→ Краткая биография каменского. Ян амос коменский биография Коменский ян амос краткая биография

Краткая биография каменского. Ян амос коменский биография Коменский ян амос краткая биография

Коменский(Komensky, Comenius) Ян Амос .

Чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском ун-те (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности. В 1614-20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Без примера ничему не выучишься.

Коменский Ян Амос

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

В творчестве Коменский получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Коменский Ян Амос

Ещё в период учёбы Коменский собрал огромный языковой материал к кн. "Клад чешского языка" (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию "Театр всевозможного" ("Theatrum universitatis rerum"), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.

Коменский- ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе 30-летней воины он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат "Лабиринт света и рай сердца" ("Labirint sveta a raj srdce", 1623), в котором отразилась его общественно-критическая позиция. Острая обществ, сатира в "Лабиринте..." дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества ("Рай сердца"), Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира он видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в "Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликованную в1849), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по его мнению, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицательное отношение к "Дидактике".

В 1631-32 Коменский переработал "Дидактику", назвав её "Рай церкви или рай чешский", и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к "Дидактике" создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь "Информаторий материнской школы", ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

Коменский Ян Амос

В г. Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633-38 переработал, расширил и перевёл на лат. яз. "Дидактику". Так возникла "Великая дидактика" ("Didactica magna"), ставшая основной теоретической базой средней (лат.) ступени образования. Ученый создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). Коменский считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения - в лат. школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит наряду с традиционными семью свободными искусствами естествознание, историю, географию. Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков" ("Janua linguarum reserata", 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности. В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат. языка. После Вестфальского мира (1648) он возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: "Преддверие лат. языка" ("Vestibulum latinae linguae"), "Зал латинизма" ("Atrium linguae latinae", 1643-49, опубл. 1649), а также "Новейший метод языков" ("Linguarum methodus novissima", 1649).

В 1650 Коменский был приглашен для организации школ в Венгрию, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофич. школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены им в соч. "Пансофич. школа" (1651). Ученый предложил также решение проблемы взаимоотношения факторов, участвующих в образовательном процессе (напр., лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.

Конфликт между планами создания пансофической школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал Коменского к дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" ("Orbis sensualium pictus", 1658), упрощённый вариант книги "Открытая дверь языков", был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й пол. 19 в. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу "Школа - игра" ("Schola - ludus", 1656), которая представляла собой драматизацию содержания "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Ян Амос

В 1654 Коменский вновь вернулся в Лешно. С 1657 жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих лат. педагогических сочинений "Opera didactica omnia", среди которых впервые увидела свет и "Великая дидактика". В Амстердаме он работал также над начатым в 1644 трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" ("De rerum humanarum emendatione consultatio catholica"), который явился итогом его философско-педагогических и общественных планов по исправлению общества. "Всеобщий совет..." включает несколько частей. "Всеобщее пробуждение" ("Панегерсия") призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей, "Всеобщее просвещение" ("Панавгия") анализирует основные методы по исправлению, "Всеобщая мудрость" ("Пансофия"), называется также "Всеобщее устройство" ("Пантаксия"), содержит философское ядро "Всеобщего совета" - собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, Коменский в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космического процесса. Главное место в ней занимает человек - творец, от активности которого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. "Всеобщее воспитание" ("Панпедия") содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания ученый присоединяет и др. "школы жизни", которые в свою очередь делит на этапы развития - "классы". Т.о., система всеобщего воспитания Коменский включает "школу рождения", подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), "школу раннего детства" (дошкольное воспитание), "школу детства" (элементарное школьное обучение на родном языке), "подростковую школу" (среднюю ступень), "школу молодости" (высшее образование). На следующем этапе - в "школе старости" - должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о ее сохранении и совершенствовании - апофеоз труда Коменского.

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура,- всеобщий язык" ("Панглотия"), "Всеобщее исправление" ("Панортосия") завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Коменский подчеркивал связь между самоисправлением каждого отдельного человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: международная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных полит. вопросов. Заключит, часть "Всеобщего Совета" -"Всеобщее поощрение" ("Паннутесия") призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. Коменскому удалось издать лишь вступительную часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 в Праге).

Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, обществ, системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по Коменскому,- подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей - богу. Т.о., Коменский выделял 3 составные части воспитания - научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно ему, человек - дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности гл. принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнительного метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.

Ян Амос Коменский (Jan Amos Komenský, 1592-1670) – чешский педагог, писатель, общественный деятель и епископ Чешскобратской церкви. Он является основоположником классно-урочной системы, систематизатором и новатором в области педагогики и преподавательской деятельности.

Детство

Ян Коменский родился 28 марта в небольшом городке Нивнице. Его родители были очень религиозными людьми и полностью посвящали себя церкви, поэтому маленький Ян практически с самого рождения стремился быть похожим на своих родителей и всячески подражал им.

Как только ребенку исполняется 7 лет, его отдают в школу с религиозным уклоном. Однако в 1602 году в маленьком городке случается трагедия – наступает эпидемия чумы, которая выкашивает половину здорового населения. Маленький Ян становится свидетелем чудовищной гибели обоих родителей и сестры, после чего на долгие годы замыкается в себе. Тем не менее, обучение он продолжает, ведь так хотели его умершие родители, и к 1611 году его крестят, после чего он получает второе имя – Амос.

Юность

После окончания религиозной школы Ян решает, что ему просто необходимо поступить в Хернборнскую академию, чтобы в будущем добиться чего-то значительного. Проучившись немного там, он бросает академию и поступает в Гейдельбергский университет, который в те времена был одним из наиболее знаменитых учебных заведений. Отметив для себя тот факт, что данный университет выпускает отличных педагогов и профессоров, Ян решает тоже податься в преподавательскую деятельность.

Его первым трудом является наиболее полный и очень полезный словарь под названием «Сокровищница чешского языка», где он не только даёт перевод многих непонятных для того времени слов, но даже указывает сферу их применения и особенности употребления. К слову, словарь сразу же входит во всеобщее употребление, и впоследствии не раз отмечается историками и лингвоисследователями как наиболее полная энциклопедия чешского языка XVII века.

После этого в 1614 году Ян Коменский уезжает в Пршеров, где становится учителем в одной из братских школ. К тому моменту он решает написать книгу о традициях и обычаях своей родной страны – Моравии. К 1618 году книга полностью готова и даже обладает подробнейшей картой страны.

Создание педагогических трудов

Однако написание книг Коменским ненадолго останавливается, так как мужчина начинает подвергаться религиозным гонениям из-за своих убеждений. Несмотря на тот факт, что Ян был исключительно верующим человеком, его занятия педагогикой ставили под сомнения его взгляды на жизнь, что больше всего нервировало местных фанатиков. В результате Коменский вынужден бежать в Польшу, где он продолжает писать и издавать книги.

Методики и школьные реформы Коменского

Из желания научить детей сразу нескольким наукам Яну приходит в голову идея о создании пансофии – обучения всех всему. Говоря более простым языком, мужчина решает внедрить в школьное образование сразу несколько предметов, которым будут обучаться ученики для того, чтобы у них сформировалось устойчивое и расширенное видение мира.
Первым городом, где Коменскому разрешают открыть так называемую «пансофическую школу», является Шарошпатак. Благодаря накопленным знаниям и умениям, он не только успешно начинает процесс обучения, но и демонстрирует положительные результаты своей деятельности в виде заинтересованных учеников, которые жаждут изучения таких наук, как математика, физика, астрономия.

Кроме всего прочего, Ян придумывает еще одно не менее интересное и полезное педагогическое нововведение – драматизацию учебного материала. И если раньше знания преподавались педагогами исключительно в формате обычной лекции, то с приходом Коменского учебные заведения начинают ставить сценки и проводить творческие вечера, возбуждая у студентов еще большую тягу к знаниям.

Личная жизнь

Работая школьным учителем в городе Пшерове, Ян Амос Коменский знакомится со своей первой женой Магдалиной, падчерицей бургомистра. Через год у пары рождается двое детей, но в 1622 году чума уносит жизни жены и обоих детей, в результате чего Ян остается один.

Спустя два года, Ян влюбляется в дочь епископа Марию, но, к сожалению, и она вскоре умирает, снова оставляя несчастного мужчину в полном одиночестве. А в 1649 году Коменский женится в третий раз. Теперь уже на Яне Гаюсовой. На этот раз счастливая пара проводит вместе всю оставшуюся жизнь.

Василий Васильевич Каменский (1884-1961) родился в семье управляющего золотыми приисками, раннее детство прошло в пос. Боровское на Урале. Осиротев в пять лет, жил у родственников в Перми, учился в церковноприходском училище. В 1902-1906 работал конторщиком на железной дороге, печатал заметки и стихи в уральских газетах.

В 1902 увлекся театром и стал выступать на провинциальной сцене, гастролировал по разным городам России. В 1903 г. попал в труппу В. Мейерхольда и по его совету оставил сцену ради занятий литературой. В 1906 переехал в Петербург и, сдав гимназические экзамены, получил возможность обучаться на сельскохозяйственных курсах.

В 1908 пришел в только что открывшийся «журнал литературных дебютов» - «Весна», и так понравился главному редактору Н. Шебуеву, что тот предложил ему место секретаря редакции. Здесь Каменский стал печатать свои незрелые юношеские литературные опыты; здесь же он познакомился с известными столичными писателями и «открыл» В. Хлебникова, впервые напечатав в «Весне» его прозу.

Вместе с Хлебниковым, Д. Бурлюком (у которого учился живописи) и E. Гypo участвовал в организации литературной группы «кубофутуристов» и до конца оставался верен этому направлению. Написал пьесу (принятую к постановке одним из петербургских театров), антиурбанистический роман «Землянка» (1910), редактировал коллективные сборники футуристов, где печатал и свои «солнцевейные» стихи, а в феврале 1911 года купил моноплан «Блерио XI» и стал одним из первых русских авиаторов.

Учился пилотажу у самого Л. Блерио в Париже, а потом совершал полеты из Гатчины, Перми и на юге; чудом остался жив после катастрофы над польским городом Ченстоховом. Показательные полеты сопровождал чтением лекций; в конце 1911 написал 4-актную пьесу «Жизнь авиаторская». На деньги, заработанные «воздушными» выступлениями, приобрел земельный участок под Пермью на реке Каменка и стал жить в собственной усадьбе, не оставляя при этом занятий литературой, живописью и авиацией.

Приехав в 1913 году по приглашению Д. Бурлюка в Москву, познакомился с В. Маяковским и вновь активно включился в движение «будетлян»: читал в Политехническом музее свои стихи и лекцию «Аэропланы и поэзия футуристов»; ездил со своими товарищами в турне по России, печатался во всех коллективных изданиях.

С 1914 начинают выходить «железобетонные поэмы» В. Каменского («Танго с коровами», «Константинополь» и др.), представлявшие собой пятиугольные книжки (лист со срезанным углом, расчерченный на неправильные многоугольники, заполненные буквами, целыми и усеченными - «заумными» - словами).

Спустя несколько десятилетий такие графические опыты стали называть на Западе «конкретной поэзией». Летом 1915 Каменский окончил свое главное произведение - роман «Стенька Разин», не столько историческое, сколько мифологизированное, стилизованное под фольклор повествование.

В 1916-17 жил в Тифлисе, с блеском выступая в цирке: выезжал на арену на белом коне в костюме «Стеньки Разина» и обращался к публике с речью о поэзии и с декламацией стихов. На вырученные деньги издал большую книгу стихов - «Девушки босиком».

В 1917 организовал в Москве «Кафе поэтов»; во время революции выпустил «Декрет О заборной литературе, О росписи улиц, О балконах с музыкой, О карнавалах искусств». После революции жил в своей усадьбе на Каменке, но много писал и путешествовал, сочинял темпераментные мемуары - «Путь энтузиаста».

Последние тринадцать лет жизни был парализован, прикован к постели.

Коменский Ян Амос (Komensky, Comenius) .

Чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском ун-те (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности. В 1614-20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Без примера ничему не выучишься.

Коменский Ян Амос

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.

В творчестве Коменский получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев.

Ещё в период учёбы Коменский собрал огромный языковой материал к кн. "Клад чешского языка" (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию "Театр всевозможного" ("Theatrum universitatis rerum"), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.

Коменский- ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе 30-летней воины он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат "Лабиринт света и рай сердца" ("Labirint sveta a raj srdce", 1623), в котором отразилась его общественно-критическая позиция. Острая обществ, сатира в "Лабиринте..." дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества ("Рай сердца"), Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира он видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в "Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликованную в1849), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по его мнению, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицательное отношение к "Дидактике".

В 1631-32 Коменский переработал "Дидактику", назвав её "Рай церкви или рай чешский", и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к "Дидактике" создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь "Информаторий материнской школы", ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Коменский Ян Амос

В г. Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633-38 переработал, расширил и перевёл на лат. яз. "Дидактику". Так возникла "Великая дидактика" ("Didactica magna"), ставшая основной теоретической базой средней (лат.) ступени образования. Ученый создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). Коменский считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами. На следующей ступени обучения - в лат. школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит наряду с традиционными семью свободными искусствами естествознание, историю, географию. Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков" ("Janua linguarum reserata", 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности. В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат. языка. После Вестфальского мира (1648) он возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: "Преддверие лат. языка" ("Vestibulum latinae linguae"), "Зал латинизма" ("Atrium linguae latinae", 1643-49, опубл. 1649), а также "Новейший метод языков" ("Linguarum methodus novissima", 1649).

Священник, который в части Европы провёл образовательную реформу, родился в небогатой семье и почти не знал родительского тепла, поскольку и отец, и мать умерли очень рано от чумы. Наверное, поэтому у него было столько идей о правильном воспитании детей и столько методов, как дать им больше и времени, и знаний и любви, чем было принято в те годы.

Семья и образование

Ян Коменский родился в городке Нивнице в Моравии. Его родители принадлежали к религиозной общине Чешских братьев. Кроме Яна у них было ещё две дочери. Отец работал на мельнице.

Дед Яна переехал в Моравию из Словакии, затем изменил свою фамилию в честь городке в котором поселился - Комне, так и стал Коменским.

Начальное образование будущий педагог получил в местной братской школе.

Из-за чумы, которая в то время бушевала в Европе, Ян остался без обоих родителей и сестёр - все они умерли в 1602-1604 годах.

В 16 лет Ян переехал в городок Пршеров, где пошёл учиться в латинскую школу, где пробыл два года. В 1611 он крестился, получив второе имя - Амос, и стал священником. Ему поручают место управляющего Советом общины братьев, кроме того он также и учитель-проповедник.

Следующими этапами в жизни Коменского стали учёба в академии Херборна и Гейдельберском университете. В то же время Ян начинает работу над своим первым серьёзным трудом «Театром всех вещей», который будет создавать, начиная с 1614 следующие 13 лет. Кроме того он начал трудиться над «Сокровищницей чешского языка». И если первая книга была своеобразной энциклопедией, то вторая — первый словарём чешского языка. Работа над ним будет окончена лишь в 1656 году.

Педагогическая деятельность

В 1614 Ян возвращается в Пршеров и следующие четыре года работает там учителем в местной братской школе. После переезжает в городок Фульнек, где изучает эпоху Возрождения. Там же он пишет «Моравские древности» и девять лет жизни отдаёт на то, чтобы составить карту Моравского края.

В 1618 году он женится, но через четыре года жена и оба ребёнка умирают от чумы.

В 1624 он женится вторично.

Несмотря на бурную научную деятельность, у него возникают проблемы на религиозной почве: католики начали гонения против Моравских братьев, к которым принадлежал и Коменский, и других протестантов. Это повлияло на его решение переехать в Польшу. Там он оседает в городе Лешно, где за год до его приезда, в 1626, Моравские братья открыли собственную гимназию. В ней он и остался на должности ректора и преподавателя, параллельно работая над своими трудами.

В 1632 году он издал «Дидактику», сперва на чешском языке, затем шесть лет ушло на перевод книги ещё и на латынь. В 1638вышла его Didactica Magna.

Кроме научных трудов он также работал и над учебниками: из-под его руки вышли «Физика» и «Астрономия». Он написал «Материнскую школу» — один из первых в Европе трудов о воспитании детей.

Коменский также был приверженцем пансофии - движения, которое предусматривало обучение всему. Его идеи стали весьма популярными в Европе. Коменского приглашают в Англию, чтобы там он мог реализовать свои методики на практике. Его книги начинают активно переводить на разные языки.


Переезды и школьные реформы

В 1641 году из-за гражданской войны Коменский переезжает из Англии в Швецию, где канцлер предложил ему провести образовательную реформу. Но из-за бумажной волокиты и дипломатических дел, замысел не был осуществлён. В результате в Швеции реформу провели по примеру Упсальского университета.

В 1648 году умирает вторая жена Коменского, через год он женится ещё раз, чтобы было кому позаботиться о детях.

В 40-х годах он также активно работает над учебниками, в результате чего в 1651 году его приглашают осуществить школьную реформу в Трансильвании.

Первым городком, который попал под новации, стал Шарошпатак. После реорганизации местных школ, он снова вернулся в Лешно в 1656, где его возводят в епископы. Там пробыл год, но из-за войны на территории Речи Посполитой, решил бежать, поэтому и перебрался в Амстердам. Этот переезд был скорее побегом: пришлось оставить всё нажитое за 28 лет имущество, огромную библиотеку и множество незаконченных рукописей

В Амстердаме он наконец может спокойно вздохнуть и работать: его проекты своевременно финансируют, а разработки ценят. Наконец он завершает и издаёт свою «Великую дидактику» в четырёх томах. Книга имела большую популярность.

Из-за конфликта между Англией и Нидерландами, Коменский рисковал опять бежать из страны, но по его призыву обе стороны заключили мирный договор.

Из-за пережитого и постоянных переездов здоровье Коменского пошатнулось. Работать ему было уже тяжело, поэтому свои последние разработки за ним записывали помощники.

Ян Коменский умер в возрасте 78 лет. Его похоронили в Нардене - пригороде Амстердама.


Основные идеи педагогики и философии Коменского

Ян Коменский важную роль в воспитании детей отводил именно примеру взрослых.

Кроме того в основе его пансофии лежит систематическое повторение уже пройденного материала и объяснения, как эти знания могут пригодиться в жизни.

Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. В то же время нужно делать всё, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. А детей нужно воспитывать лишь в духе гуманизма.

Учитель - это не профессия, а призвание.

Познания всегда приходит через три источника: веру, чувства и разум.

У каждого познания есть три ступени: эмпирическая (личный опыт), научная и практическая.

Вся школа жизни, по Коменскому, делиться на семь ступеней: школа рождения, потом младенчества, после неё - школа детства, школа отрочества, когда возникает тяга к наукам, искусству и ремеслам, после - школа юности, школа жизненной практики и последняя - школа старости.

  • В Киеве в 1907-1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского.
  • На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского.
  • Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон.
  • В честь Коменского названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).

 

 

Это интересно: