→ Личностный потенциал как многомерное понятие. Личностный потенциал и возможности: мотивационные аспекты' г. в. иванчанко Как ставить цели и достигать их? Определить чётко стремления, сроки, способы достижения. Действовать, согласно установленным параметра

Личностный потенциал как многомерное понятие. Личностный потенциал и возможности: мотивационные аспекты' г. в. иванчанко Как ставить цели и достигать их? Определить чётко стремления, сроки, способы достижения. Действовать, согласно установленным параметра

Время чтения 10 минут

Как раскрыть свой потенциал, как ставить цели и достигать их - вопросы, помогающие найти себя, способы самореализации. Часто человек живёт с ощущением утраты времени, неправильной жизни, чувствуя потребность сделать свой вклад в существующий мир, помочь людям, сделать новые открытия, подарить мысли, идеи.

Так рождаются изобретатели, появляются научные открытия, новые творения в искусстве, общественные и политические лидеры, писатели, музыканты, управленцы высокого уровня. Ведь у каждого свой талант, как же его найти, открыть?

Как раскрыть свой потенциал?

Мысли о предназначении, поиске себя приходят в разные периоды - в подростковом возрасте и взрослом возрасте. Выбирая дорогу жизни, часто действуем вслепую, не имея практического опыта, слушаем советы родителей, забываем об увлечениях, интересах.

После тридцати лет люди склонны пересматривать жизнь, отношение к ней, искать себя заново. Уже есть достаточный опыт, стараемся понять себя, к чему тянет, найти реализацию, если избранная работа не приносит удовольствия. С годами приходит осознание - жизнь летит, как стрела, а середина пути - время задуматься о смысле, предназначении, определить дальнейшие действия, раскрыть потенциал личности.

Понимаем, как важно жить, наслаждаться жизнью, реализовать свой потенциал, чтобы не жалеть в преклонном возрасте о потерянных годах, бесцельном времени. Что поможет найти скрытый потенциал?

Следует задать себе несколько вопросов, зафиксировать ответы

  • Что у меня получается лучше всего в жизни?
  • Что приносит радость, какая деятельность?
  • За что хвалят меня родные, друзья, какие способности?
  • Чем я могу быть полезен другим людям?
  • Как использовать имеющийся опыт?
  • Чем увлекались в детские годы, о чём мечтали?
  • Где можно применить мои способности?
  • Как улучшить свои навыки? Каким образованием стоит заняться?

Определить скрытые способности, таланты можно в беседе с родственниками, друзьями, они подскажут, что особенного есть в характере, умениях. Часто человек не замечает важное в собственной личности и поведении. Даже общительность, умение мотивировать могут быть отличными навыками для будущей реализации - тренер по мотивации, бизнес-тренер, психолог, лектор.

Любовь к спорту? Тренер по фитнесу или консультант тренажёрного зала, зависит от опыта, интересов. А творческий потенциал человека позволит найти применение в сфере искусства - писать песни, стихи, книги, заниматься дизайном или создавать интересные статьи.

Для улучшения понимания вопроса дадим определение:

Потенциал человека - это способности к развитию внутренних возможностей человека

Потенциал личности также проявляется в процессе поиска смысла жизни (Виктор Франкл), в ходе развития личности (Карл Роджерс), поиском, развитием внутренних ресурсов (Маслоу).

Таким образом, личность обладает определённым запасом ресурсов - интеллектуальным, эмоциональным, творческим. Потенциал может быть реализован благодаря стремлению к самопознанию, саморазвитию. Нет неспособных людей, есть не понимающие свой потенциал, возможности развития, совершенствования личности. В каждом человеке живёт гений. Человеческий потенциал безграничен, возможности для развития ограничиваем сами.

Интеллектуальный потенциал личности, как и творческий потенциал человека, можно развивать на протяжении всей жизни. Образование не ограничивается институтом и школой, есть много возможностей для самообучения, обретения новых навыков, раскрытия внутренних способностей. Никогда не поздно освоить новую специальность, научиться петь, играть на музыкальных инструментах.

Главное - осознать собственные интересы, стремления

Нет ограничений, возможно всё, что можем представить. Необходимо лишь поставить цель, начать действовать.

Интересно, что внутренний потенциал состоит из внутренних и внешних параметров. Внутренние: психические особенности, увлечения, эмоции, интеллект, а внешние: умение действовать независимо, принимать решения, проявлять силу воли, свободу личности. Люди с высоко развитым внешним потенциалом эффективнее занимаются развитием внутренних способностей. Поэтому учимся брать ответственность за свою жизнь, только сам человек способен её изменить, найти реализацию для своего потенциала.

Развитие потенциала человека во многом зависит от личности - стремлений, смелости, решительности, настойчивости. "Без труда не вытащишь и рыбки из пруда", - говорят в народе. Люди склонны с завистью смотреть на успешных этого мира, а сколько труда было вложено в развитие способностей, достижение целей, редко задумываются.

Любой всемирно известный актёр или спортсмен скажет, что успех - это потенциал (10%) + труд (90%)

Любые способности нуждаются в развитии, совершенствовании. Повышение потенциала - задача каждого человека. Изначально в образовании, развитии помогает школа и вузы, однако они рассчитаны на среднего ребёнка. В них не уделяют должного внимания развитию творческого начала или музыкальным способностям.

Родители могут заметить и направить дитя на дополнительные занятия, кружки. Важно, чтобы маленький человек чувствовал интерес, желание к развитию, познанию нового, бывает, интерес проявляется с годами. Так, в детстве увлекаются спортом, а позже тяготеют к музыке или наоборот. Неверно считать, что все способности проявляются в детские годы, развитие и реализация потенциала человека идёт всю жизнь, по мере изменения личности, мыслей, мировоззрения, интересов.

Люди, понимающие безграничность возможностей развития, постоянно стремятся к новому, изучают и познают себя, окружающий мир. Потенциал развития личности зависит лишь от рамок конкретного человека, масштабов мышления, возможностей самоорганизации.

Раскрытый потенциал наблюдаем у людей, живущих собственными идеями, мечтами, стремлениями без страха общественного мнения. Они готовы сами выбирать жизненный путь, идти всегда только вперёд к собственным целям. Мы удивляемся, замечая их: "Вот это талант!" А ведь результатов достигает любой человек, увлечённый своим делом, работающий над развитием.

Какие же условия развития потенциала личности? Интересуются родители и взрослые, стремящихся раскрыть внутренние ресурсы. Для детей важна свобода самовыражения, возможность познавать мир, поиск интересов, увлечений. Задача родителей оказать помощь, найти возможности для развития способностей, а ребёнок выбирает занятия по душе. Для взрослых - уметь слушать внутренний голос, эксперементировать, ведь часто не знаем о способностях, пока не попробуем себя в новой сфере. Постоянно развиваться и повышать навыки полезно не только в мире игр, человек способен создать новую версию себя, это намного интереснее.

Реализация потенциала личности зависит от стремления человека к поиску и развитию талантов, всё в наших руках. А как же перейти от теории к действиям?

Как ставить цели и достигать их?

Итак, чувствуете, что готовы к изменениям, раскрытию потенциала, реализации новых жизненных задач. Какая последовательность дальнейших действий? Как ставить цели и достигать их, начать новый этап жизни?

Отбросить страх, негативные установки

Чаще всего все решения, стремления к изменениям разбиваются о стену страха, неверия. А как жить, смогу ли, что подумают родственники, друзья? Сомнения - это нормально, главное - они не должны контролировать и ограничивать возможности. Важно научиться превозмогать страх и действовать согласно внутреннему желанию.

Как преодолеть страх? Есть несколько способов:

  • начать действовать, сделать первый шаг - первые результаты помогут поверить в собственные силы, продолжать движение вперёд;
  • постепенно осваивать новые направления - не обязательно всё бросать и заниматься сразу новым делом, можно начать действовать параллельно. Стоит изучить интересующую сферу, получать новый опыт, знания, а позже сделать основным занятием, найти смысл, реализацию в новой деятельности.

Преодолеть внутренние барьеры, лень

Внутреннее сопротивление изменениям связано с опасениями, неуверенностью, а также нехваткой жизненного опыта, хорошего наставника, группы поддержки. Пассивность также играет против новых свершений, зачем лишний труд, усилия? Важно определить выгоды, найти мотивацию для развития потенциала, новых направлений.

Что это даст? Новый смысл жизни, свободу, ощущение счастья от любимого занятия, пользу обществу и человеку, найдите личные пять причин для изменений.

Важно также перестать бояться ошибок, они нужны для опыта жизни, помогают развиваться и идти вперёд. Лучше сделать ошибку, чем бездействовать. Постепенно можно нащупать верный путь, определить стратегию действий. Так, Майк Джордан признаёт, что проиграл более 300 матчей, но стал мировой легендой. Эдисон предпринял десять тысяч попыток для изобретения лампочки, в результате - преуспел в исследованиях.

Найти способ для развития, получения информации

Развитие потенциала предполагает посещение курсов, самообразование, работу с опытными людьми, наставниками. Можно действовать самостоятельно, но командой всегда легче получить результат. Однако всё зависит от личности, можно найти в Интернете все необходимые знания для реализации в жизни.

Составить пошаговый план достижения целей

Определив стратегические, тактические цели, важно составить чёткий план действий. А также наметить занятия или время для любимой деятельности в плотном графике жизненных мероприятий. Психологи утверждают, что час в день, отведённый на любимое дело, развитие потенциала уже через год позволит увидеть значительные улучшения и прогресс.

Реализовать намеченные действия

Самое главное: начать действовать, не затягивая принятое решение. Мотивация к изменениям наиболее сильная в первые двое суток после принятия решения. Важно сразу же приступить к внедрению новых привычек, действий. Решив уделять внимание определённой сфере, нужно зафиксировать идеи, время в ежедневнике, контролировать выполнение, завершая день.

Ведение записей очень помогает в самоконтроле, реализации намеченных планов. Полезно писать задачи ежедневно утром или вечером, проверять выполнение в конце дня. Только самоорганизация поможет сдвинуть жизнь с мёртвой точки, раскрыть максимально потенциал личности, открыть новые возможности.

Стремление выше возникает, когда достигнут поток развития в определённом направлении, есть необходимость осваивать новое или смежные сферы интересов. Высшая цель жизни - это маяк на жизненном пути, задающий курс движения человеку, направляющий усилия в нужную сторону. Важно научиться определять цели жизни на текущий момент и планировать на несколько лет вперёд.

Уровень результатов, достижений зависит от масштаба целей. Бывают высокие и низкие цели. Известные люди призывают: ставьте большие цели! Часто боимся даже мечтать о высоких достижениях, всемирной известности. Но именно наш настрой, цели определяют будущее. Стоит масштабировать задачи и стремиться к наивысшим результатам для получения максимального эффекта.

Высшая цель, стремления помогают не заблудиться на дороге жизни. Цель должна быть достойной для желания идти к ней, превозмогая сложности на пути, заряжая энтузиазмом. Высокие цели позволяют открыть новое в себе, вдохнуть жизнь в существование, дают второе дыхание и воодушевление. Маленькие или промежуточные цели - это ступени вверх для достижения наивысшей.

Рассмотрим подробнее правила, как ставить цели и достигать их?

  1. Позитивная формулировка - цели пишутся как стремление получить определённый результат, а не отказ от существующих реалий. Частица "не" не должна присутствовать в формулировках.
  2. Определить сроки, объёмные показатели - срок реализации достижения важен, иначе не будет стремления работать на результат. К тому же, следует конкретно определить результат, уровень знаний, навыков, доходности в бизнесе.

Как ставить цели и достигать их? Записывать всё чётко и конкретно, контролировать процесс достижения задач.

  1. Утверждение в текущем времени - например, «я изучаю английский, достигаю уровня свободного общения к концу текущего года». Подобная формулировка помогает настроиться на действия в настоящее время, а не когда-то в далёком будущем.
  2. Визуализация цели - полезно представить выполнение цели, прочувствовать, есть ли удовлетворение, счастье или дискомфорт? Возможно, стоит иначе поставить цель для получения необходимого результата.

Как ставить цели и достигать их? Научиться создавать своё будущее, а это - самое лучшее предсказание. Кто чётко видит будущее, представляет его, тот всегда сможет достичь нужных целей.

  1. Соответствие ценностям личности - цели жизни не должны идти вразрез с внутренними убеждениями, иначе результат не будет достигнут. Стоит проанализировать внутренние установки, провести работу на психологическом уровне для реализации желаний. Например, отсутствие веры в себя или отрицательное отношение к деньгам тормозят получение результатов в работе, бизнесе.

Как ставить цели и достигать их? Проработать внутренние установки, соотнести цели, желания, стремления.

  1. Ставить реальные цели - стать известным писателем или спортсменом мирового уровня возможно, однако потребуется определённое время. Стоит закладывать сроки в несколько лет, не ждать огромный прорыв за год. Достижение результатов приходит постепенно, по мере развития человека, его потенциала и веры.
  2. Искренность стремлений - можно реализовать лишь цели, стремление к которым идёт из сердца, выбраны самостоятельно, а не навязаны извне. Такие цели вызывают интерес, энтузиазм, воодушевляют на подвиги.

Как ставить цели и достигать их? Определить чётко стремления, сроки, способы достижения. Действовать, согласно установленным параметрам, соблюдать заданный курс.

Основные стремления человека обретают форму благодаря целям и действиям. Иначе любые идеи остаются мечтами, фантазиями.

Цели, которые ставит человек, определяют его жизнь, а их отсутствие ведёт к бессмысленной жизни по течению. Есть хорошее выражение: "Нужно уметь планировать собственную жизнь, иначе это сделают за вас другие". У человека всегда есть несколько вариантов: работать над собой, развиваться или остановиться, деградировать. Поэтому ставим свои собственные цели и идём к заветным мечтам, обретая новые знания и совершенствуя способности.

Если нужны изменения в жизни, то первое правило: ставим новые цели, пересматриваем убеждения, анализируем жизненную ситуацию, находим новые способы решений. Сложность в том, что привыкаем выполнять задачи, требования других - в школе, на работе, забывая о личных интересах, привыкаем жить, как все. Какие цели ставят люди? В лучшем случае - повысить доход, а развитие потенциала, самореализация часто отходят на второй план, а ведь без них и рост доходов маловероятен. Цели жизни взаимосвязаны. Улучшение профессиональных способностей ведёт к росту карьеры и доходов.

Вопрос лучше формулировать иначе: какие способности помогут мне преуспеть, над чем стоит работать, что развивать?

Как правильно ставить цели? В первую очередь, цели касаются конкретного человека, реализация зависит лишь от его усилий. Не стоит рассчитывать на благосклонность судьбы или руководство, лучше создать условия для новых достижений, подготовить платформу для успехов.

Стремление в жизни человека, как мотор автомобиля - внутренняя энергия для действий, свершений. Только высокие и значимые цели могут стимулировать, зажечь огонь в душе, помочь преодолеть любые преграды.

Любые изменения начинаются с простого правила - ставим цели и достигаем их. Активный подход к жизни обеспечивает контроль над жизненными ресурсами и даёт возможности для развития потенциала. Умение брать ответственность за собственную жизнь, решения поможет устоять в борьбе за самореализацию, достичь любых вершин. Главное - осознание: все мы талантливы и каждый рождён на свет с особой миссией. А реализация потенциала способствует поиску предназначения, несёт пользу в окружающий мир.

В статье рассмотрели способы раскрытия потенциала, как ставить цели для реализации намеченных планов.

Желаем всем открыть внутренние резервы и жить на максимуме возможностей!

Все мы не раз слышали о потенциале личности, о том, что каждый человек может приумножить свои внутренние возможности. В первую очередь это способность к развитию. Психологи определяют потенциал личности как возможность жить насыщенной внутренней жизнью, эффективно использовать свои возможности, быть продуктивным, постоянно расти и развиваться. Понятие скрытого потенциала активно используется в психологии.

Что такое потенциал?

Перед тем как разобраться, что такое скрытый потенциал, нужно понять, что вообще входит в данную категорию. Итак, личностный потенциал состоит из следующих свойств:

  • Душевное, личностное и психологическое здоровье.
  • Смысл жизни, интересы и стимулы к развитию, наличие любимого дела.
  • Общий и эмоциональный интеллект.

Именно на сочетании данных категорий производятся такие показатели, как ответственность, любовь к миру и самому себе, навыки и жизненные стратегии, перспективы, внутренняя свобода и культура. Проще говоря, человек, не обладающий личностным потенциалом, пустой, и наоборот, высокий потенциал - это показатель перспективности и богатой духовной составляющей человека. Значение скрытого потенциала для развития личности огромное.

Какие бывают потенциалы?

Личностный потенциал часто отождествляют с таким понятием, как способности человека. Объединяет эти понятия то, что у каждого человека есть потенциал жизненной энергии. Это то, что двигает нас по жизни. Также бывают частные потенциалы, например, к личностному развитию, присущие определенному типу людей.

Что такое скрытый потенциал человека?

Психологами была создана такая теория, по которой считается, что абсолютно каждый человек имеет потенциал, о существовании которого порой мы просто не догадываемся. И также абсолютно каждый человек имеет все возможности для того, чтобы этот потенциал раскрыть и умело им воспользоваться. Проще говоря, это такой своеобразный контроль над разумом, который работает во благо человека. В противовес идет внутренняя неустойчивость и отсутствие контроля над самим собой, что ведет к болезням, неврозам, срывам и банальному психологическому дискомфорту. Все это абсолютно негативно сказывается как на физическом, так и на моральном состоянии человека.

Как начать?

Любое движение вперед, в том числе и раскрытие потенциала, начинается с цели. Чтобы понять, чего вы хотите и как этого достичь, нужно четко осознавать, на каком этапе развития вы находитесь сейчас и как двигаться дальше. Не обязательно даже ставить самую великую жизненную цель, важно начать с маленьких, но очень важных промежуточных достижений. А для этого в любом случае понадобится время, даже если вы еще не знаете, чем хотели бы заниматься, придется подождать, чтобы понять, на что вы способны. Здесь нет обходных путей или единого универсального способа, который подошел бы абсолютно каждому. Решения принимаются строго индивидуально, самостоятельно каждым человеком, ведь вряд ли кто-то, даже самый близкий человек, скажет, сколько понадобится сил и времени, чтобы раскрыть потенциал. Единственное, что может действительно помочь, - это советы психологов. Рассмотрим самые важные из них.

Определение интересов

Для начала постарайтесь четко определить сферу интересов, которая вам наиболее близка, и начните исследовать ее. Не бойтесь ничего нового и неизведанного, даже если вы никогда чего-то не делали, но это вам интересно - соберите все силы и попробуйте разобраться. Например, вы не знаете, как выстроить бизнес-процессы, сводить девушку на свидание или нарисовать собаку. Начните с поиска нужной информации, и уже на данном этапе вы поймете, стоит ли продолжать и углубляться в вопрос. Главное, что полученные знания лишними точно не будут.

Самое главное - первый шаг

Поставили цель? Теперь нужно срочно делать первый шаг к ее реализации, какой бы нереальной и неисполнимой она ни казалась. Если цель достаточно масштабна и важна для будущего, разбейте ее на несколько подцелей, так будет проще осознать фронт работ и двигаться в верном направлении. Такой способ помогает совершить как можно меньше ошибок, ведь лучше найти недочеты на начальном этапе достижения цели. Мотивация и скрытый потенциал должны быть неразрывно связаны между собой.

Ошибка - это ценный урок

Все люди ошибаются, всегда и даже не единожды. Самое важное - уметь признавать эти ошибки и учиться на них. Нередко это болезненно, но и негативный опыт бывает полезным, так как он помогает не только разобраться в себе, но и раскрыть тот самый потенциал. Ошибки - это возможность понять, что в процессе достижения цели шло не по плану, и понять, как в будущем это можно предотвратить. Даже если вам кажется, что вы на самом дне, не стоит отчаиваться, ведь оттуда путь только наверх.

Найдите в себе силы

Достижение любой цели сопровождается препятствиями, которые зачастую могут казаться непреодолимыми. Когда кажется, что ничего не получается, хочется все бросить, вернуться к былому и жить просто и легко. Но самое главное - не сдаваться, двигаться вперед, несмотря ни на что, и найти в себе те самые силы, которые помогут преодолеть все трудности. И даже когда вам кажется, что вы достигли вершины, подумайте, действительно ли вы сделали все, что могли? Иногда самые яркие идеи и мысли приходят в голову, когда кажется, что вы уже в тупике. Но у человеческих возможностей нет предела, они всегда впереди нас. Чтобы найти в себе силы, нужно быть открытым и внимательным, уметь сосредотачиваться на настоящем, а также прилагать все усилия, чтобы достичь результата. И когда даже самая маленькая цель будет достигнута, вы поймете, что все препятствия преодолимы.

Нет ничего невозможного

Первый человек, который покорил Эверест, изначально думал, что это миссия невыполнима. Но, постепенно двигаясь все выше и выше, достигая все новых высот, понял, что все, что можно себе представить, реально. Если у человека есть цель и огромное желание ее достичь, благодаря чему он стремится вперед, несмотря на все препятствия, значит есть упорство, мотивация и сила воли. Если человек готов выкладываться на 100 %, преодолевать трудности, то любые мечты станут реальностью, и даже скрытый потенциал вырвется наружу.

Упражнения для раскрытия потенциала

Психотерапевты десятилетиями изучают вопрос о том, как раскрыть скрытый потенциал, и уже продумали ряд упражнений, способствующих этому. Такая работа над собой не займет много времени и принесет исключительно пользу, позволит открыть себя и найти те самые Упражнение называется «дорога жизни», и для его выполнения потребуется следующее:

  • Возьмите лист бумаги и отметьте на нем две точки. Одна - начало жизненного пути, вторая - конец.
  • Теперь соедините эти точки линией и представьте, что дорога проходит по какой-то местности, а вам нужно пройти из пункта А в пункт Б. Отметьте эти пункты на дороге жизни.
  • Теперь послушайте себя и ответьте на вопросы, какие желания, чувства и мысли возникают в голове в процессе представления своей дороги жизни? Сколько на нее отведено времени? Легко ли будет идти твердо от начала до конца так, чтобы не сбиться с пути?
  • Каждая деталь этого пути - остановка. Уточните, где вы их делаете, мешает ли что-то вам или наоборот помогает, какие чувства вызывает путешествие от точки А в точку Б, и что же будет дальше?

Это упражнение помогает осознать, куда ведет жизненный путь, в каком направлении вы двигаетесь и правильное ли это направление. Выполнение задачи поможет понять, кто помогает в выполнении цели, а кто стоит на пути, а также что необходимо изменить, чтобы достигнуть желаемого. Раскрой свой скрытый потенциал!

Вопрос о том, как раскрыть свой потенциал, волнует человека столетиями. И неудивительно. Всем нам хочется максимально использовать внутренние ресурсы в профессии, творчестве, личной жизни. Это возможно, ведь большинство людей даже не подозревают о своих скрытых резервах или используют их вполсилы. Как узнать, на что мы способны? Как мы можем самореализоваться по-настоящему? И почему творить могут не только художники и писатели? Ответы – в статье.

Что такое потенциал

Потенциал - это сочетание имеющихся ресурсов и заключенных в них возможностей для развития. Но это общее определение потенциала. Этот многозначный термин используется в физике, лингвистике, химии, философии, экономике, социальных науках из-за чего точное определение может различаться. Этимологически слово «потенциал» происходит от латинского « potentialis » – «могущий быть» . В словаре иностранных слов потенциал – это способность к проявлению.

В психологии популярно понятие «личностный потенциал» скрытые возможности человека, которые могут проявиться в творческой, интеллектуальной, духовной, социальной, карьерной или нравственной сфере жизни. Человеческий потенциал всегда находится в плоскости будущего. Если вы сегодня сделали что-то новое, вы раскрыли свой потенциал. И неважно, победили или потерпели неудачу.

Личный потенциал человека можно рассмотреть под разными углами:

  • Как силу, накопленную с опытом.
  • Как осознанную способность, готовую проявиться.
  • Как средство реализации собственных качеств.
  • Как резервный запас непроявленных способностей для самосовершенствования.
  • Как возможность, побуждающую развиваться.

При описании потенциала конкретного человека изучают его внутренние и внешние ресурсы. Их сочетание определяет личность с высоким или с низким человеческим потенциалом. Внутренние ресурсы – это генетика, интеллект общий и эмоциональный, душевное, эмоциональное и психическое здоровье. Внешние показатели – ответственность, самоуважение, мораль, внутренняя культура, любимое дело и желание развиваться.

Что такое индекс развития человеческого потенциала

Перспективы развития человеческого потенциала используют для характеристики отдельных групп и всего общества. Чтобы измерить прогресс разных стран американский экономист Джон Гэлбрейт в 60-е годы XX столетия ввел понятие «качество жизни». Со временем оно заинтересовало экспертов, претерпело некоторые изменения и стало целой концепцией развития человеческих ресурсов.

Индекс развития человеческого потенциала вывел пакистанский ученый-экономист Махбуб-уль-Хак в период с 1990 по 1993 год. Это многокомпонентная характеристика, отображающая развитие личности в разных регионах Земли. В индекс включили здоровье, образование, здоровое питание, экологию внутри дома (энергоэффективность), экологию в природе, безопасность, справедливость, гендерное равенство, вовлеченность граждан в общественную жизнь.

Индекс вычисляется Программой развития ООН, постоянно расширяется и дополняется. Согласно последним дополнениям становление личности имеет три направления для роста: достатка, права и свободы, социальная справедливость. Первые места в списке стран с самым высоким ИРЧП занимают Норвегия, Швейцария и Австралия.

Как раскрыть и реализовать собственный потенциал

По своей природе возможности человека безграничны. Если умение видеть сквозь стены актуально для немногих, то счастливыми хотят быть все. Максимально раскрыть свой внутренний ресурс – задача не из легких. Своим клиентам коучи предлагают план из 10 шагов, помогающих достичь цели:

  1. Поразмышляйте о себе, осознайте внутренние ценности . Чем качественней будет самоанализ, тем с большей вероятностью вы найдете свою дорогу для самореализации.
  2. Выберите интересную сферу жизни и начните ее изучать . Это может быть образ жизни, уровень дохода, самореализация, творчество, спорт, карьера.
  3. Сделайте первый шаг, даже если боитесь . Уверенность в том, что ваша цель важна, придаст сил и храбрости.
  4. Разрешите себе ошибаться . Перестаньте мучиться из-за ошибки, просто скажите себе «как интересно получилось»!
  5. Избегайте ловушек стандартного мышления . Боритесь с обобщениями, стереотипами, неверием в собственные силы, внушенными страхами и негативными прогнозами.
  6. Приготовьтесь к личностному росту . Настройте себя на то, что готовы трудиться для реализации своих планов, улучшения мастерства.
  7. Будьте реалистом . Реализовать внутренние ресурсы за неделю невозможно. Это не значит, что нельзя строить грандиозные планы. Это значит, что их нужно разбивать на достижимые задачи.
  8. Учитесь общаться с разными людьми , даже если считаете себя слишком застенчивым или замкнутым.
  9. Сохраняйте концентрацию . Продолжайте усердно работать, поддерживайте мотивацию, помните о стимулах, боритесь со страхами.
  10. Помните, что нет ничего невозможного.

Иногда трудности начинаются на самом первом шаге самоанализа. Без наставника или профессиональной подготовки изучить себя трудно. Предлагаем советы коучей, которые помогут узнать и раскрыть самого себя.

Три практики, чтобы понять себя

7 советов консультанта по самосовершенствованию Роджера Сайпа

Чтобы расти и развиваться не стоит искать ресурсы вне себя. Чаще ответ запрятан в нас самих, а именно – в глубинах нашего мозга. Реализовать потенциал в полной мере помогут советы коуча в области личной эффективности:

  1. Научитесь технике скорочтения , чтобы читать больше книг. Наш мозг способен «переварить» намного больше материала, чем мы ему обычно даем.
  2. Освойте игровые стратегии , чтобы избавиться от усталости и перенапряжения. Излишняя серьезность создает внутренний диссонанс, тормозит мысли.
  3. Используйте подсознание правильно , чтобы привлекать нужный результат. Мы привлекаем то, о чем думаем. Если мысленно проигрываем негативный сценарий, он обязательно случится.
  4. Визуализируйте , чтобы разговаривать со своей памятью на одном языке. Чем ярче образ, тем четче он запоминается.
  5. Убирайте из жизни неэффективные дела , чтобы сосредоточиться на главном. Перечень ненужных дел не менее важен, чем список целей.
  6. Отпускайте бесконечные мысли , чтобы начать действовать. Размышления порождают сомнения. Чем больше мы раздумываем, тем чаще откладываем активные действия.
  7. Снижайте градус напряжения , чтобы не тратить внутренние силы вхолостую. Стресс – главный убийца способностей, который чаще приводит к тупиковым мыслям.

Чтобы раскрыть свой потенциал, не стоит дожидаться идеального момента или знака свыше. Все зависит от вашего образа мышления и действий.

Тони Роббинс: силы, помогающие раскрыть личный потенциал

Оратор и бизнес-тренер Энтони Роббинс исследовал истории успешных и знаменитых политиков, режиссеров, актеров, чтобы узнать: что заставляло их день за днем вкладываться в реализацию своей цели. Среди множества объяснений он выделил 3 характеристики, которые помогли им раскрыть собственный потенциал.

Тони Роббинс назвал их курками спускового механизма:

ВЕРА . Именно она определяет те результаты, которых мы добиваемся. Неверие в собственные силы включает экономный режим использования потенциала. В результате действия будут вялыми, а результаты убогими. Начиная дело, в которое вы верите, Вы используете ресурсы на полную мощность.

СТРАСТЬ . Это горючее для подпитки внутренней силы и достижения успеха. Страсть управляла учеными, экономистами, режиссерами, заставляла их засиживаться на работе допоздна, а утром вставать пораньше.

СТРАТЕГИЯ . Это способ организации внутренних ресурсов, которые помогают работать на максимальном потенциале. Бизнесмены и крупные предприниматели знают: чтобы достичь достижения важно не только иметь нужные ресурсы, но правильно их применить.

Для тех, кто ставит перед собой амбициозные цели, хочет завести полезные связи и развиваться на максимальной скорости, Тони Роббинс проводит семинары в Америке, в Европе.

Пять техник ведения дневника с пользой

Дневник – наш верный слушатель, биограф, хранитель тайн и психоаналитик в одном лице. Для начала можно подобрать удобный формат самого дневника. Это может быть книга формата А5 или альбом для эскизов. Главное, чтобы его было приятно держать в руках, заполнять и перелистывать.

Ведение дневника – целое искусство. Чтобы записи были максимально эффективными, стоит научиться вести их грамотно. Далее приведены советы, которые помогут сделать дневник книгой самопознания:

  1. Выделите 15 минут перед сном . Напишите одну фразу, характеризующую прожитый день. Придумайте один эпитет для завтрашнего дня.
  2. Используйте метод фрирайтинга . Засеките на таймере 20 минут и беспрерывно пишите все, что приходит на ум. Когда попрактикуетесь, можно задать себе вопрос и отвечать на него все отведенное время.
  3. Составьте свои личные списки . Это могут быть «Двадцать вещей, которым я благодарен», «Сто дел, которые я выполнил в прошедшем году», «Пятьдесят качеств, которыми я горжусь».
  4. Напишите письма самому себе или людям, которые вас бесят. Техника помогает копнуть глубже, разобраться со старыми проблемами, освободиться от обид, внутренних блоков, злости.
  5. Рисуйте или составляйте коллажи . Если не любите писать, попробуйте другую форму – карандаши, фломастеры, кисти. Иногда рисунки или выбранные оттенки расскажут больше, чем слова. Абстрактные изображения передадут настроение, буквально оживят воспоминания или мечты.

Просто попробуйте и поймете: писать о себе увлекательно, просто, радостно. Дневниковое путешествие – лучший путь осознать свои внутренние ресурсы и реализовать их.

Почему важно развивать творческий потенциал

Кажется, что талант дается лишь избранным от рождения, что они могут без конца творить без усилий. Это заблуждение. Успех гарантирует не талант, а ежедневный труд.

Эти 7 советов помогут перейти на уровень «продвинутый художник» даже тем, кто только мечтает научиться рисовать:

  1. Еженедельная прогулка раскроет красоту мира, поможет подняться над суетой, обрести свежие идеи.
  2. Занятие любимым делом просто порадует без видимой причины.
  3. Смена привычной обстановки позволит побыть наедине с собой, принять важное решение.
  4. Фантазии и невероятные мечты с обязательной визуализацией развивают образное мышление, отвлекают от рутины.
  5. Переключение режима работы с обыденного на творческий включает глубинную интуицию, проявляет подлинные мысли.
  6. Уважение и любовь к собственной уникальности – способ полюбить себя, изучить внутренние ресурсы.
  7. Отключенный контроль превратит творчество в невероятное приключение.

За ресурс креативности отвечает участок префронтальной коры головного мозга. Когда мы испытываем позитивные эмоции: радость, благодарность, вдохновение, веселье, в нем образуются устойчивые нейронные связи. Чем больше мы творим, тем больше получаем дофамина – гормона внутреннего удовлетворения. Чтобы нейтрализовать последствия стресса, важно тренировать творческий потенциал: рисовать, сочинять стихи, слушать красивую музыку, наслаждаться любимыми блюдами.

Выводы

  • Личностный потенциал – это наш внутренний ресурс, который дает способности, возможности для саморазвития.
  • Все что вы имеете – уже реализованный ресурс.
  • Реализация внутренних сил – не конечная остановка, а бесконечный процесс.
  • Human Development Index оценивает человеческий потенциал целых стран, групп, сообществ.
  • Скорочтение, дневники, опыт известных людейдоступные способы обнаружить и раскрыть свои внутренние ресурсы.

Интерес к существующим, но не проявленным характеристикам личности и человеческого бытия в целом существовал на всем протяжении многовековой истории философии и психологии. Однако нельзя не заметить, что объяснительный потенциал категорий «возможности» и «потенциал» (человеческий, личностный, профессиональный и т.п.) реализован явно недостаточно.

Впрочем, насколько маргинальным, не интегрированным в систему психологической терминологии остается термин «возможности», настолько в последние годы утвердилось понятие «человеческий потенциал», определяющее ныне одну из наиболее актуальных междисциплинарных проблем, получивших к тому же «мировое признание» (отчасти благодаря интеграции с проблематикой «устойчивого развития»). В России эта проблема рассматривается в рамках концепции человеческого потенциала в Институте человека РАН {Генисаретский, Носов, Юдин, 1996; Келле, 1997; Авдеева, Ашмарин, Степанова, 1997 и др.), где понятие человеческого потенциала «переопределяется», конкретизируется в различных аспектах его изучения: социальноорганизационном, экономическом, социально-экологическом и экзистенциальном. Сформулированы понятия базового, деятельностного, психологического потенциала - как индивидуального, так и Работа выполнена при поддержке программы грантов Президента Российской Федерации молодым ученым, проект № 01-06-99156м.

популяционного (Зараковский, Степанова, 1998), психофизиологического потенциала (Медведев, Зараковский, 1994), профессионального потенциала личности (Маноха, 1995).
Эти новейшие исследования опираются на богатую психологическую традицию. Еще в шестидесятые годы XX века развитие идей экзистенциальной и гуманистической психологии привело к созданию движения «Человеческий потенциал» (Эсаленский институт, США). Многомерный процесс развития личности описывался через понятия «стремление к смыслу» (В. Франкл), «полноценного человеческого функционирования» (К. Роджерс), «самоактуализации», «самореализации» (Ш. Бюлер, А. Маслоу). В российской психологии также накоплен опыт изучения человеческого потенциала, проявляющегося как личностный и творческий: психология творчества (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев), психология субъективности (В.И. Слободчи- ков), психологическая антропология (В.П. Зинченко), психология жизненного пути (Л.И. Анцыферова, К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник), психология неадаптивной активности (В.А. Петровский), концепции жизненных миров личности (Ф.Е. Василюк) и мета- индивидуального мира (Л.Я. Дорфман), психология смысловой сферы личности (Д.А. Леонтьев).
Возможностям повезло гораздо меньше. Ни один из советских и российских психологических словарей не содержит термина «возможности» (как, впрочем, и статей, посвященных понятию «потенциал личности»). Этот термин преимущественно употребляется, когда нужно уточнить, оттенить ту или иную грань связанных с личностью и мотивацией понятий.

Так, характеризуя процесс саморегуляции, К.А. Абульханова-Славская указывает, что «личность "принимает в расчет" не только "нужное количество, меру активности", но и учитывает свое состояние, возможности, всю совокупность мотивов, социально-психологических ориентации и т.д.» (1991, с. 97). А.А. Ершовым мотивообразующий эффект саморегуляции определяется через соизмерение человеком своих возможностей и «духовных, интеллектуальных, волевых, физических потенциалов» с требованиями среды, условиями и целями деятельности, с объективно необходимыми затратами (1991, с. 15-16). В монографии А.А. Ершова определения понятий «возможности» и «потенциалы» не сформулированы; К.А. Абульханова-Славская, раскрывая свое понимание возможностей субъекта (от которых зависит регуляция деятельности), специально оговаривает ограниченность этого определения контекстом: «... В данном случае мы имеем в виду его способности, навыки и особенности реакции на неожиданность и т.д.» (1980, с. 270).
В философии с помощью парных категорий возможности и действительности описываются процессы развития материального мира.

Возможность как объективная тенденция развития при определенных условиях переходит в действительность, существующую как реализация некоторой возможности. Взаимопереходы реальной и абстрактной возможностей, количественное их соотношение составляют основу вероятностного прогнозирования субъектом последствий своих действий, а также тенденций, существующих независимо от него.
Практически все вопросы, поставленные в философии применительно к проблемам возможного и действительного, имеют тесную связь со сферой психологии - например, соотношение «актуального» и «потенциального». Еще Аристотель в «Метафизике» предупреждал о невозможности строго определить «потенцию», «акт» и связывающую их «энергию». Возможность перевода потенциального в действительное, считал Гегель, содержится в человеческом действии: «Истинное бытие человека есть его действие: в нем индивидуальность действительна» (1959, с. 172). Достаточно близкие положения высказывались и С.Л. Рубинштейном, и А.Н. Леонтьевым: сознание только опосредует изменения, производимые действиями субъекта.
Другой аспект связан с проблемой соотношения свободы и детерминированности в человеческой деятельности (обзор психологических подходов к этой проблеме см. в: Леонтьев, 2000). Оппозиция «свобода-детерминизм» издавна служит эвристическим основанием в классификациях психологических теорий и подходов. Разные степени свободы, вероятно, не образуют однородный континуум, поскольку свобода и необходимость могут представлять одну и ту же сущность, что отражено, например, в следующем высказывании Шеллинга: «Именно сама внутренняя необходимость умопостигаемой сущности и есть свобода lt;...gt;. Необходимость и свобода существуют одна в другой, как одна сущность, лишь рассматриваемая с разных сторон и потому являющаяся то одним, то другим» (1908, с. 127).
Еще одна грань проблемы возможного в философии - проблема потенциальной бесконечности. Трактовка самосознания как бесконечного стремления восходит к Платону, проходит через всю платоническую традицию христианской философии к утверждению Фихте о том, что сущность человеческого Я есть бесконечное стремление. В своих желаниях и действиях Я всегда встречает границу, препятствие: без такого ограничения, такого чувства конечности не было бы стремления. Но вместе с тем «...стремление есть отрицание ограничений, выход за пределы каждой вновь полагаемой границы: и без такого чувства от всякой данной конечности тоже не было бы стремления» (цит. по: Вышеславцев, 1994, с. 139). Вряд ли возможно определить, когда - в историческом масштабе - человеческое Я приобретает импульс такого рода, стремясь не к чему-то опреде

ленному, но - к пределу возможного. Карл Ясперс, один из самых проницательных мыслителей XX века, само появление человека современного типа связывал с появляющейся в «осевое время» рефлексией человека относительно границ и пределов своих возможностей. Ясперс полагал, что в осевое время разрыв между возможностями большинства людей и возможностями отдельных личностей был существенно выше, нежели сейчас {Ясперс, 1994).
Разработка трагических граней диалектики возможного и невозможного связана прежде всего с именем Серена Кьеркегора. Человеческое Я, по Кьеркегору, равным образом нуждается в возможности и необходимости: «...Оно необходимость, ибо является собою, но и возможность, ибо должно собою стать» (1993, с. 272). Недостаток необходимости вызывает «потерю Я», «отчаяние возможного», недостаток же возможного означает, что для человека все стало необходимостью или банальностью. По Кьеркегору, отчаянию этого рода в первую очередь подвержены детерминисты и фаталисты. В первую очередь - но, увы, не только они. М. Хайдеггер убедительно выстраивает логику отношения конформистского сознания к возможному - когда толкования других заранее ограничивают «...свободные для выбора возможности кругом известного, достижимого, терпимого, того, что пристойно и прилично. Эта нивелировка возможностей присутствия до ближайше доступного осуществляет вместе с тем зашоривание возможного как такового. Средняя повседневность становится слепа к возможностям и успокаивается одним "действительным". Эта успокоенность не исключает расширенной деловитости озабочения, но возбуждает ее. Воля не волит тогда позитивных новых возможностей, но имеющееся в распоряжении "тактически" видоизменяется таким образом, что возникает видимость каких-то свершений» (1997, с. 194).
Можно было бы и дальше продолжать краткий экскурс в философскую проблематику возможного и невозможного, но остановимся на этом, отметив тесное переплетение философских, психологических, социальных аспектов проблемы.
Границы возможного не существуют вне осознающего их человеческого сознания; вместе с тем, будучи осознанными однажды, они становятся неотъемлемым элементом жизненного мира человека - «организованной совокупности всех объектов и явлений действительности, связанных с данным субъектом жизненными отношениями» (Леонтьев, 1990, с. 51). На наш взгляд, ни одно из используемых в психологии мотивации понятий не совпадает с теми, которыми описываются представления человека о его возможностях в единстве с мотивационными побуждениями к их достижению. Сферу возможного определим как относительно устойчивую систему взаимосвязанных
целей-ценностей, достижимых при изменениях наличной ситуации субъекта вследствие ее собственной динамики развития или в результате деятельности субъекта (либо прекращения деятельности). При наиболее благоприятных условиях и максимальной эффективности и мотивированности субъекта результат его деятельности будет соответствовать пределу, или границе возможного (подробнее см. Иванченко, . Сфера невозможного лежит «по ту сторону» предела возможного и определяет человека отрицательно (как то, чем он не был, не стал, не будет). Хотя в общем виде развитие личности можно представить как расширение сферы возможного, рост достигнутого влечет за собой умножение не осуществившихся вариантов развития и расширение сферы невозможного. В широком смысле любой процесс развития состоит не только из роста и совершенствования, но и из потерь и упадка (такой взгляд утвердился, в частности, во всевозрастном подходе в психологии развития - Балтес, 1994).
Сфера возможного по отношению к жизненному миру выступает как его идеальный, предвосхищаемый прообраз. В процессе целепола- гания субъект выходит за пределы требований наличной ситуации и стремится практически определить границы своих возможностей. Но еще до этого он обладает «представлениями о возможном», присущими тем или иным социальным общностям или группам и в совокупности образующим «пространство возможностей» индивида. Поскольку представления о возможном являются одним из видов «социальных представлений» (история этого понятия прослежена в обзоре Московичи, 1992), к ним также можно отнести следующие характеристики: способность предопределять и предписывать поведение индивида (М. Вебер), определенная устойчивость и объективность (Э. Дюркгейм), функция преодоления дистанцированности от других членов общности (Г. Зиммель).
Вполне очевидно, что границы человеческой деятельности задаются и объективными условиями, и личностными особенностями субъекта, например, способностями, мотивацией достижения успеха или избегания неудач в той или иной сфере. В более общем плане само социальное пространство может определяться как «набор возможностей действия» (Левада, 1993, с. 41). Социокультурные способы реализации деятельности, институализирующие содержащиеся в поведенческом поле возможности и шансы, играют важную роль в социальной дифференциации и стратификации. Питирим Сорокин говорил в этой связи о «селекционирующих институтах» и подчеркивал значение характера препятствий, которые эти институты устанавливают для индивидов. Если эти препятствия «злокачественны» и «неадекватны», это ведет к печальным последствиям для всего общества. Если же они адекватны и правомерны, то и социальное

распределение индивидов приведет к процветанию всего общества (Сорокин, 1992).
Но можно ли приравнивать возможности к объективно существующим обстоятельствам, благоприятствующим либо препятствующим деятельности субъекта? Наша жизнь, утверждал X. Ортега-и-Гассет, состоит прежде всего в сознании наших возможностей. «Жить - это значит пребывать в кругу определенных возможностей, которые зовутся "обстоятельствами". Жизнь в том и заключается, что мы - внутри "обстоятельств", или "мира". Иначе говоря, это и есть "наш мир" в подлинном значении этого слова. "Мир" не что-то чуждое нам, вне нас лежащее; он неотделим от нас самих, он - наша собственная периферия, он - совокупность наших житейских возможностей lt;...gt;. Мир, то есть наша возможная жизнь, всегда больше, чем наша судьба, то есть жизнь действительная» (Ортега-и-Гассет, 1991, с. 131). Отдельно взятыми возможностями сфера возможного не исчерпывается, поскольку принадлежность этих возможностей уникальной личности создает системное единство (при всей возможной дисгармоничности и противоречивости) сферы возможного субъекта.
Изменения сферы возможного на больших временных отрезках также задают основу жизненных стратегий. Основным критерием оптимальности жизненных стратегий, видимо, является усложнение и обогащение жизненного мира и расширение границ возможного. Избыток возможностей, по X. Ортега-и-Гассету, - признак здоровой, полнокровной жизни {Там же, с. 139).
Противоположный результат - упрощение - может быть достигнут различными способами: минимизацией притязаний, «свертыванием» жизненных отношений, в первую очередь потенциально выводящих за границы сферы возможного, ориентацией на постоянно меняющиеся сиюминутные требования жизненной ситуации или на устоявшиеся, общепринятые образцы жизненных стратегий. Для характеристики стандартных жизненных стратегий эвристичным, на наш взгляд, является аристотелевское понятие «доксы» (с/оха) - мира расхожих мнений и обыденного знания. Роланом Бартом этот термин был использован для анализа современного литературного языка (включающего область «эндоксального», то есть согласующегося с «доксой» дискурса, и ортогональных, оппозиционных ей «пара-доксальных» дискурсов) (Barthes, 1977). Эндоксальные стратегии быстро стереотипизируются. Бесконечно тиражируемые «конфигурации» сферы возможного начинают казаться «естественными» и «достаточными», пока не появляется человек para-doxa, расшатывающий стереотипы. Стандартные стратегии, отмечает К.А. Абульхано- ва-Славская, легки, но они не позволяют скоординировать жизнь в целом (Абулъханова-Славская, 1991, с. 285). Приведенная выше цита
та из М. Хайдеггера акцентирует внимание на другом свойстве «эн- доксальных» стратегий - избирательной «слепоте» следующего им субъекта ко всем возможностям, отклоняющимся от нормативно одобряемых.
Стандарты существуют практически для любой области деятельности - ведь только тогда результат может быть оценен. Сравнение с результатами других людей и определение рангового места субъекта Л. Фестингером обозначалось как «социальная относительная норма» (Festinger, 1954). Понятие о социальной относительной норме у человека формируется в процессе преодоления «фильтров» и препятствий. В рамках функционального анализа Р. Мертона постулируется, что место, занимаемое индивидом в статусной или классовой структуре, определяет степень его доступа к легитимированным средствам достижения успеха и, следовательно, определяет его позицию в структуре возможностей. Структура возможностей и структурное напряжение - это взаимозависимые и взаимообусловленные понятия. Так, например, ограничение шансов индивида усиливает напряжение, а снижение напряжения ведет к возрастанию возможностей (см. например, Blau, 1990, с. 142). В теории структурирования Энтони Гид- денса структура определяется как «правила и ресурсы», используемые людьми в их взаимодействии. Субъекты действия владеют правилами в виде скрытых «запасов знания». Структура предполагает также использование ресурсов, т.е. материальных средств и способностей деятелей. Те, кто располагает ресурсами, могут осуществлять власть (хотя, согласно Гидденсу, власть сама по себе не является ресурсом, а есть результат обладания материальными и организационными возможностями) (Giddens, 1982).
Взаимодействие личностных диспозиций и ситуационных детерминант, о котором говорилось уже выше, описывается классическими теориями «ожидаемой ценности» {Feather, 1959), «выбора риска» (Atkinson, 1964). Эти модели были призваны объяснить индивидуальные различия в выборе задач и уровне притязаний, продолжительность будущих действий по их решению, а также различия в усилиях и достигнутых результатах. Но оказалось, что есть проявления личностных диспозиций, которые не объяснимы в рамках этих моделей, например, предпочтение индивидом очень легких или очень трудных задач.
Для объяснения этого явления Дж. Кулем была предложена модель, связывающая вероятность успеха и привлекательность цели через понятие «личностного стандарта». Для индивидов с завышенным стандартом успех в решении легких задач не слишком привлекателен, и они уклоняются от решения задачи, пока привлекательность успеха не превысит боязнь неудачи, и наоборот: для индивидов с занижен
ным стандартом избегание неудачи более значимо (Kuhl, 1978). Все эти модели появились как обобщение результатов лабораторных экспериментов, однако затем возникли многочисленные практические применения. Так, при изучении принципов выбора профессии было показано, что индивиды, мотивированные на избегание неудачи, в своих желаниях пройти обучение той или иной профессии будут, скорее, руководствоваться очень заниженными или завышенными требованиями, в то время как индивиды с мотивацией достижения успеха осуществят более реалистичный выбор (Kleinbeck, 1975). В. Врум показал, что чем выше результат деятельности, тем сильнее тенденция к действию (Vroom, 1964). В нашем исследовании «Образы воз- можного-невозможного в эпоху социальных изменений», проведенном в 1994-96 годах, отмеченная закономерность подтвердилась. Студентки и студенты, выше оценивающие свои достижения в тех или иных сферах деятельности, значимо выше оценивали и свои шансы и возможности в этой сфере (Ivanchenko, 1996).
Представляется, что понятие потенциала (человеческого либо личностного) в меньшей степени отражает мотивационные аспекты потенциального измерения человеческого бытия, нежели «возможности». Нередко в характеристику потенциала субъекта мотивация включается (например, «мотивированная направленность личности» как один из основных компонентов индивидуального психологического потенциала - см. Зараковский, Степанова, 1998, с. 51). Однако, скажем, в авторитетном двухтомнике Союза международных научных обществ, названном «Энциклопедия мировых проблем и человеческий потенциал», мотивационные структуры личности в определении человеческого потенциала отражены лишь косвенно: «Потенциал человека - способность индивида к самовыражению, самоактуализации и самореализации lt;...gt;. Реализуется потенциал человека в защите таких ценностей, как правдивость, доброта, искренность, красота, оптимизм, справедливость и порядочность, естественность поведения, организованность, дисциплинированность» (цит. по: Зараковский, Степанова, 1998, с. 53).
И еще - поскольку сам человек своим потенциалом практически не может оперировать, в термине «потенциал» есть некоторый оттенок внешней заданности (что отражено и на языковом уровне: что, скажем, может человек сделать со своим потенциалом? Реализовать, если он имеется; развить, если недостаточен, - вот, пожалуй, и все). Намного многограннее возможности, предоставляемые одноименным термином («возможности»): рассчитать, мысленно проиграть, упустить, не увидеть, просмотреть, взвесить, измыслить, найти и т.д.
Иммануил Кант в «Антропологии», обращая внимание читателя на парадокс - человек, изнывающий от скуки большую часть жизни,

в конце ее начинает жаловаться на необъяснимую краткость жизни в целом, - дал замечательный пример долговременной «игры возможностями», целенаправленно реализуемыми и намеренно упускаемыми: «Множество отрезков времени, которые выделяются в последний период жизни разнообразными и переменными работами, возбуждают у старика представление о том, будто он прожил гораздо больше времени, чем по числу лет; наполнение времени планомерно усиливающейся деятельностью, которая имеет своим результатом великую, заранее намеченную цель, - это единственное верное средство быть довольным жизнью и вместе с тем чувствовать себя пресыщенным ею». Реализация множества взаимосвязанных и объединенных единой логикой возможностей в контексте жизни в целом, таким образом, создает предпосылки осмысленности жизни.
Автору не хотелось бы резюмировать вышесказанное в том ключе, что эвристический потенциал «возможностей» уступает в психологии мотивации возможностям «личностного потенциала». Однако даже в бескрайнем пространстве терминов, концепций, теорий мотивации и личности они просто обречены на встречу с другими понятиями, на взаимовлияние и на «разграничение полномочий».

 

 

Это интересно: