→ Классный час "семья и семейные ценности". Классный час на тему "семья и семейные ценности" Классный час день семьи и семейных ценностей

Классный час "семья и семейные ценности". Классный час на тему "семья и семейные ценности" Классный час день семьи и семейных ценностей

Цели : показать значение семьи, домашнего тепла; развивать речь, умение рассуждать; воспитывать уважение к родным, желание заботиться о близких людях, дорожить ими.

Оборудование : запись песни «Родительский дом», иллюстрации к пословицам о доме и семье.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит запись песни «Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко.

II. Сообщение темы занятия.

Учитель.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них покоится от века

По воле бога самого

Самостоянье человека -

Залог величия его.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина станет эпиграфом нашей встречи. О чем оно? Какова его основная мысль? (Это стихотворение о любви к Родине)

Родина, родной дом - это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. Когда строят дома? (Когда нужно где-то жить)

Дом строят, когда создается семья. Сегодня мы узнаем, каким должен быть дом и что такое дом и семья.

III. Беседа по теме.

Как зовут вас и членов вашей семьи?

Это редкие или хорошо известные имена?

Знаете ли вы, что обозначают эти имена? Расскажите.

Как обычно дома вы называете друг друга?

Какие ласковые обращения звучат в вашем доме?

Какие из них вам больше всего нравятся?

Что же такое семья?

Заранее подготовленные ученики читают стихотворения:

Очень люблю, когда все собираются,

Белою скатертью стол накрывается,

Бабушка с мамою, папа и я,

Мы называемся вместе семья.

Л. Куклин

Любят меня без особых причин

За то, что я - внук, за то, что я - сын,

За то, что расту, за то, что малыш,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца моих дней

Останется тайной опорой моей.

Валентин Берестов

IV. Анализ и разыгрывание ситуаций.

1. Вы проснулись утром и приветствуете своих маму, папу, бабушку, сестру (брата). Что они отвечают?

2. Вы уходите в школу, прощаетесь с родными.

3. Вы пришли из школы, встречаетесь с родными, приветствуете их.

4. Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?

V. Работа со стихотворением С. Маршака «Наши с папой разговоры».

Вот висят пальто и шляпа,

День у папы выходной

Не ушел сегодня папа,

Значит, будет он со мной.

Что мы нынче делать будем?

Это вместе мы обсудим.

Сяду к папе на кровать -

Станем вместе обсуждать...

Чем вы обычно занимаетесь вместе с папой?

Чему научил вас папа?

Что интересного он вам рассказал?

VI. Анализ ситуации.

Учитель читает отрывок из рассказа В. Драгунского «Денис Кораблев».

«... Потом мама принесла целую тарелку манной каши.

Ешь! - сказала мама. - Безо всяких разговоров...

Я сказал: - Я ею давлюсь!..

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Конечно, хочу в Кремль!

Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем...»

А у вас так бывает?

Подумайте и ответьте, кто чаще всего говорит такие слова:

Мой маленький, ненаглядненький,

Мой хорошенький, мой пригоженький.

Какие лаковые слова вы слышите дома?

Кто чаще всего их говорит?

Какие стихотворения вы знаете о маме?

Учащиеся читают стихотворения:

Берегите матерей

(отрывок из поэмы)

Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

И, моей не подчиняясь воле,

Рвется к звездам, ширится окрест...

Музыкою радости и боли

Он гремит-души моей оркестр.

Но когда скажу я, как впервые,

Это слово - Чудо. Слово - Свет, -

Встаньте, люди! Павшие, живые!

Встаньте, дети бурных наших лет!

Встаньте, сосны векового бора!

Встаньте, распрямитесь, стебли трав!

Встаньте, все цветы! И встаньте, горы,

Небо на плечах своих подняв!

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это - древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!

Как леса встают с зарею новой,

Как травинки рвутся к солнцу ввысь,

Встаньте все, заслышав это слово,

Потому что в слове этом - жизнь.

Слово это - зов и заклинанье,

В этом слове сущего душа.

Это - искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет

И, пробившись сквозь любой затор,

Даже в сердце каменном пробудит

Заглушенной совести укор.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего. Ему конца нет...

Встаньте!.. Я произношу его:

Р. Гамзатов

Мать

У ней счастливей не было лица:

Пошел сынишка!.. Женщина готова

Рассказывать об этом без конца.

Вот только о себе самой - ни слова.

А было так: он, что-то лепеча,

Поднялся вдруг, качаясь от волненья,

И две ее руки, как два луча,

Ему определили направленье.

И страх его растаял неспроста,

Когда он зашагал, круша преграды:

Ведь две ее руки, как два шита,

Все это время находились рядом.

И он прошел от стула до стола,

Хоть пол шатало, будто на причале:

Ведь две ее руки, как два крыла,

Парили над сыновьими плечами.

Наступит время: сын - через порог.

Потом - отъезд и долгие разлуки...

Но у начала всех его дорог -

Опять ее протянутые руки.

Ю. Воронов

Подумайте, а всегда ли вы готовы помочь своим родителям?

Как вы должны вести себя дома?

Как вы общаетесь с родителями?

Помните, что ваши родители - это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живете, окружили вас теплом, заботой и любовью.

VII. Строительство дома.

Давайте и мы построим дом. Подберите к слову «дом» синонимы.

Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске:

Дом - изба - квартира - жилище.

Изначально дом - жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало «баня, теплое помещение». Сравните слова истопить, топить, тепло.

Представьте, что мы с вами - семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье любовь. А вам? (Доброта, понимание, уют, забота, уважение)

Учитель размещает на доске «бревна», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово тепло.

Мы построили дом, в котором тепло.

Соберите в ладони свое тепло.

Пусть его будет много.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Было утром тихо в доме.

Я писала на ладони имя мамино...

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной -

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня...

Что ты спрятала в ладони? -

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала -

Счастье я держала.

У каждого из нас есть свой дом, и мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас.

Выслушиваются рассказы детей.

VIII. Работа с пословицами.

Какие пословицы о доме, о семье вы знаете?

Учащиеся называют пословицы:

Дома стены помогают.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Без хозяина дом - сирота.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Всякой матери свое дитя мило.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Учитель демонстрирует иллюстрации пословиц.

— Опишите иллюстрации. Прочитайте пословицы к ним. Объясните их смысл.

IX. Кроссворд «В нашем доме».

Теперь поиграем. Сейчас мы узнаем, как вы знакомы с домашними вещами.

На доске записан кроссворд «В нашем доме». Учитель читает вопросы, учащиеся дают ответы.

По вертикали:

1. Не смотрел в окошко -

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко -

Там второй Антошка!

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка?

2. Кассету поставим,

На кнопку нажмем -

И музыкой сразу

Наполнится дом.

3. В комнаты не попадем,

Если по нему мы не пройдем.

5. Бородатый Герасим

Поясом опоясан.

По полу идет -

Но за строкой бежит строка.

И вот уже про все на свете,

Ее читая, знают дети.

9. Как куда-нибудь пойдешь,

Ты в него заглянешь

И рубашку и пальто

Из него достанешь.

11. Ног нет — а хожу,

Рта нет - а скажу,

Когда спать,

Когда вставать.

По горизонтали:

1. Маленькая собачка

Свернувшись лежит -

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

4. Веселый Никитка

К венику подбегает,

Мусор забирает.

6. Игрушечная Маша

Платочком пестрым машет,

Детишек развлекает.

А кто она такая?

8. Мы его сплетали сами,

В нем висит горшок с цветами.

10. Здоровается ею

Со всяким гостем дверь.

12. Бабушкин подарок

Связан хоть куда!

Внученьку согреет

В любые холода.

13. Ею сверху

Дом накрыт.

Ответы: По горизонтали: 1. Замок. 4. Совок. 6. Кукла. 8. Кашпо. 10. Ручка. 12. Кофта. 13. Крыша.

По вертикали: 1. Зеркало. 2. Магнитофон. 3. Коридор. 5. Веник. 7. Книга. 9. Шкаф. 11. Часы.

X. Итог занятия.

Какие правила поведения в семье нужно знать и выполнять?

Есть ли разница в приветствии родных, знакомых, друзей? В чем она выражается?

Задание на дом . Нарисуйте портрет своей семьи или кого-то из близких.

«Семья и семейные ценности».

Возраст учащихся : 6 класс.

Цели мероприятия:

1). Воспитывать подрастающее поколение на достойных идеалах в духе возрождения духовно-нравственных традиций России.

2).Формировать положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям.

3).Воспитывать чувство любви, гордости, уважения к своей семье, родителям, родственникам.

Подготовка:

1).На доске написать (повесить плакаты или спроецировать) изречения о семье и семейных ценностях. («Семья-один из шедевров природы». (Джордж Сантаяна.) «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». (Сократ). «Наши дети - это наша старость...» (А.С. Макаренко). Пословицы: Семья без детей, что дерево без корней. На что и клад, когда умужа с женой лад. Где любовь да совет, там и горя нет. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.)

2). Подготовить музыкальный материал (песня Юрия Антонова «Крыша дома твоего», песня «Родительский дом»).

3). Чистые листы бумаги для опроса.

4). Подготовить презентацию «Как составить свою родословную».

План проведения:

1).Вступление. Семья и ее роль в жизни человека. Изречения великих о семье.

2). Большая семейная викторина.

3). Что такое семейные традиции?

4). Расскажи о традициях своей семьи.

5). Притча. Блиц- опрос « Счастливая семья- это…».

6). Заключение.

Звучит песня «Крыша дома твоего».

I . Вступление.

1. Психологический настрой родителей и детей.

Улыбнуться соседу справа и соседу слева, пожать друг другу руки;

Фразу «Мы вместе» сказать шепотом, для себя, так, чтобы услышали все присутствующие, так, чтобы услышала вся школа.

2. Детская кричалка для родителей:

Крикните громко и хором, друзья Деток своих вы любите? (Да)

С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь?(нет)

Я вас понимаю…Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам?(да)

Дайте мне тогда ответ. Помочь откажитесь мне?(нет)

Последнее спрошу я вас. Активными все будем? (да)

Замечательно! Молодцы!

Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека- о семье. Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Наша семья- это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Семья - это наше всё: возможность любить и быть любимым, это опора в трудные времена, помощь не только материальная и физическая, но и психологическая. И не зря народная мудрость гласит: « Государство - это большая семья, а семья - это маленькое государство. » (Конфуций) Любовь, доброта и взаимопонимание - вот главные составляющие хорошего воспитания детей и благополучной семьи. Именно в семье закладываются нормы поведения и жизненные ценности ребенка. Вспомним слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского : «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Объяснение понятий «семья», «семейные ценности»

    Как вы понимаете слово «семья»? Что относится к семье?

[Если присутствующие относят к семье только родителей, то можно прочитать стихотворение:

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? СЕМЬЯ.]

Семья – люди, объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют группу единомышленников, друзей

Большая семейная викторина.

    Когда отмечается Международный день семьи ? (ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН).

    Когда отмечается Всероссийский день семьи ?

(Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался 8 июля в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

Как повествует житие, молодого князя Петра поразила некая тяжёлая болезнь, от которой всё его тело покрылось язвами - возможно, проказа. Никакие лекари и снадобья не могли ему помочь. До князя дошёл слух о том, что некая премудрая дева Февронии, дочь простого бортника (охотника за диким медом) из села Ласково, славится искусством лечить травами. Князя привозят к дивной лекарке, и она берется его исцелить, но ставит необычное условие. Пётр соглашается взять Февронию в жены после того, как она его вылечит.

Муромская знать не желает принимать Февронию в качестве княгини и чинит благоверным супругам разные козни. Петра ставят перед выбором: либо он разводится с незнатной Февронией и берёт себе другую, родовитую жену, либо ему придется отказаться от власти и покинуть Муром. Пётр выбирает верность супруге и отправляется вместе с любимой в изгнание.

Но лишения благоверных князей не продлились долго: Петра снова позвали княжить, чтобы прекратить наступившую в Муроме смуту.

До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг.

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Днём нового праздника выбрано число, когда все вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских - святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды.).

    Скажите по латыни слово семья. (Фамилия)

    Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Семейный круг.)

    Какие пословицы о семье вы знаете? Какой смысл в них заложен? (Вся семья вместе, так и душа на месте. Яблоко от яблони недалеко падает. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрые дети- дому венец, а плохие дети- дому конец. Мать кормит детей, как Земля людей).

    О какой русской игрушке эти слова из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкойсемьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке).

    Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

    Какая птица олицетворяет семейный очаг и материнство? (Аист)

    Ребенок моего отца- мне не брат. Кто это? (сестра)

    Какое растение олицетворяет одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и -мачеха).

    Как звать новых родственников после свадьбы? (Теща – мать жены. Тесть - отец жены. Шурин - брат жены. Свояченица - сестра жены. Свояк - муж свояченицы. Свекор - отец мужа. Свекровь - мать мужа. Золовка - сестра мужа. Деверь - брат мужа. Зять - муж дочери, сестры, золовки. Сноха - жена сына для его матери. Невестка - жена сына для его отца. Сват - отец одного из супругов для родителей другого супруга. Сватья - мать одного из супругов для родителей другого супруга. Кум и кума - крестные отец и мать, но не для крестника, а между собой и в отношении родителей и родичей крестника.)

    В названиях каких известных произведений встречаются названия членов семьи ? («Мать»- М. Горький, «Три сестры»-А.П. Чехов, «Капитанская дочка»-А.С. Пушкин, «Сын полка»-В.Катаев, «Дядя Федор, пес и Кот»-Э.Успенский, «Дети капитана Гранта»-Ж.Верн, «Братья Карамазовы»-Ф.М. Достоевский т.д.)

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно же своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Издавна люди чтили своих предков. И в честь них называли своих детей, бережно хранили фотографии и вещи, продолжали семейные традиции. Это объединяло и укрепляло семью. А что вы знаете о семейных традициях?

II . Семейные традиции .

    Издавна одной из традиций русской семьи считалось составление своей родословной, т. е. генеалогического дерева. Раньше незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Сейчас эта традиция возрождается, люди стараются узнать о своих предках и передать это своим детям и внукам. (Коротко рассказать, как составить свою родословную. Можно показать презентацию. Садырова, Луговской, Заломов.)

    Семейные династии . Издавна на Руси представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии пекарей, гончаров, портных, строителей, военных. И в наше время встречаются династии учителей, артистов, врачей, военных, т.д. (А вы знаете такие примеры?)Кравченко

    Наши имена . Человек при рождении получает имя. И нередко ребенка называют в честь родственников- бабушки, дедушки, тети и т.д. А кого из вас назвали в честь кого-то?(7-8 человек из каждой группы)

    Семейный альбом . Во время войны солдаты бережно хранили фотографии своих любимых и родных и носили с собой повсюду как самое ценное. Человек жив, пока о нем помнят. Фотографии оставляют память о самых близких людях и событиях. В последнее время фотографии мы сохраняем все больше в компьютере на дисках, а у кого из присутствующих ест семейные альбомы?)(Показать старые фотографии)

    Семейные праздники – традиционно с застольем и угощением, а также песнями, танцами, шутками и забавами. У каждого народа свои обычаи и праздники. День рождения, Новый год, День свадьбы, т.д.- отмечаются в каждой семье. А вы знаете старинные праздники и обряды на Руси? (например, свадьба, Масленица, Крещение, Рождество, калядование, Пасха, День Ивана Купалы)

    Кулинарные традиции . В каждой семье любят готовить свои блюда. А раньше на Руси в почете были щи, каша, репа, дичь, рыба, квас, капуста. А что любят готовить и есть в вашей семье?(7 -8 человек)

Назовите, какие традиции есть в вашей семье (по желанию ребята рассказывают о своих традициях).

III . Притча.

А что такое семейные ценности?

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.

    Послушайте притчу. В конце буде вопрос. Ответ притчи запишите одним предложением.

Чтение притч

1 .« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».

2. Волшебная копейка

Шел по дороге паренек. Смотрит - копейка лежит. «Что же, - подумал он, - и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там - тысяча рублей. «Странное дело! - подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь - а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

3. Семейное счастье

В одном небольшом городе жили две семьи. В одной семье муж с женой часто ссорились, обвиняя друг друга во всех неприятностях, и постоянно выясняли, кто из них прав. В другой семье царил мир, не было ни ссор, ни скандалов

Удивляется строптивая жена, почему другие дружно живут, а у них так не получается. Завидует чужому счастью. Однажды она говорит мужу:

– Сходи, посмотри, почему они не ссорятся.

Пошел муж к соседскому дому, притаился в саду под открытым окном. Слушает.

А хозяйка как раз в доме порядок наводит, пыль с дорогой вазы стирает. Вдруг зазвонил телефон, она отвлеклась и оставила вазу на краешке стола: вот-вот упадет.

Тут ее муж заходит в комнату. Зацепил случайно вазу, она упала и разбилась об пол.

«Вот, наконец-то сейчас и у них скандал будет!», - подумал сосед под окном.

Вернулась жена, вздохнула и говорит мужу:

– Прости меня, дорогой. Моя вина, что я вазу так неаккуратно поставила.

– Да что ты, милая. Это я виноват. Поторопился и вазу не заметил. Ну, ничего. Пусть не будет у нас бОльшего несчастья.

…Вздохнул сосед под окном. Ушел домой расстроенный. Жена спрашивает:

– Ну, что, подсмотрел?

– Ну, и что там у них?

(- Ребята, как вы думаете, какой был ответ соседа своей жене?

Ребята высказывают свое мнение, а затем зачитывается концовка этой притчи)

– У них-то – все виноваты. Это у нас каждый прав.

4 . Тепло семейного очага

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского - и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» - «Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», - и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

IV . Рефлексия методом проектов

Уважаемые участники нашей встречи, мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор вам запомнился. Поэтому в оставшееся время мы сделаем альбом нашей большой семьи, куда войдёт семья каждого. Перед вами на партах лежат заготовки для будущего проекта «Моя семья» и инструкция по заполнению этой заготовки.

Проект «Моя семья» : верхний левый квадрат – название проекта с подписью имени и фамилии автора проекта; верхний правый квадрат – изображение семьи; нижний левый квадрат – три самые важные ценности семьи; нижний правый квадрат – пожелание своей семье.

На столе перед учащимися инструкция по составлению проекта «Моя семья».

    Создавайте проект, используя цветные карандаши и фломастеры. Выполняйте работу аккуратно, красиво.

    В верхнем левом углу заготовки напишите название проекта – «Моя семья».

    В верхнем правом углу нарисуйте герб своей семьи.

    В нижнем левом углу перечислите (можно ручкой) те семейные ценности (3-4 главных), которые присущи вашей семье.

    В нижнем правом углу напишите пожелания ваши родным, вашей семье.

Список семейных ценностей

Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи, дружба, чувство благодарности, взаимоуважение, равноправие и т.д.

Правила семейной жизни .

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей.

Звучит стихотворение: (учащийся)

В семейном кругу мы с вами растем.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ- родительский дом.

Звучит песня «Родительский дом».

Благодарю вас за активность и внимание!

Классный час духовно- нравственное воспитание

« Семья, семейные ценности и традиции»

Цели: Узнать, что такое семья, семейные ценности и традиции.

Оборудование: Выставка книг о семье, семейные фотографии, альбомы, презентации, фотовыставка « Мои увлечения и увлечения моих родителей»

Эпиграф

« Лишь у счастливых родителей вырастают

счастливые дети «

А.С.Макаренко

« Семья - это та первичная среда, где человек

должен учиться творить добро»

В.А.Сухомлинский

Ход классного часа

(Вступительное слово классного руководителя)

Здравствуйте ребята! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - семье, семейных ценностях и традициях.

Поэтому темой нашего классного часа является « Семья, семейные ценности и традиции».

Цель, узнать, что же такое семья, семейные ценности, семейные традиции? Какие ценности и традиции существуют в ваших семьях?

Они я уверена, есть в каждой семье. У каждой семьи своя судьба, своя жизнь. И именно семейные ценности и традиции рассказывают историю семьи.

Ребята, а что такое семья? (Предполагаемые ответы учащихся)

Семья- это те, кто дорог вам больше всего. Семья- это, где тебя всегда ждут и понимают. Семья - это родные друг другу люди.

Кл. рук . Молодцы! Да, ребята, семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.

Именно самому близкому человеку, мы можем доверить тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что нас волнует, посоветоваться.

Семья - это, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и паденье, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанье, печаль

Семья - это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года.

Семья - священный союз людей. Считается, что именно у семьи есть небесные, святые покровители. Святые Петр и Февронья Муромские, ставшие в нашей культуре олицетворением супружеской любви и верности.

Что вы о них знаете?

Ученик: (расскажет о них, о Дне Семьи и верности.)

Кл.рук. А что же такое семейные традиции? (ответы детей: это обычные принятые в семье нормы, манеры, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение)

В) Какие традиции существуют в вашей семье? (ответы детей: празднование дней рождений, встреча Нового года, выезд на природу, совместный отпуск и т.д.)

Хорошо, я с вами согласна. А сейчас, я хочу вам прочитать одну легенду « Как появилась дружная семья». Вы сейчас внимательно послушайте, а потом ответьте на мой вопрос.

« Давным- давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он их научил жить дружно. Мудрец внимательно выслушал посетителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств.

Как вы думаете, о каких качествах идет речь?

(ответы детей: Понимание, Любовь, Уважение, Доброта, Помощь, Забота, Дружба)

Так вот, ребята, если каждый член семьи будет жить согласно этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Ребята, а вот видите, у меня на доске нарисован дом, но нет у него фундамента. Пусть эти качества будут кирпичиками фундамента нашего дома. Какие кирпичики мы положим в основание дома? (Понимание, любовь, уважение, забота, дружба, помощь, доброта).

Ребята, а как вы понимаете, что такое семейные ценности?

(ответы детей это что-то важное, дорогое, что объединяет семью)

А какие бывают семейные ценности?

(ответы детей: Это дети, доброе отношение к людям, чувство долга, взаимоотношения в семье, семейные фотографии, ордена, медали предков и т.д.)

Ребята, а вот когда вы называли семейные ценности, вы назвали и семейные фотографии. А как понять, семейные фотографии и семейные ценности, давайте поговорим об этом. Я неслучайно попросила вас принести сегодня семейные фотографии. Кто из вас принес? Хорошо. Расскажи нам о них.

Ученица : Вот эта фотография очень старая, ее края уже потертые. Ей много лет. На ней мои самые близкие люди. Прадедушка, прабабушка, бабушка. Молодые и счастливые. Я их никогда не видела. Эта фотография у нас стоит дома на самом почетном и видном месте. Каждое утро, когда я собираюсь в школу, я невольно задерживаю на этом фото взгляд. И мне кажется, что они улыбаются и одобрительно кивают мне. Я им многим обязана. Для нашей семьи эта фотография - реликвия, настоящая семейная ценность.

В) А кто еще принес?

Ученица: Ты права. В моем доме тоже есть такие фото. Иногда мы всей семьей собираемся и пересматриваем их. Мои родители вспоминают наших родных, которых уже нет в живых, вспоминают своих друзей. Представьте себе, если бы не было фотографий, мы бы не знали своих предков, никогда не видели их.

Кл.рук . Молодцы. Ну, а теперь, если есть такая возможность, давайте заглянем в семейный архив наших одноклассников - это не только фотографии родных и близких людей, это еще и другие семейные ценности.

Кто хочет о них рассказать?

(учащиеся рассказывают)

Ученица: Эти фотографии история моей семьи, история моего рода. Я рада, что у меня есть такая семья. Все ее члены дороги мне. Я их очень всех люблю. Очень люблю перечитывать трогательное письмо моего прадедушки к моей прабабушке, которое написано с любовью, верой в победу и с надеждой на скорейшую встречу.

Мой папа собирает модели машин. Он собрал их уже 250 штук. Письма, папины модели (хобби) иные ценности.

Кл.рук . Да, ребята. Нет ни одной семьи, в которой не хранили бы снимки, ставшие семейными реликвиями. Пока есть это все в вашем доме, люди связаны с ними, они живут вместе с нами, в наших воспоминаниях. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция это очень важная. Недаром во время войны или других трудных жизненных ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, среди которых фотографии и письма дорогих людей.

«Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом» - поется в одной из песен.

Какой кирпичик в доме мы еще с вами положим?

Ответ : (Семейное фото.)

Ученица: А я хочу рассказать о ценности нашей семьи.

Кл.рук .: А вот видите, в доме еще не все есть кирпичики. Давайте подумаем, какой можно еще положить кирпичик.

Ответ: Память о близких людях.

Ученица : А, я хочу рассказать о традициях в нашей семье. Я считаю, что каждая семья - это какой -то особый, отдельный мир. И очень хорошо, если этот мир полон тепла, ласки, заботы, сострадания, взаимной любви. Еще одна важная вещь в жизни семьи - семейные традиции, которые объединяют всех членов семьи, и я думаю, что семьи, в которых есть такие традиции самые крепкие и дружные.

Мы в нашей семье всегда стараемся прислушиваться к мнению друг другу и стараемся сохранить теплую, семейную атмосферу. У нас много традиций, и я с большим удовольствием расскажу о некоторых из них.

Гостеприимство и уважение к людям - одна из традиций в нашей семье. Гостей мы всегда встречаем с радостью и угощениями, мы уже знаем, что наши близкие друзья, гости любят, и стараемся приготовить одно из их любимых блюд. Чтоб сделать им приятное. А уважать людей наши родители нас приучили с детства. Взаимопомощь, вежливость - наша главная традиция. Каждый имеет свои права и обязанности, и это облегчает жизнь нашей семьи. Вечером мы отдыхаем. Читаем интересные книги, смотрим интересные передачи.

В Великий праздник Святой Пасхи мама печет куличи, мы помогаем ей красить пасхальные яйца. Потом мы обязательно идем в церковь для освящения куличей и яиц. Еще одна из традиций нашей семьи отмечать праздники в кругу семьи. Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным женским днем, Днем Защитника Отечества, Днем Знаний и, конечно с Днем Рождения. Мама с папой считают необходимым участвовать в жизни государства. Для них традиция - ходить на выборы. Они знакомятся с программами кандидатов и определяют свой выбор. Когда придет время, я тоже буду голосовать, как и любой гражданин.

Я горжусь своей семьей и нашими семейными традициями. Горжусь своими родными, которые эти традиции бережно хранят, любят и открывают их мне. И пусть у нас нет семейного герба или гимна, зато в нашей семье хорошо живется благодаря нашим традициям. Когда я страну взрослым человеком, я буду стараться беречь и хранить семейные традиции.

Кл. рук : Итак, ребята, какой же кирпичик мы положим в строительство нашего дома? Вежливость и понимание.

А еще раз хочу поведать вам одну притчу:

« Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже 50 лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

«Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Во уже более 50 лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому, что ты так ее любишь.»

Что в этой семье присутствует ? Любовь и Уважение.

Ученица: А я, хочу рассказать о нашей семье. Семьи все разные. А чем они отличаются? Привычками, укладом, родом занятий, которые передавались по наследству. Издревле на Руси существует традиция, представители одной семьи занимались одним видом деятельности. И это дело, занятие передавалось из поколения в поколение. Так в одних семьях рождались гончары, учителя, в других художники, обувщики, швеи, строители. Так рождалась династия. В нашей семье династия врачей………

Кл.рук. : Ребята, есть еще одна хорошая традиция - заботиться о престарелых родителях. Вы повзрослеете и обязательно вспомните историю, о которой я вам сейчас расскажу.

« Когда-то жил старик. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал, ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был, есть из нее.

Как- то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырехлетний сын с куском дерева в руках.

- Что ты хочешь сделать? спросил отец.

- Деревянную кормушку,- ответил малыш.- Из нее папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.»

О чем поведала вам эта история? Какой вывод вы сделали?

Ответ : Главная семейная ценность - это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость.

Кл.рук. Счастливая старость наших родителей - это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

Какой кирпичик мы положим в наш дом ? Забота.

Одна из заповедей Христа гласит: «Почитай отца и мать, да будет тебе благо»

В послании апостола Павла сказано почитай , а не люби. Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями, Любить можно безотчетно. Долг требует осмысления и душевной теплоты.

Ребята, мы о многих традициях сегодня вспомнили, а самая первая чудесная традиция молодой семьи - бракосочетание.

Какие традиции вы знаете относительно бракосочетания? (По традиции невеста надевает белое платье, невесту с женихом обсыпают монетками, конфетками, крупой, подают хлеб с солью. Все эти традиции чудесны, к ним относятся с особым трепетом. Большинство людей на Земле живут в браке. Но есть люди, которые считают, что не обязательно, можно прожить и так. Давайте обсудим 2 точки зрения. Подумайте, какие вы можете привести аргументы в защиту гражданских отношений без оформления законных отношений и что вы видите отрицательного в этом.(Обсуждение вопроса)

А сейчас, я хочу проверить, как вы поняли, что такое семейные ценности, а что такое семейные традиции. Семейные фотографии и семейный альбом, письма - это что? (ценности), а то, что нам говорила Даша, Настя - это? (традиции). Какой кирпичик еще встроим в наш дом? Традиции . Молодцы!

Строительство любого дома заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома называется « Счастливая семья» .

Мастерская.

Великий русский писатель Л.Н.Толстой писал, что счастливые семьи похожи друг на друга. Чем они похожи? В чем заключается формула счастья? Составьте эту формулу счастья, которую люди ищут всю жизнь, да так и не находят.(Работа учащихся в 1 группе)

В каждой семье живет свое настроение, и каждой член семьи вносит свою лепту в настроение семьи. Нарисуйте цветом настроение вашей семьи. Какую семью, вы представляете в будущем построить. (Работа учащихся 2 группы)

Семья каждого из вас индивидуальна, неповторима. Как вы думаете, что делает, ее такой? (Работа учащихся 3 группы)(отношения между домочадцами, то как воспитывают детей, чему учат, семейные традиции, ценности и т.д.)

Ребята, вы все правы, так как называете различные стороны одного понятия. Понятие это- семейные духовно - нравственные ценности.

Обратите внимание на доску: давайте прочитаем и постараемся запомнить определение этого понятия.

Семейные духовно - нравственные ценности - это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании людей в семье.

И так мы с вами построили « Дом счастья»

Несомненно, у каждого из вас должен быть дом, а не просто крыша над головой. Место, где вас любят и ждут, принимают и понимают, такими, какие вы есть. Где вам тепло и уютно. Счастье человека в семье - наибольшая ценность.

Ребята, а какой же дом без песни. Давайте все вместе споем песню» Родительский дом» (поют песню.)

Где бы небыли мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что нас примет с любовью и нежностью

Наша пристань родительский дом

Припев: Родительский дом- начало начал

Ты в жизни моей надежный причал

Родительский дом, пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет

Рефлексия : Давайте подведем итог нашего классного часа. Вспомним мысленно все, о чем мы с вами говорили сегодня.

Что лично для себя вы взяли из нашего разговора?

Какие вопросы, касающиеся семьи, семейных ценностей и традиций вам захотелось обсудить дома с вашими близкими и родителями.

Что вас заинтересовало?

Были ли в семье традиции, которые со временем исчезли или изменились? В чем они состояли.

А сейчас давайте вас, послушаем? (ответы детей: Я обязательно спрошу у мамы о ценностях нашей семьи? Я думаю, что буду с уважением относиться к ценностям нашей семьи.)

Ребята, я думаю, что вы еще подумаете над этим. И если мы будем хранить наши семейные ценности и традиции семьи, то в будущем мы получим отдачу.

Жизнь не дает готовых ответов. Вам самим предстоит найти на них ответы. Но помните, семья - это книга. Свадьба - это обложка. А в книге обложка, как правило, одна. Сколько страниц будет в вашей книге? Что это будет: роман, комедия или трагедия? Зависит только от вас! Но прежде чем делать взрослые шаги - подумайте о последствиях…….

Я заканчиваю сегодня классный час с уверенностью в том, что каждый из вас представляет семью как очаг, где царят Любовь, Верность, Память,Забота .

Любите близких людей и цените свои семьи, продолжайте семейные традиции, чтобы не растерять семейных ценностей!

Цель к лассного часа: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;

способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.

Задачи: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.

Ход классного часа.

Классный руководитель:

Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Семья и семейные ценности».

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья» , ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.

Учащимся предлагается тест «Незаконченное предложение».

1. Семья - это...

2. Мои родители - это...

3. Свет в окнах моего дома - это...

4. Радость в моей семье - это...

5. Горе моей семьи - это...

6. Вдали от родного дома я буду вспоминать...

7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...

8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...

9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это...

В современной литературе семья определяется как:

«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей» .

А сейчас мы посмотрим на слайдах правила жизни семьи.

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию:

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

Дом – это очаг. Это – начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью. Многие известные писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить все, что их окружает.

А какие бывают традиции в семье?

(Ответы учащихся)

Традиции:

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

Приглашать гостей и собирать застолье;

Собирать и хранить семейные фотографии;

Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

А знаете ли вы, что издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

А в вашей семье есть у кого-нибудь династии?

(Ответы детей).

Классный руководитель предлагает детям закончить пословицы о семье:

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

Классный руководитель:

Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?

(Ответы детей).

А можно ли нашу страну назвать семьей и почему?

Наверное многим приходилось слышать о том, что семья - это "первичная ячейка общества". Но этому выражению обычно не придают особого значения, в него попросту не вдумываются. Между тем - это очень верно и очень важно. Семьи - это те кирпичики, из которых складывается всё здание государства. Какие семьи - такое государство. Из гнилых кирпичей крепкого здания не построишь. И французское королевство (накануне их "Великой" революции), и Римская империя (накануне её падения), и древняя Греция (накануне своего бесславного заката и исчезновения), прошли через моральное разложение своих граждан, через развал "института семьи", через торжественный расцвет всевозможных извращений. Государство может чувствовать себя сколь угодно сильным, может иметь на вооружении сколько угодно ракет с ядерными боеголовками, может пользоваться в мире каким угодно авторитетом; но если "на семейном уровне", в кругу своих, граждане этого государства смеются над своей страной, не уважают её и с презрением критикуют своё руководство - значит жить этому государство (или - этому руководству) осталось недолго. Правительство, которое упустило контроль над умами граждан и утратило авторитет на самом "низовом", "семейном" уровне - практически обречено. И никакие ракеты, никакое количество танков - его не спасут. Для государства жизненно важно знать, чего хочет каждая семья (в целом) - и ориентироваться на желания семей, а не на свои мечтания. Неплохо если и каждая семья, в целом, понимает, принимает и одобряет политику государственного руководства.

В заключении мне хочется сказать , что

самое дорогое в жизни человека – семья. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».

Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

Всем спасибо!

МОУ ВОРОНСКАЯ СОШ

СУДИСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

КЛАССНЫЙ ЧАС
«СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

(БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСПУТА)

ПОДГОТОВЛЕН:

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 10-11 КЛАССОВ

ЛЕЩЕНКО Н.И.

2012 Г.

Предлагаемый классный час - это час общения на актуальную для стаошеклассников тему.

Ключевые понятия - семья, брак, супружество. В ходе обсуждения дается нравственная и юридическая оценка такого явления, как гражданский брак.

Цели:

Расширить представление детей о семье как о важней­шем социальном институте, имеющем высокую личностную и об­щественную значимость;

Формировать позитивные представления о семейных ценностях;

Побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Подготовительная работа : подготовить карточки с заданиями (работа с понятиями).

карточка 1 Какое определение семьи вам кажется более точным и почему?

1. Семья - это социальная группа людей, любящих и заботя­щихся друг о друге.

2. Семья - это «общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совмест­ного домохозяйства, которая выполняет функции воспро­изводства населения и социализации детей, а также содер­жания (поддержания существования) членов семьи»

карточка 2

Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком»? Какие обяза­тельства берут на себя в таком браке?

карточка 3

«Супруги» - значит «вместе спряженные», т. е. 2 человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет «буксовать»?

План классного часа


  • Вступительное слово.

  • Работа с понятиями «семья», «брак», «супружество».

  • Дискуссия по теме «Гражданский брак - "за" и "против"».

  • Письмо в будущее.

  • Заключительное слово
Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель

Когда появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала Земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
"Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я".
Сказала она знаменитых семь "я".
Вот так на Земле появилась семья.

В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый тре­тий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитыва­ется в неполной семье. На учете в милиции состоят 276000 родителей. Ежегодно рассматривается 35000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин - это человек, который, ско­рее всего, живет в гражданском браке Эти данные - наглядная иллю­страция кризиса семьи в России.Как вы думаете, какие ценно­сти у современных подростков на первом месте: богатство, здоро­вье, любовь, дружба, карьера и активная жизнь, семья?

(Дети высказываются.)

Несколько лет назад этот же вопрос задали российским под­росткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Уче­ные дали свое объяснение этому явлению. А как бы объяснили это вы?

Примерные ответы детей:


  • У многих детей нет нормальной семьи. Родители с утра и до вечера зарабатывают на жизнь.

  • Многие родители даже в полных семьях общаются с детьми по принципу «уйди, не до тебя!».

  • Сейчас много неполных семей, дети страдают от развода ро­дителей, счастливая семейная жизнь им кажется недостижи­мым чудом.

  • Многие не верят, что смогут обеспечить семью. А без матери­альной базы какое же счастье?

  • Подростки понимают, что они будут так же «вкалывать» на свои семьи, и так же точно будут далеки от своих детей.
Классный руководитель . Примерно такие объяснения дали этому феномену ученые: вечная занятость и усталость роди­телей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья.

Может быть, и не нужно к нему стремиться, может быть, институт семьи вообще стал анахронизмом? Зачем вообще люди вступают в брак?

Примерные ответы детей:


  • Для продолжения рода.

  • Чтобы вести совместное хозяйство.

  • Жить друг без друга не могут.

  • По традиции, чтобы быть не хуже других.

  • В поисках материальной выгоды.

  • Чтобы достичь каких-то благ (сделать карьеру, разбогатеть, получить квартиру).
Классный руководитель . Слово «брак» употребляется в другом смысле - как изъян, порок, неисправность. А любители каламбуров даже шутят, что «хорошее дело браком не называют». Попробуем разобраться. Что такое брак, каким он был раньше и ка­ким должен быть в наше время.

II. Работа с понятиями «семья», «брак», «супружество»

Классный руководитель . Говоря о семье, мы употреб­ляем такие слова: «семья», «брак», «супружество». Предлагаю уточ­нить смысл этих слов в результате групповой работы (делит класс на группы).

(Работа по карточкам. В течение 5 мин дети обсуждают вопросы.)

Примерные ответы:


  • Первое определение слишком широкое, под него попадают и пары с нетрадиционной ориентацией, второе определение более точное.

  • В браке супруги берут взаимные обязательства, которые при свидетелях скрепляются их росписью и печатью госучреж­дения. Гражданский брак - это совместная жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. В граждан­ском браке люди не берут на себя никаких обязательств.

  • Брак будет крепким, когда они вместе тянут общий груз, идут в одном направлении, объединены общими целями и задача­ми, если цели в жизни у них разные, направления движения разные, взгляды на жизнь разные, семейная повозка будет «буксовать».
Классный руководитель . Считаете ли вы, что, вступая в брак, создавая семью, будущие супруги должны договориться о терминах, выяснить, что они понимают под словами «брак», «се­мья», «супружество»?

Примерные ответы:


  • Конечно, если они будут считать, что семья - это просто со­вместное проживание, а брак - только штамп в паспорте, суп­руг - просто синоним слова «муж» или «жена», то они быстро разбегутся.
Классный руководитель . Семья, брак, супружество - это необходимые составляющие формулы семейного счастья, ко­гда мужчина и женщина объединены общим пониманием семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обяза­тельствами брака.

III. Дискуссия по теме «Гражданский брак - "за" и "против"»

Классный руководитель . В наше время семьи зачас­тую создаются без оформления брачных отношений, а браки – без создания семьи. Прочитайте тему нашего часа. В ней заключена двусмысленность. Супружество без брака. Как можно понимать это словосочетание? (Супружество без изъянов, без ошибок и супруже­ство без обязательств.)

В каком смысле это словосочетание применимо к понятию «гражданский брак»? (Супружество без обязательств.)

Когда-то гражданским браком называли именно брак, зареги­стрированный в государственном учреждении - в противовес цер­ковному. Сейчас так называют совместную жизнь мужчины и жен­щины без официальной регистрации брака. Хорошо это или плохо? Предлагаю высказать аргументы «за» и против» гражданского брака. Сначала послушаем защитников гражданского брака.

Примерные ответы:


  • Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства.

  • Это вроде теста, возможность оценить, справишься ли ты с ролью мужа или жены.

  • Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить граждан­ским браком.

  • В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся - полная свобода!
Классный руководитель . Теперь слово противникам.

Примерные ответы:


  • Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обяза­тельств, а значит, никакого брака там нет.

  • И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.

  • Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.

  • А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже ре­шили, что не подходят друг другу?

  • Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как пра­вило, никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не рас­писывается».

  • При появлении ребенка мужчина не чувствует ответствен­ности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.
Классный руководитель . Скептики презрительно кива­ют на «штампик в паспорте», который не является гарантией любви. Но такая малость, как «штампик в паспорте», защищает имущест­венные и прочие права супругов и их детей. Каковы последствия гражданского брака для личности и общества?

Примерные ответы:


  • Плавно перетекает в официальный брак.

  • Этот брак распадается, и партнеры вступают в официальный брак с другими.

  • Потерянное время, разочарование в семейной жизни, нена­висть к представителям противоположного пола, одиноче­ство.

  • Сокращение населения, нехватка рабочей силы, приток ми­грантов, активизация фашизма.
Классный руководитель . В России сейчас распадается каждый второй брак. А сколько разрушается незарегистрированных союзов - этого уже никто не считал. Что делать, чтобы укрепить се­мью, уменьшить количество гражданских браков?

Примерные ответы:


  • Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни.

  • Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не рабо­тала, а воспитывала детей.

  • Нужно объявлять выговоры, штрафовать.

 

 

Это интересно: