→ Река большая лаба. Большая лаба Туризм и отдых на реке Большая Лаба

Река большая лаба. Большая лаба Туризм и отдых на реке Большая Лаба

4 мая 2001 года группа вышла на маршрут в следующем порядке: катамаран-1, катамаран-2, КНБ-1, КНБ-2, каяк.

После прохождения препятствий, где выставлялась страховка, порядок следования по маршруту был изменен в связи с тем, что по дальнейшему описанию маршрут имел меньшую сложность, а также для обеспечения страховки наиболее слабого экипажа,
имеющего в этот день переворот: КНБ-1, каяк, катамаран-2, КНБ-2, катамаран-1.

Дальнейшее следование осуществлялось следующим образом: байдарку-2 персонально
подстраховывал катамаран-1. Второй катамаран-2 сопровождал КНБ-1, каяк. При движении произошел разрыв дистанции до 200 м, руководитель принял решение зачалиться на острове

– для восстановления визуального контакта с отставшими экипажами: КНБ-2 и катамараном-1;

– в связи с видимым усложнением участка реки (сужение русла, увеличение скорости движения реки, скальными образованиями).

В момент чалки каяка произошел переворот с выносом каяка на поток, каякер не встал,
КНБ-1 и катамаран-2 приступили к выполнению спасательных работ.

Ниже по течению от места переворота каяка байдарка-1 руководителя зацепила спасконцом каяк. В момент зацепки каяка руководитель отдал команду катамарану-2
чалиться у берега и осуществлять страховку остальных судов группы.

При попытке зачаливания каяка к берегу байдаркой-1 руководителя произошел её переворот, на косых валах в каньонном участке реки (урочище «Узкое»). В дальнейшем перевернутые КНБ-1 и каяк удалось зачалить на берег от места переворота каяка – 300–500 м, места переворота КНБ-1 – 20–40 м.

С отставанием от киля каяка в 2–3 минуты произошел переворот выше по течению реки КНБ-2. Катамаран-1 сопровождения приступили к выполнению спасработ.

При прохождении перевернутой КНБ-2 мимо катамарана-2 был брошен спас-конец, упавший в зоне досягаемости экипажем. Экипаж не отреагировал (со слов члена экипажа в больнице, она не заметила ни катамарана-2, ни брошенного спасконца).

В дальнейшем экипаж катамарана-2 находился на берегу, наблюдая сближение 2-го катамарана-1с аварийной байдаркой-2 на короткую дистанцию. Экипаж решил, что необходимости их участия в спасработах отсутствует.

При сближении катамарана-1 в каньонном участке реки (урочище «Узкое») с аварийной
байдаркой-2 до 5 метров произошло непроизвольное выпадение спасконца, закрепленного обоими концами за раму катамарана, получившаяся петля зацепилась
за подводный предмет на мелководье, при этом катамаран-1 придавило потоком. Капитан катамарана после попыток отцепиться отрезал спасконец, потеряв на этом время, за которое байдарка-2 ушла за пределы видимости в правый поворот каньонного участка реки. В дальнейшем катамаран-2 был вынужден пристать к берегу в связи с повреждением правого баллона.

В момент прохождения аварийной байдарки-2 мимо перевернутой КНБ-1 и каяка была сделана неудачная попытка бросить еще не полностью набранный спасконец.

Затем руководитель группы на полузалитой байдарке-1 предпринял попытку догнать аварийную байдарку-2. При посадке в байдарку-1, не заметив, сорвал перепускную систему баллонов, вследствие чего воздухиз баллонов начал выходить, вода стала перетекать в корму, вытеснив оставшийся воздух в баллонах в нос. В результате байдарка-1 приняла вертикальное положение, и, потеряв управляемость, попала в прижим. Затем произошел переворот с последующим выносом байдарки на берег через 70–110 м. Руководитель группы выбежал на дорогу, остановил встречный УАЗ и на машине предпринял попытку догнать аварийную байдарку-2. Обогнав байдарку-2 на машине и выйдя на берег, наблюдал прохождение байдарки-2 с двумя членами экипажа, на крики руководителя они не реагировали и активных действий не принимали. Затем руководитель вернулся в машину и, вторично обогнав байдарку-2, вышел на берег и наблюдал сплавляющуюся байдарку-2 с одним членом экипажа, который на крики руководителя не реагировал. Находившиеся рядом с руководителем водительи пассажир, видели, что он махнул рукой. Затем, сев в машину и проследовав далее (дорога уходила в сторону от реки, возвращаясь к ней примерно через 1,5 км), где некоторое время вразбоях струй ожидали прохождение байдарки-2 и человека. Простояв 10–15 минут, руководитель
поехал на КПП заповедника, где егерем была вызвана милиция и скорая помощь.

По прибытии милиции и скорой помощи на машине проследовали вверх по течению реки к месту нахождения группы, где узнали, что обнаружили девушку с КНБ-2, выбравшуюся самостоятельно на правый берег.

В связи с наступлением сумерек и не прекращающимся дождем сотрудники милиции и скорой помощи отказали в дальнейших поисках пропавшего члена экипажа КНБ-2, посадив группу в машину (несмотря на требование группы и руководителя продолжить поиски), отправили в поселок Курджиново и разместили в помещении больницы скорой помощи. На следующий день группа была вызвана милицией в 800 отделение, откуда были организованны поиски пропавшего на реке.

Экипаж на катамаране-2 в составе руководителя и каякера прошли участок маршрута от места нахождения верхнего по течению реки катамарана-2 до поселка Азиатский. Одновременно с КПП был организован осмотр берегов вверх по течению реки до поселка Азиатский.

За 15–20 минут до экипажа поискового катамарана-2 по этому участку прошла группа туристов из Ярославля, которые обнаружили байдарку-2 выше Кривого моста и тело пропавшего ниже по течению реки недалеко от селения Грушевая поляна. С их слов, они вытащили тело на берег острова, где группа его в последствии и обнаружила.

Затем с помощью группы из Москвы тело было доставлено в поселок Азиатский, где и находилось до прибытияродственников с 5.05.01 по 7.05.2001 г.

По словам врача, делавшего заключение, смерть наступила в результате черепно- мозговой травмы. Имелись следы ударов в левый висок и теменную область головы.

Данный текст был составлен по результатам опроса членов группы.

29 апреля, воскресенье

Прибыли в Армавир в 6:04. В Армавирском ПАТП по ту сторону ж/д полотна заказали ПАЗик совместно с двумя группами из Ярославля (24 человека, 6 из которых мы).

Нас согласились везти только до Курджиново, т.к. водители боятся местных порядков и незнания дороги (прим. Курджиново — уже Карачаево-Черкессия). Цена этой части заброски — 2716 руб. за автобус (в нашем случае на 24 чел, т.е. по 113 руб. с носа). Пробовали договориться с водителем по поводу дальнейшей заброски, но он наотрез отказался. В Курджиново прибыли в 11:15. В пути два раза останавливались с целью закупки провианта и мяса на шашлык.

Добрались до места в 14:45, встали лагерем на поляне на правом берегу, приблизительно в километре от Загедана. Эта часть заброски обошлась нам по 100 руб. с человека, итого 600 руб. на группу.

Транспорт для второй части заброски лучше искать в Курджиново, т.к. чуть выше шлагбаума машины нет, а до Рожкао далеко.

Пообедали, выпили по 50 грамм "за успех безнадежного предприятия" и стали собирать каты. На ужин — шашлык из купленного по дороге зверя. Отбой в 23:00.

30 апреля, понедельник

Подъем в 8:00, завтрак. Собираемся медленно — первый день. В 12:00 встали на воду. Народ на К-2-2 и К-2-3 переправился на другой берег и слазал на горочку, откуда открывается замечательный вид на окрестные снежники. Потом все немного потренировались в ТВТ (после зимы косточки размять). После примерно 10 километров спокойного сплава (шиверы, сливы по 0,5 м) начинается каньон Сосновый.

Основной ориентир: за 1.2 км до первого порога каньона на высоком правом берегу остатки разрушенного моста. Далее после плавного левого поворота на левом берегу — длинная открытая поляна (ок. 300 м). В конце поляны поворот направо. Чалились на галечный плес на правом берегу после правого поворота перед первым порогом каньона — Прощай Родина (около 14:00). Берега высокие, левый — отвесная скала, правый более пологий, поросший деревьями, внизу крупные камни. Обнесли вещи за правый приток. Осмотр порога также по правому берегу. Длина каньона ок. 1 км.

Длина порога 50-60 м. На заходе полуобливной камень в центре русла. Справа от камня слив 0.5-0.6 м. Слева тоже слив, но в него идти нежелательно, т.к. далее в центре русла бочка, в которой судно может развернуть, и который мы обходили справа. Основной слив высотой 1.5-2.0 м образуется между двумя огромными камнями правого и левого берегов. До слива реку пересекает косой отбойный вал от камня левого берега. При заходе следует попасть носом на этот вал, который разворачивает судно и проносит по центру слива. В правой части слива отбойный вал от правого камня. За сливом бочка. В левой части бочка пожестче, справа — более рыхлая, проносная. Слева за порогом жесткое улово, в котором может долго крутить.

Страховку обеспечивали двумя спасконцами с правого берега сразу после порога и катамараном после правого притока. Все три катамарана прошли порог относительно легко, только кат-2-2 попал в улово под левым берегом.

Далее несложный порог длиной 30-40 м на прямом участке реки, сразу за впадением притока — ручья Сосновый. Слив 1,2 метра с бочкой через все русло и полуобливными камнями на заходе. Далее — шивера на прямом участке реки до правого поворота. Перед поворотом предварительно зачалились на правый берег для просмотра каньона, затем перечалились на левый берег, откуда провели просмотр и обнесли вещи, правый берег для просмотра непригоден — очень высокие, отвесные склоны.

Сложный порог начинается на крутом левом повороте, представляет собой "трубу" ок. 200 м длиной. На заходе в центре русла большие камни образующие несколько ворот со сливами. После поворота река сужается до 5-6 метров, а в самом узком месте и до 3 метров, скорость течения высокая. На прямом участке реки водный поток зажат между отвесной стеной правого берега и осыпью из крупных камней по левому берегу. Этот участок напоминает большую горку с мощными сливами высотой ок. 1.5 м, пенными ямами, отбойными валами. В двух местах навал на скалы, сначала правого, затем левого берега, с выступающими зубцами. Порог называется "Щель" или "Пронеси Господи", что вполне соответствует действительности, т.к. от сил экипажа мало что зависит.

После проносного языка на выходе река успокаивается, под правым берегом появляется большое улово (удачное место для страховки). Первый катамаран пошел в порог с вещами и без просмотра, слава Богу, что пронесло, хотя изрядно поколбасило в бочках и развернуло кормой во второй части "трубы". Остальные зачалились перед левым берегом и обнесли вещи сверху по дороге до улова.

Съемка порога производилась с осыпи левого берега (правый берег — отвесная скала), а страховщики были выставлены в вышеупомянутом улове. Кат-2-3 прошел первую часть трубы носом вперед, но в конце их слегка прижало к зубцам левого берега. Кат-2-1 развернуло в одной из бочек. Следующую бочку прошли кормой, а затем какими-то силами развернулись носом (прямо вальс какой-то). После слабого левого поворота на правом повороте несложная 100-метровая шивера. Левый берег становится пологим и удобным для чалки. Это конец первого каньона. Встали лагерем на левом берегу 18:30.

1 мая, вторник

Дневка (вынужденная). Ребята захотели покататься в каньоне. Ну и покатались. Несколько раз нормально, а потом командирский катамаран прижало в "трубе" к зубцу левого берега. Результат — сломаная кница и погнутая продолина, небольшие разрывы шкуры.

Остаток дня экипаж командирского катамарана ремонтировался на поляне. Вместе с нами стоят ростовчане и одна из ярославских групп (и у тех и у других в пороге легло по одному 1-му экипажу). Под вечер пошел дождик. Отбой около 23:00.

2 мая, среда

Подъем в 8:00. Погода пасмурная, дует холодный ветер. Старт в 11:30.

В 11:50 подошли ко второму каньону — Малый Блыб. Ориентиром каньона служит правый поворот реки с пирамидальным камнем-скалой на левом берегу (на камень нанесен плавник). Зачалились на левый берег и пошли осматривать каньон. Его длина около километра. В начале каньона на изгибе реки между правым и левым поворотом нагромождение подводных камней в русле, валы, бочки. Прохождение препятствия по струе сложности не вызывает. При просмотре в середине каньона заметили сильный и достаточно длинный прижим к скальной стенке левого берега, но на деле оказалось, что уйти от него совсем несложно. На выходе из каньона русло реки сжимается скалами до 4-5 м, следует левый поворот. В нашу воду с коварной бочкой через все русло. Перед выходной щелью серия сливов и валов до 1.0-1.5 м. Затем река выходит из скального сужения, слева впадает приток — Малый Блыб, это конец второго каньона.

Шли каньон гружеными, страховку спасконцами организовывали на выходе из каньона с табличкой на скале перед притоком. Съемка — также на выходе в скальном сужении, и в середине каньона. Чистое время прохождения препятствия — 10-15 мин. Далее до автомобильного моста, который служит ориентиром каньона Соленые Скалы около 30 минут сплава. На участке несколько несложных шивер.

Сразу за мостом река делится на две протоки, посередине галечная отмель. Правая протока мелкая, в левой — мощная шивера длиной 150 м. В конце шиверы необходимо чалиться на правый берег с большой поляной, это последнее место для стоянки перед третьим каньоном. Подошли к месту стоянки в 14:30. Вслед за нами подошли ярославцы, а на поляне уже стояли ростовчане с машинами, на которых они забрасывали наверх сплавляющиеся экипажи. Погода резко ухудшилась, пошел дождь. Обнос вещей и прохождение каньона решили отложить на следующий день (может погода для съемки наладиться?). Пошли на просмотр, вернулись около 16:00. Ставили лагерь и готовили обед под дождем. К вечеру дождь утих. На поляне весело, все обмениваются впечатлениями, рассказами про прошлые походы, строят планы на будущее.

3 мая, четверг

Утро порадовало нас голубым небом и выглянувшим из-за гор солнцем. Мы и ярославцы договорились с ростовчанами о забросе вещей до порога Затычка, они как раз собирались ехать за своими экипажами в конец каньона. Таким образом проблема обноса была решена. Стартовали в 12:00. Длина каньона около 3.5 км. Стоянка перед каньоном на правом берегу, однако обнос вещей и разведка удобнее по дороге на левом берегу.

Каньон Соленые Скалы представляет собой непрерывную цепь шивер со множеством надводных, подводных и полуобливных камней, сливами по 0.5-1.0 м, обилием валов, больших и маленьких бочек.

К середине каньона уклон реки возрастает, препятствия становятся более сложными. Из-за обвалившейся в марте скалы левого берега через километр после начала каньона образовался новый порог, названный первопроходцами из Ростова и Черкесска «Кирпич». Ориентиром порога служит плавный правый поворот реки, участок со скалами, нависающими над дорогой и два огромных красно-коричневых валуна на левом берегу. Перед порогом течение замедляется и можно спокойно зачалиться на левый берег для просмотра.

Порог представляет из себя следующее. Первый валун на левом берегу является своего рода плотиной, перегораживающей 2/3 русла реки. Между валуном и осыпью правого берега надводный прямоугольный камень, похожий на кирпич, делящий водный поток надвое. Левая часть потока между валуном и «кирпичом», шириной ок. 2 м, перегороженая стволом дерева — непроходима. В правой — слив шириной 3 метра и высотой около 2-х. Сразу за правым сливом надводный камень — клык; большая часть потока огибает «кирпич» справа, наваливает на клык, сливается влево в пенный котел за «кирпичом», а часть потока проходит справа от клыка, прижимая к завалу, расположенному вдоль правого берега, и проходя через два полуобливных камня.

Проходили порог справа от «кирпича», сливаясь влево от клыка, уходя от прижима к нему. Проход справа от клыка показался нам более опасным из-за камней и прижима. В бочку за «кирпичем» старались попасть так, чтобы при закусывании в ней поток не развернул судно кормой. При нерасторопности экипажа струя может навалить на клык и перевернуть судно. Далее следует прижим ко второму большому валуну и пенная бочка под левым берегом. За этим на участке протяженностью ок. 150 м перед левым поворотом мощная струя с валами и бочками. Ближе к концу участка из воды в левой части русла торчит большой камень, на котором зацепилось бревно, образуя шлагбаум. Приходиться уходить вправо по струе, но важно не переусердствовать, т.к. через 10-15 метров большое улово, для чалки за валуном под левым берегом. Сворачивать со струи нужно заранее, т.к. из-за большой скорости потока не всегда получается зачалиться в нужном месте.

Первым в порог пошел кат-2-2. В первом сливе слишком рано развернулись и в бочку вошли полулагом, лишь мощные зацепы капитана спасли судно от киля. В довершение ко всему, кат-2-2 не смог зачалиться в описанном выше улове и его понесло дальше по каньону. Кат-2-3 прошел порог хорошо, с трудом зачалившись в конце улова. Затем в порог пошел кат-2-1 с капитаном ката-2-2 — Вадимом Липгартом на месте матроса-девушки, т.к. все прошедшие порог высказались, что прохождение требует большой физической силы. Кат-2-1 прошел порог отлично и первый зачалился в нужном месте. Страховку спасконцами осуществляли с валуна перед уловом в конце участка, катамаран ставили в улово.

Пока мы проходили порог подошли наши знакомые ярославцы, которые еще утром думали обноситься, но, посмотрев на наше прохождение два катамарана-двойки решили идти. Одна прошла без особых проблем, а вторая перевернулась в заходном сливе. Вот тут-то мы и потренировались в проведении спасработ. Пока ребята вылавливали перевернувшихся, а Наталья лихорадочно соображала идти ей порог или нет, подошла ростовская группа — первопроходцы этого порога, стоявшая с нами на поляне перед «Солеными Cкалами» и попросила подстраховать их. Вторично прозвучавший вопль «Киль!», квадратные глаза матроса, оторвавшегося от двойки и идущего порог самосплавом, и наше второе судно, ушедшее вдогонку за потерпевшими разрешили наконец ее сомнения: порог она не пошла.

Страховщики благополучно выловили людей, суда и часть весел на довольно сложном участке реки до поляны на левом берегу; участок характеризуется валами до 1 метра, полуобливными камнями в русле и несколькими держащими бочками (длина участка около 500 м). Когда кат-2-1 (уже со штатным экипажем) добрался до поляны (стоянка на ней не очень удобна, т.к. дорога подходит почти вплотную к реке), ярославцы остановились на ней пообедать и прийти в себя после киля. Мы же пошли дальше до порога Затычка (около 500 м, чалка на слабой струйке сразу по окончании лесистого участка на левом берегу).

Порог Затычка очень красив, но, увы, непроходим. На входе порога чистый слив около 1 метра, далее 50 м быстротока и главный слив через гряду камней с мощным котлом. В пороге расклинены бревна, нанесенные паводком, что и делает его непроходимым.

Спустили суда и вещи, привезенные ростовчанами, сразу за порогом. Спуск осложнен тем, что производится по крутой осыпи. Старт от порога в 15:00. На первом километре встречаются довольно мощные для груженых судов бочки. До поселка Рожкао шли 20-25 минут. Встали за поселком на высоком левом берегу в лесочке, над песчаным «лягушатником». После обеда начался дождь и шел до вечера. Ярославцы до нас не доехали. Стоим одни. Грустно. Завтра уезжаем.

4 мая, пятница

Встали в 7:00. С раннего утра льет дождь. Снова несравнимое чувство при натягивании мокрого неопрена и сборе мокрых вещей. В 9:45 встали на воду. До пос. Курджиново 2 часа ЧХВ.

В 10:30 подошли к четвертому каньону. Шли его без просмотра, тандемом. Препятствие длиной около 600 м представляет собой шиверу с валами до 1 метра, бочками и поганками в скальном коридоре, прижимами к скальным стенкам.

Далее в районе пос. Азиатский начинаются участки разбоев препятствия антропогенного вида. Завалы и арматура по берегам. Чалились перед а/мостом в пос. Курджиново. Холод и дождь отступили, сквозь тучи пробилось солнце.

Антистапель. Успели почти досуха высушить суда и снарягу.

Уехали в 15:15 на рейсовом автобусе Кисловодск-Лабинск.

Лаба - река, которая славится своим необузданным характером, стремительным течением и неописуемой живописностью. У туристов, путешествующих в горах Кавказа, она пользуется особой популярностью. Местные жители широко используют воды Лабы в хозяйственных целях. Этот водоем можно с уверенностью назвать главной без которой пейзаж Европейской части России не был бы таким колоритным.

Лаба (река): где находится

Этот водоем является одним из самых значительных в Закавказском регионе России. Лаба - которая течет по двум регионам: Адыгее и Краснодарскому краю. Она берет начало у селений Красный Гай и Свободный мир. Образована путем слияния двух рек: Малой и Большой Лабы. Ручейки, превращающиеся в огромную реку, истекают из ледников Главного Кавказского хребта.

Лаба - река в Краснодарском крае, которая течет по равнинной местности, в Адыгейском районе - по низменностям и высоким горным ущельям.

На ее берегах воздвигнуто два больших города: Лабинск и Усть-Лабинск. Со стороны Краснодарского края на Лабе стоят деревушки Пхии, Рожкао, Загедан, поселок Азиатский. В Адыгейской местности подле нее расположено множество мелких селений и аулов: Натырбово, Егерухай, Пшизо, Хатукай.

Происхождение названия

Адыгский народ прозвал Лабу «Лабэ». Определенной версии, почему река носит такое необычное название, не существует. Выносятся догадки, что слово заимствовано из иранского языка, на котором «лаб» обозначает «берег». С языка сванов, соседей кавказцев, «лабна» переводится как «источник». трактует слово «лаба» как колокольчик. Если провести параллель и собрать все варианты происхождения и перевода воедино, получается литературное ласковое «звенящая река».

Общая характеристика

Эта река имеет такие габариты:

  • протяженность - 215 км;
  • протяженность вместе с притоками - 10500 км;
  • глубина - от 1,2 м до 2 м;
  • ширина - от 35 м до 200 м;
  • площадь бассейна - 12,5 км ²;
  • скорость течения - от 0,7 м/сек до 1,2 м/сек.

Верхнее течение реки стремительное. Притоки Лабы, образованные в горах и у их подножий, шумно журчат и протекают по бездонным теснинам. Нижнее течение, напротив, умеренное, с покатыми берегами и песочными пляжами.

Лаба - река, которая имеет огромное количество притоков, их общее число превышает 4000. Кукса, Чамлык, Гиага считаются самыми большими притоками Лабы.

Река многоводна, но в осеннее время значительно мелеет. С приходом весны ледники и горные снега начинают таять, река Лаба увеличивается в объемах. Большое значение для разлива имеет количество выпавших осадков. В долинах ущелий снег лежит даже летом. Река питается подводными водами.

Ледников насчитывается более 45. Местами в долине Лабы бьют мощные подземные ключи. Поверхность реки покрывается корочкой льда во второй половине декабря при сильных холодах. Если зима теплая, Лаба не замерзает совсем. Она оттаивает в последних числах февраля или в начале марта.

Лаба - река, которая много лет служила оросительным средством для заливных полей, в 70-х годах на ее берегах выращивали рис. Теперь полей нет, но главная функция за ней сохранилась: ее используют в хозяйственных нуждах.

Флора и фауна

В областях, где река Лаба начинает течение, преобладают непроходимые ельники. Некоторые деревья достигают по несколько десятков метров в высоту. В густых лесах растут тополя, ивы, ясени, многолетние дубы, кустарники вроде терновников, боярышников. Флора, растущая по берегам реки, относится к степному виду. Характерными растениями считаются пырей, мята, бобы. широкая, местами заболоченная. В ней встречаются небольшие островки, полностью заросшие деревьями.

В водах Лабы обитает форель, карась, плотва, голавль.

Туризм

Лаба - река в Краснодарском крае, фото которой показывает, что она пользуется популярностью среди туристов и любителей активного отдыха. Ее используют для сплавов на байдарках и каноэ, для рыбалки и экскурсий.

Вдоль течения реки построены автодороги. Наиболее крупные из них - Псебая-Мостовский, М29-Лабинск, Родниковое шоссе. Единственный мост, построенный через Лабу, соединяет Адыгею с Краснодарским краем и тянется на 4,4 км в длину. Доступ к реке открыт и свободен.

Лаба - река, которую облюбовали рыбаки. Некоторые из них занимаются ловлей рыбы на спецсредствах профессионально. По берегам Лабы построены гостиницы, санатории, зоны отдыха, оборудованы пляжные территории. Велосипедисты приметили реку и регулярно устраивают заезды вдоль ее берегов. Поздней весной и летом транспортные средства выдают напрокат на территории многочисленных турбаз.

Водопады

На протяжении этой реки есть несколько мест, пользующихся особой популярностью. Это водопады, которые стали достопримечательностью водоема. Их часто посещают туристы, чтобы полюбоваться уникальными видами природы.

Водопад Капустина, расположенный между поселками Никитино и Кутан, является самым большим во всем округе. Чистейшая вода падает с высоты 54 метров. Место соприкосновения воды с утесом покрыто многолетним мхом, у подножья скал разливается ручеек. Посетители чудного места встают под водопад и наслаждаются мощными всплесками огромных водных потоков.

Высота Никитинского водопада, второго по величине в округе, составляет 46 метров. Водопад расположен в долине реки Лабы. Уступы из увесистых камней, обрамленные мхом, приковывают взгляд. Шум его слышен за несколько сотен метров. Этот природный объект не уступает водопаду Капустина по посещаемости. Полюбоваться красотой природы в одиночестве у Никитинского водопада едва ли получится.

Это красивая, своеобразная река, занимает второе место по общему количеству воды и по протяженности. Большая Лаба относится к территории Карачаево-Черкесии.

Зарождается река от ледников, расположенных на Главном хребте, Кавказ.
Сначала протекая на территории области река держит путь с юга к северу, минуя Аркасар, затем Загедан и после Мнатацара – местные хребты. Со склона каждого из них к ней устремляются притоки: Пхия, носящий созвучное с хребтом имя Загедан и многие другие, питая реку. С двух сторон, юго-западной, западной, Лабу ограничивают отроги двух хребтов, Главного и Закан. Они испещрены глубокими ущельями с густыми лесами и рощами. В некоторых из них есть долины с многоводными притоками для реки: Санчаро – от нее течет Лаштрак, долины Макера, Мамхурц и рядом с ними Дамхурц – от них Большая Анжара и т.д.

Окрестности

Долина реки и ее бассейн густо поросли лесами. Деревья обступили все террасы притоков Большой Лабы, поднимаются выше по хребтам. Выше их уже ближе к вершинам можно найти альпийские луга, богатые разными оттенками зеленого цвета, дающего разнотравьем. Летом на них пригоняют скот с окрестностей.
Верхняя часть долины реки была изучена людьми уже много лет назад. Потомкам остались археологические следы, особенно на обоих берегах Пхии.
Известно, что во время завоеваний , к Малой Азии через перевалы по тропам войска могли обойти Кавказский хребет и выйти к морю. Потом уже двигались к востоку. Река стала одним из таких тайных маршрутов, в верхней части ее течения имелись тропы с удобными местами для перевалов, ведущие в Колхиду.

Позднее долину Лабы долгие годы использовали как лесопромышленный район в Ставропольском крае. Рубили лес и сплавляли вниз по реке к поселению Курджиново, там стоял лесопильный завод. К счастью в последние годы заготовка дерева сократилась, помогли действия организаций защитников природы.

Лаба́ (адыг. и кабард.-черк. Лабэжъ) — река на Северном Кавказе, левый приток реки Кубань.

Одна из наиболее значительных рек Западного Кавказа, левый приток Кубани. Адыги зовут её «Лабэ».

Популярная река у всех водных туристов России!

О происхождении гидронима нет единого суждения. Наиболее популярны два мнения. Одно связывает название с ираноязычным древним термином «алб» («альб») — белый.

Другое — с ираноязычным же топоэлементом «лаб» («лав»), что по-персидски значит — берег.

бассейн рек Кубань и Лаба

Однако могут быть продуктивны и иные сопоставления. Так, один из притоков Малой Лабы берет начало с горы Лоуба (абазинское слово затемнённого смысла), по названию абазинских князей Лоовых (Лоо), а в языке сванов — горно-грузинских соседей абазин — слово «лабна» означает источник.

Эти параллели, как считает. К. X. Меретуков, «может быть, проливают некоторый свет на смысл названия реки».


География

Образуется слиянием Большой Лабы и Малой Лабы, которые берут начало из ледников на северном склоне Главного хребта Большого Кавказа.

Длина (вместе с Большой Лабой) — 347 км, от места слияния с Малой Лабой — 214 км, площадь бассейна 12 500 км². В верхнем течении Лаба и её притоки — бурные горные реки, текущие в глубоких ущельях.

В нижнем течении берега реки пологие, течение спокойное. Питание реки смешанное: снеговое, ледниковое и дождевое. Средний расход близ устья 95,7 м³/сек. Лаба замерзает в конце декабря, но не каждый год, вскрывается в конце февраля — начале марта. Используется для орошения.

На равнинной своей части Лаба принимает множество притоков, большинство из них зарегулировано, их течение представляет вереницы прудов (с краснодарской стороны) или оросительных каналов (с адыгейской стороны).

При этом рисовые чеки, построенные в низовьях Лабы в 70-х годах XX века в настоящее время не используются.

река Лаба около устья, Кубань

Главные притоки:

Чамлык (правый); Ходзь, Чохрак, Улька, Гиага, Псенафа, Фарс (левые).

Населённые пункты на реке

По территории Карачаево-Черкессии, до слияния Большой и Малой Лабы, на её берегах расположены посёлки: Пхия, Дамхурц, Загедан, Рожкао, Азиатский; села Псемен, Курджиново, Ершов, Предгорное, Подскальное. Затем Большая Лаба течёт уже по территории Краснодарского края — первый населённый пункт — станица Ахметовская. У станицы Каладжинской реки Большая и Малая Лаба сливаются.

По выходу из горно-лесной зоны Лаба течёт по равнинной территории Краснодарского края. После посёлка городского типа Мостовской по реке проходит граница края с Адыгеей.

На правой (краснодарской) стороне расположены города Лабинск и Курганинск, ряд станиц: Зассовская, Владимирская, Родниковская, Темиргоевская, Воздвиженская, Тенгинская, Новолабинская, Некрасовская.

На адыгейской стороне расположены адыгские аулы, русские сёла и посёлки: Ходзь, Натырбово, Кошехабль, Егерухай, Соколов, Пшизо, Джамбичи, Саратовский, Хатукай.

Напротив места впадения Лабы в Кубань расположен город Усть-Лабинск.

КРАТКАЯ ЛОЦИЯ ПО РЕКЕ Лаба (130 км).

(Отчёт подготовлен Кривоносом А.В. и Крюковым С.В. Данные метеонаблюдений Алексашиа А.Е. В коррекции отчёта принимал участие Серебренников И.И.)

Курганинск - Темиргоевская (50 км) - Темнинская (35 км) - Усть-Лабинск (45 км).

Май, сентябрь - октябрь, 7,5 балла.

Сплав начинается от ст. Курганная железной дороги Армавир - Туапсе.

Здесь до берегов Лабы у автодорожного моста 2,5 км. От станции сюда можно подъехать автобусами, следующими до Кошехабля, расположенного на другом берегу реки; перед мостом удобное место для сборки байдарки и разбивки лагеря.

долина реки Малая Лаба

В начале маршрута ширина Лабы 40 - 50 м, берега невысокие, русло галечное, течение быстрое, вода прозрачная, часты шиверы. Через 5 - 6 км река входит в пойменный лес, который сопровождает ее почти без перерывов до устья. Основные препятствия на Лабе - коряги, упавшие в воду деревья и прибрежные кусты, на которые наваливается вода.

От ст. Темиргоевской, где в Лабу впадает мутный Чамлык, правый берег начинает повышаться и у Воздвиженской представлет собой глинистый обрыв высотой 25 - 30 м. Ниже по течению он становится еще выше, а Лаба начинает выписывать крупные петли и успокаивается. Вблизи устья это уже спокойная равнинная река шириной 60-80 м, текущая в лесистой пойме.

Путешествие заканчивается на правом берегу Кубани (по которой придется пройти около 3 км) у автодорожного моста в Усть-Лабинске. От берега до остановки автобуса, которым можно доехать до автодорожного или железнодорожного вокзала, менее 0,5 км. Усть-Лабинск связан автобусным и железнодорожным сообщением с Краснодаром и Кавказской, которые расположены на магистралях, ведущих в центр страны.


Общий подъём в 6:30.

В 8:20 выехали (машина прибыла с вечера). В станицах Кардоникская и Зеленчукская закупали на базарах продукты в дорогу. Несколько раз делали "технические" остановки по 3 - 5 минут. В 13 часов на 5 минут останавливались для осмотра у порога "Затычка" на реке Большая Лаба. В 14:30 переехали Большую Лабу по мосту у посёлка Свинячий в 3 километрах от посёлка Загедан. Руководствуясь отчётами прошлых лет, дальше не поехали, поскольку там плохие места для стоянок, а препятствий, заслуживающих внимания, нет. Разбили лагерь на правом берегу чуть ниже моста. На фотографии 9 - выгрузка из машины, на заднем плане - мост.

Выдержали визит пьяных лесорубов. Затем подверглись проверке со стороны пограничников. Наряд из трёх вооружённых автоматами военнослужащих попросил предъявить паспорта и пропуска в погранзону. После проверки документов и сверки по радиосвязи с погранзаставой номеров пропусков, пограничники удалились.

Проводили сбор катамаранов, подготовку к сплаву, обсуждение тактики движения на следующий день.

Отбой в 21:30. Сплав по реке Лаба

Седьмой день пути. Четвёртый ходовой день.

Прошли "бочки", валы, прижимы - "фон" 3 категории трудности. Мощь Большой Лабы в сравнении с Аксаутом сразу чувствуется. В 10:50 зачалились на левый берег напротив опор разрушенного моста на правом берегу. Ориентир очень заметный, мимо пройти невозможно. В некоторых лоциях утверждается, что здесь начало каньона "Сосновый". Приняв это во внимание, произвели просмотр. Выяснили, что чалка у разрушенного моста была преждевременной, поскольку через 700 метров после, за левым поворотом, находится большая поляна на левом берегу. Это верхняя стоянка каньона, на ней был разбит лагерь нескольких групп. В 11:20 перечалили катамараны на эту поляну, начали обнос вещей. Дорога проходит над рекой, но из-за деревьев б о льшую часть каньона не видно.

За каньоном установили лагерь на полочке между дорогой и рекой. Это нижняя стоянка каньона. Здесь много групп, и для того, чтобы "застолбить" место установили палатки.

Взяв фото-видео аппаратуру и аптечку начали движение вверх по каньону с одновременным просмотром. По дороге наметили место установки катамарана для "нижней" страховки - за порогом "Пронеси, Господи!". Большую часть каньона осмотрели снизу, от воды.

Экипаж катамарана "Красное Солнышко"-макси обнёс катамаран и в 14:40 встал на "нижнюю" страховку в намеченном месте. Остальные экипажи перечалили катамараны на песчаный пляж правого берега перед порогом "Прощай, Родина!". Первым готовился проходить порог "Прощай, Родина!" катамаран 4-ка "Рафтмастер". Для страховки катамарана 4-ки одного катамарана 2-ки было недостаточно. Поэтому катамараны 2-ка "Рафтмастер" и "Красное Солнышко"-мини были занесены по правому берегу за порог и установлены для страховки с воды. Экипаж катамарана "Кулик" осуществлял видеосъёмку и страховку спасконцом со скалы над "бочкой" порога "Прощай, Родина!". Кроме того, дополнительная страховка спасконцом была установлена параллельной группой чуть ниже порога, но перед страховкой с воды. Затем эта группа воспользовалась нашей страховкой при прохождении порога. Страхующий со скалы над "бочкой" одновременно выполнял роль сигнальщика, поскольку его видели и стартующие экипажи и остальная страховка.

Катамаран 4-ка "Рафтмастер" успешно прошёл порог, энергично пробив "бочку" у левого берега. На фотографии 10 "Рафтмастер" на заходе в порог. Имеется видеосъёмка прохождения.

порог "Прощай, Родина!"

Произвели перегруппировку. Катамаран 4-ка "Рафтмастер" встал на страховку. Экипаж 2?ки "Рафтмастер" занялся страховкой спасконцом, фото и видеосъёмкой. Пропустили несколько катамаранов других групп. Страховка "отловила" каякера, не сумевшего в очередной раз встать после главного слива.

Катамаран "Кулик" проходил порог "Прощай, Родина!" ближе к скале правого берега. В нашу воду в этом месте "бочка" была не такая "злая".

Затем произошёл переворот в пороге катамарана 2-ки из другой группы. Одного из гребцов вытащили спасконцом, а за другим пошёл в вдогонку катамаран 4-ка "Рафтмастер". Человек был вытащен на катамаран. "Рафтмастер" зачалился на правый берег в середине каньона не доходя до места на левом берегу, откуда стартуют в порог "Пронеси, Господи!".

Все суда успешно прошли каньон и зачалились на левый берег перед порогом "Пронеси, Господи!". Установили страховку спасконцом после порога (страховка с воды ниже порога стояла с начала прохождения каньона), двух сигнальщиков на повороте реки и фотосъёмку. В дальнейшем, страховка спасконцом была заменена на страховку с воды, а в качестве сигнальщиков использовались члены других групп. Съёмка последних экипажей своими фотоаппаратами на производилась.

порог "Прощай, Родина!"

У некоторых экипажей сложность вызвало удержание катамарана на ровном курсе в узком скальном коридоре порога: катамараны либо начинало крутить, либо прижимать к стенке. Суда, прошедшие порог, пополняли страховку. "Кулик" помогал чалить перевёрнутый катамаран 2-ку другой группы. Окончили прохождение каньона в 17:20.

Обед. Затем ужин.

Отбой в 22 часа.

Подъём дежурных в 7:00. Общий подъём в 8:00. Выход в 10:15. Порядок движения: "Кулик", 2-ка "Рафтмастер", "Красное Солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини, 4-ка "Рафтмастер".

В 10:25 зачалились перед каньоном "Малый Блыб". Произвели осмотр каньона. Обнести вещи. Занесли катамаран "Красное Солнышко"-макси и поставили на страховку за каньоном. Над ключевым местом каньона - сливом в скальном сужении с "бочкой" - выставили страховку спасконцом. Здесь же установили фото и видеооператоров. Проходили каньон поочерёдно, меняя страховку и фото-видеооператоров. На фотографиях 13 - 15 запечатлены катамараны при прохождении каньона "Малый Блыб". Сплав по реке Лаба

При прохождении каньона суда делали манёвр от берега к берегу для ухода от надводных и обливных камней, "бочек". В случае невозможности обхода приходилось пробивать "бочки". Каньон был пройден безаварийно. Закончили прохождение в 13:20.

Между каньоном "Малый Блыб" и каньоном "Солёные Скалы" прошли шиверистый участок с валами до 1 метра. В 13:50 встали на стоянку на правом берегу за Верхним Солёновским мостом.

В 16:30 начали осмотр каньона "Солёные Скалы". В пороге "Кирпич" наблюдали, как экипаж спасает остатки разбитого катамарана 4-ки, который попал в пороге под полуобливное бревно. В 19:20 вернулись в лагерь после окончания осмотра каньона.

порог Соленые скалы

Девятый день пути. Шестой ходовой день.

Общий подъём в 6:00. В 8:00 начали обнос вещей. В 9 часов вещи были оставлены на небольшой "полочке" между порогами "Кирпич" и "Затычка" около скалы "Каменный Стог" под присмотром другой группы.

Начали подготовку к прохождению участка от начала каньона до порога "Кирпич". Установили для страховки 4 спасконца. Организовали фото и видеосъёмку. Определили порядок прохождения первой части каньона, порядок смены страховки и фото-видеооператоров. Аптечка была спрятана в конце намеченного к прохождению участка.

Первым проходил начало каньона "Солёные Скалы" катамаран 4-ка "Рафтмастер" (Фото 16). После успешного прохождения "Рафтмастер" встал на страховку. После этого страховка спасконцами была снята. Дальнейшее прохождение участка каньона производилось с десятиминутным интервалом между судами.

река Лаба, порог Солёные скалы

Следующим проходил первую часть "Солёных Скал" катамаран "Кулик". Затем - катамаран "Красное Солнышко"-мини. После этого прохождение производил катамаран 2-ка "Рафтмастер" (Фото 18). Завершал прохождение начала каньона "Солёные Скалы" катамаран "Красное Солнышко"-макси (Фото 19). Прохождение производилось с уходом от "бочек" и надводных камней. "Бочки", которые обойти было невозможно, "пробивались". Все экипажи успешно прошли намеченный участок каньона и зачалились к левому берегу перед порогом "Кирпич".

В 12 часов начали обнос судов за порог "Кирпич". Были обнесены "Красное Солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини и 2-ка "Рафтмастер". Экипажи катамаранов 4-ка "Рафтмастер" и "Кулик" решали вопрос о возможности прохождения порога.

В это время катамаран 4-ка из другой группы начал прохождение порога "Кирпич". После входа в порог экипаж не смог отработать влево и катамаран затащило под полуобливное бревно. Одного из членов экипажа зажало между бревном и катамараном. Ситуация была осложнена тем, что, как потом выяснилось, ни у кого из команды не было стропорезов и поэтому отсутствовала возможность разрезать баллоны катамарана и упоры чтобы освободить тем самым своего товарища. Человека удалось спасть просто чудом, развязав под напором водяного потока упоры и освободив гребца от спасжилета. Все попытки спасти катамаран ни к чему не привели. В дальнейшем обломки катамарана были вымыты из-под бревна и ушли вниз по течению.

Пронаблюдав эту (вторую за два дня) аварию в пороге "Кирпич" и приняв во внимание, что на левых баллонах катамаранов 4-ка "Рафтмастер" и "Кулик" работают не самые сильные члены экипажей, а именно от работы "левых" в большей степени зависит успех прохождения, было решено обнести и эти катамараны за порог.

Проходить нижнюю часть каньона решил только экипаж катамарана "Кулик". Остальные экипажи отнесли свои суда до стоянки у скалы "Каменный Стог". За этой скалой был установлен катамаран "Красное Солнышко"-мини для страховки с воды. Было оговорено время старта - 13:45. "Кулик" проходил нижнюю часть каньона придерживаясь правого берега. Чтобы не прыгать с большой каменной плиты, занимающей 2/3 русла, была сделана намеченная при осмотре "балеринка" у правого берега. В последнем сливе с "бочкой" около скалы "Каменный Стог" из упоров катамарана выпал матрос. Самосплав был недолог: страхующий катамаран принял пострадавшего на борт. "Кулик" помогли зачалить спасконцом.

После этого катамаран "Красное Солнышко"-мини принимал участие в переправе с противоположного берега экипажа разбитой в "Кирпиче" 4-ки.

Экипаж катамарана 4-ки "Рафтмастер" на этом решил закончить свой маршрут.

В 14:50 обед.

При нашей воде порог "Затычка" был труднопроходим. Вероятность его безаварийного преодоления для экипажей нашей группы была оценена ниже 50%. И хотя за порогом хорошо выставляется страховка, его всё же решили обнести.

До 15:40 обносили катамараны и вещи за порог "Затычка". Пока другие экипажи увязывали вещи, экипаж катамарана "Красное Солнышко"-мини зачалил перевёрнутый катамаран другой группы, идущий без гребцов. Этот "Летучий Голландец" самостоятельно прошёл порог "Затычка". Как потом выяснилось, судно потерпело аварию в "бочке" у скалы "Каменный Стог", гребцов вытащили спасконцами.

Стартовали от "Затычки" в 16:45. Порядок движения: "Кулик", 2-ка "Рафтмастер", "Красное Солнышко"-макси, "Красное Солнышко"-мини. Проходили ряд препятствий 2 - 2+ категории трудности: прижимы, поганки. В 17 часов прошли посёлок Рожкао. В 17:20 встали на стоянку на левом берегу не доходя до левого притока - р. Нефтяная.

Отбой в 22 часа.


Десятый день пути. Седьмой ходовой день.

Подъём дежурных в 7:00. Общий подъём в 8:00. Выход в 9:45.

Порядок движения тот же, что и вечером предыдущего дня. Проходили "Четвёртый Каньон", шиверистые участки, "разбои". Всё шли сходу. Делали остановку на 10 минут. В 11:10 окончили маршрут в посёлке Мостовая Поляна на правом берегу. Напротив - на левом берегу - южная оконечность посёлка Курджиново. Раньше их соединял автомобильный мост. Сейчас он разрушен.

Разбирали суда, сушили и переупаковывали вещи.

В Армавир выехали в 17:10 на двух легковых машинах, одна из которых была с прицепом. Машины из Курждиново, договорились с водителями через жителей посёлка Мостовая Поляна. В 19:50 прибыли на железнодорожный вокзал "Армавир Р".

Одиннадцатый день пути.

Отправление поезда № 027 Кисловодск -Москва в 01:35. Поезд идёт через Украину, поэтому не давали скучать таможенники и пограничники.

ЛОЦИЯ РЕКИ ЛАБА

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Кроме естественных препятствий, являющихся определяющими для данной категории сложности, которые описаны в разделе 5 "Определяющие препятствия маршрута" первой части отчёта и в разделе 6 "Техническое описание прохождение группой маршрута" второй части отчёта, опасность в этом географическом районе представляют обвалы, сели и оползни. Так, от большого количества осадков, через несколько дней после того, как группа переехала с Аксаута на Большую Лабу, в ущелье, по которому протекает Аксаут, сошёл селевой поток. Кроме того, в горных реках вообще и на реках данного маршрута в частности, иногда случается резкий подъём уровня воды, достигающий полутора метров. Эти факторы следует учитывать при выборе мест стоянок.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

Очень красива природа района, по которому пролегает маршрут. В начале мая горные вершины покрыты снегом, что придаёт пейзажам особый величественный вид. В это время года цветут многие растения, ещё больше украшая окружающие виды.

На правом берегу в районе каньона "Два Моста" на реке Аксаут имеется обелиск -памятник погибшим здесь в боях за оборону Кавказа во время Великой Отечественной войны.

В районе "Четвёртого Каньона" на реке Большая Лаба можно наблюдать левый берег, покрытый налётом "ржавчины". В этом месте раньше находился железный рудник.

Заявленный маршрут, в целом, группой был пройден. Остались не пройденными только самые сложные пороги: "Кирпич" и "Затычка". В момент похода сложность этих порогов превышала, по нашим оценка, средний уровень "пятёрочных" препятствий.

Поход позволил всем участникам оценить свои реальные силы и сделать выводы: к походам каких категорий сложности они готовы.

В момент похода для нахождения на Большой Лабе выше турбазы Дамхурц требовалось оформление пропусков в пограничную зону. Сделать это следует заранее в городе Черкесске.

Нигде на сплавных участках рек Аксаут и Большая Лабы сотовая связь не работает. Единственное место, где появляется хоть какая-то связь - посёлок Курджиново (Мостовая Поляна). Говорят, что можно связаться по сотовой связи, если забраться на гору. Но это представляется весьма трудной и долгой задачей. В регионе работает "Би-Лайн", "Сонет" и "Мегафон". "МТС" - не работает.

______________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://www.skitalets.ru/water/

Коков Дж. Н. Адыгская (черкесская) топонимия. Нальчик 1974, с. 218—219

Меретуков К- X. Адыгейский топонимический словарь. Майкоп. 1981, с. 69-70

Динник Н. Я., Лаба, приток Кубани // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир", 1993.

http://club.foto.ru/

 

 

Это интересно: