→ Правописание глаголов прошедшего времени. Урок русского языка "правописание глаголов в прошедшем времени" Перед суффиксом глагола прошедшего времени пишется глагольный

Правописание глаголов прошедшего времени. Урок русского языка "правописание глаголов в прошедшем времени" Перед суффиксом глагола прошедшего времени пишется глагольный

Тип урока: Усвоение новых знаний. Тема урока: Правописание глаголов прошедшего времени. Цели: Образовательная:формирование умения писать безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени перед Л. Развивающие:развивать умение обосновывать правильное написание глаголов в прошедшем времени Продолжать выработку каллиграфического письма.Формировать орфографическое зоркость. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, умение внимательно слушать,уважать мнение одноклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс «Правописание глаголов прошедшего времени» Учитель Берекенова М.Л.

Тема: Правописание глаголов в прошедшем времени.

Цели:

Формирование умения писать

безударную гласную в суффиксах глаголов прошедшего времени

перед Л.

Развивать умение обосновывать правильное написание глаголов в прошедшем времени

Продолжать выработку каллиграфического письма

Формировать орфографическое чутьё.

Оборудование:

Квадраты цветов радуги и буквы к ним,

словарное слово ХОЗЯИН,

Словарь Ожегова,

Опорная схема

1.Организационный момент.

Организационный момент

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

2.Актуализация знаний

1.На доске написаны слова:

ПИШЕШЬ, СВЯЖЕШЬ, ЛЕЖИТ, СЛУШАЛ, БЕЖИТ, ЗАПЛЫЛ, ХЛОПАЛ

Прочитайте слова. Поставьте ударение.

Что объединяет слова между собой?

Назовите глаголы с безударной гласной в корне.

Что надо сделать, чтобы их правильно написать?

Назовите глаголы с безударной гласной в приставке. Расскажите правила их написания.

Назовите глаголы с безударными личными окончаниями.

2.Минутка чистописания

Сегодня мы напишем букву, которая находится в одном из корней глаголов прошедшего времени и обозначает в нем непарный глухой твердый согласный звук.

Какая это буква?

Составьте цепочку букв. В нее входит буква Х. После каждого ее повторения должны последовательно стоять буквы с которых начинаются составные части второго глагола прошедшего времени с безударной гласной в суффиксе.

Напишите эту цепочку, при каждом повторе увеличивая на одну количество согласных букв.

3.Словарь

На доске изображены квадраты разных цветов.

Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке.

Какое это слово?

Слово ХОЗЯИН имеет несколько значений. Определите их, используя следующие примеры:

1. хозяин дачи

2. хороший расчетливый хозяин

3. хозяин и работник

4. хозяин встречал гостей

Напишите слово ХОЗЯИН, проверив по орфографическому словарю. Поставьте ударение.

Что можете отметить в его написании?

3.Работа над предложением.

Прочитайте написанное на доске предложение:

Хозяин быстро подошёл к гостям и пригласил их в дом.

Определите, в каком значении употребляется в этом предложении слово ХОЗЯИН?

Назовите в предложении глаголы в прошедшем времени.

Это глаголы, т.к. они обозначают действие и отвечают на вопросы:

Что делаешь? Что делает?

Что делал? Что сделал?

Летит, бежит.

Чтобы не ошибиться в их написании, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Например: лежит-лёжа

Бежит-бег

Глаголы с безударной гласной в приставке: ОТКРЫЛ

ЗАПЛЫЛ

Гласные в приставках пишутся одинаково

ОТ-О

ЗА-А

Глаголы с безударными личными окончаниями: ПИШЕШЬ, СВЯЖЕШЬ

Безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени надо проверять по неопределенной форме на –ИТЬ II спряж. В их личных окончаниях пишется гласная И. Стальные глаголы I спр. В их личных окончаниях пишется гласная Е, кроме глаголов-исключений. В окончаниях глаголов ПИШЕШЬ, СВЯЖЕШЬ пишется гласная Е.

ХОЗЯИН

1.человек-владелец, владеет имуществом

2.человек, который занимается хозяйственными делами

3.человек, который использует труд других людей

4.глава семьи, дома, хозяйства

В слове ХОЗЯИН непроверяемая гласная буква О.

3.Постановка

проблемы

Назовите оставшиеся глаголы. Определите их время.

Как вы узнали, что это глаголы прошедшего времени?

В какой части слова они имеют безударную гласную?

Знаете ли, что надо делать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в суффиксе глагола прошедшего времени?

О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Глаголы СЛУШАЛ, ХЛОПАЛ прошедшего времени.

Они отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ и имеют суффикс Л.

Безударная гласная у них находится в суффиксе.

Нет, не знаем.

О правописании безударных гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени.

4. Открытие нового знания.

На доске:

ЧИСТИЛ ПАЧКАЛ ВИДЕЛ

Прочитайте на доске слова, определите, какой частью речи они являются.

Определите время данных глаголов и докажите свою мысль.

Разберите данные глаголы по составу.

В какой части слова находится безударные гласные?

Образуйте неопределённую форму, соответствующую каждому глаголу и напишите её.

Разберите по составу неопределенную форму глагола.

Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом Л глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед суффиксом глаголов неопределенной формы.

Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы.

Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л?

Определите, какой суффикс надо написать в глаголе ТА…Л?

Опорную схему составим.

Это глаголы.

Это глаголы прошедшего времени, т.к. отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ? и имеют суффикс Л.

ЧИСТИЛ ПАЧКАЛ

ВИДЕЛ

В суффиксе

ЧИСТИЛ-ЧИСТИТЬ

ПАЧКАЛ-ПАЧКАТЬ

ВИДЕЛ-ВИДЕТЬ

ЧИСТ И ТЬ

ПАЧК А ТЬ

ВИД Е ТЬ

ЧИСТ И Л-ЧИСТ И ТЬ

ПАЧК А Л-ПАЧК А ТЬ

ВИД Е Л-ВИД Е ТЬ

У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом –Л пишется тот же суффикс, что и перед –ТЬ в неопределенной форме.

Чтобы узнать какой суффикс написать перед –Л надо образовать неопределенную форму

ТА Я Л-ТА Я ТЬ

В неопределенной форме суффикс Я перед -ТЬ, значит –Я и перед –Л.

Прош. вр . Неопр. ф. глаг .

гласная –Л гласная –ТЬ

5. Физминутка.

Я буду называть глагол в прошедшем времени и соответствующий ему глагол в неопределенной форме.

Если услышите глагол в прошедшем времени-прогиб назад, если неопределенную форму-наклон вперед.

Сеял-сеять

Кончать-кончал

Верил-верить

Клеил-клеить

Лаял-лаять

Ждал-ждать

Прислал-прислать

6. Первичное закрепление.

Упр. № 427 с. 229 устно

Упр. № 428 с. 230 письменно

Задание по уровню.

Оценки-по ходу работы.

7. Итог.

Какая была тема нашего урока?

Какая гласная пишется в глаголах прошедшего времени перед суффиксом –Л?

Соедините стрелками:

АТЬ ИЛ

УТЬ ОЛ

ИТЬ АЛ

ЕТЬ ЯЛ

ОТЬ УЛ

ЯТЬ ЕЛ

В прошедшем времени перед суффиксом –Л пишется та гласная, что и перед суффиксом –ТЬ в глаголах неопределенной формы.


Глагол, чаще всего выступающий в предложении сказуемым, является исключительно самостоятельной частью речи. Он обозначает действие или состояние подлежащего. Весна идёт, тепло несёт.

Правила глаголов

Все глаголы имеют начальную (инфинитив, неопределённую) форму. Отличить её можно по окончаниям -ть, -ться, также эти слова отвечают на вопросы «что делать», «что сделать». В предложении чаще всего выступает сказуемым или его частью и подлежащим, но может выполнять роли других членов.

Мы хотим увидеть новые учебники.

Видеть - это смотреть душой.

Она любила смотреть на звезды.

Если к глаголу можно задать вопрос «что делать», то он относится к совершенному виду (радоваться, молчать) . Когда к нему можно задать вопрос «что сделать» - это несовершенный глагол (обрадоваться, помолчать). Иногда встречаются также двувидовые глаголы, они могут относиться то к одному, то к другому виду, в зависимости от контекста.

Я исследовал подвал вчера. (совершенный вид).

Я уже исследовал подвал. (несовершенный вид).

Возвратные глаголы означают действие, которое направлено на себя. Они образуются с помощью постфиксов -ся, -ться (играться, кусаться). Невозвратными называются все остальные глаголы (играть, кусать).

Сказуемые, соединяющиеся с другими частями предложения в форме винительного падежа без использования предлога, относятся к переходным глаголам (вымыть кружку, позвать маму). В категорию переходных входят те, которые не могут сочетаться без дополнительных частей речи (лететь, лежать). В эту группу входят также все глаголы возвратной формы (умываться, убираться).

Правописание глаголов

В предложениях, по правилам глаголов, они могут относиться к одному из трёх наклонений. В форме изъявительного - глаголы можно менять по временам (жили, живём, будем жить), числам (моет, моют), лицам (я повторяю, ты повторяешь, он повторяет). Если для выполнения действия требуется соблюдение некоторых правил, то такие сказуемые относятся к условным (Если всем будет удобно, я подошёл бы). Данная форма образуется частичками бы, б (заглянул бы, смогла б) и может изменяться в родах и числах. Особенно следует отметить повелительный вид сказуемых, который может заставлять, побуждать, призывать к действию (Придите ко мне!). Глаголы такого наклонения могут меняться в лицах и числах.

По правилам глаголов, в прошедшем времени они означают уже произошедшее/происходившее действие (Я сам купил вещи). Также они не могут менять личную форму. К сказуемому настоящего времени можно подставить вопрос «что делает» (Он сам покупает вещи.). Совершенные глаголы не используются в настоящем времени. В правилах глаголов будущего времени существуют две формы: составная (с дополнительным словом будет ) и простая (однословная). Соответственно можно задавать разные вопросы: «что сделаешь» (Ты сам купишь вещи.); «что будешь делать» (Ты будешь покупать вещи сам).

Изменение глаголов

Перемена сказуемых в лице и числе объясняется их спряжениями. Они проявляется исключительно в изъявительной форме и несомненно в виде времени настоящего или будущего.

Для формы в единственном числе личные глаголы изменяются так :

  • 1 лицо - Я открываю. Я люблю.
  • 2 лицо - Ты открываешь. Ты любишь.
  • 3 лицо - Он открывает. Он любит.

Для формы во множественном числе личные глаголы изменяются так:

  • 1 лицо - Мы открываем. Мы любим.
  • 2 лицо - Вы открываете. Вы любите.
  • 3 лицо - Они открывают. Они любят.

Если есть возможность поставить под ударение, разновидность спряжения можно определить так:

  • -е меняется на -у(-ю) - 1 спряжение смотреть-смотрю ;
  • -и меняется на -а(-я) - 2 спряжение звонит-звонят.

В остальных случаях суффикс в начальной форме определяет спряжение:

  • 2 спряжение -и(ть) (красить) и особые исключения;
  • 1 спряжение включает в себя остальные глаголы на -а(ть), -я(ть), -у(ть), -е(ть), -ы(ть), -о(ть) (хотеть, знать );
  • Бывает 4 слова-исключения: зыбиться, зиждиться, брить и стелить и образованные от них.

Слова без упомянутых суффиксов - жить, бить.

Встречаются также такие глаголы, которые меняются и как первое спряжение, и как второе.

Ед. число:

  • 1 лицо - Я побегу. Я захочу.
  • 2 лицо - Ты побежишь. Ты захочешь.
  • 3 лицо - Он побежит. Он захочет.

Мн. число:

  • 1 лицо - Мы побежим. Мы захотим.
  • 2 лицо - Вы побежите. Вы захотите.
  • 3 лицо - Они побегут. Они захотят.

У глагола-исключения брезжить существуют только формы 3 лица в разделе единственного числа или множественного (брезжит - брезжат ).

Слова есть и дать и производные от них являются исключениями и образуют особенные личные формы.

Безличные глаголы

Местами попадаются безличные глаголы. К ним относятся слова, обозначающие пассивное сказуемое, которое происходит без участия подлежащего (вечереет, смеркается).

Основным признаком, с которым можно определить безличность правильного глагола, является его неизменность в числах и лицах. Чаще всего эти виды глаголов выступают в виде сказуемых в простых односоставных предложениях. Для формы настоящего времени применяются в качестве 3 лица и только единственного числа, а в прошлом - как единственное число и средний род.

Обычные глаголы иногда используются для замещения безличных, если появляются в виде единственного сказуемого предложения.

  • Небо посветлело - личный глагол.
  • За окном посветлело - безличный.

Несколько важных правил

Грамотное правописание глаголов и гласных в настоящем времени или формах простого будущего зависит от спряжения:

1 спряжение - в нем используются окончания -е, -у(-ю) забывает, забудут;

2 спряжение - стоит ставить окончания -и, -а(-я) красит, красят.

  • Для повелительного наклонения второго лица глаголов обоих спряжений употребляют суффикс -и (Мы идём домой. - Идите домой.);
  • В случае с прошедшим временем: перед суффиксом -л ставится такая же буква, как в инфинитиве перед -ть (красить - красил, свистеть - свистел );
  • Если есть обес-/обез-: переходные - пишется суффикс -и- (обеспечил «кого?» «что?» ); непереходные - используется -е- (обеспокоен );
  • Леденеть, оледенеть, окровенить и подобные глаголы, образованные от существительного, пишутся с гласной -е- после корня (в ;
  • В инфинитиве, в случае использования прошедших форм, пишутся -ова-, -ева-, в том же случае, когда выбирается настоящее или простое будущее время и единственное число, форма написания первого лица имеет суффиксы -у(ю), -ю(ю) (чередовать - чередую, завоевать - завоюю).

Если же чередования не происходит, употребляются суффиксы -ыва-, -ива-; (перечитывать - перечитываю, перекраивать - перекраиваю).

Если имеется окончание -вать, -ваю под ударением и суффикс -ва-, тогда по правилам русского языка у глагола перед суффиксом пишется такая же буква, что и в начальной форме (полить - поливать -поливаю).

Заключение

Эти несколько простых правил и примеров помогут запомнить, как нужно использовать глаголы при написании. Конечно, чтобы изучить все нормы и исключения, понадобятся более глубокие исследования. Однако для написания более-менее простых текстов, не претендующих на публикации в журналах и газетах, этого будет вполне достаточно.

Урок 145 Тема: Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с правилом написания глаголов в прошедшем времени; совершенствовать умение образовывать форму глагола прошедшего времени с помощью суффикса -л- ; способствовать развитию умений определять род глаголов прошедшего времени и выделять окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего
времени; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с правилом написания глаголов в прошедшем времени; научатся определять глаголы в прошедшем
времени; обозначать ударение в глаголах прошедшего времени; указывать род глаголов прошедшего времени; выделять окончания глаголов в форме единственного числа прошедшего времени; находить в тексте омонимы; образовывать форму глагола прошедшего времени с помощью суффикса
-л-

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и речевых ситуаций из собственного опыта

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; проявлять уважение
к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 228).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Прочитайте составленный рассказ.

Однажды во дворе ребята нашли щенка. Он был совсем крохотный. Малыш дрожал от холода. Дети решили забрать щенка домой.

Дома Миша приготовил питомцу уголок для отдыха. Катя накормила щенка. Ребята дали ему кличку Дружок.

Каждый день Миша занимался с Дружком во дворе. Учил выполнять собаку команды. Когда Дружок вырос, он стал служить у пограничников

Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 140).

Прочитайте возвратные глаголы.

Запишите данные глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени так:
в первый столбик – глаголы I спряжения, во второй – глаголы II спряжения.

Составьте и запишите предложение с любым
из данных глаголов.

Читают глаголы.

II спряжение

Расчесываться,
прощаться, волноваться, здороваться

Веселиться,
хвалиться, учиться, жмуриться

Записывают предложение.

В школе дети учатся, а после уроков веселятся во дворе.

Минутка чистописания.

Запишите буквосочетания и слова.

Спишите предложение, вставляя пропущенные

буквы.

Работа над словами с непроверяемым
написанием

Прочитайте ребус.

ПОТОМ – спустя некоторое время, после. В старину выражение ПО ТОМ означало «по тому» или «там». Затем слово ПОТОМ стало относиться не к месту, а ко времени.

Прочитайте ребус.

ОКОЛО – 1. Предлог с родительным падежом. Поблизости, рядом с чем-нибудь или кем-нибудь. 2. Почти, приблизительно. Слово «около» произошло от древнего КОЛО – «круг». ОКОЛО – КОЛО – «круг».

Синоним : возле.

Фразеологизм :

ВОКРУГ ДА ОКОЛО – не доходя до сути дела.

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Прочитайте тему урока.

Определите цели урока, используя опорные
слова

Сегодня на уроке мы научимся правильно писать глаголы в прошедшем времени

Принимать

и сохранять учебную
задачу

IV. Объяснение нового
материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Прочитайте пары глаголов на экране и сравните их.

Угадать – угадал.

Потерять – потерял.

Что заметили интересного? В каком времени
стоят эти глаголы? Запишите их.

Все ли возможные глаголы прошедшего времени образовали? Чем формы женского и среднего рода, множественного числа будут отличаться
от формы мужского рода?

Проверим вашу догадку, о том, что основа инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же. Выделите ее. Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени.

Создайте схему образования глаголов прошедшего времени.

Еще раз посмотрите на глаголы в неопределенной форме и в форме прошедшего времени. Как вы думаете, суффиксы -ть- и -л- служат для обра-зования новых слов? Нужно ли включать их
в основу слова?

Суффикс -ть- поменялся на суффикс -л-, а основа осталась прежней. В каждой паре второй глагол стоит в форме прошедшего времени.

Не хватает форм женского, среднего рода
и формы множественного числа. Они будут отличаться от глагола в мужском роде ненулевым
окончанием.

Делают вывод: глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Форма прошедшего времени образуется от инфинитива при помощи суффикса
-л- и родовых окончаний, а также окончания -и
во множественном числе. Чаще всего основы глагола в неопределенной форме и в прошедшем времени совпадают.

Составляют схему образования глаголов прошедшего времени.

Ходить – ть + л = ходил

Суффиксы -ть- и -л- не образуют новые слова. Они служат для образования новых форм слова. Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола, суффикс -ть служит для образования
неопределенной формы, и в основу слова они
не входит.

Осуществлять анализ объектов. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме. Учитывать мнение соседа по парте.

Осуществлять контроль
по результату

Работа по учебнику (упражнение 229)

Прочитайте. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

По каким признакам можно определить глаголы прошедшего времени? Объясните свой ответ.

Выделите в глаголах приставки. В каких глаголах приставки имеют значение «начало действия»?

Списывают, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выделяют в глаголах приставки.

Тут Соловей являть свое искусство стал:

На тысячу ладов, тянул,

То нежно он

И томной вдалеке свирелью

То мелкой дробью вдруг по роще

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 230).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

Прочитайте отрывок стихотворения Я. Козлов-ского.

Определите, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания.

Списывают, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Указывают над глаголами в прошедшем времени их род, выделяют окончания.

Солнце еще облаков не задел (ср. р.),

Трава на лугу еще ро́сы пил (ж. р.),

А плотник проснул£ся (м. р.)

и взял£ся (м. р.) за дело.

Слышится, как зазвенел (ж. р.) пила.

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение.

Работа по учебнику (упражнение 231)

Прочитайте таблицу. Поставьте вопрос к каж-
дому глаголу. Сравните окончания в вопросах
и в глаголах.

Делают вывод: формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива или прошед-шего времени с помощью суффикса -л- и оконча-

Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?

В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

ний рода и числа. В формах мужского рода единственного числа показателем рода и числа является нулевое окончание. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Форм лица у них нет

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа по учебнику (упражнение 232).

Прочитайте. Какие формы глаголов прошедшего времени образованы от неопределенной формы?

Запишите глаголы в прошедшем времени в муж-ском, женском и среднем роде и во множественном числе.

Обозначьте ударение. Запомните произношение глаголов в этих формах.

Лить – лил£, лил лил лил

Плыть – пил£, пил пил пил

Спать – спал£, спал спал спал

Начать – начал£, начал начал начал

Понять – понял£, понял понял понял

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Работа в тетради (задание 141).

Прочитайте отрывок стихотворения В. Фетисова. Вставьте пропущенные буквы.

Подчеркните глагол, который может изменяться
по родам. Укажите его род.

Устно разберите второе предложение по членам предложения.

Солнце с длинными лучами

Землю вымыло (ср. р.) ручьями.

И раскрыли веки

реки.

Работа в тетради (задание 143)

Прочитайте. Укажите время глагола.

Запишите это предложение, употребив глагол
в форме прошедшего времени

Записывают предложение.

Ребята ловят (наст. вр.) на озере окуней.

Ребята ловили (прош. вр.) на озере окуней.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

Что нового узнали на уроке?

Расскажите о правописании глаголов прошед-шего времени.

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
правил.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее
задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

Выполнить задание 142 в рабочей тетради

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение

Цели урока:

  • повторить знания учащихся о глаголах в прошедшем времени;
  • формировать умение выбирать орфограмму перед -л;
  • употреблять в речи глаголы в прошедшем времени.

Ход урока

1. Орг. момент.

– Открыли тетради. Записали число и классная работа.

Сегодня по народному календарю Юрий холодный. С этого дня медведь в берлоге накрепко засыпает, а волки поближе к деревенским задворкам жмутся. С Юрьева дня пошла ходить по свету поговорка: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”

2. Словарная работа.

– А сначала небольшая работа. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Обратимся к доске:

*

– Каждому квадрату соответствует определенная буква. Мысленно расположите квадраты по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы, и вы узнаете слово. Какое это слово? (хозяин)

– Обратимся к толковому словарю. Какое значение имеет слово?

– А теперь запишите слово в тетрадь, пользуясь орфографическим словарем. Поставьте ударение.

1. Слова расположены в алфавитном порядке.
2. Найдем слово, пользуясь алфавитом.
3. Прочитать его, посмотри внимательно, как оно пишется, запомни.

– Что можно отметить в его написании? Составьте предложение со словом хозяин.

3. Повторение изученного.

На доске слова:

пишешь, открыл,
свяжешь, бежит,
лежит, заплыл,
слушал, хлопал

– Прочитайте написанные на доске слова. Поставьте ударение. Что объединяет эти слова? (Глаголы)

– Назовите глаголы с безударной гласной в корне. Скажите, что надо сделать, чтобы их правильно написать? (лежит, бежит-лежа, бег)

– Назовите глаголы с безударной гласной в приставке. (открыл, закрыл)

Гласные в приставках пишутся одинаково

– Назовите глаголы с безударными личными окончаниями. Что можно сказать об их написании? (пишешь, скажешь-окончание по начальной форме)

– Назовите оставшиеся глаголы. Определите их время. (слушал, хлопал)

– Как вы узнали, что это глаголы прошедшего времени? (отвечают на вопрос что делал?, суффикс л)

– В какой части слова они имеют безударную гласную? (суффикс)

– Знаете ли вы, что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в суффиксе глагола прошедшего времени?

– Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

– Сегодня на уроке мы будем изучать правописание гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени.

– А учиться?

Учиться правильно выбирать и писать безударные гласные в суффиксах глаголов прошедшего времени.

4. Изучение нового материала.

Прочитайте слова: чистил, пачкал, видел.

Какой частью речи они являются? Определите время глаголов. Почему?

– Разберем глаголы по составу, поставим ударение: чистил, пачкал, видел.

– В какой части слова находятся безударные гласные?

Образуйте начальную форму, соответствующую каждому глаголу и напишите ее.

Чистил-чистить
Пачкал-пачкать
Видел-видеть

Разберем по составу начальную форму.

– Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом – л глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед окончанием в неопределенной форме.

– Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы между собой. Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л?

У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется тот же суффикс, что и перед -ть в начальной форме.

– Определите, какой суффикс надо писать в глаголе та-л?

Таял – глагол прошедшего времени. Чтобы узнать какой в нем пишется суффикс перед -л, надо образовать начальную форму – таять. В начальной форме перед -ть пишется “я”. Значит, в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо писать суффикс -я.

5. Работа по алгоритму.

А теперь составим памятку к изученному правилу?

Сформулируйте ее начало.

1. Для того, чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом – л в глаголах прошедшего времени, нужно образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу.

2. Какое действие следует осуществить с неопределенной формой глагола?

– Выяснить, какой суффикс стоит перед -ть.

– Что можно сделать после этого?

3. В глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо написать тот суффикс, который стоит в неопределенной форме перед -ть.

(Памятку оформить на доске)

– Какую бы вы составили схему к изученному материалу?

Чтение вывода по учебнику.

6. Физкультминутка.

– Я буду называть глаголы в прошедшем времени и соответствующую им неопределенную форму. Если услышите глагол в прошедшем времени, прогибаетесь назад. Если я назову неопределенную форму глагола, делаете наклон вперед. Сосчитайте, сколько глаголов в прошедшем времени будет названо.

Сеял, сеять, кончать, кончил, верил, верить, клеил, клеить, падать, падал, лаял, лаять, ждал, ждать, прислал, прислать, знать, знал.

7. Закрепление.

1) Работа по карточке. (Один у доски)

– Прочитайте, напишите цепочки слов, устранив в каждой лишнее. Вставьте пропущенные буквы.

Нач. л, конч. л, слыш. л, сдел. л, став. ла, дел.ла, та.ла, помн.ло, сып.л, жар.л, рез.л, пад.л

Проверка.

2) Самостоятельная работа.

Списать текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени. В качестве подсказки: спрятаться, укутать, серебриться, дремать.

Снег … деревья. Дуб …в мохнатой шапке. На ветках берез … белый шарф. Молодая елочка … в сугроб. Не страшны деревьям мороз и холод. Какие глаголы требуют проверки? Как проверить?

8. Домашнее задание.

(Работа по учебнику)

9. Итог урока.

– Что нового сегодня узнали? Какие новые знания получили на этом уроке?

10. Рефлексия.

Мне сегодня на уроке было: легко, трудно, хорошо, здорово, интересно, комфортно, грустно, классно.

Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:

а) в I спряжении: шь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;

б) во II спряжении: шь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

У глаголов с безударным окончанием спряжение определяется так:

ко II спряжению от) носятся глаголы на ть в инфинитиве, кроме глаголов брить , зиждиться , зыбиться (бреешь бреют, зиждется – зиждутся, зыблется ), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать , а также производные от них. Глагол брезжить имеет разноспрягаемые формы брезжит брезжут . Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: молоть – мелешь – мелют, сеять – сеешь – сеют ).

При определении спряжения надо правильно соотносить интересующую форму с инфинитивом (прогонит от прогнать, прогоняет от прогонять ).

Примечание 1. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь стелют ).

Примечание 2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь выздоровеют, опостылеешь опостылеют, опротиветь опротивеют.

Примечание 3. Переходные глаголы с приставкой обез - (обес-) спрягаются по II спряжению, а непереходные – по I спряжению. Ср.:

а) обессилить (кого-нибудь ): обессилю обессилишь обессилят;

б) обессилеть (самому ): обессилею обессилеешь обессилеют.

Соответствующие суффиксы инфинитива - и -е- сохраняются в формах прошедшего времени. Ср.: Потеря крови обессили ла раненого. Больная девочка обессиле ла.

Примечание 4. Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени совершенного вида те и повелительного наклонения -ите, например:выберете выберите , выйдете выйдите , выметете выметите , выпишете выпишите , вытрете вытрите , вышлете вышлите , крикнете крикните , стукнете стукните .

Примечание 5. Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива с сохранением той гласной, что была перед суффиксом инфинитива, и никак не зависит от принадлежности глагола к I или II спряжению, например: обиде ть – обиде л, слыша ть – слыша л, сеять – сея л, обессиле ть – обессиле л, обессили ть – обессили л.

Примечание 6. Необходимо обратить внимание на образование разговорных форм глаголов сыпать, трепать, щипать. В отличие от относящихся к I спряжению нейтральных форм сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, разговорные формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпят (аналогично трепать и щипать ) относятся к смешанному спряжению– все личные формы единственного числа и формы 1-го и 2-го лица множественного числа относятся к I спряжению а форма 3-го лица множественного числа – ко II спряжению.

§49. Употребление буквы ь в глагольных формах

Буква ь пишется:

1) в неопределенной форме глагола, например: умывать – умывать ся, беречь – беречь ся;

2) в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь – купаешь ся, возвратишь –возвратишь ся;

3) в повелительном наклонении после согласных, например: исправь – исправь те, спрячь ся – спрячь тесь (но: ляг – лягте );

4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь , вернитесь , вернулись .

§50. Суффиксы глаголов

1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы ва -, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю. Например:

а) заведую – заведова ть, заведова л; исповедую – исповедова ть, исповедова л; проповедую – проповедова ть, проповедова л; воюю – воева ть, воева л; кочую – кочева ть, кочева л;

б) закладываю закладыва ть, закладыва л; разведываю разведыва ть, разведыва л; настаиваю настаива ть, настаива л.

Указанные глагольные суффиксы сохраняются в формах действительных причастий прошедшего времени; ср.: завед-ова -вш-ий (от завед-ова -ть ),бесед-ова -вш-ий заклад-ыва -вш-ий (от заклад-ыва -ть ), подгляд-ыва -вш-ий.

1. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые ать , -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: зали ть залива ть, залива ю; преодоле ть преодолева ть, преодолева ю.

Исключения: застря ть – застрева ть, застрева ю; затми ть – затмева ть, затмева ю; продли ть – продлева ть, продлева ю и некоторые другие.

2. В глаголах (о)деревенеть , (о)леденеть , (о)костенеть , (о)кровенеть , (о)-стекленеть , (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.

 

 

Это интересно: