→ Самая большая пушка 3 рейха. Кровавая «Дора»: Как гигантская пушка нацистов могла изменить ход Второй мировой войны. Создание артиллерийского монстра

Самая большая пушка 3 рейха. Кровавая «Дора»: Как гигантская пушка нацистов могла изменить ход Второй мировой войны. Создание артиллерийского монстра

в Избранное в Избранном из Избранного 5

Из истории артиллерии известно, что самые крупные калибры перед началом Первой мировой войны имелись только на флоте, они были главным вооружением дредноутов и сверхдредноутов, это на них были установлены орудия калибром 305-381 мм с дальностью стрельбы до 35 км.

Предок Доры — пушка «Колоссаль»

Однако немцы решили стрелять гораздо дальше 35 км, на дальность в 100 км и более. Суть их идеи заключалась в том, чтобы, придав снаряду высокую начальную скорость, заставить его пролететь большую часть пути в стратосфере, где сопротивление воздуха было на много меньше, чем у поверхности Земли. Разработкой орудия на известной фирме «Крупп» занялся Ф. Раузенбергер.

Особенность конструкции нового германского суперорудия состояла в том, что в рассверленный ствол 38-см морской пушки монтировалась составная 21-см труба с нарезным каналом и гладкой дульной частью (в Германии тогда калибры обозначали в сантиметрах). Сочетание ствола одного калибра с каморой от более крупного калибра позволило использовать метательный пороховой заряд, весивший в полтора раза больше, чем сам снаряд (196,5 кг пороха на 120 кг снаряда). Пушки тех лет редко имели длину ствола больше 40 калибров, а тут она достигла 150 калибров. Правда, чтобы исключить искривление ствола под действием собственного веса, приходилось удерживать его тросами, а после выстрела ждать две-три минуты, пока прекратятся колебания.

Установка перевозилась железнодорожным транспортом, а на позиции размещалась на бетонное основание с кольцевым рельсом, обеспечивавшим горизонтальную наводку. Чтобы снаряд входил в стратосферу под углом наибольшей дальности - 45° и быстрее покидал плотные слои атмосферы, стволу придавали угол возвышения более 50°.

В результате около 100 км снаряд пролетал в стратосфере, почти достигая ее верхней границы - 40 км. Время полета на 120 км достигало трех минут, и при баллистических расчетах артиллеристам даже приходилось учитывать вращение Земли.

По мере «расстрела» трубы ствола использовали снаряды чуть большего диаметра. Живучесть ствола составляла не более 50 выстрелов, после чего его требовалось менять. «Расстрелянные» трубы рассверливали до калибра 24 см и снова пускали в дело. Такой снаряд летел чуть меньше, на дальности до 114 км.

Созданная немцами пушка, в самой Германии была известна под названием как «Колоссаль», однако ее ещё называли и «орудием кайзера Вильгельма», и «парижской пушкой», и - ошибочно - «Большой Бертой» (это прозвище на самом деле носила 420-мм мортира).

Поскольку опыт обслуживания дальнобойных пушек в то время был только у флотских, то расчет «Колоссали» составили из комендоров береговой обороны.

Вес снаряда «кайзера» составлял 94 килограмма, а вес порохового заряда - 180 килограммов, дальность боя - 130 километров, максимальная высота траектории - 40 километров. Орудийный расчет - 80 человек (все моряки под командованием целого адмирала).

До города Парижа снаряд летел 170 секунд. Само орудие весило 256 тонн и имело очень маленький для таких размеров калибр в 210 миллиметров.

Всего за 44 дня пушки «Колоссаль» выпустили по Парижу 303 снаряда, из них 183 упали в черте города. Всего от обстрелов «кайзеров-колоссалей» были убиты 256 и ранены 620 человек, в своем большинстве гражданских лиц, несколько сотен или тысяч парижан покинули город.

Таким образом, материальные потери от обстрела «кайзерами» никак не соответствовали затратам на их непосредственную предбоевую подготовку и проведение самого обстрела. Поражающая сила снарядов была мизерной, при этом сам ствол пушки приходилось часто менять, а точность ведения огня годилась лишь для обстрела объектов типа Парижа, и то разрушения в целом были невелики: самым драматическим эпизодом летнего обстрела было прямое попадание в церковь, где шла служба, тогда сразу погибло свыше 60 человек.
Единственным достоинством данного орудия была его огромная дальность стрельбы — свыше 100 км, а это очень далеко, на такие дальности доставляет свой боезаряд не совсем современная, но, тем не менее, ОТР типа «Скад».

Дальнейшая судьба этих артиллерийских гигантов точно неизвестна, так по одним данным в 1918 году, два оставшихся «кайзера» вывезли в Германию, где их и демонтировали. По другим, после начала мощного наступления войск Антанты в августе 1918 г. немцы, якобы оставшиеся «кайзеры» уничтожили, чтобы они не досталась врагу.

Суперорудие «Дора»

Следующим германским артиллерийским гигантом стала пушка под официальным названием “Шверер Густав” (“Schwerer Gustav”), неофициально ласково прозванная немецкими артиллеристами “Дора”, якобы в честь жены главного конструктора. Это было по настоящему первое суперорудие второй мировой.

За три года до начала второй мировой, в 1936 году фирма «Крупп» начала разработку своей новой, сверхмощной пушки, специально предназначенной для борьбы с укреплениями французской линии Мажино.

Это была уже не старая допотопная «Колоссаль», а новая пушка, дальность стрельбы у которой хоть и была менее 50 км, однако её снаряды должны были пробивать броню толщиной до 1 м, а бетон до 7 м и взрываться в их толще.

Руководил разработкой нового германского монстра Э. Мюллер (имевший прозвище Мюллер-пушка).

Технические характеристики орудия

Параметры «Доры» впечатляют:
Калибр - 813 мм.
Длина ствола - 32 м.
Вес снарядов составлял от 5 до 7,5 тонн (в зависимости от типа).
Минимальная дальность стрельбы - 25 км, максимальная - 40.
По другим данным дальность стрельбы составляла 45 километров для разрывных снарядов и 37 километров для бронебойных.
Полная длина орудия - 50 м.
Общий вес - 1448 тонн.
Живучесть ствола - 300 выстрелов.
Скорострельность - 3 выстрела в час
Минимальный интервал между выстрелами составлял 15 минут.

Для обслуживания этого гиганта требовалось 1500 человек. Диаметр кратеров после взрыва снаряда “Доры” составлял 10 метров (и еще столько же в глубину). Пушка также была способна пробивать около 9 метров армированного бетона.

Работа над орудием затянулась на целых 5 лет, и, поэтому к моменту сборки первого орудия калибром в 80 см в 1941 году линия Мажино, как и укрепления Бельгии и Чехословакии, уже давно были в германских руках.

В результате в феврале 1942 года «Дору» направили в Крым в распоряжение 11-й армии, где ее главной задачей стал обстрел знаменитых советских 305-мм береговых батарей №30 и №35 и укреплений осажденного Севастополя, отразившего к тому времени уже два штурма.

Подготовка и обслуживание данного артиллерийского чудища носила по настоящему масштабный характер. Известно, что только фугасный снаряд «Доры» массой 4,8 т нес 700 кг взрывчатки, бетонобойный массой 7,1 т - 250 кг, большие заряды к ним весили соответственно 2 и 1,85 т.

Люлька под ствол монтировалась между двумя опорами, каждая из которых занимала одну железнодорожную колею и покоилась на четырех пятиосных платформах. Для подачи снарядов и зарядов служили два подъемника. Перевозилось орудие, конечно, в разобранном виде. Для его установки железнодорожный путь разветвляли, прокладывая четыре изогнутые - для горизонтальной наводки - параллельные ветки. На две внутренние ветки загоняли опоры орудия. По внешним путям двигались два 110-тонных мостовых крана, необходимых для сборки орудия.

Сама позиция орудия занимала участок длиной 4120-4370 м. А в целом, подготовка позиции и сборка орудия длилась от полутора до шести с половиной недель.

Непосредственно сам расчет орудия составлял около 500 человек, дополнительно к орудию всегда были прикомандированы целый батальон охраны, транспортный батальон, два железнодорожных состава для подвоза боеприпасов, отдельный энергопоезд, а для кормёжки всего этого войска имелся свой полевой хлебозавод и даже комендатура со своими полевыми жандармами.

Таким образом, численность личного состава только на одну установку возрастала до 1420 человек. Командовал расчетом такого орудия целый полковник.

В Крыму численность расчета «Доры» выросла свыше 1500 человек, так как артиллерийскому чудищу дополнительно придали группу военной полиции для его защиты от нападения диверсионных групп и партизан, химподразделение для постановки дымовых завес и усиленный зенитный дивизион, так как уязвимость от авиации была одной из главных проблем железнодорожной артиллерии. В итоге логово «Доры» было надежно прикрыто как на земле, так и с воздуха.

От «Круппа» с установкой направили группу инженеров.

Боевое применение

Позицию для «Доры» во время облета окрестностей с воздуха выбирал сам лично генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек.

По замыслу германцев, пушка должна была быть укрыта в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, то для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями.

Окончательно позицию оборудовали к июню 1942 года в 20 км от Севастополя. Перемещали собранную «Дору» два дизельных локомотива мощностью в 1050 л.с. каждый. Дополнительно, против укреплений Севастополя немцы применили еще и две 60-см самоходные мортиры типа «Карл».

Из истории обороны Севастополя известно, что с 5 по 17 июня «Дора» всего сделала 48 выстрелов. Вместе с полигонными испытаниями это исчерпало ресурс ствола, и орудие увезли в тыл.

Однако, в своих мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости гораздо больше, почти 80 снарядов. Немецкую громадину довольно скоро засекли советские летчики, которые нанесли по ее позиции бомбоштурмовой удар, в результате которого был поврежден энергопоезд.

В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: так, было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м.

В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.

Об эффективности самой стрельбы, боевого применения «Доры» историки спорят до сих пор, но почти все сходятся на том, что, как и в случае с «парижской пушкой», «Дора» никак не соответствовала своим колоссальным размерам и стоимости установки. Их мнение подтверждают слова того, чьи войска непосредственно применяли это орудие в ходе штурма Севастополя:

Эрих фон МАНШТЕЙН:

«…5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.

На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» - в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас - 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города….»

В дальнейшем, после взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. А когда началась операция по прорыву блокады города, то немцы спешно эвакуировали свою суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.

Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковник Франц Гальдер:

«Настоящее произведение искусства, однако, бесполезное».

В дальнейшем известно, что немецкие конструктора пытались модернизировать и сделать «Дору» сверхдальнобойной, для использования теперь уже на западном фронте.

С этой целью прибегли к схеме, похожей на так называемый проект Дамбляна, это когда из ствола пушки намеревались запускать трехступенчатый реактивный снаряд. Но дальше проекта дело не пошло. Как и сочетание 52-см гладкого ствола к той же установке и активно-реактивного снаряда с дальностью полета 100 км.

В годы второй мировой, немцами была изготовлена ещё и вторая 80-см установка, известная под именем «Тяжелый Густав» - в честь Густава Круппа фон Болен унд Гальбаха.

К концу войны «Крупп» смогла изготовить узлы и для третьей установки, но собрать ее германцы так и не успели. Отдельные части 80-см орудия, были захвачены советскими войсками, которые все это добро подобрали и отправили для изучения в СССР.

Вероятно, свой боевой путь все эти «Доры» и «Густавы» завершили, где то там, в советских мартеновских печах, когда победители перековали все эти орудия войны и устрашения на обыкновенные орала.

И, тем не менее, следует признать, что в чисто техническом отношении 80-см артиллерийская железнодорожная установка была хорошей конструкторской работой и убедительной демонстрацией германской промышленной мощи.

Королева всех железнодорожных артустановок Гитлера. На строительство громадного, названного при рождении «Густавом», орудия вдохновил Гитлер, однажды поинтересовавшийся, какая нужна пушка для разрушения своими снарядами укреплений «Линии Мажино».

Инженеры концерна «Крупп» приступили к этой работе в 1937 году, но прошло три года, пока первый ствол подготовили для огневых испытаний, и еще два года, пока собрали всю установку. Но уже шел 1942 год, «Линия Мажино» находилась далеко в немецком тылу. Но существовали другие цели: первая - британские уфепления в Гибралтаре, но испанский диктатор Франко отказался присоединиться к операции Гитлера. Ленинград, обстреливаемый с конца 1941 года, стал второй целью.

Севастополь, советская военно-морская база на Черном море, находился в осаде, поэтому командующий 11-й немецкой армией генерал-полковник фон Манштейн торопился. Поддерживаемый мощными авианалетами, Манштейн хотел иметь железнодорожный осадный состав, включающий самоходную гаубицу «Тор» (Thor).

Морем Манштейну доставили 25 платформ «Густава» для поддержки осады. Монтаж артустановки выполнили с помощью двух 110-тонных кранов. Укладка рельсов и установка оборудования заняли в общей сложности шесть недель. Наконец, 5 июня «Густав» произвел свои первые выстрелы. Цели - береговые батареи, защищавшие и русскую крепость. О месте падения снаряда докладывал самолет-корректировщик «Физелер» Fi-156 «Шторх».

Для подавления крепости произвели восемь выстрелов. Орудие использовало два типа снарядов: 7-тонный бронебойный снаряд, разработанный для разрушения бетонных укреплений, и 5-тонный фугасный снаряд большой мощности.

На следующий день смертельное внимание «Густава» сосредоточилось на «Форте Молотова». Потребовалось семь выстрелов для разрушения форта. Далее наступило время обстрела целей особой сложности: подземного (и подводного) склада боеприпасов в штольнях под Севастополем, выходящих к севастопольским бухтам. Было выпущено 9 снарядов, пролетевших около 25 км по воздуху до погружения под воду на глубину 30 м и пробивания бетонного перекрытия, чтобы затем взорваться внутри.

«Густав» продолжал свои обстрелы всю неделю в качестве осадного орудия фон Манштейна, систематически обрабатывая каждую русскую позицию. Однако защитники крепости уже ушли и погибли в боях в лабиринтах тоннелей, которые соединяли форты. Один за другим они погибали от взрывов зарядов, приносимых в ранцах, или от огня огнеметов. 1 июля горстка оставшихся в живых защитников капитулировала.

«Густав» разобрали и возвратили в Германию. Осадный поезд предполагалось использовать летом 1943 года для обстрела Ленинграда, а затем для поддержки наступления под Курском. Вскоре операция Цитадель потерпела крах, и Советская Армия перешла в наступление. «Густав» больше так и не появился в собранном виде. Состав с частями 800-мм орудия обнаружили в 1945 году, но ничего не сохранилось, кроме нескольких снарядов.

Сборка 800-мм орудия - сложная задача. Во-первых, необходимо было смонтировать 1 км. двойных рельсовых путей, уложенных в специально выкопанную траншею. Затем монтировались два массивных портальных крана для монтажа орудия. Полный цикл работ занимал 3-6 недель.


Технические характеристики «Густава» 800-мм орудия («Айсебан»)

Калибр: 800 мм.
Длина: 42,976 м.
Длина ствола: 32,48 м.
Вес: 1350 т.
Максимальный угол возвышения ствола: 65°
Боеприпасы: 4800-кг фугасный или 7100-кг бронебойный снаряда
Начальная скорость снаряда: 820 м/с (фугасный), 710 м/с (бронебойный)
Максимальная дальность: 47 км для 4,8-тонного снарядом, 38 км для 7-тонного снаряда.
Расчет: 1500 человек при сборке и 500 человек при стрельбе.

Транспортер

800-мм орудие монтировалось на 4 громадные железнодорожные платформы, двигавшиеся по параллельным путям парами. Кахдая пара, скрепленная вместе, образовывала двойную опору.

Конструкция

Орудие собиралось на достаточно стандартной пространственно-фермерной конструкции, если не принимать во внимание ее размеры, делавшие невозможным ее размещение на единственном рельсовом пути Это основная причина того, что орудие разработали для монтажа и ведения огня с двойных рельсовых путей.

Артиллерийская часть

Ствол орудия монтировался на громадной раме, подвешенной между двумя основными транспортными секциями.

Заряжание орудия

Длинная рабочая платформа выходила далеко назад за казенную часть орудия. Лебедки на конце платформы доставляли снаряды и заряды к орудию.

Мощные лебедки использовались для обслуживания 800-мм пушки, левая на фото - для подъема снаряда, а правая - для установки заряда.

Снаряд задвигался плотно в ствол. Для сборки пушки требовалось 1500 человек, расчет состоял из 500 человек.

Крупнейшим оружием, из когда-либо созданных, был Gustav Gun , построенный в Эссене, Германия, в 1941 году фирмой Фридриха Круппа А.Г. Для сохранение традиции присваивания тяжелым пушкам имён членов семьи, Gustav Gun был назван в честь больного главы семьи Крупп - Густава Круппа фон Болен унд Хальбаха.

Стратегическое оружие своего времени, Gustav Gun был построен по прямому приказу Гитлера специально для уничтожения защитных фортов Линии Мажино на французской границе. Выполняя приказ, Крупп разработал гигантские пушки на железнодорожном ходу весом 1344 тонн и калибром 800 мм (31,5 "), которые обслуживались экипажем в 500 человек под командованием генерал-майора.



Для пушки выпускалось два типа снарядов, использующих для воспламенения 3000 фунтов бездымного пороха: обычный артиллерийского снаряд, начинённый 10,584 фунтами бризантного взрывчатого вещества (high explosive - HE) и бетонобойный снаряд, содержащий соответственно 16,540 фунтов. Воронки от снарядов Gustav Gun -а были размерами 30 м в ширину и 30 м в глубину, а бетонобойные снаряды были способны пробивать (до взрыва) железобетонные стены толщиной 264 фута (79,2 м)! Максимальная дальность полета снарядов с бризантным ВВ составляла 23 мили, бетонобойных снарядов - 29 миль. Начальная скорость снаряда была примерно 2700 футов/сек. (или 810 м/сек).


Три орудия были заказаны в 1939 году. Альфред Крупп лично принимал Гитлера и Альберта Шпеера (министра вооружений) на испытательном полигоне в Худенвальде (Hugenwald) во время официальных приёмных испытаний Gustav Gun-а весной 1941 года.




В соответствии с традициями компании, Крупп воздержался от взимания платы за первую пушку, и 7 миллионов немецких марок были выплачены за второе орудие – Dora (названную в честь Доры, жены главного инженера).


Франция капитулировала в 1940 году и без помощи супер-пушки, так что для Gustav-а нужно было искать новые цели. Планы использовать Gustav Gun против Британской крепости Гибралтар, были пересмотрены после того, как Генерал Франко высказался против решения вести огонь с территории Испании. Поэтому в апреле 1942 года Gustav Gun был установлен напротив сильно укрепленного города-порта Севастополя в Советском Союзе. Попав под огонь Gustav-а и другой тяжелой артиллерии, «форты» им. Сталина, Ленина и Максима Горького якобы были разрушены и уничтожены (по этому поводу есть другое мнение). Один из выстрелов Gustav-а уничтожил целый склад боеприпасов, на глубине 100 футов (30 м) ниже уровня Северного залива; другой перевернул большое судно в порту, разорвавшись рядом с ним. Из Gustav-а во время осады было выпущено 300 снарядов, в следствии чего был изношен первый оригинальный ствол. Орудие Dora была установлено на западе от Сталинграда в середине августа, но быстро снято в сентябре, чтобы избежать её захвата. Gustav затем появился рядом с Варшавой в Польше, где из него было выпущено 30 снарядов по Варшавскому Гетто во время восстания 1944 года (см. Дополнение ).


Dora была взорвана немецкими инженерами в апреле 1945 года вблизи Оберлихтнау (Oberlichtnau) в Германии, чтобы избежать захвата пушки русской армией. Не до конца смонтированное третье орудие прямо на заводе было превращено в металлолом британской армией, когда она заняла Эссен. Неповреждённый Gustav был захвачен армией США около Метцендорфа (Metzendorf) в Германии в июне 1945 года. Вскоре после этого, его разрезали на металлолом. Таким образом, был положен конец истории орудий типа Gustav Gun.

Дополнение: На самом деле восстание в Варшавском гетто в 1943 г произошли за год до Варшавского восстания 1944 года. Ни в первом, ни во втором случае Gustav Gun не использовался. Для бомбардировок города нацисты тогда применили Thor - 2-х тонный миномёт типа Mörser Karl Gerät 040 калибра 60 см.




«Дора» — уникальное сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие германской армии. Разработано фирмой «Крупп» (Германия) в конце 1930-х годов. Предназначалось для разрушения укреплений линии Мажино и фортификаций на границе Германии и Бельгии. Орудие было применено при штурме Севастополя в 1942 году. Предположительно, также — при подавлении Варшавского восстания в сентябре-октябре 1944 года.
После Первой мировой войны развитие немецкой артиллерии было ограничено положениями Версальского договора. Германии было запрещено иметь орудия калибра свыше 150 мм, а также любые противотанковые и зенитные пушки. Поэтому, по мнению лидеров нацистской Германии, создание мощной и крупнокалиберной артиллерии было делом престижа.
В 1936 году при посещении завода фирмы «Крупп» Адольф Гитлер потребовал у руководства концерна создать сверхмощное орудие для разрушения французской линии Мажино и бельгийских пограничных фортов (таких, как форт Эбен-Эмаэль).

Орудие должно было обладать углом вертикального наведения +65º и максимальной дальнобойностью 35—45 км, а снаряд орудия должен был пробивать броню толщиной 1 м, бетон 7 м, твердый грунт 30 м. Конструкторскую группу фирмы «Крупп», занявшуюся созданием нового сверхмощного орудия по предложенному тактико-техническому заданию, возглавил профессор Эрих Мюллер, который обладал огромным опытом в данной области. В 1937 году проект был завершен, и в том же году фирме «Крупп» выдали заказ на изготовление нового орудия, после чего концерн взялся за его немедленное производство. В 1941 году фирмой «Крупп» было построено первое орудие, названое «Дора», в честь жены главного конструктора. В том же году было создано второе 800 мм орудие, которое получило название «Толстый Густав» в честь директора фирмы — Густава фон Болена и Гальбаха Круппа. Заказ обошёлся государству в 10 миллионов рейхсмарок. Также было спроектировано, но не достроено третье орудие идентичного типа, но с калибром ствола 520 мм и длиной 48 метров, получившее название «Длинный Густав».

Калибр — 813 мм.
Длина ствола — 32 м.
Вес снаряда — 7100 кг.
Минимальная дальность стрельбы — 25 км, максимальная — 40.
Полная длина орудия — 50 м.
Общий вес — 1448 тонн.
Живучесть ствола — 300 выстрелов.
Скорострельность — 3 выстрела в час
В 1941 году орудия были испытаны на полигоне в Рюгенвальде и Хиллерслебен (в 120 км к западу от Берлина) в присутствии Адольфа Гитлера и Альберта Шпеера и других высокопоставленных армейских чинов. Результаты испытаний соответствовали требованиям технического задания, хотя установки не имели некоторых механизмов. К концу 1941 года все испытания были закончены и орудие было полностью готово к боевому применению, к этому времени было изготовлено более тысячи 800-мм снарядов.

Снаряд «Доры » пробивал бронеплиту толщиной 1 м или 8-метровое железобетонное перекрытие.

Транспортировали суперорудие при помощи нескольких железнодорожных составов (всего до 60 локомотивов и вагонов с персоналом в несколько сот человек).


Инженерную подготовку местности вели 1,5 тысячи рабочих и тысяча саперов четыре недели. Так как оборудование «Доры » доставлялось в 106 вагонах пятью поездами, в месте разворачивания орудия построили целую сортировочную станцию. Для дезинформации составы с оборудованием «Доры » сначала были доставлены под Керчь, где стояли до 25 апреля, а после подготовки позиции были скрытно переброшены под Бахчисарай. В 43 вагонах первого поезда прибыли обслуживающий персонал, кухня и средства маскировки. В 16 вагонах второго поезда привезли монтажный кран и вспомогательное оборудование. В 17 вагонах третьего — доставили части самой пушки и мастерскую. Четвертый поезд в 20 вагонов перевез 400-тонный 32-метровый ствол и механизмы заряжания. В 10 вагонах пятого поезда, в которых поддерживался искусственный климат (постоянно 15 градусов по Цельсию), размещались снаряды и пороховые заряды. Орудие было собрано за 54 часа и к началу июня подготовлено к стрельбе.


Количество обслуживающего персонала «Доры » 4139 солдат, офицеров и вольнонаемных. Помимо прочего расчет орудия включал батальон охраны, транспортный батальон, комендатуру, полевой хлебозавод, маскировочную роту, отделение полевой почты и походный… публичный дом с персоналом в 40 «работниц».

Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.

Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом. Так, под Севастополь «Дора » была доставлена 5-ю поездами в 106 вагонах:
1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;
2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;
3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;
4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;
5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.


В первый бой «Доре » предстояло вступить под стенами французской укреплинии «Мажино». Однако за время конструирования и изготовления пушки немцы обошли «Мажино» с тыла и вынудили Париж капитулировать.

Запирание затвора ствола, а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.
Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).


Весной 1942 года Гитлер вызвал в Берлин командующего 11-й армией генерала Эриха Фрица фон Манштейна. Фюрера интересовало, почему военачальник затягивает взятие Севастополя. Провал двух штурмов Манштейн объяснил тем, что подступы к городу хорошо укреплены, а гарнизон сражается с невероятным фанатизмом. «У русских много тяжелой морской артиллерии, в том числе неуязвимый форт с орудиями невероятного калибра», — заявил он.

Позицию для «Доры » выбирал сам генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек, во время облета на самолете окрестностей Бахчисарая. Пушка должна была прятаться в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора » монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями.


«Дору » использовали в бою против знаменитой советской 30-й батареи капитана Г. Александера. Группа штабных офицеров вермахта заранее вылетела в Крым и выбрала огневую позицию в районе поселка Дуванкой. Для инженерной подготовки было выделено 1000 саперов и 1500 рабочих, принудительно мобилизованных из числа местных жителей. Специальную железнодорожную ветку оборудовали на станции Джанкой, где пути были четырехрельсовыми.

Данные о применении суперпушки под Севастополем противоречивы. В мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора » выпустила по советской крепости 80 снарядов. Немецкую пушку довольно скоро засекли советские летчики, нанесшие по ее позиции серьезный удар и повредившие энергопоезд.


В целом применение «Доры » не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта: было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м. В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.


Утром 5 июня 1942 года два дизельных локомотива мощностью в 1050 лошадиных сил каждый выкатили на боевую серповидную позицию этот колосс общим весом 1350 тонн и установили с точностью до сантиметра. Первый выстрел состоял из снаряда весом 7088 килограмм, двух пороховых зарядов по 465 килограмм каждый, гильзы весом 920 килограмм. Подъемник ствола придал ему возвышение в 53 градуса. Специально для корректировки стрельбы несколько поодаль от «Доры» был поднят в воздух аэростат. При выстреле команда обслуживания пряталась в укрытие за несколько сот метров. Выстрел вызывал эффект мини-землетрясения. Грохот при сгорании за 6 миллисекунд свыше 900 килограмм пороха и выталкивании 7-тонного снаряда был просто чудовищным — в вагоне за 3 километра, по свидетельству современников-очевидцев, подпрыгивала посуда. Откат вдавливал рельсовый путь на 5 сантиметров.

Эрих фон МАНШТЕЙН: "...5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора ». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.


На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» — в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас — 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города...."

Исследователи обходят молчанием вопрос, как же именно «Дора » была вывезена из Крыма. Во всяком случае, понятно, что немцы демонтировали все оборудование, бывшее конечно, секретным, и тщательно убрали все следы.

После взятия Севастополя «Дору » отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. Когда началась операция по прорыву блокады города, немцы спешно эвакуировали суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.

Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковник Франц Гальдер: «Настоящее произведение искусства, однако бесполезное».

22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.


Одним из наиболее достоверных источников, рассказывающих о ФАУ-3, стала книга В. Лейя «Ракеты и полеты в космос», вышедшая после войны. В своем труде автор утверждает, что данное оружие являлось сверхмощным артиллерийским орудием, обладающим не только рекордной дальнобойностью, но и максимальным весом снаряда. Хорошо известно, что немцы в период мировых войн были буквально помешаны на гигантских артиллерийских орудиях, которых создали великое множество. Тем не менее, несмотря на то, что разработки реактивных снарядов, баллистических ракет, и другого перспективного оружия имели большое будущее, они оказались слишком дороги, ломая привычные стереотипы старых генералов. К тому же военные действия и приказы фюрера требовали появления оружия способного с большого расстояния стереть Лондон с лица Земли. Большой вклад в развитие данных видов вооружений Германии внес генерал Бекер, автор книги: «Внешняя баллистика, или Теория движения снаряда от дула орудия до попадания в цель». Благодаря его командованию батарей «Больших Берт» в 1940 году немцы оказались способны обстреливать англичан через Ла-Манш. Вскоре Бекер застрелился, но работы по созданию сверх мощной артиллерии продолжились.

 

 

Это интересно: