→ Сущность интеракции. Понятие интеракции. в социальной психологии

Сущность интеракции. Понятие интеракции. в социальной психологии

0

Третий аспект общественной жизни - это социальная интеракция, взаимно сориентированные действия по крайней мере двух человек. «Социальная интеракция - это явление, по сути, визуальное, организованное вокруг наблюдаемых символов. Поэтому люди во взаимодействии прекрасно поддаются визуальным исследованиям».

Наипростейшие виды интеракции - это контакты, столкновения, общение, например разговор (хотя, разумеется, если только смотреть, а не слушать, мы не будем знать, о чем идет разговор, будем видеть только, что два человека разговаривают). Сложные виды Джордж Герберт Мид (Mead George Herbert) определил как совокупную деятельност многих людей, входящих одновременно в большое количество перекрещивающихся или параллельных интеракций (дискуссия на научном семинаре, рождественский ужин или заседания «круглого стола» - это самые простые примеры). Для протекания интеракции необычайно важно пространственное положение партнеров. Не случайно за свадебным столом мы разговариваем иначе (с соседями справа и слева), чем за дипломатическим круглом столом (с равной возможностью завязать разговор с каждым из сидящих вокруг). И совсем по-другому -на так называемом стоячем приеме, где расположение партнеров постоянно меняется, что можно зафиксировать серией снимков (хорошие примеры, хоть по намерениям и несоциологические, - это репортажи из жизни элиты либо из магазинов для женщин). Все эти существенные пространственные характеристики запечатлеваются зрительно (а затем и фотографически). «Исследование интеракций может оказаться исследованием людей как носителей символов, показывающих их идентичность, статус или общественную компетенцию. Поскольку создание и считывание этих символов находятся главным образом в визуальном домене (исключением является, например, запах духов или язык, на котором разговариваем), социальная интеракция является, по существу, активностью восприятия, сосредоточенного в значительной степени на наблюдаемой символике. Поэтому анализ людей, находящихся в интеракции, отлично подходит в качестве темы визуального исследования».

Широко известен классический фотографический проект Грегори Бейтсона и Маргарет Мид, центром внимания которого является собственно интеракция. В 1936-1939 гг. они проводили полевые исследования на острове Бали, где сделали около 25 тыс. снимков островитян, сконцентрировавшись на социализации, образовании и воспитании (а значит, интеракции родителей и детей, а также контактов между самими детьми). Они должны были показать, как формируется индивидуальность отдельной личности (а в результате своеобразный «характер» этого общества). «Наша цель - показать, как аборигены Бали, живые люди, двигающиеся, стоящие, едящие, спящие, танцующие и впадающие в транс, реализуют абстракции, которые на языке специалистов мы называем культурой». В результате двухступенчатой селекции было выбрано сначала 6 тыс., а потом 759 снимков, которые были опубликованы. Упорядоченные в тематической таблице в соответствии с такими категориями, как, например, пространственная ориентация, учеба, интеграция и дезинтеграция тела, родители и дети, родственники, стадии развития ребенка, ритуалы перехода, и снабженные обширными комментариями, они содержат огромный массив научных знаний благодаря двум равнозначным посредникам - фотографиям и текстам.

Другой проект, посвященный коллективным интеракциям, был выполнен Эдуардом Вивейрос де Кастро в среде представителей племени явалапити в Мато Гроссо в Бразилии. Темой его снимков стали ритуальные танцы со всем их сакральным оформлением, разнообразными одеждами и орнаментациями тела. Совершенно иным способом подходил к анализу интеракций Эдвард Холл, который сосредоточил внимание на пространственной дистанции и способе использования дистанции партнерами. На основе анализа фотоматериалов он выделил в интеракциях интимную дистанцию (до 45 см), дистанцию индивидуальную (своеобразную защитную сферу, которую каждый из нас как бы создает вокруг себя и реагирует на ее нарушение - до 1, 2 м), дистанцию общественную (типичную для формальных отношений, на работе, а также, когда мы хотим изолироваться и отключиться от разговора - до 3, 6 м) и дистанцию публичную (в очень формальных отношениях, публичных докладах, университетских лекциях, дворцовом или дипломатическом протоколе - более 7, 5 м). Оказывается, дефиниция соответствующих дистанций для данных общественных отношений в разных культурах различна. Как предостерегает сам автор, «обобщения эти являются совсем не типичными для поведения людей, даже для поведения американцев (...) негры и латиноамериканцы, как и эмигранты из стран южной Европы, имеют совершенно иные проксемические образцы». Холл выделяет исследование межчеловеческого пространства как отдельную область и дает ей название проксемики.

(от англ. interaction , лат. inter + activus деятельный) - термин, используемый в социальной психологии и культурологии; обозначает взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга как непрерывный диалог.

В социальной психологии Дж. Мида И. - непосредственная межличностная коммуникация ("обмен символами"), важнейшей особенностью которой признается способность человека "принимать роль другого", представлять себе (ощущать), как его воспринимает партнер по общению (или группа).

  • - Термин «С. и.» связывают с определенным социологическим и социально-психол. подходом к изучению жизни челов...

    Психологическая энциклопедия

  • - 1. социальная - социальное взаимодействие индивидов; 2. речевая - речевое взаимодействие индивидов на уровне речи. «» - термин символико-интеракционистской теории в социологии...

    Словарь социолингвистических терминов

  • Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - взаимодействия организмов в биоценозе...

    Экологический словарь

  • - Социальное взаимодействие, приравниваемое к коммуникативному поведению, трактуемому в духе необихевиористской теории социального поведения...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - интер"...

    Русский орфографический словарь

  • - 1) взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга; 2) психол...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 коммуникация...

    Словарь синонимов

"интеракция" в книгах

УВЕРЕННОСТЬ

Из книги Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать автора Максимов Андрей Маркович

УВЕРЕННОСТЬ Разнообразные человеческие страхи, по сути, объединяются в один большой страх: страх перед будущим. За себя ли мы переживаем, за своих близких или, скажем, за страну волнуемся. Будущее всегда непредсказуемо. Сколько ни придумывай, ни изобретай гарантий для

80. Уверенность

Из книги Мэрилин Монро. Тайна смерти. Уникальное расследование автора Реймон Уильям

80. Уверенность На смену нетерпению пришли сомнения. И это притом, что последний этап расследования явно не был самым трудным.Отправившись к источнику загадки, я смог приблизиться к истине. Версии отпадали одна за другой, рассеивались обманы, умирали слухи. Отныне я знал

Уверенность

Из книги Генератор бизнес-идей. Система создания успешных проектов автора Седнев Андрей

Уверенность Если вы сомневайтесь в своей креативности или считаете, что не сможете придумать потрясающую идею, так и произойдет. Стопроцентная уверенность в себе – одно из непременных условий для процесса генерации идей.Вспомните и как можно явственней представьте

Уверенность

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Уверенность Восстановите в памяти ситуацию, когда вы чувствовали абсолютную уверенность в себе. Может быть, вы сказали или сделали что-то, в чем были уверены на все сто процентов. Вспомните это состояние и постарайтесь как можно точнее его воспроизвести. Оставайтесь

Уверенность

Из книги Сжатый Хаос: введение в Магию Хаоса автора Хайн Фил

Уверенность По общему мнению, хороший маг «уверен в себе», но что это означает на самом деле? Под уверенностью в себе обычно понимается качество, которое в той или иной мере присуще всем людям. Мы «приобретаем» или «теряем» уверенность в себе. Мы знаем, что быть «чрезмерно

УВЕРЕННОСТЬ

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

УВЕРЕННОСТЬ В жизни каждого нормального человеческого существа настает час, когда его очевидная слабость и ничтожество по сравнению с силой и величием всемогущих законов и сил природы осаждают его чувством отчаяния при виде очевидной бесполезности огромных усилий,

Уверенность

Из книги Я – денежный магнит. Как притягивать деньги и удачу автора Тангаев Юрий

Уверенность Н ередко в детстве родители вкладывают в наше подсознание отрицательные программы, которые проявляют себя в зрелом возрасте. Например, ребенок что-то делает, а мать или отец говорит: «У тебя руки выросли не из того места, гвоздь не можешь забить». Ребенок в это

239. УВЕРЕННОСТЬ

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

239. УВЕРЕННОСТЬ Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.Библия - К римлянам, 14:22Лучше быть уверенным в малом, чем сомневаться в большом.Берекиа ХаНакдан - Мишле ШуалимМежду «уверен» и «может быть» предпочтение отдают «уверен».Талмуд - Кетубот,

Уверенность

Из книги Идеальный программист. Как стать профессионалом разработки ПО автора Мартин Роберт С.

Уверенность Разработчик, принявший TDD как профессиональную методологию, пишет десятки тестов каждый день, сотни тестов каждую неделю, тысячи тестов каждый год. И все эти тесты постоянно находятся «под рукой» и запускаются при каждом внесении в код каких-либо изменений.Я

Уверенность

Из книги Психология эффективного менеджера. Гибкость. Эффективное управление. Психология менеджера. Книга 1. Ситуация управления автора Завалкевич Леонард

Уверенность «Убежденная, она убеждает». Эдуард Шюре (Великие посвященные) В клинике Х. М. Алиева, друга и коллеги Сперанского, исследователя регуляторных функций человеческого организма, в течение длительного времени применялось лечение электросном. Вскоре, после того

УВЕРЕННОСТЬ

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

УВЕРЕННОСТЬ Важно постараться выработать беглость, хорошие навыки и доверие к процессу перехода, чтобы вы могли использовать его всякий раз, когда пожелаете. Приобретя навыки и уверенность, вы станете достигать высоких результатов.Нельзя быть уверенным в том, что вам

Уверенность

Из книги Время в бутылке автора Фалько Говард

Уверенность Энергетическая польза: привлечение новых творческих возможностей. Ваш разум постоянно взаимодействует с вашим эго, чтобы реальность ваших истин постоянно подтверждалась. Поэтому закрытый разум – или недостаточно открытый новым возможностям – будет

Уверенность

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Уверенность Снимай часы История, которую я собираюсь рассказать, явно не выставляет моего дядю Фреда в лучшем свете. Но это такой прекрасный пример преобразующей силы уверенности, что о нем нельзя не рассказать.Во время Второй мировой войны Фред Даттон служил в

Уверенность

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Уверенность Уверенность в себе нужна на нескольких уровнях. Лидеры должны быть уверены в себе. Коллеги и клиенты должны быть уверены в лидерах. Каждый должен быть уверен в своей компании.Что такое уверенность? Чаще всего под ней понимают некое состояние

Уверенность

Из книги Три с половиной мушкетера [сборник] автора Векшин Николай Л.

Уверенность Интересная закономерность: когда во что-то веришь, всё получается именно так, как верил, почти без усилий, как бы само собой. А когда сомневаешься, то ничего не выходит. Успешны те, кто во всём уверены (даже если ничего не знают), т. е. дураки. А сомневающихся

Интеракция - ϶ᴛᴏ организация людьми совместной деятельности путем согласования своих мировоззренческих и практических позиций. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, ᴛ.ᴇ. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (ᴛ.ᴇ. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но всœе же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова. В случае если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, ᴛ.ᴇ. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения. Какая «другая» - на данный вопрос еще нужно ответить.

В случае если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого» (Б.Ф. Ломов, 1975), которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителœем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям крайне важно обмениваться и информацией, и самой деятельностью, ᴛ.ᴇ. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, к примеру, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всœегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: а) деятель, б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые принимает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие). Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определœены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделœено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать всœе виды человеческой деятельности.

Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его «анатомию», была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателœем концепции. Методологически некорректным здесь явился сам принцип - выделœение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом. По этой причине логичнее начинать с характеристики социальной деятельности, а от нее идти к структуре отдельных индивидуальных действий, ᴛ.ᴇ. в прямо противоположном направлении (А.Н. Леонтьев, 1972). Направление же, предложенное Т. Парсонсом, неизбежно приводит к утрате социального контекста͵ поскольку в нем всœе богатство социальной деятельности (иными словами, всœей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Я. Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта͵ б) психического контакта (по Я. Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это - совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) (Я. Щепаньский, 1969). Хотя всœе сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме является схема, предложенная в отечественной социальной психологии В.Н. Панферовым (В.Н. Панферов, 1989).

Социальная психология - наука, исследующая сложные процессы и закономерности человеческой деятельности и поведения индивидов в разрезе социальной реальности. В том числе она исследует и общение.

Этот многоплановый социально-псхологический феномен рассматривается учеными как процесс становления и последующего развития контактов между субъектами или группами людей. В ходе общения происходит обмен информацией аффективно-оценочного и познавательного характера. Социальное взаимодействие невозможно без общения. В ходе него происходит налаживание и поддерживание отношений, в том числе личностных и социально-профессиональных. Психологи рассматривают общение как сложный феномен, включающий три важнейших компонента: коммуникацию, интеракцию и перцепцию. В этой статье мы обозначим, в чем заключается суть определения этих структурных аспектов.

Интеракция - это взаимовлияние и взаимодействие субъектов общения. Рассмотрение термина в контексте социальной психологии

В процесс общения всегда включается три основных элемента: интеракция, коммуникация и перцепция. Что такое интеракция? Это взаимовлияние индивидов или их групп друг на друга в взаимодействия. Термин "интеракция" произошел от английского слова "interaction", которое, в свою очередь, возникло от двух латинских морфем - "inter" и "activus". Они переводятся как "деятельный".

Этот термин используется социальными психологами, в том числе Г. М. Андреевой, Б. Ф. Ломовым, Б. Г. Ананьевым и др., для описания обмена действиями в процессе общения. Они говорят, что интеракция - это согласование совместных планов, построение единой стратегии, а также последующий анализ деятельностного вклада всех участников взаимодействия. В процессе общения происходит обмен опытом, знаниями и идеями. Партнеры достигают взаимопонимания и осуществляют попытки развить и организовать совместную деятельность. В этом наилучшим образом и проявляется социальная интеракция.

Какие условия необходимы для осуществления продуктивной совместной деятельности?

Важнейшей характерной чертой является способность индивида "принимать" роль другого человека и чувствовать то, каким образом его воспринимает партнер по общению. Интеракция - взаимодействие субъектов, осуществление которого становится невозможным без создания необходимых условий, в том числе:

  • согласования позиций партнеров (пристройка "на равных", "свысока", "снизу" и пр.);
  • единого понимания ситуации, в которой осуществляется совместная деятельность;
  • адекватного стиля взаимодействия (конкуренция, кооперация, конфликт).

Взаимодействие людей обобщенно подразделяют на два типа: направленное на кооперацию и сотрудничество (партнеры заинтересованы в общении и активно помогают друг другу для достижения общих и индивидуальных целей) и основанное на конкуренции и соперничестве (индивиды препятствуют друг другу, мешают и оказывают противодействие в достижении личных целей). Часто противоборство выливается в конфликт - столкновение разнонаправленных позиций и интересов субъектов общения.

в социальной психологии

Кроме интеракции, важнейшими аспектами общения выступают перцепция и коммуникация. Последняя представляет собой смысловой аспект взаимодействия индивидов и подразумевает обмен любыми вербальными и невербальными знаками и символами. Термин "коммуникация" произошел от латинского слова "communico", которое переводится как "делаю общим". Он обозначает процесс коммуникативной деятельности, который обеспечивает обмен информацией между партнерами. Существует несколько в том числе:

  • межличностная - обмен сообщениями и их последующая интерпретация партнерами по общению;
  • массовая - распространение информации посредством СМИ и других средств, при помощи которых важные сведения становятся доступными широкой аудитории;
  • публичная - донесение информации до аудитории посредством устной речи;
  • вещественно-знаковая (общение через интеллектуальные продукты, предметы искусства);
  • речевая (речемыслительная деятельность, в том числе внешняя и внутренняя речь);
  • паралингвистическая (передача информации по невербальному каналу - жесты, мимика, интонация и др.).

Перцептивная сторона общения

Перцепция понимается как смысловой восприятия субъектом своего партнера по взаимодействию, включающий в себя формирование его образа, рефлексию отношения к нему, а также понимание оппонента. В общем смысле под перцепцией можно понимать особое человеческое восприятие, основанное в том числе и на самопознании. Основными перцептивными механизмами являются идентификация и рефлексия.

Идентификация представляет собой чувственное и мысленное сопоставление себя, своего эго с внутренним миром партнера по общению. Рефлексия понимается как процесс самопознания, а также включает в себя самоотчет, самоанализ поступков и самоконтроль. Социальная перцепция - важный процесс и механизм восприятия, оценки и понимания действий субъектов общения, малых и больших социальных групп и в целом общественных событий. Перцептивные навыки позволяют человеку понимать настроение партнера по его невербальным и вербальным реакциям, осознавать контекст встречи и верно анализировать коммуникативную ситуацию.

Вместо заключения

Итак, в этой статье мы рассмотрели три основных аспекта, формирующих процесс общения. Мы узнали, что коммуникация, интеракция, перцепция - это три важных составляющих процесса взаимодействия индивидов в совместной деятельности. Интерактивный аспект регулирует взаимодействие партнеров в процессе общения и предполагает организацию совместных действий, имеющих общую для всех индивидов цель. Интеракция - общения, которая невозможна без коммуникации - обмена важной информацией, осуществляемого различными способами и по разным каналам. А также и без перцепции - психической возможности воспринимать и понимать партнерами по общению друг друга.

ИНТЕРАКЦИЯ - двустороннее каузальное влияние и обоюдная зависимость двух переменных в физических и социальных системах, интеракция заключается в последовательности стимулирующих реакций, которые поддерживают или восстанавливают некое стабильное состояние. К ним относятся, например, действия и коммуникативные сигналы (язык, жесты), передающие информацию в отношениях между двумя индивидами (по типу организм-организм, организм-машина, машина-машина). Подобные процессы управления, процессы обратной связи - как внутренние (присущие системе стимулы), так и внешние (изменения в системе, обусловленные внешней средой), а также специфические свойства сложных систем вообще исследуются в кибернетике.

Процесс взаимодействия между индивидами, в котором формируется собственное и коллективное, общественное сознание, осмысляется уже в немецком идеализме посредством введенного И.Г. Фихте понятия «признание»; оно есть основа правового отношения между людьми. Утверждение интеракции между членами общества как фундамента обоюдного признания в качестве правового лица и заявление прав, обязанностей и опирающегося на них обоснования правовых норм и принципов очень важны для современных теорий договора (например, у Дж. Ролза ). Напротив, в феноменологии, персонализме и Экзистенциализме интерсубъективные отношения рассматриваются отдельно от практических обязанностей и статуса правовой личности.

В немецкой философии понятие интеракция в смысле коммуникативного действия впервые вводится Ю. Хабермасом . Под коммуникативным действием он понимает «осуществляющуюся в символическом горизонте интеракцию», которая «следует действующим обязательным нормам, определяющим взаимные ожидания в контактах»; последние должны «пониматься и признаваться по меньшей мере двумя активными субъектами».

Общественные науки с помощью понятия и. исследуют человеческие взаимоотношения на двух уровнях: (а) межличностном и (б) между человеком и обществом. В социальной системе две или более личности координируют свои действия, коммуникацию и отношения на основе определенных ожиданий (социальных ролей, контекста) и поведенческих норм. Согласно концепции символически реализующегося интеракционизма (Дж. Болдуин, Ч. Кули и Дж. Г. Мид), развитие индивидуальной личности сводится к процессу межличностной интеракции. При этом идентичность Я формируется только через дополнительные социальные роли, осваиваемые и практикуемые в пространстве интерсубъективности на основе деятельностных ожиданий и результативно-успешной межличностной коммуникации. Последняя подробно исследуется - в аспекте соотношения сложных информационных систем и общества - в теории систем Н. Лумана. При этом общество более не рассматривается как конституирующееся посредством комплексной интеракции, а понятие общества не определяется через названную комплексную интеракцию; вместо того интеракция переносится во внешнюю среду системы, поскольку, по мнению Н. Лумана, всякий смысл конституируется трансинтеракционально с перспективой применения вне проходящей в соответствующий момент тем или иным образом интеракции. В философии духа термином «интеракционизм» характеризуется дуалистическая позиция, подразумевающая каузальную интеракцию между телом и духом. Наиболее известный пример подобного дуализма - декартовское разделение в понятиях «res externa» и «res cogitans» тела и духа как самостоятельных онтологических субстанций, которые каузально воздействуют друг на друга через шишковидную железу. Эта теория, во-первых, неверна относительно физических законов сохранения и представлений о единстве причинно-следственного характера в физике, а во-вторых, в ней не объясняется, как функционирует процесс каузальной интеракции между двумя различными субстанциями и каким образом осуществляется ментальное причинение. Последующие попытки решить проблему интеракции в рамках дуалистической теории предпринимались в окказионализме, параллелизме, эпифеноменализме, а также в концепции интеракционистского дуализма Поппера-Икклса.

Теоретическая психология, исследующая феномен и., занимается проблемой понимания ментальных состояний Другого (теория мнений), эмоций и мотиваций как слагаемых успешной межличностной интеракции. Современная психология, как и философия, рассматривает интеракцию в контексте социального познания, теории действия, развития самосознания и культурной идентичности. 

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 145.

 

 

Это интересно: