улучшающие их положение.
8. В двух последних главах автор начинает рассуждать, что бывают растения полезные и вредные, какие вещества ценные, а какие-то не нужно использовать в медицинских целях.
8. В двух последних главах автор начинает рассуждать, что бывают растения полезные и вредные, что одни вещества ценны, а другие не стоит использовать в медицинских целях.

Упражнение 344. Укажите ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их.
1. На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности. 2. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. 3. Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает борьба с коррупцией; 2) роль в этом деле правоохранительных органов. 4. К числу достижений преподавательского коллектива колледжа следует отнести то, что в нем успешно проводится воспитательная работа, хорошо организованные внеклассные мероприятия, из года в год повышается успеваемость учащихся. 5. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения. 6. Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции романа. 7. Цитаты эти - неизвестно откуда автор их заимствовал. 8. Можно согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержится никаких внутренних противоречий. 9. Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы. 10. Условия для реализации мирных договоренностей были налицо, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось. 11. Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован. 12. В современной Болгарии сельское хозяйство настолько отличается от того, что было до второй мировой войны, как вообще вся экономика страны отличается от довоенной. 13. Укажите ту панацею, которая сможет спасти положение. 14. Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между российскими и финскими партнерами, получили бы свое дальнейшее развитие. 15. Если бы эти предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения. 16. Комиссия не приняла ряд объектов, на строительство которых были отпущены средства, которые, однако, были использованы не по назначению.

7.9. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций


Упражнение 345. Проиллюстрируйте синтаксический паралеллизм примерами различных конструкций.
Образец. 1. Писатель прочитал рукопись и написал рабочую рецензию; 2. Писатель, прочитав рукопись, написал рабочую рецензию; 3. Писатель, прочитавший рукопись, написал рабочую рецензию; 4. Писатель закончил чтение рукописи и приступил к написанию рабочей рецензии; 5. Когда писатель прочитал рукопись, он смог написать рабочую рецензию; 6. После прочтения рукописи писатель написал рабочую рецензию; 7. Написание рабочей рецензии писателем стало возможным после прочтения рукописи.
1. Корреспондент побывал на месте происшествия и написал заметку. 2. Журналист изучил проблему и закончил статью. 3. Студент прочитал конспект лекций и пошел на экзамен. 4. Преподаватель выслушал студента и задал вопрос. 5. Государственная дума разработала федеральный закон «О ветеранах», президент утвердил его и подписал. 6. Новый законодательный проект предъявлен Думе и после обсуждения будет направлен в Совет Федерации. 7. Анатолий Чубайс прилетел в Давос на Всемирный экономический форум и выступил там на английском языке. 8. Экономический форум проходил в Швейцарии и привлек внимание всей мировой общественности. 9. Российский теннисист Кафельников выбыл из строя за сутки до жеребьевки в Дурбане и участвовать в финале шанхайского турнира не будет. 10. Отечественный производитель еще не окреп в условиях свободного рынка и ослаблен инфляцией.

Упражнение 346. Подберите синонимические конструкции к приведенным ниже (они взяты из очерка В. Пескова «Возвращение сапсана» - «Комсомольская правда» от 6 сентября 1996 г.). Дайте стилистическую оценку каждой конструкции и определите, какие из них более оправданы в очерке, а какие требуют замены.
1. Нам сейчас трудно вообразить, сколь богатым был птичий мир на Земле сотни две лет назад и как много было птиц, ставших сегодня исключительно редкими, - орлов, соколов. 2. Истребив хищников, люди разрушили сложную ткань животного мира. 3. Огромные усилия и средства употребили в Англии, возвращая на острова исчезнувшего орлана-белохвоста. 4. Дело дошло до того, что вблизи загнездившихся птиц ставили стражу, не подпуская к гнезду любопытных. 5. Поместив клетку с птенцами где-нибудь на скале, их кормили «из рукава» - из особой матерчатой камеры, чтобы они не видели, что получают пищу из рук человека. 6. Постепенно открывая дверцу вольеры, птиц выманивали к еще шевелящейся добыче, пробуждая инстинкт их к охоте. 7. Наши орнитологи мечтают возродить сокола-балабана, когда-то обитавшего в лесостепи, и поселить его в наших больших городах. 8. Специалисты решили попробовать разводить соколов в Москве, понимая, что эта задача не из легких. 9. Возможно, соколы станут гнездиться на высотных зданиях, принимая их за скалистые горы. 10. Большую клетку с привезенными из питомника хищниками поместили наверху левой башни МГУ, желая «привязать» их к зданию университета. 11. Помещая клетки с взрослеющими птенцами в городе, можно приучить соколов гнездиться на высотных зданиях. 12. Идя по Ленинскому проспекту, орнитолог-соколятник увидел летающих поодиночке птиц. 13. Летая над Профсоюзной улицей, соколы преследовали мелких птичек. 14. Оптимисты верят, что птицы, улетевшие от русской зимы на юг, весной найдут дорогу домой. 15. Отогревшись и возмужав на чужбине, соколы-балабаны захотят вернуться на родину большими сильными птицами.

Упражнение 347. Назовите ошибки, возникшие при употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения, используя параллельные синтаксические конструкции.
1. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. 2. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 3. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 4. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 5. В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм». 6. Существовавшее до сих пор положение в области использования электровозов не удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта. 7. Крестьяне знали, что в хозяйстве имеется свыше 40 тонн зерна, могущего быть отправленным на элеватор. 8. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики и тщательно разработанной специалистами инструкцией.

Упражнение 348. Замените причастные и деепричастные обороты параллельными синтаксическими конструкциями, сравните их с приведенными в упражнении и дайте стилистическую характеристику предложениям, которые вы считаете более уместными для выражения мысли в каждом конкретном случае.
1. Генерал Лебедь поделился своими мыслями о выходе страны из кризиса, основанными на силе закона. 2. Лебедь назвал примером для себя маршала Жукова, снискавшего любовь у народа и пребывавшего в опале у власть придержаших. 3. Жуков трижды повернул колесо истории: впервые - защитив советский Дальний Восток, разбив японские войска; затем - победив нацистов в декабре 1941 года под Москвой; в третий раз - казнив Берию в 1953 году холодным летом после смерти Сталина. 4. Свой первый американский вечер гость завершил в компании американского миллиардера Джорджа Сороса, известного филантропа, пожертвовавшего многие миллионы долларов на развитие науки, образования и демократических структур в странах бывшего соцлагеря. 5. Вторым был Джордж Буш, бывший президент США, явивший собой образец радушного и предупредительного хозяина. 6. На полуденном ланче присутствовал также генерал Брент Скоукрофт, бывший помощник Буша по национальной безопасности. 7. По отзывам с обеих сторон, ланч, устроенный в честь встречи с генералом А.И. Лебедем, прошел отлично. 8. Перед отлетом в Нью-Йорк генерал Лебедь посетил также Институт современных политических проблем, руководимый бывшим госсекретарем США Джеймсом Брейкером, проявившим живой интерес к встрече с гостем из России. 9. Примечательно издание, интервьюировавшее А.И. Лебедя, «Интеллектчуал кэпитол» -журнал без страниц, распространяющийся по сети Интернет и становящийся доступным практически мгновенно во всем мире.

Упражнение 349. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Укажите ошибки, исправленные редактором (неоправданная замена спрягаемой формы глагола причастием или деепричастием при указании на главное действие, употребление действительного причастия в значении страдательного, неправильное образование причастных форм и другие недостатки стиля). В случае несогласия с редактором внесите коррективы в стилистическую правку.

1. Атомы устроены так, что один или несколько электронов могут быть сравнительно легко оторваны от атома.
1. Строение атомов таково, что один или несколько электронов могут легко оторваться.
2. Было положено начало процессу возвращения в руки перуанской нации ее природных богатств, десятилетиями расхищавшихся иностранными монополиями.
2. Начался процесс возвращения перуанскому народу природных богатств страны, которые десятилетиями расхищались иностранными монополиями.
3. Т. Новиков отлично защитил диплом, окончив заводской техникум.
3. Т. Новиков окончил заводской техникум, отлично защитив диплом.
4. Расположенная по соседству школа № 7 будет представлена на слете 20 учениками.
4. 20 учеников на слете представят соседнюю школу № 7.
5. Имеющиеся недостатки в этом деле вызывают необходимость распределения тиражей в соответствии с размещающимися кадрами на территории страны.
5. Чтобы устранить эти недостатки, необходимо при распределении тиражей учитывать размещение учебных заведений по стране.
6. Надев пальто, у меня явилась мысль, что, будучи членом приемной комиссии, мне придется сегодня задержаться до позднего вечера.
6. Надев пальто, я подумал, что как член приемной комиссии вынужден буду задержаться сегодня до позднего вечера.

Упражнение 350. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов, отредактируйте предложения, используя параллельные синтаксические конструкции.
1. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода. 2. Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путем наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 3. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, быстро раздевшись, бросились в воду. 4. Раньше для промера детали останавливали станок, в то время как теперь, пользуясь скобой особой системы, размер определяется за один прием на ходу станка. 5. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля. 6. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 7. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 8. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. 9. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени практического врача. 10. Приехав во Владивосток, молодой коммерсант на второй день был найден убитым.

Упражнение 351. Оцените употребление в речи отглагольных существительных. В случае необходимости предложите вариант правки текстов, используя параллельные синтаксические конструкции.
1. Завод не выполнил заказа вследствие неполучения необходимого сырья. 2. В целях реабилитации после операции больной использовал рекомендации врача и согласился провести месяц в доме отдыха. 3. Для соблюдения требования устранения отставания производства деталей намечены решительные меры. 4. С наступлением утра началась реализация программы освобождения заложников. 5. За неимением свободного времени редактор не сможет сегодня встретиться с автором. 6. При появлении первых симптомов болезни поможет экстренное лечение физиотерапевтическими методами. 7. В рукопись внесены исправления для устранения повторений. 8. Администрация завода предложила рабочим уйти в неоплаченный отпуск вследствие неполучения в срок необходимого сырья. 9. Непринятие надлежащих мер в условиях начинающихся заморозков не могло не привести к ухудшению роста подопытных растений. 10. Работу необходимо проводить в направлении выявления недостатков. 11. Следует уделить внимание развитию и использованию местных ресурсов для улучшения снабжения населения, для расширения и укрепления промышленной базы. 12. Принять такое решение Марчука заставило непредставление ему квартиры вопреки договоренности с администрацией завода. 13. Капитан английского королевского флота В. Холл, описывая свою службу и морские традиции, отмечал: «Каждое лицо, не исключая капитана, ступив на священное место, квартердек, притрагивается к головному убору. Ввиду того, что отдание уважения относится к месту, все те, кто имеет честь быть на квартердеке в это время, обязаны ответить тем же». 14. Признанием выдающихся полководческих способностей Г.К. Жукова является учреждение ордена и медали его имени, возведение ему памятника в центре Москвы и объявление 1996 года годом Жукова.

Упражнение 352. Отредактируйте предложения, используя параллельные синтаксические конструкции; упростите тяжеловесные, громоздкие предложения.
1. Автоматические приборы мартена показывают максимальную температуру, которая дозволена технологической инструкцией, которая была составлена техническим бюро. 2. Приведенные факты в книге свидетельствуют о больших успехах медицины в лечении самых страшных болезней. 3. Теряется драгоценное время в работе Государственной думы, слушая глупые разговоры безответственных депутатов. 4. Машина взорвана в самом центре Москвы, в нескольких шагах от Ильинки, поворотя от нее направо в первом переулке. 5. Безделье - это понятие относительное, а уж сидя дома, его не бывает! 6. Получив признание широких читательских масс, книга была переиздана, принеся автору и издателю немалую прибыль. 7. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке. 8. Пройдя за 9 месяцев дрейфа свыше 250 км, льдина была покинута нами во главе с руководителем экспедиции Папаниным. 9. У вас не заболела голова, пытаясь понять всю эту абракадабру? 10. Мамонты были степными растительноядными животными и жили в период похолодания нашей планеты, когда приполярные воды были скованы льдом, когда языки ледников с севера достигали среднерусской равнины, когда зимы были малоснежными, сухими, морозными, когда древесная растительность выживала только по поймам рек, а северная граница лесов пролегала в субтропиках. 11. Министру связи Российской Федерации обеспечить представление льгот по оплате установки квартирных телефонов и абонентной плате за пользование ими, предусмотренных статьями 1 и 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также гражданам, уволенных с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, и членам семей военнослужащих, потерявших кормильца и имевших право на указанные льготы на день гибели (смерти) военнослужащих. 12. Возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате установки квартирных телефонов и абонентной плате за пользование ими, производить за счет средств федерального бюджета, выделяемым федеральным органом исполнительной власти, в которых военнослужащие (в том числе погибшие и умершие) и граждане, уволенные с военной службы, проходят (проходили) военную службу.

Упражнение 353. Сравните неотредактированный и отредактированный вариант, назовите ошибки, которые устранил редактор. В случае необходимости внесите исправления в отредактированный текст.

1. В одном из залов ресторана, который был недавно отремонтирован, возник пожар, который вовремя был потушен и который не нанес большого ущерба.
1. В одном из залов недавно отремонтированного ресторана возник пожар, который сумели быстро потушить, так что он не нанес большого ущерба.
2. Обе стороны выразили желание, Чтобы контакты между российскими и Чешскими деятелями науки и культуры получили бы свое дальнейшее развитие.
2. Обе стороны выразили желание и в дальнейшем развивать контакты между российскими и чешскими деятелями науки и культуры.
3. Не признавая критики по своему адресу, Иванов неизменно отвечал, что пусть бы другие лучше не вмешивались в его дела.
3. Не принимая критики в свой адрес, Иванов неизменно заявлял, что посторонним лучше не вмешиваться в его дела.
4. Работа была выполнена в течение пяти дней вместо предполагаемых шести.
4. Работа была выполнена за пять, а не за шесть дней, как предполагалось.
5. Поступающие письма внимательно изучаются и комментируются.
5. Поступающие в редакцию письма внимательно изучаются и комментируются.
6. На научно-методической конференции, которая была посвящена вопросам преподавания иностранных языков, был сделан ряд сообщений, которые содержали интересные данные о применении системы программированного обучения.
6. На научно-методической конференции, посвященной вопросам преподавания иностранных языков, был сделан ряд сообщений, содержавших интересные данные о применении системы программированного обучения.
7. Невозможно было удержать напора волн, нахлынувших на берег, сметая все на своем пути.
7. Невозможно было удержать напора волн, нахлынувших на берег и сметавших все на своем пути.
8. «Мы, взрывники, Ефременков и Боровков, придя на смену, были вызваны для взрыва забоя прорабом Козловым, который и был взорван согласно указаниям и потом лично подтвердил это».
8. Мы, взрывники Ефременков и Боровков, были вызваны прорабом Козловым, который поручил нам взорвать забой. Задание выполнено согласно указаниям, и Козлов подтвердил это.

Упражнение 354. Укажите недочеты в построении предложения, в согласовании причастий и союзных слов в придаточных определительных, а также другие речевые ошибки. Устраните их, используя различные приемы стилистической правки и привлекая при этом параллельные синтаксические конструкции.
1. Лица, попытающиеся пройти ночью к причалу, встретятся с фактом негорения фонарей по пути всего следования к причалу. 2. Мы решились на публикацию этих материалов не потому, что разделяем взгляды опального генерала, а потому, что нас возмущает цензорская функция, которую самовольно возложила на себя нынешняя кремлевская команда, которая запретила показ этого интервью по ТВ, которое теперь находится в монопольном владении одной финансово-политической группы, которая полностью срослась с властными структурами, став еще и главным цензором РФ, от которого российская демократия должна себя защитить. 3. Дальневосточные лососи, представлявшие из себя один из наиболее ценнейших объектов рыбной промышленности, нуждаются в принятии неотложных мер по предотвращению своего уничтожения. 4. Никарагуа, с которой мы поддерживали дружественные отношения, подвергается мощному давлению, направленному на дестабилизацию правительства, которое вызывает страдания и человеческие жертвы. 5. На протяжении долгих тысячелетий здесь возникли прекрасные пещерные просторы: вода, протекающая расщелинами, была насыщена известью, из которой на сводах образовывались пещерные камни - сталактиты и сталагмиты. 6. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию в издательстве, заключившем с ним договор при первом издании рукописи, опубликованной в прошлом году, и сохранившем за собой права на все последующие издания произведения. 7. Очевидна необходимость выдвижения на первый план осуществления мероприятий по погашению задолженности зарплаты рабочим комбината. 8. Рабочие нашего отделения и после его отделения и обретения самостоятельности работают ниже своих возможностей, а неполучение зарплаты за последние три месяца не способствуют налаживанию производства. 9. По окончании ознакомления с экспонатами было разрешено их фотографирование. 10. При всем том в императрице Елизавете, не как в ее курляндской предшественнице, где-то там глубоко под толстой корой предрассудков, дурных привычек и испорченных вкусов еще жил человек, порой прорывавшийся наружу то в обете перед захватом престола никого не казнить смертию и в осуществившем этот обет указе 17 мая 1744 г., фактически отменившем смертную казнь в России, то в неутверждении свирепой уголовной части Уложения, составленной в Комиссии 1754 г. и уже одобренной Сенатом, с изысканными видами смертной казни, то в недопущении непристойных ходатайств Синода о необходимости отказаться от данного императрицей обета, то, наконец, в способности плакать от несправедливого решения, вырванного происками того же Синода (В.О. Ключевский. Исторические портреты и этюды).

7.10. Синтаксические средства экспрессивной речи


Упражнение 355. Назовите средства экспрессивного синтаксиса в приведенных отрывках из произведений русских писателей, публицистов.
1. Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы! Да здравствуют нежные девы и юные жены, любившие нас! (П.) 2. Те пламенные речи, те призраки, что увлекали нас, Давно их нет! (Пол.) 3. Ox! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (П.) 4. Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул; Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул (Тютч.). 5. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера… (Сим.) 6. Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей (Св.). 7. Несказанное, синее, нежное… Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное - Дышит запахом меда и роз. ‹…› Напылили кругом, Накопытили. И пропали под дьявольский свист… Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? Все спокойно впивает грудь. Стой, душа, мы с тобою проехали Через бурный положенный путь (Ес.). 8. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Бл.) 9. Ax, мамочка, это он!.. Ты знаешь, Он был забавно Когда-то в меня влюблен. Был скромный такой мальчишка, А нынче… Поди ж ты… Вот… Писатель… Известная шишка… Без просьбы уж к нам не придет (Ес.). 10. Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас! (Ес.) 11. Когда я читаю в журналах либеральные выходки против злоупотреблений и радость о том, что наконец сделано то, чего мы давно надеялись и желали, - я думаю, что это все пишут из Обломовки. Когда я нахожусь в кружке образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и в течение многих лет с неуменьшающимся жаром рассказывающих все те же самые (а иногда и новые) анекдоты о взяточниках, о притеснениях, о беззакониях всякого рода, - я невольно чувствую, что я перенесен в старую Обломовку… (Добр., Что такое обломовщина?

а) в качестве однородных конструкций употребляются придаточное предложение и член простого предложения, например: «На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой фабрикой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость» (см. также § 208, п. 10). В художественной литературе такие конструкции могут использоваться для придания высказыванию разговорного характера; ср.:Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы мы разлюбили друг друга? (Чехов);

б) при общей подчиняющей части выступают в качестве однородных синтаксических элементов двусоставное предложение и односоставное назывное предложение, например: «Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает пропаганда знаний в массах; 2) роль в этой работе широких слоев русской интеллигенции»;

в) без должного основания устанавливается различный порядок слов в соподчиненных придаточных предложениях, например: «К числу достижений преподавательского коллектива школы следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся» (во втором придаточном предложении следовало тоже использовать обратный порядок слов).

  1. С м е щ е н и е к о н с т р у к ц и и может найти свое выражение в том, что главное предложение «перебивается» находящимся внутри его придаточным, например: «Главное, чему необходимо уделить внимание, это идейной стороне произведения» (вместо: Главное, чему необходимо уделить внимание, – это идейная сторона произведения ); «Последнее, на чём следует остановиться, это на композиции книги» (вместо: Последнее, на чём следует остановиться, – это композиция книги ). Перебой конструкции в этих случаях заключается в том, что именное сказуемое главного предложения, оторванное от своего подлежащего, ставится в том падеже, какого требует сказуемое придаточного предложения. Такие конструкции имеют разговорный характер.

Сложное предложение может «перебиваться» включением главного предложения в состав придаточного (в нормативном плане главное предложение может находиться впереди придаточного, после него или включать в себя придаточное, но не включаться в состав последнего); например: «Но цитаты эти неизвестно, откуда автор их заимствовал» (вместо:Неизвестно, откуда автор заимствовал эти цитаты ). Подобные конструкции также имеют разговорный характер. Ср. их использование в языке художественных произведений: Впрочем, обе дамы нельзя сказать, чтобы имели в своей натуре потребность наносить неприятность… (Гоголь); Но слова эти мне неудобно, чтобы ты сказала (Герцен); Вышла замуж за недворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно (Чехов).

  1. Н е п р а в и л ь н о е у п о т р е б л е н и е с о ю з о в и с о ю з н ы х с л о в проявляется в различных случаях:

а) союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которые не подходят для данного контекста, например: «Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких внутренних противоречий» (вместо наречия где при отвлеченном существительном положениями следовало употребить союзное слово в которых ); «Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы» (слово когда с присущим ему значением времени не подходит для контекста; нужно было сказать: Создалась обстановка, которая мало благоприятствовала улучшению работы );

б) встречается постановка рядом однозначных союзов, например: «Условия для дальнейшего подъема экономики страны были налицо, однако тем не менее перелома до сих пор не наступило»;

в) союз оказывается лишним после вводного слова, которое ошибочно принимается за часть главного предложения, например: «Докладчик привел новые данные, которые, кажется, что где-то частично были уже опубликованы»;

г) лишним может оказаться соотносительное слово (указательное местоимение в главном предложении), например: «Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет обе точки» (кратчайшее расстояние может быть только одно);

д) не следует повторять частицу бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условно-сослагательного наклонения (получаются сочетаниячтобы… бы, если бы… бы ), например: «Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между российскими и зарубежными деятелями науки и культуры, получили бы свое дальнейшее развитие»; «Если бы предложения западных держав были бы приняты, ничто не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения». Такие конструкции придают высказыванию разговорный характер. Ср.: Мне надо, чтобы каждое слово, каждая фраза попадала бы в тон, к месту (Короленко);

е) отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений, например: «Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного»; «Комиссия отказалась принять ряд объектов, на строительствокоторых были отпущены необходимые средства, которые , однако, в значительной мере были использованы не по назначению».

  1. Н е п р а в и л ь н ы й п о р я д о к с л о в в сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания. Например, в предложении: «Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован» – союзное слово который может иметь двоякую соотнесенность (был реконструирован один из цехов или завод в целом?), хотя по правилу слова который, какой, чей замещают ближайшее к ним существительное в форме того же рода и числа.

Правка в одних случаях достигается заменой придаточного предложения причастным оборотом. Ср.: 1) …в одном из цехов завода, недавно реконструированном ; 2) в одном из цехов завода, недавно реконструированного .

В других случаях в главное предложение вводится указательное местоимение тот или такой , соотносительное союзному слову который или какой , например: Посетители выставки подолгу задерживались у тех картин наших молодых художников, которые показывают радость человеческого бытия .

Наконец, возможно повторение существительного, определяемого придаточным предложением, например: Многих читателей наших «толстых» журналов в первую очередь интересуют теоретические статьи экономистов и социологов, статьи, которые ставят проблемные вопросы .

  1. С м е ш и в а н и е п р я м о й и к о с в е н н о й р е ч и находит свое выражение в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов), например: Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге; Не признавая критики по своему адресу, он всегда отвечал, что пусть бы лучше не вмешивались в его дела . Такие предложения имеют разговорный характер. Ср.: Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за старое (Гоголь); Приехал один важный господин из столицы и купил у Гросса жилетку, а теперь увидел вашу и кричит, что непременно подавай ему точь-в-точь такую же, как ваша! (Бунин).

ВОПРОС 10. Синонимия разных типов сложного предложения. Синонимия сложных и простых предложений. Ошибки в построении сложных предложений. Период.

Если сопоставить два и более простых предложений и построенных на их основе различных типов сложных предложений, то можно обнаружить грамматические, смысловые и стилистические различия между этими синонимическими конструкциями. Рассмотрим следующие примеры:

1) Тут раздался лёгкий свист. Дубровский умолк.

2) Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк.

3) Тут раздался лёгкий свист – Дубровский умолк.

4) В тот момент, когда раздался лёгкий свист, Дубровский умолк.

Выбор одного из предложений зависит от текстовой ситуации. В первом случае два простых предложения конструируют последовательность событий, воспринимаемых объективно, наблюдателями, незнакомыми с ситуацией. Во втором случае сложносочинённое предложение с союзом и акцентирует внимание на внутренней связи этих событий (напр., на том, что свист – это условный знак, сигнал чего-то). В третьем случае сложное бессоюзное предложение акцентирует внимание на быстроте реакции Дубровского. И, наконец, в четвёртом случае сложноподчинённое предложение обращает внимание на момент времени, когда одно событие сменяет другое. Поскольку в данной текстовой ситуации важно обратить внимание на развитие событий, на то, что одно событие следует из другого, Пушкин выбрал второй вариант.

Бессоюзные и союзные предложения также могут выступать как синонимические конструкции. В союзном предложении его части выступают как равнозначные и не допускают двоякого толкования, поэтому такие предложения преобладают в официально-деловом и научном стилях, требующих чётко логического выражения и аргументирующим высказанные тезисы.

Существует определённая зависимость употребления конкретных видов сложных предложений от типа речи, т.е. рассуждение или описание. В рассуждениях , независимо от стиля речи, преобладают сложноподчинённые и бессоюзные предложения, передающие различные логические связи между высказываниями. В описаниях же преобладают сложносочинённые предложения и бессоюзные перечислительного характера.

В связи с важностью выбора определённых типов сложных предложений для стилистики текста, необходимо упомянуться понятие периода – гармонической по форме сложной синтаксической конструкции, характеризующейся особой ритмичностью и упорядоченностью частей, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания. Период состоит из двух частей – в первой из них интонация повышается, во второй – плавно понижается. По содержанию период представляет одно целое, развивает одну тему, раскрывает её. Период состоит из нескольких однотипных, соразмерных синтаксических единиц, часто имеющих одинаковые союзы и сходное грамматическое построение. Их повторение создаёт ритмический рисунок речи. Чаще всего период строится как сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, которые стоят в начале.Наиболее употребительны в периоде придаточные времени, условия, уступки, причины, образа действия. Реже употребляются распространённые члены предложения.

Необходимо также подробно остановиться на самых распространённых ошибках, появляющихся при построении сложного предложения.

1) Разнотипность частей сложного предложения . 1 случай – в качестве однородных конструкций употребляется придаточное предложение и член простого предложения: На совещании обсуждались вопросы качества продукции и нет ли возможности снизить себестоимость. – обсуждались вопросы качества продукции и возможность снижения её себестоимости. 2 случай – при общей подчиняющей части в качестве однородных синтаксических элементов выступают двусоставное и односоставное безличное предложения: Докладчик выдвинул два предложения: 1) всё большее значение приобретает приватизация, 2) необходимо повысить роль в этом процессе трудовых коллективов. 3 случай – в соподчинённых предложениях без должного основания используется разный порядок слов: К числу недостатков преподавательского коллектива школы следует отнести то, что внеклассная работа ведётся плохо, недостаточно проводится воспитательная работа, успеваемость учащихся снижается.

2) Смещение конструкции . Когда, например, сказуемое главного предложения оторвано от своего подлежащего, то оно порой ошибочно ставится в том падеже, которого требует сказуемое придаточного: Главное, чему необходимо уделить внимание, это жанровой стороне произведения. – жанровая сторона произведения. Это и называется смещением конструкции. Оно возникает, когда главное предложение «перебивается» стоящим внутри него придаточным или же наоборот, когда придаточное «перебивается» главным: Но цитаты эти неизвестно, откуда автор их заимствовал. – Неизвестно, откуда автор заимствовал эти цитаты. Такие предложения возможны только в разговорной речи.

3) Неправильное употребление союзов и союзных слов. 1 случай – когда выбранные союзы или созные слова не подходят для данного контекста: Создалась обстановка, когда… - обстановка, которая… 2 случай – постановка рядом однозначных союзов: однако тем не менее. 3 случай – лишний союз после вводного слова: данные, которые, кажется, что… 4 случай – лишнее соотносительное слово: то кратчайшее расстояние (кратчайшее расстояние может быть только одно). 5 случай – повторение частицы бы в придаточных предложениях. 6 случай – загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений: Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного.

4) Неправильный порядок слов. В сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания: цех завода, который был реконструирован. Слово который может иметь двоякую соотнесённость. Чтобы исправить эту ошибку, нужно либо ввести слова который, тот, такой, какой , либо повторить определяемое существительное.

5) Смешение прямой и косвенной речи. Возникает, когда придаточное предложение, выражающее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи: Он всегда говорил, что бы пусть бы лучше вы не вмешивались в его дела. Такую ошибку исправить проще всего.

ВОПРОС 11параллельные синтаксические конструкции.

Конструкции, близкие по значению, но выраженные различными синтаксическими единицами (ср.: синонимические конструкции). Обычно параллельные синтаксические конструкции образуются придаточными предложениями и членами простого предложения, чаще всего - обособленными оборотами. Ученики, которые окончили восьмилетнюю школу - ученики, окончившие восьмилетнюю школу - ученики, окончив восьмилетнюю школу - ученики по окончании восьмилетней школы- ученики, после того как окончили восьмилетнюю шкоду. Внутри такого ряда выделяются конструкции, более близкие между собой по выражаемому ими содержанию и грамматической функции; 1) придаточное, предложение определительное и причастный оборот;

2) придаточное предложение обстоятельственное и деепричастный оборот (к ним примыкает конструкция с отглагольным существительным).

Параллельные конструкции отличаются одна от другой смысловыми оттенками и стилистической окраской. Придаточные предложения обладают большей смысловой нагрузкой, так как они образуют предикативную единицу в составе сложного предложения, тогда как параллельные им обособленные обороты выступают в функции членов простого предложения. Это связано с ролью глагола в предложении; в придаточном предложении, независимо от его типа, сказуемое обычно выражается личной (спрягаемой) формой глагола, которой присущ ряд глагольных категорий (категория лица, категория числа, категория времени, категория наклонения), поддерживающих значение действия-состояния (ср.; ученики, которые окончили восьмилетнюю школу; ученики, послетого какокончили восьмилетнюю школу). В деепричастном обороте (ученики, окончив восьмилетнюю школу) глагол выполняет уже функцию второстепенного сказуемого и имеет только категорию вида с оттенком временного значения. В причастном обороте (ученики, окончившие восьмилетнюю школу) значение действия еще более ослаблено, так как в гибридной форме причастия существенную роль играет значение ’ предметного признака, обычно выражаемого именем прилагательным. Наконец, в отглагольном существительном (ученики по окончании восьмилетней школы) глагольность еще больше убывает, значение действия носит отвлеченный характер и на первый план в этой конструкции выдвигается значение времени.

Стилистические различия между параллельными конструкциями связаны с их использованием в различных речевых стилях. Обособленные обороты являются главным образом достоянием книжной речи; книжный, иногда канцелярский характер придает высказыванию употребление отглагольных существительных;

придаточные предложения представляют собой межстилевые конструкции.

Упражнение 341. Из данных простых предложений составьте все возможные типы сложных предложений, охарактеризуйте смысловые и стилистические их особенности.

1. Чернобыльцы объявили голодовку. Уже полгода им не выплачивают причитающиеся денежные средства. 2. Не высыхают слезы солдатских матерей. Они не могут узнать правду о судьбе пропавших без вести солдат. 3. Ильинична осталась в деревне с пятилетней внучкой. Две дочери и сын уехали на заработки в город. 4. Поля были не засеяны. Колхоз развалился, и некому было организовать посевную кампанию. 5. Леса окружали плотным кольцом деревушку. Малины и грибов всегда было вдоволь. 6. Россия медлит со вступлением в НАТО. Эта военная организация представляет собой потенциальную угрозу нашей безопасности. 7. На выборах губернатора в Курске убедительную победу одержал А.В. Руцкой. За него проголосовало большинство избирателей. 8. Елена Мавроди отстранена от участия в избирательной гонке кандидатов в депутаты от Тулы. Использованным ею способам привлечения на свою сторону избирателей дадут оценку судебные органы. 9. Наступила мертвая тишина. Казалось, все вокруг замерло в ожидании первых ударов грома. 10. У нас глубокая ночь. На другом континенте, в Америке, сейчас в разгаре рабочий день. 11. На зарплату старшего научного сотрудника нельзя содержать семью. Сохранить научные кадры в России — большая проблема. 12. Я люблю свою родину. Мне придется прожить остаток жизни вдали от России. 13. Нет пророка в своем отечестве. У нас называют писателей великими лишь после их смерти. 14. С трудом мы отыскали в горах эту хижину. В ней уже никого не было. 15. Утро вечера мудренее. Оставим этот разговор на завтра.

Упражнение 342. Укажите недочеты, стилистические ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их. В случае необходимости упростите конструкцию, заменив сложное предложение простым.

1. Вопрос к господину Закаеву, который не может не волновать россиян… 2. Вначале, когда я стала работать на трикотажной фабрике, мне было трудно, но мне помогли мои товарищи по работе, которые имеют больше знаний и опыта, которые дружески посоветовали мне учиться дальше, в школе рабочей молодежи, в которой я раньше занималась. 3. Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже. 4. Если бы эти мероприятия были бы проведены, эпидемия бы не разразилась. 5. Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручения. 6. Необходимо, чтобы знания и навыки, которые приобретают учащиеся в средней школе, могли бы быть впоследствии применены ими в жизни. 7. Очень важно, чтобы каждый воспитанник школы-интерната, покидая на длительное время свою семью и вступая в новый коллектив, нашел бы в этой школе свой второй дом. 8. Многие считают, что будто завод не в состоянии выполнить заказа. 9. Докладчик просил, чтобы ему была бы предоставлена возможность выступить на собрании слушателей первого и второго курсов отделения газетных работников. 10. Наша победа в Лилленхаммере — это фундаментальность отечественной системы высшего спортивного совершенствования и организационной деятельности, доведенная до высокой степени профессионализма: школа, детская спортивная школа, училище олимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства, сборная команда, и надо во весь голос сказать — этот задел кончается, потому что редкие талантливые имена — это не система, а «золотая рыбка», выловленная на наших просторах.

Упражнение 343. Укажите стилистические ошибки и недочеты в построении сложных предложений, исправленные редактором. В случае необходимости предложите свои варианты стилистической правки.

1. Итак, в 988 году владетельным князем Тьмутаракани стал Мстислав Владимирович; к тому времени это был крупный порт и важный стратегический пункт на юге России, через который проходили морские и сухопутные пути, по которым шли караваны киевских и новгородских купцов, которые были гружены мехом, медом и воском и которые направлялись на юг в Царьград или на восток в Ширван и Дербент, а оттуда везли на Русь золото, серебро, драгоценные камни и тонкие узорчатые ткани.

1. Итак, в 988 году Мстислав Владимирович стал владетельным князем Тьмутаракани. В то время это был крупный порт и важный стратегический пункт на юге России. Через него проходили морские и сухопутные пути, по которым караваны киевских и новгородских купцов, груженные мехом, медом и воском, направлялись на юг в Царьград или на восток в Ширван и Дербент, а оттуда везли на Русь золото, серебро, драгоценные камни и тонкие узорчатые ткани.

2. До Тьмутаракани с большим запозданием докатились отголоски бури, возникшей на Киевской земле после смерти в 1015 году великого князя Владимира, так что Мстислав не знал, что Святополк, стремясь стать единственным владетелем Киевской земли, хитростью и коварством извел трех сводных братьев — Бориса, Глеба, Святослава, за что и получил в народе прозвище Окаянный; что старший брат его Ярослав сумел собрать достаточно сил и разбить Святополка в битве у Любеча; что последний привел на Русь ляхов и снова занял киевский стол, однако княжил там недолго; что в 1019 году он вновь был разбит Ярославом в сражении на реке Альте.

2. До Тьмутаракани с большим запозданием дошли вести о междоусобной борьбе за престол сыновей великого князя Владимира после его смерти в 1015 году. Тьмутараканский князь Мстислав и не ведал, что его брат Святополк хитростью и коварством извел трех сводных братьев — Бориса, Глеба и Святослава, за что получил в народе прозвище Окаянный. А старший брат Ярослав сумел собрать достаточно сил и разбить Святополка под Любичем. Но Окаянный привел на Русь ляхов и снова занял киевский стол. Однако княжил он недолго: в 1019 году Святополк вновь был разбит Ярославом в сражении на реке Альте.

3. При неточном включении могут быть броски тока, превышающие 15-кратные от номинального тока генератора, который представляет опасность для механической целостности генератора, а также вызывают большие колебания с провалами напряжения.

3. При неточном включении генератора возникают броски тока, превышающие в пятнадцать раз номинальный ток машины, вызывающие колебания напряжения и его провалы. Это может нарушить механическую целостность генератора.

4. Название ресторана «Яр» было дано в соответствии с тем, что он находился на берегу речки Синички, которая в настоящее время, заключенная в трубы, протекает под землей.

4. Ресторан назвали «Яр», потому что он стоял над обрывом у крутого берега речки Синички (сейчас она заключена в трубы и протекает под землей).

5. В местностях, где объявлено чрезвычайное положение, начинает действовать особый режим: устанавливается определенный порядок въезда и выезда граждан, введено ограничение свободы их передвижения, запрещено проведение митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций; ограничивается свобода печати и деятельности средств массовой информации, а также движение транспортных средств и разрешается их досмотр.

5. В местностях, где объявлено чрезвычайное положение, начинает действовать особый режим: устанавливается определенный порядок въезда и выезда граждан; вводится ограничение свободы их передвижения; запрещается проведение митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций; ограничивается свобода печати и деятельности средств массовой информации, а также движение транспортных средств и разрешается их досмотр.

6. В свое время был широко известен случай, когда генерал А.П. Ермолов прибыл по вызову в приемную Александра I, где уже находилось много генералов и сановников, которые, ожидая вызова, как того и следовало ожидать, разговаривали по-французски или по-немецки, и вдруг Ермолов обратился к ним с вопросом: «Позвольте узнать, господа, а не говорит ли кто-нибудь из вас по-русски?»

6. В свое время был широко известен случай, когда генерал А.П. Ермолов, прибывший по вызову в приемную Александра I, оказался там среди генералов и сановников, которые, по обычаю разговаривали по-французски и по-немецки. Ермолов обратился к ним с вопросом: «Позвольте узнать, господа, а не говорит ли кто-нибудь из вас по-русски?»

7. Администраторы, делая незначительные уступки рабочим, которые нисколько не улучшили их положение, стараются предотвратить забастовку.

7. Администраторы стараются предотвратить забастовку и делают незначительные уступки рабочим, нисколько не улучшающие их положение.

Упражнение 344. Укажите ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их.

1. На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности. 2. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. 3. Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает борьба с коррупцией; 2) роль в этом деле правоохранительных органов. 4. К числу достижений преподавательского коллектива колледжа следует отнести то, что в нем успешно проводится воспитательная работа, хорошо организованные внеклассные мероприятия, из года в год повышается успеваемость учащихся. 5. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения. 6. Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции романа. 7. Цитаты эти — неизвестно откуда автор их заимствовал. 8. Можно согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержится никаких внутренних противоречий. 9. Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы. 10. Условия для реализации мирных договоренностей были налицо, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось. 11. Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован. 12. В современной Болгарии сельское хозяйство настолько отличается от того, что было до второй мировой войны, как вообще вся экономика страны отличается от довоенной. 13. Укажите ту панацею, которая сможет спасти положение. 14. Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между российскими и финскими партнерами, получили бы свое дальнейшее развитие. 15. Если бы эти предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения. 16. Комиссия не приняла ряд объектов, на строительство которых были отпущены средства, которые, однако, были использованы не по назначению.

 

 

Это интересно: