Технологическая карта урока окружающего мира «Явления природы» план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему. Явления природы Осенние явления природы
Все, что нас окружает и что не создано руками человека, называется природой. Все изменения, которые мы можем наблюдать в окружающем мире - это явления природы. Рассмотрим, какие бывают явления природы в зависимости от времени года.
Явления живой природы
Как известно, природа бывает живая и неживая. Давайте познакомимся с примерами явления живой природы.
Все живые существа, населяющие нашу планету - человек, звери, птицы, насекомые, рыбы, все виды растений, бактерии и различные микробы - относятся к миру живой природы.
Зимой природа будто погружается в сон, и все живое подготавливается к этому состоянию:
- Деревья и кусты сбрасывают листву . Это происходит потому, что зимой очень холодно и мало света, и обычные листья в таких условиях не могут расти. А вот у хвойных пород деревьев листики в виде тонких иголок, которым не страшны любые морозы. Они опадают постепенно, и на их месте вырастает новая хвоя.
- Зимой в условиях дикой природы очень мало корма . По этой причине некоторые животные - медведи, ежи, бурундуки, барсуки – впадают в спячку, чтобы пережить ненастные зимние времена. Они выкапывают себе теплые уютные норы, и спят там до прихода весны. Те животные, которые продолжают активную жизнь и зимой, обзаводятся густой шубкой, которая не дает им замерзнуть.
Рис. 1. Медведь в берлоге
- С наступлением первых холодов многие птицы отправляются в теплые края , чтобы там перезимовать с большим комфортом. На родине остаются только те виды птиц, которые научились питаться различным кормами.
Зимой даже тем птицам, что живут в городе, приходится совсем несладко. Насекомых почти нет, ягод и зерна тоже. Чтобы помочь пернатым друзьям дождаться ласкового весеннего солнышка, можно сделать кормушки и подкармливать их в холодное время года.
Весной природа пробуждается, и первыми реагируют растения: на деревьях распускаются почки, появляются новые листики, всходит молодая зеленая трава.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Рис. 2. Весенний лес
Животные очень радуются долгожданному теплу. Теперь можно покинуть свои берлоги и норки, и вернуться к активной жизни. У животных и птиц весной появляется потомство, и забот у них прибавляется.
Летом и в начале осени природа радует теплой погодой, обилием фруктов, овощей, ягод. Животные растят своих малышей, учат их добывать себе пропитание, защищаться от врагов. Осенью многие звери делают себе запасы на зиму, подготавливаясь к предстоящим холодам.
Явления неживой природы
К неживой природе относятся все небесные тела, вода, воздух, почва, полезные ископаемые, камни.
Зимой природные явления весьма суровы. Хорошо, когда идет мягкий снег, и окружающий мир превращается в зимнюю сказку. Гораздо хуже, когда на улице царствует лютая метель, пурга или вьюга.
В степной, открытой местности страшен в своей силе буран - сильная метель, из-за которой трудно рассмотреть что-то даже вблизи. Оказавшись в центре бурана, многие путники теряли ориентир в пространстве и замерзали.
Рис. 3. Снежная метель
Весной природа сбрасывается с себя снежные оковы:
- На реках начинается ледоход - таяние и движение льда по течению.
- Происходит таяние снегов, появляются первые проталины - небольшие участки оттаявшего снега.
- Начинают дуть теплые ветры, зимние атмосферные осадки меняются на дожди и весенние ливни.
- Световой день становится длиннее, а ночь - короче.
Все летние явления неживой природы напрямую связаны с потеплением. Устанавливается сухая, знойная погода, с переменными атмосферными осадками. Дожди могут начаться внезапно, с громом и молнией. Но уже через полчаса после обильного ливня на небе вновь ярко засветит солнце.
И только летом можно полюбоваться таким замечательным природным явлением как радуга!
С наступлением осени световой день вновь укорачивается, температура воздуха снижается, часто идут продолжительные дожди. Утром, при первых заморозках, на поверхности земли и предметах может появиться тончайший слой льда – иней.
Что мы узнали?
Во 2 классе окружающий мир изучает такую интересную тему как «Природные явления». Мы узнали, что природа может быть живой и неживой, и ее явления во многом зависят от времени года.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 302.
1. С помощью учебника допиши определения.
это все изменения происходящие в природе .
2) Термометр - это прибор для измерения температуры .
2. Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом - явления природы. Составьте пары «объект - явление» (соедините таблички линиями).
3. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Если хочешь, запиши явления, которые могут происходить с объектами природы, перечисленными в таблице на с. 18.
4. Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения
Ошибки на картинке «Лето»
- летом не идет снег
- летом не бывает ледохода
- летом не улетают птицы на юг
- летом не растут подснежники
- летом не желтеют листья на деревьях
Ошибки на картинке «Весна»
- весной не желтеют листья на деревьях
- весной снег тает и уже нет белоснежных сугробов.
5. Практическая работа «Учимся измерять температуру».
Цель работы:
научиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.
Оборудование:
термометры комнатный, уличный, водный, медицинский; стаканчик с тёплой водой, стаканчик с холодной водой.
Ход работы (по заданиям учебника).
Опыт 1.
- Опускаем термометр в стакан с тёплой водой.
Опыт 2.
- Опускаем термометр в стакан с холодной водой.
1) Подпишите части термометра.
2) Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.
3) По результатам измерений заполните таблицу.
4) Отметьте (обведите линией) результат измерения температуры своего тела. Сделайте вывод.
Оценка выполненной работы
(достигнута ли цель): да, цель достигнута
Презентация:
сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
6. Выполни упражнения.
1) Запиши числами:
десять градусов тепла - +10°С
десять градусов мороза - -10°С
ноль градусов - 0°С
шесть градусов выше нуля - +6°С
шесть градусов ниже нуля - — 6°С
2) Запиши словами:
+5° - пять градусов тепла
-7° - семь градусов мороза
7. Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха у себя дома, на улице.
Явления природы
Явления природы - это все изменения, происходящие в природе
Термометр - это прибор для измерения температуры.
Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом - явления природы. Составьте пары "объект - явление".
Пары "объект - явление": солнце - солнечное затмение, зерно пшеницы - прорастание зерна, снежинка - снегопад, лёд - таяние льда, тигр - рычание тигра, яйцо курицы - появление цыплёнка из яйца.
Заполните таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце).
Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения.
Ошибки
Картинка Лето:
Летом тепло, льда на реке и снега на берегу не может быть, по этой
же причине не может идти снег. Перелетные птицы летом не улетают.
На деревьях листва еще не желтеет. Мухомор, не растёт на берегу
реки.
Итого насчитали шесть ошибок в этом рисунке. Цифру "6"
надо написать в кружочке.
Картинка Весна:
Если у птиц уже появились птенцы, на березе уже пышная листва, цветут
ландыши и ромашки, значит это поздняя весна. Из этого следует, что
на картинке ошибочно нарисованы осенние желтые листья, снега не
должно быть на земле, а так же на ёлке, он в это время уже весь
растаял. По картинке видно, что день солнечный, сухой, значит радуги
не должно быть, которая появляется после дождя.
Итого насчитали четыре ошибки в этом
рисунке. Цифру "4" надо написать в кружочке.
Подпиши
части термометра
Обозначьте
стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.
Выполни упражнения.
1) Запиши числами:
десять градусов тепла +10°
десять градусов мороза -10°
ноль градусов 0°
шесть градусов выше нуля +6°
шесть градусов ниже нуля -6°
2) Запиши словами:
+5° пять градусов тепла
-7° семь градусов мороза
Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.
Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.
Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.
Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.
Природа, как известно, бывает неживая и живая.
К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.
К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.
В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.
Зимние явления природы
Примеры зимних явления в неживой природе | Примеры зимних явления в живой природе |
---|---|
|
|
Весенние явления природы
Названия весенних явлений в неживой природе | Названия весенних явлений в живой природе |
---|---|
|
|
Летние явления природы
Летние явления природы в неживой природе | Летние явления природы в живой природе |
---|---|
|
|
Осенние явления природы
Осенние явления в неживой природе | Осенние явления в живой природе |
|
|
Необычные явления природы
Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.
- Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
- Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
- Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
- Мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
- «Падающая звезда » - атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
- Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
- Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
- Приливы и отливы - это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
- Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
- Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
- Торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
- Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
- Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.
2. Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом - явления природы. Составьте пары «объект - явление» (соедините таблички линиями).
3. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Если хочешь, запиши явления, которые могут происходить с объектами природы, перечисленными в таблице на с. 18.
4. Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения.
5. Практическая работа «Учимся измерять температуру».
Цель работы:
научиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.
Оборудование:
термометры комнатный, уличный, водный, медицинский; стаканчик с тёплой водой, стаканчик с холодной водой.
Ход работы
(по заданиям учебника).
1) Подпишите части термометра.
2) Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.
3) По результатам измерений заполните таблицу.
4) Отметьте (обведите линией) результат измерения температуры своего тела. Сделайте вывод.
Оценка выполненной работы
(достигнута ли цель): да, цель достигнута.
Презентация:
сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.
6. Выполни упражнения.
1. Запиши числами:
десять градусов тепла - +10°
десять градусов мороза - -10°
ноль градусов - 0°
шесть градусов выше нуля - +6°
шесть градусов ниже нуля - -6°