→ Мой путь к богу. Болит отцовское сердце… Беседа с протоиереем Александром Захаровым

Мой путь к богу. Болит отцовское сердце… Беседа с протоиереем Александром Захаровым

Настоятель храма во имя Святых Царственных Страстотерпцев в Сологубовке Александр Захаров - человек известный в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Да, впрочем, и за её пределами. Он автор известных книг: «К кому нам идти», «Счастье женщины - в семье», «О монархии и народоправстве», «Печаль ваша в радость будет» и многих других известных трудов. Он много пишет о российской действительности: о том, что нас ждёт, и куда мы идём. Пишет на вечные темы, которые неразрывно связаны с духовными законами - где найти счастье и во имя чего жить.

Сегодня священник Александр Захаров - наш гость. И наш разговор с ним как всегда о вечном и, конечно же, о тех глобальных переменах, которые произошли в последнее время в его приходе.

- Отец Александр, ваш храм в Сологубовке освещён архиереем и службы проходят в верхнем достроенном приделе?

Да, архиерейское освещение произошло совсем недавно - 19 сентября. И приходу это дало великую радость. Кроме того, в храме, который освящён архиереем, мы можем совершать все таинства, включая хиротонию - таинство рукоположения.

В этот же день, когда храм был освящён, епископ Петергофский, викарий Санкт-Петербургской епархии Маркелл совершил и первую диаконовскую хиротонию, рукоположил иподиакона Игоря Хлынова. Сейчас он указом правящего архиерея назначен в наш храм штатным клириком.

А вообще скоро будет шесть лет, как мы в нашем храме регулярно совершаем богослужения: первая служба у нас состоялась в 2005 году на Рождество Христово, а прошение о регистрации общины было подано митрополиту в 2003 году.

- Отец Александр, за год по соседству с храмом было отстроено двухэтажное здание. Что в нем разместится?

- В нем будет размещена трапезная и магазин, в котором можно будет купить книги, иконы и разную церковную утварь. Там же думаем открыть гостевые комнаты для паломников, в которых можно будет переночевать людям, приезжающим на всенощное бдение.

Здесь же планируем разместить ещё и мастерские. Уже сейчас можно с полной уверенностью сказать, что в одной из них будут заниматься вышивкой. У нас есть прекрасная мастерица, пока она ютится в маленькой комнатушке на втором этаже трапезной. Так как в нашем приходе есть еще и резчик по дереву, то не исключено, что оборудуем мастерские резьбы по дереву. Здание просторное, как вы видели. Места всем хватит.

Бывших алкоголиков не бывает

Мы знаем, что у вас в храме всегда много трудников, некоторые из них наркоманы, алкоголики. Одни приходят, другие уходят, кому-то удаётся отойти от пагубной болезни… Как сегодня обстоят дела у ваших «пациентов»?

Вы знаете, я пришёл к решению - больше одного наркомана в приход не брать. Понял, что, кроме благих намерений и желания помочь этим людям, нужны и компетентные специалисты: врачи, психологи. Если этого нет, то, к сожалению, всё заканчивается плохо. Один побыл, исправился, уехал. На его место приехал другой. А если их появляется двое или трое, то находишься как на пороховом бочке - в любой момент жди беды.

С алкоголиками проще. Я их насквозь вижу. Может быть потому, что я сам в прошлом алкоголик, сам окунался в это болото, поэтому изнутри понимаю их психологию…

- Но ведь это было давно, в молодости, до прихода к Богу!..

Бывших алкоголиков не бывает! Алкоголики бывают пьющие или не пьющие. Я алкоголик непьющий. И рад этому безмерно. Уже прошло более 30 лет, как я дал обет Богу никогда не прикасаться к этому зелью. И ни разу за это время не пожалел о том, что веду трезвый образ жизни. И безмерно благодарен Богу, что он вовремя дал мне понять это.

Если хочешь бросать пить, то нужно совсем бросать, но ни в коем случаем не тешить себя совершенно несбыточными иллюзиями, что я буду как все культурно и умеренно пить, - из всего этого никакого толку не будет. Никогда! Это болезнь довольно-таки своеобразная… И если уж человек занедуговал, то нужно правде смотреть в глаза. Если человек, например, заболел диабетом, может, ему и грустно, что сладкого ему нельзя, но он должен себе твердо сказать: «Я своё съел и больше не буду!». То же самое и здесь, нужно решить: пусть другие пьют, которые меру знают, а я своё выпил и больше не прикасаюсь к спиртному. Иначе, человек может не пить год, два, пять, но если он через пять лет возомнит, что он уже не алкоголик, и что он может позволить себе умеренно выпить рюмочку, то всё вернётся на круги своя. И вернётся, поверьте, очень быстро… Мне Бог дал понять эту истину, и я благодарен ему за это.

«Ты сам посвятись!..»

Отец Александр, люди верующие, да и не верующие тоже, знают вас, как православного писателя. Ваши многочисленные труды пользуются особой популярностью. Самые трудные житейские вещи вы объясняете просто. Есть у вас такой дар… Сегодня даже верующему человеку трудно во всём разобраться, что происходит в нашей стране, не говоря уже о неокрепших душах. Как жить? Как душу успокоить?

Никогда и никто, наверное, не решит такого глобального вопроса, как на земле устроить рай, потому что мир лежит во зле. И это произошло не вчера и восстанет из него не завтра. Он там лежит со времён грехопадения наших прародителей Адама и Евы.

Во все времена были светлые стороны в жизни и тёмные. И мир пытались обустроить каждый раз по-разному. Такие ужасы пережила наша страна за годы строительства земного рая. Поэтому надо изначально понимать, что любая власть, какой бы хорошей она ни была, не решит многих социальных вопросов. Только в Царствии Небесном будет всё хорошо. А в пределах земной истории мы должны порадеть о своей душе. Чем больше живу, тем больше восхищаюсь мудростью преподобного Серафима Саровского, который любил повторять: «Ты сам посвятись и тысячи вокруг тебя воскреснут!».

Порой мы сами голову ломаем о делах, которые нам не по силам, а о своей собственной душе забываем, нам все времени не хватает. А ведь надо меняться в лучшую сторону, работать над собой. А то всё плохо вокруг, а самим к лучшему меняться не хочется. Это как гнилое бревно в доме, из-за которого дом-то и разваливается…

А скажите, удаётся ли вам забыть о том страшном событии лета 2006 года, когда на вашу семью напали бандиты, вам нанесли множество ран, от которых пришлось долго лечиться. Бандитов так и не поймали… Вам удалось простить их?

Душе моей они не навредили нисколько, поэтому я никогда и не держал обиды на них. Мне их просто жалко…

Не попадайтесь в сети сектантов!

Отец Александр, к нам в редакцию пришло письмо из Отрадного от мужчины, у которого в семье невестка состоит в секте «Свидетелей Иеговы». Он в растерянности, им трудно вместе жить, так как они не понимают друг друга. Чтобы вы посоветовали?

Я бы, прежде всего, самому ему посоветовал стать по-настоящему православным человеком. И всегда, когда я разговариваю с людьми из сект, говорю им, что если уж верить, то нужно верить основателю - Иисусу Христу, который сказал: «Я создам Церковь, и врата ада не одолеют ёё». И создал свою Святую Апостольскую Христову Церковь, которая насчитывает две тысячи лет. Если уж ты веришь Христу и хочешь ему служить, то и иди в ту Церковь, которую он основал.

На все милость Божья

У вас при храме своё подворье. Молоко, творог, масло - все свое! А сейчас идет Рождественский пост. Куда продукцию столь вкусную и полезную отправляете?

У нас семь дойных коров. Молочные продукты продаём на рынке. А потом у нас есть на приходе и болящие, и кормящие мамы, и беременные, для которых есть послабление в приёме этих необходимых для здоровья продуктов.

- А как вам удается управляться с таким хлопотным хозяйством?

Только милостью Божьей… Я ведь пока тут и прораб, и снабженец, и завхоз, и… батюшка. Вот вы приехали, видите, в одном месте трубы полопались, в другом вода не течёт… И пока нет такого человека, которому бы я мог доверить всё хозяйство. Об этом пока приходится только мечтать…

Беседовала

Галина Никитинская

На снимках: В этот зимний день храм выглядит по-особому, в храме во имя Святых Царственных Страстотерпцев всегда полно народу.

Фото Андрея Ионушкина и Елены Логиновой

Пост - это лестница, которая ведёт нас в Небо

Пост - особое время познания собственной немощи и преодоления собственного "я". Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас. Мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями - эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят, что посты - это лестница, которая ведёт нас в Небо. Если же у вас есть ощущение, что пост даётся вам легко, посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости. Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей - есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста - несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его.

Нередко именно в пост обостряются отношения - и на работе, и личные. Происходят ссоры, из которых потом трудно выйти. Основная причина этому в том, что часто мы заботимся лишь о посте телесном, очень внимательно подчас вычитывая ингредиенты на упаковках, чтобы не нарушить пост, но забываем о том, что пост духовный намного важнее.

Старцы говорили: "Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте". То есть при всей важности телесного поста намного важнее так проводить пост, чтобы не изнемогать от голода и усталости, а при этом обычно появляется раздражительность, и из-за этого не "обострять отношения" с ближними.

Нужно очень внимательно относиться к своему внутреннему настрою, стараться быть спокойной и доброжелательной со всеми, регулярно молиться. Скажем, каждый час посвящать 1-2 минутки чтению Иисусовой молитвы "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!". Согрешили раздражительностью - тут же горячо кайтесь перед Господом, просите прощения у того, кого обидели. Просите у Господа даровать вам смирение, терпение и кротость.

По материалам

сайта www.k-istine.ru.

февраля 2016

Храм на дальней станции (Часть 1). Реабилитационный центр в Сологубовке

От центральных магистралей далеко, до райцентра 30 километров, вокруг - болотистая местность. Храм Святых Царственных страстотерпцев на станции Сологубовка находится, что называется, в медвежьем углу. Здесь, вдалеке от соблазнов цивилизации, - самое место для окормляемого приходом реабилитационного центра. Но вот то, что костяк прихода - петербуржцы, еженедельно приезжающие на богослужения за много километров, - действительно необычно.

ГОДЫ БЫЛИ ТЯЖЕЛЫЕ

Деревянный, в стиле северных архангельских церквей, виден издалека. Рядом с церковью - дом для проходящих реабилитацию мужчин. Вот, собственно, и весь комплекс, если не считать стоящих в стороне фермы и рабочей техники: трактора, погрузчика и даже экскаватора.

Храм святых Царственных страстотерпцев был заложен в 2003 г., первая Литургия была совершена в 2005 г. Архиерейским чином освящен в 2010 г. Добраться до храма можно на личном транспорте или на электричке от Московского вокзала до станции Сологубовка.

На воскресной Литургии храм был полон народу. Здесь ожидаешь увидеть в основном воспитанников реабилитационного центра, но, как оказалось, на богослужении их далеко не большинство. Как минимум половина прихожан приехали сегодня из Петербурга. Кажется, такая даль, разбитая дорога, автомобиль в грязи по самое лобовое стекло - не лучше ли было остаться в городе? Но эти трудности их не остановили. Люди тянутся к понимающим пастырям, и именно такого священника они нашли в лице настоятеля прихода, . Многие знают его уже больше двадцати лет, с начала 1990-х годов, когда он только начинал служить в . Тогда же началась и предыстория будущего прихода около станции Сологубовка. Годы были тяжелые, денег не было ни у кого, и чтобы прокормить бригаду рабочих, реставрировавших Богоявленскую церковь, отец Александр решил организовать подсобное хозяйство - выращивать картошку. Договориться удалось с руководством совхоза «Мгинский», который и выделил на это дело два гектара земли рядом с поселком Пухолово, в пяти километрах от Сологубовки. Через несколько лет удалось получить землю и совсем рядом с Сологубовкой. Но тогда никто не думал еще о том, что здесь будет храм.

Строить его начали в 2003 году, - говорит отец Александр. - А первая служба состоялась на Рождество 2005 года. 10 лет нам уже.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ЗАХАРОВ О СЕБЕ

Я хоть и вырос в верующей семье, сам христианином стал не сразу. Нет, я всегда уважал православных людей, тех, кто хотя бы немного старается жить в соответствии со своими убеждениями. Но для себя еще в юности решил: вера - либо для тех, кто совсем потерялся в этой жизни и нуждается в опоре, либо - кто пресытился уже всеми благами и нашел время подумать о душе. И Господь, видя мое сердце, поставил меня именно в такое положение: я женился, у меня родились дети, было всё, что надо. Но вместо чувства полного удовлетворения меня обуяла тоска. Я стал задумываться о смысле жизни. Это толкнуло меня в объятия Бога.

КОЧУЮЩИЙ ПРИХОД

Но прежде чем окончательно обо­сноваться в Сологубовке, отец Александр сменил не одно место служения. После храма на Гутуевском острове он был настоятелем домового храма Державной иконы Божией Матери при детском доме «Гелиос», затем - на Кронштадтской площади. Храмы менялись, а прихожане оставались те же: люди следовали за отцом Александром. Сегодня некогда прихожане Богоявленской церкви ездят в Сологубовку, и, надо сказать, за много лет у них сложилась очень дружная община, которой не нужны специальные «сплачивающие» мероприятия, организованные выезды и многое другое, что так порой необходимо проводить в городских приходах, дабы хоть немного вдохнуть жизнь в разрозненный коллектив прихожан.

Анатолий Гурин и его жена Светлана тоже начинали церковную жизнь с Богоявленского храма. После службы они вместе с другими прихожанами собираются на втором этаже дома для реабилитантов: во-первых, просто пообщаться, а во-вторых, порепетировать песнопения следующего богослужения (хор у отца Александра состоит исключительно из прихожан).

Да, все мы начинали с Гутуевского острова, - рассказывает Светлана. - Помню первую свою службу: Крещение Господне, 1992-й, наверное, год. Ободранные стены, очень много людей. Тогда только-только начала возрождаться приходская жизнь. Отец Александр собрал нас всех вокруг себя: куда он, туда и мы.

Много есть разных священников, - вступает в разговор другая прихожанка, Анна Кошелева, - но на моей памяти отец Александр единственный, к кому так тянутся люди, при том что он для этого совершенно ничего не делает. В других храмах настоятели пытаются как-то завлекать людей, что-то придумывают. Это не плохо, даже хорошо, но у нас такого нет, а люди всё равно идут.

За что мы его любим? - продолжает Светлана Гурина - за доброту, спокойствие и любовь.

Когда в Сологубовке началось строительство храма, все прихожане принимали в нем непосредственное участие.

Стены храма помогали конопатить, - говорит отец Александр. - Вы ведь помните?

Помним, - хором отвечают женщины.

Сегодня прихожане тоже активно помогают настоятелю. Церковный хор мы уже упомянули - поют многие. А вот Надежда Новак еще и готовит творог из молока, который дают коровы с местной фермы, а также выпекает просфоры.


Это мое любимое послушание, - делится она. - Обычно приезжаю в среду вечером или в четверг в первой половине дня. Уезжаю в воскресенье. Здесь у меня отдельная келья.

Вы сюда на электричке приезжаете?

Раньше все железной дорогой добирались. А сейчас у многих машины, всегда можно с кем-нибудь договориться. У нас приход дружный. Мы не только здесь встречаемся, но и в городе можем собраться у кого-нибудь в гостях.

«…Нужно защищать религию не убивая, но умирая; не жестокостью а терпением; не злодеянием, а честностью…»

Отец Церкви Лактанций

«Мы хотим жить со всеми в мире; мы не хотим никого ни к чему «принуждать» — но, в это же самое время, никак мы не можем согласиться с тем, что «всё равно , как верить »… Как это «всё равно» — когда одна вера истинна, а другая — ложна; одна – спасительна, другая – тщетна ?! Веруя православно — можно надеяться на спасение; веруя Арию – отказаться надо от надежды на спасение… Тут мы должны решительно сказать: нам не все равно – спастись или погибнуть !

…Как отстаивать свое родное Православие от ересей и лжеучений. «Арии» ведь и теперь не перевелись. Людей, «нагородивших огород» в своей голове и желающих нагородить таких же огородов в наших с вами головах, таких «огородников» – пруд пруди. Что же с ними делать?..»

Священник Александр Захаров

«Мы добиваемся не победы, но ждем возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас»

Святитель Григорий Богослов

(Рим.12, 21).

Слово в день памяти свт. Николая Чудотворца

Священник Александр Захаров: «…Главным зачинщиком споров явился александрийский пресвитер Арий. В его учении мы видим попытку объединить христианское Откровение с очень авторитетной тогда греческой (эллинской) философией…

Ко времени Ария уже не только христианский мир, но и эллинская философия была знакома с понятием о Логосе. Вспомните, как начинается Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ; «Слово» – везде с большой буквы. В греческом тексте на месте этого русского выражения «Слово», стоит термин: «Логос». Он более объемен. «Логос» означает не просто «слово», произнесенное устами, но и «мысль», «смысл», «идею».

…Особенно ярко и всесторонне учение о Логосе было разработано знаменитым учеником Сократа Платоном (V–IV вв. до Р. Х.). Платон создал цельное философское учение, утверждающее, что в глубине мира, в основании всех вещей, лежит нечто идеальное. Оно – первично.

Казалось бы, и христианское Откровение говорит о том же: «В начале было Слово, Логос, Идея»… Выходит, и платоники, и христиане согласны в этом вопросе. Это Арию было очевидно, и он был этому очень рад. И он, радостный, притащил учение о Логосе из эллинской философии и стал прилаживать его к христианскому богословию. Но сделал он это весьма неудачно.

Дело в том, что эллинская философия, хоть и знала учение о Логосе - но не знала учения о Спасителе. «Логос» платонизма и неоплатонизма – это просто посредник между Богом и материей, некое орудие, посредством которого Бог устрояет мир. Чувствуете разницу? Божественное Откровение говорит: «Слово было Бог», т.е. «Логос – Бог». Эллинская философия говорит: «Логос – орудие Божие». Арий, вслед за эллинской философией, повторил: Христос – не Бог, а только «орудие Божие». Если излагать его учение попросту, то оно выглядит так. Некий человек собрался рубить дом. Что ему нужно для этого прежде всего? Прежде всего нужен топор. И вот, он изготавливает сначала топор, а потом уж этим топором рубит дом. Так и Бог. Прежде, чем творить мир - Он творит Логос, инструмент для мирообразования - а потом уж этим инструментом образует, устрояет мир. Все получалось гладко, складно и в полном согласии с эллинской философией и законами формальной логики. Не стыковалось это только с христианским учением о спасении.

Ведь Христос – как о Нем учит Библия – это не только Сын Божий, Логос, бывший у Отца «прежде создания мира», Коим Он «и веки сотворил» – но, кроме всего этого, Христос ещё и Спаситель человечества. Именно для этого «Слово стало плот ь ю» (Ин.1, 14).

А вот это уже не вписывалось в законы формальной логики и не вытекало из эллинской философии - более того: входило в прямое противоречие с ними. «Слово стало плотью» – это вопиющая безсмыслица для эллинской философии и законов формальной логики… «Слово стало плотью» («Бог стал человеком») – это для аристотелевой силлогистики все равно, что: «квадрат стал круглым». Если Бог – значит безграничен; если ограничен – значит не Бог. «Ограниченный, вочеловечившийся Бог» – это для философа-эллина столь же безсмысленное словосочетание, как «деревянное железо». Недаром ап. Павел говорил, что Христос «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор.1, 23).

С точки зрения формальной логики, Арий, повторяю, был совершенно прав. Но он был неправ, пытаясь законами формальной логики, рожденными ограниченным человеческим умом, ограничивать Бога. Творение стало рассуждать о своем Творце: чего Тот может, а чего не может?.. Вот это уже было нелогично . Может ли самый «умный» компьютер постичь вполне сознание и возможности своего творца – человека?… Ещё нелепее: подчинять требованиям ограниченного человеческого ума непостижимую жизнь Творца вселенной.


Бог может всё! Буквально
всё . Одно из Его определений «всемогущий» — это именно и обозначает: «всё могущий, чего только пожелает» . Если бы Он захотел, и была такая нужда - Он мог бы не только «вочеловечиться», или «воангелиться», но даже и «вокомариться».

Но «объяснить», как, каким образом Бог «вочеловечился» — ограниченный разум человеческий, конечно, безсилен… Нельзя сказать (изречь), как происходит, непостижимым для нас образом «Бог стал человеком». Но все-таки - стал. А если Христос не Бог – тщетна вера наша.

Потому что «творение», если оно как-то повредилось, «сломалось» — не может быть «отремонтировано» другим «творением». Один «топор», как бы совершенен он ни был, не может отремонтировать другой «топор». Может сделать это только творец топора – человек. И поврежденную природу человека может исправить лишь Тот, Кто создал человека – Бог .

Это, с одной стороны. Но, с другой стороны: и одной только Божественной помощи для спасения человека - недостаточно. Ведь пал-то, согрешил-то не Бог, а человек – значит, и искупить свой грех должен сам человек. Никакая формальная логика этой задачи спасения людей решить, конечно, не может. Ибо для выполнения этой задачи требуется, как видим, существо, являющееся одновременно и Богом, и человеком. Для формальной логики это – «безумие». Для христианской Церкви – основа основ Её веры: веры в Богочеловека Иисуса Христа, Спасителя мира.

В Слове Божием Господь наш Иисус Христос именуется одновременно и «Сыном Божиим», и «Сыном Человеческим». Вся история так называемых «христологических» споров – есть история уклонений от этой веры в Богочеловека то в одну, то в другую сторону: то к Богу, то к человеку. По сути дела все еретики так или иначе пытались ужиться с формальной логикой . Одни гнули: «Христос – только Бог, плоть – лишь видимость, призрачная оболочка»; другие: «нет, Христос просто человек, творение Божие – хоть и высшее, и первое творение»… Но крен в любую сторону — есть уклонение в опасную, ибо погибельную, ересь. Спасены мы лишь в том случае — если Христос был Богочеловек. Во всех прочих случаях – тщетна вера наша . Единственно спасительная вера — оказывается в данном случае алогичной. И исповедуем мы её не оттого, что она «логична» и «понятна» – ничего тут для нас понятного нет: как во Христе одновременно соединялись два естества, две природы – Божественная и человеческая? Кто ж это может объяснить?..

К ак они соединялись – об этом знает только Бог. А мы только верим , что соединялись.

Ведь любит же нас Господь! «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» , – говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов (Ин.3. 16). Вот этот-то Его Сын – Он же и «Человеческий Сын». Отцом Его был Бог – значит, и Он Бог (если нашими родителями были люди – так и мы: люди; если у птенцов родители птицы – так и они: птицы). Матерью Его была Дева Мария – значит, Он и человек. Значит, Он – Богочеловек, наш Спаситель. И нам остается только «веровать в Него» и жить, как Он нам заповедовал, дабы «не погибнуть, но иметь жизнь вечную». Вот ведь, что главное-то: не пытаться узнать досконально, «как устроено небо», а пытаться достичь «неба»

В православной догматике нет догматов неважных или маловажных.

Об этом в наш «плюралистический» век нелишне напомнить. Сейчас ведь многие считают: «Ну, какая разница кто как думает, кто во что верит? Один думает так, другой – иначе; пусть думают, кто как хочет, все равно, лишь бы жили мирно».

«Жить мирно» – это, конечно, прекрасно и к этому надо стремиться. Заставлять всех людей думать, как мы хотим – от этого сохрани нас, Господь! Об этом замечательно говорил… святой равноапостольный император Константин: «Если кто сам в чем убедился и принял, пусть не навязывает этого с насилием другому; что узнал кто-либо и уразумел, пусть употребит на пользу ближнего, если возможно; а если невозможно, пусть оставит его в покое. Потому что одно – добровольно принимать подвиг ради безсмертия, и иное – принуждать к нему казнями»…

Вот ещё на эту тему из Лактанция : «Религия не терпит принуждений. Убеждениями, а не насилием образуется в человеке свободное произволение . Нигде нет такой свободы, как в области религии. Мы не требуем, чтобы наш Бог, Который есть Бог всех, почитаем был кем-нибудь против воли, и не раздражаемся, если не бывает почитаем. Никого нельзя заставить силою почитать то, чего он не хочет». «Нельзя вынудить религии: чтобы возбудить её добровольно, нужно действовать словами, а не ударами. Нужно защищать религию не убивая, но умирая; не жестокостью а терпением; не злодеянием, а честностью . А если ты вздумаешь защищать религию кровопролитием, истязаниями, злодействами – ты не защитишь, а опозоришь и оскорбишь её… Если в приносящем жертву нет сердечного расположения, то религия уже подорвана, уже её вовсе нет».

Если мы будем «заставлять» и «принуждать» кого-то исповедовать Православие - мы вполне уподобимся «пламенным ленинцам», которые тоже семьдесят лет «принуждали» и «заставляли» нас чтить своего вождя. И до чего же, в результате, этот вождь опостылел!..


Мы хотим жить со всеми в мире; мы не хотим никого ни к чему «принуждать» — но, в это же самое время, никак мы не можем согласиться с тем, что «
всё равно , как верить»… Как это «всё равно» — когда одна вера истинна, а другая — ложна; одна – спасительна, другая – тщетна?! Веруя православно — можно надеяться на спасение; веруя Арию – отказаться надо от надежды на спасение. Можно ли тут сказать «всё равно , как верить»?.. Нет, чадца мои милые, не все равно! Тут мы должны решительно сказать: нам не все равно – спастись или погибнуть!

Знать нам надо, драгоценные мои, это безценное сокровище наше – святоотеческое наследие; знать и беречь его, как зеницу ока! И не уклоняться от Православия ни в какие погибельные ереси и лжеучения . «Принуждать» к Православию, повторяю, никого не надо, но самим знать и трепетно хранить его – очень даже надо! Ведь за нашим «Символом веры», который мы поем за каждой Литургией, стоят годы и годы богословских споров, целые баталии, в которых отстаивалось и защищалось каждое слово, порой даже одна буква в слове: «омоусиос» или «омиусиос» – «единосущен» или «подобосущен» Бог-Сын Богу-Отцу?.. Нет в этом «Символе» ни единого словца, ни единой буквочки лишней или маловажной.

И вот, святые отцы оставили нам этот Символ веры – плод умственной и сердечной работы нескольких поколений святых Божьих людей, облагодатствованных Духом Святым — а завтра появится среди нас какая-нибудь баба Нюра, возомнившая себя Анной-спасительницей, или Дэви Мария, или Порфирий Корнеевич Иванов, или Лев Николаевич Толстой с «от ветра главы своея» взятыми вероучениями - и мы скажем: «все равно, кому верить»?! Что Толстому верить, что святым отцам семи Вселенских Соборов – все равно, кому верить… Все равно ли?! Мне почему-то всех этих новоявленных «спасителей» и «просветителей» человечества хочется по-достоевскому спросить: «Да неужто ты себя такого, как есть, людям взамен Христа предложить желаешь?»

Русь святая, храни веру православную! В ней одной и тебе, и всему миру спасение !..

Но хочется поговорить сегодня и о том, как отстаивать свое родное Православие от ересей и лжеучений. «Арии» ведь и теперь не перевелись. Людей, «нагородивших огород» в своей голове и желающих нагородить таких же огородов в наших с вами головах, таких «огородников» – пруд пруди. Что же с ними делать?

На Западе римский папа в средние века просто такие вопросы решал: на костер! Или брось свою заумь и верь, как тебе велят, или – на костер. Но этот же Запад породил сначала реформацию, а потом её безчисленных детенышей в виде современных сект и так называемых конфессий. Костры не помогли.

Придерживаясь исторической правды, надо признаться, что и у нас жгли. Правда, гораздо меньше. И ересей у нас было гораздо меньше (большинство русских сект имеет западное происхождение – рождены были там, а потом к нам привнесены).

Несомненно, однако же, одно: опыт борьбы с еретиками посредством «костров» показал свою несостоятельность. Где их больше жгли – там их больше и появлялось, будто из пепла восставали. Я уж не говорю о том, что это было прямым нарушением принципов религиозной свободы, о которых так красноречиво говорили святой равноапостольный император Константин и учитель Церкви Лактанций… Можете ли вы представить себе такое поучение в устах Христа к апостолам: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа… а кто не послушает вас и не станет верить, как вы учит – тех сожгите»?.. Я себе такого представить не могу…

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» – всегда нам надо держать на памяти эти золотые слова св. ап. Павла (Рим.12, 21). И во взаимоотношениях с еретиками надо руководствоваться тем же. Помните, как св. Григорий Богослов говорил о цели богословских диспутов с еретиками: «Мы добиваемся не победы, но ждем возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас ». Пусть они, если хотят, злятся на нас и брызгают слюной, доказывая нам свою правоту, а мы их будем любить. И если мы только сумеем это, окажемся способными к этому, так поверьте, чадца мои милые, поверьте – это будет гораздо действеннее любых обличений и «заушений».

По книге: Священник Александр Захаров «К кому нам идти?» Рязань, «Зерна», 2002г., с.125-139

…Одно из самых сильных впечатлений от путешествий по нашей епархии — приезд в Сологубовку, в храм во имя Святых Царственных Мучеников. Высокая деревянная церковь, стоящая вдалеке от людского жилья, в поле, видная издалека… Приезжал я туда летом, когда всё поле вокруг храма было усеяно цветами и сама церковь казалась большим благоухающим цветочным кустом.

Сологубовский храм освятили только этой осенью.

— …Жаль, что вы не были у нас на освящении, — говорит настоятель храма, знаменитый петербургский батюшка отец Александр Захаров . — Так хорошо всё получилось… Столько гостей приехало в нашу скромную деревенскую церковь!.. Прихожане насчитали что-то около 70 автомобилей, — а ведь люди прибывали и на электричках… Я весь день от счастья как на крыльях летал — не замечал, что на улице холодно, вот и простудился в итоге.

— Что сейчас представляет собой ваш приход?

— Ничего особенного — просто деревенский приход… Ну, может быть, не совсем деревенский: сологубовских-то там, дай Бог если десятая часть, а все прочие приезжают из Петербурга.

— Это-то и есть обычный деревенский приход в наше время: дачный сезон кончился — и храм опустел. Чем вы всё это объясняете? Почему деревня такая безбожная?

— Не надо деревню ругать. На зиму у нас в Сологубовке остаётся только с десяток заселённых домов: все люди в городе, опустела деревня.

— Как вы сами считаете: то, что вы пришли в Церковь уже в зрелом возрасте, — это усложняет вашу службу или облегчает?

— Облегчает, разумеется, облегчает!.. Всё-таки опыт жизненный за плечами. Хотя век живи — век учись. Интересно получается: чем больше я живу, тем больше понимаю, как мало мне известно и как много вопросов, на которые нужно честно ответить: «Не знаю!»

— Кого вы числите в своих духовных учителях?

— Трёх человек. Первый мой духовный наставник — это моя бабушка, Царство ей Небесное, Клавдия Николаевна… Вот удивительный был человек! Даже представить было невозможно, чтобы она с кем-то ссорилась, чтобы обижалась на кого-то. Если во мне что-то доброе есть, то это от неё. Все мои детские годы бабушка со мной нянькалась… А потом, в зрелом возрасте, пришли другие наставники — митрополит Иоанн (Снычёв) и батюшка Николай Гурьянов . Когда меня рукополагали во священники, Владыка Иоанн сказал мне напутственные слова, которые я на всю жизнь запомнил и по мере сил стараюсь выполнять. Он сказал так: «Отец! Ты запомни, что ты теперь — отец! Поедешь теперь к себе на приход, а там тебя ждут твои дети. Они у тебя будут разные: и хорошие, и плохие. Одни тебе будут нравиться больше, другие — меньше. Но ты запомни, что все они — твои дети! Все родные!» А к отцу Николаю я стал ездить после смерти Владыки Иоанна. Мне посчастливилось даже литургию с ним вместе служить…

— А как он служил? Почему-то мало говорят о том, какой он был во время богослужения…

— Да ничего особенного, служил себе и служил — поэтому, может быть, мало и говорят об этом. Никакими ораторскими талантами он не блистал. Другое в нём поражало: удивительная доброта ко всякому приходящему, — это их роднило с Владыкой Иоанном. С ним не нужно было вести долгих бесед, чтобы почувствовать тепло этой доброты и самому согреться в её лучах. Я однажды возвращался с Залита и разговорился с попутчицей. «Знаете, — сказала она, — мне даже разговаривать с батюшкой ни о чём не надо: я раз в месяц сюда приеду, помолюсь на литургии, посмотрю, как батюшка летает на ангельских крыльях, и сама в небо устремляюсь. Целый месяц у меня потом душа летает, а как почувствую, что начинаю приземляться, так снова на остров…»

— Вы почти 20 лет служите… Скажите, за эти годы ваш взгляд на священническое служение как-то изменился?

— 20 лет назад я совершенно иначе представлял свою будущую жизнь. Думал, поеду в тихий, уединённый приход, буду там читать в своё удовольствие любимые мои богословские и философские книжки, буду служить потихоньку, молиться… А жизнь так распорядилась, что теперь мне читать нет досуга! Да я, когда бульдозеристом работал, и то читал намного больше. Заботы, заботы и заботы!.. До сего дня мне приходится совмещать не только священническое и духовническое служение, но быть и прорабом, и завхозом, и снабженцем, и даже собакой сторожевой при храме, — что всего грустнее…

— Были у вас разочарования за годы вашего священства?

— Искушений была масса! А разочарований — нет… Нет. Я очень счастливый человек.

— Каково быть отцом взрослых людей? Ведь у каждого свой жизненный опыт, свои твёрдые убеждения, свои застарелые предрассудки, заблуждения, капризы, от которых они не хотят оказываться…

— И все они со своими убеждениями, со своими предрассудками, заблуждениями и капризами жаждут ощутить на своей бедной грешной голове отцовскую руку. Дал бы сил Господь… Если бы не милость Божия, не Его помощь… Вот я вам про бабушку свою рассказывал… Она старалась воспитать во мне и чувство сострадания, и желание помочь человеку в беде, — и пока я был мальчишкой, мне казалось, что человеколюбия во мне — неисчерпаемый океан… А когда я на священническую стезю встал, то очень скоро убедился: какой там океан! — лужа, лужица… И сколько в неё ни влей, всё испарится очень быстро. Поэтому, конечно, только милостью Божией можно тянуть крест.

— Что вас больше всего огорчает в прихожанах?

— Как вы думаете, что отца больше всего огорчает в семье?

— Ссоры…

— Вот именно! Когда чада начинают между собой враждовать, — это больнее всего отцовскому сердцу.

— Вы считаете себя церковным писателем? У вас ведь много книг написано, — и хорошие книги

— Трудно мне на этот вопрос ответить. Я никогда не думал, что стану писать. Первая работа возникла неожиданно для меня самого — это была книжка «К кому нам идти?» Писал я проповедь, — но проповедь получилась слишком длинная. Тогда решил переделать её в газетную статью, — но и она всё росла и росла, пока не превратилась в книгу.

— А как возникла ваша самая известная сегодня книга — переложение трактата И.Л. Солоневича «Народная монархия»?

— Всё началось с беседы с одним из моих собратьев-священников. Он мне сказал, что монархистом не является, к патриотизму равнодушен и уверен в том, что Церковь самодостаточна, — она может сосуществовать с любым общественным устройством, не нужно связывать себя лишь с монархией. Меня это задело. С одной стороны, — кто же станет спорить с тем, что Церковь самодостаточна? И уж если она среди воинствующего безбожия сумела выжить, то понятно, что она устоит в любых условиях. Но это же не ответ на поставленный вопрос. Если человек заболел и обращается за советом к батюшке, то батюшка может ответить: «Я не обязан разбираться во врачевании, Бог тебя Сам вылечит». Но этому бедолаге нужно уже сегодня решить, ложиться ему на операцию или сидеть дома и ждать, пока Господь исцелит… Конечно, возрождение или гибель России — в руке Божией, но это же не значит, что мы должны бездействовать!.. Когда-то на меня большое впечатление произвела книга Ивана Лукьяновича Солоневича «Народная монархия». Она, собственно, и сделала меня монархистом. И теперь возникла у меня мысль написать этому моему собрату письмо, в котором была бы изложена самая суть позиции Ивана Лукьяновича. То есть сначала это было просто частное письмо. А потом, по мере того, как это письмо писалось, оно становилось всё толще — уже и в конверт не влезает… Получилась брошюра, — и я подумал, что, наверное, не совсем безполезно было бы почитать её всем православным людям…

— У вас есть подобная книга о проекте «Россия»… Как она возникла?..

— Первые страницы «проекта» в своё время просто вдохновили меня: наконец-то мы дождались дельной, законченной программы действий!.. Но читаю дальше и вижу: повторы, топтания на месте… С нетерпением ожидал второй части, — а она ещё меньше понравилась… А третья и совсем разо-чаровала… И я понял, что всё самое нужное в этой объёмистой книге можно изложить кратко и доступно. Тогда я ещё раз убедился в том, что Иван Лукьянович Солоневич гораздо больше завещал нам мудрых мыслей, чем все современные теоретики монархии!

— Как вы думаете, почему монархическое движение в наше время не развилось? Ведь это достаточно цельная и красивая идея… Почему основная масса её не поддержала? Не потому ли, что за годы демократии народ получил какие-то неисцельные раны и сейчас не видно поводов для надежды?..

— Неисцельных ран не бывает. Господь силён воскресить даже мёртвого, а не то что рану какую-то вылечить. Помните евангельский рассказ об исцелении гадаринского бесноватого? Тот бедняга тоже всем казался совершенно безнадёжным, а Господь сказал слово — и целый легион бесов не смог Ему противостоять. У нас, у русских, всё ещё впереди. Ни для кого не секрет, что в мире много могущественных сил, которые не желают возрождения великой России. Столько пыли в глаза русским людям пускается… Но моё ощущение таково, что народ — большая его часть, лучшая его часть — потихонечку начинает понимать, кто есть кто, за кем идти, от кого бежать.

 

 

Это интересно: