Типы стран по национальному составу. Особенности размещения ведущих отраслей химического комплекса Многонациональные страны мира
Понятие многонационального государства
Определение 1
Многонациональное государство является государством, в состав которого входят различные народности и нации, историческим образом сформировавшиеся на его территории.
Многонациональное государство необходимо отличить от государства полиэтнического, для которого характерным является наличие многих этнических группировок в границах одной нации. К примеру, США не представляются многонациональным государством, потому как в нем сформировалась единая американская нация, состоящая из многих этнических групп.
Разными путями складывались многонациональные государства. В одном из случаев это произошло там, где объединение народов в единое государство произошло раньше, чем у них начало формироваться национальное самосознание, и еще не возникло движения наций за политическую самостоятельность.
Часто это происходило посредством завоеваний. Так происходило, к примеру, в Восточной Европе и во множестве азиатских регионов. В Африке многонациональные государства формировались наиболее часто в процессе колониальной экспансии. К числу типичных многонациональных государств необходимо отнести Индонезию, Индию, Нигерию, Россию, Вьетнам, Иран, Китай и многие другие, иными словами, - свыше половины населения планеты проживает в многонациональных государствах.
Существующие многонациональные государства можно подразделить на две разновидности:
- государства с доминированием численности одной нации;
- государства, в которых никакая нация над другими не доминирует.
Замечание 1
Большая часть многонациональных государств относят к таким, где проявляется доминанта одной нации. Обычно именно они являются наиболее прочными, стабильными в межнациональном отношении, в них практически не бывает межэтнических столкновений.
По формам территориального государственного устройства многонациональные государства бывают как федеративные, так и унитарные. Традиционно в многонациональном государстве бывает учтена многонациональность в устроении органов государственной власти, в этноязыковой политике, в социальной и культурной жизни и т. п.
Российская Федерация - многонациональное государство
Российская Федерация представляется многонациональным государством, в котором проживают свыше 140 народов. Наиболее многочисленной нацией является русская, ее численность составляет приблизительно восемьдесят процентов всего населения государства.
Характерным для многонациональной России является дисперсное расселение этносов, в особенности в республиках из состава РФ. Совместно с этим для подавляющего большинства регионов характерным является преобладание русского населения.
Многонациональность не является определяющим признаком, который характеризует тип государства, его социальную природу. Но наравне с политической, экономической, духовной характеристиками признак многонациональности оставляет некий отпечаток на исторических судьбах государства и его функционировании. Традиционно многонациональность представляется дополнительным фактором, который осложняет жизнь внутри многонационального государства.
Замечание 2
При правильной национальной политике демократическое многонациональное государство может обеспечивать нормальные взаимные отношения между народами, а сама многонациональность не нарушает стабильность и устойчивость государства.
Особенности многонациональных государств
Многонациональное государство включает в свой состав более одной этнической группировки, в отличие от этнически однородных обществ. Фактическим образом же многонациональными представляются практически все современные национальные сообщества.
Дэвид Уилш в труде «Внутренняя политика и этнические конфликты», изданном в 1993 году в Принстонском университете, отмечал, что менее двадцати из ста восьмидесяти независимых государств могут именоваться этнически и национально однородными, но таковыми они могут называться только в случае, если национальные меньшинства в них составят менее пяти процентов от общей численности населения.
В Российской Федерации согласно образовательному стандарту для среднего или полного общего образования (профильный уровень предмета «география»), под термином «многонациональные» подразумеваются такие государства, в границах которых живут одновременно несколько групп этносов, причем все многонациональные государства подразделяются на государства:
- с ярко выраженным, резким преобладанием какой-либо одной нации при наличии более или менее значимых национальных меньшинств, речь идет о Франции, Великобритании, Испании, Китае, Монголии, Турции, Алжире, Марокко, США, Австралии;
- двунациональные, речь идет о Бельгии, Канаде;
- со сложнейшим, но этнически однородным составом национальностей, речь идет об Иране, Афганистане, Пакистане, Лаосе;
- с разнообразным и сложным в этническом соотношении национальным составом, речь здесь идет об Индии, Швейцарии, Индонезии, России.
Плюсами многонациональных государств традиционно считают расцвет этнических и культурных феноменов, дружбу народов, способности наций исполнять масштабные проекты и вместе выживать в сложных условиях.
К минусам же относится не толерантность, когда одни нации нетерпимо относятся к другим нациям.
Национальный состав населения – распределение людей по признаку этнической принадлежности. Этнос (или народ) – это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединенная единством языка, территории, хозяйственной жизни и культуры, национальным самосознанием. Формы этнической общности меняются и усложняются в процессе развития человеческого общества – от родовых и племенных объединений при первобытном строе, народностей при раннеклассовых обществах до самостоятельных наций – в условиях слияния местных рынков в единый общенациональный рынок. Если, например, в формирование наций уже давно завершено, то в некоторых слаборазвитых , и ( , и др.) широко представлены племенные объединения.
На сегодняшний день всего в мире насчитывается 2200 – 2400 этносов. Численность их сильно варьирует – от нескольких десятков человек до сотен миллионов. К числу наиболее крупных народов относятся (в млн. человек):
- китайцы – 11 70,
- хиндустанцы (главный народ Индии) – 265,
- бенгальцы (в Индии и ) – 225,
- американцы – 200,
- – 175,
- русские – 150,
- японцы – 130,
- пенджабцы (главный народ ) – 115,
- – 115,
- бихарцы – 105.
Таким образом, в начале 21-го века на долю 10 этносов приходится около 45% всего человечества.
Во многих государствах и регионах мира разные этносы представлены неодинаково. Поэтому обычно выделяют главные народы, т. е. этносы, составляющие основную массу населения, и национальные меньшинства.
По своему происхождению и общественному положению национальные меньшинства принято делить на два типа:
автохтонные, т. е. коренные народы, этносы, рожденные иммиграцией.
Так, для национального состава современной характерны следующие пропорции. Основной этнос – англичане – составляют 77 % всего населения; автохтонные этносы, в том числе шотландцы, и др. – 14% и иммигранты из разных стран – 9 %.
В последние годы в странах со сложным национальным составом обострились межэтнические противоречия.
национальный этнос человечество
В зависимости от того, совпадают или нет этнические и государственные границы, страны мира делятся на однонациональные и многонациональные.
Около половины стран - однонациональные. Это страны, государственные границы которых совпадают с этническими и основная национальность составляет 90% всего населения. Их больше всего в Европе, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. К таким странам можно отнести Данию, Швецию, Германию, Польшу, Италию, Японию, Саудовскую Аравию, Египет, большинство стран Латинской Америки.
Многонациональные - это страны, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов. Их можно разделить на четыре группы:
- 1) с резким преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралийский Союз);
- 2) двунациональные (Канада, Бельгия);
- 3) со сложным, но этнически однородным национальным составом (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос);
- 4) со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Россия, Индия, Швейцария, Индонезия).
Заключение
Народ - определенная группа людей, которые имеют общий ряд исторических признаков - культуры, языка, религии, территории. Традиционно стабильным общим признаком народа является его язык. Однако в наше время распространены случаи, когда различные народы говорят на едином языке.
Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства
Страны с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств: Великобритания, Франция, Испания - в Европе. В зарубежной Азии -- Китай, Монголия, Вьетнам. В Африке -- Алжир, Марокко, Мавритания.
Двунациональные страны. Этот тип встречается редко, к нему относятся Бельгия, Канада и некоторые другие.
Страны со сложным национальным составом, но относительно однородные в этническом отношении чаще встречаются в Азии (Иран, Афганистан. Пакистан, Малайзия, Лаос), в Центральной, Восточной и Южной Африке есть и в Латинской Америке.
Многонациональные страны с разнородным этническим составом. Самые яркие страны этого типа -- Индия и Россия. Также к этому типу можно отнести Швейцарию, Индонезию, Филиппины, некоторые страны Западной и Южной Африки.
Основные принципы размещения машиностроительной отрасли
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение.
Во-первых, в эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.
Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.
В третьих, достаточно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры.
Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения.
В четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях -- в машиностроении велика роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор.
В пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. п. -- которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.
Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.
Особенности размещения ведущих отраслей химического комплекса
Основные черты размещения сходны с чертами размещения машиностроения: в мировой химической промышленности сложились 4 главных региона.
Самый крупный из них -- зарубежная Европа (выпускает около 2/5 продукции отрасли). Особенно быстрыми темпами во многих странах региона химическая промышленность стала развиваться после II мировой войны, когда в структуре отрасли стала лидировать нефтехимия. В результате центры нефтехимии и нефтепереработки располагаются в морских портах и на трассах магистральных нефтепроводов.
Второй по значению регион -- США, где химическая промышленность характеризуется большим разнообразием. Основным фактором размещения предприятий стал сырьевой фактор, что во многом способствовало территориальной концентрации химических производств.
Третий регион -- Восточная и Юго-Восточная Азия, особенно важную роль играет Япония (с мощной нефтехимией на базе привозной нефти). Растет также значение Китая и новых индустриальных стран, которые специализируются, в основном, на производстве синтетических продуктов и полуфабрикатов.
Четвертый регион -- страны СНГ, располагающие разнообразной химической промышленностью, ориентированной как на сырьевой, так и на энергетический фактор.
7. Зарубежная Европа: обострение межнациональных отношений
Зарубежная Европа на протяжении длительного времени была регионом многочисленных этнических конфликтов, которые в значительной своей части уходят корнями в далекое историческое прошлое. Несовпадение политических и этнических границ характерно и для современной Европы, но в разных странах и субрегионах оно выражено по-разному. Поэтому рассмотрение межнациональных противоречий в регионе логично начать с характеристики этнического состава населения отдельных его стран.
В свою очередь основой ее может стать четырехчленная группировка стран с подразделением их на однонациональные, страны со значительными национальными меньшинствами, двунациональные и многонациональные. При этом надо оговориться, что только количественные критерии не всегда оказываются достаточными, так что следование им было бы несколько формальным; в некоторых случаях нужно учитывать и другие обстоятельства. Например, в группу однонациональных правильнее включить страны, где доля национальных меньшинств не превышает 5 %, но иногда может быть и большей (табл. 6).
Из таблицы 6 видно, что к категории однонациональных можно отнести 17 стран, не считая микрогосударств. К числу стран с наиболее однородным национальным составом относятся Исландия и Португалия.
Еще 10 стран региона правильнее было бы отнести к числу хотя и не многонациональных, но со значительной долей национальных меньшинств (табл. 7).
Наряду с этим в зарубежной Европе есть двунациональные страны, например Бельгия. С некоторой степенью условности к этой категории можно отнести и Македонию, основное население которой составляют македонцы и албанцы. Наконец, к числу собственно многонациональных стран нужно отнести Швейцарию, Боснию и Герцеговину, Сербию и Черногорию.
Априори можно предположить, что национальные противоречия в однонациональных странах не должны быть выражены относительно резко. В основном так оно и есть, хотя отдельные проявления сепаратизма (отчасти и на национальной почве) возможны и в них.
Таблица 6
СТРАНЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ С БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ОДНОРОДНЫМ СОСТАВОМ НАСЕЛЕНИЯ
Примерами такого рода могут служить неоднократные попытки Фарерских о-вов, и так пользующихся широкой автономией, отделиться от Дании или идея о провозглашении Паданской республики в Северной Италии.
В группе стран с большой долей национальных меньшинств межнациональные отношения отличаются, как правило, гораздо большей сложностью. Это можно показать на примерах таких стран, как Великобритания, Испания и Франция.
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ основные национальные проблемы связаны с Шотландией и Северной Ирландией (Ольстером).
Спор между Англией и Шотландией продолжается уже не одно столетие. В начале XVIII в. под военным и экономическим нажимом Англии шотландский парламент согласился на заключение унии с нею, что фактически означало ликвидацию независимости этой исторической области страны: парламент был упразднен, и сохранились лишь небольшие элементы автономности. С тех пор в Шотландии существует движение за независимость, которому только в самое последнее время удалось добиться ощутимых успехов. В 1997 г. в Шотландии был проведен референдум, на котором 3 / 4 населения высказались за восстановление парламента. Таким образом, через 300 лет он был возрожден. Правда, делами экономики, внешней политики, обороны, социального обеспечения всей Великобритании по-прежнему ведает парламент в Лондоне, так что шотландскому парламенту остается лишь занятие сельским хозяйством, образованием, здравоохранением, полицией, туризмом и спортом; но и это значительно улучшило политическую ситуацию. Можно добавить, что реформа в Шотландии была проведена в полном соответствии с политикой стоящих у власти английских лейбористов, которую называют политикой деволюции, т. е. частичной передачи функций центральной власти органам управления на местах. (Кстати, свой парламент был учрежден и в другой исторической области страны с национальными особенностями – Уэльсе.) Однако наиболее радикальные шотландские националисты по-прежнему выступают за полное отделение от Англии и создание независимого государства.
Ситуация в Северной Ирландии отличается еще большей остротой и конфликтностью. Предыстория этого конфликта уходит своими корнями в эпоху раннего нового времени.
Коренное население Ольстера (Северной Ирландии) – ирландцы. Но в XVII–XVIII вв., в период усиленной колонизации этой области английским правительством, сюда были переселены выходцы из Англии и Шотландии, которые заняли не только лучшие земли, но и ключевые позиции в экономической и политической жизни. Коренное же население попало в положение арендаторов и батраков, лишилось большинства политических прав. Такое национальное и социальное расслоение усугубляется религиозными различиями. Коренное ирландское население исповедует католицизм, тогда как выходцы из Англии и Шотландии являются приверженцами англиканской и пресвитерианской церквей. Религиозная чересполосица еще более обостряет обстановку, превращая Ольстер в сложный узел социально-экономических, национальных и религиозных противоречий.
Таблица 7
СТРАНЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ СО ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ДОЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ
С тех пор как в 1949 г. основная часть Ирландии окончательно вышла из состава Великобритании, став уже не доминионом, а независимым государством, главные усилия ирландских католиков были направлены на присоединение Северной Ирландии к Ирландской Республике. При этом борьба велась не только политическими методами, но и в форме вооруженного сопротивления англичанам, которое осуществляет военизированная группировка под названием Ирландская республиканская армия (ИРА). В результате ее террористических акций погибли тысячи людей, а английское правительство было вынуждено ввести на территорию Ольстера свои войска. Только в 1998 г. правительству удалось достичь соглашения с ольстерскими националистами, которое было затем одобрено на проведенном в Ольстере референдуме. После этого прямое правление Лондона в Ирландии, введенное четверть века назад, было отменено. Было восстановлено также правительство Ольстера. А Республика Ирландия исключила из своего основного закона статьи, в которых северные графства рассматривались как неотъемлемая часть этой страны. Иными словами, в Ольстере также была восстановлена автономия. Но разоружение всех боевиков ИРА еще не закончено, и угроза нового обострения межнациональных противоречий полностью не снята.
В ИСПАНИИ национальная проблема возникла после того, как каталонцы, галисийцы и баски были лишены некоторых административных, финансовых и правовых привилегий, которыми они пользовались раньше, и насильно подчинены центральному правительству в Мадриде. На протяжении 40 лет правления Франко любое проявление их национальных чувств жестоко преследовалось. Не разрешалось вывешивать каталонский и баскский флаги, говорить на национальном языке и даже исполнять национальные танцы. Национальную проблему объявили несуществующей. Но она существовала, и после окончания франкистского режима Испания предприняла несколько важных шагов на пути к ее разрешению. В 1978 г. была принята новая конституция страны, в которой национальному вопросу уделяется большое внимание. Провозгласив единство и неделимость испанской нации, она в то же время признала право на автономию для национальностей и регионов. В соответствии с этим принципом к 1983 г. в стране было образовано 17 автономных районов, включая Каталонию, Галисию и Страну Басков. Это во многом сняло былую напряженность в межнациональных отношениях. Однако в Каталонии и в особенности в Стране Басков, она еще остается.
В Каталонии, как самой экономически развитой части страны, сохранившей к тому же и свой национальный язык, сепаратистские тенденции по-прежнему имеют большую силу. При этом одни партии готовы ограничиться более широкой автономией, а другие настаивают на полном отделении от Испании.
Но главной болевой точкой межнациональных отношений в Испании была и остается Страна Басков, занимающая площадь 17,5 тыс. км 2 с населением 2,5 млн человек, которая до конца XIX в. сохраняла самостоятельность. Здесь также подавляющее большинство националистических партий требуют от правительства более широкой автономии, а если и добиваются полной независимости, то методами парламентской борьбы. Но крайние националисты и сепаратисты настаивают на образовании собственного государства под названием Эускади (эускал – самоназвание басков), причем в составе не только северных провинций Испании, но и приграничной территории Франции, отделение которой произошло еще в раннем средневековье (рис. 7). В качестве главной вооруженной силы крайних баскских сепаратистов выступает организация под названием ЭТА (Эускади та аската-суна, что означает «Эускади и свобода»), возникшая еще во времена правления Франко и представляющая собой военизированное крыло одной из наиболее радикальных националистических партий Страны Басков. ЭТА много раз объявляла о прекращении террористической борьбы – и каждый раз находила повод для ее возобновления. Несмотря на то что в настоящее время в Стране Басков наступило некоторое политическое затишье, она по-прежнему остается одной из главных «горячих точек» зарубежной Европы.
ФРАНЦИЯ также относится к группе стран со значительной долей национальных меньшинств.
Рис. 7. Страна Басков
Французы составляют 86 % ее населения, тогда как остальное приходится на другие этнические группы. Они отличаются от коренных французов в культурно-языковом отношении и расселены по окраинным районам страны. Это эльзасцы на востоке, говорящие на одном из верхненемецких диалектов, бретонцы на северо-западе, язык которых относится к кельтской группе и родствен языкам уэльсцев и ирландцев, корсиканцы на о. Корсика, говорящие на диалектах итальянского языка, фламандцы на крайнем севере страны, использующие фламандский язык, близкий к голландскому. Кроме того, это баски и каталонцы, живущие в Пиренеях. Все эти народы фактически двуязычны. Сохраняя знание родного языка, они широко используют и французский, на котором обычно ведется обучение, деловое и культурное общение. Во Франции, как и во многих других странах, в последнее время обострилось национальное самосознание этнических меньшинств, которые ведут борьбу за сохранение своей традиционной культуры. Сепаратистское движение наиболее сильно на Корсике, которой французский парламент в 2001 г. решил предоставить ограниченную автономию.
Из других стран этой группы можно упомянуть Румынию, где восстановления автономии давно уже добиваются венгры, компактно проживающие в Трансильвании, Хорватию, где существенные противоречия разделяют хорватов и сербов. Несколько особняком стоят страны Балтии, где наиболее острой проблемой является сохранение политических и других прав русскоязычного населения.
Наиболее ярким примером двуязычной страны в зарубежной Европе может служить БЕЛЬГИЯ, где межнациональные отношения стали сложной проблемой едва ли не с момента образования этого независимого государства в 1830 г. На государственном гербе Бельгии начертан девиз: «В единении сила». Но достичь такого единения не удавалось на протяжении многих десятилетий. Дело в том, что Бельгия – двунациональная и двуязычная страна, населенная в основном фламандцами и валлонами; кроме того, небольшая часть населения на востоке страны говорит по-немецки (рис. 8). Фламандцы живут на севере страны, во Фландрии. Их язык очень близок тому, на котором говорят в соседних Нидерландах. Валлоны живут в южной половине страны, в В а л л о н и и, их родным языком является французский. Но в Бельгии долгое время существовало языковое неравенство, которое отражало различия в социально-экономическом развитии двух ее частей.
В течение XIX и первой половины XX в. экономическим ядром страны была Валлония. Здесь добывался уголь, выплавлялся металл, процветали торговля и ремесла, богатела и множилась буржуазия, концентрировались аристократия и чиновничество. Не только государственным, но и литературным языком считался валлонский, на котором творили такие всемирно известные писатели и поэты, как Шарль де Костер, Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн. Фландрия же выполняла роль сельскохозяйственного придатка к бурно развивавшемуся промышленному югу. Ее население подвергалось культурной и национальной дискриминации. Достаточно сказать, что фламандский язык был признан вторым государственным языком только в 1898 г.
Но после Второй мировой войны обе части страны как бы поменялись ролями. В Валлонии, где были представлены в основном угольная, металлургическая и прочие старые отрасли промышленности, начался экономический упадок, затронувший Льеж и другие крупные города. В то же время потенциал Фландрии значительно вырос, причем преимущественно путем развития новых и новейших отраслей индустрии. Выросло и значение Антверпена, Гента, других городов. Можно добавить, что благодаря более высокой рождаемости Фландрия увеличила свой перевес над Валлонией в населении страны. Теперь в ней живет 58 % всех жителей, тогда как в Валлонии – 33 %; остальное приходится в основном на столичный округ Брюссель, входящий в провинцию Брабант. Все это снова резко обострило противоречия между валлонами и фламандцами.
Для выхода из кризиса было решено осуществить переход к федеративному государственному устройству, который был проведен в несколько этапов и завершился в начале 1993 г., когда бельгийский парламент одобрил конституционную реформу. Отныне центральное (федеральное) правительство сохраняет за собой полномочия в области внешних сношений, обороны, безопасности, финансово-валютной политики, тогда как все вопросы экономики, научных исследований, охраны окружающей среды, просвещения, культуры, здравоохранения, спорта и туризма перешли в ведение Фландрии и Валлонии. Одновременно официальным языком во Фландрии стал фламандский, в Валлонии – французский. Что же касается торговли, сферы услуг, транспорта и т. д., то здесь нет никакой регламентации, и можно пользоваться обоими языками.
Особый статус введен для Брюссельского района, где 80 % населения говорит по-французски и 20 % – по-фламандски. Чтобы не ущемить права фламандского меньшинства, во всех учреждениях гарантируется двуязычие. Названия улиц, дорожные указатели, вывески делаются на двух языках. Они употребляются также в торговле и бытовом обслуживании. Кроме того, на востоке страны выделен небольшой район с немецкоязычным населением, которое тоже пользуется равными правами с фламандцами и франкофонами (так здесь называют говорящих по-французски).
Рис. 8. Этнолингвистические границы в Бельгии
С созданием в Бельгии двусоставной федерации вместо прежнего унитарного государства возникла основа для нормализации отношений между фламандцами и франкофонами. Но это не решило всех проблем этого застарелого межнационального конфликта. К числу его «узких мест» по-прежнему относится позиция фламандцев, касающаяся Брюсселя, и позиция франкофонов, касающаяся области вокруг Брюсселя (так называемого пограничья) и языковой границы между двумя частями федерации. Некоторые фламандские политики по-прежнему настаивают на самоопределении или по крайней мере на переходе от федерации к конфедерации. В 2008 г. этот конфликт снова так обострился, что стал угрожать разделением Бельгии на три части.
Многонациональных стран в зарубежной Европе, как уже отмечалось, не так много, да и острота межнациональных конфликтов в них неодинакова.
Хорошим примером страны, сумевшей бесконфликтно решить свои национальные проблемы, может служить ШВЕЙЦАРИЯ. В этой стране четыре коренных народа: германо-швейцарцы (65 % всего населения), франко-швейцарцы (18 %), итало-швейцарцы (10 %) и ретороманцы (около 1 %), живущие компактными группами в исторически сложившихся национальных областях (рис. 9). Германо-швейцарцы говорят на одном из верхненемецких диалектов, франко-швейцарцы – на диалекте прилегающих районов Франции, итало-швейцарцы – на северных диалектах итальянского языка. Ретороманцы – потомки римских легионеров, осевших в районе кантона Граубюнден еще в начале нашей эры, говорят на ретороманских языках.
Рис. 9. Этнолингвистические границы в Швейцарии
Все четыре языка в Швейцарской Конфедерации признаны государственными. На них ведутся государственное законодательство и делопроизводство, общее для всей Швейцарии. Наряду с этим в каждом из четырех этнических ареалов страны в качестве официального и разговорного приняты соответственно германо-швейцарский, франко-швейцарский, итало-швейцарский и ретороманский языки и диалекты. Они используются также в прессе, теле– и радиовещании, школьном преподавании. Кроме того, в стране получили развитие двуязычие и даже трехъязычие. В таких условиях какие-либо острые межнациональные конфликты для Швейцарии не характерны. Хотя и в этой стране развернулось движение за автономию франкоязычной части кантона Берн (с населением около 60 тыс. человек), которое закончилось в 1979 г. после 19 референдумов (!) созданием нового кантона Юра.
Совсем другой пример являют собой многонациональные страны, возникшие на месте бывшей СФРЮ.