→ Беседы по краеведению. Классный час по краеведению: устный журнал Учет возрастных особенностей: для младшего школьного возраста. Человек и время года. Это все вокруг – природа

Беседы по краеведению. Классный час по краеведению: устный журнал Учет возрастных особенностей: для младшего школьного возраста. Человек и время года. Это все вокруг – природа

Тема: Организация работы по краеведению в условиях ФГОС ДО.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем, мы поставили следующие задачи :

    Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного города, его памятниках и архитектуре;

    Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах, местных промыслах. Вызвать интерес к жизни родного края;

    Познакомить с героическими боевыми достопримечательностями родного города, дать представление о защитниках Отечества;

    Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном городе. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного города, но и с его историей, промышленностью.

Знакомство с родным городом продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

В группе оформлен центр патриотического воспитания с российской символикой.

Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной город, край.

Перспективный план работы по краеведению с дошкольниками 5-6 лет

Время проведения

Форма проведения

Сентябрь

Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города.

Образовательная деятельность

Сентябрь

Улицы родного города.

Беседа, экскурсия по микрорайону

«День народного единства»

Тематические мероприятия

Образовательная деятельность Праздник День народного единства. Выставка детского творчества.

Ноябрь(1-2) неделя.

«Основы безопасности и жизнедеятельности» Закрепить представления детей об особенностях расположения города (рассматривание карты города).

Оформление выставки в центрах по теме

Ноябрь(3-4) неделя

«Мой город, моя страна, моя планета»

Знакомство с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достопримечательностями. Рассказ детей о доме и улице, на какой они живут. Создание альбома «Безопасный маршрут из дома в сад».

Образовательная деятельность Создание альбома. .Праздник по правилам дорожного движения.

Дать знания о том, чем славится родной город (рассказать о местной промышленности, уточнить в каких районах города она расположена).

беседа, ширма- раскладушка Пословицы и поговорки о Родине и родном крае.

Памятники родного города.

Образовательная деятельность

Выпуск газеты

«День защитника Отечества» Познакомить с памятниками воинам. Рассказ о тех, кто защищал родной край.

Образовательная деятельность

Презентация по теме: Они защищали Родину

Беседа о родном городе, его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома , детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы).

Беседа Конкурс портфолио детей с «Генеалогическим древом» и семейными традициями

Выпуск газеты

Дом , в котором я живу.

Март (3-4) неделя

«Народная культура и традиции»

Фольклорный праздник. Выставка детского творчества.

«Знакомство с детской литературой»

Образовательная деятельность

Оформление выставки книг о родном крае

Природа родного края. Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города.

Наблюдение

Создание альбома «Моя малая Родина»

Май(1-2) неделя

«День Победы»

Закрепить навыки поведения на улицах города.

Образовательная деятельность

Знакомство с местами отдыха горожан. Летний отдых.

беседа, рисунок День защиты окружающей среды. Выставка детского творчества. Выпуск газеты

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно - исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получили ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Иногда можно наблюдать равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Краеведение –это неотъемлемая часть воспитательной работы. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно, и охватывать разные направления: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, нашему краю, к своей стране.

Мы собираем краеведческий материал по истории Белгорода и области, о народных промыслах, рассказы о знаменитых россиянах, истории и достопримечательностях Москвы, России. Далее собранный материал оформляется в тематические экскурсии, экспозиции и презентации. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к образовательной деятельности можно назвать мультимедийные презентации. Использование презентаций позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала

Краеведческая работа направлена на то, чтобы показать корни нашей национальной культуры, все это подводит ребенка к истокам русского народа, развивает гордость за страну, в которой он живет, побуждает его к изучению истории родного края. Эту работу мы проводим во всех видах деятельности. Чтобы дети были активными, эмоциональными участниками происходящего необходимы практические действия с предметами. Поэтому все материалы и экспонаты музея и центров доступны детям, а для создания макетов и выставочных работ взрослые привлекают детей. Дети, принявшие активное участие в создании работ гордятся и бережно относятся ко всему собранному материалу.

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс надо формировать дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой родине как к источнику патриотического начала. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. Патриотические чувства детей могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, бережное отношение к природе родного края, любовь к родителям, своему городу и детскому саду.

Для работы по краеведению подобрана художественная литература, иллюстрации, репродукции, дидактические игры. Создаётся альбом со стихотворениями о родном крае, пословицами о Родине, дружбе. В работе используется аудиоаппаратура для слушания музыкальных произведений о Родной земле, просмотра мультимедийных презентаций.

Ко Дню Победы открывает свою работу выставка - экспозиция «День Победы». Проводятся целевые экскурсии по городу и возложение цветов к памятнику героям, погибшим в годы войны, посещение музея диорамы «Огненная дуга».

Все это воздействует не только на сознание детей, но прежде всего на их чувства, воображение.

Сформирована система работы с родителями по краеведению и проблемам гражданско-патриотического воспитания. Со стороны родителей мы получаем помощь, поддержку, встречаем искреннее понимание и одобрение. Родители помогают организовывать и проводить походы в природу, экскурсии по красивым местам нашего города, посещение музеев, выставок, экскурсий к памятным местам, достопримечательностям Белгорода. Мы даём родителям рекомендации по доступному ознакомлению детей с памятниками и достопримечательностями города. На групповых родительских собраниях мы рассказываем, что нового узнают дети в детском саду, советуем какие книжки прочитать с детьми.

В группе оформлен центр патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Имеется широкий спектр фотографий с видами родного города, страны, климатических зон России, настольно - печатные игры, образцы Российского герба, флага, герба и флага г. Белгорода, Белгородской области. В центре художественного творчества подобраны картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, изделия народных промыслов, В совместной деятельности я широко использую дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые размещены в центрах по познавательному развитию, театральном и игровой деятельности. Они помогают формировать у детей соответствующие ФГОС ДО знания и навыки. В повседневную образовательную деятельность включаем беседы о родном городе, городах России, о животных родного края, предметах быта и истории возникновения ремёсел нашего края.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях, прославивших нашу Россию. Поэтому у нас подобраны портреты знаменитых людей.

Таким образом, в группе созданы благоприятные условия для работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

У П Р А В Л Е Н И Е О Б Р А З О В А Н И Я

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28 ГОРОДА БЕЛГОРОДА

308023, г.Белгород, ул. Некрасова, 22, тел. 34-13-35, факс 34-13-35

Е-mail: mdou_ds_28 @ mail. ru

Организация работы по краеведению в условиях ФГОС ДО.

Подготовила: воспитатель

МБДОУ д/сад №28

Серикова Ольга Алексеевна

воспитатель

Кузубова Мария Дмитриевна

Внеклассное мероприятие

"Люблю тебя, мой край родной"

Учитель начальных классов МБОУ «Целинная средняя общеобразовательная школа» Светлинского района

Оренбургской области

Доронина Н.Н.

2012 год

Цель: Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.

Задачи:

1. Развитие экологического сознания и мышления.

2. Формирование эстетического и эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, осознанного стремления к сохранению природы;

3. Воспитание чувство патриотизма и любви к малой Родине.

4. Развитие навыков поисковой исследовательской деятельности.

5. Поиск и изучение литературы и источников краеведения по данной теме.

Форма проведения: Классный час по краеведению: устный журнал

^ Учет возрастных особенностей : для младшего школьного возраста

Наглядность : Компьютерная презентация «Родные места», рисунки учащихся, сочинения по теме, выставка творческих работ, гербарий, карта Оренбургской области.

^ Подготовительная работа

Задания при подготовке к внеклассному мероприятию «Люблю тебя, мой родной»

1. Написать сочинение о нашем крае. (Материал подбирают самостоятельно)

3. Нарисовать рисунки «Природа нашего края», «Красота мира природы» и др.

4. Учащиеся собирают информацию о родном крае, используя при этом разные методы (беседы с местными жителями, беседа с работником библиотеки, полистать газеты, журналы). Узнать о животном и растительном мире нашего края и рассказать. (Оформить альбом, рисунки, выставку с творческими работами ребят, гербарий с растениями родного края.)

5. Приготовить конкурсы, подыскать стихи, игры.

6. Оформить презентацию и распределить выступления.

Предполагаемые результаты:

Изучение территории своего края, выявление тех черт природы, которые находят свое отражение в местных объектах и являются общими для всей территории Светлинского района, сбор природного материала для оформления гербария.

Если скажут слово “Родина”
Сразу в памяти встает:
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…

«Люблю тебя, мой край родной!»

Всем добрый день! (Дети отвечают). Я рада видеть вас на нашем занятии. Посмотрите¸ пожалуйста, вокруг себя. Сколько сегодня пришло к нам гостей! Мы рады всех приветствовать в нашей Целинной школе, в нашем уютном классе! Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи!

Есть, возможно, уголок красивей, (Лучихин С.)

Есть богаче, шире есть края,

Но из всей моей России

Ближе к сердцу Родина моя.

Если скажут слово “Родина”, (Голоктионов Иван)
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

- Ребята, какой теме мы сегодня посвятим наше занятие? (Родине).

Почему вы так решили?

А что такое Родина?

Нашу встречу мы посвящаем нашему посёлку. Хорошая тема для разговора. Россия, Русь, Отчизна, Родина, родной оренбургский край! У каждого человека он свой, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живём. Это Россия! Она, как мать родная, для всех одна. Нужно беречь её и защищать её леса, поля, реки, животный и растительный мир. Рыбе – вода, птице – воздух, животным – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит, охранять Родину”. У каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, - это край, где он родился. Для нас с вами родиной стал Светлинский район посёлок Целинный. Очень важно хорошо знать свой край. И сегодня любимому нашему краю мы посвящаем нашу встречу.

СЛАЙД №3

Сегодня мы развернём “живую” газету, в которой узнаем много нового о родном крае.

1 страничка РАЗМИНКА «Викторина»

Викторина « Знаешь ли ты свою малую Родину?»



  1. В каком районе мы живём?

  2. Как называется посёлок, в котором мы живём?

  3. В каком году был основан наш посёлок?

  4. Сколько рек в нашем посёлке? Назовите её.

  5. Назовите соседние населенные пункты нашего посёлка. (п. Светлый, п.Актюбинский, п.Восточный, п.Коскуль, п.Озерный, п.Степной, п.Тобольский, п.Спутник, Гостеприимный, Первомайский).

  6. Какими полезными ископаемыми богат наш район? (руда, медь, золото, кварциты, гранит, строительный камень. )

  7. Какие редкие растения, птицы и животные встречаются на территории нашего района? (ковыль, тюльпан; лебедь, орёл степной, дрофа, беркут)

  8. Перекличка улиц посёлка. Кто назовет больше названий улиц посёлка? (Советская, Воронежская, Молодёжная, Калинина, Первомайская, Гагарина)

А сейчас мы с вами проведём небольшую экскурсию по нашему посёлку.

СЛАЙД №4


  1. Что значит название нашего посёлка «Целинный» ?
СЛАЙД №5

Издавно считалось, что в степи хлеб не родится из-за непригодности земли и суровой Уральской погоды. Поэтому землю не пахали столетиями. В степях Оренбуржья шумел ковыль. Земля, которая не пахалась долго, называется как? (Целина)

В 1954 году на призыв государства осваивать необжитые земли откликнулись более 1.5 млн. девушек и юношей. Много такой земли было вспахано и в нашем Светлинском районе. На полях нашего посёлка выращивали многие виды зерновых культур. Пшеница Оренбургской области считается самой лучшей в стране. Оренбургская область награждена двумя орденами ЛЕНИНА. Орден Ленина - это высшая награда Родины. За какие заслуги Оренбургская область награждена двумя орденами Ленина? (За поднятие целины и высокие урожаи хлеба).

А теперь я вам предлагаю сыграть в игру, в которой мы узнаем, «Как к нам на стол приходит хлеб?». Вам коллективно нужно собрать цепочку из слов, прочтя которые стало бы понятно, «Как к нам на стол приходит хлеб».

СЛАЙД №6

(отбор семян – подготовка поля – посев зерна – обработка поля – сбор урожая – элеватор – пекарня – магазин

А что ещё можно получить из пшеницы? (ответы детей).

^ ЧЁРНЫЙ ЭКРАН

2 страничка ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ (Карта Оренбургской области).

Ребята, а кто из вас знает, что изучает наука География? (География – это наука о форме, строении Земли).

Мы беседовали с учителем географии нашей школы Куламановой Сарой Тажгалиевной, и вот что она нам рассказала:

Целинный расположен в 10 км западнее районного центра - посёлка Светлый , на левом берегу реки Буруктал . Рядом с нашим посёлком проходит ветка железной дороги. Посёлок Целинный образован в 1954 году . Ранее он назывался совхоз Адамовский, затем- совхоз имени 60-летия СССР.

Население посёлка составляет _____ человек.

В посёлке работает отделение Сбербанка, Почта, Школа, Сельский Совет. В Целинном 16 улиц.

Нашей следующей страничке мы посвящаем стихотворение: (Бушуева Лолита).

^ Посмотри мой юный друг! Что находится вокруг?

Небо светло-голубое, Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает,

Поле речка и трава. Горы, воздух и листва,

^ Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.

Человек и время года. Это все вокруг – природа

3 страница ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ

Мы посетили нашу центральную библиотеку, с целью собрать материал о природе Светлинского района. В этом нам помогла библиотекарь Земскова Светлана Николаевна. Мы взяли у неё интервью и сейчас предлагаем его вашему вниманию:

СЛАЙД №7 (интервью)

Интересно? А теперь проверим, насколько вы сейчас были внимательны.

СЛАЙД №8 (слайд-шоу)

Дети называют животных и растения нашего края

Ученики нашего класса подготовили рисунки. И сейчас они их представят вашему вниманию:

(Представление и демонстрация рисунков).

Ребята, вы любите отдыхать на природе?

. Конкурс «Правила поведения на природе» (жетончики за правильные ответы)

Какие правила поведения надо знать?

Участники по очереди говорят правила поведения на природе. Например:

Никогда нельзя пробовать незнакомое растение, оно может быть ядовито.

Нельзя шуметь, т. к. можно нарушить нормальную жизнь обитателей природы.

Нельзя рвать цветы, зная, что никогда не поставишь их в вазу (ведь домой еще не скоро).

Нельзя ходить с непокрытой головой на солнце, может случиться солнечный удар.

Нельзя купаться, если водоем незнаком - там могут быть воронки и глубокие места, обрывы, стекла, камни и коряги на дне.

Нельзя пить некипяченую воду из открытого водоема.

Нельзя ломать кустарники, маленькие деревья, ветки.

Нельзя ловить бабочек, жучков и других мелких обитателей леса, и т.п.

Надо понимать, что на природе мы должны вести себя так, чтобы оставить как можно меньше следов своего пребывания, чтобы не почувствовали на себе ни деревья, ни травы, ни звери, ни птицы наши следы.

Игра «Приветствия» (Разминка ).

Мы с вами живём в сельской местности и каждый день встречаемся с животными. Я сейчас буду рассказывать, а вы подражать голосам животных. Попробуем?

Вышли мы на окраину нашего посёлка и встретили корову (му-у-у). Недалеко паслась лошадь… (и-го-го). Переходили дорогу гуси… (га-га-га). В маленьком озерце плавали утки… (кря-кря-кря). На краю леса жевала траву коза (бе-е-е). В лесу, на поляне паслись кабанчики (хрю-хрю). Возле дома был рад встрече со мной пёс Барбос.(гав). А дома меня ждал мой друг кот Васька (мяу).

Муз. физкультминутка

Следующей странице нашего журнала мы посвящаем стихотворение: (Адаева Люда).

^ На нашем шарике земном, Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса. И голубые небеса,

Где пруд, река, озера, лес, Полно таинственных чудес

В природе все удивительно, надо уметь только увидеть это.

^ 4 страница ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ

Ребята, а кто такие – геологи? Геолог - это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр.

Наш Светлинский район богат полезными ископаемыми: рудой, медью, золотом, кварцитами, гранитом, строительным камнем.

СЛАЙД №9 (слайд-шоу)

5 страница ЛИТЕРАТУРНАЯ

Открываем следующую страницу нашего журнала, в которой мы услышим стихотворения наших оренбургских поэтов. (Исаев Никита, Мосеева Елена)

Алексей Клименко МОЕ ОРЕНБУРЖЬЕ

Смотрю на журавлей я,
Печаль уж не тая....
Нет ничего святее
Тебя, моя земля!

Открыта в детство дверца
От дивной той земли,
Достали аж до сердца
Седые ковыли.

Папахи там и бурки
Казаческих полков,
Платок тот оренбургский
Волшебней всех платков.

В краю том всё бывало,
Но жив уральский нрав,
В звучании Урала
Мне слышится: «Ура!»

^ Тюльпаны (Иван Пчёлкин)

Возвращаются тюльпаны
Снова раннею весной,
Разольются морем ярким
На планете голубой.
Я хочу, чтоб их не рвали,
Люди берегли цветы,
На тюльпаны лишь смотрели,
Как на символ красоты.

6 страничка ЛЮБОЗНАТЕЛЬНАЯ

^ СЛАЙД №10

А знаете ли вы, что:

1.Оренбургская область - это прекрасная земля, где в степях растет пушистый ковыль,

16. Самый крупный искусственный водоем Оренбуржья - Ириклинское водохранилище.

7 страница ЗНАТОКИ

А теперь мы проверим, как вы были внимательны на нашем занятии.


  1. Кто может показать на карте наш посёлок?

  2. Как называется район, в котором мы живём?

  3. Как называется область, в которой мы живём?

  4. Перечислите посёлки нашего района.

  5. Какими животными богат наш край?

  6. Какими растениями богат наш край?

  7. Какие полезные ископаемые залегают на территории нашего района?

  8. Каким памятником природы известен всей России наш район?
- Вы - потомки первоцелинников. Ваши прадеды поднимали целину, выращивали хлеб, строили поселки и города, заводы и школы, клубы и дворцы культуры. Низкий поклон им за их трудовой подвиг!

Как вы должны относиться ко всему, что создали и построили своими трудовыми руками ваши прадеды? (Беречь поселок! Беречь воду, свет, природу! Соблюдать чистоту и порядок в поселке, каждый возле своего дома.)…

Мы живем на Оренбургской земле. Мы можем гордиться своим краем! Почему? Давайте еще раз быстро перечислим, чем же славится Оренбургская область?

Дети: Хлебом! Поднятой целиной! Пуховыми платками! Нефтью! Газом! Полезными ископаемыми! Двумя орденами Ленина! Героями труда! Городами и поселками, которые построили первостроители целины! Школами и детскими садами! Ириклинским водохранилищем! Рыбой!

Я рада, что вы любите и знаете свой родной край. Это значит, что вы - настоящие граждане своей страны России. Конец занятия. Спасибо всем!

Использованная литература.


  1. Захлебный А.Н. Суравегин И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Москва Просвещение 1984 год.

  2. Журнал Начальная школа № 7 1990, №4 1997, №4,5 1995, №7 1991.

  3. Ю. Дмитриев Книга природы Научно-художественное издание М. Детская литература, 1990 год

  4. Красная книга РТ Издательство Природа Казань 1995

  5. Интервью с Земсковой С.Н., библиотекарь сельской библиотеки.

  6. Личные наблюдения за объектами природы и исследования.

  7. Материалы из сельского совета местного поселения.

Конспект беседы по краеведению в подготовительной группе «Экскурсия по селу Путилово»

Цель: формировать интерес к изучению истории родного края.

Задачи:

Дать детям доступные представления об истории и культуре села.

Расширять и закреплять знания детей о родном крае.

Развивать интерес к знаниям о прошлом нашего края. Познакомить с легендами и документальными фактами.

Развивать познавательный интерес к изучению истории своего c ела, к его достопримечательностям.

Воспитывать чувство патриотизма, гордость за родное село, его историческое прошлое.

Воспитывать у детей любовь к своей стране, через любовь к своей малой Родине – родному краю.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картинок, фотографий, предметов старины, экскурсии по поселку, посещение краеведческого музея «Горница», беседы о родном селе, чтение стихов о родном крае поэтов-земляков.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю, всех я вас приветствую!

Воспитатель: Ребятки, а сейчас послушайте стихотворение.

Жура-жура-журавель! Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Действительно ребята, лучше и дороже родного края ничего нет. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь. Знать историю родного края - значит любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.

Ой, ребята, а вы слышите, что-то шуршит? Да это-то же наш знакомый – домовенок Кузя! Здравствуй Кузенька!

Кузя: Здравствуйте, ребята. Я услышал, что вы сегодня будете беседовать о своем родном селе.

Воспитатель: Да, Кузя. Как хорошо, что ты к нам пришел. Ты живешь много лет и знаешь про наше село много интересного?

Кузя: Конечно, я очень много знаю, а ребята хотят знать историю своего село?(ответы детей)

Воспитатель: Кузя, мы с ребятками и книжки смотрели, и на экскурсии ходили, и стихи выучили.

Кузя: Стихи? Хотелось бы послушать

Дети читают стихи

Путилово – боль и гордость моя!

1-й ребенок: Куда бы я не ездил, где бы не бывал,

Двойника Путилову сроду не видал,

На высотах ладожских, у залежей плиты,

Там мастеровые жили без нужды.

2-й ребенок: Улицы ровнешеньки, дом за домом, сад,

Всем на загляденье выстроены в ряд,

А на главном месте – гордость всех селян –

Церковь с колокольною возвышалась там.

Ф. Е. Естюшов

Ветеран войны и труда, г. Гатчина

Кузя: Молодцы! Вот я пока слушал вас, вот о чем подумал, а не пригласить ли мне вас на экскурсию по селу Путилово. Согласны? (ответы детей)

Воспитатель: Ой. Кузя. А в чем же ты пойдешь на экскурсию? Ведь на улице не лето, а какое время года, дети? (ответы детей) Как мы должны одеваться? (ответы детей)

Кузя: Ничего. Наша экскурсия будет не простая, а волшебная. Мы, не выходя из детского сада, будем переноситься в разные места нашего села, и не только настоящего, но и прошлого. Согласны? Тогда мы отправляемся. Я буду – главный экскурсовод, а вы будете мне помогать.

Старинное село Путилово раскинулось на живописной возвышенности. (Слайд №2)

Попасть в это старинное селение можно, свернув с Мурманского шоссе по указателю на Горную Шальдиху.

Дорога поднимается в гору, где на развилке дорог стоит старинная красивая часовня Спаса Нерукотворного образа. Конечно, она сложена из путиловской плиты - известняка, добывавшегося в этих местах еще со времен Новгородской вечевой республики. Сегодня часовня отреставрирована, ухожена и благоустроена. (Слайд №3)

Чтобы попасть в Путилово от часовни следует повернуть направо. Практически на въезде в селение, откуда раскрывается прекрасный вид на синявинские низины, гостей встречает памятник императору Александру II, установленный в 1901 году на пожертвования жителей Путилово. Надпись на лицевой стороне постамента гласит: «Царю-освободителю Александру II», - а ниже: «От благодарных крестьян Путиловской волости в память сорокалетия освобождения». И, наконец, на обратной стороне постамента можно прочитать: «Осени себя крестным знамением православный русский народ и призови Божие благословение на твой свободный труд». (Слайд№4)

Путиловские жители первыми в России на свои деньги поставили памятник императору-освободителю. Спустя годы подобные памятники появились по всей стране, но после революции практически все они были безжалостно уничтожены. Тяжело сложилась судьба и у этого памятника - на протяжении многих лет от него оставался один лишь постамент. Однако в сентябре2012 г. в связи с 300-летием села изготовленный петербургским скульптором Алексеем Архиповым бюст Александра II вернулся на законное место. Символично, что, как и столетие назад, памятник был воссоздан на частные пожертвования, собранные благотворительным фондом «Путиловский камень».

Слева от памятника располагается Центральное братское захоронение. Здесь захоронены воины, павшие в годы Великой Отечественной войны на Ленинградской земле. (Слайд №5)

Еще одной достопримечательностью села Путилово является уникальный для сельской местности архитектурный ансамбль, образованный старинной церковью сейчас она находится на реконструкции.(Слайд №6)

Ребята, следующая достопримечательность наша река Рябиновка. Раньше ее называли Шальдиха.(Слайд №7)

Почему реку называют кормилицей? Кто живет в вашей реке? (ответы детей)

Ребята, а, вы знаете откуда начинается наша река? А куда впадает? (ответы детей)

Правильно, наша река берет начало на синявинских болотах и впадает в Ладожское озеро. (Слайд №8)

А теперь давайте немного отдохнем.

Физ. Минутка

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось,

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот, а потом наоборот!

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем,

Верх и вниз, верх и вниз, приседать не торопись,

И в последний раз присели, а теперь на место сели.

Поиграли мы немножко

И отправились в дорожку.

Ребятки, а я ведь непросто так привел вас на речку. Что построено через реку? Правильно, мост. А из чего он построен, из какого материала? (ответы детей) (Слайд №9)

Правильно, ребята, а главной достопримечательностью, богатством нашего села является «путиловский камень».(Слайд №10)

Интересно, что возвышенность, на краю которой стоит Путилово, представляет собой Балтийско-Ладожский береговой уступ, о который сотни миллионов лет назад бились волны древнего моря.(Слайд №11)

До сих пор в обломках известняка, который местами открыто выходит на поверхность, можно найти окаменевшие останки или отпечатки моллюсков других обитателей древнего моря. (Слайд №12)

История села Путилово началась три столетия назад - с освобождением этих земель, отторгнутых Швецией у России в начале XVII в. по условиям Столбовского мирного договора. Предание гласит, что, сдавая в1702 г. Петру I крепость Орешек-Нотербург, завоеватели-шведы сокрушались: «Не жаль нам крепости Орешек, а жаль нам золотой Путиловской горы». Вероятно, они уже тогда оценили качество и запасы местного известняка, разработку месторождений которого начинали еще новгородцы.

В1710 г. по указу Петра I «на вечное житье» прибыли в Санкт-Петербург мастеровые из разных губерний. Затем часть из них была поселена на Путиловской горе Вся плита, добытая в Путилово грузилась на суда и отправлялась в Петербург.(Слайд №13)

В блистательной Северной столице, напоминавшей в ту пору большую строительную площадку, известняки наиболее широко использовалась при возведении фундаментов и цокольных этажей зданий и сооружений.

Путиловцы считались «особым классом мастеровых», получали казенное жалованье и не несли крестьянских повинностей. С октября по апрель их посылали на казенные работы - на строительство дворцов и парков в Петербурге и Стрельне.

Камень из Путилова использовали при строительстве многих зданий и сооружений. Коренные путиловцы и сегодня не без гордости говорят: «На путиловской плите стоит весь Петербург!» (Слайд №14)

Каменные ломки существуют и сегодня. «Путиловский камень» поставляется как на многие объекты реставрации, так и на новостроящиеся жилые кварталы. (Слайд №15)

Ну вот, наша экскурсия подошла к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. А расскажите, чем вы занимаетесь в детском саду? (ответы детей) (Слайд №16)

Воспитатель: Кузя. Наши ребятки еще прочтут стихи про свое село

Дети читают стихи.

Путилово – родная сторона

2-й ребенок: Еще какие здесь бывали мастера!

Мне часто чудится:в предутренней заре,

В туманной дымке, - тень Великого Петра

На Золотой Путиловской горе.

3-й ребенок: И слышится мне колокольный звон,

Привычный гам торговой суеты…

Когда Санкт-Петербург был возведен

Из бутовой путиловской плиты.

4-й ребенок: Село Путилово – родная сторона,

Я прохожу, и мне березки машут вслед.

Россия-матушка огромная страна,

Но для меня села роднее в мире нет!

1-й ребенок: Село родное на горе – земной мой рай,

В нем каждый труженик талантом наделен,

И знает фермеров путиловских наш край,

А хлеб путиловский – весь Кировский район!

Людмила Кицюк

Кузя: Ой, порадовали вы меня. Молодцы! Скажите, что больше всего вам запомнилось, и что вы расскажите дома родителям о сегодняшней экскурсии?

Воспитатель: Ребята, село Путилово – это наша малая Родина, самое родное место на Земле. Мы с вами – жители нашего родного села. Именно от нас зависит, каким он будет в будущем.Пока вы ещё дошкольники, вам ещё предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно гордиться и любить свое село.

Кузя: Дорогие ребята! Любите свою родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь ради ее блага. А у меня для вас задание, спросить у родителей, что же было построено из нашего «путиловского камня». Ребятки за ваше старания я приготовил для вас угощенье, давайте пить чай с конфетами.

Мария Медведева
Беседа по краеведению в средней группе на тему «Моя семья»

Цель : привлечь внимание детей к их семье , учить любить семью , вызвать интерес к родословной, желание рассказывать о своих предках.

Оборудование : фотографии детей, фотоальбом, семейная родословная, открытка.

1. Организационный момент.

Сегодня мы поговорим о вас, с кем вы живёте и где.

2. Беседа о семье .

Все вы знаете своё имя, фамилию. Знаете ли вы, как называют людей, живущих в одном доме, квартире? (Семья , семейство, домашние)

Сколько человек в вашей семье ?

Кто самый старший в вашей семье ?

Кто самый младший в вашей семье ?

Сколько человек в вашей семье ?

3. Рассказ воспитателя о семье .

Родители и дети – это ваша маленькая семья . У вас есть и большая семья , в неё входят ваши бабушки, дедушки, тети и дяди. Бабушки, дедушки, тети и дяди могут жить в других домах, других городах и даже странах, но всё равно это ваши родные, родственники – это ваш род. Иногда на большие праздники родственники собираются вместе, всем бывает приятно и весело. Родственники немного похожи друг на друга. Кто- то из вас похож на маму, кто- то на бабушку или тётю.

4. Беседа о родственниках .

Кто такие бабушки?

Кто такие дедушки?

Кто такой дядя?

Кто такая тётя?

Дети, кто из вас может назвать свои семейные праздники?

Как они у вас проходят?

Как вы к ним готовитесь?

5. Рассматривание семейного фотоальбома.

У каждого из вас дома есть семейный альбом. Попросите своих родителей, бабушек или дедушек показать его вам и рассказать о себе и о ваших родных. Послушайте рассказы и вы узнаете много интересного.

6. Физкультминутка.

«Кто у нас живёт в квартире»

7. Пословицы и поговорки о семье .

1. В семье дружат – живут не тужат.

2. Нет лучше дружка, чем родная матушка.

3. В хорошей семье хорошие дети растут .

4. Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.

5. Жалей отца с матерью, других не найдёшь.

8. Рассказ воспитателя о родителях.

Родители – самые родные для вас люди. Нужно слушать родительское слово, ласковое или требовательное, надо расти послушными детьми. Сколько разных дел ваши мамы успевают сделать за один только день! Рано утром – приготовить завтрак, убрать со стола, проводить вас в детский сад, а братишку или сестрёнку - в школу. Много часов провести на работе. Ещё мама успевает зайти в магазин и приготовить ужин, навести в доме порядок, почитать или поиграть с вами, потом ещё и постирать, пошить и повязать. Ни одна сказочная волшебница не успела бы переделать за один день столько дел! Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась, если бы ей не помогали папа и остальные домашние.

Папа у вас добрый, умный, образованный. Про всё на свете знает. Про разные страны и про рыб, а иногда даже умеет жарить яичницу – глазунью. Вот какие удивительные люди живут – поживают в ваших семьях . Будьте, пожалуйста, ласковы и добры с близкими людьми, проявляйте внимание и заботу, делайте это от души. Не огорчайте маму, папу, бабушку и дедушку.

9. Стихи для родителей. (Дети рассказывают стихи) .

10. Рассказ о родословном древе.

Дети, а как зовут ваших бабушек?

Кто они по профессии?

Можете ли вы назвать имя своей прабабушки?

Откуда она родом?

Кем были её родители?

Очень жаль. Ведь мы с вами не появились на свет сами по себе. Все мы ветви и листья огромного человеческого дерева. В старину его называли родословным деревом. С родословным деревом вам не справится, а вот с гирляндой вы справитесь. Вместе с родителями напишите на полосках бумаги своё имя, имя мамы, сестры, брата, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, если знаете. Каждую полоску склейте в колечко, а колечки соедините в гирлянду – получится родословная, у каждого своя, неповторимая.

11. Итог занятия.

Какие имена вы напишите?

Чьи это имена?

О ком мы сегодня говорили?

Кто живёт в вашей семье ?

Публикации по теме:

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе На тему: "Моя семья" Цель: Формирование представлений.

 

 

Это интересно: