→ Необходимость выделять ндс в государственном контракте. Упрощенец выиграл госконтракт: как быть с НДС? Выдержки из еосз гк «росатом»

Необходимость выделять ндс в государственном контракте. Упрощенец выиграл госконтракт: как быть с НДС? Выдержки из еосз гк «росатом»

Разъяснения Минфина по ставке НДС 20 %

С 01.01.2019 ставка НДС вырастет до 20 %. Такой закон был принят в августе этого года. В связи с этим возник вопрос, как быть с заключенными контрактами до 01.01.2019 г., но которые будут исполняться в 2019 году. Нужно ли вносить в контракты изменения и какие? Эти вопросы адресовали Минфину. Ниже приведен ответ.

Письмо Минфина России от 20.08.18 № 24-03-07/58933

К сожалению, Министерство по сути ничего не ответило, отослав к положениям закона, регулирующие изменение условий контракта. Вместе с тем, вопрос может вызвать определенные затруднения на практике в части контрактов, в цене которых указана ставка НДС 18 %, но которые исполняются после 01.01.2019 г. Это, прежде всего, будет касаться долгосрочных контрактов, которые заключены на несколько лет, задолго до внесенных изменений в налоговое законодательство.

Полагаем, что в такой ситуации стороны вправе изменить данное условие контракта, указав актуальную ставку НДС, действующую с начала 2019 года. Полагаем, что такое изменение не противоречит положениям , так как данное условие (о ставке НДС) не является существенным. Более того, соответствует действующему с 2019 года налоговому законодательству. При этом цена контракта должна остаться неизменной.

Вместе с тем, официальной позиции по этому поводу от регулятора или контролера по этому вопросу пока, у сожалению, нет. Мы продолжаем следить за развитием ситуации.

Письмо Минфина об авансе, уплаченном до 2019 года

Еще одни разъяснения от Министерства появились по вопросу уплаты НДС в случае, когда по договору до 01.01.19 был перечислен аванс. Согласно данным разъяснениям, если аванс был выплачен в 2018 году, а товар, работы, услуги приняты в 2019 году, должен быть уплачен НДС по ставке, действующей с 2019 года, то есть в размере 20 % со всей стоимости товара, работы, услуги.

Например, в 2018 году заключен контракт на поставку товара в 2019 году. Цена контракта 1180 р., в том числе НДС 18 %. Условиями предусмотрена выплата аванса — 30 % (1180 / 100 х 30 = 354 руб).

Аванс перечислен в 2018 году, при этом в бюджет перечислен НДС в размере 18 % (354 / 118 х 18 = 54 руб.).

Товар принят в 2019 году. В счете-фактуре или УПД должна быть указана та же цена 1180 р., но НДС по ставке 20 % (1180 / 120 х 20). Разницу в НДС, исчисленным по ставке 20 % со всей цены контракта и уплаченным по ставке 18 % с аванса, нужно будет доплатить в бюджет.

Письмо Минфина от 28.08.18 N 24-03-07/61247

Еще одно письмо Минфина по вопросу изменения цены контракта в связи с увеличением НДС.

Письмо ФНС от 23.10.18: нужно ли менять договор, если в договоре не та ставка

ФНС 23.10.18 выпустила , в которых разъяснила многие вопросы, касающиеся НДС по переходным договорам. В частности, ФНС сообщило, что менять ставку НДС в договоре, заключенном до 01.01.2019 г. не обязательно.

Письмо Минфина России от 08.11.2018 о возможности изменения ставки НДС

В Министерство сообщило, что изменение ставки НДС с 18 на 20 % в контрактах на 2019 год не противоречит закону № 44-ФЗ, так как не является изменением существенных условий контракта.

Цену контракта можно будет увеличить в связи с изменением ставки НДС

Цену контракта можно будет увеличивать, чтобы компенсировать участнику закупки изменение ставки НДС. скоро будут внесены в закон № 44-ФЗ.

Закон об изменении цены контракта в связи с изменением ставки НДС вступил в силу

27.12.2018 года опубликован , согласно которому у заказчиков и участников закупки появится возможность менять цену контракта в связи с изменением ставки НДС. Закон в этой части вступает в силу со дня опубликования.

12) статью 112 дополнить частью 54 следующего содержания:

«54. До 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.».

Кофе-пауза: загадка Льва Толстого

Свои ответы оставляйте в комментариях ниже.

Нужно ли включать НДС в цену контракта? Каковы правила закона о госзакупках, и что говорит об этом закон 223-ФЗ? Об этом, а также о том, что нужно знать об НДС поставщикам, читайте далее.

Цена госконтракта должна включать НДС

Хотя прямого указания на содержание НДС в цене контракта 44-ФЗ не содержит, однако это следует из его положений, а также из Налогового кодекса РФ. Речь идет о случаях, когда объектом закупки являются товары, работы и услуги, облагаемые НДС. С перечнем необлагаемых объектов можно познакомиться в части 2 статьи 146 и статье 149 НК РФ. Таких товары, работ и услуг довольно много, и вот лишь некоторые из них:

  • медицинское оборудование;
  • земельные участки;
  • работы, которые исполняются бюджетными и автономными учреждениями.

Если заказчик не включит в цену контракта НДС, то оплатить его все равно придется по цене победившего участника. В этом смысле размер оплаты не ставится в зависимость от того, какую систему налогообложения применяет поставщик. Об этом сказано в письме Минэкономразвития от 11.04.2016 № Д28и-900.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Этот вывод следует из пункта 2 статьи 34 закона 44-ФЗ. Норма гласит, что цена контракта не может превышать предложение победившего поставщика. Единственное исключение - изменение цены по соглашению сторон, но не более чем на 10% и лишь в том случае, если это вызвано пропорциональным уменьшением или увеличением количества/объема закупаемых товаров, работ или услуг.

НДС в цене контракта с точки зрения поставщика

Главное, что необходимо запомнить поставщику - если с него при оплате пытаются удержать НДС, то это противоречит по закону 44-ФЗ. Он должен получить за свои товары, работы или услуги полную стоимость, указанную в контракте.

Для плательщиков НДС

Если поставщик является плательщиком НДС, то после получения оплаты он действует так же, как и при любой другой операции. То есть исчисляет и уплачивает с этой суммы НДС. Так что, делая свои ценовые предложения, необходимо учитывать, что с полученной суммы придется уплатить налог.

Для тех, кто налог не платит

Субъекты на спецрежимах находятся в более выгодном положении, поскольку НДС не платят. Например, подано две заявки:

  • цена контракта 500 тыс. рублей - ее подала компания на УСН;
  • цена контракта 531 тыс. рублей, в том числе НДС 81 тыс. рублей - ее подал плательщик НДС.

При прочих равных условиях заказчик выберет первую заявку. Казалось бы, подавший вторую заявку участник пожадничал, предложив цену выше на 31 тыс. рублей. На самом же деле без учета налога он получит доход в размере 450 тыс. рублей, ведь НДС он уплатит в бюджет.

Когда в закупке побеждает неплательщик НДС, ему может быть предложено несколько сценариев.

  1. В проектной документации заказчик разрешает заменить фразу «в том числе НДС» на «НДС не облагается». В этом случае компания на спецрежиме указывает цену без налога, что не влечет никаких последствий ни по закону 44-ФЗ, ни в соответствии с Налоговым кодексом.
  2. Заказчик указывает в контракте «в том числе НДС» и просит исполнителя выделить сумму налога. Спецрежимник, который согласится это сделать, должен будет уплатить выделенную сумму НДС в бюджет из собственного кармана. Понятно, что это невыгодно, но выхода не будет. Ведь поднять стоимость госконтракта на те же 18% нельзя - существенные условия изменению не подлежат.
  3. Цена контракта указана с НДС, но при оплате заказчик удерживает сумму налога. Это является нарушением закона 44-ФЗ, поскольку цена контракта должна быть неизменной. Позиция подтверждена Верховным Судом в определении от 26.06.2015 №306-КГ15-7929.

Если победитель физическое лицо

Как известно, физические лица, которые не являются предпринимателями, НДС не платят. Поэтому ценовые предложения физлица делаются без учета налога. Однако нужно помнить, что граждане платят НДФЛ. Налоговым агентом в указанном случае должен выступить заказчик, поэтому он удержит сумму налога из стоимости контракта. Таким образом, предлагая цену, физические лица должны учитывать, что получат сумму за вычетом НДФЛ.

Закупки по 223-ФЗ и коммерческие тендеры

Корпоративные и коммерческие заказы не имеют законодательных ограничений в этом плане. Заказчики могут выбирать самостоятельно, включать ли НДС в цену закупки или нет. Кроме того, они вправе установить правила оценки заявок исходя из того, является ли подавшие их поставщики плательщиками НДС или нет. Например, заявки участников на УСН и ОСНО могут сравниваться без учета НДС.

Что такое НДС. Виды НДС. Виды УСН

Когда появляется предмет закупки, то под нее выделяются деньги. Заказчик собирается за это платить, поэтому возникают нюансы: как указывать суммы в договоре? С учетом НДС или без учета НДС? Попадает ли товар под облагаемые процентом категории. Если да, то под какой именно процент попадает?

Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. В России этот налог существует с 1992 года.

Нужно иметь этот налог ввиду в момент, когда производится расчет начальной (максимальной) цены договора. Бывают ситуации, когда объект закупки, который облагался НДС вчера, сегодня НДС уже не облагается. Если заявки оцениваются по конечной цифре (не дороже x рублей), то если выбирать из множества вариантов заявок, не учитывая налоговую составляющую, то смысла в закупке нет. Возникают нюансы во время работы, поэтому нужно оценивать не голые цифры, а цены в разрезе НДС.

Объект налогообложения НДС

Признаются следующие операции (ст.146 НК РФ):

  • реализация ТРУ на территории РФ, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав; также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • строительно-монтажные работы для собственного потребления; ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.

К примеру, если сдается в аренду помещение иностранной компании и если на территории той страны действует такое же законодательство, то помещение сдается компании без учета НДС.

Как только товар попадает на территорию Российской Федерации, появляется налог на добавленную стоимость.

Существует 3 ставки НДС:

  1. 0%. Применяется, например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта; оказании услуг по международной перевозке товаров и пр. (п.1 ст.164 НК РФ)
  2. 10%. Применяется, например, при реализации отдельных продовольственных товаров; товаров для детей; медицинских товаров (п.2 ст.164 НК РФ)
  3. 18%. Основная, применяется во всех остальных случаях (п.3 ст.164 НК РФ)

Если договор заключается с ООО, то НДС всегда нужно учитывать. С точки зрения заказчика это неважно, но что делать с этой налоговой базой? При расчете цены можно применять НДС. Если использовать базу как инструмент определения победителя по цене, то формулы должны быть очищены по цене. Многие организации при рассмотрении заявок очищают их от налогообложения. Опять же, юридическое лицо делает расчет начальной (максимальной) цены контракта с учетом налогообложения.

Есть момент, отраженный в Налоговом кодексе РФ, когда товары/работы/услуги вообще не облагаются налогом. Например, это может быть лицензионное соглашение «покупатель-продавец» по покупке программного обеспечения. Это НДС не облагается.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Статья 149 описывает случаи, при которых вообще нет налога (ни НДС, ни УСН). Всего: п.2 — 30 подпунктов п.3 — 34 подпункта. Это важно знать при формировании закупочной документации.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Перейти на упрощенную систему может любое юридическое лицо, а также ИП за исключением организаций (ИП), указанных в пункте 3 ст. 346.12 (например, организации, имеющие филиалы; банки; страховщики; казенные и бюджетные учреждения и т.п.).

Как и НДС, упрощенная система налогообложения имеет варианты применения.

Объектом налогообложения признаются:

  • доходы (0—6%) . К примеру, заключается договор на поставку товара ценой в 100 рублей. Для заказчика это цена договора. Для поставщика эта сумма содержит не только прибыль, но и ставку налога. Классически организация получает 100 рублей и платит 6 рублей налога. Задача бухгалтеров — снизить налогооблагаемую базу.
  • доходы, уменьшенные на величину расходов (15%) . Они платятся тогда, когда участник получает доход, к примеру, в 100 рублей, несет расходы, но платит налог 15 рублей. Это схема «доход минус расход».

Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков:

  • в 2015-2016 годах налоговая ставка может быть уменьшена до 0%;
  • в 2017-2021 годах налоговая ставка может быть уменьшена до 3% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом размеры налоговой ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Важно знать, что в случае неуплаты налогов ответственность несеть не только тот, кто не их платит, но и вторая сторона по договору. Если контрагент не является плательщиком НДС, но в договоре с заказчиком звучит, что нужно платить 18%, то необходимо соблюдать это правило. Это грозит налоговым преступлением.

НДС в закупках

Нужно ли включать НДС в Н(М)ЦД?

Где может всплыть понятие НДС при применении 223-ФЗ?

ВЫДЕРЖКИ ИЗ 223-ФЗ о Н(М)ЦД 21

Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг: ч.5 ст.4

Извещение о проведении конкурса или аукциона … на аукционе — лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора ч.2 ст.3

Информационное обеспечение закупки:

В ЕИС при закупке размещается …, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено 223-ФЗ и положением о закупке … В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или … ч.10 ст.4

  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) п.7) ч.10 ст.4
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)

В компании заказчика должно быть сформировано положение о закупках, которое должно указывать параметры оценки с учетом или без учета НДС. Что делать, если такое не прописано в положении? Просто поступившая цифра будет цельной, без разложения на составляющие.

Заказчики часто пишут: «Начальная (максимальная) цена договора, который выставляется в лоте, содержит в себе все налоги и платежи, которые поставщик собирается платить в бюджеты всех уровней» . Нигде нет разбивки по налогообложению. Почему так важно писать именно так? Поставщик может обойти это: если этой фразы нет, то он может расценить цену без учета пошлин и налогов.

Если рынок, который участвует в закупке, сформирован поставщиками, которые работают с НДС (являются плательщиками 10%), то этот налог возникает автоматически с передачей денежной массы заказчика поставщику. Это и есть налог на добавленную стоимость. Если не учитывать НДС при формировании начальной (максимальной) цены контракта, то можно получить запуск закупки с ценой, которая не является адекватной.

Заказчики должны работать с поставщиками ответственно: не давать слишком высокие и слишком низкие цены. Если в процессе закупочной деятельности рыночная цена установилась, то предприятие при расчете ставит, к примеру, цену контракта 90 рублей, запросив у организаций:

  • оптовую стоимость,
  • стоимость чистую.

Если цена будет неадекватной, то поставщики не придут на закупку. Или поставщик может признать цену неэффективной. Необходимо отдавать себе отчет в том, что при формировании цены контракта заказчик работает, в первую очередь, как юридическое лицо.

Нужно ли включать НДС в начальную (максимальную) цену договора? Законодательство не регламентирует требования включения и невключения НДС. На практике анализ положений показывает, что компании переходят на объявление цены, в которую включены все налоги и платежи. Таким образом, отпадает проблема расчета налогообложения. Но важно требовать от поставщиков указания в составе заявки, являются ли они плательщиками НДС или нет. Это единственное, что должно интересовать заказчика в плане налогов.

Часто, если компания не обязана платить НДС на УСН, при выигрыше дает предложение и ей предлагается упасть в цене, то простых путей доказать заказчику его неправоту нет. Заказчик понимает, что может манипулировать. Он перейдет в категорию, с которым необходимо работать четко. Поэтому запросы на разъяснения необходимо подавать на этапе подачи заявки. Если в положении об НДС ничего не сказано, а это записано в документации, то расчет НДС начинается при оценке. 223-ФЗ говорит о том, что у заказчика должно быть положение о закупках. Заказчик не имеет право применять к поставщику действия, которые не указаны в документации. Нельзя отклонить участника закупки за непредоставление документов, которые не требовались в закупочной документации. Иными словами, если что-то указано в закупочной документации, то он имеет право действовать на этом основании.

Заказчику интересен поставщик с НДС, так как при этом можно получить возврат процента из бюджета. Бывают случаи, когда заказчик начинает шантажировать поставщика: когда договор поставщика падает в цене больше, чем на 18%, заказчик говорит, что при заключении договора он упадет еще на какой-то процент. Для поставщика такие заказчики опасны, так как поставщик является плательщиком только 6-18%. Если в документации есть запись, что поставщика будут рассматривать без учета НДС, то борьба будет идти не только с конкурентами, но и заказчиками.

Можно ли закупать одним лотом товары с НДС и без НДС?

Для заказчика нет такого правила, как деление закупок на лоты, которые облагаются или не облагаются НДС. Заказчик имеет право купить группу товаров целиком в одной закупке (лоте). К примеру, взрослую и детскую одежда, которые облагаются налогом по-разному. 223-ФЗ вообще не определяет, каким образом нужно формировать закупку. Но победитель закупки обязательно расписывает, сколько процентов он будет платить.

Выдержки из ЕОСЗ ГК «Росатом»

Это требования по содержанию или отсутствию налога на добавленную стоимость. Госкорпорация «Росатом» перешла на позицию компании, которая закупает товары, работы и услуги, в которые должно быть все включено. На сегодняшний день госкорпорации не проводят разделения на закупки с НДС или без НДС. Цена предложения для «Росатома» должна включать все. В расчете функциональные заказчики должны сделать формирование цены:

Для формирования начальной и конечной цены договора нужно указать все составляющие, а затем поставить сумму в закупочную документацию.

ст.7.3.14 (Валюта закупки, ценовые поправки):

Для приведения к единому базису оценки представленных заявок УПЗ, в документации о закупке должен быть указан порядок определения оценочной стоимости предложения УПЗ с учетом ценовой поправки, учитывающей дополнительные расходы заказчика, связанные с импортом продукции (таможенные платежи и сборы, налог на добавленную стоимость, взимаемые при пересечении таможенной территории, а также иные доп. расходы заказчика, связанные с импортом продукции), оплата которых не может быть обеспечена УПЗ в соответствии с законодательством государства, на территории которого будет исполняться договор и использоваться поставляемая по договору продукция. Указанная ценовая поправка применяется только для целей корректной оценки УПЗ.

Уменьшение цены договора на НДС — законно ли это?

До сих пор существует 2 позиции:

  • С одной стороны, обязанности по уплате и, соответственно, предъявлению заказчику суммы НДС, а также выставлению счета-фактуры (документа, служащего основанием для принятия заказчиком к вычету предъявленных исполнителем сумм НДС) предусмотрены налоговым законодательством (ст.168, 169 НК РФ). Налогоплательщик, освобожденный от уплаты НДС, например применяющий УСН, не обязан предъявлять к оплате заказчику сумму НДС и выставлять заказчику счет-фактуру. А поскольку в силу ст.1 НК РФ, п.3 ст.2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, такие обязанности не должны зависеть от условий ГПД. Здесь можно прийти к выводу, что, даже если в контракте цена указана с примечанием «с учетом НДС», УПЗ по контракту не может быть принужден к уплате предъявлению заказчику суммы НДС, выставлению счета-фактуры. Многие суды придерживаются именно этой точки зрения, причем, с этой точки зрения, даже если УПЗ перейдет на режим налогообложения, не предусматривающий уплату НДС в ходе исполнения контракта, это не является основанием для уменьшения оплаты по контракту (постановления Пятнадцатого ААС от 28.01.2011 №15АП-12877/2010, ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2010 №Ф07-7566/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2011 №Ф08-3870/11, ФАС Поволжского округа от 28.05.2009 №А12-15624/2008). Если в проекте поставщик пропустил запись о НДС, то в соответствии с нормативными актами, НДС платить не нужно.
  • С другой стороны, в силу пп.1, 5 ст.173 НК РФ, если лицо, освобожденное от уплаты НДС, все же выставит заказчику счет-фактуру и укажет в нем сумму НДС, то в этом случае он будет обязан исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Отсюда можно сделать вывод, что налогоплательщик, не уплачивающий НДС, может добровольно принять на себя обязательства уплачивать данный налог. Возможно, именно поэтому, по мнению других судов, если УПЗ, освобожденный от уплаты НДС, подписывает контракт, в котором цена указана с учетом НДС, причем ввиду запрета на изменение цены он лишен возможности требовать изменения этого условия, он тем самым принимает на себя обязательство уплачивать НДС, выставляя соответствующие счета-фактуры. Здесь возникает добровольное желание платить НДС государству.

Информация для поставщиков: при участии в закупке необходимо обратить внимание на документацию и толкования ситуации насчет НДС, а также обязательно направлять запрос на разъяснения. Но заказчики могут отклонить заявку, если она не соответствует форме, которая утверждена заказчиком.

Существуют альтернативные решения, которые относятся к проблемным местам вопроса об НДС: А 38-4507/2011 АС Республики Марий Эл 01 АП-717/2012 1 Арбитражный апелляционный суд Ф 01-2705/2012 ФАС Волго-Вятского округа и др.

Не секрет, что поставщиками по государственным контрактам хотят стать многие организации. Не являются исключением и лица, применяющие упрощенную систему налогообложения. При этом цена контракта, как правило, включает НДС. Возникает множество вопросов: обязательно ли выделять сумму НДС в контракте, контрактная сумма выплачивается полностью или за вычетом НДС, можно ли контракт уменьшить на сумму налога, вправе ли заказчик требовать возврата перечисленного НДС, обязан ли упрощенец выставить счет-фактуру, следует ли подрядчику перечислить налог в бюджет? Количество рассмотренных судами дел говорит о том, что данная проблема весьма актуальна.

Конкурсное ценообразование

Все заявки на участие в конкурсах и электронных аукционах, проводимых государственными компаниями, строго регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В закупках вправе участвовать любые участники, в т.ч. которые применяют упрощенную систему налогообложения (ч. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). При осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие, документацией, заявкой, окончательным предложением победителя закупки (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Почти те же правила действуют при проведении электронного аукциона (ч. 10 ст. 70 и ч. 14 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).
Возможно увеличение или уменьшение (не более чем на 10%) количества товаров, работ или услуг по предложению заказчика. В этом случае допускается увеличение, уменьшение цены контракта, но так же не более чем на 10%, по соглашению сторон (подп. б п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, законодательством предусмотрено право по соглашению сторон снизить цену контракта без изменения иных условий, если возможность изменения была изначально предусмотрена документацией о закупке и контрактом (ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Кстати, еще в 2016 году было возможно увеличивать цену контракта в случае невозможности его исполнения по независящим от сторон обстоятельствам (утратившие силу с 01.01.2017 ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 191 "Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году").

Мнение чиновников

Рассмотрим разъяснения Минэкономразвития России, прозвучавшие в письмах от 08.11.2016 N Д28и-2922, от 19.08.2016 N ОГ-Д28-9909, от 13.07.2016 N Д28и-1775 и др.
Законодательство предусматривает равные условия участия в конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участникам закупок вне зависимости от их организационно-правовой формы и системы налогообложения. Так что любой участник закупки, в т.ч. который освобожден от уплаты НДС и применяет "упрощенку", вправе участвовать в закупках.
Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
В письме Минэкономразвития России от 11.04.2016 N Д28и-900 прозвучало, что удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, является ли поставщик плательщиком НДС.
Расчет цены единицы товара осуществляют с учетом того, что цена контракта не может быть выше предложенной участником конкурса (письмо Минэкономразвития России от 10.06.2015 N Д28и-1692).
Помимо начальной цены контракта, заказчик устанавливает требование к формированию цены. Указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей. Данный вывод подтверждают письма Минэкономразвития России от 17.06.2016 N ОГ-Д28-8123, от 10.06.2016 N Д28и-1483, от 18.04.2016 N Д28и-1052, от 30.05.2016 N Д28и-1397, от 30.05.2016 N Д28и-1398, от 04.04.2016 N Д28и-831, от 15.03.2016 N Д28и-721, от 10.06.2015 N Д28и-1656.
Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон, в т.ч. на сумму НДС, если поставщик применяет иную систему налогообложения, при условии его согласия на снижение цены и если это было предусмотрено документацией о закупке (письмо ФАС России от 21.08.2014 N АЦ/33651/14).
В случае возникновения необходимости в видах работ или материалов, не предусмотренных контрактом, такую закупку осуществляют посредством проведения нового конкурса (письмо Минэкономразвития России от 18.12.2015 N Д28и-3725).
Закон N 44-ФЗ не регулирует вопросы, связанные с порядком оформления сметы при заключении контракта с подрядчиком, операции по реализации работ, услуг которого не облагаются НДС (письма Минэкономразвития России от 13.07.2016 N Д28и-1787, от 10.05.2016 N Д28и-1317).

Судебная практика

Судебная практика по данному вопросу довольно разнообразна. Существует много решений, где сказано, что удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, что поставщик не является плательщиком НДС.

Судебная практика. Суды пришли к выводу, что применение подрядчиком УСН не может являться для заказчика способом экономии при оплате результатов выполнения работ (постановление АС Московского округа от 28.04.2016 N Ф05-4344/2016). Утверждение ревизоров о том, что заказчиком оплачены затраты (НДС), не предусмотренные условиями контракта, признано судами необоснованным, поскольку они включены в общую стоимость контрактных работ (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.04.2016 N Ф05-4344/2016).
Независимо от применяемой системы налогообложения у победителя контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов и включает в себя все налоги (определение Верховного Суда РФ от 01.10.2015 N 303-ЭС15-11466).

Может сложиться ситуация, когда подрядчик выиграл конкурс, будучи плательщиком НДС, но в период действия контракта перешел на "упрощенку". И в этом случае заказчик не вправе в одностороннем порядке уменьшить цену контракта.

Судебная практика. В том случае, когда контракт был заключен по цене, включающей НДС, но впоследствии поставщик перешел на УСН, правовых оснований в одностороннем порядке изменить (уменьшить) цену контракта у заказчика не имеется (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.10.2016 N Ф05-14531/2016).

Победитель конкурса также не вправе требовать исключения из контракта фразы "в том числе НДС".

Судебная практика. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что исключение строки НДС из сметы при заключении контракта по цене, предложенной победителем аукциона, повлекло бы за собой невозможность обоснования цены контракта, что является нарушением в силу прямого указания ст. 22 и ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ. Данный вывод прозвучал в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 09.06.2016 N Ф08-3551/2016 (определение ВС РФ от 13.10.2016 N 308-КГ16-12777).

Мы нашли решение, когда арбитры "упрощенцу" позволили подписать контракт на полную сумму без выделения НДС. В этом случае победитель торгов получает полную оплату контракта и не перечисляет налог в бюджет.

Судебная практика. Судьи решили, что если победитель находится на УСН, то заполнение графы "НДС не предусмотрен" не меняет условий контракта. Корректировка заказчиком цены контракта не допускается. Поэтому суд утвердил условия муниципального контракта в части цены без вычета из нее НДС (постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.11.2014 N Ф04-11932/2014 (определение ВС РФ от 16.03.2015 N 304-ЭС15-3471)).

В случае выставления упрощенцем счета-фактуры сумму налога придется перечислить в бюджет.

Судебная практика. Поскольку в проектах договоров, размещенных заказчиком при проведении аукционов, было указано, что стоимость работ включает в себя НДС, то государственный контракт должен быть заключен на соответствующих условиях (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2016 N Ф08-4781/2016 и Центрального округа от 17.06.2016 N Ф10-1723/2016 (определение Верховного Суда РФ от 25.08.2016 N 310-КГ16-10142)). Подрядчик обязан указанный налог перечислить в бюджет вне зависимости от применяемой системы налогообложения (постановление АС Поволжского округа от 02.04.2015 N Ф06-21773/2013 (определение Верховного Суда РФ от 26.06.2015 N 306-КГ15-7929)).

Особые правила по Закону N 223-ФЗ

Все, что мы писали выше, касается закупок, проводимых государственными компаниями по Закону N 44-ФЗ.
Между тем немалое число закупок регламентируется Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Это касается заказчиков с долей участия государства более 50%, некоторых унитарных предприятий, организаций с регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение и т.д.), субъектов естественных монополий.
Закон N 223-ФЗ не определяет способов закупки, условий их применения и порядка проведения. Указанные вопросы должны быть урегулированы в утверждаемых заказчиками положениях о закупках.
В частности, в документации о закупке должен быть прописан порядок формирования цены (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определить необходимость учета НДС при формировании цены договора. Данный вывод подтверждают письма Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2169, от 17.02.2016 N ОГ-Д28-2554, от 07.12.2015 N ОГ-Д28-15218, от 19.10.2015 N ОГ-Д28-13364, от 28.08.2015 N Д28и-2654.
Так что заказчик вправе в требованиях к закупочной документации прописать снижение цены договора на сумму НДС в случае заключения договора с участником, применяющим УСН (решение Челябинского УФАС России от 03.11.2016 по жалобе N 77-03-18.1/2016).
Также в положении о закупке прописывают критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок (п. 12 и 13 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Одним из критериев оценки может являться цена. При этом заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников с учетом применяемой ими системы налогообложения. Например, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС. На это было указано в письмах Минэкономразвития России от 26.05.2016 N Д28и-1372, от 28.04.2016 N Д28и-1114, от 17.02.2016 N ОГ-Д28-2554, от 30.11.2015 N Д28и-3499, от 30.09.2015 N Д28и-2782.
Как видите, договор по результатам закупки, победителем которой является участник, применяющий "упрощенку", заключается на условиях, определенных положением о закупке (письмо Минэкономразвития России от 13.07.2016 N Д28и-1834).

Последствия выставления счета-фактуры

По общему правилу лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС. Они не выписывают своим покупателям счета-фактуры, не ведут книги покупок и продаж и осуществляют расчеты с покупателями без выделения в первичных документах сумм налога (п. 2 и п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Существуют и исключения (ввоз товаров в РФ, налоговые агенты и т.д.), но мы их не будем касаться.
Не придется уплачивать НДС и если покупатель по ошибке выделил в платежном поручении сумму налога. С данной позицией соглашаются и чиновники (письмо Минфина России от 18.11.2014 N 03-07-14/58618).
Если же "упрощенец" лично выставит счет-фактуру покупателю с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 N 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).
С 2016 года указанный налог не учитывается ни в доходах, ни в расходах (п. 1 ст. 346.15 и подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Причем по данной сделке упрощенец не сможет принять "входной" НДС, т.к., несмотря на уплату налога, он не является налогоплательщиком по НДС (письма Минфина РФ от 21.05.2012 N 03-07-07/53 и от 23.03.2007 N 03-07-11/68, п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Сможет ли принять покупатель к вычету выделенный НДС, тоже большой вопрос. Чиновники ранее отмечали, что суммы налога, предъявленные "упрощенцами", к вычету у покупателей не принимаются. Указанный вывод прозвучал в письмах Минфина РФ от 05.10.2015 N 03-07-11/56700, от 16.05.2011 N 03-07-11/126, от 29.11.2010 N 03-07-11/456, ФНС РФ от 06.05.2008 N 03-1-03/1925, УФНС РФ по г. Москве от 05.04.2010 N 16-15/035198. Позднее налоговики под натиском решений Конституционного Суда РФ (постановления от 29.03.2016 N 460-О и от 03.06.2014 N 17-П) решили, что счет-фактура, полученный по необлагаемой НДС операции, служит основанием для принятия покупателем сумм НДС к вычету (письмо ФНС России от 23.09.2016 N СД-4-3/17871@). Думаем, что данный вывод применим и к счетам-фактурам, выставленным "упрощенцами", тем более что бюджет от этого не пострадает, т.к. НДС будет перечислен.

Подведем итоги

Беря на себя обязательство перечислить НДС в бюджет, "упрощенец" зачастую оказывается в убытке. Так что советуем до того, как принять участие в конкурсе, тщательно изучить закупочную документацию. Если конкурс регламентируется Законом N 44-ФЗ, то вся торговая процедура содержится в этом Законе.
Минэкономразвития России в своих разъяснениях относительно Закона N 44-ФЗ опиралось на следующие правила:
- любой участник закупки, в т.ч. который применяет "упрощенку", вправе участвовать в закупках;
- контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя;
- удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, является ли поставщик плательщиком НДС;
- цена контракта может быть снижена по соглашению сторон, в т.ч. на сумму НДС, если поставщик применяет иную систему налогообложения.
Если обобщить судебную практику, то выяснится:
1) заказчик не вправе в одностороннем порядке уменьшить цену контракта на сумму НДС;
2) победитель конкурса не вправе требовать исключения из контракта фразы "в том числе НДС".
Советуем попробовать предложить заказчику подписать контракт на ту же цену, но без выделения НДС. Иногда такое проходит.
Если закупка проводится в соответствии с Законом N 223-ФЗ, то следует изучить положение о закупках заказчика. Ведь договор по результатам закупки, победителем которой является участник, применяющий УСН, заключается на условиях, определенных положением о закупке. Заказчик вправе самостоятельно определять необходимость учета при формировании цены договора НДС.
Если продавец выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то он обязан исчислить и уплатить в бюджет указанный налог и представить декларацию. На "упрощенке" уплаченный НДС не учитывается ни в доходах, ни в расходах. Также по данной сделке "упрощенец" не вправе принять "входной" НДС.

Мнение. Дмитрий Пирожков, ведущий консультант аудиторской компании МКПЦ
Действительно, выставляя покупателю счет-фактуру, "упрощенец" обязан перечислить НДС в бюджет и представить соответствующую декларацию в налоговый орган по месту своего учета (п. 4, 5 ст. 174, подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).
При этом декларация должна быть представлена исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация на бумаге будет считаться не представленной (письма ФНС от 30.01.2015 N ОА-4-17/1350@, УФНС по г. Москве от 14.01.2015 N 13-11/000824). За нарушение срока представления декларации может быть наложен штраф (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Соответственно, следует помнить, что "упрощенцу" придется понести расходы также и на приобретение, установку и обновление лицензионного программного обеспечения для формирования и сдачи электронной отчетности, расходы на подключение к системе оператора связи и получение квалифицированной электронной подписи.
Но в первую очередь "упрощенцу" можно посоветовать тщательно проанализировать возможность несения расходов в ситуации, когда после совершения операции по реализации обязанность уплатить НДС в бюджет уже возникнет, а денежные средства в счет оплаты по контракту от заказчика могут еще не поступить. В такой ситуации "упрощенцу" придется заплатить налог в бюджет в полном объеме (без возможности применения налоговых вычетов) собственными деньгами, исключив их на время из своих оборотных средств.

Подрядчик выполнял работы, ориентируясь на смету и полагая, что там цены без НДС. Просит увеличить цену контракта на сумму НДС. Заказчик согласен на такое увеличение. Как можно заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта на сумму НДС, что будет составлять более 10% от суммы контракта?

Ответ: Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации стороны не вправе заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта на сумму НДС.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. По итогам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. Согласно указанной норме при заключении и исполнении контракта изменение его условий, в первую очередь о цене контракта, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, контракт по итогам конкурентных процедур заключается и исполняется по цене, предложенной контрагентом, который определен по итогам соответствующей процедуры. Увеличение этой цены, если такая возможность не предусмотрена Законом N 44-ФЗ, является основанием для привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности (ч.ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

С учетом ст. 424 ГК РФ*(1) ценой контракта применительно к приведенной ситуации может считаться исключительно сумма, предложенная участником закупки, с которым заключается контракт и которая может указываться в тексте контракта как включающая НДС или без учета НДС (в том числе в зависимости от того, является ли этот участник плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства или нет). Напомним, что в силу ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством.

Закон N 44-ФЗ предусматривает только один случай, когда в контракт включается обязательное условие о корректировке суммы, подлежащей уплате в связи с исполнением контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта: такое условие включается в контракт, заключаемый с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Причем это требование касается именно размера выплат физическому лицу, а не цены контракта, и вытекает именно из положений налогового законодательства, обязывающих организацию - источник выплат физическому лицу выступать в роли налогового агента такого лица (ст. 226 НК РФ).

Отсюда следует, что ценой контракта, заключаемого с победителем электронного аукциона, может считаться исключительно сумма, предложенная таким победителем. В зависимости от того, является ли этот контрагент плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства, предложенная им цена контракта может указываться в тексте контракта как включающая НДС или без учета НДС, однако независимо от такого указания уплачена контрагенту должна быть именно предложенная им в рамках электронного аукциона сумма, включенная в контракт в качестве цены. Независимо от применяемой контрагентом системы налогообложения у него нет никаких оснований требовать от заказчика уплаты дополнительно к указанной в контракте цене каких-либо еще сумм (18% НДС и т.п.). Сказанное подтверждается разъяснениями, содержащимися в п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, где указано, что контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки, а цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, определенных в ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Аналогичный вывод следует и из письма Минфина России от 29.08.2014 N 02-02-09/43300, письма Минфина России от 05.09.2014 N 03-11-11/44793 (смотрите также, например, письмо Минэкономразвития России от 20.11.2014 N Д28-2549, п. 11 письма Минэкономразвития России от 17.03.2015 N Д28и-747, письма Минэкономразвития России от 31.10.2014 N ОГ-Д28-8756, от 07.11.2014 N Д28и-2419, от 12.12.2014 N Д28и-2787, от 23.12.2014 N Д28и-2727, от 18 декабря 2015 г. N Д28и-3785).

Указание на НДС в формулировке условия о цене договора (контракта) по существу лишь отражает порядок определения этой цены, определяемый с учетом требований налогового законодательства. Соответственно, само по себе указание в контракте на то, что цена работ включает или не включает НДС, не является по своему существу условием контракта, а лишь указывает на одну из составляющих цены контракта, не влияя на размер этой цены и тем более на обязанность контрагента уплачивать НДС или его освобождение от данной обязанности.

По смыслу Закона N 44-ФЗ цена контракта является его существенным условием и может быть изменена только по соглашению сторон и только в случаях, перечисленных в ч. 1 и ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Подпунктом "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность увеличения по соглашению сторон не более чем на 10% предусмотренного контрактом объема работ с одновременным увеличением цены контракта. Возможность увеличения цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.

Согласно ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, то есть до 1 января 2014 года (ч. 1 ст. 114 Закона N 44-ФЗ)), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством РФ. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее также - контрагент) новых условий контракта.

Правила изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 191. Как указано в п. 2 названного постановления, оно действует до 1 января 2017 года. Как указано в абзаце первом п. 5 Правил, изменение условий контракта оформляется дополнительным соглашением к контракту, основанием для подготовки которого является направленное в адрес заказчика в письменной форме обращение поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 ГК РФ, то есть в случае существенного изменения обстоятельств (когда обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях).

Как показывает судебная практика, заблуждение контрагента относительно включения (либо невключения) в цену договора НДС в момент его подписания не является существенным изменением обстоятельств после подписания договора (смотрите, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2014 N Ф02-584/14, постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2011 N Ф09-2084/11, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.01.2011 N Ф08-9269/10). Кроме того, в приведенной ситуации подрядчик, подписывая контракт, как нам представляется, не мог не знать, что в цену включен НДС (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.09.2015 N Ф02-4647/15). Таким образом, в данном случае предусмотренные ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ основания для изменения контракта также отсутствуют.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей

 

 

Это интересно: