→ Типы стран по национальному составу. Особенности размещения ведущих отраслей химического комплекса Многонациональные страны мира

Типы стран по национальному составу. Особенности размещения ведущих отраслей химического комплекса Многонациональные страны мира

Понятие многонационального государства

Определение 1

Многонациональное государство является государством, в состав которого входят различные народности и нации, историческим образом сформировавшиеся на его территории.

Многонациональное государство необходимо отличить от государства полиэтнического, для которого характерным является наличие многих этнических группировок в границах одной нации. К примеру, США не представляются многонациональным государством, потому как в нем сформировалась единая американская нация, состоящая из многих этнических групп.

Разными путями складывались многонациональные государства. В одном из случаев это произошло там, где объединение народов в единое государство произошло раньше, чем у них начало формироваться национальное самосознание, и еще не возникло движения наций за политическую самостоятельность.

Часто это происходило посредством завоеваний. Так происходило, к примеру, в Восточной Европе и во множестве азиатских регионов. В Африке многонациональные государства формировались наиболее часто в процессе колониальной экспансии. К числу типичных многонациональных государств необходимо отнести Индонезию, Индию, Нигерию, Россию, Вьетнам, Иран, Китай и многие другие, иными словами, - свыше половины населения планеты проживает в многонациональных государствах.

Существующие многонациональные государства можно подразделить на две разновидности:

  • государства с доминированием численности одной нации;
  • государства, в которых никакая нация над другими не доминирует.

Замечание 1

Большая часть многонациональных государств относят к таким, где проявляется доминанта одной нации. Обычно именно они являются наиболее прочными, стабильными в межнациональном отношении, в них практически не бывает межэтнических столкновений.

По формам территориального государственного устройства многонациональные государства бывают как федеративные, так и унитарные. Традиционно в многонациональном государстве бывает учтена многонациональность в устроении органов государственной власти, в этноязыковой политике, в социальной и культурной жизни и т. п.

Российская Федерация - многонациональное государство

Российская Федерация представляется многонациональным государством, в котором проживают свыше 140 народов. Наиболее многочисленной нацией является русская, ее численность составляет приблизительно восемьдесят процентов всего населения государства.

Характерным для многонациональной России является дисперсное расселение этносов, в особенности в республиках из состава РФ. Совместно с этим для подавляющего большинства регионов характерным является преобладание русского населения.

Многонациональность не является определяющим признаком, который характеризует тип государства, его социальную природу. Но наравне с политической, экономической, духовной характеристиками признак многонациональности оставляет некий отпечаток на исторических судьбах государства и его функционировании. Традиционно многонациональность представляется дополнительным фактором, который осложняет жизнь внутри многонационального государства.

Замечание 2

При правильной национальной политике демократическое многонациональное государство может обеспечивать нормальные взаимные отношения между народами, а сама многонациональность не нарушает стабильность и устойчивость государства.

Особенности многонациональных государств

Многонациональное государство включает в свой состав более одной этнической группировки, в отличие от этнически однородных обществ. Фактическим образом же многонациональными представляются практически все современные национальные сообщества.

Дэвид Уилш в труде «Внутренняя политика и этнические конфликты», изданном в 1993 году в Принстонском университете, отмечал, что менее двадцати из ста восьмидесяти независимых государств могут именоваться этнически и национально однородными, но таковыми они могут называться только в случае, если национальные меньшинства в них составят менее пяти процентов от общей численности населения.

В Российской Федерации согласно образовательному стандарту для среднего или полного общего образования (профильный уровень предмета «география»), под термином «многонациональные» подразумеваются такие государства, в границах которых живут одновременно несколько групп этносов, причем все многонациональные государства подразделяются на государства:

  • с ярко выраженным, резким преобладанием какой-либо одной нации при наличии более или менее значимых национальных меньшинств, речь идет о Франции, Великобритании, Испании, Китае, Монголии, Турции, Алжире, Марокко, США, Австралии;
  • двунациональные, речь идет о Бельгии, Канаде;
  • со сложнейшим, но этнически однородным составом национальностей, речь идет об Иране, Афганистане, Пакистане, Лаосе;
  • с разнообразным и сложным в этническом соотношении национальным составом, речь здесь идет об Индии, Швейцарии, Индонезии, России.

Плюсами многонациональных государств традиционно считают расцвет этнических и культурных феноменов, дружбу народов, способности наций исполнять масштабные проекты и вместе выживать в сложных условиях.

К минусам же относится не толерантность, когда одни нации нетерпимо относятся к другим нациям.

Национальный состав населения – распределение людей по признаку этнической принадлежности. Этнос (или народ) – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединенная единством языка, территории, хозяйственной жизни и культуры, национальным самосознанием. Формы этнической общности меняются и усложняются в процессе развития человеческого общества – от родовых и племенных объединений при первобытном строе, народностей при раннеклассовых обществах до самостоятельных наций – в условиях слияния местных рынков в единый общенациональный рынок. Если, например, в формирование наций уже давно завершено, то в некоторых слаборазвитых , и ( , и др.) широко представлены племенные объединения.

На сегодняшний день всего в мире насчитывается 2200 – 2400 этносов. Численность их сильно варьирует – от нескольких десятков человек до сотен миллионов. К числу наиболее крупных народов относятся (в млн. человек):

  • китайцы – 11 70,
  • хиндустанцы (главный народ Индии) – 265,
  • бенгальцы (в Индии и ) – 225,
  • американцы – 200,
  • – 175,
  • русские – 150,
  • японцы – 130,
  • пенджабцы (главный народ ) – 115,
  • – 115,
  • бихарцы – 105.

Таким образом, в начале 21-го века на долю 10 этносов приходится около 45% всего человечества.

Во многих государствах и регионах мира разные этносы представлены неодинаково. Поэтому обычно выделяют главные народы, т. е. этносы, составляющие основную массу населения, и национальные меньшинства.

По своему происхождению и общественному положению национальные меньшинства принято делить на два типа:
автохтонные, т. е. коренные народы, этносы, рожденные иммиграцией.

Так, для национального состава современной характерны следующие пропорции. Основной этнос – англичане – составляют 77 % всего населения; автохтонные этносы, в том числе шотландцы, и др. – 14% и иммигранты из разных стран – 9 %.

В последние годы в странах со сложным национальным составом обострились межэтнические противоречия.

национальный этнос человечество

В зависимости от того, совпадают или нет этнические и государственные границы, страны мира делятся на однонациональные и многонациональные.

Около половины стран - однонациональные. Это страны, государственные границы которых совпадают с этническими и основная национальность составляет 90% всего населения. Их больше всего в Европе, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. К таким странам можно отнести Данию, Швецию, Германию, Польшу, Италию, Японию, Саудовскую Аравию, Египет, большинство стран Латинской Америки.

Многонациональные - это страны, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов. Их можно разделить на четыре группы:

  • 1) с резким преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралийский Союз);
  • 2) двунациональные (Канада, Бельгия);
  • 3) со сложным, но этнически однородным национальным составом (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос);
  • 4) со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Россия, Индия, Швейцария, Индонезия).

Заключение

Народ - определенная группа людей, которые имеют общий ряд исторических признаков - культуры, языка, религии, территории. Традиционно стабильным общим признаком народа является его язык. Однако в наше время распространены случаи, когда различные народы говорят на едином языке.

Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства

Страны с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств: Великобритания, Франция, Испания - в Европе. В зарубежной Азии -- Китай, Монголия, Вьетнам. В Африке -- Алжир, Марокко, Мавритания.

Двунациональные страны. Этот тип встречается редко, к нему относятся Бельгия, Канада и некоторые другие.

Страны со сложным национальным составом, но относительно однородные в этническом отношении чаще встречаются в Азии (Иран, Афганистан. Пакистан, Малайзия, Лаос), в Центральной, Восточной и Южной Африке есть и в Латинской Америке.

Многонациональные страны с разнородным этническим составом. Самые яркие страны этого типа -- Индия и Россия. Также к этому типу можно отнести Швейцарию, Индонезию, Филиппины, некоторые страны Западной и Южной Африки.

Основные принципы размещения машиностроительной отрасли

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение.

Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

В третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры.

Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения.

В четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях -- в машиностроении велика роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор.

В пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. п. -- которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

Особенности размещения ведущих отраслей химического комплекса

Основные черты размещения сходны с чертами размещения машиностроения: в мировой химической промышленности сложились 4 главных региона.

Самый крупный из них -- зарубежная Европа (выпускает около 2/5 продукции отрасли). Особенно быстрыми темпами во многих странах региона химическая промышленность стала развиваться после II мировой войны, когда в структуре отрасли стала лидировать нефтехимия. В результате центры нефтехимии и нефтепереработки располагаются в морских портах и на трассах магистральных нефтепроводов.

Второй по значению регион -- США, где химическая промышленность характеризуется большим разнообразием. Основным фактором размещения предприятий стал сырьевой фактор, что во многом способствовало территориальной концентрации химических производств.

Третий регион -- Восточная и Юго-Восточная Азия, особенно важную роль играет Япония (с мощной нефтехимией на базе привозной нефти). Растет также значение Китая и новых индустриальных стран, которые специализируются, в основном, на производстве синтетических продуктов и полуфабрикатов.

Четвертый регион -- страны СНГ, располагающие разнообразной химической промышленностью, ориентированной как на сырьевой, так и на энергетический фактор.

7. Зарубежная Европа: обострение межнациональных отношений

Зарубежная Европа на протяжении длительного времени была регионом многочисленных этнических конфликтов, которые в значительной своей части уходят корнями в далекое историческое прошлое. Несовпадение политических и этнических границ характерно и для современной Европы, но в разных странах и субрегионах оно выражено по-разному. Поэтому рассмотрение межнациональных противоречий в регионе логично начать с характеристики этнического состава населения отдельных его стран.

В свою очередь основой ее может стать четырехчленная группировка стран с подразделением их на однонациональные, страны со значительными национальными меньшинствами, двунациональные и многонациональные. При этом надо оговориться, что только количественные критерии не всегда оказываются достаточными, так что следование им было бы несколько формальным; в некоторых случаях нужно учитывать и другие обстоятельства. Например, в группу однонациональных правильнее включить страны, где доля национальных меньшинств не превышает 5 %, но иногда может быть и большей (табл. 6).

Из таблицы 6 видно, что к категории однонациональных можно отнести 17 стран, не считая микрогосударств. К числу стран с наиболее однородным национальным составом относятся Исландия и Португалия.

Еще 10 стран региона правильнее было бы отнести к числу хотя и не многонациональных, но со значительной долей национальных меньшинств (табл. 7).

Наряду с этим в зарубежной Европе есть двунациональные страны, например Бельгия. С некоторой степенью условности к этой категории можно отнести и Македонию, основное население которой составляют македонцы и албанцы. Наконец, к числу собственно многонациональных стран нужно отнести Швейцарию, Боснию и Герцеговину, Сербию и Черногорию.

Априори можно предположить, что национальные противоречия в однонациональных странах не должны быть выражены относительно резко. В основном так оно и есть, хотя отдельные проявления сепаратизма (отчасти и на национальной почве) возможны и в них.

Таблица 6

СТРАНЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ С БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ОДНОРОДНЫМ СОСТАВОМ НАСЕЛЕНИЯ

Примерами такого рода могут служить неоднократные попытки Фарерских о-вов, и так пользующихся широкой автономией, отделиться от Дании или идея о провозглашении Паданской республики в Северной Италии.

В группе стран с большой долей национальных меньшинств межнациональные отношения отличаются, как правило, гораздо большей сложностью. Это можно показать на примерах таких стран, как Великобритания, Испания и Франция.

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ основные национальные проблемы связаны с Шотландией и Северной Ирландией (Ольстером).

Спор между Англией и Шотландией продолжается уже не одно столетие. В начале XVIII в. под военным и экономическим нажимом Англии шотландский парламент согласился на заключение унии с нею, что фактически означало ликвидацию независимости этой исторической области страны: парламент был упразднен, и сохранились лишь небольшие элементы автономности. С тех пор в Шотландии существует движение за независимость, которому только в самое последнее время удалось добиться ощутимых успехов. В 1997 г. в Шотландии был проведен референдум, на котором 3 / 4 населения высказались за восстановление парламента. Таким образом, через 300 лет он был возрожден. Правда, делами экономики, внешней политики, обороны, социального обеспечения всей Великобритании по-прежнему ведает парламент в Лондоне, так что шотландскому парламенту остается лишь занятие сельским хозяйством, образованием, здравоохранением, полицией, туризмом и спортом; но и это значительно улучшило политическую ситуацию. Можно добавить, что реформа в Шотландии была проведена в полном соответствии с политикой стоящих у власти английских лейбористов, которую называют политикой деволюции, т. е. частичной передачи функций центральной власти органам управления на местах. (Кстати, свой парламент был учрежден и в другой исторической области страны с национальными особенностями – Уэльсе.) Однако наиболее радикальные шотландские националисты по-прежнему выступают за полное отделение от Англии и создание независимого государства.

Ситуация в Северной Ирландии отличается еще большей остротой и конфликтностью. Предыстория этого конфликта уходит своими корнями в эпоху раннего нового времени.

Коренное население Ольстера (Северной Ирландии) – ирландцы. Но в XVII–XVIII вв., в период усиленной колонизации этой области английским правительством, сюда были переселены выходцы из Англии и Шотландии, которые заняли не только лучшие земли, но и ключевые позиции в экономической и политической жизни. Коренное же население попало в положение арендаторов и батраков, лишилось большинства политических прав. Такое национальное и социальное расслоение усугубляется религиозными различиями. Коренное ирландское население исповедует католицизм, тогда как выходцы из Англии и Шотландии являются приверженцами англиканской и пресвитерианской церквей. Религиозная чересполосица еще более обостряет обстановку, превращая Ольстер в сложный узел социально-экономических, национальных и религиозных противоречий.

Таблица 7

СТРАНЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ СО ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ДОЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ


С тех пор как в 1949 г. основная часть Ирландии окончательно вышла из состава Великобритании, став уже не доминионом, а независимым государством, главные усилия ирландских католиков были направлены на присоединение Северной Ирландии к Ирландской Республике. При этом борьба велась не только политическими методами, но и в форме вооруженного сопротивления англичанам, которое осуществляет военизированная группировка под названием Ирландская республиканская армия (ИРА). В результате ее террористических акций погибли тысячи людей, а английское правительство было вынуждено ввести на территорию Ольстера свои войска. Только в 1998 г. правительству удалось достичь соглашения с ольстерскими националистами, которое было затем одобрено на проведенном в Ольстере референдуме. После этого прямое правление Лондона в Ирландии, введенное четверть века назад, было отменено. Было восстановлено также правительство Ольстера. А Республика Ирландия исключила из своего основного закона статьи, в которых северные графства рассматривались как неотъемлемая часть этой страны. Иными словами, в Ольстере также была восстановлена автономия. Но разоружение всех боевиков ИРА еще не закончено, и угроза нового обострения межнациональных противоречий полностью не снята.

В ИСПАНИИ национальная проблема возникла после того, как каталонцы, галисийцы и баски были лишены некоторых административных, финансовых и правовых привилегий, которыми они пользовались раньше, и насильно подчинены центральному правительству в Мадриде. На протяжении 40 лет правления Франко любое проявление их национальных чувств жестоко преследовалось. Не разрешалось вывешивать каталонский и баскский флаги, говорить на национальном языке и даже исполнять национальные танцы. Национальную проблему объявили несуществующей. Но она существовала, и после окончания франкистского режима Испания предприняла несколько важных шагов на пути к ее разрешению. В 1978 г. была принята новая конституция страны, в которой национальному вопросу уделяется большое внимание. Провозгласив единство и неделимость испанской нации, она в то же время признала право на автономию для национальностей и регионов. В соответствии с этим принципом к 1983 г. в стране было образовано 17 автономных районов, включая Каталонию, Галисию и Страну Басков. Это во многом сняло былую напряженность в межнациональных отношениях. Однако в Каталонии и в особенности в Стране Басков, она еще остается.

В Каталонии, как самой экономически развитой части страны, сохранившей к тому же и свой национальный язык, сепаратистские тенденции по-прежнему имеют большую силу. При этом одни партии готовы ограничиться более широкой автономией, а другие настаивают на полном отделении от Испании.

Но главной болевой точкой межнациональных отношений в Испании была и остается Страна Басков, занимающая площадь 17,5 тыс. км 2 с населением 2,5 млн человек, которая до конца XIX в. сохраняла самостоятельность. Здесь также подавляющее большинство националистических партий требуют от правительства более широкой автономии, а если и добиваются полной независимости, то методами парламентской борьбы. Но крайние националисты и сепаратисты настаивают на образовании собственного государства под названием Эускади (эускал – самоназвание басков), причем в составе не только северных провинций Испании, но и приграничной территории Франции, отделение которой произошло еще в раннем средневековье (рис. 7). В качестве главной вооруженной силы крайних баскских сепаратистов выступает организация под названием ЭТА (Эускади та аската-суна, что означает «Эускади и свобода»), возникшая еще во времена правления Франко и представляющая собой военизированное крыло одной из наиболее радикальных националистических партий Страны Басков. ЭТА много раз объявляла о прекращении террористической борьбы – и каждый раз находила повод для ее возобновления. Несмотря на то что в настоящее время в Стране Басков наступило некоторое политическое затишье, она по-прежнему остается одной из главных «горячих точек» зарубежной Европы.

ФРАНЦИЯ также относится к группе стран со значительной долей национальных меньшинств.


Рис. 7. Страна Басков

Французы составляют 86 % ее населения, тогда как остальное приходится на другие этнические группы. Они отличаются от коренных французов в культурно-языковом отношении и расселены по окраинным районам страны. Это эльзасцы на востоке, говорящие на одном из верхненемецких диалектов, бретонцы на северо-западе, язык которых относится к кельтской группе и родствен языкам уэльсцев и ирландцев, корсиканцы на о. Корсика, говорящие на диалектах итальянского языка, фламандцы на крайнем севере страны, использующие фламандский язык, близкий к голландскому. Кроме того, это баски и каталонцы, живущие в Пиренеях. Все эти народы фактически двуязычны. Сохраняя знание родного языка, они широко используют и французский, на котором обычно ведется обучение, деловое и культурное общение. Во Франции, как и во многих других странах, в последнее время обострилось национальное самосознание этнических меньшинств, которые ведут борьбу за сохранение своей традиционной культуры. Сепаратистское движение наиболее сильно на Корсике, которой французский парламент в 2001 г. решил предоставить ограниченную автономию.

Из других стран этой группы можно упомянуть Румынию, где восстановления автономии давно уже добиваются венгры, компактно проживающие в Трансильвании, Хорватию, где существенные противоречия разделяют хорватов и сербов. Несколько особняком стоят страны Балтии, где наиболее острой проблемой является сохранение политических и других прав русскоязычного населения.

Наиболее ярким примером двуязычной страны в зарубежной Европе может служить БЕЛЬГИЯ, где межнациональные отношения стали сложной проблемой едва ли не с момента образования этого независимого государства в 1830 г. На государственном гербе Бельгии начертан девиз: «В единении сила». Но достичь такого единения не удавалось на протяжении многих десятилетий. Дело в том, что Бельгия – двунациональная и двуязычная страна, населенная в основном фламандцами и валлонами; кроме того, небольшая часть населения на востоке страны говорит по-немецки (рис. 8). Фламандцы живут на севере страны, во Фландрии. Их язык очень близок тому, на котором говорят в соседних Нидерландах. Валлоны живут в южной половине страны, в В а л л о н и и, их родным языком является французский. Но в Бельгии долгое время существовало языковое неравенство, которое отражало различия в социально-экономическом развитии двух ее частей.

В течение XIX и первой половины XX в. экономическим ядром страны была Валлония. Здесь добывался уголь, выплавлялся металл, процветали торговля и ремесла, богатела и множилась буржуазия, концентрировались аристократия и чиновничество. Не только государственным, но и литературным языком считался валлонский, на котором творили такие всемирно известные писатели и поэты, как Шарль де Костер, Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн. Фландрия же выполняла роль сельскохозяйственного придатка к бурно развивавшемуся промышленному югу. Ее население подвергалось культурной и национальной дискриминации. Достаточно сказать, что фламандский язык был признан вторым государственным языком только в 1898 г.

Но после Второй мировой войны обе части страны как бы поменялись ролями. В Валлонии, где были представлены в основном угольная, металлургическая и прочие старые отрасли промышленности, начался экономический упадок, затронувший Льеж и другие крупные города. В то же время потенциал Фландрии значительно вырос, причем преимущественно путем развития новых и новейших отраслей индустрии. Выросло и значение Антверпена, Гента, других городов. Можно добавить, что благодаря более высокой рождаемости Фландрия увеличила свой перевес над Валлонией в населении страны. Теперь в ней живет 58 % всех жителей, тогда как в Валлонии – 33 %; остальное приходится в основном на столичный округ Брюссель, входящий в провинцию Брабант. Все это снова резко обострило противоречия между валлонами и фламандцами.

Для выхода из кризиса было решено осуществить переход к федеративному государственному устройству, который был проведен в несколько этапов и завершился в начале 1993 г., когда бельгийский парламент одобрил конституционную реформу. Отныне центральное (федеральное) правительство сохраняет за собой полномочия в области внешних сношений, обороны, безопасности, финансово-валютной политики, тогда как все вопросы экономики, научных исследований, охраны окружающей среды, просвещения, культуры, здравоохранения, спорта и туризма перешли в ведение Фландрии и Валлонии. Одновременно официальным языком во Фландрии стал фламандский, в Валлонии – французский. Что же касается торговли, сферы услуг, транспорта и т. д., то здесь нет никакой регламентации, и можно пользоваться обоими языками.

Особый статус введен для Брюссельского района, где 80 % населения говорит по-французски и 20 % – по-фламандски. Чтобы не ущемить права фламандского меньшинства, во всех учреждениях гарантируется двуязычие. Названия улиц, дорожные указатели, вывески делаются на двух языках. Они употребляются также в торговле и бытовом обслуживании. Кроме того, на востоке страны выделен небольшой район с немецкоязычным населением, которое тоже пользуется равными правами с фламандцами и франкофонами (так здесь называют говорящих по-французски).


Рис. 8. Этнолингвистические границы в Бельгии

С созданием в Бельгии двусоставной федерации вместо прежнего унитарного государства возникла основа для нормализации отношений между фламандцами и франкофонами. Но это не решило всех проблем этого застарелого межнационального конфликта. К числу его «узких мест» по-прежнему относится позиция фламандцев, касающаяся Брюсселя, и позиция франкофонов, касающаяся области вокруг Брюсселя (так называемого пограничья) и языковой границы между двумя частями федерации. Некоторые фламандские политики по-прежнему настаивают на самоопределении или по крайней мере на переходе от федерации к конфедерации. В 2008 г. этот конфликт снова так обострился, что стал угрожать разделением Бельгии на три части.

Многонациональных стран в зарубежной Европе, как уже отмечалось, не так много, да и острота межнациональных конфликтов в них неодинакова.

Хорошим примером страны, сумевшей бесконфликтно решить свои национальные проблемы, может служить ШВЕЙЦАРИЯ. В этой стране четыре коренных народа: германо-швейцарцы (65 % всего населения), франко-швейцарцы (18 %), итало-швейцарцы (10 %) и ретороманцы (около 1 %), живущие компактными группами в исторически сложившихся национальных областях (рис. 9). Германо-швейцарцы говорят на одном из верхненемецких диалектов, франко-швейцарцы – на диалекте прилегающих районов Франции, итало-швейцарцы – на северных диалектах итальянского языка. Ретороманцы – потомки римских легионеров, осевших в районе кантона Граубюнден еще в начале нашей эры, говорят на ретороманских языках.


Рис. 9. Этнолингвистические границы в Швейцарии

Все четыре языка в Швейцарской Конфедерации признаны государственными. На них ведутся государственное законодательство и делопроизводство, общее для всей Швейцарии. Наряду с этим в каждом из четырех этнических ареалов страны в качестве официального и разговорного приняты соответственно германо-швейцарский, франко-швейцарский, итало-швейцарский и ретороманский языки и диалекты. Они используются также в прессе, теле– и радиовещании, школьном преподавании. Кроме того, в стране получили развитие двуязычие и даже трехъязычие. В таких условиях какие-либо острые межнациональные конфликты для Швейцарии не характерны. Хотя и в этой стране развернулось движение за автономию франкоязычной части кантона Берн (с населением около 60 тыс. человек), которое закончилось в 1979 г. после 19 референдумов (!) созданием нового кантона Юра.

Совсем другой пример являют собой многонациональные страны, возникшие на месте бывшей СФРЮ.

 

 

Это интересно: