→ Туристические эстафеты для школьников. Соревнования и массовые мероприятия по туризму Участники школьных соревнований по туризму

Туристические эстафеты для школьников. Соревнования и массовые мероприятия по туризму Участники школьных соревнований по туризму

Соревнования и массовые мероприятия по туризму проводятся в целях улучшения физического воспитания учащихся и молодежи, укрепления их здоровья, подготовки к сдаче норм комплекса ГТО, повышения спортивного мастерства. С другой стороны, это школа подготовки к походам и средство пропаганды туризма.

Соревнования по туризму можно разделить на три вида: соревнования по туристским навыкам, по туристской технике, по ориентированию на местности.

Соревнования по туристским навыкам

Соревнования по туристским навыкам проводятся в учебных целях по следующим разделам:
Устройство и оборудование лагеря. Места расположения палаток команд определяются комендантской группой штаба. Оценка дается за правильно поставленные палатки, их оформление, санитарное состояние, расположение по отношению к реке, ветру и т. д.

Соревнования по разжиганию костров, кипячению воды. Каждая команда обеспечивает себя дровами, кольями и перекладиной для котелка. Для кипячения воды используется двухлитровый туристский котелок. При разжигании костра пользоваться легковоспламеняющимися материалами (бензин, спирт и т. д.) не разрешается. Финишем считается момент кипячения воды. Места между командами определяются по наименьшей затрате времени.

Соревнование по туристской технике

Соревнования по туристской технике проводятся в виде полосы препятствий и туристской эстафеты. Для соревнований выбирается хорошо просматриваемая территория с необходимым количеством естественных препятствий. Длина дистанции - полосы препятствий - колеблется от 300 л до 2 км. Все препятствия, включенные в дистанцию, преодолеваются каждым участником команды.

Дистанция состоит из двух параллельных полос, одинаковых по длине и сложности, расстояние между ними не более 10 м. Пути маркируются флажками разного цвета, старт раздельный. Путь команды определяется или жеребьевкой, или номерами. Например, четные идут по красной маркировке, нечетные - по белой. Интервалы между забегами устанавливаются до соревнования, после контрольного пробега дистанции группой туристов.

В полосу препятствий могут входить следующие этапы:

1. Подъем по крутому склону спортивным способом по веревке протяженностью до 20 м при крутизне до 45°.

2. Спуск с крутого склона до 20 м при крутизне до 45°.

3. Пересечение склона или бег по пересеченной местности до 150 м.

4. Преодоление водной преграды (на лодке до 300 м, на плоту до 50 м, по кладке до 20-25 м, по выступающим камням до 20-25 м, вброд до 15 м и т. д.).

5. Навесная переправа до 30 м.

6. Переноска пострадавшего до 50-60 м и др.

Результаты команд определяются затраченным временем. Если этап не пройден, то каждому участнику разрешается сделать еще две попытки. Если и они использованы без положительной оценки, то участник снимается с соревнований. Система подсчета очков за снятого участника определяется Положением о соревнованиях.

Цели: знакомство с таким видом спорта, как туризм; пробуждение интереса к занятию туризмом; воспитание навыков взаимовыручки и взаимопомощи.

Теоретическое обоснование.

Начиная с 10-11 лет, можно и нужно знакомить детей с туризмом, так как романтика походов с ночными кострами, ночевкой в палатках, рассказы старшеклассников об интересных случаях, происшедших с ними в походах, уже наверняка пробудили интерес к этому виду спорта. Смоделировав в игровой форме ситуацию, подобную походной, мы в самом элементарном виде знакомим ребят с тем, что их может ожидать в походе, чтобы дети могли затем более серьезно изучать основы туризма. К тому же данную эстафету можно рассматривать и как одну из форм организации детского досуга.

Описание эстафеты

Эстафета командная, рассчитана на 2-3 команды по 8-10 человек. Перед каждым этапом эстафеты дается вводная, «привязывающая» каждый этап к походной ситуации. Функцию жюри может выполнять ведущий, но лучше для этой цели пригласить 3^4 человека, например, из числа известных школьных туристов-старшеклассников, чтобы придать эстафете значимость.

1-й этап. Командам объявляется, что это разминочный этап, но в тоже время объясняется, что во время похода могут встретиться различные препятствия и только дружная команда сможет их преодолеть. Вот сейчас и предлагается проверить, какой ширины овраг общими усилиями смогут преодолеть команды. Каждый участник прыгает с места без разбега, следующий прыгает с того места, на которое приземлился предыдущий и т. д. Побеждает та команда, которая прыгнет дальше других.

2-й этап . Объявляется, что начинается сбор в поход, и каждой команде вручается рюкзак. Рюкзак играет роль эстафетной палочки, но на определенном расстоянии от команд сложены вещи, необходимые в походе. Каждый участник подбегает с рюкзаком и укладывает в него только одну вещь, затем передает рюкзак следующему. Побеждает та команда, которая раньше других уложит и перенесет все вещи.

3-й этап . Ведущий объявляет, что во время похода перевернулась одна из байдарок и необходимо оказать помощь товарищам. Роль товарищей играют обручи, до которых каждый участник должен добросить веревку. Побеждает та команда, которая совершит больше точных попаданий.

4-й этап. Теперь на пути туристов овраг, который можно преодолеть по бревну. Роль бревна играет гимнастическая скамейка, по которой и должны пробежать по очереди все участники команды. Те, которые сделают это быстрее других, и побеждают.

5-й этап. Но вот овраг преодолели и на пути туристов - болото. Перейти его можно только по кочкам, изображать которые будут табуретки. Каждой команде дается по две табуретки, и участники, передвигая их, доходят до определенного места, а затем передают табуретки следующему участнику.

6-й этап. Но вот все туристы дошли до привала и поставили палатку, роль которой играет обруч, удерживаемый кем-то из помощников в вертикальном положении. Это и есть вход в палатку. Все участники должны по очереди влезть в нее. Побеждает та команда, которая быстрее окажется в «палатке».

7-й этап . Теперь самое время развести костер. Каждому участнику дается по «полену» - небольшой палочке. Из этих палочек участники должны сложить костер (колодец или шалаш) на определенном месте, добегая до него по очереди. Чей костер будет сложен раньше, те и побеждают на этом этапе.

Жюри подсчитывает баллы, определяет победителей и вручает призы. И, конечно, объявляет, что победители скоро смогут проверить полученные навыки в настоящем походе.

Туристическая эстафета «Романтики палаточного лагеря»

День индейцев.

Каждый отряд становится индейским племенем. Придумывает себе название, имена, разрисовывает ритуал жертвоприношения. Затем каждый отряд строит вигвам, а жюри определяет лучший. Каждое племя придумывает ритуал жертвоприношения. Затем весь лагерь делится на индейцев и бледнолицых (бледнолицыми могут быть вожатые и взрослые). Затем индейцы пытаются захватить лагерь бледнолицых. У каждого на голове должна быть кепка, косынка или просто повязка. Потерявший головной убор выбывает из игры. Индейцев переправляют на другой берег и выделяют им 1-2 байдарки. Отряд бледнолицых патрулирует на байдарках по реке и обороняет лагерь. Игру можно дополнить и растянуть на весь день.

ТВТ (техника водного туризма).

Предварительно отряды учатся владеть байдаркой, а соревнования проводятся уже ближе к концу смены. Для соревнований делаются специальные ворота. С берега на берег натягивается веревка, а к ней крепятся веревки с грузом или палки, которые образуют ворота. Делаем трое ворот, в одни надо пройти носом, но против течения. Кроме этого, можно усложнить задание дополнительным условием. В определенном месте необходимо причалить к берегу и «выгрузить пострадавшего».

Конкурс на лучшую песочную крепость.

Каждый отряд строит крепость из песка, затем все фотографируются у своих крепостей, а авторы лучших награждаются призами.

Туристическая эстафета.

Предлагается пройти такие этапы:

1. Снятие палатки.

2. Переправа (навесная или маятниковая).

3. Переправа по бревну.

4. Условное «болото», кочки.

5. Укладка рюкзака.

6. Оказание первой медицинской помощи.

7. Установка палатки.

День неожиданностей.

Этот день действительно должен стать интересным и полным неожиданностей. Поэтому готовиться он в полной тайне. Неожиданности должны начаться с подъема. Можно поднять детей рано утром, облив водой; можно приготовить солёный чай, можно вытащить спящих из палатки или вынуть колышки из палаток, можно просто взять и исчезнуть всем взрослым из лагеря и т. д. Можно в этот день бросить всех в воду в одежде, включая взрослых и детей, кроме тех, конечно, кому это противопоказано по состоянию здоровья.

День трав.

В этот день надо ознакомить ребят с тем, что растет вокруг лагеря. В первую очередь надо познакомить с ядовитыми растениями, если таковые имеются. Затем можно попробовать составить дневной рацион питания лагеря из съедобных трав, растущих вокруг. Для этого, конечно, надо изучить необходимую литературу. Начать можно с простого - грибов и ягод, а затем показать ребятам и другие съедобные растения. Можно попробовать один день полностью питаться ими. Итак, съедобные растения:

1. Рогоз (или просто камыш). Молодые побеги едят, заправляя уксусом. Корневища отваривают и тушат. Из высушенных корней делают муку, из нее пекут лепешки и варят кашу.

2. Щавель. Используют для приготовления супов, начинок для пирогов, в приправах к мясным блюдам.

3. Стрелолист (растет у берегов рек, озер, болот). Используют корневища и клубни в сыром и в печеном виде.

4. Иван-чай. Листья и бутоны заваривают вместо чая. Корни измельчают в муку, из которой пекут хлеб и варят кашу.

5.Лопух. Используют для приготовления салатов, борщей, супов. Корни употребляют как заменитель картофеля в любом виде.

6. Сусак зонтичный (растет по берегам озер, болот). Клубни употребляют вместо картофеля в вареном, печеном, жареном виде, а также готовят крупу для каш.

7. Цикорий. Из молодых листьев и стеблей готовят салаты, корни используют как заменитель кофе.

Конкурс кораблестроителей.

Его можно провести очень интересно. Но для этого необходимо привезти с собой разный материал для изготовления кораблей и плотов. Это могут быть любые банки, коробки, куски картона и пенопласта и многое другое. А затем устроить на реке или озере торжественный спуск на воду и соревнования построенных плавательных средств. Побеждает не только самый быстрый, но и самый красивый, самый фантастический, самый надежный и т. д. Обычно все изготовленные судна бывают с парусами, поэтому можно провести ещё один конкурс. У берега на воду строители ставят свои корабли, дуют в паруса и наблюдают, чей корабль уплывёт дальше. Заодно проверяется мощность лёгких у детей.

Робинзонада.

Сначала всем участникам сообщается, что они находятся на необитаемом острове, от цивилизации у них остались ноги, руки, голова, куски веревки разной толщины, листы бумаги (смотря что вам понадобится). От того, как вы сообщите, зависит их настрой на игру. Затем все команды выпускаются на «Остров» и проходят все этапы жизни Робинзона на острове.

Этапы.

1. Первое, что надо сделать Робинзону на острове, это построить дом. Чтобы дети не ломали деревьев, надо заранее им приготовить колья, ветки и тому подобное и из них предложить им сделать шалаш для проживания на острове. Судья этого этапа оценивает быстроту изготовления шалаша и его надежность.

2. А этот этап связан с приготовлением пищи. Необходимо оборудовать по всем правилам место для костра, чтобы приготовить еду. Судья оценивает надежность стоек, пожарную безопасность костра и какой урон был нанесен этим Робинзоном природе.

3. А вот теперь пора сделать ложку для обеда. Всем Робинзонам вручаются ножи, кора дерева, сухие толстые ветки и предлагается сделать ложку. Судья оценивает ложку на возможность применения по назначению.

4. На этом этапе участникам предлагается из приготовленного заранее материала сделать лук, стрелы, копье. А проверить его надежность можно на следующем этапе.

5. На этом этапе предлагается попасть из лука по цели и метнуть в цель копье. Учитывается и точность, и состояние оружия после применения.

6. На этом этапе Робинзоны перечисляют, а если есть возможность и собирают травы, из которых можно заваривать чай.

7. На этом этапе Робинзоны должны изготовить шапку из бумаги, чтобы на острове им не напекло голову.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Введение

Туристский слёт – одна из самых действенных форм пропаганды туризма и здорового образа жизни, повышения физического развития школьников и укрепления их здоровья, организации досуга молодёжи.

Главная притягательная сила туристского слёта – общение с природой, друзьями, а так же элементы соревнований.

Одним из главных мероприятий слёта является полоса препятствий – самый зрелищный и динамичный вид дистанции в соревнованиях по туризму, который позволяет ребятам показать свою физическую подготовленность, сноровку, смекалку, обрести новые умения, навыки и уверенность в собственных силах.

Туристский слёт самое любимое, интересное и массовое внеклассное мероприятие, которое пользуется большой популярностью у детей и взрослых нашей гимназии.

Традиционно проводим слёт в сентябре ко Дню рождения гимназии в лесопарковой зоне. Затем, как продолжение слета – конкурс поделок из природного материала “Краски осени” и фотовыставка “Наш любимый туристский слёт!”.

Успех этого мероприятия в значительной мере определяется своевременной и чёткой подготовкой.

Заранее формируется оргкомитет, разрабатывается Положение о соревновании и утверждается на заседании творческой лаборатории учителей физической культуры и ОБЖ.

Предварительно идет подготовка команд и инструкторов для этапов (учителя – предметники, руководители кружков и спортивных секций). Для команд – консультации и практические занятия по установке палатки, укладке рюкзака, определения азимута, ориентирования на местности, вязке узлов. Перед началом соревнований проводится инструктаж по технике безопасности и бережном отношении к природе.

Положение о школьном туристском слёте “Тропа испытаний”

1. Цели и задачи

  • Формирование у учащихся здорового образа жизни
  • Сохранение и укрепление здоровья детей
  • Развитие мотивации к занятиям спортивным туризмом и создание условий для творческого и спортивного мастерства у учащихся
  • Расширение двигательного опыта посредством соревновательной деятельности
  • Развитие ответственности, сплоченности, коллективизма

2. Время и место проведения

Слет проводится_____ сентября 20___г. в лесопарковой зоне. Сбор участников во дворе школы. Торжественная линейка (с представлением команд, сдачей рапорта гл. судье соревнований и вручением маршрутных листов) в 10.00 ч. Затем организованный выход колонной к месту соревнований.

3. Участники слёта

Учащиеся 5–11-х классов в полном составе с классными руководителями, преподаватели гимназии, родители. Для прохождения туристической полосы препятствий необходима команда из 8 человек (не менее 3 девочек), допущенных к занятиям физической культурой.

4. Руководство подготовкой и проведением

Подготовкой слёта руководит оргкомитет во главе с заместителем директора по воспитательной работе. Непосредственное проведение слёта возлагается на судейскую коллегию, утвержденную творческой лабораторией учителей физической культуры и ОБЖ.

Главный судья ____________________________,
главный секретарь _________________________,
судьи на этапах ____________________________.

5. Программа слёта

Программой слёта предусмотрено проведение:

  • туристской полосы препятствий
  • конкурс туристской песни
  • конкурс “Лучший бивак”
  • конкурс фотографий
  • краеведческая викторина

6. Условия приема участников

Команды размещаются в полевых условиях. Классам необходимо иметь запас продуктов и питьевой воды на один день, снаряжение для обустройства бивака. Снаряжение для участия в полосе препятствий команды получают на месте соревнований. Для этапа “разжигание костра” дрова команда приносит с собой. Разведение костра у биваков организуется с учётом природоохранных мер и техники безопасности. По окончании слёта мусор с места пребывания класса упаковывается в полиэтиленовые мешки и уносится самостоятельно.

7. Определение результатов

Общекомандный зачёт проводится по наименьшей сумме мест, полученных в отдельных видах программы (в каждой группе отдельно). В случае равенства результатов предпочтение отдается классу, показавшему лучший результат в полосе препятствий.

8. Награждение

Победители и призёры в отдельных видах программы и в общекомандном зачёте награждаются грамотами и призами (по возрастным группам).

Условия проведения соревнований

1. Туристская полоса препятствий

5–6-й класс – дистанция до 300 м:

  • Собери рюкзак
  • Символы карты
  • Ров чудовищ
  • Загадки леса
  • “Паутина”
  • Аптека на корню
  • Разжигание костра
  • Лечебница Айболита

7–11-й класс – дистанция до 500 м:

  • Установка и снятие палатки
  • Укладка рюкзака
  • Зачёт по топографии
  • Переправа способом “маятник”
  • Азимут
  • “Мышеловка”
  • Разжигание костра
  • Переправа по бревну
  • Вязка узлов
  • Оказание доврачебной помощи

Команда от старта до финиша движется строго по заданному маршруту (согласно маршрутному листу (Приложение 1 , Приложение 2 )). На каждом этапе в маршрутном листе фиксируется штрафное время. Результат команды определяется по времени, затраченному на преодоление полосы препятствий, и штрафному времени, полученному за ошибки на этапах. Место старта и финиша совмещено (размечено маркировкой).

Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 5–6-х классов

На дистанции участникам не выставляются штрафы, судья задерживает команду до исправления ошибки. На этапах, где необходимо участникам продемонстрировать свою эрудицию и знания о природе, экологии – команде начисляются поощрительные очки. Правильный ответ – 2 очка; за неполный – 1; ноль очков получает команда, не ответившая на вопросы; за полный, интересный, исчерпывающий ответ команде начисляется ещё поощрительные 2 очка. Набранные командой очки, учитываются при подведении итогов.

Результат команды определяется временем прохождения полосы препятствий (с учётом набранных очков) и суммой мест в конкурсных испытаниях.

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские. Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение.

Символы карты

Каждый участник команды вытаскивает карточку с заданием. Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды (Рисунок 1 ).

Ров чудовищ

При помощи маятниковой верёвки необходимо преодолеть “ров чудовищ”. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце верёвки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии “рва”, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра, границы её обозначены маркировкой. Участник, сорвавшийся с верёвки или заступивший на ограничительную линию, возвращается на начало этапа и проходит его повторно.

Загадки леса

Каждый участник вытаскивает карточку с вопросом о природе и её обитателях или об ориентировании по природным признакам, об экологии и т. п. (Приложение 3 ). Если участник затрудняется ответить на вопрос, то может воспользоваться помощью команды.

“Паутина”

Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой. Участник, оказавшийся в “паутине” (задевший сетку головой или другими частями тела), проходит препятствие повторно.

Аптека на корню

Ребятам необходимо продемонстрировать свои знания о лекарственных растениях, их целебных свойствах и методах применения (Приложение 4 ).

Разжигание костра

Лечебница Айболита

На этапе команда вытаскивает карточку с указанием вида травмы и имитирует оказание доврачебной помощи.

Перечень травм и ситуаций, когда требуется доврачебная помощь: порез, ссадина, ушиб, в глаз попала соринка, укусила пчела (оса), тепловой или солнечный удар, из носа пошла кровь.

Оказание помощи демонстрируется на одном из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.

Характеристика этапов, требования по их организации и судейству для 7–11-х классов
Установка палатки и снятие палатки

Установленная палатка должна быть застегнута и не иметь складок на скатах, провисания конька. Если палатка установлена с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом. После снятия, палатка и принадлежности к ней должны быть уложены в чехол.

Штраф:
– складки на скатах палатки – 30 сек
– перекос стенки палатки – 30 сек
– общий перекос палатки – 60 сек
– забыта или не уложена одна из принадлежностей – 30 сек

Укладка рюкзака

Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму (к спине). Предметы первой необходимости должны быть сверху (кружка, ложка, аптечка, фонарик). Рюкзак и вещи – судейские.

Если рюкзак уложен с ошибками, то команде даётся попытка на их устранение. Вместо попыток для устранения, по выбору команды, она может быть наказана штрафом.

Штраф:
– неправильная укладка рюкзака – 60 сек.

Зачёт по топографии

Каждая команда вытаскивает фрагмент спортивной карты. Необходимо “прочитать карту”, то есть показать на карте и назвать как можно больше условных знаков (Рисунок 2 , Рисунок 3 )

Штрафы:
– неточное определение знака – 30 сек.
– не определение топографического знака – 60 сек.

Переправа способом “маятник”

Веревка толщиной не менее 10 мм подвешивается к ветвям дерева. При помощи маятниковой веревки необходимо преодолеть предполагаемый овраг. Для этого необходимо взявшись двумя руками за узел на конце веревки (или ухват) и оттолкнувшись от одной линии, приземлиться за другой линией. Ноги при этом согнуть в коленях и подтянуть к груди. Ширина преодолеваемой зоны 2–3 метра (не более 4 м), границы её обозначены песком или маркировкой.

Штрафы:
– заступ на преодолеваемую зону – 30 сек

Один человек (по выбору команды) определяет азимут на ориентир указанный судьёй.

Штрафы:
– ошибка до 3 0 – 30 сек
– ошибка до 6 0 – 60 сек
– ошибка 9 0 и более – 90 сек

“Мышеловка”

Каждый из участников команды проползает под растянутой сеткой.

Штрафы:
– задевание сетки головой или другими частями тела – 30 сек

Разжигание костра

Дрова для костра заготавливает команда. Не разрешается использовать легковоспламеняющиеся вещества, сухое горючее, бересту. Спички только обыкновенные. Разрешается прикрывать костёр от ветра и регулировать пламя при помощи палки. Нить, натянутая над костром должна быть пережжена.

Штрафы:
– использование запрещенных материалов – 30 сек
– нить не пережжена – 90 сек

Переправа по бревну

Длина переправы до 5 м (бревно толщиной 20–30 см) через предполагаемый ручей. Необходимо переправиться по бревну и спрыгнуть (перешагнуть) за линию ограничения. Недопустимо нахождение на бревне сразу двух участников команды.

Штрафы:
– выход за линию ограничения – 30 сек
– срыв с бревна (двумя ногами) – 60 сек
– двое на бревне – 90 сек

Вязка узлов

Каждый участник вытягивает карточку с названием узла и вяжет его. Перечень узлов: проводник, проводник восьмёрка, академический, прямой, брам-шкотовый, булинь, встречный. (Рисунок 3 ). Если узел выполнен с ошибкой, то участнику даётся попытка для её устранения.

Штрафы:
– отсутствие контрольного узла – 30 сек
– не расправленный узел – 30 сек
– неправильно завязан или не завязан – 60 сек

Оказание доврачебной помощи

Перечень травм:
– открытый перелом голени с кровотечением (задание для 9–11-х классов)
– закрытый перелом голени без кровотечения (задание для 7–8-х классов)

Помощь по данному виду травмы оказывается одному из участников команды. Материалы для оказания помощи – судейские.

Штрафы:
– неточности в оказании первой доврачебной помощи – 30 сек
– неправильное положение пострадавшего при оказании помощи – 30 сек
– неправильное применение медикаментов при обработке раны – 60 сек
– неправильное наложение жгута – 90 сек
– отсутствие записки о времени наложения жгута – 90 сек
– неправильное наложение шины – 90 сек

2. Конкурс туристской песни

Проводится на большой поляне, где собираются все участники слёта, после прохождения полосы препятствий. Команда должна исполнить одну песню. Оценивается качество исполнения, соответствие теме, авторство, музыкальное сопровождение, оригинальность.

3. Конкурс “Лучший бивак”

Конкурс проходит в течение всего слёта. Оцениваются техническое качество разбивки бивака, соблюдение санитарно-гигиенических норм и отношение к охране природы, идейное и эстетическое оформление. Штрафные баллы начисляются за оставленный мусор после слёта, несоблюдение техники безопасности и правил поведения.

4. Конкурс фотографий

На конкурс команда представляет не более 5 фотографий (возможно с прошлого слёта) на туристскую тематику. Принимаются снимки размером не менее 18х24 см. На обратной стороне указываются: команда, автор, название фотографии. Оценивается идейная, художественная ценность и техническое состояние. Лучшие фотографии будут представлены на фотовыставке ко Дню рождения гимназии.

5. Краеведческая викторина

Проводится на поляне слёта. Участвуют 3 человека от команды. Вопросы по нескольким областям:

– история родного края
– флора и фауна родного края
знаменитые люди
– улицы родного города
– достопримечательности города и края

Гирвасская средняя общеобразовательная школа.

Организатор спортивно-массовой работы: учитель физической культуры Филатова Наталья Александровна

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНЫХ соревнованиях по туризму

Цели и задачи.

Соревнования школьников по туризму проводятся в целях пропаганды и популяризации туризма, укрепления здоровья, выявления лучших команд.

Время и место проведения.

Соревнования проводятся в районе Турламбы.

Участники соревнований.

В соревнованиях принимают участие учащиеся 1-11классов. Для участия в соревнованиях подается именная заявка, заверенная медицинским работником и классным руководители.

Организация и судейство.

Общее руководство соревнованиями осуществляет ЦДЮТ. Непосредственное проведение соревнований возлагается на главную судейскую коллегию в виде школьных педагогов. Главный судья – Филатова Н.А., учитель физической культуры.

Подведение итогов и награждение.

Итоги соревнований подводятся:

в общем зачете;

в зачете по каждой дистанции.

Победителем соревнований будет являться команда, набравшая наименьшую сумму мест на всех дистанциях. В случае равенства суммы мест, предпочтение будет отдано команде, имеющей лучший результат по виду «Кросс-поход». Команды, занявшие 1,2,3 места в общекомандном зачете, награждаются грамотами.

Программа соревнований.

  • кросс-поход;
  • полоса туристской техники (или эстафета);
  • конкурс капитанов.

Условия проведения соревнований.

Кросс-поход.

В соревнованиях участвует 6 человек. Время старта каждой команды определяется жеребьевкой. Старт первой команды – 9.00 ч. Команда проходит маршрут по маркированной трассе в сопровождении руководителя или учителя данной школы. Руководитель не имеет право вмешиваться в действия команды на этапе. Если это происходит, то команда снимается с данного этапа, а результат ее аннулируется. Устанавливается общее контрольное время (КВ) прохождения дистанции, которое будет сообщено на старте. Команда, которая не уложилась в КВ на этапе, снимается с данного этапа, ее результат аннулируется. Конечный результат определяется по наименьшей сумме штрафных баллов.

Команда должна иметь контрольный груз, в который входит:

Рюкзак 6 штук;

Кружка, чашка, ложка 6 компл.;

Продукты для приготовления горячего обеда;

Костровое оборудование 1 компл.;

Котелок 1 шт.;

Спички 1 кор.;

Медицинская аптечка 1 шт.;

Часы наручные 2 шт.;

Блокнот, карандаш 1 шт.;

Команда приходит на старт за 10 мин. до старта.

Возможные этапы:

Предстартовая подготовка.

Проверка контрольного груза.

Полоса препятствий. (Переправа по параллельным веревкам Команда передвигается по веревке приставными шагами, держась руками за перила. На каждом пролете должно находиться не более одного участника. Переправа по бревну - Каждый участник команды передвигается по лежачему или висячему бревну, держась за перила.

Каждый участник проходит полосу препятствий.Учитывается время от старта(начала выполнения первого участника),до завершения выполнения последним участником.

Определение топознаков.

Каждый участник получает карточку, где два топознака нужно определить и два – нарисовать самому.

Определение азимута.

Команда по заданному ориентиру определяет азимут (компас судейский)

Преодоление чащобы. Команда движется по маркированному коридору, соблюдая дистанцию и все правила прохождения на данном этапе.

«Пазлы»-собрать на время карту Карелии разрезанную в виде пазлов.

«Кочки».Команда преодолевает участок имитированного болота по кочкам. Длина этапа около 20м.

Краеведческий Команда отвечает на 10 вопросов. Тестирование.

Подъем и спуск со склона . Этап проходят согласно правилам подъемов и спусков.

Поляна заданий (КВ – 1 час).

установка палатки любого типа (согласно правилам установки палатки);

устройство бивуака;

разжигание костра;

приготовление горячего обеда

Полоса туристской техники.

Итог подводится по наименьшему времени прохождения и наименьшему количеству штрафных баллов на этапах.

Туристская эстафета.

  • Возможные этапы:
  • Узлы;
  • Топознаки;
  • Укладка рюкзака;
  • Болото;
  • Азимут;
  • Маятник;
  • Мышеловка;
  • Бревно;
  • Параллельные веревки;
  • Медицина (тесты);
  • Навесная переправа.

Конкурс капитанов

Капитан каждой команды проходит весёлую полосу препятствий, в которую входят технические и юмористические этапы. Перед стартом капитаны ознакомятся с этими этапами, т.е. этапы будут предложены на месте. Лучший результат определяется наименьшим временем прохождения и наименьшим количеством штрафных баллов.

ТАБЛИЦА ШТРАФОВ

Название этапа

Название штрафа

Кол-во баллов/сек.

Разъяснение

Предстартовая подготовка

Отсутствие контрольного груза;

Потеря контрольного груза.

Отсутствие груза, записанного в положении.

За каждый предмет.

Топознаки

Ошибка при определении топознака;

Неправильно названный топознак

Любая ошибка в названии или рисунке.

Преодоление чащобы

Падение участника

Нарушение порядка движения, несоблюдение дистанции.

Краеведческий

Неправильный ответ

Неправильно выбран вариант ответа

Подъем и спуск со склона

Падение участника

Нахождение участников друг над другом.

В пределах этапа опора на колено.

Изображение схемы маршрута

Ошибка при определении КП

За каждый мм свыше 2мм

Установка палатки

Ошибка при установке палатки

Перекос дна, скатов, конька, неправильная установка относительно ветра.

Заступ за ограничение;

Касание воды или земли;

Потеря жерди;

Падение участника;

Неправильное движение по этапу

Заступ за контрольную линию.

При оставлении жерди в пределах препятствия.

Потеря маятника.

Заступ за ограничение;

Касание воды или земли;

Падение участника;

Неправильное движение по этапу

Заступ за контрольную линию.

Любой частью тела или одежды, потеря равновесия.

Приземление на одну, две ноги в пределах препятствия, опора на колено и т.д.

Нарушение порядка движения на кочках (первая и последняя кочка), двое на этапе.

Переправа по параллельным веревкам

Заступ за ограничение;

Падение с перил;

Не завинчена муфта карабина

Заступ за контрольную линию.

Переправа по бревну

Заступ за ограничение;

Неправильное движение по перилам;

Падение с перил;

Касание воды или земли;

Заступ за контрольную линию.

Неправильное расположение перил. Работа без рукавиц.

Падение с зависанием на самостраховке.

Начало движения без самостраховки. Нахождение на перилах более одного человека.

Укладка рюкзака

Ошибка при укладке рюкзака;

Неправильная укладка рюкзака

Незначительная ошибка.

Ошибка при определении азимута

За каждые 2градуса свыше 5град., но не более 10баллов.

Мышеловка

Касание веревки, стойки одеждой и любой частью тела.

Навесная переправа

Заступ за ограничение;

Неправильное движение по перилам;

Падение с перил;

Отсутствие или прекращение самостраховки

Касание воды или земли;

Заступ за контрольную линию.

Неправильное расположение перил. Работа без рукавиц.

Падение с зависанием на самостраховке.

Начало движения без самостраховки. Нахождение на перилах более одного человека.

Любой частью тела или одежды, потеря равновесия.

Все этапы

Подсказка или помощь судьи;

Непрохождение этапа участником;

Пререкание с судьей;

Потеря контрольного груза;

Пререкание с судьей;

Превышение контрольного времени

Снятие с этапа

Снятие с этапа

Действия «пострадавшего», облегчающие действия или движение сопровождающих, подсказка зрителя, помощь судьи (подача маятника, шеста после падения и т.д.).

За каждого участника.

После двух предупреждений.

За каждый предмет.

После штрафа 21.2

ПРИЗОВЫЕ БАЛЛЫ.

Баллы, полученные на поляне заданий, являются призовыми. Каждый критерий оценивается в 1б/30сек. Призовые баллы вычитаются из штрафных.

Критерии:

Устройство бивуака: хранение продуктов, чистота лагеря.

Разжигание костра: устройство кострового оборудования, расположение костра.

Приготовление горячего обеда: вкусовые качества

 

 

Это интересно: