→ Чем положить жизнь за други. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя

Чем положить жизнь за други. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя

«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17-18).

Какие удивительные, какие не слыханные миром слова: Он Сам отдал жизнь Свою за спасение мира. Он говорил, что никто не отнимал у Него жизни, но Сам отдал жизнь Свою. Вы, может быть, в недоумении: разве не отняли у Него жизнь первосвященники, фарисеи и книжники, добившиеся от Пилата осуждения Его на распятие, а Он говорит: «Я Сам отдал жизнь, никто не отнимал ее у Меня»,

Вспомните, что сказал Он в Гефсиманском саду, когда пришел Иуда предатель, когда хотели арестовать Его, когда пламенный Петр извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо; вспомните, что сказал Он тогда: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26, 53). Он мог это сделать: Он и Сам обладал Божественной властью. Он мог поразить врагов Своих, страшно поразить. Но Он этого не сделал. Он, как овца, ведомая на заколение, отдал Себя в руки врагов Своих. Он Сам, по Своей воле отдал жизнь Свою за спасение рода человеческого.

«Имею власть отдать ее, и власть имею снова принять ее». Ведь это сбылось: Он опять принял жизнь Свою, когда воскрес в третий день. Что же, эти удивительные слова не имеют ли некоторого отношения и к нам, христианам? Только ли Христос Сам добровольно отдал жизнь Свою, только ли Он имел власть принять ее? Нет, эту великую власть дал Он и нам, людям.

Знаете, что были многие тысячи мучеников Христовых, которые, подражая Ему, отдали жизнь свою за имя Его святое, добровольно шли на страдания, на такие пытки, какие измыслить мог только дьявольский мозг врагов Христовых. Они могли сохранить жизнь свою, и всё же отдавали ее. Только отрекись от Христа, принеси жертву идолам - и получишь всё; а они отдавали жизнь свою. И что же, разве не приняли они ее потом, как Сам Господь Иисус? Приняли, приняли: все они славят Бога у Престола Всевышнего, все радуются радостью неизреченной и вечной. Они, после того как отдали жизнь, приняли ее на веки веков, приняли навсегда. Видите: слова эти могут относиться и к нам, людям, к нам, христианам.

Но, вы скажете, давно прошли те времена, когда проливали кровь свою за Христа. А теперь как можем отдать жизнь свою за Христа?

Прежде всего, неверно мнение, что мученики Христовы были только в первые века христианства, когда римские императоры воздвигали жестокие гонения на христиан: неверно, ибо и во все последующие времена, и даже в недавнее время были новые мученики. В XVI столетии отдали жизнь свою за Него трое юношей: мученики Виленские Иоанн, Антоний и Евстафий. Были мученики, которые в средние века отдавали жизнь свою за Христа, будучи жестоко умерщвлены турками, мусульманами за то, что отказались отречься от веры во Христа и принять магометанство.

Возможно мученичество во все времена. Но отдать жизнь свою за Христа не значит только мученически пролить кровь свою: есть для всех нас та возможность, которой последовали великие святые. Есть возможность отдать жизнь свою за други своя. Господь положил душу Свою за грешное человечество, а нам всем заповедал достигнуть такой вершины любви, чтобы мы душу свою полагали за други своя. Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики. Положить душу свою не значит только умереть за ближних своих; положить душу свою - значит отречься от себя, отречься от своих стремлений к богатству, к наслаждениям, к чести и славе, отречься от всего того, чего требует плоть наша. Это значит целью своей жизни поставить служение ближним своим. Было много святых, которые душу свою положили за ближних.

В истории Церкви Русской приведен такой пример в лице св. Иулиании Муромской. Она жила в царствование Ивана Грозного и Бориса Годунова, была дочерью дворянина, служившего ключником при дворе Ивана Грозного. Она жила в двух верстах от церкви, ее не научили грамоте, редко отпускали в церковь, она жила в тереме. Она жила скучной теремной жизнью и непрерывно молилась, жила и творила дела милосердия. В ранней юности, в 16 лет, она была выдана замуж за благородного дворянина. Казалось, она могла бы наслаждаться богатством, высоким положением, могла бы перемениться, как часто переменяются к худшему люди, попавшие в такое положение. Но она осталась такой же благочестивой, всецело преданной делам милосердия. Она поставила себе задачу всемерно заботиться о бедных, нищих, убогих. По ночам она пряла, вязала, вышивала и изделия свои продавала, чтобы помогать несчастным.

Случилось так, что муж ее был отправлен по делам государственным в Астрахань, и в одиночестве она еще усерднее служила бедным и несчастным: всем помогала, всех кормила. Но вот умер ее муж, она осталась одна, и богатство ее пошатнулось; она расточила свое богатство на помощь бедным. Настал голод в области, где она жила, доброе сердце не терпело вида голодных, доброе сердце требовало, чтобы все страдающие получили помощь, и она продала имущество свое: всё раздала и себя раздела, всего лишилась и осталась нищей.

Жестокая моровая язва, повальная болезнь, страшно заразительная, от которой умирали люди тысячами, свирепствовала на Руси. В страхе и ужасе люди запирались в домах своих. Что же делает св. Иулиания? Она без всякого страха идет туда, где умирают несчастные, она им служит. Она не боится заразиться и готова жизнь свою отдать, служа несчастным умирающим. Господь ее сохранил, она продолжала жить в праведности и мире, скончалась святая Иулиания своей смертью. Вот пример того, как может каждый из нас отдать жизнь свою, чтобы опять принять ее.

Запомните же эти слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь свою, чтобы снова принять ее». И всякий, кто последует за Христом и отдаст добровольно жизнь свою, будет возлюблен Отцом Небесным. Всякому, отдавшему жизнь свою за други своя, воздаст Он вечной радостью, радостью несказанной вовеки в Царствии Своем.

Сборник проповедей «Спешите идти за Христом»

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13)… На Страстной, перед Распятием и плащаницей, эти слова звучат по-особенному. Много ли среди нас таких самоотверженных людей, готовых положить жизнь за другого — может быть, даже незнакомого — человека?..

В поселке Увек, на окраине Саратова, 9 марта 2018 года произошла история, о которой написали в рубрике «Происшествия» многие местные СМИ. Девятилетняя девочка, упавшая в открытый люк, была спасена местным жителем Алексеем Юрьевичем Мельничуком. Нашему корреспонденту удалось встретиться с этим человеком — прихожанином одного из храмов нашей епархии — и из первых уст узнать о том, что он чувствовал в тот момент, когда прыгнул за ребенком в коллектор, заполненный ледяной водой, глубиной около семи метров.

На интервью Алексей Мельничук приехал с двумя младшими детьми и супругой Любовью. Рассказал, что воспитывает троих детей, работает мастером в локомотивном депо «Саратов». В 2014 году он вступил в ряды казаков Особого саратовского казачьего округа «Всевеликое Войско Донское». Предки Алексея — настоящие запорожские казаки. А веру в Бога он, что называется, впитал с молоком матери.

— Мои родители — верующие, поэтому так сложилось, что в Церкви я пребываю с самого рождения, — предвосхищает он наш вопрос. — Считаю, что Господь устраивает для нас все так, как нам будет лучше. Все, что у меня сейчас есть в жизни, — это Божия воля и Его попечение.

В этой семье принято читать детям вслух православные книги, смотреть вместе передачи на телеканале «Союз», посещать богослужения в Вознесенско-Пантелеимоновском храме села Усть-Курдюм, где служит протоиерей Владимир Пархоменко. Мельничуки живут в Увеке, но на церковные службы привычно ездят через весь город к отцу Владимиру.

О том самом памятном происшествии Алексей рассказывает с волнением — видно, что еще не до конца оправился от переживаний. И кончиков пальцев на руках он тоже до сих пор не чувствует.

В тот день мужчина вышел из дома на улицу и вскоре услышал громкий крик. Вдалеке он увидел женщину. Она кричала: «Помогите, в колодец упал ребенок!».

— Я подбежал к месту происшествия, и первая моя мысль была: «Жив ли ребенок?» — вспоминает герой. — Крикнул: «Ты там?» — и услышал голос девочки: «Да!». Я попросил ее немного потерпеть и сказал, что сейчас прыгну к ней. Уже сейчас я понимаю, что это произошло как будто на автомате, других мыслей в этот момент у меня не было. Видно, так было угодно Господу, и я уверен, что это Господь управлял всей ситуацией и мной в том числе.

Затем мужчина прыгнул вниз и поплыл к девочке. Она все это время держалась за железную трубу, до которой ей пришлось проплыть около шести метров. Уже там, внизу, стало понятно, что это большой и глубокий подземный резервуар. По сообщениям прессы, люк сооружения, построенного для железнодорожных нужд, прежде закрывал сверху металлический лист, но его кто-то украл. И младшеклассница Алина, игравшая вместе с подружками на улице, внезапно угодила в черную дыру.

Подплыв к девочке, Алексей стал успокаивать ее, подбадривать. В это время к месту происшествия подоспели отец Алины и отец Алексея. Они принесли лестницу, опустили ее в люк. Мельничук подплыл с девочкой к лестнице и помог ей взобраться. Сам он, от перенапряжения и бессилия, уже не смог подняться наверх без посторонней помощи. Тогда отец девочки, Андрей Михайлович Дворецкий, спустился по лестнице в коллектор, прыгнул в воду и помог герою выбраться наружу.

— Алина вообще молодчина, — говорит наш собеседник. — Она мне потом рассказывала, что, оказавшись в воде и найдя опору, первым делом сняла с себя сапожки, чтобы они не тянули ее ко дну. Об этой мере предосторожности ей рассказывали в школе. В этом коллекторе у меня были такие ощущения, каких врагу не пожелаешь. Мне, взрослому мужчине, до сих пор страшно при одной мысли об этом колодце. А что можно говорить о ребенке? Но она не растерялась!

То, что девочка чудом осталась жива, Алексей считает Божиим Промыслом. Он видит в этом едва не обернувшемся трагедией случае много неслучайных деталей. К примеру, то, что у люка своевременно оказалась мама Алины, которая и кричала ему о помощи. Или то, что он, прыгая вниз, не разбился, хотя не представлял себе, куда прыгает, и вполне мог получить травму, несовместимую с жизнью.

В повседневной жизни мы, православные христиане, не всегда решаемся войти в святой источник, осознавая, насколько холодная в нем вода. Алексей провел в таких температурных условиях треть часа, а Алина — и того больше. При этом у мужчины еще до погружения в ледяную воду была высокая температура, организм был очень ослабленным. Но уже спустя совсем недолгое время он вновь живет обычной жизнью и беседует с нами — что это, если не чудо?..

— Спасибо Господу, что даровал мне силы вытащить ребенка из воды, — подводит герой итог нашему разговору. — У меня только одни мысли в голове были: лишь бы ее не выпустить, лишь бы ее спасти и не потерять. Уже когда помог ей взобраться на лестницу, начал отходить от этого состояния и задумался о себе. Вспомнил своих детей, супругу…

Коллектор после произошедшего заварили, но помимо него есть другие, в которые также может упасть любой человек. Вместе с местными жителями Алексей планирует исправить эту ситуацию в поселке. По его словам, подобные инциденты с открытыми люками необходимо предотвращать, не дожидаясь трагедий.

Все время, пока мы беседовали, младшие дети обнимали отца, держали за руку. Глава семейства говорит, что детей и так не отпускал от себя, а теперь вообще ни на шаг отпускать не хочется.

Семья Мельничук с семьей девочки до происшествия знакомы не были — живут на разных улицах, да и переехали родители Алины в поселок только в прошлом году. Но теперь они поддерживают дружеские взаимоотношения, пережитое их сблизило.

К сожалению, в наше время мы довольно часто встречаемся с людским безразличием. Ведь гораздо проще и удобней пройти мимо чужой беды, а современный мир тяготеет к тому, что просто и удобно. Но даже человек, живущий самой обычной жизнью, способен на самом деле на очень многое — на бескорыстность, на жертвенность, на то, чтобы забыть о себе ради спасения ближнего. Особенно если человек живет с Богом, если он стремится быть христианином, то есть в каждый день и час своей жизни поступать так, как заповедал Христос.

Не всем дано бывает рискнуть жизнью или отдать жизнь ради другого — это действительно Божий Промысл. Но иногда, чтобы совершить маленький подвиг ради другого человека, нужно потерпеть что-то гораздо меньшее. И такие возможности Господь каждому из нас дает. И человек, который испытывает трепетную, настоящую любовь ко Христу, для которого люди не подразделяются на «чужих» и «своих», непременно ими воспользуется. Ведь это и есть та настоящая любовь к ближнему, о которой говорит нам Евангелие.

Газета «Православная вера» № 07 (603)

День жестокой казни совпал в тот год еще и со светлым праздником Вознесения Господня…

Эта кассета попала мне в руки несколько лет назад. На экране белобрысый коренастый парень, держа в руках автомат, глядя прямо в объектив камеры, истерично кричал вслед за чеченскими боевиками:

«Аллах ак-бар!» Потом я находила в Интернете еще более страшные ролики. Но этот особенно ярко запечатлелся в сердце. С тех пор по-особому отношусь к «плененным». Страшный, тяжелый крест.Абсолютная беззащитность перед людьми, опьяненными вседозволенностью, физические, а главное - нравственные мучения, когда противнику во что бы то ни стало надо сломить пленного, превратить его в раба.

«Ты вырастила борзого сына, - ухмылялся боевик в лицо Любови Васильевне, маме погибшего солдата Жени Родионова, - он не хотел подчиняться. Так будет с каждым, кто не подчинится нам!» Их морили голодом, ежедневно избивали, подвешивая на дыбе. Перед смертью бандиты сказали Жене Родионову, что если он отречется от веры и от матери, расстреляет своих товарищей, ему сохранят жизнь.

Погибли, не став предателями, все четверо: Андрей Трусов, Игорь Яковлев, Евгений Родионов и Александр Железнов. Евгению Родионову отрезали голову, потому что он не снял с себя православный крестик.

В июне 1995 года Женю призвали в армию. За полгода освоив в Калининградской учебке курс молодого бойца, 14 января 1996 года рядовой пограничной службы Евгений Родионов в составе 479-го пограничного отряда особого назначения 3-й мотоманевренной группы вылетел в командировку в Чечню.

В ночь с 13 на 14 февраля 1996 года на пограничном блок-посту в селе Галашки четверых наших солдат, в их числе и Женю, вооруженные до зубов боевики увезли в Чечню. На земле остались следы борьбы и кровь.

Родителям же пропавших солдат пришла телеграмма со страшной аббревиатурой: СОЧ - самовольно оставил часть. Но Любовь Васильевна не поверила, она очень хорошо знала сына - он был ей другом, помощником: Женя не мог быть предателем. Она тут же собрала вещи и вылетела в Чечню. Конечно, легче всего было написать СОЧ, проще говоря - умыть руки. В этом случае военные уже ни за что не отвечали. В этой страшной жестокой войне Любовь Васильевна осталась одна. И она должна была найти сына.

Организатором работорговли на Кавказе был Борис Березовский. За каждого попавшего в плен русского солдата определяли конкретную немалую сумму. У мертвых была своя цена. Любовь Васильевна пошла в свой страшный крестный путь по Чечне. Переходила из одной банды в другую (пленных в одном месте долго не держали), терпела насмешки, ненависть и даже побои. Отлеживалась в госпиталях и снова шла. И однажды ей сказали: всё, вашего сына нет в живых. Она поняла, почувствовала, что это правда. И всё равно пошла туда, куда ей указали дорогу. Боевик, убийца ее сына, рассказывавший о смерти Жени, вдруг резко сказал: «Захочу - и тебя убью». И она, устав от дикой боли, разрывающей ее сердце, от страха, жестокости, постепенно перерастающих в равнодушие, обреченно сказала: «Убивай». Она тогда еще не знала, для чего будет жить на земле без Жени.

Она все-таки нашла могилу сына и трех его сослуживцев. Везла их тела в шуршащих целлофановых мешках и труп Жени без головы. А потом поехала снова. За головой сына. Все мальчишки потом были перезахоронены на своей Родине. Все - герои. За это низко кланяются их матери - Любови Васильевне.

Женя Родионов стал ходить в храм еще до службы в армии. Однажды пришел с крестиком на груди, который отлил сам. И когда он погиб, мама - Любовь Васильевна, тоже пошла в храм. Она хотела знать, чем жил ее сын, понять его духовный мир. Она, конечно, уже тогда осознавала, что жизнь человеческая не заканчивается смертью. Иначе, зачем все эти слова о памяти, чести и достоинстве, зачем такая ранняя, безвозвратная смерть? И она нашла в Новом Завете: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя...»

Бывает, люди проживут долгую жизнь, и никто не вспомнит, что был такой. А жизнь иных - как молния, вспышка, которая освещает всё вокруг, и мир от этого становится чище и добрее. И это самая большая высота - положить душу за други своя. Как Герой России Саша Бузин, Павел, сын руководителя региональной общественной организации «Солдатские матери» Ирины Браун, как сотни, тысячи наших солдат, погибших в военных конфликтах.

Именно это осознание выполненного земного долга тогда помогло маме Жени Родионова выжить. Обрести веру. Понять, как дальше жить.

Любовь Васильевна стала ездить в Чечню, возить туда сотни посылок, необходимых вещей, медикаментов. «Искорка Божия в людях жива, - говорит Любовь Васильевна Родионова, - огромное спасибо всем, кто посылает нашим солдатам частичку своей любви и тепла, и низкий поклон от воинов! Вот строки письма из Чечни командира разведывательного батальона полковника С.А. Кобякова: «Я хочу написать вам о духовной благодати, которую несет ваша помощь воистину матери всех находящихся здесь солдат Любови Васильевны Родионовой, в сердце которой есть тепло для каждого из нас! О силе, которая наполняет наши души, сплачивает нас воедино. Спасибо всем, кто помогает и помнит нас, спасибо за веру в нас, спасибо за то, что вы есть! Мы не подведем в борьбе со злом. Во имя торжества справедливости и добра вместе с вами выстоим и победим!»

Жизнь Любови Васильевны стала продолжением подвига ее сына. О Жене Родионове заговорили, передавали историю его жизни из уст в уста, рассказывали в СМИ. Любовь Васильевну стали приглашать в учебные заведения, чтобы услышать повествование о Жене. Нашему времени нужны, очень нужны герои. И постепенно русский солдат стал символом мужества, чести и верности. Он стал народным героем.

Посмертно рядового Родионова наградили орденом Мужества. На его могиле теперь все время цветы, и идут люди почтить память русского солдата, не предавшему Веру и Родину. Рассказывают, что сербские солдаты и русские добровольцы просили заступничества у святого Евгения под натовскими бомбежками.

«На Чеченской войне «пленные русские ребята отказывались принять ислам и становились мучениками за Христа, хотя в мирной жизни, кажется, особо не усердствовали к Церкви… И вот - предварили нас во Царствии Божием со всеми нашими познаниями в области экклезиологии, - заметил как-то священник Тимофей Сельский. - Что возвело их сразу на высоту святости? - Конечно, особая благодать Божия, поданная в ответ не на что-то духовное, а на чисто душевное - на русскую верность долгу, на усердие человека служивого, который не стремится спрятаться в частную жизнь».

Сегодня Евгения Родионова почитают как святого многие православные не только России, но и в других православных храмах. Говорят, что Евгений является местночтимым святым Сербии. Написано более полутораста икон воина-мученика. Впервые предложение о канонизации Евгений Родионова поступило в 2003 году. На его могиле теперь все время горит лампада и сюда едут поклониться люди со всех концов России.

Что значит настоящая дружба? Настоящая дружба - это и есть наиболее полноценное воплощение слов "Нет больше той любви, как кто душу свою положит за други своя".

"...за други своя", - сколько раз мы, мы, православные, слышали это. Но все ли мы понимаем, кто для нас и являются эти самые "други"? Друзья? Близкие? Родные? Боевые товарищи? Или просто люди, попавшие в беду? А является ли таким "другом" человек, которого мы знали в своей жизни, и с которым по какой-то нелепости пришлось поругаться или он обидел чем-то, или не досказал что-то, из-за чего на время мы решили с ним не общаться или вообще вычеркнуть из своей жизни? А потом, вдруг так случается, что мы оказываемся в такой ситуации, рядом с этим человеком, и он находится в опасности и ему нужна помощь. А рядом только вы, помнящие обиды или еще что-то. Неужели, и он в данный момент не окажется этим "другом"?

Сложные размышления могут возникнуть внутри нас, когда начнем искать людей, именно тех - "други своя". И у каждого из нас будет множество оправданий, множество допущений или исключений.

У русского воинства, есть одна особенность - воинская присяга, в которой в разные времена были разные формулировки. Но обобщая их суть, понимаешь, что каждый, давший присягу - обязан защищать свое Отечество. Даже не жалея свою жизнь или здоровье. А это значит, что каждый человек из нашего Отечества и является тем, которого нужно защищать. Я часто задаю ребятам и девчатам вопросы: "Вы любите свою Родину? Свое Отечество? Что вы понимаете под этими формулировками?" А потом вывожу их на улицы, в метро и показываю на людей. "Вот, смотрите - это и есть те, кто и наполняет собой все наше Отечество". И далеко не все приятны на вид или в общении. Уже не говоря о конкретных делах. Так что? Если этот или тот человек мне неприятен, значит я не буду его защищать, если я дал воинскую присягу?

Но это у воинов, давших присягу. А другие? Мы все? Неужели мы пройдем мимо человека, который был нам неприятен и который попал под машину, или его избивают хулиганы?

Знаете, что самое страшное? Большинство - пройдет мимо. Может, конечно, задержится на какое-то время. Может, даже вызовет скорую или полицию. Но в итоге пройдет. Сколько так из-за нашего равнодушия то здесь, то там погибает или калечится, или страдает людей. Во всех уголках нашей необъятной Родины? "Моя хата с краю", "Меня это не касается", "Я был беспомощен помочь в данной ситуации", "Я спешил, опаздывал на поезд, я не мог...".

Вот и вся наша Родина, вот и всё наше Отечество, вот и вся наша любовь к ближнему, вот и все наши "за други своя". Везде. Повсеместно. В школе, на улице, в метро, на вокзале, в поезде, в автобусе, на пляже, в деревне, в городе, в кафе и на дороге.

Равнодушие, безразличие, страх, трусость, оправдание, слабоволие... Можно много перечислять. Самое интересное, что и на исповеди про эту "непомощь" мы забываем сказать. Ну, вроде бы, и не грех же...

А, если так, немного призадуматься. Есть же еще и Господь. Но мы не всегда об этом помним, особенно во время совершения греха. Или во время именно той ситуации, когда человек попадает в беду, а мы находимся рядом. Господь же смотрит на нас в это время. Впрочем как и всегда. И не просто смотрит. А Он, как написано в Евангелии, во всех страждующих, которые встречаются нам на пути. И смотрит на нас. А мы - раз, и проходим мимо. Так за что тогда ропщем, когда приходит и к нам несчастье в дом? "Если вы несчастны, то не вините Меня", - словами строгими, но полными Любви обращается Он к нам.

В наше время настоящая дружба перестала быть настоящей. Если призадуматься, то постоянно мы ищем в этой дружбе что-то, за что мы дружим. Или дружба в компании, где есть мужчины и женщины, парни и девушки. Почему-то считается, что дружбы между парнем и девушкой почти не бывает, рано или поздно должны появиться отношения. А ведь нужно для того порою много времени, и далеко не всегда мы знаем, что у человека внутри, какие у него проблемы, какие жизненные обстоятельства, что творится у него в жизни. Знаете, мы просто забыли, такое община, что такое дружба, что такое товарищество, мы забыли, как выручать друзей, приходить на помощь, откликаться на беду, реагировать быстро, мы забыли чувство "плечом к плечу", радоваться радостям и счастью своих друзей, сопереживать их несчастьям, брать на себя ответственность и предлагать им помощь.

Христос почти две тысячи лет назад показал нам истинный пример настоящей Любви и настоящей дружбы. За нас, за своих, не только детей, но и братьев и сестер, и именно "за други своя" Он и отдал свою жизнь на кресте. Ради всех нас, не разделяя никого.

Пример жертвенной Любви - это тот эталон, который позволяет нам вернуться в состояние, когда мы - люди, действительно полноценно можем жить на этой земле, дышать всею душою. Ради Него самого, ради "другов своих". Это и есть ответ, кто может и кто должен быть теми, ради которых мы можем отдать "душу свою за други своя"!

Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя.

Ин. 15,13

Всех нас озаряет свыше небесный Полководец...

Н.В. Гоголь

Промыслом Божиим нам уготовано жить в удивительное и трудное время - время болезненных перемен в общественно - политической жизни страны, время мучительных поисков идеологических ориентиров, время утверждения утраченного в значительной мере национального самосознания.

Обращение к нашим духовным корням поможет нам сегодня обрести почву под ногами, восстановить нравственный стержень нашего народа, поможет нам вернуться на свою стезю на путях истории. В этом контексте необычайно важен для нас духовный потенциал русской классической литературы и особенно творческое наследие Николая Васильевича Гоголя.

Гениальный художник, изумительный мастер слова, он был и христианским мыслителем, и учителем нравственности, «пророком православной культуры», как называет его протоиерей В. Зеньковский.

Гоголь долгое время оставался «неизвестным», не открытым в полной мере не только широкому кругу читателей, но и многочисленным исследователям его творчества, которые в силу идеологических ограничений печально известных времен просто не способны были осмыслить ни судьбу писателя, ни его зрелую прозу. Оценить значение Гоголя для России и для каждого русского человека может только глубокий знаток как творчества писателя, так и святоотеческой литературы - и непременно находящийся в лоне Православной церкви, так как сам Николай Васильевич «всегда, с детства, был православен, обращен к Богу настолько, насколько вмещала душа его Господа, насколько это вообще было возможно в миру...»(2,3)

Художественное наследие Гоголя уникально по своему масштабу, многогранности, жанровому разнообразию. «Тарас Бульба» - одно из самых удивительных произведений не только отечественной, но и мировой литературы, не случайно современник писателя К.С. Аксаков ставил имя Гоголя в один ряд с именами Гомера и Шекспира, отмечая присущую ему «всесторонность, истину и...полноту жизни»(3,129), отраженную в его творениях. Сам Николай Васильевич, всегда строго оценивающий все, что выходило из-под его пера, считал этот труд одной из вершин своего творчества.

Эта книга пользовалась большой популярностью не только в России, но и за рубежом: в начале прошлого столетия её увлеченно читали дети в школах Франции, предпочитая её таким шедеврам, как «Айвенго», «Робинзон Крузо», «Дон-Кихот». В настоящее время повесть включена в обязательный перечень книг для изучения в школах Министерством образования Испании. В России в начале XX века устраивались публичные чтения «Тараса Бульбы» в сопровождении духовных бесед священников Православной Церкви...

Что же так привлекает в этом произведении заботящихся о достойном воспитании юных граждан своей страны и чем объяснить столь высокую популярность «Тараса Бульбы» во всем мире?

1. Духовные основы подвига в повести «Тарас Бульба»

1.1. «За други своя». Понятие о духовном родстве.

Несомненно, это произведение несет в себе великую национальную идею защиты своего Отечества, жертвенного служения своему долгу, незабываемый колорит изображаемой эпохи, мастерски выписанные характеры защитников своей Веры, истинных богатырей духа - истинные признаки народной эпопеи.

Десять лет упорной, тщательной работы над повестью, начатой в 1833 году, с изучением исторических источников, летописей Запорожской Сечи, народных преданий, дум, песен, увенчались необычайным творческим успехом. Гоголю удалось воссоздать, по выражению В.Г. Белинского, «духовный образ» эпохи.

«Тарас Бульба» - это гимн любви к Богу, к ближнему, к Отечеству. Жертвенный подвиг Запорожского братства определяется исполнением заповеди Спасителя о любви к братьям: «Больше сия любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин 15,13). «Много ли самоотверженных людей, которые... осуществляют эти... слова? Такие люди редкими... единицами стоят в истории человечества... А между тем, запорожцы целыми тысячами осуществляли... слова Божественного Учителя», - писал К.С. Хоцянов в своей работе «Опыт разбора повести «Тарас Бульба», опубликованной в 1883 году [,113].

Кто были эти люди, которые так самоотверженно шли за Христом, исполняя Его волю? «Дикий горец, ограбленный россиянин, убежавший от деспотизма панов польский холоп, даже беглец исламизма - татарин...положили начало этому огромному обществу... уже в начале имевшему одну главную цель - воевать с неверными и сохранять чистоту религии своей», - писал Гоголь в статье «Взгляд на составление Малороссии» в 1834 году .

И.А. Виноградов в работу «Узы небесного братства» пишет, что рассуждения Гоголя о возникновении «казацкого братства» несут в себе «...несомненные ветхозаветные реминисценции - от истории царя Давида: И собрались к нему все притесненные, и все должники, и все огорченные душой, и сделался он начальником; и было с ним около четырехсот человек» (1 Цар. 22,2) - до истории Маккавеев: «Тогда снидоша мнози ищуще суда и правды в пустыню» (1 Мак. 2,29) .

Для запорожцев, породнившихся «по душе, а не по крови», Сечь - духовная родина, здесь они получают то духовное утешение, ту святую радость, которые и составляют суть их бытия и служения. Эта радость не исчезает, не умирает, «ибо проистекает у запорожцев непосредственно из принятого ими на себя подвига» . Такое состояние души христолюбивых воинов объясняет на страницах своих сочинения архиепископ Херсонский Иннокентий: «Ибо о чем же человеку более радоваться на земле, как не о том, что к нему близко небо, что в нем и его жизни исполняются требования Евангелия, что он идет тем драгоценным путем, который, по уверению Спасителя, ведет прямо к царствию» .

1.2. О святости долга и жертвенной любви к ближнему.

Главная цель казачества - защита Веры христианской от всякого врага и супостата: «Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа. Поднялась отомстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинство чужеземных панов...» .

Исследователь творчества Гоголя В.А. Воропаев, тщательно изучая черновые работы Гоголя, включая выписки разного рода, в том числе церковные, писал: «В отношении «Тараса Бульбы» выписки позволяют проследить за мыслью Гоголя о важном вопросе: разрешает ли церковь убивать людей на поле брани. Среди них есть такая: «Не позволительно убивать, но убивать врагов на поле брани и законно, и похвалы достойно»» .

Позднее в одной из статей «Выбранных мест из переписки с друзьями», адресованной графу А.П. Толстому, Гоголь пишет: «Вспомните, что когда приходила беда...тогда из монастырей выходили монахи и становились в одни ряды с другими... Чернецы Ослябя и Пересвет, с благословения самого настоятеля (преподобного Сергия Радонежского), взяли в руки меч, противный христианину, и легли на кровавом поле битвы...».

Все события повести, определяющие её сюжетные линии, продиктованы чувством долга. «Долг - Святыня, - замечал позднее Гоголь в отдельном наброске. - Человек счастлив, когда исполняет долг». В своей знаменитой речи о товариществе Тарас Бульба, напоминая казакам об их долге, прямо призывает их положить за друзей своих души: «Пусть же знают... что такое значит в Русской земле товарищество. Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж не доведётся так умирать!» .

Такие исследователи, как И.А. Есаулов, М.М. Дунаев, видят в «товариществе» аналогию с категорией соборности - «совпадение сверхличного долга и свободного самоопределения героев, осознание каждой личности включенности в это единство, осознание, что без каждой личности такое единство будет в чем-то неполноценным. И значит, каждый сугубо ответственен за это единство. Скрепа же тому единству - любовь... В любви же и может полнее всего осуществить себя свобода человека».

Объединенные «духовными узами», христолюбивые воины готовы всегда пострадать, пройти любые лишения, принести любую жертву, с радостью голову сложить за ближнего своего, и для них это наслаждение. «Все наслаждения наши заключаются в пожертвованиях, - писал Н.В. Гоголь в 1844 году своему приятелю по Нежинской гимназии А.С. Данилевскому. - Счастье на земле начинается только тогда для человека, когда он, позабыв о себе, начинает жить для других...».

Какая беспокойная жизнь! Сколько лишений, тяжестей походной жизни переживают казаки, идущие на защиту гонимых христиан и на выручку пленных товарищей! И, кажется, что нет предела их героическим деяниям!

«Нет таких трудов и подвигов, на которые бы не согласился Христов человек, только бы они вели к цели: всечеловеческому братству», - пишет преподобный Иустин (Попович) в книге «Достоевский о Европе и славянстве».

Как трогательны и величественны строки, запечатлевшие восхождение душ воинов, погибших за Веру и «други своя»: «Повёл Кукубенко вокруг себя очами и проговорил: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!». И вылетела молодая душа. Подняли её ангелы под руки и понесли к небесам. Хорошо будет ему там. «Садись, Кукубенко, одесную Меня! - скажет ему Христос, - ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человека, хранил и сберегал Мою Церковь» .

Духовное родство и удовлетворение от осознания исполненного долга дает великое утешение душе воина перед смертью и вечностью. «Узы этого братства, - писал Гоголь о казаке в статье «О малороссийских песнях», - для него (казака) выше всего... Умирающий казак лежит среди...девственной природы и собирает все силы, чтобы не умереть, не взглянув еще раз на своих товарищей.... Увидевши их, он насыщается и умирает».

Так же и Остап перед смертью хочет увидеть перед смертью самого близкого человека - отца: «... когда подымали его к последним смертным мукам, казалось, будто стала подаваться его сила... Он не хотел слышать рыданий... матери или... супруги... хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом осветил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты всё это?» - «Слышу», - раздалось среди всеобщей тишины...» . Гоголь, говоря о предстоящих муках Остапа, упоминает о «тяжелой чаше», которую ему первому приходилось выпить. И.А. Виноградов, обращая особое внимание на этот отрывок, говорит, что это упоминание о «чаше» прямо обращает к словам Спасителя: « Чашу мою будете пить, и крещением, которым я крещусь, будете креститься» (Мф. 20,23) .

Упование на вечное утешение дает силы вытерпеть все муки и победить всякий страх не только Остапу, но и самому Тарасу, пострадавшим подобно древним христианским мученикам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» .

1.3. Духовная сила христолюбивого воинства. О значении поста в борьбе со страстями .

Не только истоки блаженной христианской кончины интересуют Гоголя, автор исследует и повседневную жизнь казаков, ибо и она требует незаурядного мужества. Тарас, имеющий за плечами огромный опыт боевых походов и сражений, изрекает глубокую истину: «Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на безделье не соскучит, все вытерпит...» [ 6, 51].

«Воин христианский силен...не одним мужеством и храбростью, не одним благодушным перенесением нужд и трудностей, а еще верой, молитвой и упованием на Бога», - читаем в сочинениях архиепископа Херсонского Иннокентия . «Вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать её до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании» , - этим и объясняется та атмосфера вольной Сечи, с её разгулом, бражничеством, шумными забавами, описанная Гоголем при выезде в неё Тараса с двумя сыновьями. К этим «потехам» и возвращаются казаки во время продолжительной осады у стен Дубно, скучая и ища себе «утешений», что полностью противоречит рыцарскому духу защитников Православной Веры.

Иоанн Златоуст, рассуждая о значение поста, называет его «оружием», необходимым для «войны со страстями» , от которого добровольно отказываются казаки, предпочитая воздержанию бражничество и шумные гуляния, вошедшие у них в злую привычку. Гоголь особенно подчеркивает пагубность такого нравственного состояния, при котором человек лишается благодати Божией и терпит поражение в битве и с внутренними врагами <греховными страстями>, и с внешними: вследствие чрезмерного винопития казаки Переславского куреня попадают в плен, тем самым осложняя благополучный исход событий своего похода.

Само стремление казаков погулять, «разжиться в походах деньгами...», являясь принадлежностью запорожского общества, не составляет «его главного формообразующего принципа, но, напротив, при возрастании действует разрушительно» . Поражения, которые терпят казаки, есть результат их отказа от норм благочестия, от исполнения важнейших заповедей Божьих, которые повелевают человеку «убегать от невоздержания, срамословия, лжи, буйства и притеснения» .

Автор героической эпопеи приходит к основополагающим выводам: «Чтобы отразить врагов своего Отечества видимых, необходимо научиться отражать и врагов... невидимых, кои суть наши злые пожелания и страсти» .

Великий русский философ И.А. Ильин в статье «О силе, мече и праведности» пишет, что душа, сопротивляющаяся силой и мечом должна «освободить себя... от возмущения страстей, от соблазна, замешательства, неуравновешенных и преждевременных взрывов, и всяческого пристрастия, и всяческих немудрых душевных движений» .

Можно по праву сказать, что в своей повести Гоголь изобразил две битвы: одну - внешнюю - с «ляхами», другую - внутреннюю - «со страстями и демонами» , так называемую святыми отцами «невидимую брань».

М.М. Дунаев видит причину ослабления казацкого духа в «отсутствии глубинной религиозности, выразившейся в полном отсутствии поста (без которой вера лишается внутренней укрепляющей основы), которое «расшатывает самодисциплину, питает своеволие и возможное вследствие этого предательство веры» .

2. Измена Андрия: причины и следствия.

Действительно, пост не только уберегает человека от пьянства и чревоугодия, но и сообщает душе силу для борьбы с греховными помыслами. Так в душе Андрия не находят никакого сопротивления его страстные мечты и думы о прекрасной полячке, увиденной им однажды в старом Киеве. И сама эта встреча не была случайной в жизни младшего сына Тараса, ибо «потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет» .

Женский образ занимал его мысли, и все, что не представляло его живое воображение, «дышало каким-то невыразимым сладострастием» . Впечатление, которое оставила красавица после нескольких мимолетных встреч, уже не исчезало из сердца Андрия, хотя он «тщательно скрывал... эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать казаку о женщине и любви, не отведав битвы » .

Несмотря на внешнее подчинение законам братства, в душе Андрий не сопротивляется воспылавшей в нем плотской страсти, и вскоре она начинает господствовать над ним, парализует его волю и делает его своим узником.

Иоанн Златоуст, рассуждая о «худых страстях», пишет: «Надлежит всячески отражать их и возбранять им вход. Ибо как только они займут душу и ею возобладают, то, как огонь, падающий на сухие дрова, возжигает в ней страшный пламень» . Авторитетное мнение святителя Вселенской Церкви поддерживает русский философ И.А. Ильин: «Владеть силой и мечом может лишь тот, кто владеет собой, т.е. своими страстями и своим видением...Вот почему очищение души есть основное условие победы со злом» .

Н.В. Гоголь, неустанно заботившийся о чистоте своей души и внимательно изучавший творения святых отцов, с гениальной точностью прослеживает процесс зарождения блудной страсти в душе своего героя, началом которой служит греховный помысел, продолжением - представление греха в воображении. В дальнейшем всё зависит от самого человека: от его соглашения с воображаемым или неприятием сих соблазнительных видений. Андрий уже достаточное время жил с внутренним согласием на эту страсть, он был похож на порох, который вспыхивает при первой искре. И появление в казачьем стане горничной польской панночки сразу же определяет дальнейшие поступки героя. «...Плотская чувственная любовь... - писал Гоголь в «Правиле жития в мире», - не может поступать разумно, потому что очи её слепы» .

«Отсутствием веры прежде всего объясняет Гоголь предательство Андрия», - пишет И.А. Виноградов. Цитируя восклицания героя в момент объяснения в любви к панночке («Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне её в отчизны?») исследователь подчеркивая «богоборческий» характер этого вопроса, пишет: «Ибо подразумеваемый ответ на него очевиден. Только Бог указывает каждому место его рождения, и поэтому Андрий отрекается здесь не только от родины, но и от Божьего установления».

Некоторые дореволюционные исследователи творчества Н.В. Гоголя, пытаясь объяснить измену Андрия, ссылаются на «роковую заданность личных черт, присущих обоим им изначально, от рождения» . Но И.А. Виноградов не соглашается с их точкой зрения, он приводит мнение К.С. Хоцянова, который утверждает, что своей пылкой натурой Андрий проявляет себя «как сын своей матери», тем самым рассматривая условия формирования характеров братьев: «Встречей Тараса с сыновьями Гоголь и подчеркивает роль семейного воспитания (материнского по преимуществу в отношении к Андрию и отцовскому - Остапу)» . Но основную причину предательства Андрия И.А. Виноградов видит в том, что «идея религиозного долга, служения ближнему не владычествует в сердце Андрия, не наполняет его жизни, и потому душа его становится жертвой других «утешений» и «очарований»» .

И если условием подвига является не столько мужество, сколько чистота души, то законы плотской страсти всегда требуют нарушения нравственных устоев, когда «зов красоты и любви оказывается сильнее чести, Родины, Веры, тогда происходит падение человека, созданного по образу Божию» .

«И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать её. Вырвет старый Тарас седой клок из своей чуприны и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына» , - в этих проникновенных строках - скорбь Гоголя о погибшей душе христианской, отрекшейся от своих святынь.

Гоголь, открывая на страницах своего произведения всю силу зла, направленную на уничтожение человека, верит в конечное торжество добра.

Писатель вновь идет в бой с каждым новым поколением, открывающим для себя художественный мир «Тараса Бульбы»: «Мы вышли на битву, и нечего тут выбирать, где поменьше опасностей; как добрый воин, должен бросаться из нас всякий туда, где пожарче битва. Всех нас озаряет свыше небесный Полководец...» .

Н.В. Гоголь, принадлежавший как по отцу, так и по матери к потомственным казацким родам, отличался своими «бойцовскими» душевными качествами: на протяжении всей своей жизни он верно и преданно служил России своим словом, своим творчеством, призывая к реальной помощи государству, обществу, каждому человеку и своих соотечественников.

Обращение писателя к героической эпохе борьбы Украины за свою независимость была дорога Гоголю «как ключ к настоящему, - не сама по себе в своей фактичности и неповторимости, а в её смысле, если угодно - в её уроках» .

В своей исторической эпопее Гоголь размышляет о судьбе России в её настоящем и будущем, «уроки» прошлого обращены к нам, «потомкам православных». Эстафета Духа продолжается, наше пристальное внимание к творчеству Н.В. Гоголя и внимательное изучение его наследования должны принести свои достойные плоды в служении на благо любимой Родины.

Гениальный писатель, христианский мыслитель, великий учитель нравственности, Гоголь и сегодня обращается к нам с призывом: Нужно любить Россию . И это чувство любви к своему православному Отечеству должно быть настоящим, живым, действенным: «Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, - нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова».

Щелкунова Светлана Александровна ,учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №22 (г.Сергиев Посад)

Литература

Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

Архиепископ Иннокентий Херсонский. Сочинения. В сб.: «Христолюбивое воинство». М.- 2006.

Алексеев В. «Ко Христу взыскующее сердце». В сб.: «Н.В. Гоголь и Православие», М.- 2004.

Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождение Чичикова или Мертвые души.

Русская литературная критика. Саратов.- 2003.

Воропаев В.А. Малоизвестная часть творческого наследия Н.В. Гоголя. В сб.: Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков. Петрозаводск.-2001.

Гоголь Н.В. «Тарас Бульба». М.- 1966.

Гоголь Н.В. Взгляд на составление Малороссии. Собрание сочинений в 2-х томах. Том 2. Москва - Киев - Париж.- 2002.

Гоголь Н.В. О малороссийских песнях. Собрание сочинений в 2-х томах. Том 2. Москва - Киев - Париж.- 2002.

Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 2001.

Горбунов А., священник. За всех и вся. М.- 2006.

Дунаев М.М. Православие и русская литература. Часть 2. М.- 1996.

Ильин И.А. О силе, мече и праведности. В сб.: Христолюбивое воинство. М.- 2006.

Могульский К. Духовный путь Гоголя. В сб.: Н.В. Гоголь и Православие. М.- 2004.

Православная энциклопедия. Том 11. М.- 2006.

Преподобный Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. Минск.- 2007.

Простые беседы о страстях. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 2001.

Святитель Иоанн Златоуст. В сб.: Алфавит духовный. М.- 2005.

 

 

Это интересно: