→ Значение слова коновал в толковом словаре. Коновалы на руси. Примеры употребления слова коновал в литературе

Значение слова коновал в толковом словаре. Коновалы на руси. Примеры употребления слова коновал в литературе

Коновал лекарь, традиционно занимавшийся лечением домашней скотины в русских деревнях. Ныне его обязанности выполняет ветеринарный врач, однако существенным отличием коновалов являлось то, что они были самоучками, то есть не получали… … Википедия

Знахарь, ветеринар, доктор, врач, лекарь Словарь русских синонимов. коновал 1. см. ветеринар. 2. см. врач Словарь синонимов р … Словарь синонимов

КОНОВАЛ, коновала, муж. 1. Знахарь, лечащий лошадей (обл.). 2. О плохом, невежественном враче (разг. пренебр.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КОНОВАЛ - ветеринар ремесленник, занимающийся гл. обр. кастрацией ж цов и самцов др. с. х. ж ных. Элементарные знания и навыки передавались от одного К. др.; часто это ремесло становилось наследственным. В России в XVIII XIX вв. К. официально называли и в … Справочник по коневодству

КОНОВАЛ - Данило Коновал, смоленский стрелец. 1610. А. И. II, 357. Васка Коновал, верхотурский стрелец. 1620. А. И. III, 87 … Биографический словарь

коновал - а, м. Знахарь, лечащий лошадей. Папа, коновал пришел! крикнула из другой комнаты Варя. // Чехов. Учитель словесности // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Польск. kоnоwаɫ. От конь и валить; польск. walic konia валить жеребца для кастрации (Брюкнер 253; Брандт, РФВ 22, 139) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Сост. "Обзор меропр. черниг. губ. зем. в области сел. хоз." и брош. по козоводству (1903 1911). {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

Скотский лекарь самоучка. В некоторых местностях (село Санниково Пошехонского у. Ярославской губ., многие деревни Алатырского уезда Симбирской губ.) ремесло К. получило характер отхожего промысла, на который отправляется почти все взрослое… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • , П. И. Цорн. Предлагаемая читателю книга, составленная российским военным деятелем и писателем П. И. Цорном (1777-1829) из сочинений различных авторов с собственными примечаниями, представляет собой…
  • Новый и полный опытный коновал, совершенный кавалерист, знаток, ездок, охотник и заводчик , Цорн П.И.. Предлагаемая читателю книга, составленная российским военным деятелем и писателем П. И. Цорном (1777-1829) из сочинений различных авторов с собственными примечаниями, представляет собой…

Коновал - лекарь, традиционно занимавшийся лечением домашней скотины в русских деревнях .

Ныне его обязанности выполняет ветеринарный врач, однако существенным отличием коновалов являлось то, что они были самоучками, то есть, не получали соответствующего систематического образования . Чаще всего искусство лечения домашних животных традиционно передавалось из поколения в поколение или же согласно традициям ученичества от коновала его помощникам.

Одной из основных обязанностей коновала было охолащивание (кастрация) самцов (быков, баранов, поросят и жеребцов). Основной причиной для выполнения такой операции было то, что охолощенные самцы были более спокойны, а также лучше набирали вес. С этой обязанностью связано и происхождение названия коновал: для осуществления кастрации животных (в частности, коня) их было необходимо уложить (повалить) на землю.

Как правило, коновалы ходили по деревням в окрестностях собственного места жительства, предлагая свои услуги. Из-за специфики ремесла, связанного с противостоянием воспроизводству жизни, работа коновалов обрастала мифами и небылицами мистического свойства.

В современном языке и в литературе слово «коновал» может употребляться в качестве оскорбительного по отношению к врачу или ветеринару, при этом подразумевается, что он не обладает должной квалификацией , и плохо справляется со своими обязанностями.

См. также

Напишите отзыв о статье "Коновал"

Отрывок, характеризующий Коновал

– Нет, я, кажется, домой поеду…
– Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела…
– Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер.
– Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.
– Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.
«Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.
– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.
– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.

Кто такой коновал? В настоящее время так пренебрежительно характеризуют плохого врача. А вот коновалы на Руси не имели ничего общего с недобросовестными медиками. Так называли людей, которые лечили в деревнях скотину. Тут нужно понимать, что лошади, коровы, овцы, свиньи для крестьян имели жизненно важное значение. От их здоровья и благополучия зависело существование людей. Поэтому коновалы-ветеринары пользовались большим авторитетом в сельской местности.

Но не всё так ясно и просто, как может показаться на первый взгляд. На врачевателей скотины смотрели не как на простых людей, а как на личностей, обладавших мистическими способностями. О них не говорили, как об обычных докторах или ветеринарах, а называли чародеями и врачующими волшебниками.

В рассказах о коновалах часто присутствовали сглазы, заговоры, наговоры и порчи. Крестьяне были глубоко убеждены, что эти люди обладали тайными знаниями, которые передавались им из поколения в поколение. В наши дни уже почти и не осталось в живых стариков и старух, которые смогли бы поведать много интересного и таинственного об этих загадочных врачевателях.

Однако известно, что делились они на две группы. Одни врачеватели жили оседло в деревнях. Имели свои дома, вели хозяйство и лечили скотину как у себя в деревне, так и в ближайших сёлах. За это крестьяне с ними расплачивались деньгами и продуктами питания.

Вторая категория врачевателей вела кочевой образ жизнь. Эти люди странствовали по необъятным русским просторам. Они шли от одной деревни к другой, а скотина всегда у кого-то болела, поэтом без работы странники не оставались.

Считалось, что странствующие врачеватели обладали более сильными магическими способностями, чем оседлые. Местные жители их побаивались и старались во всём угодить. Брали в избы на постой, отводили лучшие места, кормили теми продуктами, которые берегли на праздники.

Если же коновала кто-то обижал, то тот мог осерчать и наказать виновника самым жестоким образом. В его силах было наслать порчу на лошадей и коров. А для крестьянской семьи это означало катастрофу. Люди могли элементарно умереть от голода или превратиться в нищих. Вот поэтому перед врачевателями-ветеринарами все и заискивали и выказывали им всяческое почтение.

Но давайте от общего перейдём к конкретике и ознакомимся с одной историей, которую в 50-е годы прошлого века поведал древний старик праздным слушателям.

Рассказ про коновала

Повстречался рассказчик с одним из коновалов в конце XIX века, когда был молодых и сильным парнем. В то время он оставил деревню, уехал на заработки и трудился на лесозаготовке. Там было много рабочих и мужского, и женского пола.

Женщины жили в одном бараке, а мужчины в другом. Работали от зари до зари, а скудный досуг скрашивали редкими праздниками. Вот в один из таких праздников и появился возле бараков коновал. Вежливо поздоровался с людьми, представился и попросился обогреться возле печки, так как дело зимой было, и мороз на улице стоял немалый.

Мужики возражать не стали, пригласили в барак, налили чарку. Стали нового человека о новостях расспрашивать. Радио, телевидения, телефонов в то время не было, поэтому все свежие новости передавали именно вот такие странники.

За разговорами незнакомец постепенно захмелел и показалось ему, что в его чарку самогона меньше наливают, чем в другие. Вполне понятно, что человек обиделся, а кто в такой ситуации не обидится, и говорит: «А хотите, я вам сейчас покажу фокус?»

Только произнёс он эти слова, как стены у барака задрожали. Все, кто там был, перепугались и на улицу повыскакивали. Глядят на барак, а тот стоит, как будто ничего и не было. А пришлый проказник от смеха давится.

Мужики обиделись, начали ругать коновала и упрекать, что вот приветили мы тебя, а ты такое вытворяешь. Тот в ответ говорит, что пошутил, и предлагает идти в соседний барак к девкам, и обещает при этом, что все они задерут подолы платьев на максимальную высоту.

Заинтересовало это предложение мужиков. Взяли они выпивку и всей гурьбой к девкам пошли. Те тоже праздник в своём кругу отмечали и пригласили гостей за стол. Только расселись да по чарке вина выпили, как пришлый врачеватель закричал: «Глядите, девки, вода на полу появилась. Смотрите, как быстро прибывает. Вот уже до колен доходит, вот уже выше поднимается».

Девки всполошились, со скамеек повскакали, а чтобы подолы не замочить, стали их всё выше и выше поднимать: никому же неохота зимой мокрым ходить. А мужики сидят, смотрят во все глаза, но никакой воды не видят.

А тем временем у женщин вода уже до пояса дошла. Ринулись они на улицу всей толпой. Тут уже мужикам не до смеха стало. А пришлый проказник вдруг как крикнет: «Стойте, девки, уходит вода. Вот уже совсем ушла, сухим стал пол». Вернулись женщины после этого, сели за стол, и продолжился праздник.

Этот рассказ прекрасно характеризует те возможности, которыми обладали коновалы на Руси. Поэтому их все боялись, уважали и выказывали почтение. Но всё проходит, исчезли из нашей жизни и загадочные врачеватели, а воспоминаний о них почти не осталось. Кто сейчас помнит этих людей? Лишь древние старики, которых остаётся всё меньше и меньше.

 

 

Это интересно: