→ ««Я хочу быть понят моей страной…» (По лирике В. Маяковского). «Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят - что ж, по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь» «Когда застрелился Маяковский - умер великий поэт. А когда умер Осип - уме

««Я хочу быть понят моей страной…» (По лирике В. Маяковского). «Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят - что ж, по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь» «Когда застрелился Маяковский - умер великий поэт. А когда умер Осип - уме

Грандиозное, загадочное, неоднозначное поэтическое явление – Маяковский. Его можно не любить, его можно не понимать, но он живет в нашей поэзии, он есть. И он, бесспорно, велик. И безусловно, трагичен. Как все великие поэты. Написанные (и вычеркнутые!) строки: «Я хочу быть понят моей страной», - говорят сами за себя. Со дня трагической развязки прошло больше шестидесяти лет, но мы так его и не поняли. Он так и остался загадочным, одиноким и мятежным, как лермонтовский парус. Как его только не называли, о чем только не говорили! Да, он

Остался певцом революции, утратившей для нас свою романтику. Да, он остался государственным поэтом, написавшим:

Я подыму,

как большевистский партбилет,

все сто томов

моих

партийных книжек…

Да, он разменивал свой поэтический дар на призывы хранить деньги в сберегательной кассе и пить кипяченую воду.

Но он был Поэтом, он был Человеком, он был Личностью, Он делал то, что считал необходимым для отечества. Он «наступал на горло собственной песне» ради его будущего. Опровергая все упреки в том, что он исписался, Маяковский создал «Во весь голос», - самое драматическое свое

Произведение. Читать его так же больно и страшно, как и предсмертное письмо Маяковского. Так «спокойно» и обдуманно может писать лишь человек, который сжег за собой все мосты и который ни во что не верит, ни на что не надеется.

Маяковский сам был революция, и крах ее идеалов был крахом всей жизни поэта.

Последние годы своей жизни он «пробивал прописку» сатире в советской литературе. И слышал от редакторов: «Пролетариату смеяться рано, пусть смеются наши классовые враги». Нужна ли была сатира в нарождавшемся государстве «культа личности»? Риторический вопрос. Нельзя сказать, что время Маяковского прошло. Просто начиналось не его время. И в нем поэт бы не приспособился:

…Лицо у меня одно -

оно лицо, а не флюгер, - говорил он.

Маяковскому завидовали, его не любило даже ближайшее окружение. Вокруг него стягивалась петля изоляции, отторжения. На выставку Маяковского «Двадцать лет работы» не пришел никто. Это было не просто личными невзгодами поэта - это была среда. Со всеми вытекающими отсюда поступками, в том числе и последним.

Чтобы добровольно уйти из жизни нужно мужество, и немалое, нужна решимость исстрадавшейся души все видящего, но ничего не могущего изменить человека (причем - поэта, а поэт в России всегда сродни пророку).

Отношения Маяковского с семьей Бриков - это особая страница в жизни поэта, тайну которой он унес с собой. Лиля Юрьевна не стала обожествлять поэта: «Какая разница между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, а другой – рифмой», - иронизировала она. А он…

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг…

Однажды сердце поэта не выдержало:

Как говорят инцидент исчерпан Любовная лодка разбилась о быт Я с жизнью в расчете И не к чему перечень Взаимных болей бед и обид…

И произошла трагедия. 14 апреля 1930 года в 10 часов 15 минут в своей рабочей комнате (в Лубянском проезде) выстрелом из пистолета Маяковский покончил жизнь самоубийством.

«В том, что я умираю, не вините никого. И, пожалуйста, не сплетничайте». Уважим последнюю просьбу поэта. Помолчим.

∗∗∗

По мне, единственным темным пятном в биографии поэта — это его смерть. Если придерживаться мнения официальной версии — самоубийства, то оно вызывает много споров и сомнительных выводов. Особенно, если учитывать одно из интервью дочери Маяковского — Эллен Патрисия Томпсон (Елена Владимировна Маяковская):

«Я хочу, чтобы все знали главное — Владимир Маяковский не совершал самоубийства! Он знал, что у него есть дочь, он стремился жить, жить ради меня и говорил своим друзьям, показывая на мою фотографию: «Это мое будущее!» Когда он понял, что его мечта об идеальном обществе неосуществима, то стал об этом говорить, перестал писать, и его ликвидировали.»

Как было на самом деле, очевидно, мы никогда не узнаем. В то время вершителями судеб как известных, так и вполне обычных людей, были специальные органы и делали они свое дело весьма профессионально. Был ли это заговор или у Маяковского сдали нервы, или еще какие версии — сегодня это уже не имеет никакого значения. Весь трагизм в другом — почти все гениальные люди уходят слишком рано, оставляя нам — обычным почитателям их талантов, сумасшедшее количество версий и догадок…

Мне бы
памятник при жизни
полагается по чину.
Заложил бы
динамиту
— ну-ка,
дрызнь!
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!

(Юбилейное)

Факты, цитаты, афоризмы Владимира Владимировича Маяковского:

Маяковский с детства страдал бактериофобией и терпеть не мог булавок и заколок. Это связано с тем, что отец Маяковского умер от заражения крови, уколовшись об иголку, сшивая бумаги. «Умер отец. Уколол палец (сшивал бумаги). Заражение крови. С тех пор терпеть не могу булавок. Благополучие кончилось. После похорон отца — у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было». (Автобиография «Я сам», 1928 г.).

Самая неоднозначная и роковая фигура в жизни поэта – это его муза и его «проклятье» Лиля Брик . Она была замужем, когда познакомилась с известным к тому времени поэтом. Через пять лет после знакомства с супругами Брик, Маяковский поселился вместе с ними – он испытывал необъяснимое влечение к Лиле, а она относилась к нему неоднозначно: «Какая разница между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой - рифмой».

Несмотря на свое отношение к Лиле, Маяковский неоднократно заводил романы на стороне. Последней его девушкой стала актриса Московского художественного академического театра Вероника Полонская , однако не ей он посвятил прощальные строки.

Все свои стихи он завещал семье Брик. После его смерти Лиля хлопотала о том, чтобы имя поэта не было забыто, а сама до смерти носила золотое кольцо Маяковского с гравировкой «Л.Ю.Б.» — Лиля Юрьевна Брик.

«1930 год начался для него скверно. Много болел. Неудачно прошла его выставка, никто из коллег не пришел, хотя было много молодежи. Еще одна неудача – премьера «Бани» в марте. Начались разговоры, что Маяковский исписался, и он это слышал. А у меня как раз в это время тоже не ладилось в театре. Он хотел, чтобы я ушла из театра, чего я не могла сделать. Мы ссорились, иногда из-за мелочей, ссоры перерастали в бурные объяснения», – говорила Полонская в интервью в 1990 г.

В последние дни своей жизни Маяковский находился на грани безумия. Он постоянно устраивал скандалы Полонской, вынуждал ее бросить театр и уйти от мужа. Якобы ее отказ в последнем их разговоре и стал поводом для самоубийства – поэт застрелился через три минуты после того, как актриса от него вышла.

В предсмертном письме Маяковский написал: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля – люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо».

После его гибели многие винили Полонскую в том, что она стала причиной этого страшного шага. Она и сама чувствовала вину, о чем писала в воспоминаниях: «Было бы нелепо, если бы я этим хотела сказать: Маяковский застрелился, чтобы разрушить мой семейный быт. Но в комплексе причин, которые привели его к гибели, было и то недоразумение между нами, которое он принял за разрыв». Тем не менее утверждать, что их ссора была причиной самоубийства, – преувеличение. Скорее – поводом, последней каплей.

Говорят, несвободные женщины – это рок, который преследовал Маяковского всю жизнь. Лиля Брик была замужем, у Татьяны Яковлевой было еще три поклонника, кроме него, Вероника Полонская так и не поддалась на его уговоры и не развелась с мужем. Поэт очень тяжело переживал вынужденную необходимость делить любимых женщин с другими мужчинами. Никто из них не принадлежал ему до конца.

11 месяцев провел Маяковский в одиночной камере №103 в Бутырской тюрьме. Попал он туда по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской женской тюрьмы в Москве. Его освободили за недостатком улик.

Маяковский принимал участие в антирелигиозной кампании, которую инициировал ВЦИК в 1928-1929 годах. Он даже стал членом Союза воинствующих безбожников, пропагандируя атеизм. Его перу принадлежат такие строки:

У хитрого бога
лазеек -
много.
Нахально
и прямо
гнусавит из храма.
(«Надо бороться», 1929 г.)

На одном из концертов некто маленький подскочил к В.В.Маяковскому и кричит: «От великого до смешного — один шаг!» Маяковский шагнул ему навстречу: «Вот я его и делаю».

Мгновенная реплика Владимира Владимировича Маяковского на выпад одного из многих оппонентов:
— Вы товарищ, возражаете, словно воз рожаете!

Однажды при Маяковском обсуждалась какая-то книга, и один из присутствующих сказал о ней:
«Жизнь как она есть».
Маяковский моментально отреагировал:
«А кому она такая нужна?»

В одном из стихотворений Маяковского есть такая строка:

«Пока перед трюмо разглядываешь прыщик…»

Эта фраза довольно точно отражала поведение самого поэта. Он подходил к зеркалу и пристально и подозрительно разглядывал свое лицо: не прицепилась ли какая-нибудь гадость или зараза, не грозит ли ему смерть от незамеченной царапины. Маяковский мог внезапно отодвинуть в сторону все бумаги со стола и начать бриться, бурча себе под нос:

«Нет, недостаточно я красив, чтобы бриться не каждый день».

Весь остальной туалет у поэта почти не требовал времени, ни зеркала, ни внимания. Вся одежда ложилась на его плечи незаметно элегантно, как надо.

В 1926 году Маяковский приехал в Тифлис и зашел в магазин «Заккнига». Он разговаривал с директором магазина о делах, а потом заметил:

«У вас тут все — закавказское, «Заккнига», «Закшвейторг»… Вероятно, и песня о «Кирпичиках» поется здесь тоже в закавказском варианте:

«И за эти вот заккирпичики…»

В Тифлисе проходил вечер под названием «Лицо литературы СССР». В конце вечера Маяковскому стали задавать различные вопросы. Вот некоторые из них.

Вопрос: «Как вы относитесь к Демьяну Бедному?»

Маяковский: «Читаю».

Вопрос: «А к Есенину?» (Прошло около двух месяцев после его смерти.)

Маяковский: «Вообще к покойникам я отношусь с предубеждением».

Вопрос: «На чьи деньги вы ездите за границу?»

Маяковский: «На ваши!»

Вопрос: «Часто ли вы заглядываете в Пушкина?»

Маяковский: «Никогда не заглядываю. Пушкина я знаю наизусть».

Давид Бурлюк так представлял молодого Маяковского своим знакомым: «Владимир Маяковский — гениальный поэт!»

А потом говорил Маяковскому: «Не подведите меня, пишите хорошие стихи».

После зарубежной поездки Маяковского спрашивали: «Владимир Владимирович, как там в Монте-Карло, шикарно?»

Он отвечал: «Очень, как у нас в «Большой Московской» [гостинице]».

Тогда же его спросили: «Вы много ездили. Интересно, какой город вы считаете наиболее красивым?»

Маяковский коротко ответил: «Вятку».

Однажды Маяковский посетил редакцию какого-то журнала, а, уходя, обнаружил пропажу своей палки и сказал:

«А где же моя палка? Пропала палка. Впрочем, зачем говорить «пропала палка», когда можно сказать проще: пропалка».

Зимой 1926 года должно было состояться обсуждение романа молодого писателя Филиппа Гоппа «Гибель веселой монархии». Маяковский встретил писателя перед обсуждением и поддернул: «Растете, как на дрожжах. Читал о вашем романе «Гибель веселой монахини».

Несколько позже, встретив Гоппа на улице, Маяковский спросил: «Что пишите?»

Гопп ответил: «Повесть».

Маяковский: «Как называется?»

Гопп: «Скверная сказка».

Маяковский: «Какая тема?»

Гопп стал развивать свои мысли: «Ну, знаете, Владимир Владимирович, как вам сказать… Эта тема уже давно носилась в воздухе…»

Маяковский перебил: «Портя его…»

Гопп обиделся: «Почему — портя?»

Маяковский пояснил: «Ну, как же? Если сказка скверная, то какого же запаха от нее можно ожидать!»

Политехнический институт, Владимир Маяковский выступает на диспуте о пролетарском интернационализме:
— Среди русских я чувствую себя русским, среди грузин я чувствую себя грузином…
Вопрос из зала:
— А среди дураков?
Ответ:
— А среди дураков я впервые.

ВООБЩЕ, Маяковскому с женщинами и везло, и не везло одновременно. Он увлекался, влюблялся, однако полной взаимности чаще всего не встречал. Биографы поэта в один голос называют его самой большой любовью Лилю Брик. Именно ей поэт писал: «Я люблю, люблю, несмотря ни на что, и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равно люблю. Аминь». Именно ее он называл «Солнышко Самое Светлое».


Владимир Маяковский и Лиля Брик

А Лиля Юрьевна благополучно жила со своим мужем Осипом Бриком, называла Маяковского в письмах «Щенком» и «Щеником» и просила «привезти ей из-за границы автомобильчик». Брик ценила гений своего обожателя, но любила всю жизнь только мужа Осипа. После его смерти в 1945 году она скажет:

«Когда застрелился Маяковский - умер великий поэт. А когда умер Осип - умерла я». Примечательно и другое высказывание Лили Юрьевны. Узнав о самоубийстве Маяковского, Брик произнесла: «Хорошо, что он застрелился из большого пистолета. А то некрасиво бы получилось: такой поэт - и стреляется из маленького браунинга».
Портрет Репина. Худ. Маяковский

«Сидящая натурщица» 1911 год

На экзаменах в училище живописи обычно рисовали обнаженную фигуру и гипсовую голову. Давали по три часа на каждую работу. Экзамены продолжались шесть дней. Маяковский, придя с испытаний, сказал своему учителю Петру Калнину:

— Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией.

«Жираф на приеме у зубного врача» 1912 — 1913 годы

К жирафам у поэта была особая любовь. В начале XX века целый ряд его рисунков получил название «Жирафья серия». Жираф — образ и самого Маяковского, так его называли друзья. А как иначе, если двухметровый поэт частенько появлялся на публике в желтой кофте с черными манжетами и воротником? Рисунки отражали реалии его жизни: у Маяковского болели зубы, поэтому на одной из иллюстраций и появился «рвач» (так он сам называл зубных врачей), удаляющий жирафу зуб.

Из-за стихотворной «лесенки», которую придумал сам Маяковский и которая впоследствии стала его визитной карточкой, многие коллеги поэта обвиняли его в жульничестве: ведь в то время газеты платили гонорары именно за количество строк, а не за знаки.

Поэт был страстным любителем азартных игр. Обожал бильярд и карты, не боялся сыграть и в «русскую рулетку». Кстати, есть версия, что именно проигрыш «русскую рулетку» стал причиной гибели Маяковского — ведь обстоятельства его смерти до сих пор не до конца ясны.

Мало кто знает, что Маяковский был тесно связан не только с литературой, но и с зарождавшимся в России кинематографом. Он писал сценарии и сыграл пару ролей. К сожалению, до нас дошли только фрагменты одного фильма, где можно взглянуть на поэта – это «Барышня и хулиган».

Владимир Маяковский побывал множество раз за границей с гастролями, включая не только Европу (Франция, Германия), но и Америку, что было абсолютной экзотикой для советского человека того времени. Из этих путешествий родилось также немало стихотворений.

Была у Маяковского и несчастная любовь — к русской эмигрантке Татьяне Яковлевой. Романа не получилось, зато поэт написал прекрасное стихотворение «Письмо к Татьяне Яковлевой». Есть и такая красивая парижская легенда, связанная с увлеченностью Маяковского Яковлевой: перед отъездом на Родину поэт положил на счет одной цветочной фирмы весь свой парижский гонорар при условии, что раз в неделю Яковлевой будет приходить самый красивый букет с запиской – «От Маяковского». И на протяжении многих лет, даже после смерти самого поэта, цветы все приходили и приходили. И именно они спасли жизнь возлюбленной Маяковского в период оккупации Парижа фашистами – женщина продавала букеты, спасаясь от голодной смерти.

Кстати, красивую легенду «Вам цветы от Маяковского» можно прочесть .

Если ты меня любишь, значит, ты со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах…

Если тебе
«корова» имя,
у тебя
должны быть
молоко
и вымя.
А если ты без молока
и без вымени,
то черта ль в твоём
в коровьем имени!

Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят -
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

Затхлым воздухом -
жизнь режем.
Товарищи,
отдыхайте
на воздухе свежем.

Вам, конечно, известно явление «рифмы».
Скажем, строчка окончилась словом «отца»,
И тогда через строчку, слога повторив, мы Ставим какое-нибудь: ламцадрица-ца…

Людям страшно - у меня изо рта шевелит ногами непрожёванный крик.

…Взяла, отобрала сердце и просто пошла играть - как девочка мячиком.

«В этой жизни помереть нетрудно.
Сделать жизнь значительно трудней.»

Нет на свете прекраснее одежды, чем бронза мускулов и свежесть кожи.

Брошки - блещут…
на тебе! -
с платья
с полуголого.
Эх,
к такому платью бы да еще бы…
голову.

«Убьёте, похороните — Выроюсь!»

Неудачник не тот, кого рок грызет и соседи пальцем тычут судача… НЕУДАЧНИК -тот кому ПОВЕЗЕТ-а он не сможет словить удачу!..

Любить - это с простынь, бессонницей рваных,
Срываться, ревнуя к Копернику,
Его, а не мужа Марьи Иванны
Считая своим соперником!

Я любил.
Не стоит в старом рыться.

Тысячи тонн словесной руды
Единого слова ради!

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца
светить - и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!

Интересный факт из жизни Маяковского: несмотря на свою суровую, угрюмую внешность Владимир Владимирович был достаточно сентиментальным человеком. Поэт любил домашних животных. Особенно привязывался к собакам . Он даже как-то раз подобрал на улице щенка и привел в дом, назвав его просто – Щен. Кстати, потом подписывался этой кличкой в страстных записках к своей возлюбленной Лили Брик.

Завершая рассказ о великом русском поэте, о стихах которого Владимир Ленин говорил: «Тарарабумбия какая-то», нельзя обойти вниманием следующий интересный факт о Маяковском. Будучи в Берлине, Владимир Владимирович зашел в обувной магазин и после долгих примерок остановил свой выбор на полуспортивных ботинках с толстой подошвой. Он тут же их надел, расплатился и сказал: «Большие, дорогие и крепкие, как сама Россия!»

Как то Маяковскому сказали:

- «Ваши стихи слишком злободневны. Они завтра умрут. Вас самого забудут. Бессмертие - не ваш удел…»

-«Зайдите через столетие, - ответил Маяковский, - посмотрим»


Сегодня день рождения одного из самых великих поэтов 20 века В. В. Маяковского...
Удивительный Человек и Поэт.Человек не признающий запретов и подхалимства.
Огромный и удивительно ранимый человек.

Как писал Евтушенко:

Что Маяковского жизни лишило?
Что револьвер ему в руки вложило?
Ему бы -
при всем его голосе,
внешности -
дать бы при жизни
хоть чуточку нежности.

А вот как мог быть нежен этот,поэт-горлан, поэт-трибун, поэт-глашатай:

Я люблю зверье.
Увидишь собачонку —
тут у булочной одна —
сплошная плешь, —
из себя
и то готов отдать печенку,
Мне не жалко, дорогая,
ешь!

А язык и образность письма.Кто мог еще так сказать:

Вселенная спит,
положив на лапу
с клещами звезд огромное ухо.

А вот,кто еще мог так подтрунивать над собой:

И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова — судороги, слипшиеся комом,
и побежит по небу с моими стихами
под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим
знакомым.

А вот крик души:

Грядущие люди!
Кто вы?
Вот я,
весь боль и ушиб.
Вам завещаю сад фруктовый
моей великой души.

А сколько новых слов и крылатых выражений...

Любовная лодка разбилась о быт.

Моя милиция меня бережет.

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?

Я себя смирял, становясь на горло собственной песне.

Тот, кто постоянно ясен, Тот, по-моему, просто глуп.

После похорон В. Маяковского Марина Цветаева напишет:
«Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на весь почет ему,
весь плач по нем Москвы и РФ, Россия и до сих пор не поняла,
кто ей был дан в лице Маяковского».

Маяковский остался непонятым. Предчувствие этого трагического отчуждения,
непонимания самого глубокого и чистого, что было в нем, тревожило поэта ещё за несколько лет до смерти:

Я хочу быть понят моей страной.
А не буду понят,что ж.
По родной стране пройду стороной,
Как проходи косой дождь.

Маяковский Владимир Владимирович

Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение — "Ночь"- в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия — художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Маяковский — истинный певец Октября, он как бы живое олицетворение нового типа поэта — активного борца за светлое будущее народа. Его стихи и поэмы "весомо, грубо, зримо" навсегда вошли в историю XX века.14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский покончил с собой, выстрелом в сердце из пистолета

Громадный,
угловатый,
как плотина,
стоит он поперек любых неправд...
Е. Евтушенко

“Нет, весь я не умру”. Эти бессмертные пушкинские слова можно адресовать и Владимиру Маяковскому. Время и над ним не властно. Обожествляемый и хулимый, распятый и воскресший, он все-таки с нами. С ним можно соглашаться, спорить, но пройти мимо его стихов равнодушно нельзя!
Бывшая площадь Маяковского в Москве, нынче снова Триумфальная. В центре стоит он. Открытый жест, распахнутость, предельная откровенность. А мне почему-то поэт всегда представлялся иным: тонким, ранимым, так и не нашедшим ни настоящей любви, ни подлинного понимания.
Уже в раннем творчестве его лирический герой крайне противоречив. Вот он с презрением заявляет, срываясь на крик:

Я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжира и мот.

Но вдруг разоблачительный пафос исчезает, и перед нами предстает человек, которому страшно и одиноко в этом беззвездном мире, который мечтает о том, “чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда”.
Маяковский хочет найти родственную душу, быть понят хоть кем-то. О том, чтобы быть понятым всей страной, он еще не мечтает. Но и это естественное желание обрести хотя бы одного единомышленника недостижимо:

Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать некому.

И вот наступил 1917 год. “Моя революция”, - так охарактеризовал Маяковский события Октября. Сейчас, когда взгляды и мнения людей резко изменились, когда Ленин из идеала и божества превратился в “самого злонамеренного” человека русской истории, как охарактеризовал его А. Солженицын, вправе ли мы осуждать Маяковского и многих других, искренне поверивших, что ненавистный им “мир жирных” будет сметен, что в стране воцарятся свобода и взаимопонимание?
Как много работал Маяковский в эти годы! Писал стихи, которые порой не отвечали высоким художественным вкусам. Но ведь не сильные в эстетике прекрасного крестьяне и солдаты восхищались его частушками! “Плохо?” - спросите вы. Безусловно! Но разве не кроется за всем этим горячее желание быть услышанным и понятым хоть так, через плакаты, агитки, лозунги?
Чувство долга - вот одно из свидетельств духовной значительности Маяковского. В поэме “Про это” есть удивительные строчки:

Должен стоять,
стою за всех, за всех расплачусь,
за всех расплачусь.

Он мечтал о тончайшей связи своего лирического героя с людьми, о понимании и доверии к нему самому, поэту, отдавшему весь талант “атакующему классу”. Однако все чаще и чаще Маяковского одолевали сомнения. Строчка, вынесенная в качестве темы данного сочинения, имеет ведь продолжение, в котором звучат мотивы одиночества и неразделенности мыслей:

Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят - что ж,
по родной стране пройду стороной,
как проходит косой дождь.

Думаю, эти слова принадлежат не “агитатору, горлану-главарю”, а сомневающемуся и очень страдающему человеку.
Перед смертью В. Маяковский написал “Во весь голос: первое вступление в поэму”. У меня сложилось впечатление, что поэт сознательно обратился к потомкам, разуверившись в том, что его поймут современники. Именно им, людям будущего, он стремится объяснить свою позицию в искусстве, на их понимание и великодушие он рассчитывает:

Заглуша
поэзии потоки, я шагну
через лирические томики, как живой
с живыми говоря.

Именно в этом произведении мы находим строчки, свидетельствующие о глубокой душевной драме поэта:

Но я
себя
смирял,
становясь на горло собственной песне.

Неужели современные литературоведы, с высокомерием рассуждающие о творческих просчетах и явной деградации поэта Владимира Маяковского, не чувствуют той страшной тоски и боли, которыми наполнены эти слова?!
Вильгельм Кюхельбекер в 1845 году писал:

Горька судьба поэтов всех племён;
Тяжеле всех судьба казнит Россию...

Это строки о Пушкине, Лермонтове, Блоке, Есенине и, конечно, о Маяковском!
Не понятый современниками, объявленный “лучшим и талантливейшим” после смерти, оплеванный в наши дни, поэт так и остался одинокой звездой на небосклоне русской поэзии XX века. Но очень хочется верить, что пройдут годы, новые читатели обратятся к стихам Маяковского и наконец поймут все богатство его поэтического мира, всю глубину его личности.
Я думаю, что это понимание не за горами. И поняла я это, случайно прочитав стихотворение одной десятиклассницы:

Здравствуйте, Маяковский!
А я принесла Вам листья.
Резные кленовые листья,
Желтые и с багрянцем!

Идут, идут к Маяковскому люди с душой, открытой прекрасному, доброму. Идут и всегда будут идти!

С именем Маяковского прочно связано представление о поэте-новаторе. Таких смелых, радикальных изменений в поэзии не совершил ни один поэт ХХ века. Однако, сопоставление опыта Маяковского и его современников приводит к мысли, что
приживаются и оказывают влияние на дальнейшее развитие искусства те открытия, которые отвечают потребностям времени. Тем и дорого нам творчество Маяковского, что этот поэт предпринимает поиски оздоровления поэзии и стремится слить свою
судьбу с судьбой народа. В поисках понимания у своего народа Маяковский сделал самый смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций. Историческая заслуга поэта – создание лирики нового типа.
Проблема художественного новаторства по-своему осознаётся Маяковским. У прежних писателей были читатели, а Маяковский, когда сочиняет стихи, воображает себя перед огромными толпами слушателей. Почти в каждом его стихотворении есть это Вы –
обращение к толпе: «Эй, вы, …Вы, которые… Смотрите… Послушайте!..». Маяковский создал свои собственные ритмы. Маяковский именно тем и хорош, что он безбоязненно воспроизводит в стихах эти уличные, хлёсткие, вульгарные ритмы, созданные
митинговыми речами, возгласами драк и скандалов. Именно этим митинговым стилем Маяковский стремился донести свои стихи до народа. И это, на мой взгляд, ему удалось.
Маяковский, любовно подмечая в жизни страны ростки нового, прекрасного, не устаёт напоминать и о том, что «дрянь пока что мало поредела», что ещё «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг». Поэтому такое большое значение
поэт придавал сатире. Сатирические произведения Маяковского поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта-сатирика. Перед нашим взором «целая
лента типов тянется»: новый буржуа, вредитель, обыватель, пьяница, лодырь, бракодел, трус, взяточник и т. д. Сатира Маяковского рождена гневом поэта – патриота России и гуманиста, отвергающего всё, что унижает и оскорбляет человека. Чтобы привлечь внимание читателя к своим сатирическим стихам, поэт пользуется различными способами укрупнения и
заострения образа, создаёт особую, необычную ситуацию, близкую к фантастике. Так, своё стихотворение «Прозаседавшиеся» поэт направил против бюрократизма и волокиты. В этом стихотворении говорится, как бюрократы заседают по 20 раз в день,
решая пустопорожние вопросы, «разрываются» пополам, и уже «людей половины» присутствуют одновременно на двух заседаниях. Маяковский открыто заявляет о своём отношении к бюрократизму»:
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы ещё
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»
К теме бюрократии Маяковский подошёл ещё ближе в драме «Баня». В своих сатирических пьесах поэт стремится продолжить и развить традиции народного театра. Публицистичность и зрелищность – одно из проявлений движения Маяковского к
народности. Он хотел быть понят своей страной, но хорошо знал, что массовый читатель и зритель ещё не обладали высокой культурой. Свою цель поэт видел не в подлаживании к низкому уровню массового читателя, а в приобщении масс к высокой культуре, ибо только в этом случае массы смогут правильно понять его творчество. Отсюда поиски контакта с читателем: создание броских плакатов, агитационных и рекламных стихов, выступления в многолюдных местах. Маяковский писал произведения не только на злободневные темы. В своём творчестве поэт затрагивал вечные лирические
темы: любовь, поэт и поэзия и другие. Необычным подходом к таким темам Маяковский побуждал читателя к размышлениям, к оценке позиций автора в том или ином вопросе. На тему трагической любви поэт написал поэму «Про это». Это конфликт между
лирическим героем и миром мещанства. Трагизм в том, что в мире мещанства оказалась любимая женщина. Подобный сюжет не раз освещался в литературе 20 годов ХХ столетия. Но в поэме Маяковского он приобретает предельную остроту. Сталкиваются
два мира. Страстно и гневно звучат слова героя поэмы:
… не приемлю, ненавижу это всё.
Всё, что в нас ушедшим рабьим вбито…
Этими строками Маяковский хотел показать читателям своё негативное отношение к мещанству, к скучному быту обывателей. Человеческим величием, страстной убеждённостью, благородством насыщен разговор поэта с потомками («Во весь голос»).
Маяковский разговаривает с потомками «о времени и о себе», о том, как он понимает время и искусство, этому времени необходимое. В поэме «Во весь голос» господствует мысль о бессмертии созданного в трудах и бою, вера в разум и благодарность потомков. Поэт отвергает индивидуалистическое искусство. Маяковский утверждает, что поэт должен служить интересам народа:
… до самого
последнего листка
я отдаю тебе, планеты пролетарий.

Изучая творчество Маяковского, я понял, что всё сделанное им в искусстве – подвиг величайшего бескорыстия. Неугасающая популярность и злободневность поэзии Маяковского доказывают, что этот подвиг бессмертен. Поэт, на мой взгляд, достиг
своей цели – народ понял и по достоинству оценил его творчество.

I вариант

С именем Маяковского прочно связано представление о поэте- новаторе. Таких смелых, радикальных изменений в поэзии не совер­ шил ни один поэт XX века. Однако сопоставление опыта Маяковс­кого и его современников доказывает, что влияние на дальнейшее Развитие ис кусства оказывают те открытия, которые отвечают потреб­ностям времени. Тем и дорого нам творчество Маяковского, что по­иски нового в поэзии для него очень важны. В стремлении достичь пониманияу своего народа Маяковский сделал самыйсмелый и ре­шительный шаг, превратив поэзию вактивнуюучастницу митингов, демонстраций. Историческая заслуга поэта - в создании лирики нового типа.

Проблемахудожественного новаторства по-своему осознается Мая­ковским. У прежних писателей были читатели, а Маяковский, когда со­чиняет стихи, воображает себя перед огромными толпами слушателей. Почти в каждом его стихотворении есть это «Вы»-обращение ктолпе: «Эй, вы... Вы, которые... Смотрите... Послушайте!..». Маяковский создал свой собственный ритм. Маяковский именнотем и хорош, что безбояз­ненно воспроизводитвстихахуличные, хлесткие, вульгарные ритмы, ми­тинговые речи, возгласы драк и скандалов. Именно этим митинговым стилем Маяковский стремился донести свои стихи до народа. И это, на мой взгляд, ему удалось.

Маяковский, любовно подмечая в жизни страны ростки ново­го, прекрасного, не устает напоминать о том, что «дрянь пока что мало поредела», что еще «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг». Поэтому такое большое значение поэт при­давал сатире. Сатирические произведения Маяковского поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрица­тельного явления, которое не попало бы под увеличительное стек­ло поэта-сатирика. Перед нашим взором «целая лента типов тянет­ся»: новый буржуа, вредитель, обыватель, пьяница, лодырь, брако­дел, трус, взяточник и т. д. Сатира Маяковского рождена гневом поэта - патриота России и гуманиста, отвергающего все, что уни­жает и оскорбляет человека.

Чтобы привлечь внимание читателя ксвоим сатирическим сти­хам, поэтпользуетсяразличнымиспособамиукрупнения изаостре- ния образа, создает особую, необычную ситуацию, близкую кфанта- стике. Так, свое стихотворение «Прозаседавшиеся» поэт направил противбюрократизмаи волокиты. В этом стихотворении говорится, какбюрократы заседают по 20 раз в день, решая пустопорожние воп­росы, «разрываются» пополам, и уже «людей половины» присутству- ютодновременнонадвух заседаниях.

Маяковский открыто заявляет о своем отношении к бюрокра­тизму:

Мечтой встречаю рассвет ранний:

«О, хотя бы

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!»

К теме бюрократии Маяковский подошел еще ближе в драме «Баня». В своих сатирических пьесах поэтстремится усилить зрелищ- ность-одно из проявлений движения Маяковского к народности. Он хотел быть понятсвоей страной, но хорошо знал, что массовый читатель и зритель еще не обладали высокой культурой. Свою цель поэт видел не втом, чтобы опуститься к низкому уровню массового читателя, а втом, чтобы приобщить массы к высокой культуре, ибо только в этом случае массысмогутправильно понятьеготворчество. Отсюда поиски контакта с читателем; создание броских плакатов, агитационных и рекламных стихов, выступления в многолюдных местах.

Маяковский писал произведения не только на злобу дня, затраги­вая вечные темы: любовь, поэт и поэзия и другие. Необычным подхо­дом к таким темам Маяковский побуждал читателя к размышлениям, к оценке позиций автора в том или ином вопросе. На тему трагической любви поэт написал поэму «Про это». Это конфликт между лиричес­ким героем и миром мещанства. Трагизм в том, что в мире мещанства оказалась любимая женщина. Подобный сюжет не раз освещался в ли­тературе 20-х годов XX столетия. Но в поэме Маяковского он приобре­тает предельную остроту. Сталкиваются два мира. Страстно и гневно звучат слова героя поэмы:

Не приемлю, ненавижу это все к все,

что в нас

ушедшим рабьим вбито...

Этими строками Маяковский хотел показать читателям свое нега­тивное отношение к мещанству, кскучному миру обывателей.

Человеческим величием, страстной убежденностью, благород­ством насыщен разговор поэта с потомками (« Во весь голос»). Мая­ковский разговариваете потомками «о времени и о себе», отом, как он понимает время и искусство, этому времени необходимое. В по­эме «Во весь голос» господствует мысль о бессмертии созданного в трудах и бою, вера и разум и благодарность потомков. Поэт отвергает индивидуальное искусство. Маяковский утверждает, что поэт дол­жен служить интересам народа:

До самого

последнего листка

я отдаю тебе, планеты пролетарий.

Изучая творчество Маяковского, я понял, что все сделанное им в искусстве-подвигвеличайшего бескорыстия. Неугасающая популяр­ность и злободневность поэзии Маяковского доказывают, что этот подвиг бессмертен. Поэт, на мой взгляд, достиг своей цели - народ понял и по достоинству оценил его творчество.

II вариант

У великого русского поэта XIX века Н. А. Некрасова есть замеча­тельные слова:

Кто живет без печали и гнева, Тот не любит отчизны своей.

Поэт Владимир Маяковский жил с «печалью и гневом» и страст­но любил свою отчизну.

Мотивы печали, неудовлетворенности, одиночества, неустро­енности в личной жизни звучат во многих его произведениях.

Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию юный Вла­димир Маяковский. В стихах молодого поэта поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна - то, что отпу­гивало современную ему критику, не желавшую понять и объяснить эту новизну.

Мир не раскрываетсвои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие меч­ты и действительности порождало недоуменные вопросы.

Стихотворение с вызывающим названием «Нате!» нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог рассчитывать.

Также в разладе с действительностью и мечтами о будущем ро­дились и строки, к которым надо особо прислушаться, желая по­нять жизнь и личность Маяковского, его творчество:

Грядущие люди! Кто вы? Вот - я, весь

боль и ушиб!

Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души!

Это голос молодого Маяковского. Обратим же внимание на то, какой контраст изначально терзает душу поэта. Он - «весь - боль и ушиб» - взращивает «сад фруктовый» для грядущих людей. В этих строках - идея жертвенного служения людям, характерная для классической русской литературы.

Хрестоматийный облик Маяковского, «агитатора, горлана-гла- варя», кажется, не допускает мысли о душевной слабости.

Поэт в зрелую пору не любил выносить на люди душевную с?му- ту, «становясь на горло собственной песне».

Но душа выдает себя, она радуется и ликует, негодует и кровото­чит. Бездушная поэзия - не поэзия.

Одно из самых замечательных произведений Маяковского, на мой взгляд, поэма «Про это». Она о себе и о любви, поэма, в кото­рой ярче и глубже, чем в других, более поздних поэмах, раскрыва­ются характер и личность Маяковского.

Были и ранние поэмы о любви («Облако в штанах»). Была самая светлая, не осложненная драматическими коллизиями поэма «Люб­лю». Поэттогда переживал пик своего чувства к Л. Ю. Брик, поэто­му и был уверен: «Не смоют любовь ни ссоры, ни версты. Продума­на, выверена, проверена».

Но в действительности любовь принесла тонко чувствующему поэту одни страдания.

Внешне он был спокойный, дерзкий, неуязвимый, а на самом деле - очень незащищенный. И все это очень близко, понятно нам в поэте, потому что это - общечеловеческие качества. Меня очень трогают его проникновенные строки о любви к «зверью»:

Я люблю зверье: Увидишь собачонку - тут у булочной одна - сплошная плешь, - из себя

и то готов отдать печенку, Мне не жалко, дорогая, ешь!

А вот поэт-горлан, поэт-трибун, поэт-глашатай мне, живущей в н ачале XXI века и переживающей все его сложные и трагические события, не совсем понятен. Он мечтал о прекрасном «коммунис­тическом далеко», славил трижды отечество, которое будет, а что Же сейчас? Что славить, кого славить и за что?

Далекое будущее, XXX век представлял Маяковский в своих сти­хах. Как ни торопил жизнь, как ни верил в коммуну у ворот, а избав­ление от угнетающей инерции старого быта относил лишь в дале­кое будущее:

Тридцатый век обгонит стаи

сердце раздиравших мелочей. Нынче недолюбленное наверстаем звездностью бесчисленных ночей.

И снова Маяковский-романтик произносит слово о любви.

О любви, которая бы не была «служанкой замужеств, похоти, хлебов», о любви, которая бы заполнила собой вселенную и «чтоб вся на первый крик «Товарищ!» - оборачивалась земля». Такой пред­ставлял, такой хотел видеть любовь Маяковский. Ему не было дано счастье испытать такую любовь: все дело втом, что в каждом любов­ном романе есть два персонажа, от которых в равной мере зависит его судьба.

Такой Маяковский понятен нам, близок и современен.

Маяковский-сатирик - тоже наш современник. Сатира в твор­честве поэта - это «кавалерия острот», поднявшая «рифм отточен­ные пики», это любимейший род оружия.

«Очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вок­руг», - отмечает поэт в стихотворении «Разговор с товарищем Ле­ниным». «Окрутить их, разоблачить перед лицом народа» - такую задачу ставит перед собой Маяковский.

Он едко высмеивает все отрицательные проявления в советском быту («О дряни», «Любовь», «Пиво и социализм»), борется с бю­рократизмом в учреждениях («Прозаседавшиеся», «Фабрика бю­рократов»), выступает против пережитков капитализма в сознании людей («Трус», «Ханжа», «Подлиза», «Сплетник»), наносит сокру­шительные удары по царству доллара, по международным убийцам и поджигателям новой войны.

Маяковский в стихотворении «Столп» хочет, чтобы «критика дань носила», хотя «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг, целая лента типов тянется: волокитчики, подхали­мы, сектанты, пьяницы».

В наши дни слова из стихотворения «Прозаседавшиеся»: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех засе­даний!» стали крылатыми. Они и сегодня направлены против бю­рократов, управленческого аппарата, бесплодных заседаний, голо­сований депутатов и т. д.

«Моет», просто стирает бюрократов и пьеса «Баня». Бюрократы Победоносиков и его секретарь Оптимистенко не дают дороги ново­му изобретению, мешают движению вперед. Эта пьеса показывает вред бюрократизма, враждебностьеговсейтворческой, созидатель­ной атмосфере общества. К сожалению, живут победоносиковы и оптимистенки и в наши дни. Сатира Маяковского «косила» дрянь, помогала читателю увидеть, кто есть кто.

Отрадно отметить, что в наше время все больше появляется дер­зающих, думающих, смелых людей, которые хотят, чтобы демокра­тизм, предприимчивость помогли нашему обществу.

А как злободневны и сегодня строки из стихотворения «Душа общества»:

Как от острого, как бы заразного, беги,

товарищ, от алкоголика, который бахвалится тем, сколько пива и водки выпито!

Да, я считаю, что Владимир Маяковский «понят своим наро­дом», хотя каждый воспринимает его по-своему.

В. Маяковский был человеком чрезвычайно чувствительным, готовым отдать все «за одно только слово ласковое, человечье».

Какое скромное (и какое страстное!) желание и какая грандиоз­ная плата за него!

 

 

Это интересно: