→ Даже звёзды не выше Любви. Старец Иоанн (Крестьянкин): «Отступление идет по земле…

Даже звёзды не выше Любви. Старец Иоанн (Крестьянкин): «Отступление идет по земле…

В одной из бесед незадолго до смерти Архимандрита Иоанна Крестьянкина (1910-2006) спросили: "А есть ли сейчас старцы на Руси?". Отец Иоанн ответил: "Старых монахов видел. Старцев не встречал."

Так уж повелось, что один из даров, стяжаемых старцами - великая скромность. Ни отец Николай Гурьянов, ни Иоанн Крестьянкин старцами себя не величали. Но народ шел и шел к ним за духовным наставлением и благословением. И свидетельства их духовной помощи и прозорливости живут во многих сердцах еще ныне живущих людей.

Отец Иоанн был одним из столпов нашего старчества, держатель духа православного. Одной встречи с ним достаточно, чтобы перевернуть сознание человека, переменить его жизнь, - такой силы была любовь старца к людям. Сколько удивляюсь сакральным основам русского языка, но и сама фамилия у него от роду была Крестьянкин: и простая, и очень символичная.

Так уж повелось, что любим мы, люди, прочесть что-нибудь "занимательное", чудесное, подтверждающее предсказания. Процитирую рассказ об одном случае, получившем все же широкую известность.

Жена поэта Булата Окуджавы Ольга вспоминает, что однажды она, приехав в Псково-Печерский монастырь к отцу Иоанну, в беседе со старцем сетовала, что ее муж не крещен и к вере равнодушен. Батюшка сказал: «Ты сама его окрестишь». Удивившись, Ольга переспросила старца, как это возможно, если он не хочет креститься, да и имя у него неправославное. На что Иоанн ответил: «Назовешь его Иваном...»

Через пятнадцать лет после той встречи Булат Окуджава, умирая в Париже, неожиданно попросил окрестить его. Звать священника было уже поздно. Ольга сама решила крестить Булата (этому обряду научил ее духовный наставник отец Алексий). Спросила мужа, как его назвать. Тот ответил: «Иваном».

Отец Иоанн проповедовал образно, доходчиво. Вот как наставлял он простого мирянина.

«Вы знаете, батюшка, наша жизнь должна быть похожа на торт Наполеон - тесто, крем, тесто, крем, а сверху пудра. Если наш торт будет состоять только из одного теста, то он будет невкусный. Если он будет состоять только из одного крема, то он будет слишком приторный. А если тесто будет слоями перемежаться с кремом - тесто-крем, тесто-крем, тесто-крем, а сверху пудра - тогда такой пирог будет сладкий.

Если мы... Тесто - это наши труды, это наши мирские попечения. Если вся наша жизнь будет состоять только из них, то такая жизнь будет не сладкой. Если у нас будет только один крем, то есть, только одна молитва с утра до ночи, что тоже в нашей жизни фактически невозможно, то это тоже будет неправильно, да и невозможно. А у нас всё должно быть гармонично и размерено - наши труды, они должны переплетаться с молитвами. Причем не обязательно с продолжительными - совсем краткими: «Господи, благослови. Господи, помоги. Господи, благодарю. «Отче наш». Молитва Иисусова. И так наши труды, перемежаясь и переплетаясь с молитвами - это и будет сладкий пирог для Христа».

Мирнин спросил: «А что же такое - пудра?» - «А пудра - это смирение. Потому что если труды и молитва будут без смирения, тогда, как говорили оптинские старцы, есть смирение - всё есть, а нет смирения - ничего нет».

2 мая 2000 года перед первой инаугурацией к старцу приезжал Владимир Путин и проговорил с отцом Иоанном в его келье больше часа. Никому точно неизвстно содержание этой беседы. Но по косвенным признакам можно догадаться, что Президент спрашивал старца о своем предназначении, о своей судьбе. Он спрашивал старца, почему именно ему, никому не известному разведчику госбезопасности, дана в управление такая страна? Что случилось в мире такого, если эта коронация на русскую власть состоялась? Ибо он не сражался за эту власть. Он не принадлежал к политическим станам, группировкам, которые стремились ворваться в Кремль. Власть вложили ему в руки высшие силы. Рассказывают, что тайна Путина, быть может, открылась старцу Иоанну Крестьянкину.

Те насельники, кто был свидетелем этой встречи, рассказывают, что отец Иоанн после этой встречи был на подъеме и был в очень радостном состоянии духа. То есть, эта встреча наверняка подействовала на Президента, потому что отец Иоанн своей любовью, своей глубокой мудростью, конечно, не мог не повлиять, не мог не поразить своей духовной глубиной этого человека. Говорят Путина благословили Феодоровской иконой Божией Матери.

"Иди с Богом!", - напутствовал отец Иоанн Крестьянкин. Хочется надеяться, что слово было услышано.

Отца Иоанна Крестьянкина не стало 5 февраля 2006 года. В день отпевания батюшки было зачитано и слово соболезнования от Президента Путина, потому что он лично знал отца Иоанна.

Старец завещал православным: «Нужно молиться, работать, блюсти честь и достоинство, и тогда Россия не угаснет. В будущем Россию ждет то, что Господь предназначил. Нужно бороться с грязью, пошлостью, и Россия воскреснет».

И еще... Иногда отца Иоанна спрашивали, а как быть, если невозможно пообщаться с ним или с другим старцем, с кем советоваться в тяжелых жизненных ситуациях? И он говорил: «Знаете... советуйтесь с тремя: с вашим умом, с вашей душой и с вашей совестью. И вот когда они все будут согласны, тогда так и поступите, как они Вам подскажут. И просите благословения у Господа...».

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (г. Москва) протоиерей Владимир Волгин.

Тема сегодняшней передачи выбрана неслучайно. Сегодня мы отмечаем десятилетие со дня преставления архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В нашем народе всегда тепло отзывались о старцах. Мы знаем примеры старцев, уже ставших святыми:преподобный Амвросий Оптинский и другие старцы Оптиной пустыни, насельники Глинской пустыни, Троице-Сергиевой лавры, преподобный Серафим Саровский. И в наше время, оказывается, тоже были старцы. И один из самых известных и знаменитых среди них - отец Иоанн (Крестьянкин).Долгие годы Вы имели счастье окормляться у старца. Расскажите, пожалуйста, что же это был за человек.

По милости Божией я знал разных старцев, с кем-то из них беседовал один раз, с кем-то два, с некоторыми беседовал помногу раз. У отца Иоанна (Крестьянкина) милостью Божией я окормлялся около сорока лет. Что же это за явление - старчество? Старец - это не старик. Старцами могут быть люди совершенно разного возраста, но те, кто достигли совершенства, святости, стали сосудами благодати Духа Святого. Можно быть сосудом благодати Духа Святого и обладать разными дарованиями, например: исцеления, изгнания бесов, но это, наверное, относится не совсем к старчеству, а дарам Духа Святого, которые многоразличны.

Старчество, безусловно, связано с особым духом, который мы называем духом рассуждения. Оно связано с проникновенной и всеобъемлющей любовью. Когда я видел отца Иоанна еще на расстоянии метров ста беседующим с людьми (его постоянно окружали люди), то чувствовались потоки такой энергии любви, которая достигла до тебя. Для любви, наверное, нет ни границ, ни расстояний, ни времени. Так как старцы являлись богоносцами, а Бог есть любовь, поэтому они и обладали совершеннейшей любовью. Если говорить на примере собственного опыта, то, например, я стремлюсь к любви, и во мне, наверное, есть доля человеческой любви, облагодатствованной еще и даром священства - благодатью Божией. Но это не та любовь, что была у старцев, которых я знал. Моя любовь облагодатствована, но она в большей степени человеческая, потому что я, к сожалению, не являюсь носителем Бога. А старцы все без исключения были богоносцами, то есть Господь нашел в их душах для Себя обитель, вселился в них, и поэтому старцы источали особую Божественную любовь по отношению к другим людям.

Старчество - это, безусловно, явление невероятное, и не только в истории нашего православного государства. Закрепилось мнение, что Россия -государство, ставшее носителем старческого духа, и что старчество развивалось именно у нас. Это не совсем правильно. Старцы появлялись с апостольских времен Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. В одном из своих посланий апостол Иоанн Богослов обращается: «Пишу вам, дети, пишу вам, юноши, пишу вам, старцы, ибо вы познали Сущего от начала». То есть и тогда было старчество. Это было явление, которое, с одной стороны, зависело от людей - старцев, у которых всегда воспитывались будущие старцы, находившиеся у них в абсолютном послушании. Это одна ветвь. Но старцами могут стать и люди, достигшие духовного совершенства, как, например, преподобный Серафим Саровский. Он имел духовных отцов, но они не были общепризнанными старцами. Благодаря своим подвигам, благодаря своей молитве и точному исполнению заповедей Божиих, находясь в постоянном чтении Священного Писания, он достиг этого уровня рассуждения и был благословлен Самой Пресвятой Богородицей на подвиг старческого служения миру.

- Расскажите, как Вы познакомились с отцом Иоанном?

Я принял крещение в 20 лет. Тогда у нас с братом (который сейчас в священном сане столько же времени, как и я), был один знакомый, человек старой формации, из интеллигентской дворянской среды, который до революции окончил университет, и как-то он пригласил нас совершить путешествие в Пушкинские горы, Петербург и Печоры. Мы начали свое путешествие с Петербурга, потом переехали в Пушкинские горы, Святогорский монастырь, а потом в Псково-Печерский. Это было поверхностное знакомство с монастырем: я еще не был крещен, хотя уже находился в напряженном поиске веры, Бога и у меня уже была своя примитивная концепция доказательств существования Бога. Поэтому я приехал если еще не своим, то человеком ищущим. И Псково-Печерский монастырь, в котором я прожил несколько дней, не был чужд мне по всем направлениям и послушаниям, ведь это особый организм. Несмотря на то, что я что-то, может быть, еще не принимал, я воспринял его как обитель, в которой мне было очень комфортно прожить эти несколько дней.

В этот первый приезд в монастырь я познакомился со схиигуменом Саввой (тогда он был еще игумен) - это тоже очень известный старец, энергичный, прозорливый, обладающий даром большой любви. Сейчас печатаются его труды. И через год после того, как я принял крещение, мы снова посетили Псково-Печерский монастырь, и отец Савва, зная мою привязанность к некоторым литературным трудам, для того чтобы, может быть, привязать к себе, дал мне для редактирования свой духовный, богословский труд, в котором я тогда, безусловно, ничего не понимал. Мне нравился текст, но совершать какие-то правки было для меня слишком дерзновенно, я поправил лишь некоторые обороты речи. И в эту самиздатовскую книжку он вложил молитву о своем духовном отце. Я поспешил (хотя ни в коем случае не жалею об этом поступке) и спросил отца Савву: «Вы хотите, чтобы я был Вашим духовным сыном?» Он ответил: «Нет, Владимир, я бы так не сказал, но если ты хочешь, чтобы я стал твоим духовным отцом, то я им стану». На этом мы и остановились.

Помню, как я принес свою первую исповедь. Отец Савва всегда считал необходимым, чтобы человек, подпадающий под его руководство или исповедующийся у него, приносил не просто устную исповедь, но обязательно записал ее. Я принес достаточно большую по тем временам исповедь. Он прочитал ее и сказал, что Господь готовит для меня широкое духовное поприще, но не сказал какое. И с этих пор, когда я приезжал в Псково-Печерский монастырь, всегда писал ему исповеди, которые он не читал, а просто брал в руки и отвечал на все вопросы, которые я задавал в ней. Было видно, что он прозревает твою душу, и мне необязательно отчитываться в своих грехах, главное, чтобы было желание. Он благословлял меня на что-то очень правильное, но при этом не объяснял, почему я должен так поступить.

В это время я более близко познакомился с отцом Иоанном, которые отвечал точно так же, как и отец Савва, но при этом разъяснял, как бы разжевывал ответы на вопросы, которые я задавал, вкладывая их в меня. Мой пытливый разум был вполне удовлетворен этим, и постепенно я прилепился к отцу Иоанну и стал пользоваться только его советами.

Расскажите, пожалуйста, о личности отца Иоанна. Мы знаем, что батюшка родился в 1910 году, и вся его юность, зрелость и последующие годы прошли при советской власти. Как произошло его становление на пути монашества, духовничества и в целом в таком образе жизни?

Безусловно, на этот вопрос должен отвечать биограф отца Иоанна (Крестьянкина). Тем не менее какие-то отрывочные сведения я почерпнул из частных бесед с отцом Иоанном. Беседы проходили в то время, когда он был занят не так, как в последние годы своего старческого служения и во время моих приездов посвящал мне очень много времени: час, а то и два. Это было в начале 80-х годов. Во время них он что-то рассказывал о себе. Прекрасно помню, что он говорил о своей маме. У них в семье было восемь детей. Когда родился отец Иоанн, он был таким слабеньким, что думали, что он не выживет, а прожил он почти до 96 лет. Мама отца Иоанна страдала от мигреней, но должна была вести все домашнее, семейное хозяйство, и она никогда не унывала, всегда радовалась и благодарила Бога, а свою болезнь воспринимала как дар Божий. Когда ему было 6 лет (если я правильно помню его рассказ)в некой семье, которая жила рядом и которую о. Иоанн с родителями посещал несколько раз в году, он увидел портрет некоего архимандрита, бывшего родственником той семьи. Он рассказывал, что полюбил заходить в ту комнату и смотреть на портрет этого архимандрита, и в шесть лет он уже мечтал стать архимандритом, то есть он с детства был призван Богом к монашескому служению и сохранил свое целомудрие и девство до сорока с небольшим лет, когда принял священнический сан. И Господь, призывая его к монашескому служению, исполнил его мечту: батюшка Иоанн (Крестьянкин) был почтен саном архимандрита и упокоился в нем.

Рассказывал отец Иоанн, как он работал бухгалтером на каком-то предприятии. Это работа, которая безусловно требует очень большого внимания и большой самоотверженности, потому что цифры, которые могут пленить ум и покрыть его некоторыми пеленами, не сбивали его с толку. И ведь тогда считали не на компьютерах, а на счетах, представляю, какой это был титанический труд. Кажется, бухгалтером он стал в Москве, куда переехал и снимал какую-то комнату в Козихинском переулке. Потом уже он поступил во вновь открывшуюся академию при Новодевичьем монастыре, где, кажется, учился вместе с митрополитом Питиримом (Нечаевым), который был председателем Издательского отдела. В то время отец Иоанн очень полюбил Троице-Сергиеву лавру, именно там истоки его монашеского пути. Он любил ее всю жизнь и приезжал минимум один раз на преподобного Сергия Радонежского.

В 50-е годы отец Иоанн служил в церкви Рождества Господа Иисуса Христа в Измайлове. Настоятелем в ней тогда был отец Виктор (Жуков), человек пламенный,очень искренней веры, мощный хозяйственник. Я немного знал его, потому что когда-то тоже служил у него в качестве алтарника и пономаря и высоко ценил его достоинства. С этого прихода отца Иоанна и арестовали, и он просидел в тюрьмах и лагерях более пяти лет.

Все эти случаи, которые были описаны им во время бесед, зафиксированы и теперь уже опубликованы в книгах, и любой интересующийся человек может их прочитать. Например, о том как, во время допроса ему устроили очную ставку с человеком, который его фактически предал, дал на него материалы, и как отец Иоанн бросился к нему на шею, стал обнимать и целовать его с великой любовью, а тот потерял сознание.

Не помню, упоминается ли в книгах, что отец Иоанн всегда вспоминал о годах, проведенных в заключении - а они были нелегкие: на допросах его избивали, один из пальцев был искривлен после перелома- как о самых счастливых, в духовном смысле этого слова. Он говорил, что они были для него школой молитвы, школой духовного возрастания и что эти годы тюрем и лагерей в этом смысле не сравнятся ни с какими благополучными годами.

Отец Иоанн родился еще в царское время, на его глазах свершились революция, гражданская война, Вторая мировая война, и своими глазами он увидел и расцвет России. Когда Вы приходили к таким духоносным старцам, как отец Савва и отец Иоанн, не было ли Вам страшно, ведь Вы понимали, что эти люди видят Вас насквозь? Какие эмоции Вы переживали? Я много где бывал, но не встречал таких людей, поэтому мне тяжело понять. Объясните, пожалуйста, что переживаешь во время встречи с человеком, который может увидеть тебя насквозь?

Во-первых, моя встреча с отцом Саввой и отцом Иоанном (Крестьянкиным) произошла в моем младенческом духовном возрасте, поэтому кроме любви, которую они дарили, никакого страха я не испытывал. У меня был глубочайший интерес и любопытство, если можно так выразиться, но при этом я не искал тех дарований, которые присущи старцам. Только постепенно, сталкиваясь с явлениями прозорливости у отца Иоанна (Крестьянкина), у меня бежали мурашки по коже. Допустим, он видел мое прошлое и не то чтобы предсказывал специально, но намекал о моем будущем, а я понимал, что это действительно свершится. Но это было в начале, а уже впоследствии, в пору своего духовного отрочества, если так можно сказать, я стал относиться к нему с гораздо большим благоговением. Тогда я начал понимать, кто есть кто и свое место в отношениях со старцем, понимал, что, если я спрашиваю его, то должен его безукоризненно слушаться. Если я предполагал, как ответит батюшка на мой вопрос и понимал, что я не смогу этого исполнить, то не задавал этих вопросов. Но если задавал вопрос вопреки, то есть когда на 99 % мне казалось, что отец Иоанн ответит так-то и только 1% что его ответ не совпадет с моим желанием, токак я тогда смогу поступить, что сделаю? И задавая такой вопрос, я понимал, что если выпадет этот 1%, я все равно буду должен, как овца, ведомая на заклание, исполнить то, что он мне говорил. Иногда, вопреки моему видению и пониманию, отец Иоанн отвечал так, что оставался только 1%, и мне приходилось его исполнить. И в этом была школа, которую, не знаю хорошо или нет, но я прошел, всегда стараясь слушаться отца Иоанна и получая только положительные плоды в своей жизни. И никогда его благословение, которое было связано с какими-то внутренними трудностями, преодолением каких-то ситуаций, не заканчивалось для меня отрицательно, но всегда приносило самые положительные плоды.

- Было ли хотя бы раз, чтобы Вы ослушались отца Иоанна?

К сожалению, было, было от моего непонимания. В 1991 году я познакомился по милости Божией с патриархом Алексием. Так случилось, что мы ехали в Печоры в то время, когда он совершал свою патриаршию поездку в Псков и Печоры. Мы много проговорили с патриархом Алексием в поезде, я был тогда из Курско-Белгородской епархии, где нес служение в деревенском храме, и святейший патриарх благословил меня служить Божественную литургию в Псково-Печерском монастыре. Не могу объяснить причину, но на следующий день отец Иоанн Крестьянкин сказал: «Поезжайте следом за Патриархом». А патриарх ехал в Пушкинские горы, в Святогорский монастырь. Это был 1991 год. Мы были вместе с матушкой и моей одиннадцатилетней дочерью, и я подумал, как нам ехать до Святогорского монастыря? Надо сначала доехать до Пскова, приютиться где-то на вокзале, а криминогенная ситуация тогда возрастала,потом на каком-то транспорте добраться до Святогорского монастыря. Этот путь показался мне просто неподъемным, и в результате я с семьей не поехал. Когда отец Иоанн узнал об этом, то передал через свою послушницу: «Отец Владимир, зачем Вы приезжаете ко мне, если не исполняете моего благословения?» Для меня это был гром среди ясного неба: отец Иоанн, повторю, всегда излучал вокруг себя океан любви, а здесь, можно сказать, дал мне такой подзатыльник, от которого мне стало внутренне плохо, я понял, что натворил. С другой стороны, я думал, как же надо было выйти из этой ситуации: пойти и осилить все эти тяготы и все-таки исполнить благословение? В тот же вечер я попросил прощения у старца, и он меня простил. И только спустя три года - настолько у меня были зашорены глаза - я понял, что из этой ситуации можно было выйти очень легко: просто вызвать такси до Святогорского монастыря и точно так же вернуться на нем в Псково-Печерский монастырь. Несмотря на то, что такая дорога была бы не очень дешева, такие материальные возможности были. Мог бы быть реализован очень простой план, о котором я вообще тогда не задумался. По всей видимости, это было промыслительно: замечание, которое мне сделал отец Иоанн, навсегда поставило меня в правильное русло, и как бы тяжело мне ни было, я всегда исполнял благословение отца Иоанна Крестьянкина.

- Много ли чад было у отца Иоанна?

Огромное количество. Даже у нынешних известных, популярных священников, которые не являются старцами, огромное количество духовных детей, а что говорить о прозорливых старцах. Не так давно вместе с отцом Илием я присутствовал на торжественной закладке капсулы на строительство храма, участие в котором принимал высокий священнический сан. И при возвращении во временный храм, отец Илия шел, облепленный людьми, как праздничная елка игрушками. Эти люди не обращали никакого внимания ни на епископа, ни на нас, священство, а только на отца Илия, каждый жаждал задать ему вопрос, и каждый, кто успевал его задать, получал ответ и отставал от отца Илия. Такая популярность вызвана тем, что ответы его носят безусловно животворный характер.

Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава - человек высокой и праведной жизни, ему уже 82 года, но он несет свое служение-- рассказывал, что когда в 60-70-е годы был насельником Троице-Сергиевой лавры (исполнял там и должность эконома, и даже небольшое время замещал наместника), там проживало больше десяти старцев.Можно было, как пчелка, перелетать из кельи в келью и насыщаться наставлениями старцев, у которых ты бы хотел почерпнуть этот нектар.

Сейчас совершенно иное время. Когда мы познакомились с отцом Иоанном (Крестьянкиным), ему было 60 лет, и тогда он еще не был так облеплен людьми. Может быть, за 10-15 лет до своей кончины он уже был постоянно с людьми. Потому что, с одной стороны, количество старцев уменьшалось, а с другой, отец Иоанн по милости Божией и по благодати Духа Святого вошел в духовную силу и мощь.

Мы знаем, что отец Иоанн Крестьянкин очень приветливо относился ко всякому приходящему к нему человеку. Неужели он старался помочь каждому?

Да, его хватало на всех, я не видел человека, которому бы отец Иоанн отказал. Он встречал каждого таким внутренним духовным приветствием, которое, если выразиться простым языком, буквально сшибало с ног - приветствием любви. Каждый человек чувствовал это облако любви, которое источалось из него. В мире мы видим очень мало любви. К сожалению, это оскудение любви, наверное, признак какого-то особого времени. И когда, вопреки этому миру, человек идет к тебе с открытым сердцем, готовый - ты это чувствуешь и понимаешь - пожертвововать ради тебя своей жизнью, то перед этой любовью невозможно устоять. Ты заражаешься чувством любви по отношению к этому человеку, носителю этой Божественной любви. Отец Иоанн шел к человеку так, что тот понимал: к нему приближается сама Божественная любовь, явленная через отца Иоанна (Крестьянкина).

Одним из тех людей, которые побывали на аудиенции у отца Иоанна (Крестьянкина), был наш президент Владимир Владимирович Путин. Вы слышали об этой встрече?

Да, мне об этом говорили очевидцы, насельники монастыря, которые присутствовали при визите президента Российской Федерации в Псково-Печерский монастырь. Батюшка проговорил с Владимиром Владимировичем минут 45. Охрана, как мне рассказывали, оставалась за корпусом, и когда Владимир Владимирович вышел из кельи старца, он шел по коридору и восклицал: «Не ожидал, ну, никак не мог ожидать!» Глубоко убежден, что старец настолько заглянул ему в душу и раскрыл такие сокровенные свойства души или жизни, о которых знал только Господь, сам президент и которые были открыты отцу Иоанну. По всей видимости, он получил соответствующее напутствие со стороны отца Иоанна, и, несмотря на то, что с тех пор не виделся с ним, воспринял как личную драму упокоение отца Иоанна, одним из первых прислав телеграмму соболезнования в Псково-Печерский монастырь.

- А когда состоялась встреча президента с отцом Иоанном?

Это несколько затруднительный вопрос, но думаю, лет за десять до упокоения отца Иоанна Крестьянкина. Хотя могу сказать более точно: это было, когда Владимир Владимирович был только исполняющим обязанности, но еще не стал президентом. Если мне не изменяет память, это был 2000 год.

- Что отец Иоанн говорил о России и ее будущем?

Из моих личных отношений с батюшкой могу сказать, что он с осторожностью относился к словам о великом будущем России, что она будет светить светом православия. И мне кажется, что до некоторых пор - ни в коем случае не хочу дезинформировать об отношениях батюшки - он с осторожностью относился к мысли о духовном возрождении России.А потом был второй этап, когда он говорил, что Россия будет светить лампадой православия всему миру, что было в соответствии со словами всех старцев, которые пророчествовали о России, призывая весь мир к покаянию.

Если предполагать, что отец Иоанн (Крестьянкин) мог говорить Владимиру Владимировичу Путину, как Вы думаете, можно ли видеть в нынешней России какие-то следствия наставлений отца Иоанна?

Во-первых, я думаю, что встреча со старцем для любого человека, а тем более такого искреннего, как Владимир Владимирович не проходит без следа. Дерзаю предположить, что отец Иоанн (Крестьянкин) вряд ли давал какие-то напутствия, связанные с государственной деятельностью и служением Владимира Владимировича. Но глубоко убежден, что его молитвенный покров на себе Владимир Владимирович испытывал и наверняка испытывает до сих пор. Встреча с таким старцем, как отец Иоанн, безусловно, не прошла без следа и в плане деятельности Владимира Владимировича как собирателя России, структурирующего государство и власть. Как сказали мне люди, в той или иной мере знакомые с ним, единственной женой и невестой для него является Россия, которую он любит больше, чем кого бы то ни было. Думаю, что эта любовь, не только органичная в нем и его соратниках, но это и нуждающаяся в постоянной молитвенной поддержке, которую постоянно оказывает старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), чье прославление в лике святых ожидаем все мы.

В 2009 году преставился известный регент Троице-Сергиевой лавры архимандрит Матфей (Мармыль), он похоронен на территории лавры, и все начинающие регента, которые там учатся, перед занятиями или важными концертами, часто идут к нему на могилку и просят помощи. У приезжающих на могилку отца Иоанна есть ощущение его присутствия с нами на земле?

То, что присутствие отца Иоанна есть?- это безусловно. К сожалению, я не имел возможности видеться с батюшкой в последний год, возможно, он тоже говорил, подобно многим другим старцам: «Приходите ко мне на могилку, просите то, что вы желаете, и Господь по молитвам даст вам». Я никогда не испытываю желания бывать на могилах даже у святых, хотя почитаю и мощи, и могилы, и когда бываю у них, то безусловно и молюсь, и прикладываюсь. Но в силу какого-то внутреннего устроения меня никогда не тянуло к этому, потому что я нахожу для себя утешение в Теле и Крови Господних, причащаясь Святых Христовых Таин. С другой стороны, я молюсь отцу Иоанну; безусловно, без афиширования, потому что он еще не причислен к лику святых, но я считаю, что у меня с ним есть внутренняя, сокровенная связь. Молюсь, чтобы он продолжал помогать мне своим молитвенным участием, не оставлял меня в своих молитвах до конца моей жизни и чтобы по его молитвам Господь дал мне возможность спастись.

После смерти отца Иоанна бывало ли так, что Вы могли бы сказать, что та или иная ситуация разрешилась по молитвам батюшки?

Думаю, что вся моя жизнь каким-то образом зависит от молитвенного участия батюшки. Когда я болел на протяжении уже многих лет, и деревенский приход уже думал, что я умру недели через две, мы приехали в Псково-Печерский монастырь. Я не находил себе места: лечь не могу - неудобно, на стуле сидеть - больно, слабость невероятная, приходит отец Иоанн и говорит: «Отец Владимир, сбегайте в Архангельский собор, найдете такого-то человека, спросите то-то и принесете сюда». А расстояние - четыре крутых лестничных марша. Я думал, что на втором марше душа моя отлетит к Богу, но ни в чем не сомневаясь, бегу, нахожу этого человека, ничего в итоге не приношу, но прибегаю: после второго марша у меня появилось второе дыхание. И батюшка улыбается, а я понимаю, что, может быть, он и не ждал того, за чем посылал, а ожидал послушания. Потом он сказал: «Вы должны были умереть, а теперь проживете больше, чем я». И с этих пор я стал выздоравливать,было мне тогда 45-46 лет.По молитвам отца Иоанна, его благословением созидалась вся моя жизнь: рождение моей дочери и так далее, так далее. Поэтому я выражаю твердую уверенность в том, что моя жизнь и закончится по его молитвам.

- Возможно ли почитание отца Иоанна как святого на местном уровне, хотя он пока и не канонизирован?

Каждый человек, который знал архимандрита Иоанна (Крестьянкина), относится к нему как к святому. Но мы не можем устраивать из этого публичного молитвенного обращения, каждый имеет это сокровенно в своем сердце. Мы верим, что рано или поздно старца канонизируют, только после этого можно открыто исповедовать его как человека святого. Преподобный Симеон Новый Богослов очень почитал своего духовного отца преподобного Симеона Благоговейного. И когда тот еще не был причислен к лику святых, уже служил ему службы. Такое в истории Церкви было, но это не канонично. Я почитаю память преподобного Симеона Нового Богослова, его труды имели для меня огромное значение, я отношусь к нему без всякого осуждения, благоговею перед ним, но тем не менее это не канонично.

Вы сказали, что между старцами существовала преемственность. Вы уже много лет священник и у Вас наверняка есть свои духовные чада, помогает ли Вам опыт, полученный у отца Иоанна в окормлении собственных духовных чад?

Я бы сказал так: вся моя пастырская деятельность и все советы, которые мне приходится давать в той или иной человеческой ситуации, основаны на опыте и ответах отца Иоанна (Крестьянкина). Это для меня такое богатое наследие, которое до сих пор невозможно выразить и передать в своей полноте. Можно прочитать горы святоотеческой литературы и ничего не понять, а батюшка вложил в меня те ответы на вопросы мои собственные, которые я задавал ради своей жизни, и других людей, которые будут всегда популярны и необходимы для мира, жаждущего идти по пути к спасению. Ничего моего нет, но всё, что я говорю, - это то, что в меня вложил старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

- В заключение нашей передачи, скажите, пожалуйста, напутствие нашим телезрителям.

Хочу сказать, чтобы, несмотря на оскудение старчества в мире, народ Божий этим не смущался и не унывал. Святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что у нас есть святые отцы и их наследие, к которому нужно обращаться за помощью. Я бы порекомендовал нашим соотечественникам обращаться к нашим отечественным святым отцам, старцам, причисленным к лику святых. У нас море духовной литературы, где мы можем почерпнуть очень важные, многоценные советы для своей жизни.

Ведущий: Сергей Платонов
Расшифровка: Ксения Сосновская

(4 голоса : 4.25 из 5 )

Бойтесь отпасть от Матери-Церкви, только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь!..

Дорогие мои, чада Церкви Христовой!

В нынешние дни, когда небо и земля ликуют о неизреченной милости Божией — о рождении в мире Спасителя его, когда Православная Церковь 2000-летним своим страдальческим стоянием в истине и спасительными своими трудами утверждает, что с нами Бог, когда сонм российских прославленных новомучеников заложил в фундамент Церкви плод своего красного сеяния, и Божией милостью народ России начал вспоминать свое славное христианское прошлое и находит теперь дорогу в храм Божий к Богу, — радоваться бы нам и жить живой верой и несомненной надеждой на Бога и на Его Святую Церковь. Жить и ежедневно помнить, что печать дара Духа Святаго, полученная нами в святом крещении, соделала нас чадами Божьими и благодарить Бога.

Но нет, в эти духоносные и святоносные дни мрачная тень духовного возмущения взволновала умы и сердца верующих и лишает их не только радости всемирного и вечного торжества, но и самой веры и благонадежия.

Дорогие мои, и кто же сегодня дерзко отдает правление миром темным силам?

Кто вновь, как во времена Спасителя, подходит к Нему с лукавым вопросом: Как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Мф. 22, 17; Мк. 12, 14; Лк. 20, 22).

А на современном языке это звучит так: «Принимать ли новую систему налогообложения или нет?»

Ответ парадоксален. Сами православные верующие христиане: священники и миряне, забыв о Промысле Божием, о Боге, — отдают власть темным силам.

И как тогда совопросники Спасителя не удовлетворились Его ответом и отошли до времени, чтобы изобретать новый подвох на Него, так и ныне ответ соборного церковного ума и предпринятые Церковью меры по разъяснению обстановки не приняты, — и продолжает нагнетаться смущение и смятение в ограде Церкви и в среде народа Божия, а на самом деле творит все это враг Божий, враг Церкви, враг нашего спасения.

Государственная проблема об индивидуальных номерах налогоплательщика стараниями врага Божьего, ложными слухами о введении в ИНН трех шестерок обрела в духовном мире великую силу смуты и стала для нас той проверкой, которая проявила в верующих отсутствие веры Богу и доверия Матери-Церкви…

Дорогие мои, а ведь именно эту цель и преследовал враг, вводя в штрихкод число «666», а никакое иное. Но с какой легкостью и как безболезненно это роковое число было удалено, когда оно сделало свое дело!

Число убрали, заявление о присвоении номеров исключили, а смута и раскол в Церкви продолжают углубляться. И разговоры о печати антихриста, о безблагодатности нашей Церкви, о близком конце мира будоражат умы.

И сектантские, и противоцерковные настроения и речи звучат уже и с амвонов церковных. В истории Церкви такие настроения прослеживались уже не раз, особенно в периоды политических потрясений, катастроф, войн и всякого рода «перестроек». Даже великие столпы Церкви ошибались.

Вот как описывает подобные события насельник нашей святой Псково-Печерской обители великий подвижник благочестия митрополит Вениамин (Федченков): причина подобных явлений лежит «в душе человеческой… ее всегда соблазняет все таинственное, необыкновенное, сверхъестественное, чудесное; а особенное — страшное. А при этом появляется ложная «ревность» о Боге… Это все давно известно в духовной жизни. Но периодически подобные движения, как извержения вулканов, — начинают выходить наружу. Обычно это связано с какими-либо политическими потрясениями, катастрофами, войнами, притеснениями.

Необходимо бороться с этой язвой духовной. Сам ап. Павел начал эту борьбу — написав целое 2-е послание к Солунянам(а отчасти и первое), где он запрещает верить «духу, или слову, или посланию» (2 Фес.2-4). Несмотря на это, подобные движения в истории возникали снова и снова. И даже великие столпы Церкви ошибались в назначении сроков «конца Вселенной». Например, св. Иоанн Златоуст прямо писал, что конца мира нужно ожидать около «четырехсотого» года. «Я не погрешу «(!), — говорил он, указывая приблизительную дату около 400 г. … И погрешил : прошло 1548 лет с этого дня, конца мира нет. Писано это в 8-м томе его сочинений, в объяснении Христа с самарянкой (Евангелие от Иоанна, гл.4).

Подобно этому, и во время гонения на иконы и иконопочитателей — 6-9 веков — думал о «близком» конце мира св. Феодор Студит. И вообще многие и много раз увлекались этой идеей. В России — об этом говорил о. Амвросий Оптинский.» (Митр.Вениамин (Федченков) «За Православие помилует меня Господь…» СПб. 1998 г. )

Но вот мы дожили до 2001 года, а конца мира все нет и жизнь продолжается. И Христос, пришедый в мир грешныя спасти, продолжает Свой подвиг — любви к роду человеческому . Он даровал нам путь ко спасению, и Он один и тот же на все времена для христиан и первых, и последних времен — и это вера в Промысл Божий и жизнь по вере.

Сам же Господь наш Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве просит о всех, верующих в Него, Бога-Отца: Я не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла .

Дорогие мои, это о нас молит Христос! Так, Божиим велением мы, чада Божии, призваны жить в мире, а мир бывает разный — христианский, языческий, богоборческий, и в нем, в таком разном , мы призваны пронести свет Христова учения и Истины, а это, по слову Писания,- «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».

В предпразднственном каноне на Крещение Господне Церковь предельно ясно описывает отношение к мирскому и Божескому для всех, идущих во след Христа. Он — Христос — «написался, но не поработился еси, кесаревым повелением повинуяся, аще бо и от работы утешение нам подая, вольно повинуешися и даньствуеши дидрахму, но законом греха первее проданные ны свободил еси ныне и сыноположения удостоил еси».

И по примеру Спасителя мы, верующие, повинуемся государственным законам, оставаясь при этом духовно свободными, как сыны Божии, сыны Света!

И как не вспомнить нам в нынешней нашей ситуации того момента в жизни Церкви, когда она вошла в беспредел революционной смуты и надо было учиться жить и сохранять Церковь в период полного беззакония. А наш Святейший Патриарх Тихон встречал каждый день в спокойствии духа, ибо верил Богу и Ему предавал и Церковь, и себя, и народ Божий.

Вера Богу — вот в чем наша сила, наше противостояние смуте и расколу в Церкви.

Свидетельства истинной веры оставили нам российские новомученики. Так, священномученик митрополит Вениамин Петроградский пишет перед своей мученической кончиной: «Я радостен и покоен… Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и дать место благодати Божией — вот истинно христианский духовный настрой».

Верующий живет в мире со Христом, умирает во Христе и идет ко Христу. И кто нас разлучит от любви Божией: ни скорбь, ни теснота, ни клевета на Бога и Церковь, которую сеет враг рода человеческого?

А страх, идеже не бе страха, теперь парализовал веру и отнял надежду, и тень вражья силится заслонить собой Солнце правды — Христа.

Да не будет!

Дорогие мои, как мы поддались панике — потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения?

И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером.

А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты. Не было имени, но Бог был рядом, и Его водительство вело верующего заключенного сквозь сень смертную каждый день.

У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа-Спасителя. И Спаситель вошел в мир с переписью населения.

А что сказать о контроле и тотальной слежке, которыми так пугают простодушных людей?

Когда и в каком государстве не было тайной канцелярии? Все было… и все есть… и будет… но ничто не мешает спасаться верующему человеку. И каждый идет по жизни своим крестным путем, верой проходя все, встречающееся на жизненном пути.

И верующий все принимает от руки Божией с уверенностью, что все споспешествует ему ко спасению.

Подумать бы нам лучше о том, о чем действительно всегда надо помнить православному христианину — о всевидящем Оке Божием, Которое видело, как ткалась наша плоть, об ангеле света и ангеле тьмы, сторожащими каждый наш шаг, каждую думу — от младенческой колыбели и до гробовой доски. А думаем ли мы об этом?

Сейчас мы все больше боимся печати антихриста, которая будет во время оно, во время, до которого мы не знаем, доживем ли. А вот о печати нашего личного греха мало кто даже задумывается. Но именно она, эта печать, отдает человека во власть антихристовых стихий и дел и является действительным прообразом той печати, которой на самом деле стоит бояться! И ничто божественное не пройдет сквозь эту страшную греховную печать, которой мы ежедневно печатаем свой ум и сердце.

Господь же, зная нашу немощь, дал нам покаяние — разрешение от греха. Но это очищение души, ума и сердца совершается только в Церкви, только в Таинствах. И именно на Церковь сейчас так ополчился враг.

Да, все Божественное Писание свершится без сомнения ;

Да, будет пред концом мира три с половиной года такая туга, какой не было от сотворения мира, и этим знаменуется власть антихриста.

Да, будет Славное и Страшное Пришествие Спасителя, Который убьет врага духом уст Своих.

Все будет, но — когда?

Времена и сроки положил в Своей власти Господь Бог — Отец, а остановить Промысл Божий или изменить его не в силах никакая самая могущественная рука .

И нам не удастся ни приблизить это время, ни предотвратить.

А жить надо теперь, сейчас, жить надо в Боге.

А уже сейчас зовут людей в леса, в пустыню, в потаенные комнаты.

Не брать номер, не входить в новую систему государственного учета, уйти от мира, уйти из Церкви.

Но как же спасаться?

Как жить, как растить детей в Боге, об этом умалчивают все.

И уже сейчас поток горьких, слезных и недоуменных писем захлестнул духовников.

Церковь наша уже имеет свой налоговый номер и в нее уже ходить нельзя.

И старушка, всю жизнь свою и в самое тяжкое время сохранившая верность Богу и Церкви, теперь будучи на исходе из жизни, отпадает от Спасительного Церковного ковчега.

И кто ответит пред Богом за соблазн малых сих, которые простодушно споткнулись о то, что к духовной жизни не имеет никакого отношения — о налоговый номер…

Вот и смотрите, какая проверка нашей веры, ее разумности, ее духовности идет сейчас.

Печать Христова явилась в мире после свершения Его спасительного подвига. Крест, бывший орудием позорной казни, освященный кровью и благодатью Господа нашего Иисуса Христа, стал Христовой печатью неограниченной силы на все вражье.

Теперь же говорят только о числе 666 как печати антихриста. Но разве он уже получил власть в мире? разве стерлись государственные границы, и мир и безопасность убаюкивающе ласкают наш слух?.. И антихрист воцарился, признанный всеми как всемирный правитель, получив тем право на свою печать?

Но еще Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит, что в его время появилось много антихристов. А что скажем о настоящем, нашем времени? Разве что становится мало христиан и много, очень много антихристов.

Их много — неверов, смутьянов, соблазнителей, раскольников и растлителей, но это еще не тот единственный антихрист, который попущением Божиим получит власть над миром и живущими в нем на три с половиной года. И надо нам всем помнить, что мы теперь еще живем в спасительное время, во время благодатное, когда Спаситель мира Христос готов принять и спасти всякого грешника, воздохнувшего к Богу о своем спасении.

Вот и будем спасаться в Церкви, ограждая себя страхом Божиим от всякого греха, от лукавства, лжи и фальши, от самости и своеволия.

И хорошо бы теперь, когда в народе пробуждается христианское самосознание, понять нам всем, кому и зачем нужны теперь такие нехристианские методы борьбы за «свободу».

Да и от чего должны мы быть свободны?

— От христианской церковной дисциплины, когда соборный голос Церкви оспаривается личным мнением?

— От Церкви единой соборной, раскольническая часть которой зовет людей в «катакомбы», чтобы она выродилась в секту?

— От выплаты налогов, чтобы по слову Писания: «кто собрал много, не имел лишнего, а кто мало — не имел недостатка?»

И не насторожит ли чад Церкви то, что в желании достичь своей цели борцы не гнушаются пользоваться методом отца лжи диавола — КЛЕВЕТОЮ?

С начала возникновения этой смуты я написал немало частных писем в отношении ИНН.

И вот одно из них волей Божией было обнародовано через Интернет Сретенским монастырем на широкую аудиторию. Но письмо объявили подлогом. И сегодня я опять и опять подписываюсь под этим моим письмом.

И именно в нем звучит мое восприятие всего происходящего, а не в той анонимке, которую опубликовали неведомые клеветники в газете «Русский вестник» (№№ 46-48 за 2000 год), навязывая в ней свое мнение моему имени.

Теперь же в связи с тем, что мое имя вплетают в свою клевету те, кто борется с Церковью, я обязан сказать всем, кто вовлечен в этот психоз:

БОЙТЕСЬ РАЗДЕЛЕНИЯ И РАСКОЛА В ЦЕРКВИ!

Бойтесь отпасть от Матери-Церкви, только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь!

Бойтесь судить церковное священноначалие,- ибо это гибель и без антихристовой печати!

БОЙТЕСЬ ГРЕХА!

Мы уйдем из жизни задолго до того, когда явится тот страх, который обуял всех теперь. Но, отпав от Церкви, мы и наследуем как раз то, чего так боимся сейчас.

Напечатлеем же на скрижалях сердца и ума духовную основу нашего единения с Богом:

Сыне, даждь ми твое сердце.

Душу и сердце, верное Богу, Господь не отдаст на попрание врагу!

Обмануть человека легко и другому человеку, обмануть нас врагу с его многовековым опытом во лжи ничего не стоит.

При современных технических возможностях можно тайно и явно запечатлеть все народы и «номерами», и «чипами», и «печатями». Но они душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного отречения от Христа, и сознательного же поклонения врагу Божию.

И животворящие слова Спасителя нашего да будут руководством и путеводителем нам по житейскому бурному морю: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27-28), веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14, 2).

P.S.: Пунктуация и курсив/жирный шрифт — авторские.

Так будем же неукоризненными делателями на Ниве Господней и от Него примем дух премудрости и разума, дух ведения, так необходимые нам в наше бурное время.

1990 год нес с собой отдаленные признаки надвигавшегося на Россию непроглядного бездорожья. Наглые силы и бесправие все чаще стали прорываться в общественную жизнь, обещая большие перемены в ближайшем будущем.

Отец Иоанн, не имеющий в келье никаких средств массовой информации, своим духовным ведением ощущал то напряжение, которое неминуемо должно было разразиться грозой. Изменения, грядущие на Россию в 1990-е годы, отец Иоанн чувствовал еще в 1970-х. Он вслух говорил о том, что придет к нам на исходе столетия, но никто из слышавших не понимал тогда его таинственных слов.

Хорошо запомнилась одна из таких бесед. Это было в 1970-е годы. Отец Иоанн был в Москве в одном священническом доме. За столом шла оживленная беседа. Неожиданно отец Иоанн изменился в лице и, всматриваясь куда-то в пространство, произнес: «Будьте внимательны и осмотрительны к себе, – и, показывая на богатую для тех лет трапезу, продолжал – этого будет много, даже слишком много. Скудость останется в редких домах, у доживающих свой век и оставшихся произволением в старом времени. А новое захлебнется изобилием материальных благ. Так будет происходить, потому что древний змий почувствует приближение конца и начнет бить хвостом. Брызги от его агонии и дадут этот очередной соблазн, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Но расплата за эти вражьи дары очень дорогая. Люди будут кружиться в нескончаемом водовороте, суете и погоне за приманками и растеряют душевное тепло и любовь. Искреннее сердечное общение будет большой редкостью. Духовное оскудение изгонит Дух Божий из жизни».

Резко оборвал отец Иоанн речь свою. Отрешенно посидел несколько минут и вернулся к доселе оживленному разговору. Что увидел он в те минуты, о чем поведал собравшимся?

А в 1989 году в своих праздничных поздравлениях отец Иоанн зовет всех под кров милости Божией, стать «неукоризненными делателями на Ниве Господней и от Него принять дух премудрости и разума, дух ведения… так необходимые нам в наше бурное время».

В 1990 году он уже открыто пишет, что грядет на Россию: «Не потому ли, что истощилась вера наша, мерещатся теперь в смятенном мире, ожидающем бедствий, два противоположных образа: образ поруганной Божией Любви и торжествующий смех дьявольской злобы».

«Дорогие мои! Устрашимся видения, склонимся к Христу в покаянии и мольбе, изливая перед Ним тихие молитвы. И Он, Господь наш и Бог, вразумит, и обновит, и сохранит нас, в бедствии припавших к Нему»

Перемены в жизни страны не могли обойти и .

В это время Господь отзывает из земной юдоли Святейшего Патриарха Пимена. 19 лет предшествовал ему крест Патриарший. За несколько лет до кончины в личной беседе с отцом Иоанном его патриаршее слово прозвучало Заветом и оно же приоткрыло будущее Церкви – предстоящие тяжкие битвы за чистоту Святого Православия, за календарь, тысячелетнюю икону времени Церкви, за церковнославянский святой язык, язык молитвенного обращения к Богу. Не забыл он упомянуть и о грядущих притязаниях католиков на замученную 70-летними гонениями Русскую Православную , обозначив рамки контактов с ними: «Только за одним столом чаю попить».

Патриарх отдал Завет в надежные руки. Отец Иоанн в своих проповедях озвучил его. Пять Патриархов носил в молитвенной памяти сердца иерей Божий Иоанн за свою долгую жизнь. Пройдя со своим иерейским крестом сквозь стремнины тайных и явных гонений на в XX веке, он реально соизмерял величину Патриаршего и иерейского креста.

Патриарх Тихон – бескровный мученик. Его семилетние голгофские страдания легли в основание мартиролога послереволюционной Российской Церкви. Для отца Иоанна святость его была очевидна, он ждал прославления Патриарха и дождался. Сподобился он принять молитвенное участие в обретении мощей его, отцу Иоанну последовательно сообщали о всех этапах поиска.

Патриарх Алексий I был непосредственным исполнителем воли Божией об Иоанне Крестьянкине. Его рука низвела благодать священства на главу отца Иоанна, и его же благословением открылся для него вожделенный монашеский путь.

Память о Патриархе Сергии жила в сердце отца Иоанна с юности. И она питалась не только благодарностью за то, что по сей день жива Русская Православная , но и за урок, полученный через Патриарха Сергия, в каком неприступном свете пребывает тот, кому Бог вручает Свою Церковь. Отец Иоанн нередко говорил, что Патриарх Сергий еще будет прославлен. В 1997 году отцу Иоанну передали часть архиерейского омофора и еще некоторые церковные предметы, принадлежавшие Святейшему Патриарху Сергию. Батюшка не счел возможным хранить у себя эти святые реликвии. Он послал их Патриарху Алексию II с сопроводительным письмом: «Преклоняясь пред подвигом трудов Святейшего Патриарха Сергия и посмертными тяготами его поношения, я считаю своим долгом передать сии ценности Вам, ибо они по праву должны принадлежать Церкви. Жду и уверен, что Господь еще скажет Свое слово и о Патриархе Сергии, открывая миру сокровенную тайну подвига его жизни».

В ответ Святейший Патриарх Алексий II написал: «После Святителя Тихона и разгрома Церкви в 20-е годы на долю Святейшего Сергия легла задача как-то сохранить и возродить структуру ее управления. На своем малом опыте знаю, насколько великая лежит ответственность за будущее Церкви на ее Предстоятеле. Посему всегда уповаю на Ваши Святые молитвы».

«Россия, будь такою, какою ты нужна Христу!»

А из келий благочинного отца Александра и отца Иоанна проводили в открывшуюся Серафимо-Дивеевскую обитель святыни прежнего монастыря, переживавшие безвременье в кельях старцев-молитвенников.

«Отступление идет по земле, и надо держаться Церкви, ибо Кормчий ее – Сам Спаситель…

…Мы …ни на минуту не усомнимся во всемогуществе Промысла Божия, который знает, как спасать верных и любящих Бога. Вот наше оружие – любовь к Богу и Церкви…

Знайте, что без Церкви спасения нет, и Кормчий ее Сам Господь »

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Отступление идет по земле — Спасение в Церкви —

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006) пишет: «…Кто-то не доживет до того открытого выбора – или вера, или хлеб, — но выбор жизненного пути: или за Богом, или против Бога – совершается в жизни каждого человека и ранее, и теперь, и до конца дней жизни. Только на чаше весов лежит сейчас еще не кусок хлеба. А и такое время настанет. Но когда? Бог весть! Чем больше людей выбирают жизнь против Бога, тем скорее приближается последний выбор. Земля перестанет родить хлеб от злобы живущих на ней . Вся природа возопиет к Богу от человеческих беззаконий. Поле жизни зарастет тернием и бурьяном, а мы ведь делатели на этом поле, делатели на Божьей ниве.

Дух Божий хранить надо, а это – радость, мир, любовь, воздержание и прочее – в Боге и по Богу. Только это не сгорит в последнем огне, и только это будет свидетельствовать о нашем сердечном выборе…

Да, безусловно, мир на последней скорости спешит к Страшному суду. Борьба зримая и очевидная, но борьба за души, а не за что другое . И не без нашего участия все это происходит и теперь. И тем более на последнем этапе, когда мы должны будем дать ответ: «Како веруем?»

…Мы …ни на минуту не усомнимся во всемогуществе Промысла Божия, который знает, как спасать верных и любящих Бога. Вот наше оружие – любовь к Богу и Церкви. А хлеб ешьте, Бог его дает миру; ешьте, пока его выдачу не связали с Вашим верованием. И наша задача – беречь Церковь от раскола и ересей.

…Грозные …слова Апостола: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие» (2 Тим.3, 1) – были некой образной аллегорией, еще не вторгшейся в жизнь во всей своей силе и бедствии. Но вот появились и с невероятной быстротой разрослись во всех сферах жизни и, главное – в душе человека: неверие, ненависть и бесовская гордыня, и они привели за собой свои исчадия: ложь, лукавство и фальшь, которые исказили жизнь. И как следствие этих новых норм явились в жизни смятение, смущение и неразбериха…

Глядя на все, происходящее в мире, в государстве нашем, в Церкви и в нас самих, было бы отчего прийти теперь в уныние, если бы не вечно живые, неизменяемые и жизнеутверждающие обетования и истины Божии не указывали нам цель жизни – искание вечного живого Бога . Неизменна цель, неизменно и служение Богу, Его святой Церкви…

А что нам ждать последних времен, ведь наш-то последний день наступит раньше.

А потому и живите по слову святых отцов, помня о последнем своем дне .

И тогда и курить бросите, и о выпивке мысль отгоните, если, действительно, боитесь последних времен. А то больше у всех одна болтовня, а на деле страха Божия нет как нет. Вот врага страшимся и его печати, а сами ему усердно служим .

Умудри Вас Бог и укрепи в Вас память о смерти, страх Божий и памятование о загробной жизни.

Придет время, и Шенгенское соглашение охватит весь мир, и не будет такого места, где бы оно не вступило в свою страшную на последнем этапе силу. Но это на последнем этапе. А готовится оно еще со времен апостольских. Теперь же особенно важно – не бежать от него в пустыню или в место, где, как нам только кажется, оно не достигнет нас. Нет, нет и нет.

Наше бегство от этой беды должно быть в духовную жизнь во Христе, а то теперь у многих и церковь посещающих дух-то жизни не Христов.

…Бог везде, во всем мире: и в Греции, и в России, и Он укроет верных своих в годину искушений. Сам же, своими изобретениями никто не спасется от гнева Божия. Спаситель наш – Христос, на Него же и уповаем».

Спасение в Церкви

«Время, в которое привел нас жить Господь, наисмутнейшее: смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена.

А Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение, великое и спасительное, до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас – глас Божий.

Ни одному, пусть и кажущемуся достойной жизни, человеку, ни группе лиц единомысленных, ни снам, ни видениям, а Церкви – гласу Церкви – веру имеем . Церковь не может уйти в подполье, ведь тогда она перестанет быть для народа, чем быть должна…

Каждый человек живет и спасается в своем звании. Ваше спасение, как православных мирян, — жить по-христиански и воспитывать детей в Боге. И это сейчас весьма трудно.

А в церковь, даже если там и сокращает что-то священник, то, во-первых, он знает, что можно сокращать и сколько, а, во-вторых, вы за него не в ответе пред Богом.

Ходите в свою церковь и старайтесь сами чаще причащаться и детей причащайте. Наша св. Православная Церковь, слава Богу, руководима Св. Патриархом и стоит в истине.

Сейчас же очень многие сами только-только входят в Церковь, а спасаться начинают не со своего исправления, но с критики Церкви. Знайте, что без Церкви спасения нет, и Кормчий ее Сам Господь.

И Он лучше знает, как и кем ее вести по бурному житейскому морю. Вот и будьте в Церкви Русской Православной, управляемой каноническим Патриархом, и спасетесь, если жить будете, трудясь в исполнении заповедей Божиих.

Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение великое и спасительное до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас – глас Божий…

Борьба с Церковью и Православием продолжается от времени зарождения и будет до последнего дня земной жизни мира. И все верующие церковные люди – от мирянина до священника и иерарха – участвуют в этой борьбе за чистоту Православия, но каждый на своем месте и своими средствами.

…И не будем ли мы все ответственны пред Господом, если, удалившись, отдадим Православие на расхищение инакомыслящим?

Можно не вступать в открытый бой, но противопоставить свое стояние в Истине мы обязаны.

Кто после найденной Истины доискивается чего-то еще, тот ищет лжи.

Вы – в Православной Церкви, которая есть Столп и утверждение Истины и в сокровищницах которой Истина хранится и преподается устами Божиих иереев».

«Последние будут больше первых»

«Промысл Божий прав всегда. И если Он попускает нам испивать горечь современной жизни, то это, при несомненном доверии Богу, есть единственно спасительный путь для нас. Ведь что значат слова святых отцов: «последние будут больше первых».

 

 

Это интересно: