→ Чем опасны айсберги для морских судов. Почему айсберги опасны для мореплавателей? Форма айсберга зависит от его происхождения

Чем опасны айсберги для морских судов. Почему айсберги опасны для мореплавателей? Форма айсберга зависит от его происхождения

Когда слышу слово «айсберг» , то вспоминаю мой любимый фильм «Титаник». Помните, как в 1912 году большой лайнер столкнулся с айсбергом? В результате этой катастрофы погибло 1490 человек. Эти большие глыбы льда поражают наше воображения. Они находятся только возле Антарктиды и Арктики, поэтому мало кому удается их увидеть.

Как появляются айсберги

В переводе с немецкого языка айсберг обозначает «ледяная гора». Эта гора со льда плавает по океану. Они образуются в результате откола от покровного ледника . Глыба льда отламывается и начинает плыть по океану. Благодаря морскому течению, они отплывают от своего «старого места». В воде они начинают таять. Лишь самые крупные из них могут плавать по океану несколько лет . Я читала, что «смертельный айсберг» для Титаника плавал около 10 лет. Поэтому представьте, каких размеров он был! Ученые подсчитали, что в Мировом океане их плавает около 40 тис.

90 % айсберга находится под водой , потому мы видим на поверхности лишь их малую часть. Все эти «ледышки» в своем составе имеют пресную воду. Плавучий айсберг –это большая опасность для кораблей и в наше время. В истории бывали случаи, когда они переворачивались и нарушали целостность корабля.

Типы айсбергов

Все плавающие глыбы льда в зависимости от условий возникновения и формы делятся на типы:

  • шельфовые айсберги – образуются в результате откола части льда от Антарктиды. Их форма сравнительно плоская, а размеры огромные. Самыми известными являются шельфовые ледники Росса и Фильхнера-Ронне. Их суммарная площадь больше от территории Германии;
  • айсберги выводных ледников – их форма похожая на столб. Верхняя часть выпуклая и имеет множество трещин и неровностей. Если смотреть из далека, то они похожи на горы;
  • айсберги покровных ледников – они практически ровные и наклонены в сторону течения. Плавают возле Антарктиды и Гренландии.

Цвет айсбергов меняется в зависимости от условий. Если он только откололся - то бело-матовый. При контакте с воздухом верхний слой окрашивается в фиолетовый. Вода меняет цвет на голубой.

После знаменитого блокбастера «Титаник» никому не надо растолковывать, что представляет собой айсберг. Ясное дело, огромная ледяная гора, плавающая в открытом море-океане.

Но на самом деле, многое в этом природном явлении остаётся неизвестным широкой публике. Вот, например, вы знаете…

Почему айсберг плавает?

Точнее, почему плавает по воде лёд? Если расплавить сахар и бросить в него кусочек рафинада, он утонет. Твёрдый воск тонет в собственном расплаве. Точно также ведут себя тысячи других веществ. А вот вода ведёт себя иначе.

В отличие от множества прочих жидкостей, её молекулы плавают в стакане или реке не сами по себе, а каждая соединена с четырьмя-пятью другими. А когда замерзает, то превращается в кристаллы, где «упаковка» молекул уже не такая плотная. То есть, лёд имеет меньшую плотность, чем вода, поэтому и всплывает. Вас ведь не удивит, если на воде плавает кусочек древесины или подсолнечное масло? У них тоже плотность ниже, чем у воды. А ведь замерзая, лед ещё и захватывает воздушные пузырьки. Как же ему не плавать!

«Ледяной горою айсберг из тумана вырастает…»

Айсберг может выплыть из тумана, из темноты, из-за угла. Но откуда вообще берутся такие горы льда? Даже если море будет замерзать, появятся плоские льдины, пусть толстые, но не такие бесформенные громадины, как айсберги.

На самом деле море тут и не при чём. Потому что айсберги рождаются… на суше, в приполярном Севере и Антарктиде. Вечные снега, покрывающие и северные горы, например, Гренландии, спрессовываются и превращаются в ледниковый щит толщиной свыше километра.

Под собственным весом ледники медленно сползают и их края нависают над океаном. От них с грохотом откалываются гигантские обломки. Иногда ещё на склоне поперёк ледового языка проходит трещина и его многотонный «кончик» сползает в воду. А дальше судьбу айсберга решают ветры и течения.

Пока он движется по мелководью, его острые подводные края могут глубоко пахать морское дно. Попав в открытые воды, он дрейфует. Подводная часть постепенно обрастает растительными организмами, к ней прикрепляются мелкие рачки. Сверху на айсбергах путешествуют птицы.


Самое впечатляющее в айсберге – его громадность. При том, что никто никогда не видел айсберга целиком сверху донизу: ведь свыше 90% его массы скрывается под водой. 75 метровая надводная высота и масса в 200 000 тонн в мире айсбергов – не редкость. Самый большой из зарегистрированных в Северной Атлантике имел видимую высоту 55-этажного здания. В 1956 году на юге Тихого Океана странствовал айсберг, который даже нельзя назвать горой – это был настоящий остров размером с Ирландию и побольше Бельгии. В 2000 году близ Антарктиды плавал айсберг массой свыше 3 000 000 000 000 (три триллиона!) тонн.

«И растает этот айсберг…»

Айсберг не обречён растаять. Он может надолго вмёрзнуть в толстый лёд, покрывающий море. Потом оттаять, поплавать и снова вмёрзнуть. Внутри-то ледяной горы температура держится на уровне –15…–20°С. Однако наружные слои постепенно истаивают, особенно, если айсберг окажется в тёплых широтах.

При таянии внутри айсберга образуются огромные пещеры, от ледяного монолита с шумов откалываются глыбы. Кстати, при таянии айсберг издаёт короткие шипящие звуки. Это вмёрзшие пузырьки сжатого воздуха освобождаются и лопаются, выскочив на поверхность океана. В конце концов, все миллионы тонн замёрзшей пресной воды превращаются жидкость и разбавляют океан. Живут айсберги в среднем года два.

Начиная с 1950-х годов, специалисты фиксируют общее уменьшение ледового покрова Антарктики. Его фрагменты айсбергами уходят в океан и, понятно, не возвращаются. Конечно, вместо них нарастает новый лёд, но общая устойчивость ледового щита уменьшается. Учёные опасаются, что к воде поползут огромные ледники и к чему это приведёт – никто не знает.

Гляди в оба!

Понятно, что даже не очень большие айсберги опасны для судоходства. Ныне крупные суда оснащены радиолокаторами, которые предупреждают экипаж о возможных неприятных сюрпризах.


С начала XX века налаживается международная система обнаружения айсбергов и слежения за ними. Сейчас эти задачи круглосуточно, независимо от земной погоды, выполняют космические аппараты. Каждый «новорождённый» айсберг получает своё кодовое имя (типа: D-16), судьбу ледовой горы отслеживают. Раскололась – «мониторят» за каждым крупным обломком. Похоже судьба полутора тысяч погибших на «Титанике» чему-то научила человечество.

Айсберг - это огромный ледяной массив, сползающий с континента или острова в воды океана или откалывающийся от берегов. Переводится это слово как Их существование первым достоверно объяснил М. Ломоносов. По причине того, что примерно на 10% меньше основная часть айсберга (до 90%) скрывается ниже водной поверхности.

Где образуются айсберги

В северном полушарии их местом рождения является Гренландия, постоянно накапливающая толщи льда и, время от времени отправляющая лишнее в Атлантический океан. Под действием течений и ветров ледяные глыбы отправляются в южную сторону, пересекая морские пути, которые связывают Северную и Южную Америку с Европой. Протяженность их путешествия в разные сезоны отличается. Весной они не доходят и до 50º с. ш., а осенью могут достигнуть и 40º с. ш. На этой широте проходят трансокеанские морские пути.

Айсберг - это ледяная глыба, которая может образоваться у берегов Антарктиды. С этого места начинается их путь к сороковым широтам Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Эти области не так востребованы среди морских перевозчиков, потому что основные их пути идут через Панамский и Однако габариты айсбергов и их количество здесь намного превосходят показатели северного полушария.

Столообразные айсберги

Узнав, что такое айсберг, можно рассмотреть их разновидности. Столообразные льдины - результат процесса откалывания больших площадей шельфовых ледников. Их структура может быть самой разной: от фирна до глетчерного льда. Цветовая характеристика айсберга непостоянна. Свежеотколотый имеет белый матовый оттенок из-за большой доли воздуха в наружном слое спрессованного снега. Со временем газ вытесняется каплями воды, из-за чего айсберг окрашивается в светло-голубой цвет.

Столообразный айсберг - это очень массивная ледяная глыба. Один из самых больших представителей этого типа имел размеры 385×111 км. Другой рекордсмен обладал площадью порядка 7 тыс. км 2 . Основное количество столообразных айсбергов на порядки меньше указанных. Их длина составляет около 580 м, высота от поверхности воды - 28 м. На поверхности некоторых могут образовываться реки и озера с талой водой.

Пирамидальные айсберги

Пирамидальный айсберг - это результат ледяных оползней. Их отличает вершина с острым окончанием и значительная высота над поверхностью воды. Длина ледяных глыб этого типа составляет порядка 130 м, а высота надводной части - 54 м. Их цвет отличается от столообразных мягким зеленовато-голубоватым оттенком, однако зафиксированы и более темные айсберги. В толще льда имеются значительные включения горных пород, песка или ила, которые попали в него во время перемещения по острову или материку.

Угроза для морских судов

Самыми опасными считаются айсберги, находящиеся в Северной части Атлантического океана. Ежегодно в океане фиксируют до 18 тыс. новых ледяных громадин. Заметить их можно лишь с расстояния не более полукилометра. Этого недостаточно, чтобы успеть отвернуть или остановить судно для предотвращения столкновения. Особенность этих вод заключается в том, что здесь часто возникает густой туман, который долгое время не рассеивается.

Морякам знакомо страшное значение слова "айсберг". Наиболее опасными являются старые льдины, которые существенно подтаяли и почти не выступают над океанской поверхностью. В 1913 году организован «Международный ледовый патруль». Его сотрудники находятся на связи с морскими и воздушными судами, собирая информацию об айсбергах и предупреждая об опасности. Предсказать движение практически невозможно. Чтобы сделать их заметнее, айсберги помечают яркой краской либо радиомаяком, работающим в автоматическом режиме.

Айсберги — это гигантские плавающие ледяные горы различной формы, отколовшиеся от ледников, покрывающих материки.

1. Таяние ледников. Ледники Гималаев.

Ледники — природные образования, представляющие собой скопление льда атмосферного происхождения. На поверхности нашей планеты ледники занимают более 16 млн. км 2 , то есть около 11% всей площади суши, а их общий объем достигает 30 млн. км 3 .

Более 99% всей площади ледников Земли принадлежит полярным областям. Однако ледники можно увидеть даже и близ экватора, но располагаются они на вершинах высоких гор. Например, высочайшая вершина Африки — гора Килиманджаро — увенчана ледником, который располагается не ниже 4500 м.

Область, где накапливается снег, который не успевает целиком стаять за летний период - область питания ледника. Именно здесь из снега зарождается ледник.
В области питания снег превращается в лед различными способами. Сначала происходит укрупнение кристаллов, уменьшение пространства между ними. Так образуется фирн — переходное состояние от снега ко льду. Дальнейшее уплотнение под давлением вышележащего снега приводит к образованию льда молочно-белого цвета (из-за многочисленных пузырьков воздуха).

2. В Гренландии раскололся гигантский ледник.

Ледникам свойственно течь, обнаруживая пластические свойства. При этом образуется язык ледника, один или несколько. Скорость движения ледников достигает нескольких сот метров в год, но она не остается постоянной. Так как пластичность льда зависит от температуры, летом ледник движется быстрее, чем зимой. Ледниковые языки напоминают реки: атмосферные осадки собираются в русло и текут по склонам.

Северные айсберги отделяются от Гренландского ледникового покрова. Он ежегодно выбрасывает в океан более 300 км 2 льда. По размерам северные айсберги уступают южным, антарктическим. Чаще всего северные айсберги бывают длиной в 1-2 км, но встречаются и такие, которые достигают 200 и даже 300 км в длину и более 70 км в ширину. Высота отдельных ледяных гор вместе с подводной частью может достигать 600 м.

Дальность плавания айсбергов и длительность их существования зависят не только от скорости и направления морских течений, но и от свойств самого айсберга. Очень большие и глубоко промороженные (до —60°С) антарктические айсберги существуют по многу лет, а порой и более десятилетия.

Гренландские айсберги тают быстрее — всего за 2-3 года. Они меньше, и температура их промерзания не ниже —30°С.
В зависимости от происхождения айсберги отличаются и своей формой. Гренландские айсберги — ледяные горы куполообразной формы, реже они имеют пирамидальную форму. Антарктические айсберги чаще всего имеют плоскую поверхность и вертикальные отвесные стенки.

3.

Столообразные айсберги характерны плоскими, относительно ровными вершинами и огромными размерами и образуются в результате обламывания шельфовых ледников. Они состоят из льда самых различных стадий формирования - от спрессованного снега — фирна, до твердого глетчерного льда. Плотность основного массива айсберга составляет от 0,5 до 0,8 г/куб. см, что обеспечивает ему хорошую плавучесть при значительном заглублении подводной части.

Цвет айсбергов постоянно меняется: только что отколовшийся ледяной массив имеет матово-белый цвет благодаря большому содержанию воздуха в верхних слоях молодого фирнового льда. Постепенно пузырьки воздуха замещаются каплями воды, и цвет приобретает нежный голубоватый оттенок.

Столообразные айсберги могут достигать колоссальных размеров. В 1956 году ледокол «Глесьер» вблизи острова Скотта встретил айсберг длиной 385 километров и шириной 111 километров, который дрейфовал в океане много лет — в 1959 году его обнаружило китобойное судно «Слава».

Ледяные гиганты не редкость - в декабре 1965 года ледовая разведка обнаружила ледяной остров площадью около 7000 квадратных километров. В основном столообразные айсберги значительно меньше рекордсменов: средняя длина равна 580 метрам, средняя высота надводной части - 28 метров, под водой больше ста метров ледяной глыбы.

4.

Пирамидальные айсберги образуются в результате сползания в океан длинных языковых ледников, имеют остроконечную вершину и большую высоту надводной части. Размеры их сравнительно небольшие: средняя длина около 130 метров, высота — 54 метра.

В 1904 году судно «Зенит» в районе Фолклендских островов встретило айсберг высотой 450 метров, встречались и более высокие пирамидальные глыбы.
Обычно они имеют мягкий зеленоватый или голубоватый оттенок, но встречаются и темные айсберги. В ледовой глыбе содержится большое количество обломков горных пород, ила и песка, поглощенных ледником при его движении по суше.

В 1773 году появилось первое сообщение в печати о черных айсбергах у берегов Антарктиды. Ученые высказали предположение, что черный цвет айсбергов вызван деятельностью вулканов на Южных Шетландских островах. Ледники на этих островах покрыты толстым слоем вулканической пыли, которая не смывается даже морской водой.

5.

Айсберги северного и южного полушарий представляют серьезную угрозу для мореплавания. Особенно опасны ледяные горы Северной Атлантики, которые даже в ясные ночи различимы с расстояния не более 500 - 600 метров. На таком расстоянии корабль уже не может избежать столкновения, даже отработав «полный назад».

В этом районе холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, что порождает гусгые и продолжительные туманы, в которых айсберг удается обнаружить с мостика корабля за считанные минуты до столкновения. Десятки судов стали жертвами ледяных скитальцев, погибли тысячи людей.

6.

Айсберги плавают примерно до 40-х широт в Северном и Южном полушариях и оказываются в районах интенсивного судоходства, для которого они создают угрозу. Опасность заключается в том, что, во-первых, льды отражают солнечные лучи, охлаждают воздух и способствуют образованию туманов; во-вторых, большая часть айсберга (до 90% его объема) находится под водой.

Столкновение судов обычно происходит с невидимой частью айсберга.
Мир был потрясен гибелью «Титаника» в апреле 1912 года, который, избежав прямого столкновения с айсбергом, только скользнул правым бортом по его подводной части - через два часа на поверхности океана осталось только несколько переполненных шлюпок.
Особую опасность представляют старые, подтаявшие айсберги, которые при волнении моря вообще невозможно обнаружить. Именно такой айсберг стал причиной катастрофы «Титаника».

7. «Титаник»

В 1913 году тринадцать крупнейших морских держав подписали соглашение о создании Международного ледового патруля, центр которого находится на Ньюфаундленде. Он поддерживает связь с судами и самолетами в районе патрулирования, анализирует данные
наблюдений и обеспечивает своевременное оповещение всех судов об обнаруженных айсбергах.

Наблюдение за движением айсбергов довольно сложная задача, так как очень трудно предсказать, в каком направлении и с какой скоростью будет двигаться ледяная громадина. Для облегчения наблюдения айсберг помечают яркой краской или сбрасывают на его поверхность автоматический радиомаяк.
Хорошие результаты дают данные наблюдений, полученные с космических спутников.
Теперь на судах устанавливают специальные приборы, предупреждающие об айсбергах.

Принятые меры дали ощутимые результаты — катастрофы практически прекратились, но 30 января 1959 года датский грузо-пассажирский теплоход «Ганс Хедховт» водоизмещением 3000 тонн столкнулся с айсбергом и погиб со всеми пассажирами и экипажем. Правда, столкновение произошло за пределами района патрулирования. Нельзя гарантировать полной безопасности судов в районах, где встречаются айсберги, поэтому особую внимательность должны проявлять штурманы, несущие вахту на ходовом мостике.

Плавание невдалеке от айсберга тоже грозит опасностью - у подтаявшего айсберга центр тяжести смещается вверх, он находится в состоянии неустойчивого равновесия и может в любой момент перевернуться. Опрокидывание айсберга наблюдали с борта теплохода «Обь» в море Девиса, и очевидцы так описали это событие: «В тихую погоду раздался сильный грохот, сравнимый по своей силе с артиллерийским залпом. Находящиеся на палубе увидели на расстоянии не более одного километра от судна медленно переворачивающийся пирамидальный айсберг высотой около сорока метров. От его надводной части отрывались огромные глыбы льда и с грохотом падали в воду. Когда надводная часть айсберга с шумом погрузилась в воду, от нее стала расходиться довольно крупная зыбь, вызывавшая качку судна. На поверхности моря среди обломков медленно покачивалась новая холмообразная и неровная вершина айсберга ».

8.

Может обрушиться край айсберга, что также грозит судну тяжелыми последствиями. Особенно опасно положение судна, зажатого во льдах.
Айсберг, двигаясь под воздействием подводного течения, сокрушает ледяные поля и, приблизившись к судну, может раздавить его.
Из различных проектов уничтожения айсбергов ни один осуществить не удалось: бомбометание воспринимается ледяным исполином как иголочные уколы, а чтобы растопить миллионы тонн льда потребуется фантастическое количество энергии.

9.

Но айсберги могут служить и источником пресной воды, которой все более остро недостает людям. Уже разрабатывают проекты «отлова» и буксировки айсбергов в безводные районы Земли. Инициатором первой конференции, обсуждавшей проблему использования айсбергов, был король Саудовской Аравии — страны, расположенной в пустыне.

В последние годы многие районы Африки и Австралии испытывают острый недостаток пресной воды. Поэтому и возник проект буксировки отдельных айсбергов к берегам Южной Африки и Австралии и использования воды, образующейся при их таянии для промышленных и иных
целей. Подсчитано, что один айсберг среднего размера может дать такое количество чистой пресной воды, которое можно сравнить со стоком крупной реки.

В южных широтах океанов, в районах «ревущих сороковых», судну даже негде укрыться от штормового ветра и волн — на сотни миль вокруг не встретишь ни одного острова. Громадные ледяные айсберги могут стать надежной защитой — с подветренной стороны можно переждать шторм и произвести перегрузочные операции с судна на судно. А ровную площадку столообразных айсбергов можно использовать в качестве взлетной полосы для легкомоторных самолетов.
Но при выполнении этих операций следует постоянно помнить о коварном характере айсбергов, которые в любой момент могут превратиться в опасного врага.

Знаменитая «Калипсо» Жак-Ива Кусто направлялась в Антарктиду для океанографических и метеорологических наблюдений.

10. «Калипсо»

Сотни ледяных глыб окружали небольшое судно, и тут начались беды: вначале отказал один винт, затем сломалась ось второго винта — судно потеряло управление. Ветер и волны погнали "Калипсо" к подножию гигантского айсберга, который подозрительно кренился. Осколки льда градом сыпались на палубу судна, а очередной волной «Калипсо» ударилась бортом об айсберг — образовалась полутораметровая пробоина, но, к счастью, она оказалась над ватерлинией.
Только улучшение погоды спасло судно от гибели, оно с трудом добралось до ближайшего острова, откуда было отбуксировано в южноамериканскую гавань.

 

 

Это интересно: