→ Жак-ив кусто и его подводный мир. Жак Ив Кусто. Уничтожение легенды Музей ива кусто во франции

Жак-ив кусто и его подводный мир. Жак Ив Кусто. Уничтожение легенды Музей ива кусто во франции

Основные события

в 1943 году совместно с Эмилем Ганьяном изобрел и испытал акваланг

Вершина карьеры

океанограф, фотограф, писатель, кинорежиссёр, изобретатель

Командор ордена Почётного легиона

Кавалер Большого креста Национального ордена «За заслуги»

Военный крест 1939-1945

Офицер ордена Морских заслуг

Командор ордена искусств и литературы

Жак-Ив Кусто́ (фр. Jacques-Yves Cousteau ; 11 июня 1910, Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - 25 июня 1997, Париж, Франция) - французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто

Биография

Ранние годы

Жак Ив родился в 1910 г. близ Бордо в городке с длинным названием Сен-Андре-де-Кубза в семье адвоката Даниэля Кусто и домохозяйки Элизабет Кусто. Его отец много ездил не только по Франции, но и за границу. Благодаря этому Жак побывал в Нью-Йорке и Эльзасе, где выучил английский и немецкий языки. Из-за переездов мальчик учился в разных школах. После получения аттестата он решил связать свою жизнь с флотом и поступил в Военно-морскую академию. Несмотря на бессистемность полученного среднего образования, Кусто с блеском сдал экзамены и прошел по конкурсу - был 22-м по списку из тысячи кандидатов, претендовавших на место в академии. Во время учебы на корабле «Жанна д"Арк» ему удалось побывать в кругосветном плавании. Однако в то время юноша еще не помышлял о путешествиях, тем более с целью исследований.

Служба в армии

в 1930 году Кусто поступил в Брестское военно-морское училище. В чине прапорщика он закончил военную академию, и по распределению его отправили на военно-морскую базу в Шанхае. Во время 2-ой мировой войны Жак Ив Кусто служил в артиллерии пулеметчиком, был бойцом французского сопротивления, в частности на оккупированной фашистскими войсками территории Франции в г. Тулон вместе с разведчиками сопротивления проник в комендатуру и выкрал важные документы. По окончании войны был удостоен ордена святого легиона за активное участие в антифашистской партизанской борьбе.

Этапы жизни

В 1935 году Жак Ив Кусто решил пойти в академию морской авиации но он попал в автокатастрофу, и от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал пальцы на левой руке, несколько ребер а правую руку у него парализовало, также были повреждены легкие. Ему приходится потратить восемь месяцев на курс интенсивной физиотерапии. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер "Сюфрен", приписанный к порту Тулон.

В 1936 году впервые Жак-Ив плавает под водой с защитными очками. Изумленный тем, что видит, он решает посвятить свою жизнь подводным исследованиям.

В 1937 году он женился на Симоне Мелихор и вскоре у них родилось два сына, Жан-Мишель (в 1938-м) и Филипп (в 1940-м).

В 1943 году работая в сложных условиях оккупированной немцами франции, Жак Кусто и Эмиль Ганьян изобрели первый безопасный и эффективный аппарат для дыхания под водой, названный аквалангом (от лат. aqua, вода + англ. lung, лёгкое = aqua-lung, «водяное лёгкое»), который в дальнейшем Кусто успешно использовал для погружения на глубину до 60 метров без каких-либо вредных последствий. Это изобретение стало поистине легендарным. В 1946 году производство аквалангов было запущено в промышленном масштабе.

В 1948 году Кусто стал капитаном корвета, а в 1950 году получил списанный британский миноносец и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как «Калипсо» Жак-Ив преобразовал корабль в экспедиционное судно. На корабле появилась посадочная площадка для вертолёта, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения, одно- и двухместные мини подводные лодки, подводные мотоциклы и десятки аквалангов. Именно на борту «Калипсо» прославленный капитан совершил множество океанографических экспедиций в Атлантический, Индийский океаны, Красное, Черное, Аравийское моря и в Персидский залив.

В 1953 году Жак Ив приобрел мировое признание и как писатель. Капитан Кусто выпустил свою первую книгу "Безмолвный Мир", а через два года она была экранизирована. Триумф фильма был невообразимый: публика аплодировала стоя более получаса, а пресса называла его произведением века. «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах и «Оскар» были получены безоговорочно.

В 1956 году Жак Ив Кусто уволился из военно-морских сил Франции в ранге капитана

В 1957 году Кусто был назначен директором океанографического музея в Монако.

В 1959 году капитан Кусто принимает участие в создании и строительстве “ныряющего блюдца” sp350 – первой маленькой подводной лодки для научной работы в океане. она вмещает двух человек, с ее помощью можно вести наблюдения и киносъемку на глубине около 370 метров, “ныряющее блюдце” позволяет ему опускаться еще глубже и проводить исследования под водой еще дольше, чем прежде.

В 1961 году президент США Джон Кеннеди награждает капитана Кусто золотой медалью национального географического общества. на медали выгравированы слова: “Человеку земли, который дал людям ключ от мира безмолвия”

С 1962 по 1965 годы капитан и его друзья проводят первые эксперименты по изучению возможности проживания под водой. Члены команды работают от одной до четырех недель в сконструированных ими так называемых подводных домах.

В 1968 году США состоялась премьера новой телевизионной серии «Подводный мир Жака Кусто», посвященной красоте морских глубин. Несколько программ получают премии Еmmy .

В 1973 году для того чтобы поддерживать и защищать природные ресурсы земли, в США было образовано «Общество Кусто». В этом же году капитан проводит несколько крупных экспедиций, чтобы запечатлеть суровую красоту Антарктики.

в 1979 году погиб младший сын Филипп Кусто он участвовал в съемках на гидросамолете "Каталина" и, во время приводнения, самолет упала в море.

В 1981 году в Париже создается фонд Кусто. Капитан собирает многонациональную группу ученых для изучения бассейна реки Амазонки. В 1985 году совершив первый трансатлантический переход на своем новейшем судне “Алкиона”, которое движется с помощью электроветровой двигательной системы, капитан Кусто прибывает в Нью-Йорк. И после чего оба его судна отправляются на десять лет в кругосветную экспедицию, а капитан получает «Медаль Свободы» из рук президента США Рональда Рейгана

В декабре 1990 года от рака внезапно скончалась жена Жака-Ива - Симона Кусто. через год прославленный капитан женился на своей давней возлюбленной Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1980г.р.) и сын Пьер (1982г.р.), рождённые до женитьбы

В 1990 году команда Кусто, чтобы привлечь внимание всего мира к тому факту, что уникальная природа Антарктики должна быть сохранена для будущих поколений доставляют 6-х детей (по одному от каждого континента) на Антарктиду

В 1994 году команда Кусто направляется с научной экспедицией к уникальному народу острова Мадагаскар.

В 1996 году в порту Сингапур корабль «Калипсо» при столкновении с баржей получил пробоину и затонул. Когда судно подняли со дна, оказалось, что восстановить его для дальнейшей океанографической работы было невозможно. И в том же была начата большая кампания по строительству нового судна «Калипсо-2».

Жак Ив Кусто умер в Париже 25 июня 1997 года, в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда и был похоронен на кладбище Сен-Андре-Де-Кюбзак.

Влияние на потомков

Жак Ив Кусто для многих людей открыл «голубой континент». Его работа также позволила создать новый тип научной коммуникации, критикуемой в то время некоторыми академиками. Легендарный корабль «Калипсо» ушел на заслуженный отдых, его поместили в морской музей города Ла Рошеля. В соответствии с желанием капитана «Калипсо» стал неотъемлемой частью музея, доказывая, что дело Кусто продолжает жить, поэтому команда с радостью и благодарностью предоставила для экспонирования снаряжение и другие предметы, связанные с жизнью и работой капитана. Чтобы защитить наиболее уязвимые водные участки по всему миру, «общество Кусто» разработало и осуществляет проект “вода мира”. Они надеются, что народы планеты примут активное участие в осуществлении проекта “вода мира”, и уже через несколько лет на земле создастся целая сеть “зон Кусто”. 1998 год провозглашен генеральной ассамблеей ООН международным годом океана. Совместно с межправительственной океанографической комиссией Юнеско «общество Кусто» работает над несколькими проектами. Один из них – научно-исследовательская экспедиция на каспийское море, природная уникальность и экологические проблемы которого общеизвестны. В ноябре 2003 года корабль “Альсиона” вышел из порта Монако и взял курс к берегам Красного моря. Целью экспедиции общества Кусто, которая продолжалась несколько месяцев, было изучение экологического состояния суданского побережья и мер по его охране. С особым трепетом ее участники посетили места, где в 1955 и 1963 годах Жак-Ив Кусто снимал фильмы "В мире безмолвия" и "Мир без солнца".

11 июня этого года исполнилось бы 100 лет Жаку-Иву Кусто. Пока вдова, дети и внуки знаменитого исследователя морских глубин оспаривают в судах право наследовать его благородное дело, "Калипсо", легендарный корабль, 40 лет бороздивший Мировой океан и прославивший Капитана и его команду, гниет в ангаре на верфи Пириу порта Конкарно во французской Бретани


Елизавета Замыслова


"Калипсо" стала мировой знаменитостью благодаря банкиру Лоэлю Гиннессу, который в июне 1950 года согласился купить для морского французского офицера Кусто минный тральщик JB26 серии BYMS 1942 года постройки. Первой после оформления сделки на борт корабля вступила Симона, жена Кусто, потомственная морячка. Пока сам Кусто, или JYC (Jacques-Yves Cousteau), как прозвали его в команде, летал по миру в поисках новых спонсоров для подводных исследований, с головой окунаясь в жизнь бомонда пяти континентов, Симона плавала из экспедиции в экспедицию на своем корабле, являясь, по признанию большинства членов команды, настоящим его капитаном. Bergere — пастушка, хранительница овец — так прозвали Симону моряки "Калипсо", каждый из которых, естественно, был тайно влюблен в единственную женщину на корабле.

Шерше ля фам


С приходом успеха Кусто стал редко жаловать экспедиции своим присутствием. 75 процентов съемочных дней протекали в его отсутствие. Он прилетал лишь для того, чтобы сняться в кульминационных эпизодах. Мало кто знал, что между ним и Симоной существовал негласный договор. JYC купил у жены свою свободу, расплатившись кораблем: очередному роману Кусто — со стюардессой авиакомпании Air France Франсин Трипле, с которой он встретился в 1976-м — суждено было продлиться до самой его смерти. В то время как фанаты Капитана по всему миру по-прежнему видели в его фильмах погружающихся с аквалангом сыновей Симоны — Жана-Мишеля и Филиппа, стюардесса Франсин и двое детей, которых она родила Капитану, оставались в тени. Долгих 15 лет. Кусто лишь изредка появлялся в обществе с Франсин, представляя ее своей племянницей.

Последние три месяца жизни Пастушка доживала на берегу, в Монако — 70-летней мадам Кусто было уже не под силу выдерживать суровый ритм корабельной жизни. Ее сильно подкосила смерть младшего сына Филиппа — в 1979 году он разбился на вертолете. Через полгода после смерти Симоны JYC торжественно зарегистрировал брак с Франсин. 81-летний Капитан вывел под руку из мэрии Парижа новую мадам Кусто — ей было 36. В тот день их общие дети, 10-летняя Диана и 8-летний Пьер-Ив, впервые были представлены широкой публике.

На войне как на войне


Новая мадам Кусто стала планомерно избавляться от всего, что ассоциировалось с именем прежней. "Это месть оскорбленной женщины за 15 лет, прожитых в тени со своими детьми. Она стирает историю, в которой не принимала участия",— уверен журналист Бернар Дюссоль, автор книги "Последнее приключение "Калипсо"".

Первой "жертвой" Франсин стал сын Кусто — Жан-Мишель. Справедливости ради надо заметить, что у него всегда были проблемы с отцом, у которого он часто просил денег. "Жану-Мишелю уже 70, а он по-прежнему использует имя Кусто, чтобы заработать. Хотя никогда не обладал ни талантом отца, ни талантом своего брата Филиппа. Он смог занять место старшего брата только потому, что тот погиб",— сокрушается Жослин де Пасс, автор биографии Симоны Кусто и "Секретной автобиографии легендарной "Калипсо"".

Архитектор по образованию, в 1979 году Жан-Мишель переквалифицировался в подводного исследователя и режиссера, чтобы поддержать отца после смерти брата. Их первая громкая ссора произошла в 1993 году из-за провала Океанического парка Кусто, который был спроектировал в Париже под руководством Жана-Мишеля. Получив за символическую ежегодную арендную плату в 100 франков многоярусное подземное помещение в центре Парижа, Общество Кусто вложило в создание парка 100 млн франков. За неоправданно высокую входную плату в 75 франков (12 евро) семья Кусто рассчитывала принимать 1 млн посетителей в год и удивлять их своими изобретениями. В итоге за четыре года существования парк так и не смог привлечь более 400 тысяч посетителей в год и разорился. Кусто-отец обвинил в неудаче Кусто-сына, обронив журналистам ужасную фразу: "Если кто-то родился от вашей спермы, это еще не значит, что он унаследует все ваши качества". Тогда Жан-Мишель покинул пост вице-президента Общества Кусто.

Потеряв финансовую поддержку отца, Жан-Мишель решил заработать, продав свою фамилию шикарному отелю на острове Фиджи. "Ты отдаешь себе отчет? Он использует твое имя, чтобы обделать свои делишки!" — нашептывала мачеха Жана-Мишеля Капитану. В результате Франция, сгорая от стыда, наблюдала, как отец судится с сыном, чтобы запретить тому использовать свое имя. После многолетних разбирательств правосудие оставило за Жаном-Мишелем право использовать фамилию Кусто только в связке с его собственным именем "набранных тем же шрифтом и в том же цвете". "Чтобы не создать конфуз для благотворителей и сторонников Кусто",— оправдывалась заварившая всю эту кашу Франсин. Вывеску отеля на Фиджи пришлось сменить. По данным французского журнала Capital, за право называться "Жан-Мишель Кусто" отель до сих пор платит Кусто-сыну 9 тысяч евро в месяц.

Симона создавала легенду «Жак-Ив Кусто» (на фото), а Франсин снимает с нее дивиденды. Младший сын Симоны - Филипп - погиб, все остальные члены семьи ожесточенно судятся. Неужели это финал истории о великом исследователе?

Обосновавшись в Санта-Барбаре, Кусто-младший создал свою организацию Ocean Futures Society. OFC зарабатывает достаточно, чтобы приумножать проекты по защите окружающей среды и выпускать совместно с американским телеканалом PBC документальный сериал.

Дети Жана-Мишеля, Фабьен и Селин, естественно, трудятся в организации отца. Их кузены, Александра и Филипп, дети погибшего брата Жана-Мишеля — Филиппа, также строят свою карьеру в сфере океанологии и защиты природы. Правда, из-за угроз мачехи, правообладательницы бренда "Кусто", они не смогли назвать свое общество "Филипп Кусто". Пришлось переименовать его в EarthEcho. Внук Кусто, Филипп, снимает документальные фильмы о подводном мире для телеканала BBC, его сестра, Александра, организует морские экспедиции. "Она могла бы стать настоящей принцессой заброшенной "Калипсо"",— считает писательница Жослин де Пасс.— Умница, красавица, дочь Филиппа с трехлетнего возраста ныряла с отцом и дедом. Получила прекрасное экологическое образование. А главное, она обладает легитимностью, которой Франсин никогда не завоевать". Разумеется, вдова Кусто пресекла все попытки Александры поучаствовать в восстановлении судна ее бабушки Симоны.

Жан-Мишель также никогда не привлекал в свои проекты племянников. "Он вообще во многом похож на отца: детьми мало занимался, живет с любовницей",— делится человек, близкий к семье Кусто. Квартира в Париже — это единственное, что ему досталось после смерти JYC. Но пасынок никогда не будет судиться с мачехой, потому что у нее хранится досье, где рукой Кусто-отца записаны все суммы, которые он когда-либо давал Жану-Мишелю. Говорят, Капитан ссудил больше, чем сын мог бы получить в наследство. А Франсин продолжает стирать сына Симоны из истории: переиздавая комиксы "Одиссея Кусто", главным для нее было удалить картинки с участием Жана-Мишеля.

Брошенная "Калипсо"


Но, пожалуй, более серьезным врагом, чем сын первой женщины Капитана, для Франсин всегда оставался корабль первой женщины. Многие уверены, что, имитируя бурную деятельность по реставрации "Калипсо", на самом деле вдова Кусто просто не хочет ее восстанавливать.

Звездная одиссея "Калипсо" закончилась 8 января 1996 года, когда во время очередной экспедиции ее протаранила баржа в порту Сингапура. "Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала,— вспоминает главный механик корабля Жан-Мари Франс.— Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила". Уже после смерти Кусто в 1998 году "Калипсо" была репатриирована во Францию, в порт Ля Рошель.

Шесть лет легенда обрастала водорослями в порту. Только в ноябре 2004-го Франсин объявила о соглашении с американской компанией Carnival: реставрировать "Калипсо" решили на Багамах, чтобы потом заякорить в районе Карибов. Carnival готова была потратить 1,3 млн долларов на переоборудование судна в плавающий музей. Поверивший в серьезность этих намерений, владелец корабля Лоэль Гиннесс, внук того самого банкира, который купил когда-то корабль для исследований Кусто, согласился продать "Калипсо" Обществу Кусто за символический 1 франк. Все карты спутала французская таможня, затребовав для переправки судна в Америку навигационный паспорт, который когда-то был выписан на имя другого общества — Campagnes Oceanographiques Francaises (COF), созданного Кусто для морских исследований. Выяснилось: именно ему в 1950 году Гиннесс отдал "Калипсо" в бессрочную аренду. Президент COF Жан Алина, последний капитан "Калипсо", объявил, что не желает, чтобы корабль покидал Францию.

Один из самых влиятельных членов COF — Жан-Мишель Кусто, естественно, также высказался против планов своей мачехи. Он предложил перевезти "Калипсо" на юг Франции и выставить в учебном морском центре, как того хотел его отец. Кусто писал: "Было бы неплохо обсудить с институтом в Экс-ан-Прованс, как бы нам в дальнейшем использовать "Калипсо" для учебных исследований". О том, чтобы сделать на "Калипсо" музей, Капитан даже слышать не хотел. "И речи быть не может, чтобы туристы с сэндвичами и кока-колой поднимались на борт корабля!" — в сердцах заявил как-то Кусто перед журналистами.

В очередной раз члены семьи Кусто оказались по разные стороны баррикад, и имя Капитана стало сотрясать залы судебных заседаний. В конце концов правосудие признало, что "Калипсо" принадлежит вдове. "И вроде как она собралась его починить, нашла спонсоров и переправила судно в Конкарно (один из лучших судостроительных заводов Франции)",— вспоминает автор автобиографии "Калипсо" Жослин де Пасс. К 2009 году работы должны были быть завершены. И вдруг весь процесс остановился — Франсин опять судится. На этот раз с портом Конкарно. По информации администрации верфи Пириу, Общество Кусто задолжало им более 850 тысяч евро.

Бизнес на красной шапочке


Полноправная наследница и распорядительница завещания Кусто, Франсин время от времени появляется в головном офисе общества, расположенном в шикарном особняке на улице Клебер, в двух шагах от Елисейских Полей. Она также является президентом Cousteau Society со штаб-квартирой в Гэмптоне в американской Вирджинии, созданного Кусто в 1973 году.

На первой пресс-конференции после смерти Кусто вдова пообещала воплотить мечту Капитана — составить природоохранную Хартию будущих поколений. Говорила, что создаст специальный телеканал для привлечения внимания к проблеме исчезновения малых народностей. Пообещала найти средства для постройки нового экспедиционного корабля — "Калипсо II" Ни один из анонсированных проектов так и не воплотился в жизнь.

Сразу после смерти Капитана Франсин уволила всех его бывших соратников: главного водолаза, подводных и обычных телевизионных операторов, научного руководителя экспедиций. Из "бывших" сохранил свой пост только Франсуа Сарано, научный консультант Кусто, считавшийся духовным наследником Капитана. Он составил план будущих исследований и экспедиций. Но Франсин не утвердила ни одного предложения, и Сарано покинул Общество Кусто.

За первые три года, что Франсин возглавляла Общество Кусто, не был запущен ни один проект. "Содержать корабли стало дорого",— защищали вдову ее сторонники. "Передо мной закрываются все двери, когда я прихожу обсуждать контракт",— оправдывалась Франсин. В то же время в 2003-м она нашла деньги, чтобы отправить своих детей в экспедицию по Красному морю на экспериментальном корабле Alcyone — туда, где Кусто снял свой самый знаменитый фильм "Мир тишины". Экспедицию оплатил швейцарский часовой дом, которому за 1,5 млн евро Франсин разрешила выпустить две люксовые модели часов для ныряния, названных Aquatimer Cousteau. Партию в 2,5 тысячи экземпляров распродали по 3,5 тысячи евро за штуку. "Посмотрите этот шедевр. Он выложен на YouTube,— говорит о телеверсии экспедиции журналист Бернар Дюссоль.— Дети Франсин ныряют и плавают вокруг подводных кораллов. Поднявшись на борт, прижимают к сердцу красную шапочку Кусто. Это смешно! Новая команда Франсин не способна ничего снять!"

Симона создавала легенду «Жак-Ив Кусто», а Франсин снимает с нее дивиденды. Младший сын Симоны - Филипп (на фото) - погиб, все остальные члены семьи ожесточенно судятся. Неужели это финал истории о великом исследователе?

На место экологов-романтиков, жаждущих новых открытий, в Общество Кусто пришли менеджеры, жаждущие увеличить доходы компании. Исполнительным директором Франсин назначила Дэвида Дженисона, за плечами которого работа в крупнейших банках США JPMorgan, Merryl Lynch и Lehman Brothers. "Я встречался с ее американским директором,— делится впечатлениями Бернар Дюссоль.— Типичный гангстер! Это он чуть что сочиняет письма с угрозами: "Берегитесь! Мы вас засудим за нарушение авторских прав!"" Если популяризация Кусто не приносит денег, ее менеджеры тормозят любые начинания. Один американский издатель попросил у вдовы фотографию Кусто для публикации в школьном учебнике — она отказала.

Журналистов Франсин боится как бубонной чумы. На просьбы о съемках, интервью отвечает молчанием или вежливым отказом. Впрочем, на разоблачающие ее деятельность фильм и книгу Бернара Дюссоля она никак не отреагировала. "Потому что все, что я снял и написал,— чистая правда,— утверждает журналист.— На случай судебных разбирательств у меня есть и неопубликованные доказательства того, что Франсин злоупотребляла пожертвованиями, поступающими в Общество Кусто. 600 тысяч франков (91,5 тысячи евро) были переведены из американского Общества Cousteau Society во французское, чтобы прикрыть нецелевую растрату. У меня есть на руках переписка, это подтверждающая. Финансовый директор Франсин пишет: "Возьмем деньги, предназначенные на строительство "Калипсо II", чтобы залатать дыру во французском обществе"". Разумеется, многие благотворители, узнав, как распоряжаются их деньгами, пожертвованными на строительство корабля, покинули jбщество. В целом с момента смерти Кусто количество постоянных членов его jбщества уменьшилось на 75 процентов. Но это не сильно расстраивает Франсин, которая предпочитает научным конференциям светские вечеринки.

Французские власти предпочитают закрывать глаза на нелицеприятные стороны деятельности очаровательной веселой вдовы. Она частая гостья на правительственных мероприятиях. За месяц до юбилея Франсин была замечена на вечере "во благо окружающей среды", организованном Министерством экологии Франции. Красивая, строго, но дорого одетая, она пришла со спутником. Официально его никто не представлял. Но, говорят, это ее второй муж. Богатый американец русского происхождения. Франсин поднялась на сцену в красной шапочке Кусто и с пальмовой ветвью в руках, полученной Капитаном в Канне за фильм "Мир тишины" в 1956-м. Зачитала по бумажке приветственную речь, и все продолжили закусывать и выпивать за здоровье Мирового океана.

К юбилею своего основателя на официальном сайте общество не анонсирует ни одного события. Зато предупреждает всех, кто хотел бы организовать памятные мероприятия, об эксклюзивном праве общества на использование имени Кусто и всех его произведений... Несмотря на это, пасынок Франсин, Жан-Мишель, готовит к выходу фильм об отце, а бывшие члены команды "Калипсо" планируют собраться в местечке Санари-сюр-Мэр, где когда-то жили Симона и Кусто. Вдова туда не приглашена.

Сами французы толком и не знают о плачевном состоянии "дела Кусто". На презентации книги о "Калипсо" Жослин де Пасс спрашивали, не она ли мадам Кусто и правда ли, что корабль-легенда в Америке? "Да нет же! — восклицала писательница.— Легенда гниет у вас под носом во французском порту!"

Жил отважный Капитан...

Досье

Жак-Ив Кусто прославился не только своей личной жизнью, но и множеством научных и художественных открытий. Вот некоторые


Изобретения


Акваланг — создан в 1943 году вместе с Эмилем Ганьяном.


Подводная телевизионная система — середина 1940-х годов.


Открытие эхолокации китообразных — 1953 год.


Подводный батискаф — 1957 год, вместе с Жаном Молларом.


Подводные дома — в середине 1960-х поставил эксперимент по проживанию в них в течение месяца на глубине 100 метров.


Военный крест 1939-1945


Офицер ордена Морских заслуг


Командор ордена Искусств и литературы


Командор ордена Почетного легиона


Кавалер Большого креста Национального ордена "За заслуги"


Два "Оскара" (за фильмы "Мир тишины" и "История красной рыбы")


"Золотая пальмовая ветвь" (за фильм "Мир тишины")

Творческое наследие


120 телевизионных фильмов



300 тысяч человек, объединенных Обществом Кусто

Увлекшись авиацией, поступил в Академию морской авиации, но из-за травм, полученных в автомобильной аварии в 1936 году, ему пришлось оставить учебу. Кусто вернулся на флотскую службу на военный корабль. Затем всерьез заинтересовался нырянием. Чтобы вода не разъедала глаза, изобрел водозащитные очки. Последовали эксперименты с подводной экипировкой.

Во время Второй мировой войны Кусто начал работу на французскую военно-морскую разведку, которая, когда это было возможно, поддерживала продолжение водолазных экспериментов, помогал французскому движению Сопротивления.

В 1943 году Кусто и инженер Эмиль Ганьян изобрели автономный скафандр с аквалангом. С его помощью можно было свободно передвигаться под водой и спускаться под воду до глубины 90 метров. Кусто изобрел водонепроницаемые камеры и осветительные приборы, а также первую подводную телевизионную систему.

После войны он помогал в очистке от подводных мин морских акваторий. Позже военно-морское министерство передало в распоряжение Кусто плавучую базу "Альбатрос", которая была переименована в "Эли Монье", для отработки техники подводного плавания. Команда корабля, в состав которой входили опытные водолазы и академические ученые, занималась не только совершенствованием оборудования для подводных плаваний, но и подводными исследованиями у берегов Корсики, Сардинии, Туниса, Марокко и в Атлантике.

В 1950 году Кусто приобрел списанный минный тральщик и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как "Калипсо". Именно на этом легендарном судне Кусто и его команда не раз совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съемки, фотографии.

В 1957 году он возглавил Океанологический музей, при этом не оставляя подводных экспедиций. В процессе подводных исследований Кусто сконструировал аппараты погружения на различные морские глубины, так называемые "ныряющие блюдца", приспособил кинокамеру для подводных съемок.

Еще в военные годы он начал заниматься подводными съемками и созданием научно-познавательных документальных фильмов на базе собственных материалов. Многие экспедиции исследовательского судна "Калипсо" также снимались им на пленку и показывались в кино и по телевидению.

С 1966 года вел программу на телевидении.

Жак Ив Кусто был автором 50 книг, в том числе "В мире безмолвия" (написанной вместе с Фредериком Дюма и Джеймсом Дагеном), "Мир без солнца", "Чтобы не было в мире тайн", "Каллипсо" и кораллы", "Мировой океан". Киноверсия книги "В мире безмолвия" в 1956 году была удостоена премии "Оскар" и французской "Золотой Пальмовой Ветви", в 1965 году документальный фильм под названием "Мир без солнца" также получил премию "Оскар".

Обеспокоенный разрушением морских экосистем, Кусто в 1974 году основал некоммерческое общество по охране морской среды, которое называлось "Общество Кусто" (Cousteau Society).

За свою деятельность Кусто был удостоен многочисленных наград, включая орден Почетного легиона. В 1977 году Организация Объединенных Наций присудила ему Международную экологическую премию. В 1989 году он был избран в члены Французской академии наук.

Кусто был дважды женат . Первой супругой была Симона Мельхиор, умерла в 1990 году. У них родились два сына Жан-Мишель и Филипп, погибший в 1979 году в авиакатастрофе. В 1991 году Кусто женился на Франсине Триплет, которая родила ему дочь и сына.

Жак Ив Кусто умер 25 июня 1997 года в Париже (Франция). Похоронен на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В биографии Кусто в 1930 году была окончена морская школа, после чего он недолгое время служил мичманом. Покинув военно-морское обучение из-за травм, поселился в Тулоне. Затем Жак-Ив всерьез заинтересовался нырянием, поскольку часто выходил в Средиземное море. Экипировавшись скафандром вместе с аквалангом (автономный вид такого скафандра изобрели Кусто вместе с Э. Ганьяном), Кусто стал погружаться в воду на 90 м.

Также Жаком-Ивом Кусто были открыты многие приборы, принадлежности, техника для ныряния. Например, камера для подводных съемок, подводные лампы, видеокамеры. На подводной лодке «Калипсо» Кусто вместе с командой опускались на глубину 7250 м. Заснятые им документальные фильмы долгое время транслировались на телевидении разных стран.

Путешественником по морским глубинам была написана книга «В мире безмолвия» (1953, вместе с Ф. Дюма), по ее мотивам снят фильм (в 1956 лента удостоена награды «Оскар»). В 1957 году Кусто возглавил Океанологический музей, при этом не оставляя подводных экспедиций. В 1973 им было основано общество по охране морской среды, поскольку Кусто очень тревожило уничтожение экосистем в различных регионах мира. За свою биографию Жак-Ив-Кусто получил множество премий, наград.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Уверены, что вы видели фильм «Одиссея» о жизни выдающегося исследователя Жака-Ива Кусто. Если нет, то HelloMonaco расскажет вам о некоторых захватывающих биографических фактах из жизни Кусто и о том, что скрывается за названием байопика, режиссером которого стал француз Жером Салль. Он также известен своими фильмами «Ларго Винч» и «Неуловимый». Роль командора исполнил известный французский актер Ламбер Вильсон, первую жену Кусто сыграла Одри Тоту, а в роли сына Филиппа предстал Пьер Нинэ. Съемки картины проходили в Хорватии на побережье Адриатического моря. Фильм «Одиссея» стал, пожалуй, самым масштабным приключенческим проектом в современной истории французского кино.

Навсегда в Монако

Говорят, этот мужчина в красной шапочке до сих пор где-то здесь. Даже спустя двадцать лет после смерти Кусто, о нем продолжают вспоминать в княжестве. Спросите у пожилых монегасков, где находится «музей Кусто», и они вам точно объяснят дорогу к музею Океанографии. На протяжении 32 лет великий командор возглавлял этот «храм моря». В 1957 году князь Ренье III предложил ему стать директором знаменитого музея, и он согласился.

Сейчас в кабинете Кусто работает нынешний директор Роберт Калькано. Приглашая к себе гостей, он непременно с гордостью скажет: «Сюда, пожалуйста! Вы входите в кабинет великого командора!» С этой огромной комнаты с ошеломляющим видом на Средиземное море и начинались великие исследования и приключения. Жак-Ив прославил этот музей на весь мир, в его времена заведение ежегодно посещало более миллиона человека, а сегодня цифра упала до 700 000.

Монако никогда не забудет открытия и наследство, которые оставил после себя великий капитан. По просьбе князя Альбера II в 2018 году в Океанографическом музее открылся отдел, посвященный великим исследователям Монако , и первое место среди них занял Жак-Ив Кусто. Компанию ему составили князь Альбер I и его праправнук Альбер II.

Стоит сказать, что на протяжении нескольких лет суверен Монако также пытался спасти знаменитое судно Кусто «Калипсо», но эти попытки остались безуспешными.


История корабля Кусто — «Калипсо»

«Калипсо» было самым известным исследовательским кораблём за всю историю океанографии. Оно прошло со своим капитаном более 1 млн морских миль: от Красного моря и Амазонки до Антарктики и Индийского океана. Однако сегодня все, что осталось от «Калипсо» — это скелет на берегу портового города Конкарно на западе Франции. В фильме «Одиссея» вы можете увидеть знаменитый корабль на фоне Антиба и подумать, что «Калипсо» вернулся в родные берега. Жаль, но это всего лишь видеомонтаж.

Кстати, есть мнение, что именно на юге Франции решилась судьба этого британского миноносца, списанного в 1950 году. Вот, что вспоминает об этом дне сын одного из ныряльщиков: «Это случилось в ресторане «Maison des Pecheurs» в Жуан-ле-Пене. За столом сидели князь Ренье, Кусто, ирландский миллионер Томас Гиннесс, один французский министр и еще несколько человек. Жак-Ив рассказывал, что мечтает снять фильм об океане, и ему нужен для этого проекта корабль. Гиннесс сказал, что готов отдать капитану корабль. Сделка была символичной, он попросил за судно всего 1 франк».

Есть и другая история, повествующая о встрече Кусто с будущим судном «Калипсо» . Якобы командор и Гиннесс встретились на острове Гоцо близ Мальты и именно там миллионер предложил выбрать корабль из базы английского флота. Кусто увидел минный тральщик американской постройки и попросил его.

Известно, что перестройка корабля заняла около месяца. Судно было в прекрасном состоянии. Выпущенный в 1942 году в Сиэтле, этот минный тральщик 1 класса не принимал участия в боевых действиях во время Второй мировой войны, а потому не имел никаких повреждений. Оснащенный мощным двигателем, корабль управлялся командой из 12 человек. Кусто заказал постройку кают еще на 10 человек, просторной кают-компании и специального помещения в носу ниже ватерлинии, оснащенного иллюминатором для подводных наблюдений. Корабль получил название «Калипсо» — по имени нимфы, персонажа древнегреческой мифологии, связанного с островом Гоцо.

Перестройка «Калипсо» стоила Кусто весьма ощутимых затрат. Когда 19 июля 1950 года корабль спустили на воду, на его борт поднялся совершенно нищий капитан. Жак-Ив решил проблемы финансирования с присущим ему размахом: он основал некоммерческую организацию, но которую возложил все расходы по оснащению экспедиций. Первыми поступлениями в фонд новой компании стали деньги, полученные первой женой Кусто за свои драгоценности. Продав серьги, кольца и колье, мадам Кусто оплатила топливо для корабля, а ее меха послужили платой за подержанный компас и гироскоп. Так собиралась первая экспедиция.

В начале девяностых годов «Калипсо» стал иконой экологического движения за сохранение богатства Мирового океана. Путешествия на этом корабле сделали всю команду Кусто знаменитой на весь мир.


Забвение

В 1996 году «Калипсо» был случайно протаранен сухогрузом. Несчастье произошло в сингапурской гавани. Знаменитое судно затонуло, и потребовалось несколько дней, чтобы поднять корабль на поверхность, а затем отбуксировать его во Францию.

Некоммерческая организация Cousteau Society решила восстановить лодку после смерти капитана. В 2007 году судно прибыло в Конкарно на реставрацию. Толпа людей наводнила набережную, чтобы увидеть «Калипсо» своими глазами. Под аплодисменты присутствующих сотрудники Cousteau Society раздавали красные шапки вроде тех, что носил командор Кусто.

Через два года заказчик восстановительных работ Cousteau Society решил, что цена ремонта слишком высока и прекратил платить. Естественно, судостроительная верфь Piriou остановила работы на «Калипсо». Затем были долгие судебные разбирательства, а лодку предоставили ветру и времени. Судно пытались продать, но безуспешно. Последняя попытка была предпринята в 2015 году, когда князь Альбер II предложил второй жене Кусто Франсин купить лодку. Глава Монако хотел либо отреставрировать судно и вновь спустить его на воду для дальнейших морских путешествий, либо организовать на «Калипсо» музей командора.

Однако вдова Кусто остановила все переговоры и объявила, что судно отправится в Турцию. Там на семейной верфи Aykin будут проведены восстановительные работы. Хотя, взглянув на руины, которые находятся в Конкарно, вы сразу поймете, что от лодки Кусто не осталось почти ничего. Так что после реставрации сложно будет назвать это новое судно прежним именем.


Интересные факты из жизни Жака-Ива Кусто. Биография

  • Родился 11 июня 1910 году в Сент-Андре-де-Кюбзаке , близ Бордо, в семье адвоката.
  • В 1930 году поступил на службу на флот в качестве руководителя группы подводных исследований.
  • В 1933 году Кусто окончил Французскую морскую академию и получил звание лейтенанта. Он мечтал о военно-морской карьере. Через несколько лет Жак-Ив был направлен на учебный корабль «Жанна д’Арк», на котором ему удалось пройти по всему свету.
  • 1936 — автомобильная авария, которая навсегда закрыла путь к военной карьере Кусто. Во время продолжительного периода реабилитации будущий командор изобрел очки для подводного плавания.
  • 1937 — женитьба на Симоне Мельхиор, от которой родились два сына — Жан-Мишель и Филипп.
  • 1943 год — Кусто вместе с Эмилем Ганьяном изобрел аппарат, предназначенный для дыхания под водой — первый акваланг.

  • 1956 год — Жак-Ив уволился из военно-морских сил Франции в ранге капитана и занял пост директора Океанографического института и музея в Монако.
  • 1974 год — основание некоммерческой организации Cousteau Society, которая занималась исследованием и охраной Мирового океана.
  • 1990 год — смерть Симоны Кусто. Прах Симоны развеяли над морем у берегов Монако.
  • 1991 год — Женитьба на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана, рожденная в 1980 году, и сын Пьер (1982 года рождения).
  • Жак-Ив Кусто скончался в Париже 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда. Он похоронен на фамильном участке на кладбище Сент-Андре-де-Кюбзак.
  • После смерти командора продолжателями его дела остались две организации: Cousteau Society и «Ocean Future».

Фото: elespanol.com/kulturologia.ru/colors.life/divers24.pl/rolexmagazine.com/ocean-media.su/gt-style.ru

 

 

Это интересно: