→ Ночной охотник против апачи. «Кинжал» Apache против стратегии «Ночного охотника»: кто на самом деле круче Особенности национальной конкуренции

Ночной охотник против апачи. «Кинжал» Apache против стратегии «Ночного охотника»: кто на самом деле круче Особенности национальной конкуренции

Индийские военные по результатам проведенных технических испытаний приняли решение закупить американские вертолеты AH-64D "Апач" разработки "Боинга", а не российские ударные вертолеты Ми-28Н "Ночной охотник".
Информацию об этом российским агентствам подтвердили в индийском министерстве обороны и комиссии по закупкам вооружений.По данным неназванных источников, причины выбора индийской стороны "не носят политического характера"."Причины отказа от вертолета Ми-28 были технического характера. По мнению наших специалистов, Ми-28Н не соответствует требованиям тендера по 20 пунктам, в отличие от вертолета "Апач", который показал лучшие характеристики", - приводит РИА Новости слова своего собеседника из комиссии по закупкам вооружений.В мае этого года на авиасалоне в Ле Бурже было объявлено о том, что Нажать Россия подписала контракт о поставке в Индию 80 вертолетов Ми-17.Планы минобороны Индии по закупкам вертолетной техники предусматривают также в перспективе еще несколько конкурсов, в том числе, на поставку многоцелевых вертолетов для ВМС страны. По оценкам экспертов, в ближайшие десять лет Индия примет на вооружение порядка 700 новых вертолетов.
Технические и политические причины

Причиной проигрыша российского боевого вертолета Ми-28Н в индийском тендере стал целый комплекс факторов, и техническое состояние машины среди них не самый главный, заявил РИА Новости директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.По мнению Пухова, в этом поражении сыграли свою роль три блока причин.
данный момент в Индии проводятся еще два вертолетных тендера: на покупку многоцелевого вертолета, в нем участвует российский Ка-226, и сверхтяжелого - здесь российский участник - Ми-26. У обоих вертолетов очень серьезные шансы на успех. И индийцы просто не могут отдать все три победы России", - отметил он.
Кроме того, по его словам, немаловажную роль в решении минобороны Индии сыграло и нынешнее "увлечение" американскими вооружениями."Индийцы хорошо знают сильные стороны американской военной техники, но не слишком знают слабые. И их ждет немало сюрпризов", - заметил эксперт.В то же время директор ЦАСТ рассказал, что Ми-28Н не доработан до идеального состояния.В настоящее время в Индии проводятся еще два тендера на поставку вертолетной техники: 12 тяжелых транспортных вертолетов и 197 легких многоцелевых.По итогам этих тендеров могут быть подписаны контракты общей стоимостью 2,5 миллиарда долларов. В первом конкурсе финалистами стали российский вертолет Ми-26Т2 и американский "Чинук", а во втором - Ка-226Т и Eurocopter AS550.Проигравший тендер Ми-28Н "Ночной охотник" - вертолет огневой поддержки, который может стать основой фронтовой авиации России. По плану он должен заменить вертолеты Ми-24.Министерство обороны России ранее заявило о намерении закупить 300 "Ночных охотников" для нужд армии.

Для того чтобы понять надо посмотреть технические характеристики.

Боевой вертолет нового поколения Ми-28Н ("Ночной охотник") предназначен для поиска и уничтожения танков, бронетехники, живой силы противника; уничтожения защищенных объектов и поражения площадных целей (линий окопов, оборонительных сооружений и др.); постановки минных заграждений; поиска и уничтожения катеров и других малых плавсредств; борьбы со скоростными и низколетящими летательными аппаратами противника; уничтожения малоскоростных воздушных целей днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

Ми-28Н - разработка Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля на базе боевого вертолета Ми-28 (базовый вертолет иногда обозначают Ми-28А).

Прежде чем оформить техническое задание на Ми-28Н, в течение нескольких лет специалисты завода совместно с институтами Министерства обороны формировали облик этого вертолета. Вертолет предназначался для работы с Сухопутными войсками, поэтому специфические особенности этих войск (работа в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в отрыве от аэродромов и стационарных баз, совместимость горюче-смазочных материалов, боеприпасов, средств связи и управления, простота эксплуатации применяемой техники) потребовали соответствующих качеств от Ми-28Н.

Выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра состоялась 16 августа 1996 года, 14 ноября 1996 года вертолет впервые поднялся в воздух.

24 декабря 2008 года госкомиссия по результатам государственных испытаний рекомендовала принять боевой вертолет Ми 28Н на вооружение Минобороны России и поставить его на серийное производство. Ми-28Н будет выпускать Ростовский завод (ОАО "Роствертол").

Ми-28Н представляет собой двухместный (летчик и штурман-оператор) вертолет классической одновинтовой схемы с пятилопастным несущим винтом и Х-образным рулевым винтом, управляемым стабилизатором, колесным неубираемым шасси с хвостовой опорой. Крыло служит для подвески вооружения и дополнительных топливных баков.

Вертолет оснащен комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования (БРЭО), обеспечивающим применение оружия и решение пилотажных и навигационных задач днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях на предельно малых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом препятствий.

БРЭО также обеспечивает контроль за работой силовой установки и других систем; речевое оповещение экипажа; радиосвязь между вертолетами и с наземными станциями; связь между членами экипажа и запись их переговоров.

Особенности конструкции обеспечивают высокую живучесть вертолета. Выживаемость экипажа при аварийных посадках с вертикальными скоростями до 12 м/сек обеспечивается применением системы пассивной защиты с энергопоглощающими элементами конструкции (шасси, кресла, элементы фюзеляжа).

Тактико-технические характеристики вертолета:

Экипаж - 2 человека (при необходимости в заднем отсеке может перевозиться еще 2-3 человека).

Силовая установка - 2 двигателя ТВ3 117ВМА мощностью 2200 лошадиных сил каждый.

Взлетная масса:

нормальная - 10700 кг
максимальная - 12000 кг

Масса боевой нагрузки - 2300 кг

Скорость полета:
максимальная - 305 км/ч,
крейсерская - 270 км/ч.

Статический потолок - 3600 м.

Динамический потолок - 5700 м.

Дальность полета:
нормальная - 450 км
в перегоночном варианте - 1100 км

Габаритные размеры вертолета:

длина -7,01 м
высота 3,82 м
ширина 5,89 м

Диаметр несущего винта - 17,2м

Для выполнения боевых задач на вертолете используется следующее вооружение:

Несъемная подвижная пушечная установка НППУ 28Н с пушкой 2А42 калибра 30 мм с боекомплектом 250 снарядов.

Универсальные пушечные контейнеры УПК 23 250 (2 шт.) с пушкой ГШ 23Л калибра 23 мм и боекомплектом по 250 снарядов в каждом контейнере.

Противотанковый ракетный комплекс 9 А2313 "Атака-В" с управляемыми ракетами 9М120, 9М120Ф, 9А 2200 (до 16 шт.).

Управляемые ракеты с тепловой головкой самонаведения "Игла" (до 8 шт.).

Неуправляемые ракеты типа С 8 калибра 80 мм в блоках Б8В20 А (до 4 блоков).

Неуправляемые ракеты типа С 13 калибра 122 мм в блоках Б13Л1 (до 4 блоков).

Унифицированные контейнеры малогабаритных грузов КМГУ 2 (до 4 блоков).

Ударный вертолёт AH-64 Apache

В начале 1984 года первая группа вертолетов AH-64A Apache поступила на вооружение армии США. AH-64A, по мнению экспертов НАТО, является наиболее совершенным из всех боевых вертолетов, состоящих на вооружении стран альянса. Он создан для борьбы с танками противника в условиях высокой насыщенности поля боя средствами войсковой ПВО. Возложенные на него задачи AH-64 Apache может выполнять в сложных метеорологических условиях, условиях плохой видимости, днем и ночью. По мнению специалистов, AH-64 Apache является вертолетом XXI века. Он обладает хорошей маневренностью, высокой скоростью полета. Его конструкция рассчитана на перегрузки от -1,5 до + 3,5 Двигатели оборудованы специальным устройством, рассеивающим струю и снижающим температуру выхлопа, что уменьшает вероятность поражения вертолета ракетами с инфракрасной головкой наведения. Лопасти несущего винта имеют обшивку слоистой конструкции из стали и композиционных материалов. Применены принципиально новые решения при креплении лопастей к втулке винта. Лопасть сохраняет работоспособность при попадании пуль калибра 12,7 мм. Шасси - неубирающееся, что значительно увеличило полезную нагрузку вертолета. На AH-64A установлен X-образный рулевой винт, который намного эффективнее обычного. AH-64 Apache оснащен современным радиоэлектронным оборудованием. Впервые на боевом вертолете установлена нашлемная система целеуказания, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы.

Вертолет AH-64A имеет следующее вооружение: противотанковые управляемые ракеты "Хеллфайр" с лазерной системой наведения, автоматическую пушку Хьюз Н230А-1 "Chaingun", установленную между основными стойками шасси, контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами. Использование двух независимых гидросистем, бронированной кабины и наиболее важных систем и участков планера, а также применение топливных баков специальной формы и конструкции позволило разработчикам создать машину, способную выполнить боевую задачу и вернуться на базу после попадания в вертолет снарядов калибром 23 мм. С 1985 года в США начались разработки нового вертолета AH-64B "Апач Браво", который имеет больший размах крыла и двигатели увеличенной мощности. Модификация включает замену электронного оборудования. В комплект вертолета входит нож для перерезания высоковольтных проводов. AH-64A Apache хорошо зарекомендовал себя во время войны в Ираке (1991 г.). В настоящее время компанией "Макдоннелл-Дуглас" производится новая модель вертолета AH-64D, получившая название "Лонгбоу Апач". AH-64D оборудован более современной системой управления вооружением, обеспечивающей ведение прицельной стрельбы с больших дистанций. ВВС Нидерландов и Королевские ВВС Великобритании планируют закупить 30 и 67 вертолетов AH-64D соответственно.
Модификации вертолета AH-64

AH-64A Apache - первая серийная модификация.

AH-64B Apache Bravo - модернизированная версия AH-64A, с новой РЛС и новым ГТД и возможностью применения УР "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder.

AH-64C Apache - модернизированная версия AH-64A до стандарта AH-64D.

AH-64D Longbow Apache - усовершенствованный вариант боевого вертолета AH-64 Apache с системой управления огнем Longbow на базе РЛС с милиметровой волной фирмы Westinghouse над втулкой несущего винта, более мощными ГТД General Electric T700-GE-701 (1417 кВт или 1930 л.с.), усовершенствованными ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire, доплеровской навигационной системой и процессором. Вертолет оборудован системой позволяющей получать информацию с комплекса Joint-STARS ВВС США. На AH-64D установлена система прицелеивания на базе Target Acquisition Designation Sight (TADS - AN/ASQ-170) и Pilot Night Vision Sensor (PNVS - AN/AAQ-11). Первый вертолет с системой Longbow совершил первый полет 11 марта 1991 г, первый пуск ПТУР Hellfire произведен в мае 1995 г, поставки армии США начались в 1996 г. Вертолеты так же планируется поставить в армии Великобритании и Нидерландов. На английском варианте вертолета будут установлены ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM322.

AH-64 Sea Apache - версия вертолета для Копуса морской пехоты с РЭО самолета F/A-18, РЛС APG-65 и возможностью использования ПКР AGM-84 Harpoon и/или AGM-119 Penguin и УР "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM или AIM-132 ASRAAM.

Вооружение AH-64 Apache: 1 30-мм пушка M230 Chain Gun с 1200 патронами. Боевая нагрузка - 771 кг на 4 узлах подвески: 16 (4х4) ПТУР AGM-114 Hellfire или 4 ПУ М260 или LAU- 61/A c 19х70-мм НУР, 4 УР "воздух-воздух" AIM-92 Stinger, или их комбинации.

ТТХ AH-64
Год принятия на вооружение 1984
Диаметр несущего винта 14,63 м
Диаметр хвостового винта 2,79 м
Длина вертолета с вращающимися винтами 17,3 м
Длина 14,97 м
Высота 4,66 м
Ометаемая площадь несущего винта 168,1 кв.м
Экипаж 2 чел
Практический потолок 6400 м
Статический потолок 4570 м
Максимальная дальность полета (только с внутренним запасом топлива) 400 км
Максимальная дальность полета (с внешним запасом топлива) 1900 км
Внутренний запас топлива 1157 кг
ПТБ 4 х 871
Максимальная продолжительность полета 3 ч. 9 м. (с внутренним запасом топлива)
Двигатели 2 х General Electric T700-GE-701C
Мощность 2 х 1825 л.с. (1342 кВт)
Максимальная скороподъемность 942 м/мин
Максимальная вертикальная скороподъемность 474 м/мин
Скорость - Максимальная 365 км/ч
Скорость - Крейсерская 293 км/ч
Скороподъемность 14,6 м/с
Масса - Максимальная 9520 кг
Масса - Нормальная 5550 кг
Масса - Пустого 5165 кг

Вот теперь сопоставив цифры,можно увидеть где мы проиграли.

Начало создания Ми-28 было ответом Советского Союза на появление американского вертолета "Апач". При этом следует напомнить, что завершение работ по Ми-28Н пришлось на период российских реформ, когда отставание РФ от Запада по радиоэлектронным, микро- и наноэлектронным, а также компьютерным технологиям продолжало увеличиваться. Вместе с тем, настораживает состояние комплектующих российской радиоэлектроники, из 13000 элементов которой более 70% имеют возраст свыше 15 лет. Сегодня ни один из создаваемых образцов российских вооружений не может быть обеспечен на 100% элементами отечественного производства. Отсталая элементная база обусловливает увеличение массы, габаритов аппаратуры, недостаточную ее эффективность и надежность.

УСТАРЕВШЕЕ ОСНАЩЕНИЕ

Вертолет предназначен для поражения наземных и воздушных целей. В справочных изданиях (например, "Оружие России 2000" и др.) подробно перечислены компоненты бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) этой машины. Но по какой-то причине отсутствует оценка соответствия облика БРЭО функциональному назначению ударного вертолета.

Особого внимания в этом плане заслуживает анализ процесса поражения бронетехники и других наземных целей с помощью ПТУР "Атака", которая составляет основу боекомплекта Ми-28Н. В этом случае для управления ракетой используется способ полуавтоматического наведения: наводчик удерживает прицел на объекте поражения, а система наведения автоматически ведет ракету к нему. Координаты ракеты относительно прицельной линии определяются с помощью оптической системы (размещенной на Ми-28Н) и трассера, установленного на ракете. Команды управления с вертолета передаются ракете по радио.

В данной ситуации использование ПТУР "Атака" крайне опасно, так как суммарное время визуального поиска наземной цели и управления ракетой больше, чем время реакции современных средств ПВО. Под временем реакции понимается время от обнаружения вертолета до схода зенитной ракеты с пусковой установки, которое для ЗРПК малой дальности составляет 4-10 сек. Наибольшей опасности Ми-28Н подвержен при стрельбе на дальности 4-6 км, что требует увеличения высоты полета для обеспечения надежного визуального контакта с объектом поражения. При цене вертолета, равной цене 3-4 танков, вызывает сомнение, что Ми-28Н с ПТРК второго поколения в условиях развития зарубежных средств ПВО решит проблему поражения целей с учетом критерия "эффективность - стоимость".


Применительно к решению той или иной боевой задачи предусмотрено 7 вариантов боекомплекта Ми-28Н, состоящего из различных сочетаний следующ их боеприпасов: ПТУР "Атака", ЗУР "Игла", НАР С-8, НАР С-13, выстрелов к 30-мм пушке 2А42. В свою очередь ПТУР "Атака" может оснащаться либо кумулятивной тандемной БЧ для поражения бронетехники, либо стержневой - для поражения воздушных целей, либо БЧ, снаряженной объемно-детонирующей смесью для поражения наземных целей. ПТУР "Атака", являясь усовершенствованным вариантом ракеты комплекса "Штурм" (табл.), продолжает оставаться во втором поколении.

Сегодня недопустимо оснащать дорогостоящие ударные вертолеты ПТУР второго поколения и БРЭО вчерашнего дня. Только установка ПТУР третьего поколения ("выстрелил-забыл") и современного БРЭО позволит повысить эффективность вертолетного вооружения.

ЧТО МОЖЕТ "ИНДЕЕЦ"

БРЭО вертолета "Апач" и ГСН различных модификаций ракеты "Хеллфайр" разрабатывались в условиях высокого уровня развития радиоэлектронной и других технологий. ПТУР "Хеллфайр" постоянно модернизировалась и прошла путь от ракеты второго поколения (AGM-114A) с полуактивной лазерной ГСН до ракеты третьего поколения (AGM-114B) с использованием радиолокационной (РЛ) ГСН.

При создании комплекса ПТРК "Лонгбоу" предусматривалось значительное сокращение времени нахождения вертолета под прицельным огнем противника при наведении ракет, благодаря высокоинтеллектуальному БРЭО и возможности осуществлять их залповый пуск по скоплению бронетехники.

Главное достоинство БРЭО "Апач Лонгбоу" заключается в том, что к моменту достижения вертолетом оптимальной высоты для залповой стрельбы уже по степени важности определены объекты поражения и на них нацелены ракеты. БРЭО "Апача", обладая способностью определять различия между зенитными комплексами и колесными машинами, а также другими объектами поражения, значительно повышает живучесть вертолета на поле боя. БРЭО AH-64D обеспечивает:
- автоматическое обнаружение неподвижных и подвижных целей на максимальной дальности стрельбы;
- идентификацию и определение степени важности каждой цели по пяти классам (классифицирует и выделяет приоритетные);
- сопровождение целей, координаты которых относительно вертолета передаются на ракету, если она находится вне зоны захвата головкой самонаведения цели;
- передачу точных координат обнаруженных целей другим вертолетам, ударным самолетам или наземным пунктам.

Тандемная БЧ ракеты "Хеллфайр", вследствие несовершенства конструкции ДЗ российских танков (длина элемента ДЗ - 250 мм), имеет вероятность ее преодоления 0,8-0,9 и бронепробиваемость 1000 мм, что обеспечивает высокую вероятность поражения бронетехники.

Уровень развития американской электроники позволяет Пентагону перейти к созданию единой универсальной ПТУР JCM (Joint Common Missile) для установки на различные носители армии, ВВС, ВМС. Предполагается, что с 2009 г. ракета "Хеллфайр" будет заменена новой универсальной ракетой с трехрежимной ГСН (лазерная, ИК и РЛ), предназначенной для поражения бронетехники, зданий, бункеров, малых кораблей.

СТАРЫЕ ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

Еще в 1991 г. сотрудник фирмы МВВ Шварц Вольфганг отметил, что эффективность динамической защиты определяется ее размерами в плоскости взаимодействия (Military Technology, vol.15, № 8, p. 57-64, 1991). Но российское Минобороны с непонятным упрямством продолжает поощрять отработку тандемных БЧ ПТУР с помощью отечественного элемента ДЗ длиной 250 мм, тогда как у используемых в боевых условиях зарубежных элементов ДЗ этот показатель равен 400-500 мм. Вот почему вероятность преодоления ракетой "Атака" ДЗ зарубежных танков не будет превышать 0,5 ("ВПК" № 8, 2003 г.; № 17, 2004 г.). Вместе с тем предпринятая попытка использования в конструкции тандемной БЧ ПТУР "Атака" телескопического штока, на конце которого размещен предзаряд, не позволила решить проблему надежного преодоления ДЗ длиной 500 мм.

Нельзя пройти мимо характеристик вертолетных пушечных установок. Например, масса пушки 2А42 вертолета Ми-28Н в 2 раза превышает массу пушки М230 "Апача", а боезапас последнего почти в 3 раза больше, чем у нашей машины, и все это при одинаковом калибре. Заметим, что если М230 специально разрабатывалась для вертолета АН-64, то 2А42 была "позаимствована" у БМП-2. Эти и другие старые болезни давно пора излечить. Российский ударный вертолет должен иметь высокоэффективное вооружение, основу которого составляют ПТУР третьего поколения и БРЭО не хуже, чем у такой же американской машины.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

В 1960 г. на оборонных предприятиях был распространен в магнитофонном варианте доклад академика АН СССР Акселя Берга по проблемам развития радиоэлектроники в СССР, в котором отмечались слабые стороны ее развития и предлагались пути ликвидации отставания в этой области от Запада. С тех пор прошло более 40 лет, но разрыв не только не сократился, а напротив - увеличился.

Результаты сравнения вооружения и БРЭО вертолетов Ми-28Н и АН-64D "Апач Лонгбоу" свидетельствуют не в нашу пользу и являются серьезным сигналом с возможными отрицательными последствиями и для других создаваемых образцов ВВТ. Отставание по радиоэлектронным, микро- и наноэлектронным технологиям не позволит создавать перспективные системы разведки, высокоточное оружие наземного, морского и воздушного базирования. Минобороны и Федеральное агентство по промышленности должны принять экстренные меры по затронутым проблемам.

МИ-28Н

Ударные вертолеты «Апач» и «Ночной охотник» (обозначение НАТО – «Havoc») - машины одновинтовой схемы с неубирающимся шасси и хвостовой опорой, 2 двигателями в гондолах по бокам фюзеляжа, тандемным расположением экипажа, Х-образным рулевым винтом. «Охотник» почти на 3 тонны тяжелее американца, но на нем установлены более мощные двигатели (2 по 2200 л.с. против 2 по 1930 л.с.); отношение мощности к взлетному весу у него лучше, что однозначно характеризует более высокое конструктивное совершенство летательного аппарата и его летные характеристики. Да и максимальная боевая нагрузка у «Апача» - 771 кг, а у «Ми» - 2300 кг.

МИ-28Н

Милевцы к бронированию подошли по старому принципу российских оружейников «кашу маслом не испортишь»: бронекабина экипажа («ванна») полностью защищена 10-мм листами алюминия, на которые наклеены 16-мм керамические плитки; двери – из двух слоев алюминиевой брони и слоя полиуретана между ними; лобовые стекла – силикатные блоки толщиной 42 мм, боковые стекла – такие же блоки толщиной 22 мм. Обе кабины разделены 10-мм алюминиевой бронеплитой для исключения поражения обоих летчиков одним выстрелом. Огневые испытания показали, что борта выдерживают попадание пуль американского 20-мм пулемета «Вулкан», лобовое стекло – пуль калибра 12,7 мм, боковые стекла – 7,62 мм. Такой защиты не имеет ни один зарубежный вертолет. «Апачи» пробиваются и сбиваются из 12,7 мм пулемета ДШК (проверено в Афганистане, март 2002-го, операция «Анаконда»). «Из 7 задействованных АН-64А повреждения получили 4, один совершил вынужденную посадку, отлетев лишь на 1,5 км от места боя. В нем насчитали 13 пробоин от ДШК, было пробито бронестекло фонаря кабины». Сказанное относится и к «Апачу Лонгбоу»: в Ираке их сбивают пулемет КПВ (14,5 мм) и «Стрела-3», в то время как даже старые «крокодилы» Ми-24 в Чечне выдерживали огонь ЗУ-23-2, прямые попадания ПТУР, гранат РПГ, «Стингеров» и «Игл».
Кстати, несмотря на тяжелую броню, «Ми» крутится не хуже «Апача». Дело в том, что на маневренность винтокрылов сильно влияет величина разноса шарниров несущего винта: чем она больше, тем и маневренность выше. Так вот, разнос шарниров у «Апача» – 4%, а у «Ми» – 6%; его пятилопастный несущий винт более эффективен, чем четырехлопастный «индейца», особенно на малых скоростях; он успешно выполняет фигуры сложного пилотажа (петля Нестерова, бочка, иммельман), что важно для противоракетного маневра в бою; вследствие особой конструкции винтов и системы шумопоглощения полет его практически бесшумен; уровень вибрации у него тоже меньше, что важно при прицеливании.

МИ-28Н

Ми-28А по прицельно-пилотажному оборудованию был значительно хуже, чем конкурент с системой TADS/PNVS, позволяющей эффективно использовать вооружение и безопасно пилотировать машину круглосуточно на любых высотах, содержащей оптическую систему прицеливания, инфракрасную систему ночного видения, телевизионную систему для условий низкой освещенности, лазерный дальномер-указатель. «Апачи» славились своим эффективным оборудованием. Правда, при первом же их массовом применении ночью во время «Бури в пустыне» было потеряно минимум 5 машин с системами ночного видения (врезались в барханы или столкнулись в воздухе), очевидно, система не обеспечила экипажам полной безопасности. Эти машины были предшественники нынешнего «Апача Лонгбоу», который можно с полным основанием назвать ночным вертолетом с современной системой управления оружием; его козырь – надвтулочный радар «Лонгбоу» миллиметрового диапазона повышенной разрешающей способности, позволяющий помимо ночной охоты выполнять разведывательные задачи подобно самолетам «АВАКС».
У нас всего этого не было и в помине; но время прошло не впустую... Для наглядности: представьте себе воина, тихо, но быстро бегущего в полной темноте по пересеченной местности и навскидку поражающего одного за другим появляющихся противников. Это – Ми-28Н «Ночной охотник» с совершенно новым российским комплексом бортового оборудования. Сейчас это пока единственный в мире вертолет, способный как в ручном, так и в автоматическом режиме лететь на высоте от 5 метров с огибанием рельефа местности днем и ночью, в сложных метеоусловиях, с постоянным поиском, опознаванием, уничтожением наземных и воздушных целей, и выдачей целеуказания другим участникам боя. Установленная многофункциональная РЛС «Арбалет» предупреждает о препятствиях: отдельно стоящих деревьях и проводах линий электропередач; отдельно стоящего человека она видит ночью за 500 м; рельеф местности – на несколько десятков километров. Для той же цели – очки ночного видения и пилотажная тепловизионная станция, дающая «инфракрасное окно в ночь» вперед по курсу или в направлении поворота головы пилота. РЛС дает возможность искать цели, работая вместе с ОПС (оптико-прицельной системой) «Ротор». Для наглядности: «Охотник», тихо урча, висит за деревьями, выставив из засады только свою «макушку» - шар РЛС. Определив цели, распределив их между участвующими в атаке вертолетами, выбрав себе объект для атаки, он энергично «подскакивает» вверх и «обрабатывает» цель средствами поражения.
Машина обладает картографической системой с высокой степенью разрешения и банком цифровых данных о рельефе местности в районе боевых действий. ЭВМ формирует трехмерное изображение участка, над которым находится вертолет, что легко уточняется с помощью спутниковой навигации, объединенной с инерциальной, включающей в себя систему ориентации по физическим полям Земли. Вся информация выдается экипажу на цветные дисплеи (их по 3 в каждой кабине). Каждое из перечисленных средств может использоваться автономно, но основной режим – это синтез картографической, тепловизионной и радиолокационной информации с выводом на экран трехмерного изображения местности в удобном для пилота виде. Точностные характеристики аппаратуры должны по расчетам обеспечить условия безопасного пилотирования на предельно малой высоте. Поиск и опознавание целей ведет новейшая ОПС с оптическим, телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами наблюдения. Все каналы (кроме оптического) подают цифровую информацию на экран и в систему автоматики опознавания целей. Совокупные данные поступают к штурману-оператору, который и принимает решение на применение оружия. Оборудование обеспечивает связь со всеми участниками операции, сам вертолет может получать целеуказание и от внешних источников. Все это позволяет ему работать на высотах 5- 15 м в боевых порядках войск, проводить штурмовые операции с посадкой и без, стрелять как бы из-за угла, не входя в прямой контакт с целью и не подвергая себя риску. Кроме того, РЛС «Охотника» в отличие от «Апача» способна решать пилотажно-навигационные задачи.

МИ-28Н

На «Ми» установлена модифицированная танковая пушка 2А42, давно и успешно воюющая на российских боевых машинах пехоты/десанта и вертолетах Ми-24. Она вдвое тяжелее американской (115 кг). Размещение ее на внешней турели крайне сложно, ведь отдача (гораздо выше, чем у чисто авиационного орудия) раскачивает вертолет, ухудшая точность стрельбы. Тем не менее, конструкторы с проблемой успешно справились, и точность стрельбы у «Охотника» выше, чем у «индейца». Конечно, установка на вертолете танковой пушки необычна, и злословия по этому поводу хоть отбавляй. Однако милевцы, следуя той же традиции «Кашу маслом не испортишь», считают это решение оправданным.
Во-первых, по баллистическим данным 2А42 далеко впереди американского орудия. У него вес снаряда - 0,24 кг, у «Ми» - вдвое больше - 0,4 кг; минутный залп «Апача» - 147 кг, «Ми» - вдвое больше - 301 кг; дальность стрельбы у «Ми» больше - 4000 м; начальная скорость снаряда у «Апача» - 550 м/сек., у «Ми» - почти вдвое больше - 980 м/сек., что обеспечивает исключительную точность и высокую бронепробиваемость (снаряд на дистанции 1500 м пробивает 15-мм стальную броню).
Во-вторых, «Апач» может стрелять только короткими очередями вследствие угрозы перегрева пушки. Высокая живучесть ствола «Охотника» позволяет при надобности выпустить без промежуточного охлаждения сразу весь боекомплект, и это может сыграть в бою решающую роль.
В-третьих, пушка 2А42 надежно работает в условиях сильной запыленности, что было хорошо проверено в Афганистане. Как нельзя кстати она пришлась на вертолете, спецификой работы которого является ведение огня с предельно малых высот в пыльных условиях, автономное базирование на грунтовых площадках при ограниченных возможностях техобслуживания. Как сказал главный конструктор Ми-28 Марк Владимирович Вайнберг (ныне, к сожалению, покойный), «машина рассчитана на рядового Мамедова». Пожалуйста, без обид: сказанное в равной мере относится и к «рядовому Пупкину»; речь идет о грубой реальности настоящей войны, а не о сладких фантазиях заокеанских фильмов. Так вот, пушка «Апача» плохо переносит и загрязнение, и неаккуратное обращение, часто клинит (что имеет место в Ираке). Война – дело грязное, и пока «Апач» летает на работу с ухоженных площадок, возможных в условиях малых войн, когда «мочат» заведомо более слабого противника, Си-Эн-Эн показывает в своих агитках, как все хорошо получается.
Минусом «Охотника» называют меньший боезапас (380 снарядов против 1200 у «Апача»). Но, учитывая более высокую эффективность его орудия (в 3-4 раза) для уничтожения цели ему и снарядов требуется меньше: пушка имеет переменную скорострельность (900 выстр./мин по воздушным и 300 – по наземным целям); благодаря селективному боепитанию из двух патронных ящиков можно выбирать тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасный) прямо в ходе боя в зависимости от вида цели и, следовательно, более экономно расходовать боекомплект. Эффективность поражения целей повышается на 30%, меньший запас снарядов вполне компенсируется рациональным их использованием. Кроме того, боепитание из патронных ящиков, укрепленных на пушке (короткий путь подачи снарядов), значительно повышает надежность.
Вероятно, сейчас 2А42 является самой мощной вертолетной пушкой в мире, надежно поражающей легко- и среднебронированные цели на удалении до 4 км. Но для Ми-28Н уже разрабатывается улучшенное орудие калибра 30 мм.

АН-64Д Апач

Обзор из кабин у «Апача» ограничен вперед-вниз и назад; у «Ми» обзор лучше, и лица экипажа ближе к панелям остекления. Площадь остекления больше у американца, его панели имеют некоторую выпуклость, а у «Ми» они плоские, что может создавать в кабине однонаправленные блики света («прожекторный эффект»), мешающие считыванию приборов. В целом обзор у обоих примерно одинаков.
Над втулкой несущего винта «Охотника» - радиолокационная станция в шарообразном обтекателе, у «Апача» она в виде толстой «лепешки». Вообще-то, оба вертолета внешне очень похожи, издалека под определенным углом зрения их можно даже спутать. Забавны мнения патриотов чужого, например: «Лучшая система обнаружения и прицеливания позволила американцам убрать из вертолета излишек брони и прирастить скоростенку».
Итак, «скоростенка»: у «Апача» максимум – 365 км/ч, у Ми-28Н – 324 км/ч, то есть разница невелика, а вот крейсерская у них практически одинакова 260/270 км/ч.

АН-64Д Апач

А янки «излишек брони» не убирали, его просто не было, потому что их подход к вопросу бронезащиты боевых вертолетов совершенно иной, нежели у нас. Их конструкторы прикрывают броней лишь экипаж, а порою она отсутствует вовсе; считается, что спасение винтокрылой машины в бою – ее скрытность и маневренность. А если уж настигнет вражеский снаряд, то его легко впустит и выпустит тонкая панель бортовой стенки. А что, если за местом входа снаряда сидит пилот? Или расположен жизненно важный узел? В условиях насыщенного средствами ПВО современного боя у бронированного вертолета больше шансов выжить, чем у его более маневренного, скрытного, но слабо защищенного собрата.
По западным меркам «Апач» бронирован прилично: кабина экипажа прикрыта с боков и снизу кевларовыми и полиакрилатовыми бронеплитами, выдерживающими попадание 23-мм снаряда. Двигатель и трансмиссия не бронированы, тут применяется принцип защиты более важных узлов конструкции менее важными, многие детали переразмерены и обладают повышенной прочностью, также выдерживая попадание 23-мм снаряда. Акцент на этот калибр сделан не случайно, по опыту войн ХХ века для вертолета наиболее опасна зенитная артиллерия типа ЗСУ-23-4 «Шилка». «Апач» имеет большое количество плоских поверхностей и специальную матовую темно-зеленую окраску, снижающую бликообразование. Американцы считают, что слабое бронирование компенсировано достаточно малой заметностью вертолета и его хорошей маневренностью (кстати, у «Охотника» заметность во всех диапазонах такая же).

АН-64Д Апач

Вооружение обоих вертолетов, состоящее из пушки, управляемых и неуправляемых ракет, внешне очень похоже и даже подвешено сходно.
Пушки на первый взгляд примерно одинаковы: это подвижные одноствольные автоматические орудия калибра 30 мм, установленные под «подбородком» вертолета на турели с примерно одинаковыми углами обстрела, работающие синхронно с прицелом. На самом деле разница между ними колоссальна.
«Апач» вооружен пушкой М230, разработанной специально для него; это относительно легкое орудие массой 54 кг со скорострельностью 650 выстр./мин., эффективная дальность стрельбы по наземным целям 3000 м; его недостатки – плохая точность/кучность стрельбы, относительно небольшая начальная скорость и недостаточная мощность снарядов. Это компенсируется большим боезапасом (утверждается, что при стрельбе с малых дистанций это более важно). Сообщалось об адаптации М230 под боеприпасы с урановым сердечником.

АН-64Д Апач

Так что, судите сами, чем закончится гипотетическая дуэль обоих вертолетов на пушках. По образному выражению одного из российских авиаоружейников, «наша пушка – это крупнокалиберный пулемет, а их пушка – двустволка».
На 4 внешних узлах у обоих вертолетов подвешивается прочее вооружение, их главный калибр – по 16 ПТУРов (противотанковые управляемые ракеты).
У «Ми» это сверхзвуковая высокоточная ракета «Атака-В» с радиокомандным наведением повышенной помехозащищенности, имеющим ряд преимуществ перед лазерным – работает в дыму, пыли, сильном тумане; дальность – до 8 км; ракета поражает и воздушные цели. Возможна установка ПТУР «Вихрь» с лазерным наведением. Для «Охотника» разработан новый ПТУР «Атака-Д» с увеличенной до 10 км дальностью: новое оборудование машины обеспечивает поиск точечных целей на таком удалении. Бронепробиваемость данных ракет примерно одинакова – до 1000 мм за динамической защитой с любых ракурсов.
Главный калибр «Апача» – ракета Hellfire AGM-114A с лазерным наведением для работы днем, правда, при загрязненности атмосферы ее использование проблематично. Ракету AGM-114B с радиолокационным наведением стало возможным (благодаря новой РЛС) применять ночью и при любых метеоусловиях. Экипаж, взяв на борт оба типа ракет, может во время боя выбирать оптимальный. Помимо ракет AGM-114 «Апач» можно будет вооружать ракетой «Хеллфайр-II» (разрабатывается для перспективного вертолета «Команч») с активной системой наведения и применением по принципу «пустил-забыл», что дает машине возможность сразу после пуска уйти за укрытие. Все ПТУРы семейства «Хеллфайр» - хорошие ракеты, способные поражать бронированные цели с дистанции 6- 7 км (бронепробиваемость до 1000 мм), эффективные при стрельбе по подвижным малоразмерным целям, укреплениям и так далее. Но у них есть один существенный недостаток – дозвуковая скорость. Это намного увеличивает время атаки, особенно на больших дистанциях, повышая уязвимость вертолета. Так, дистанцию 4 км ракета пролетает за 15 сек., в то время как российскому «Вихрю» на это требуется всего 9 сек.

Оба вертолета могут нести неуправляемые ракеты:
- «Апач» - калибра 70 мм, стандартные для всех ударных вертолетов ВВС США, за один вылет он может взять 4 блока по 76 шт.;
- «Ми» – калибра 57 мм (128 шт.), 80 мм (80 шт.) и 122 мм (20 шт.), а также 2 авиационные пушки (23 мм) в контейнерах с боезапасом по 250 снарядов. Благодаря новейшей электронике вертолета его огневую мощь можно наращивать.
Для борьбы с воздушными целями «Апач» вооружается известным «Стингером» («пустил-забыл), а также ракетой «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух» (дальность до 20 км); «Ночной охотник» - сверхзвуковой ракетой «Игла» («пустил-забыл»), а также ракетой Р-73 класса «воздух-воздух» (дальность до 30 км), эффективно поражающей воздушные цели, маневрирующие с перегрузкой до 12 g в диапазоне скоростей от 0 (вертолет на висении) до 2500 км/ч, и ракет класса «воздух-поверхность». «Ми» может нести противорадиолокационные ракеты типа Х-25Л с наведением как с помощью своей РЛС, так и через внешнее целеуказание для достижения большей дальности пуска. Скорее всего, ракеты такого же типа может применять и «Апач».
«Охотник» может проводить постановку минных заграждений из подвесных контейнеров. Кстати, помимо своих образцов вооружения он может нести всю номенклатуру подвесного оружия Ми-24, что повышает эффективность их совместного использования«Апач» безнадежно проигрывает «Охотнику» по летным характеристикам, боевой живучести и эффективности оружия. Он имеет неоспоримое преимущество в одном: производится серийно и давно реально воюет, именно так выявляются скрытые недостатки, практически отрабатывается оборудование и вооружение. Кроме того, Ми-28Н делался уже с оглядкой на «индейца», что давало конструкторам некоторое преимущество. С другой стороны, нужно учитывать, сколько средств вложили именно янки в разгром российской оборонки. Идею «Охотника» все-таки не удалось «задавить», и сейчас она реализуется на совершенно новой базе, машина назло всем «нежелающим» летает. Боевой вертолет круглосуточного всепогодного применения, неотъемлемая часть ВВС любой страны в XXI веке, у России есть, и с ним лучше не связываться.

Apache vs Ми-28Н
Что такое Апач супротив Ночного Охотника?

Такой вопрос однажды возник при споре о состоянии российской армии. Критики Путина настолько увлекаются, что и вполне очевидные успехи отрицают напрочь, включая и последние достижения ВПК. В качестве аргумента приводится следующая цитата из публикации в СМИ:

"Если сравнивать Ми-28Н с вертолетом AH-64D Longbow, то американский аналог превосходит новый российский боевой вертолет. Это обусловлено во многом состоянием комплектующих радиоэлектроники российского образца, из 13000 элементов которой более 70 процентов имеют возраст свыше 15 лет."

Состояние электроники мне известно - сам занимаюсь электроникой. Но насколько это повлияло на боевые качества вертолёта? По своей привычке проверять чужие утверждения, мне пришлось пройтись по военным форумам и изучить характеристики Ми-28Н Ночного Охотника - ударного вертолёта, который недавно был принят у нас на вооружение. Я, конечно, не специалист, но информация об этом вертолёте всё же поражает воображение. А некоторые фото добавили впечатлений. Сравнение же с основным противником - AH-64D Apache Longbow просто наполнили гордостью за наших военных инженеров. Тем более, что основные конструкторские работы пришлись на пик ельцинского развала - начало 90-х. Для сравнения удобнее свести основные характеристики в таблицу:

Первый полет 1996 1991 Масса пустого, кг 7890 5352 Нормальная взлётная, кг 10500 7270 Максимальная взлётная, кг 11700 8006 Мощности двигателей 2 х 1660кВт 2 х 1417кВТ Максимальная скорость, км/ч 324 276 Крейсерская скорость, км/ч 265 268 Дальность действия, км 500 480 Перегоночная дальность, км 1105 1900 Практический потолок 5700 4465 1605 кг 771 кг

Вооружение у Ми-28Н: Одна 30-мм пушка 2А42 с 300 патронами. Боевая нагрузка - 1605 кг на 4 узлах подвески: 4х4 ПТУР Штурм или Атака-В и 2 ПУ УВ-20-57 20х55-мм или УВ-20-80 20х80-мм НУР или 2 ПУ с 130-мм НУР. Возможна установка 2х2 УР воздух-воздух Р-60, контейнеры с 23-мм пушками или 30-мм гранатометами или 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами, или 500-кг бомбы, или постановщики мин. Под крыльями - 16 ПТУР Вихрь.

Вооружение у AH-64D: Одна 30-мм пушка M230 Chain Gun с 1200 патронами. Боевая нагрузка - 771 кг на 4 узлах подвески: 16 (4х4) ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire или 4 ПУ М260 или LAU- 61/A c 19х70-мм НУР CRV7 или Hydra70, 4 УР воздух-воздух AIM-92 Stinger или AIM-9 Sidewinder, Mistral и Sidearm , возможна установка УР Starstreak. Несколько фото (слева - наш Ночной Охотник, справа - Апач Длинный Лук, обратите внимание на броню!):


Вас дверка на нашем Охотнике не впечатлила? Сравните с дверками на Апаче. Знающие люди утверждают, что дверки на Охотнике захлопываются как в лимузине. С помощью специального привода, конечно. Броня нашего Охотника - это его особое достоинство, но о ней чуть позже. Общие лётные характеристики говорят, что наша машина тяжелее и способна нести более чем в два раза больше боевой нагрузки. И это не сказывается на скорости и манёвренности машины - её двигатели мощнее, а величина горизонтального разноса шарниров несущего винта... Впрочем, лучше процитирую:

"Несмотря на тяжёлую броню, в маневренности Ми-28 не уступает "Апачу". Это во многом определяется величиной горизонтального разноса шарниров несущего винта: чем больше эта величина, тем лучше маневренность вертолёта. Разнос шарниров Ми-28 - 6 %, "Апача" - 4 %. Пятилопастный несущий винт Ми-28 эффективнее четырёхлопастного винта, установленного на АН-64А, особенно на малых скоростях, и имеет меньший уровень вибраций; последнее очень важно при прицеливании. Обзор из кабин лётчика и стрелка "Апача" ограничен: вперёд-вниз - боковыми спонсонами с электронным оборудованием, назад - двигателями.
У Ми-28 плавность боковых обводов передней части фюзеляжа ничем не нарушается, и лица лётчиков - ближе к панелям остекления. В то же время площадь остекления кабины американской машины значительно больше. Панели остекления кабины АН-64 имеют незначительную выпуклость, а на Ми-28 - плоские, способные создавать в кабине однонаправленные блики (так называемый "прожекторный эффект"), мешающие считыванию показаний приборов. В целом же обзор из кабины Ми-28 не хуже, чем у "индейца"."

Сравнивая вооружение вертолётов, некоторые "знатоки" критикуют пушку Охотника:

"Нельзя пройти мимо характеристик вертолетных пушечных установок. Например, масса пушки 2А42 вертолета Ми-28Н в 2 раза превышает массу пушки М230 "Апача", а боезапас последнего почти в 3 раза больше, чем у нашей машины, и все это при одинаковом калибре. Заметим, что если М230 специально разрабатывалась для вертолета АН-64, то 2А42 была "позаимствована" у БМП-2. Эти и другие старые болезни давно пора излечить."

Получается, что пушка тяжёлая и малый боезапас имеет. И вообще, она танковая, от бедности взяли у БМП-2. На самом же деле, пушка - это особая песня, это ещё одно достоинство Охотника. И взяли её у БМП не от бедности или глупости инженеров, а после тщательного анализа уникальных характеристик орудия:

"Мощная пушечная установка калибра 30 мм заимствована в сухопутных войсках и полностью унифицирована по используемым боеприпасам с боевой машиной пехоты БМП-2. Пушка 2А42 имеет переменный темп стрельбы и селективное боепитание из двух патронных ящиков, снаряжаемых бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Это позволило на 30% повысить эффективность поражения наземных легкобронированных и воздушных целей. Боевая живучесть ствола пушки 2А42 позволяет произвести отстрел всего боекомплекта (500 снарядов) без задержек и промежуточного охлаждения. Как на БМП-2, так и на армейском боевом вертолёте, пушечная установка надёжно работает в условиях повышенной запылённости. Вообще говоря, пушка 2А42 одна из самых (ежели не самая...) мощных вертолетных пушек в мире! Она способна стабильно выводить из строя легко и среднебронированные цели и открыто расположенную живую силу противника на удалении до 3-4 км!!!
К примеру пушка хвалёного (зарубежными авторами разумеется...) американского вертолёта Апач, того же калибра еле-еле бьёт на 1,5 км...Просто без комментариев...Хотя не откажу себе в удовольствии...Пока Апач будет идти на встречных курсах с любым нашим боевым вертолётом с установленной на нем пушкой 2А42, наш вертолёт успеет раза четыре расстрелять его прежде чем Апач войдет в зону допустимой стрельбы при которой у него были бы хоть какие-то шансы поразить цель, но если еще учесть почти в два раза большую скорость снаряда 2А42 (980 против 550) и 30мм. калибр то... участь Апача становится крайне печальной..."

Остальное вооружение не хуже - 16 ПТУР "Атака-В" имеют дальность до 8 км (аналогично ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire) и пробивает броню 950 мм. Эффективность её предшественника - ракеты "Штурм-М" подтверждает история уничтожения колонны американской бронетехники в Ираке одним вертолётом Ми-24 с иракским лётчиком. Там же есть и статистика: "Из 43 танков оккупационных сил, уничтоженных Ми-24, 31 стали жертвами ПТУР “Штурм”, из них 16 американских М1А2, 7 американских М1А1, 8 английских “Челленджер-Мк2”. Примечательно, что для уничтожения 31-го танка понадобилось всего 34 пуска..."

"Помимо недостатков радиоэлектронного оборудования, вертолёт Ми-28Н по своей конструкции является техникой вчерашнего дня. В настоящее время ведущие американские авиационные компании склоняются к мысли, что будущее в вертолётостроении только за соосными машинами. Это неоднократно утверждали представители компании "Сикорский" на авиасалоне Ле Бурже и на выставке "Фарнборо-2006". Первый американский соосник уже проходит испытания. В ближайшие несколько десятков лет Пентагон намерен полностью переоснастить все виды вооруженных сил боевыми и транспортными вертолётами, построенными по такой схеме."

Это ещё один из аргументов, используемых критиками. Совершенно безграмотных, надо сказать. Пока "Сикорский" собирается переоснастить армию вертолётами на такой схеме и проводит испытания первого соосника, Россия давно приняла на вооружение Ка-50, который сделан как раз по этой "передовой схеме".

Преимущества такой схемы не так уж велики и компенсируются некоторыми недостатками. Что говорит энциклопедия по поводу выбора соосной схемы для Ка-50?

"Выбор соосной схемы определился более высокой тяговооружённостью машины, обусловленной отсутствием потери мощности силовой установки на привод рулевого винта, что в свою очередь обеспечивает высокую скороподъёмность и больший статический потолок".

Надо заметить, что рулевой винт отбирает не так уж много мощности и выигрыш за счёт этого возникает не большой. Хотя тот же Ка-52 может похвастать гораздо большей боевой нагрузкой (до 2800 кг) и большей максимальной скоростью - 350 км/ч видимо как раз за счёт именно такой схемы (двигатель тот же и вес близкий). Но эта же схема делает вертолёт существенно выше - из-за опасности перехлёстывания лопастей их разнесли чуть ли не на метр! Из-за этого установить сверху надвтулочную РЛС кругового обзора "Арбалет", как это сделано на Ми-28Н уже нельзя.

Сложность обслуживания и более высокая цена сделали Ка-50 и Ка-52 "вертолётами для спецназа", а общевойсковым признан всё же Охотник с классической схемой. Дешевизна и простота обслуживания для армии имеет всё же большое значение, надо признать. Армии лучше иметь два вертолёта с чуть худшими характеристиками вместо одного с лучшими. Впрочем, никогда не поздно передумать, если будут выпускаться оба типа вертолётов. Сократит стоимость "Камов" и будет у нас другой общевойсковой вертолёт. Но к сравнению Охотника с Апачем это уже не имеет никакого отношения - Апач-то сделан по классической схеме. То есть является, по мысли критика, техникой вчерашнего дня. Кстати, может поэтому выбор и пал на "Миля" - у наших военных сработал обезьяний инстинкт? Это тоже может быть, принимать оригинальные решения они очень боятся и их можно понять - ошибки тут дорого стоят.

Но главной претензией к вертолёту была и остаётся его "устаревшая электроника". Или авионика, как принято называть электронику для летающих аппаратов. Причём обсуждаются почему-то при этом не её возможности и функции, а возраст. Виноваты ли инженеры ВПК, что российская электроника сейчас в коматозном состоянии? При том, что она никогда и не была передовой? О длительном отставании России в электронике можно долго рассуждать, но это отдельная тема. Сейчас же важно отделить понятие возраста электроники от возможностей, реализованных в конкретной машине. В бою решает не возраст электроники, а её надёжность и реализованные функции. О них и должна идти речь. Воевать можно было бы и каменным топором, если бы он был эффективнее ракет. И если смотреть именно на реализованные функции авионики, то Ночному охотнику есть чем похвастать. Как и на чём они реализовывались - пусть останется тайной наших талантливых инженеров. Да хоть на лампах! Лишь бы летало лучше, чем на микропроцессорах.

В СМИ пишут, что "Ми-28Н является единственным в мире вертолётом, способным в автоматическом режиме осуществлять полет на высоте от 5 метров с огибанием рельефа местности как днем, так и ночью". И на этот раз это правда:

"Интегрированный комплекс бортового оборудования (ИКБО) Ми-28Н при решении боевых задач обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматическом режиме. На вертолете в шарообразном обтекателе над втулкой несущего винта установлена многофункциональная БРЛС "Арбалет" производства НИИР "Фазотрон". Она обеспечивает выдачу информации о препятствиях, включая отдельно стоящие деревья и провода линий электропередач, делая возможным круглосуточный полет на предельно малой высоте 5 - 15 метров даже в сложных метеоусловиях.
Той же цели служат очки ночного видения и пилотажная тепловизионная станция, которая может давать информацию как инфракрасное "окно в ночь" впереди по курсу или в любом направлении, обозначенном поворотом головы лётчика, получая целеуказание от нашлемной системы или бортового компьютера. На вертолете установлена также система картографической информации с высокой степенью разрешения и банком цифровых данных о рельефе местности в районе боевых действий. Вычислительная система может формировать на основе этих данных трехмерное изображение участка местности, на котором находится вертолет, а это легко уточнить с помощью спутниковой навигации, скомплексированной с инерциальной. Все многообразие информации представляется летчику и штурману-оператору на цветных жидкокристаллических дисплеях, установленных по три в передней и задней кабинах.
Электронное оборудование включает в себя также систему ориентации по физическим полям Земли, и комплекс средств связи и надвтулочную РЛС кругового обзора "Арбалет". РЛС обеспечивает вертолету вести поиск целей, работая вместе с ОПС "Ротор" в обычном режиме. Вертолет может производить поиск целей, укрываясь в складках местности или за деревьями, выставив из-за укрытия только свою "макушку". В этом случае достаточно только использование РЛС. Определив цели и их тип, распределив их по необходимости между вертолетами группы, выбрав объект для атаки, вертолет энергично выходит из засады и "обрабатывает" цели средствами поражения или наводит ударную авиацию или другие вертолеты группы. Кроме того РЛС Ми-28Н в отличие от РЛС AH-64D "Longbow" способна решать пилотажно-навигационные задачи."

На мой взгляд, как инженера-электронщика, эти функции вполне на современном уровне и превышают возможности Апача, который не может использовать свою РЛС для автоматического пилотирования. Вряд ли можно придумать что-то более совершенное. Разве что полностью исключить пилота, доверив ведение боя электронному мозгу. То есть сделать беспилотный вариант. Но это уже следующее поколение, идея сделать БПЛА в виде ударного вертолёта возможно и варится в мозгах инженеров, но пока даже слухов об этом не ходит. В конце концов вся боевая техника будет управляться автоматами, развитие идёт в этом направлении. Это и понятно - человек слишком медленно принимает решения, а ситуация на современном поле боя меняется очень быстро, и в будущем будет меняться ещё быстрее. Единственный момент, которым может похвастать Апач в смысле электроники - это способность распознавать типы целей и сопровождение большего их числа. Однако для успешности боя это не имеет столь уж принципиального значения - сопровождать больше целей, чем имеется ракет нет никакого смысла. Гораздо более важно уметь вести бой на высоте всего 5 метров. Это умеет Охотник, но не умеет Апач.

Последнюю проверку любое оружие проходит в боевой обстановке. Наш Охотник не прошёл ещё такого испытания, зато прошёл его конкурент. Боевые действия в Ираке, где Апачи применялись очень интенсивно, дали возможность оценить эту машину. Что же они показали?


Quote:

За год войны войсками коалиции было потеряно не менее 30 вертолётов различных типов. На их борту погибло до 150 военнослужащих войск коалиции. Американское военное командование в Ираке заявило о своей неудовлетворённости результатами боевого использования вертолёта огневой поддержки AH-64 Apache и AH-64 D Apache Longbow. Машина оказалась чрезвычайно дорогой и слабо защищённой от огня обычного стрелкового оружия.

Концепция «боевого вертолёта дальнего действия» в условиях Ирака не оправдалась. Ставка на обнаружение и поражение цели на максимальной дистанции со средних высот в Ираке показала свою неэффективность. Плохая видимость, городские условия, близкое боевое соприкосновение противоборствующих сторон вынудили пилотов «Апачей» работать в диапазоне высот от 100 метров до 500, на дальностях, редко превышающих 800 - 1500 метров. В результате вертолёты оказались в полосе действенного огня стрелкового оружия. В первую очередь пулемётов и ЗУ. Иракцы быстро овладели методами огневых засад, открывая сосредоточенный огонь нескольких пулемётов в заднюю полусферу или под ракурсом три четверти. В итоге за год в Ираке было потеряно не менее 10 вертолётов «Апач». По заявлению бывшего командира 101-ой ВШД генерал-майора Дэвида Петреуса «Нам нужен вертолёт поля боя. Вертолёт способный висеть на плечах у противника. Недорогая и хорошо защищённая машина. «Апач» для этого оказался малопригоден...»

Мне показалось, что генерал-майор говорил об нашем Ми-28Н? Он мечтает о менее дорогой и более защищённой машине? Она у нас есть:

Бронекабина экипажа, так называемая "ванна", выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм керамические плитки. Двери кабины выполнены из двух слоев алюминиевой брони и слоя полиуретана между ними. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей - из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина летчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа одним выстрелом. Огневые испытания, проведенные в ГосНИИАС показали, что борта выдерживают попадание пуль американского 20-мм пулемета "Вулкан", лобовое стекло - пуль калибра 12,7 мм, а боковые стекла и стекла дверей - 7,62 мм.

Броня Охотника делает из него то, о чём мечтает американский генерал всего лишь после года боёв в Ираке. Думаю, что после нескольких лет, его мечта превратилась уже в безнадёжную тоску. Ибо потери армейской авиации США и их союзников в Ираке с 2003 года составили уже 125 вертолётов, из них примерно половина были сбиты огнём с земли. Это по неофициальным данным, так считают российские эксперты, официальные же данные занижены примерно вдвое и составляют примерно 60 машин. Что тоже очень немало. И американские эксперты наконец пришли к выводу, что их вертолёты плохо защищены от обычного стрелкового оружия и РПГ. Стоило ли для такого вывода ждать такие потери? Достаточно же одного взгляда на машину!

Мысль, что у бронированного вертолёта больше шансов выжить в боевой обстановке наконец пришла им в голову. К счастью, наших инженеров такая мысль посетила раньше и позволила сделать машину не только хорошо вооружённую, но и хорошо защищённую, оборудованную к тому же уникальной системой спасения экипажа. Но эти детали я уже описывать не буду. Сказанного уже достаточно. Ми-28Н не просто лучше Апача, он его превосходит многократно.

http://malchish.org/index.php?option=com_content&task=view&id=203&Itemid=33

За последние годы появлялось множество сравнений главных ударных вертолетов России и США Ми-28 «Ночной охотник» и AH-64 Apache соответственно, в которых различные «эксперты» зачастую отзывались плохо именно о российском вертолете. Чтобы расставить все точки над i, ТРК «Звезда» попросила сделать это сравнение военного эксперта, летчика Дмитрия Дрозденко.Когда речь идет о двух машинах со схожими задачами, сравнение начинают с характеристик: кто быстрее летает, кто дальше стреляет, у кого больше вооружения. Но на самом деле это в корне неправильно. То, что у вертолетов одни задачи, вовсе не означает, что они будут их одинаково решать. Сравнивая «Ночного охотника» с Apache, нужно помнить, что речь идет о двух разных концепциях применения винтокрылых машин на поле боя.Работа над Ми-28Н «Ночной охотник» и AH-64 Apache Longbow началась в одно и то же время, в 1970-х годах. Их задача – поддержка Сухопутных войск, уничтожение живой силы, бронетехники и укрепленных пунктов противника. Именно поэтому вертолеты построены по одновинтовой схеме с Х-образным рулевым винтом и неубирающимся шасси. Издалека неопытный человек может легко спутать эти вертолеты. Однако это две разные машины, и различия начинаются с кабины.Вертолет начинается с кабины Кабина АН-64D Apache Longbow более просторная, чем у «Ночного охотника», но обзор вперед ограничен, взгляду вниз мешают боковые спонсоны, вбок – машинально тянешься к стеклу, а обзору в заднюю полусферу мешают двигатели. И хотя площадь остекления у американского вертолета больше, у Ми-28Н обзор лучше. В целом эргономика и обзор у обеих машин одинаково хороши, но мои ощущения были разными. Потому что, если представить себя в кабине «американца» под хорошим обстрелом, то на душе становится тревожно: чувство защищенности гораздо меньше, чем в кабине Ми-28Н.В русском вертолете все по-другому. Даже видимые элементы защиты, такие как мощные двери, которые закрываются как на бронированном лимузине, и крепкое остекление, придают уверенности. А если еще знать про скрытую защиту «Ночного охотника», то к уверенности может прибавиться и чувство непобедимости. И вот почему.Тактика Apache Я часто слышал, что «лучшая система обнаружения и прицеливания позволила американцам убрать из вертолета излишек брони и добавить скорости и маневренности». Но это не так. Да и «излишек брони» американцы никуда не убирали: ее просто не было изначально, потому что их подход к вопросу бронезащиты боевых вертолетов совершенно другой.Западные конструкторы прикрывают броней лишь экипаж и особо важные элементы, а порой броня отсутствует вовсе. Кабина экипажа прикрыта с боков и снизу кевларовыми и полиакрилатовыми бронеплитами. Боковое остекление, двигатель и трансмиссия не бронированы вовсе. Живучесть вертолета предполагает возможность частичного выполнения боевой задачи при непрямом поражении калибром не более 23 миллиметров. Предполагается, что Apache благодаря своему радиоэлектронному комплексу вовсе не будет заходить в зону поражения ПВО противника, а если уж его настигнет вражеский снаряд, то его легко «впустит» и «выпустит» тонкая панель бортовой стенки. А что если за местом входа снаряда сидит пилот? Или расположен жизненно важный узел?
Стратегия «Охотника» Российская тактика предполагает, что вертолет может входить в зону действия ПВО, осуществляя атаку «с ходу», когда внешнее управление действиями экипажа сведено к минимуму, и более тесно взаимодействует с Сухопутными войсками на поле боя, оказывая им непосредственную огневую поддержку. Поэтому русские конструкторы к бронированию машины подошли по старому, проверенному временем принципу «кашу маслом не испортишь». Кстати, этот принцип оправдал себя на лучшем штурмовике Второй мировой Ил-2, знаменитом вертолете Ми-24. Применен он и на «Ночном охотнике».
Бронекабина экипажа, так называемая «ванна», выполнена из 10-миллиметровых листов алюминия, на которые наклеены 16-миллиметровые бронеэлементы из керамики. Двери кабины выполнены из стеклопластика с алюминиевой плитой и керамической броней. Броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания бронебойных пуль калибра 12,7 миллиметра, осколочно-фугасных снарядов калибра 20 миллиметров, причем как спереди, так и с боков, лопасти сохраняют работоспособность при попадании 30-миллиметровых снарядов.«Кинжал» «американца» Состав средств поражения у обоих ударных вертолетов, в принципе, одинаков и включает в себя управляемую 30-миллиметровую пушку, противотанковые управляемые ракеты, ракеты класса «воздух – воздух», неуправляемые ракеты и всего по мелочи. Объем статьи не позволяет рассматривать все это в отдельности, поэтому остановимся на главном оружии AH-64, которое считается его основным преимуществом.Ракеты Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением имеют дальность 6000– 8000 метров (это в идеальных условиях), и способов их применения может быть два. Зависят они от типа целеуказания – автономного или внешнего. В случае автономного (с борта носителя) вертолету требуется подсвечивать цель в течение всего полета ракеты от момента запуска до попадания в цель. При этом экипаж осуществляет самостоятельный поиск, идентификацию, целеуказание и запуск ракеты.
В случае внешнего целеуказания вертолетом осуществляется только запуск, а наведение производится экипажем другого вертолета или наземным наблюдателем. Вертолет большую часть времени маскируется, используя местность, что сильно повышает его выживаемость, а массированный залп наносит существенный урон противнику. Однако этот способ требует очень четкого взаимодействия и планирования действий между «стрелком» и «наводчиком», а это в условиях современного боя не всегда возможно.Нужно понимать, что реальный бой может внести в эту стратегию серьезные коррективы. Задымленность на поле боя существенно снизит дальность пуска и точность захвата цели ракетой Hellfire. Радиоэлектронное противодействие может нарушить коммуникационные каналы, и АН-64 будет вынужден действовать в режиме автономного пуска, тем самым заходя в зону активного противодействия ПВО. Стоит отметить, что боевое применение Apache в большинстве случаев велось только после того, как вражеская ПВО была полностью подавлена.Русская атака Ми-28Н применяет сверхзвуковую высокоточную ракету «Атака-ВН» с радиокомандным наведением. Такие ракеты находят цель в условиях постановки помех, задымленности и пыли, которая рассеивает лазерные лучи, серьезно мешая ракетам с лазерным наведением. Дальность стрельбы «Атаки-ВН» составляет 8000 метров, модификация 9М120Д обладает дальностью действия уже до 10000 метров. Скорость изделия – 550 метров в секунду.Наводится ракета в полуавтоматическом режиме, что требует от оператора постоянно держать прицельную марку на цели. Конечно, вертолет может маневрировать в широком диапазоне курса и крена, но цель надо отслеживать постоянно, что повышает опасность поражения вертолета средствами ПВО противника. Но он может атаковать с большей дальности, чем Apache, особенно в плохих метеоусловиях.
Радиоэлектронное оборудование и вооружение Ми-28Н постоянно совершенствуются, и я не удивлюсь, что в ближайшее время на пилонах вертолета пристроится еще одна совершенная управляемая ракета. Например, с красивым названием «Хризантема». Новая модификация этой ракеты разработана для Ми-28НМ и обеспечивает двухканальное наведение на цель – по лазерному лучу и радиоканалу. Это повышает вероятность поражения цели и позволяет производить наведение одновременно по двум целям.Apache в реальном бою А теперь поговорим о том, как эти две концепции работают в реальном бою. В настоящий момент лучшие вертолеты НАТО АН-64 имеют большой боевой опыт, чего не скажешь про российский Ми-28Н. Но этот боевой опыт получен в конфликтах со странами, имеющими на вооружении устаревшую технику, и тем не менее были серьезные потери. В ходе вторжения в Ирак в 2003 году США столкнулись с устаревшей, но не подавленной системой ПВО. Результат: 30 из 33 вертолетов получили серьезные повреждения. В итоге один сбит, из вернувшихся на базу только семь оставались полетопригодными. После оккупации Ирака только по боевым причинам было потеряно 27 Apache, и это при полном и подавляющем превосходстве армии США в воздухе и на земле. Да, после подавления ПВО Ирака вертолеты AH-64D Apache Longbow начали планомерную охоту за иракскими танками Т-72. А если бы это была современная система ПВО? Получилось бы так легко охотиться?
Представим, что при атаке на порядки развернутого батальона на глубине до одного километра от линии фронта вертолет встретит ПЗРК «Верба», а на глубине от 1,5 километра – комплекс «Тунгуска-М1», оснащенный двумя 30-миллиметровыми автоматами и восемью управляемыми ракетами. Отмечу, что за счет применения двух средств ПВО этот комплекс перекрывает зону 0– 3500 метров по высоте и 200– 10000 метров по дальности, что превышает дальность пуска ракеты Hellfaire на поражение, да и бронирование АН-64 рассчитано на защиту от снарядов 23-миллиметровой ЗСУ «Шилка», а не 30-миллиметровой «Тунгуски-М1». Добавит неприятностей и комплекс «Стрела-10м3». Кстати, 15 февраля 1991 года, в ходе операции «Буря в пустыне», устаревший комплекс «Стрела-10» иракской ПВО сбил сразу два американских штурмовика А-10 Thunderbolt II.Дальше, на дистанции три-пять километров находятся ЗРК «Тор-М1», а на дистанции семь-десять километров – ЗРК «Бук-М1». В случае городских боев ПЗРК размещаются на крышах зданий, «Тунгуска-М1» и «Стрела-10М3» – на перекрестках и открытых дорогах, «Тор-М1» стоит в парках и других открытых площадях, а «Бук-М1» прикрывает город с окраин. Страшный сон для авиации противника. Слабое бронирование американского вертолета делает опасным для него даже стрелковое оружие. Так, 28 мая 2012 года в Афганистане во время патрулирования был сбит огнем из стрелкового оружия AH-64D Apache (серийный номер 05– 07012).
Современные российские танки, в отличие от американских и немецких, оборудованы комплексами активной защиты, например «Штора-1 и «Арена». В случае применения этих систем живучесть танка повышается примерно в два раза, а способность устойчивого наведения ПТУР с лазерной ГСН уменьшается примерно на 80%. Эффективность этих систем была наглядно продемонстрирована на танках Т-90 в Сирии. К слову, американский Abrams М1А2 SEP v4 с активной системой защиты начнет поступать в войска США не ранее 2021 года, а пока «лучший» танк в мире слабоват против современных противотанковых комплексов.«Охотники» над Сирией Россия в современной истории не вела войн, подобных американским, и Ми-28Н в массированных боевых действиях не участвовал. Исключением является операция российских ВКС в Сирии, где машину хорошо обкатали в сложных боевых условиях. Проявила она себя исключительно с положительной стороны, нанеся ощутимый урон живой силе и военной инфраструктуре террористов.К сожалению, во время операции в окрестностях города Хомс был потерян один Ми-28Н. Экипаж погиб. По заключению комиссии, катастрофа была связана с потерей пространственной ориентации экипажа при полете в сложных условиях над незнакомой безориентирной местностью, а не с отказом «железа». Системы вертолета работали в штатном режиме.
Глобально же оценить возможности боевого применения российских ударных вертолетов можно, проанализировав боевой опыт Ми-24. За свою многолетнюю историю он работал по всему миру и проявил себя очень хорошо. Его «сын», Ми-28Н «Ночной охотник», вобрал в себя лучшие качества знаменитой двадцатьчетверки и уверенно шагнул вперед. Ми-28 быстро совершенствуется, обрастая новыми электронными системами и более мощным вооружением. За считаные годы конструкторы прошли огромный путь и не только догнали, но и во многом перегнали своих зарубежных конкурентов.Выводы Что сказать в завершение? Сравнивать «одноклассников» – дело неблагодарное. Оба вертолета хороши и имеют свои плюсы и минусы, но если бы мне пришлось выполнять боевое задание, я бы предпочел российский вертолет, и, честно говоря, хочется одного – чтобы не было боевых заданий. Но это, похоже, иллюзия...Текст: Дмитрий Дрозденко

 

 

Это интересно: