→ Транспортные аварии катастрофы в мире примеры. Транспортные катастрофы. Роковое столкновение в Вологодской области

Транспортные аварии катастрофы в мире примеры. Транспортные катастрофы. Роковое столкновение в Вологодской области

В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу здоровью и жизни человека. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортной аварии возможно получение множественных травм и ожогов, опасных для жизни человека.

Транспортная авария – это авария транспортного средства, повлекшая за собой гибель людей или причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей среде.

Транспортная катастрофа – это крупная авария со значительными человеческими жертвами. Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и (или) поражающим факто ром опасных грузов.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей или причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Чрезвычайные ситуации, вызванные транспортными происшествиями, причины возникновения, возможные последствия и действия населения в случае угрозы или возникновения чс

Современный период характеризуется развитием транспорта и в результате передвижения происходит более 50% аварий и катастроф на различных видах транспорта. Наиболее безопасный вид транспорта для пассажиров – городской автобус, а наиболее опасный – легковой автомобиль и мотоцикл. Поэтому, в результате, дорожно-транспортных происшествий погибает большое число граждан и получают травмы и ранения, многие становятся инвалидами.

Наиболее распространенными видами ДТП являются столкновения транспортных средств или их опрокидывание, наезды на пешеходов, наезды на препятствия.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:

Низкий профессиональный уровень отдельных водителей,

Управление автомобилем в нетрезвом состоянии;

Нарушение правил дорожного движения;

Неисправности транспортного средства;

Плохое состояние дорожного покрытия;

Неблагоприятные метеоусловия;

Влияние на психическое, физиологическое состояние водителей, пешеходов, опасных и вредных факторов.

Меры безопасности

При посадке в автомобиль и поездке пассажиру желательно сесть на середину заднего сиденья или хотя бы на заднее сиденье, если находиться на переднем сиденье обязательно пристегнуться ремнем безопасности; в период движения не отвлекать водителя и постоянно следить за дорожным движением; на сиденье садиться боком по направлению движения опасно, при резком торможении возможна травма; опасно садиться в автомобиль с пьяным водителем; не разрешайте детям вставать на колени и смотреть в заднее окно, при торможении возможен удар головой.

В случае ДТП водитель легкового автомобиля обязан: уклониться от лобового столкновения с автомобилем, не подставляя свой бок другому автомобилю; желательно не столкнуться с другим автомобилем в том месте, где у него бензобак; в случае столкновения для смягчения силы удара желательно врезаться правым или левым краем капота; при неизбежном лобовом столкновении руками упереться в руль, левой ногой – кожух левого колеса, правой – в педаль тормоза; при загоревшейся машине срочно эвакуировать пассажиров на безопасное расстояние.

При ДТП автомобиля пассажиру необходимо: мышцы напрячь и не расслабляться до полной остановки; при лобовом столкновении, если сидите сзади, упритесь руками и ногами в переднее сиденье, голову прижмите к рукам; если сидите спереди, упритесь в передний считок, но не в стекло; в случае опрокидывания автомобиля прижмитесь к сиденью и держитесь за него руками, помня, что главное – уберечь голову от травмы; не пытайтесь покинуть машину во время движения при лобовом столкновении; в случае нахождения автомобиля в воде, ждите наполнения салона водой, не паникуйте, вдохните остатки воздуха и выбирайтесь наружу;

Действия пассажира, находящегося в автобусе, троллейбусе, трамвае при ДТП: в момент удара сидя на сиденье упритесь ногами и руками в переднее сиденье, а если стоите – ухватитесь за поручень, в случае падения не ударьтесь головой; напряжение мышц сохранять до полной остановки транспорта; после аварии или катастрофы срочно покиньте транспортное средство не создавая паники, через аварийное окно, аварийный выход, через форточку или через верхние вентиляционные люки; при возникновении пожара в салоне воспользуйтесь носовым платком, либо другой частью ткани для защиты органов дыхания; по возможности используйте огнетушитель или песок; при коротком замыкании, вспышке в салоне трамвая или троллейбуса оставить транспортное средство при его остановке и отключенной электрической цепи.

В случае нахождения автобуса с пассажирами в воде, оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, не создавая панику среди пассажиров; помните, что главная опасность не вода, а другие пассажиры. Выбирайтесь через форточку, верхние вентиляционные люки до заполнения салона автобуса водой, дышите глубже и чаще для насыщения организма кислородом.

При проезде в общественном транспорте пассажиру необходимо: помните, что середина салона – самое безопасное место; в случае резкого торможения лучше сидеть спиной вперед; держитесь руками за спинку переднего кресла при сидении лицом вперед; сидеть по правому борту безопасней, чем по левому; если стоите, то размещайте точки опоры так, чтобы их проекция на пол образовала треугольник большей площади; при резком торможении обратите внимание куда вы будете падать и кто будет падать на вас.

Основные происшествия на железнодорожном транспорте – крушение поездов, железнодорожные аварии и катастрофы.

Крушение поезда – это столкновения пассажирского или грузового поездов, результатом которого является гибель или ранение людей, разрушение локомотива или вагонов.

Железнодорожная авария – авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений.

Железнодорожная катастрофа – железнодорожная авария, как правило, с человеческими жертвами.

Основные причины аварий и крушений: неисправность пути, подвижного состава и технических средств управления; ошибки работников, отвечающих за безопасность движения поездов; нарушение правил переезда железнодорожных путей автомобильным транспортом; ошибочность действий путейских рабочих.

Среди катастроф, крушений поездов и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы на подвижном составе, столкновение поездов между собой.

Следствием аварий и катастроф на станциях и перегонах являются: взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути, подвижного состава, сооружений; разлив или выброс в атмосферу агрессивных или ядовитых веществ; пожары подвижного состава, станционных построек и других сооружений; поражение железнодорожных работников, пассажиров огнем, взрывами, ядовитыми жидкостями и газами; уничтожение перевозимых грузов.

В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных аварий и катастроф:

Меры безопасности

При использовании услуг железнодорожного транспорта необходимо: располагаться в середине состава поезда; тяжелые и громоздкие вещи не ставить на верхние полки вагона; проходы на ночь оставлять свободными; не забывать местонахождение личных вещей (документы, деньги, ценности); на столике не должны находиться посторонние предметы (бутылки, еда).

В случае крушения или экстренного торможения поезда: схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами; необходимо помнить, что после первого удара могут быть другие, продолжайте удерживаться; после прекращения ударов покиньте вагон, иначе может возникнуть пожар, в случае его отсутствия попытайтесь оказать первую помощь пострадавшим, успокойте пассажиров, не вызывая паники; при заблокированных дверях толпой людей используйте окна – аварийные выходы, а также через окно любого купе, но в связи с его прочностью при разбивке возможна травма; покидая вагон захватите документы, деньги и необходимую одежду; окажите другим пассажирам также выбраться, разбивая окна вагонов снаружи.

При пожаре в вагоне пассажиру необходимо: при появлении дыма или пожара срочно воспользоваться шарфом, любой тканью, намоченной жидкостью, для защиты органов дыхания; длительное пребывание в купе опасно, т.к. температура в замкнутом пространстве поднимается быстро и возможно обжечь легкие одним вдохом и потерять сознание от выделяемого при горении опасного токсичного газа; выбраться из вагона через тамбур при его заполнении людьми, воспользуйтесь аварийным выходом; строго выполняйте указания проводника; оставив вагон включайтесь в спасательные работы, соблюдая меры безопасности (опасности напряжения шага при оборванных проводах, прохождения встречных поездов, разлитого топлива и т.д.).

Аварии и катастрофы на воздушном транспорте

В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна с пассажирами на борту называют авиационными происшествиями .

Авиакатастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей.

Основные причины авиапроисшествий можно объединить в следующие группы: человеческий фактор – 50-60%, отказ техники – 15-30%, воздействие внешней среды – 10-20 %, прочие – 5-10%. Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории.

Меры безопасности

После посадки в самолет пассажир обязан: находится в верхней одежде, в случае пожара спасет от ожогов; находится в обуви – спасет от всевозможных осколков; снять галстук, шарф, очки, заколки и другие острые предметы; пристегнуться ремнем безопасности, уточнить местонахождение кислородной маски.

В случае декомпрессии (разреженный воздух в салоне): свист, боль, шум и звон в ушах, потепление и пощипывание кожи, оглушительный рев – немедленно надеть кислородную маску и меньше двигаться, по возможности помочь надеть их другим людям.

В случае аварии при взлете и посадке экипаж самолета успевает оповестить пассажиров об аварии. Перед аварией пассажир обязан: принять фиксированную позу (согнуться, плотно сцепить руки под коленями, максимально наклонив голову или упереться руками в переднее кресло, голову положить на руки, а ногами упереться в пол).

В момент удара максимально напрячься. После остановки самолета необходимо уходить через ближайший путь выхода.

При аварийном выходе из самолета следует: открыть аварийный люк, воспользоваться спасательным канатом, выбросив его наружу, соблюдая правила выхода (сначала ноги, потом голова); снять обувь на высоком каблуке и синтетические чулки; растянуть матерчатый желоб, сесть на порог надувного трапа и спуститься вниз; не держитесь за бортовой окантованный шнур – возможны ожоги.

При пожаре в салоне самолета: от защиты ожогов кожи, а органов дыхания от ядовитых газов, используйте верхнюю одежду; движение возможно к выходу при полной остановки самолета; при наличие большого количества дыма, двигайтесь на четвереньках (пригнувшись), главная опасность – дым, а не огонь; при наличии толпы у выхода ищите другие выходы; при наличии снаружи огня и дыма не открывайте запасные люки в этом месте; при выходе из салона откажитесь от ручной клади; боритесь с паникой и апатией, т.к. потеряете драгоценное время, это может стоить вам жизни. Самолет надо покинуть за 5 минут и удалиться от него на расстояние 1,5 км, до взрыва топлива.

Аварии и катастрофы на водном и трубопроводном транспорте

Аварии на водном транспорте классифицируются:

-- кораблекрушение - гибель судна или его полное разрушение;

-- авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского – 12 часов);

-- аварийное происшествие – опасное происшествие на речном судне, приведшее к выбросу опасных химических, биологических, радиоактивных веществ, ионизирующих излучений, разлив нефтепродуктов.

Авария на трубопроводе – это авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной ЧС.

В зависимости от вида транспортируемого продукта аварии на магистральных трубопроводах могут представлять ту или иную опасность – от возможной гибели людей до нанесения вреда экономике и экологических бедствий.

Поражающие факторы пожара являются: открытый огонь и искры; повышенная температура воздуха и окружающих предметов; токсичные продукты горения; пониженная концентрация кислорода; разрушения или повреждения зданий, сооружений, установок, возможность взрыва.

Поражающие факторы взрыва : ударная волна; пламя и пожар; разрушение оборудования, конструкций зданий, коммуникаций; образование при взрыве и утечка из поврежденных аппаратов вредных веществ, содержание их в воздухе в количествах, превышающих предельно допустимые; осколочное поле.

При пожарах и взрывах человек получает ожоги различной степени тяжести, травмы, ранения, отравление продуктами горения, поражение электрическим током.

Аварии и катастрофы в метрополитене (подземном транспорте)

Транспортные аварии и катастрофы могут произойти и в метрополитене, которые могут привести к тяжелым последствиям – пожарам, взрывам и повлекут к гибели людей.

Источниками пожара или взрыва являются: электрические разряды, тепловые проявления химических реакций, искры от удара и трения.

Меры безопасности

Меры безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций в метрополитене, применяемые пассажирами, аналогичны мерам безопасности на железнодорожном транспорте.

Для обеспечения жизни пассажиров метрополитену необходимо интенсифицировать работу по повышению мер безопасности:

Применение вентиляторов в случае задымления;

Видеосъемка и видеозапись (цвет, сохранение изображения в течение трех суток, рассмотреть лицо человека);

Безопасность системы вагонов;

Использование металлодетекторов и детекторов опасных жидкостей;

Арочные детекторы по определению взрывчатых и наркотических веществ;

Обеспечение системой искателей;

Специальные рентгеновские установки и сканеры;

Установки досмотра, помогающие определить спрятанную под одежду взрывчатку или оружие;

С целью предупреждения ЧС использовать печатные средства массовой информации (СМИ);

Технические средства охраны;

Переговорные устройства, позволяющие при необходимости связаться с сотрудниками станции или милицией;

Информировать пассажиров о способах выживания в данной ситуации.

Аварии на химически опасных объектах

Химические аварии – это нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящих к выбросу аварийных химических опасных веществ (АХОВ) в атмосферу в количествах, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, функционирования биосферы.

Крупными запасами АХОВ, главным образом хора, аммиака, фосгена, синильной кислоты, сернистого ангидрида и других веществ, располагают химические, целлюлозно-бумажные и перерабатывающие комбинаты, заводы минеральных удобрений, черной и цветной металлургии, а также хладокомбинаты, кондитерские фабрики и др. Опасность химической аварии для людей и животных заключается в нарушении нормальной жизнедеятельности организма и возможности отдаленных генетических последствий, а при определенных обстоятельствах – в летальном исходе при попадании АХВ в организм через органы дыхания, кожу, слизистые оболочки, раны и вместе с пищей.

Меры безопасности

При сигнале оповещения населения об аварии «Внимание всем!» (вой сирен и прерывистые гудки предприятий), необходимо выполнить порядок действий при его получении, правила герметизации помещения, защиты продовольствия и воды. Изготовьте и храните в доступном месте ватно-марлевые повязки для себя и членов семьи, а также памятку по действиям населением при аварии на химически опасном объекте. При возможности приобретите противогазы с коробками, защищающими от соответствующих видов АХОВ.

При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприемник и телевизор для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях. Закройте окна, отключите электрические приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые теплые вещи, трехсуточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, но без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра, на расстояние не менее 1.5 км от предыдущего места пребывания.

Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде 2-5%-ном растворе пищевой соды (защита от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты «защита от аммиака». При невозможности покинуть зону заражения плотно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой или скотчем.

Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах. При авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 метров от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в нее категорически запрещено.

При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, примите обильное питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу. Вход в здания разрешается только после контрольной проверки содержания в них АХОВ. Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду постирайте, а при невозможности стирки – выбросьте. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после аварии, до официального заключения об их безопасности.

Радиационная авария – это нарушение правил безопасности эксплуатации ядерно-энергетической установки, оборудования или устройства, при котором произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом пределы их безопасной эксплуатации, приводящей к облучению населения и загрязнению окружающей среды.

Основными поражающими факторами аварий являются радиационные воздействия и радиоактивные загрязнения. Аварии могут сопровождаться взрывами и пожарами. Радиационное воздействие на человека заключается в нарушении жизненных функций различных органов (главным образом органов кроветворения, нервной системы, желудочно-кишечного тракта) и развитии лучевой болезни под влиянием ионизирующих излучений.

Радиоактивное загрязнение вызывается воздействием альфа-, бета– и гамма–ионизирующих излучений и обусловливается выделением при аварии непрореагированных элементов и продуктов деления ядерной реакции (радиоактивный шлаг, пыль, осколки ядерного продукта), а также образованием различных радиоактивных материалов и предметов (грунта) в результате их облучения.

В случае радиационной аварии, посредством способов и средств оповещения населения, создайте запасы необходимых средств, предназначенных для использования (герметизирующих материалов, йодных препаратов, продовольствия, воды и т.д.).

При оповещении о радиационной аварии, находясь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и поспешите укрыться в помещении. Оказавшись в укрытии, снимите верхнюю одежду и обувь, поместите их в пластиковый пакет и примите душ. Закройте окна и двери. Включите телевизор и радиоприемник для получения дополнительной информации об аварии и указании местных властей. Загерметизируйте вентиляционные отверстия, щели на окнах, дверях и не подходите к ним без необходимости. Сделайте запас воды в герметичных емкостях. Открытые продукты заверните в полиэтиленовую плёнку и поместите в холодильник или шкаф. Для защиты органов дыхания используйте респиратор, ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные водой для повышения их фильтрующих свойств.

При получении указаний через СМИ проведите йодную профилактику, принимая в течении 7 дней по одной таблетке (0.125г.) йодистого калия, а для детей до 2-х лет – 0.04 г. таблетки. При отсутствии йодистого калия используйте йодистый раствор: 3-5 капель 5% раствора йода на стакан воды, детям до 2-х лет – одну – две капли.

Порядок действия населения на радиоактивно загрязненной местности. Для предупреждения или ослабления воздействия на организм радиоактивных веществ рекомендовано: выходите из помещения только в случае необходимости и на короткое время, используя при этом респиратор, плащ, резиновые сапоги и перчатки; на открытой местности не раздевайтесь, не садитесь на землю и не курите, исключите купание в открытых водоемах и сбор лесных ягод, грибов; территорию возле дома периодически увлажняйте, а в помещении ежедневно проводите тщательную влажную уборку с применением моющих средств; перед входом в помещении вымойте обувь, вытряхните и почистите влажной щеткой верхнюю одежду; тщательно мойте перед едой руки и полощите рот 0.5%-м раствором питьевой соды. Соблюдение этих требований поможет избежать лучевой болезни.

Действие населения при эвакуации

Готовясь к эвакуации, приготовьте средство индивидуальной защиты, в том числе подручные (накидки, плащи из пленки, резиновые сапоги, перчатки), сложите в чемодан или рюкзак одежду и обувь по сезону, однодневный запас продуктов, нижнее белье, документы, деньги и другие необходимые вещи. Оберните чемодан или рюкзак полиэтиленовой пленкой.

Покидая при эвакуации квартиру, отключите все электро - и газовые приборы, вынесите в мусоросборник быстро портящиеся продукты, а на дверь прикрепите объявление « В квартире №__ никого нет». При посадке на транспорт или формировании пешей колонны зарегистрируйтесь у представителя эвакомиссии. Прибыв в безопасный район, примите душ и смените белье и обувь на не зараженные.

Гидродинамическая авария – это чрезвычайное событие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий. К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся платины, водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы).

Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействия человека (нанесения ударов ядерным или обычным оружием по гидротехническим сооружениям, крупным естественным плотинам диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

Последствиями гидродинамических аварий являются: повреждения и разрушение гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций; поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образующейся в результате разрушения гидротехнического сооружения, имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км\ч (для горных районов – до 100 км\ч); катастрофическое затопление обширных территорий слоем воды от 0.5 до 10м и более.

При угрозе гидродинамической аварии (гидроузла) необходимо в установленном порядке выходить (выезжать) из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток. Часть имущества, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак, верхние этажи здания, деревья. Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место, заберитесь на крупное дерево или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.

Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до не затопленной территории. При затоплении дома отключите его энергоснабжение, подайте сигнал о нахождении в доме (в квартире) людей путем вывешивания из окна днем флага из яркой ткани, а ночью фонаря.

Для получения информации используйте радиоприемник с автономным питанием. Наиболее ценное имущество переместите на верхние этажи и чердаки. Организуйте учет продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия пребывающей воды и экономное расходование.

Готовясь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь с водоотталкивающими свойствами, подручные спасательные средства (надувные матрасы, подушки). Не пытайтесь эвакуироваться самостоятельно. Это возможно только при видимости не затопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.

После гидродинамической аварии, перед тем, как войти в здание, убедитесь в отсутствии значительных повреждений, перекрытий и стен. Проветрите здание для удаления накопившихся газов. Не используйте источники открытого огня до полного проветривания помещения и проверки исправности системы газоснабжения. Проверьте исправность электропроводки, труб газоснабжения, водопровода и канализации. Пользоваться ими разрешается только после заключения специалистов об исправности и пригодности к работе. Просушите помещение, открыв все двери и окна. Уберите грязь с пола и стен, откачайте воду из подвалов. Не употребляйте пищевые продукты, которые находились в контакте с водой.

Рассчитать, какой вид транспорта самый безопасный , не так-то просто. Для построения красивого и наглядного графика требуются минимум два показателя – количество погибших или пострадавших, а также число людей, которые пользуются этим видом транспорта. Для воздушного, железнодорожного и водного транспорта найти эти данные несложно, ведь благодаря билетам учитывается каждый человек. А вот с транспортом автомобильным проблемы. Отследить передвижения среднестатистического россиянина с работы, на работу и в магазин не представляется возможным – никто же не проходит регистрацию на выход на пороге родного дома.

Наш рейтинг безопасности транспорта по статистике за 2018 год составлялся с привлечением различных источников – от данных «Национального союза страховщиков», которые ведут статистику зарегистрированных страховых случаев с 2012 года по настоящий момент, до данных о транспортных происшествиях на сайте Росстата.

> 200 смертей на 1,6 млрд. км

Хотя по сравнению с 2005 годом число ДТП с участием мотоциклистов снизилось более чем на 70%, мотоцикл по-прежнему остается одним из самых опасных видов транспорта. По статистике выходит, что каждые 1,6 млрд. км пути оплачены жизнями более чем двухсот водителей и их пассажиров.

Мотоцикл, как и другое двухколесное средство передвижения – велосипед – отличается повышенной уязвимостью, поэтому аварии с участием мотоциклистов с высокой вероятностью заканчиваются печально. Причина – несоблюдение правил дорожного движения, и, как ни удивительно, принципиальный отказ некоторых водителей пользоваться шлемом.


5, 75 человек на 1,6 млрд. км

На втором месте по числу дорожно-транспортных происшествий находятся личные автомобили. Всего за 1,6 млрд. км пути гибнет не менее 5,75 человек.

Причины – как нежелание водителей соблюдать правила дорожного движения, так и состояние дорожного полотна, возросший износ автопарка из-за кризиса и ухудшения покупательной возможности населения. А также (в связи с увеличением среднего возраста жизни) и старение водителей. Все эти факторы вместе служат залогом, что автомобильный транспорт в России еще долго не будет безопасным.


9,4 летальных случая на 1 млн. пассажиров

Среди воздушного транспорта наибольшую опасность для человеческой жизни представляют не международные перевозки, а междугородние. Особенно если человек на вертолете вынужден отправиться в те края, куда даже пресловутый Макар предпочитает не гонять своих телят. Возможно, именно этим и объясняется такое высокое количество пострадавших среди пассажиров вертолетов. На каждые 1 млн. человек получают травмы не менее 9,4. Падать придется с большой высоты, и, с высокой долей вероятности, травмы будут несовместимы с жизнью.


5 погибших на 1,5 млрд. км

Маршрутные такси никак не назовешь самым безопасным видом автотранспорта в России. По статистике каждые 1.5 млрд. км пройденного маршруткой пути оплачены пятью человеческими жизнями. Среди причин могут быть названы как работа водителей на износ, так и конструкционные просчеты маршруток, состояние дорог, нежелание соблюдать правила дорожного движения и вождение в пьяном виде.


2,84 пострадавших на 1 млн. перевезенных

В 2018 году случилось несколько крупных происшествий с участием междугородних автобусов, включая трагическое происшествие в Воронежской области, когда столкнулись два автобуса, умерло пять человек и пострадало 17. В целом по статистике междугородние и международные автобусы не отличаются безопасностью – на каждый миллион перевезенных пассажиров в авариях получают травмы или погибают минимум 2,84. Всего за 2018 год поездки в междугородних автобусах принесли смерть более чем 600 пассажирам, а пострадали более 13 тысяч человек.


2,3 несчастных случая на 1 млн. пассажиров

В эту категорию входят как международные суда, так и внутренние речные перевозчики. Всего за 2018 год во время морских и речных путешествий произошло 62 происшествия, которые трагически закончились для пяти человек. В целом по статистике НСС на каждый перевезенный миллион пассажиров приходится по 2,3 несчастных случая.

Пассажирам на морских и речных судах угрожает не только стихия водная, но и огненная. Одна из частых причин транспортных происшествий – внезапно вспыхнувший пожар на борту судна, вызванный, как правило, неисправностью электропроводки. Это не удивительно, учитывая, что внутренний флот России находится в плачевном состоянии, и почти треть судов отпраздновала 40-летие эксплуатации.


Вероятность погибнуть: 1:11 000 000

Самый безопасный транспорт в мире, однако в России получить точную статистику о числе несчастных случаев на число пассажиров не представляется возможным. Данные Национального сообщества страховщиков, на которые мы опирались при оценке опасности других видов транспорта, для них отсутствуют. Причина – особенности страховой системы в России; большинство воздушных транспортных компаний возят своих пассажиров не только по стране, но и за ее пределы. Поэтому пользуются они страховыми полисами международного образца.

Вот почему самолет самый безопасный вид транспорта: по статистике, шансы погибнуть в результате несчастного случая на борту самолета равны 1 к 11 миллионам. Для сравнения: шансы пострадать от удара молнии при прогулке в грозу выше в 16 раз!


0,17 происшествий на 1 млн. пассажиров

В эту категорию входят как и междугородние и международные поезда, так и обычные пригородные электрички. В целом за 2018 год статистика для РЖД выглядит превосходно – почти за весь год, с января по ноябрь, было зарегистрировано всего семь происшествий. К сожалению, не обошлось без смертей – погиб один человек. В целом на 1 млн. пассажиров приходится не более чем 0,17 несчастных случаев.

Одним из самых безопасных видов транспорта предпочитает пользоваться все больше людей, и одной ценой это не объяснить. Ведь на некоторые направления стоимость билетов на самолет и поезд практически сравнялась. Как утверждает сайт РЖД, за 2018 год в поездах дальнего следования перевезено почти на 8% пассажиров больше, чем в прошлом году. А рост числа пассажиров электричек составил почти 3%.


0,09 случаев на миллион перевезенных

На втором месте по безопасности среди видов транспорта в России находится троллейбус. По статистике НСС, на каждый миллион перевезенных пассажиров приходится всего 0,09 несчастных случаев. Большинство из них – банальные «оступился и упал».

Причины низкой травматичности троллейбуса очень просты – его объем и масса, а также небольшая развиваемая скорость. При столкновении, например, с легковым автомобилем гораздо хуже придется автомобилю. А пассажиры троллейбуса отделаются легкими ушибами.


0,04 пострадавших из 1 000 000 человек

Самый безопасный транспорт по статистике за 2018 год с точки зрения соотношения числа несчастных случаев на число пассажиров. Всего из одного миллиона прибывших из точки А в точку Б получают травмы не более чем 0,04 человека. Помимо безопасности, у трамвая много преимуществ:

  • он движется более плавно, чем автомобиль и даже троллейбус;
  • менее шумен;
  • полностью автономен от транспортных пробок (если, конечно, автомобилисты не пытаются проехать по путям);
  • из всего городского транспорта наносит менее всего вреда окружающей среде.

К сожалению, трамваи постепенно исчезают из малых городов России. Причина — в ограниченном местном бюджете, который просто не в силах поддерживать отдельную линию. Всего за прошедшие двадцать лет число трамваев сократилось более чем на 35%. Значит ли это, что самый безопасный вид транспорта постепенно исчезнет из городского ландшафта?

транспортный безопасность чрезвычайный вредный

Авария - это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Производственная авария - это внезапная остановка работы или нарушение установленного процесса производства на промышленных предприятиях, транспорте и др. ОЭ, которые приводят к повреждению или уничтожению материальных ценностей, поражению или гибели людей.

Катастрофа - это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Как правило, следствием крупных аварий и катастроф являются пожары и взрывы, в результате которых разрушаются производственные и жилые здания, повреждаются техника и оборудование. В ряде случаев они вызывают загазованность атмосферы, разлив нефтепродуктов, а также агрессивных жидкостей и АХОВ. Причинами производственных аварий и катастроф могут быть стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании или строительстве сооружений и монтаже технических систем, нарушения технологии производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов. Наиболее распространенными причинами аварий и катастроф на ОЭ являются нарушения технологического процесса производства и правил ТБ.

Аварии на автомобильном транспорте (ДТП). Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это, прежде всего, нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая их реакция и др. Нередко причиной аварий и катастроф становится менеджмент автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Всем памятен случай, который произошел в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе, когда бензовоз врезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой, вспыхнуло пламя. Ужас охватил людей. Многие выскакивали из троллейбуса и бежали как горящие факелы. Другие сгорали в этом месте же на месте. Погибли пассажиры, ни в чем не повинные люди. А всему виной халатность, пренебрежение элементарными правилами.

Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние дорог. Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, неогороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Только в Москве на дорогах ежегодно погибают до 80 детей, это три полных класса. Травмы получают 1000 - целая учебное заведение. В России за год под колесами машин и в дорожных авариях погибают до 40 тыс. человек. Это почти в три раза больше, чем за девять лет войны в Афганистане.

По сведениям Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают приблизительно 100 тыс. человек и более 200 тыс. получают серьезные травмы.

При автокатастрофе главное - своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это произведено не позднее 20-30 мин. Иначе будет уже поздно.

Что делать? Каждый шофер проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. К месту происшествия вызываются работники ГИБДД (ГАИ), скорая медицинская техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.

Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Для ликвидации последствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.

Аварии на железнодорожном транспорте. Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов.

Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.

Ровно через год в июне в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели.

В октябре 1988 г. на станции Свердловск-Сортировочная при выполнении маневровых работ произошел взрыв двух вагонов с опасными грузами. В результате взрыва погибло 4 человека, 87 госпитализировано, более 600 семей остались без крова.

К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, страна несет огромные ущерб.

Аварии на авиационном транспорте. При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их довольно много. Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в Росси погибло приблизительно 400 человек.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем менеджмента, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.

Аварии на водном транспорте. Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, произошедшее в результате движения ТС и ставшее причиной получения травмы (гибели человека), повреждения машины, груза, сооружения. Большинство аварий заканчивается незначительным ущербом для автомобилей и лёгкими ушибами для пешеходов. Однако в новостных сводках время от времени появляются сообщения о жутких ДТП – несчастьях, которые унесли жизни десятков людей, до неузнаваемости изменили внешний вид и техническое состояние транспортных средств. Сегодня мы поговорим о самых крупных автокатастрофах, случившихся на дорогах России и остального мире.

Топ-5 самых страшных аварий в России

5. Роковое столкновение в Вологодской области

Страшная авария произошла в 155 км от Вологды. Зафиксирована сотрудниками ГИБДД 14 октября 2007 года. Лобовое столкновение легкового автомобиля A4 и внедорожной машины Admiral китайского производства произошло неподалёку от посёлка городского типа Кадуй.

Водитель Audi двигался с превышением допустимого скоростного режима и потерял управление. В результате выехал на встречную полосу и на всей скорости протаранил китайский SUV марки Zhong Xing.
До приезда скорой помощи на месте происшествия от полученных травм скончалось 7 человек. Только одного пострадавшего госпитализировали в тяжёлом состоянии.

4. Обгон со смертельным исходом на втором километре Терпилицкого шоссе в Ленинградской области.

Видео: ДТП на шоссе под Волосово 06.08.16

Одно из самых жутких ДТП на российских дорогах, снятых на автомобильный регистратор. Виновник ДТП – 19-летний водитель, получивший права за 3 суток до рокового дня и не рассчитавший безопасность совершаемого манёвра. Место происшествия – Терпилицкое шоссе, которое соединяет населённые пункты Копорье и Волосово в Ленинградской области.

Водитель «десятки» не справился с управлением при выполнении обгона и столкнулся с малотоннажным грузовым автомобилем «Газель». В результате этого ДТП пострадало 5 человек.
3 пассажира, находящиеся в салоне отечественного автомобиля, вылетели на дорогу под колёса машины с видеорегистратором. Столкновения избежать не удалось, так как у её водителя не было времени среагировать. Несмотря на многочисленные травмы, включая переломы, ушибы и сотрясения мозга, каждый из этих людей выжил.

19-летний водитель-новичок, находящийся за рулём ВАЗ-2110, скончался в больнице от полученных травм. Шофёру «Газели» повезло больше. Он отделался ссадинами и ушибами, несмотря на серьёзные повреждения передней части фургона.

3. Автокатастрофа неподалёку от военной базы в Южной Осетии

Происшествие случилось 19 мая 2016 года. Место действия – извилистая и коварная горная дорога, соединяющая село Канчавети и город Цхинвал, неподалёку от 4-й гвардейской военной базы.Водитель автобуса марки ПАЗ с офицерами, двигался в составе большой колонны и не справился с управлением. Транспортное средство вылетело за пределы дороги и отправилось прямиком в пропасть, перевернувшись несколько раз.

По данным министерства Обороны Российской Федерации, автомобильная колонна перевозила военнослужащих, в том числе и офицерский состав, на учения. Официальной причиной ДТП стала неисправность тормозной системы.

В результате падения пассажирского автобуса с большой высоты пострадали 22 офицера – шестеро погибло и шестнадцать госпитализировано с травмами. Выжившие военнослужащие были оперативно доставлены в медицинские учреждения Цхинвала. По распоряжению министра обороны в республику был направлен самолёт с медицинскими работниками для отправки пациентов, находящихся в тяжёлом состоянии, в госпитали имени Вишневского и Бурденко.

Неподалёку от села Таловка, находящегося в Тарумовском районе, 13-го июля 2016 года произошло ДТП с участием пассажирского автобуса и тягача «КАМАЗ», двигающегося с прицепом. Авария унесла жизни 9 человек. Более 20 людей получило ранения различной степени тяжести. Среди пострадавших – 4 детей.

ДТП случилось на 284 км автомобильной дороги Махачкала-Астрахань. В пассажирское транспортное средство (рейс «Дербент-Анапа») врезался прицеп, который из-за ненадёжного крепления оторвался от тягача и вылетел на встречную полосу.

Водитель транспортного средства, перевозивший в этот момент 33 пассажира, не успел уйти от столкновения. Удар получился очень сильным, однако возгорания на месте происшествия не возникло. Для ликвидации последствий ДТП привлекалось 13 единиц спецтехники и более 40 человек.

После страшной аварии в Тарумовском районе было возбуждено уголовное дело и предъявлено обвинение шофёру, который находился за рулём грузового автомобиля.

1. Ужасное ДТП с участием детей в ХМАО

Одна из самых жестоких аварий, которые потрясли Россию за последнее время. Трагичное событие датируется 4 декабря 2016 года. Авария произошла на дороге Тюмень-Ханты-Мансийск.
Автобус, в котором находилось 33 человека, был «зацеплен» идущей по встречной полосе большегрузной машиной. От удара по касательной и потери управления пассажирское транспортное средство вынесло на «встречку» на другой грузовой автомобиль, двигающийся с разрешённой скоростью.

В автобусе находилась команда по спортивной гимнастике из 29 человек + 2 тренера. В результате страшного по силе удара погибло 10 детей. Из тренерского состава никто не выжил. Двадцать человек было госпитализировано с ожогами, черепно-мозговыми травмами, многочисленными ушибами и переломами.

По результатам этого «громкого» дела было предъявлено обвинение 4 ответственным лицам – водителям первого грузовика и автобуса (как выяснилось позже, он также был виновен в произошедшем), владельцу пассажирского транспорта (ИП), директору школы по спортивной гимнастике.

Топ-4 крупных ДТП в мире

4. Обрушение моста через реку Ичан в Китае из-за взрыва грузовика

Удивительно, но обрушение мостов в Китае происходит довольно часто. Возникает по вине грузовых перевозчиков, отправляющих в рейсы перегруженные фуры, а также горе-строителей, которые из-за сжатых сроков сдачи объектов пренебрегают правилами и нормами и пользуются дешёвыми и низкокачественными стройматериалами.

В провинции Хайнань 1 февраля 2012 года произошла очередная крупная катастрофа – взорвался грузовой автомобиль с фейерверками и петардами, двигающийся по мосту через реку Ичан. Большая часть строительных конструкций, располагающихся на 20-метровой высоте над уровнем земли, не выдержала ударной волны и обрушилась. С моста упало 10 грузовиков. Для разбора завалов из остатков строительных конструкций, частей асфальтового покрытия, искореженного транспорта понадобилось большое количество спецтехники и спасателей. В автокатастрофе погибло 26 человек, десятки получили ранения.

3. «Бойня» в Теннесси

Эта крупнейшая автокатастрофа с участием 176 автомобилей произошла в США в 2002 году. Место действия – одна из магистральных трасс в штате Теннеси. В день ДТП на дороге образовался густой и плотный туман, усугубивший и без того плохие дорожные условия – гололёд. Далекая от идеала видимость и скользкое дорожное покрытие вкупе с банальной невнимательностью шофёров сделали своё дело. Привели к бортовому столкновению двух крупногабаритных грузовых автомобилей. Один из большегрузов в результате сильного удара развернулся и перекрыл практически всю проезжую часть (в одном направлении).

Из-за оживлённости движения и плохой видимости автомобили стали врезаться друг в друга по цепочке. Несмотря на оперативный выезд полицейских на место происшествия, в аварии успело поучаствовать более 170 машин. Часть транспортных средств буквально перелетала через металлический отбойник, приводя к новым жертвам на встречной полосе. Десятки людей получили травмы. Среди участников ДТП был школьный автобус, но никто из пассажиров не пострадал.
Чтобы разобрать гигантскую груду искореженного металла и достать пострадавших, североамериканским дорожным службам и спасателям понадобилось 2 суток.

2. Падение автобуса в оросительный канал в Египте

Это печальное событие произошло под Каиром 14 декабря 2008 года и унесло жизни 53 человек. Автобус двигался по маршруту из Каира в «Жемчужину Верхнего Египта» – город Эль-Минья.
Причина аварии – перегруженность пассажирского автобуса, которая не позволила водителю удачно завершить обгон грузового автомобиля. Из-за сильного перегруза транспортное средство накренилось и упало прямиком в ирригационный (оросительный) канал с большой высоты. Среди жертв жуткой катастрофы находились как местные жители, так и туристы из разных стран, приехавшие в Египет на отдых.

1. Массовое столкновение транспортных средств в ОАЭ

Крупная автомобильная авария, произошедшая в марте 2008 года в Объединённых Арабских Эмиратах, вблизи от Абу-Даби, стала горьким уроком для неосторожных водителей. Сильный туман, спустившийся на дорогу ранним утром, привёл к столкновению более 100 легковых, мало- и крупнотоннажных грузовых автомобилей, пассажирских автобусов. К увеличению числа жертв (около 270 человек было госпитализировано и трое погибло) привело возгорание нескольких транспортных средств с рабочими, направляющихся на ремонт дороги.

Для устранений последствий аварии автомобильную трассу Абу-Даби-Дубай полностью перекрыли. В тушении пожара приняло участие несколько пожарных команд, однако несколько транспортных средств сгорело дотла.

Будьте внимательны!
От автомобильных аварий и неприятных инцидентов на дорогах никто не застрахован. Чтобы снизить вероятность участия в автокатастрофах, необходимо соблюдать ПДД, правильно оценивать дорожную ситуацию, быть внимательным и собранным.

Транспортные катастрофы

Мы привыкли понимать под катастрофой события с широкомасштабными последствиями: гибелью большой группы людей или других живых организмов, колоссальными разрушениями, поэтому мы не относим дорожно-транспортные происшествия, столь частые в сумасшедшей суете городских улиц, к катастрофическим явлениям. А ведь в течение последнего десятилетия на планете рядовые дорожные происшествия стали причиной гибели двадцати двух миллионов человек - ужасающе впечатляющая цифра! Но ее можно было бы значительно уменьшить, будь водители транспортных средств немного сознательнее, собраннее, ответственнее. Каждый из них должен помнить: от его добросовестности зависит и его собственная жизнь, и жизнь окружающих людей.

Однако есть дорожно-транспортные происшествия, даже при первом беглом взгляде на последствия которых становится ясно, что грандиозные катастрофы, тесно связанные с болью и страхом, горем и смертью многих сотен людей:

7 августа 1956 года в Кали (Колумбия) взорвались семь грузовиков с динамитом, погибли 1200 человек - страшный итог преступной неосторожности;

22 июля 1970 года в Дели паводковая волна смыла с шоссе в ближайший овраг 25 автобусов, 5 такси и один военный автомобиль, число жертв было огромно.

И все-таки самые страшные последствия имеют железнодорожные и морские катастрофы, связанные с крупными пассажирскими перевозками:

22 октября 1949 года близ городка Нови Двор в Польше сошел с рельсов скорый поезд “Гданьск - Варшава”, крушение завершилось гибелью 200 человек;

28 сентября 1954 года восточнее города Хайдарабада в Индии произошла одна из самых крупных железнодорожных катастроф, следовавший по мосту экспресс рухнул в реку, погибли 1172 человека;

8 октября 1952 года в Харрой-Вилдстоуне (Англия) два двигавшихся поезда врезались в третий, стоявший на мес те, жертвами стали 112 пассажиров;

16 февраля 1970 года в северной Нигерии в результате железнодорожной аварии умерли 150 человек, и еще 50 погибли во время столкновения автобуса, перевозившего раненых в больницу, с грузовиком.

Одними из самых трагичных являются катастрофы, происходящие в открытом море, процент выживших после кораблекрушений печально низок. На утонувшем в Стамбуле пароме “Ускудар” нашли свою смерть 238 человек. Гибель “Лузитании”, пассажирского судна, затопленного 7 мая 1915 года немецкой подводной лодкой, сопровождалась астрономическим числом человеческих жертв - 1198. Это наиболее крупное кораблекрушение, которое можно сравнить по масштабам, пожалуй, лишь с гибелью самого большого океанического лайнера, печально известного “Титаника”.

“Титаник” был построен в 1911 году в Великобритании. Как уже говорилось, это было самое крупное пассажирское судно длиной около 269 метров, шириной 28,2 метра, водоизмещением свыше 46300 тонн. Во время первого плавания в апреле 1912 года на его борту находились 2207 человек, а так как это было не только очень большое, но и самое комфортабельное, если не сказать, самое шикарное судно, пассажирами “Титаника” стали самые богатые и самые влиятельные члены светского общества. Предполагают, что по пути в Нью-Йорк судно-гигант наткнулось на подводную часть плавающей ледяной глыбы. Удар был столь сильным, что айсберг почти до половины разрезал бок “Титаника”, оставив колоссальную стометровую пробоину. Внутренние переборки не выдержали мощного напора хлынувшей в трюм воды, и судно стало быстро тонуть. Но весь ужас положения заключался в том, что создатели парохода, стопроцентно уверенные в непотопляемости своего чудо-гиганта, не позаботились даже о достаточном количестве спасательных шлюпок, мест в имеющихся на борту лодках хватило бы лишь половине пассажиров. Мало того, погрузку людей в шлюпки организовали плохо, из-за чего часть из них была спущена на воду полупустыми. Из 1178 мест оказались заняты лишь около 600. Некоторые из оставшихся на “Титанике”, чувствуя приближение конца, прыгали за борт, пытаясь доплыть до шлюпок, но вода была слишком холодна. На борту парохода осталась большая часть пассажиров и членов экипажа - приблизительно 1500 человек. Эти люди были обречены, ведь для подавляющего большинства из них не нашлось даже спасательных жилетов. Оставалась лишь призрачная надежда, что успеет прийти другое большое судно - английский пароход “Карпатия”, первым получивший сигнал бедствия с “Титаника” и уже давно спешащий им на помощь. Но крен корабля все возрастал, огромные волны уже перекатывались через палубу и уносили с собой все новые и новые человеческие жертвы. Не прошло и двух часов с момента столкновения, как громадный корабль скрылся в морской пучине вместе со всеми оставшимися на борту людьми. Мы никогда не узнаем, сколько из 1500 человек, оставшихся на пароходе, были еще живы, когда улегся водоворот на месте затонувшего гиганта. Умевшие плавать пытались добраться до шлюпок, но ледяные океанические воды (температура воды была около трех градусов Цельсия) сковывали упрямцев и настойчиво тянули вниз. Чудом спасшийся офицер Лайтоллер рассказывал, что “тысячи острых ножей” вонзал ему в тело океанический холод. Спаслись единицы. Со всех сторон люди взывали о помощи на самых разных языках, но им уже никто не помог. Крушение произошло глубокой ночью, через час крики, доносившиеся из кромешной тьмы, смолкли: человек не мог долго продержаться в такой воде. Лишь люди, оставшиеся на лодках, изредка окликали друг друга в ночной темноте. Наконец, подошла “Карпатия”. Капитан судна не верил своим глазам: “Титаника” нигде не было видно, и лишь выпущенная ракета осветила место страшной трагедии. Все, что осталось от самого большого, самого роскошного парохода, - ящики, обломки и несколько шлюпок с жалкими, до смерти напуганными людьми. На борт “Карпатии” поднялись около 700 человек, эти чудом спасшиеся люди были поистине счастливы, ведь было даже трудно надеяться выжить в выпавшем на их долю кошмаре.

Не менее морских опасны и воздушные путешествия, хотя их большим плюсом является очень высокая скорость перемещения: несколько часов - и вы уже на другом конце мира. Однако, находясь высоко в небе, вы имеете еще меньше шансов выжить в случае непредвиденной ситуации, поэтому число спасшихся после авиакатастроф так мало. Современные аэробусы, такие как “Боинг-747-400”, способны принять на борт до 500 пассажиров. Они потрясают нас своей мощью и красотой, ведь эти громадины взлетают ввысь легко, совсем как птицы. Но надо помнить, чем сложнее машина, тем больше вероятность отказа одной из ее систем.

Ясно, что уцелеть в неимоверно сложных условиях катастроф могут лишь самые сильные телом и, что, пожалуй, еще важнее, духом. Нельзя ни на минуту поддаваться панике, а надо действовать быстро, решительно, четко. Иногда людям удается выжить даже в самых невероятных, самых безнадежных, казалось бы, ситуациях. Поэтому помните: шанс, пусть даже самый маленький, есть у вас всегда, только нужно во что бы то ни стало суметь им воспользоваться.

Из книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях автора Ильин Андрей

Глава пятая Транспортные катастрофы, или От чего мы гибнем, но без чего и жить не

Из книги Слабости сильного пола. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ Ничто так не сокращает дорогу, как катастрофа. Уршула Зыбура * * * Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью. Витторио Де Сика * * * Аварии случаются потому, что одни

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

7. АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ 7.1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КАТАСТРОФА Меры предосторожности:- по возможности располагайтесь в центральных вагонах электричек (они меньше всего пострадают при аварии);- громоздкие и тяжелые вещи ставьте вниз, так как при сильном толчке они могут

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЗ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

Из книги Технология хранения и транспортирования товаров автора Богатырев Сергей

Транспортные системы Для перевозки грузов применяется множество вариантов транспортных систем. Рассмотрим некоторые из них.Самой распространенной транспортной системой является контейнерная система, позволяющая сократить простои транспорта и удешевить доставку

Из книги Новейший справочник автомобилиста автора Волгин Владислав Васильевич

ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

Из книги Энциклопедия катастроф автора Денисова Полина

Техногенные катастрофы Огромную опасность представляют собой и крупные промышленные предприятия, соседствующие, как правило, с большими населенными пунктами, ведь для обслуживания такого рода комбинатов требуется огромное количество рабочих рук. Эти предприятия

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Природные катастрофы Распределение числа жертв по типам природных катастроф за 50-летний период

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Транспортные заправщики Транспортный заправщик – самолет, предназначенный для дозаправки летательных аппаратов топливом в полете. В оборудовании самолета-заправщика имеются дополнительные топливные баки, перекачивающий насос, гибкий шланг с конусным

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

 

 

Это интересно: