→ Елагин остров откуда название. Елагин (Елагинский) дворец. Архитектурный ансамбль Елагиноостровского дворца

Елагин остров откуда название. Елагин (Елагинский) дворец. Архитектурный ансамбль Елагиноостровского дворца

02.05.2014

Елагин остров: история и достопримечательности.

02.05.2014

На весь мир знамениты символы Санкт-Петербурга: Зимний дворец, Петропавловская крепость, Дворцовый мост. Но северная столица России богата на шедевры не только в центре города. Окраины хранят великое множество прекрасных мест, богатых зелеными парками и архитектурными шедеврами. Одно из таких – Елагин остров. Здесь находится центральный парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова, Елагин дворец и уникальный Музей художественного стекла...

Где находится

Среди других островов Санкт-Петербурга, Елагин – самый северный. Расположен он в дельте Невы, между реками Большая (на севере) и Средняя Невка (на юге). С западной стороны своей узкой частью остров выдвинут в Финский залив (Западная стрелка). Здесь находится мини-зоопарк, в котором живут северные олени, карликовая коза, лисенок, декоративные куры, разноцветные фазаны, цесарки. Большую часть площади Елагина острова (96,8 га) занимает великолепный пейзажный английский парк, разбитый здесь еще в 18 веке. До наших дней он сохранился в почти неизменном состоянии. С 1934 года он называется Центральный парк культуры и отдыха им. С.М.Кирова. С 2012 г остров вошел в число особо охраняемых территорий, как памятник природы. Это одно из самых зеленых мест города, уникальный садово-парковый ансамбль старины, сохранившийся до наших дней. Историю острова можно проследить с 1643 года, когда он впервые был нанесен на шведские карты. Финские жители прозвали остров «Мистула-саари», русские – «Мишин» или «Михайлин». Это название бытовало вплоть до 18 века. Частным владением эта земля становится в 1709 году, после того как Петр I, пожаловал ее барону, виднейшему дипломату эпохи, вице-канцлеру Петру Шафирову. Позднее остров часто менял владельцев, среди них был даже светлейший князь Григорий Потемкин.

История острова и дворца

Елагиным остров стал только после того, как его приобрел Иван Перфильевич Елагин в 1777 году. Он был пятым после Шафирова владельцем островного имения. Известный деятель екатерининского правления, поэт, переводчик с французского, историк, многие годы возглавлявший Российскую Академию наук, обер-гофмейстер двора славился своей щедростью и хлебосольством. Он владел островом до своей смерти в 1793 году. При нем здесь был построен дворец (не сохранился) и заложен парк. Для защиты острова от частых наводнений в нем прорыли каналы и пруды.

После кончины вельможи его наследники продали владение, затем последовала череда сделок купли-продажи. В 1817 году правительство Александра I выкупило остров за 350 тысяч рублей у графа Орлова – племянника знаменитого фаворита Екатерины II. На следующий год зодчий Карл Росси начал перестройку Елагиноостровского дворца в духе классицизма. По проекту архитектора также были построены пристани, летние павильоны, корпуса для хозяйственных нужд (кухонный и конюшенный корпуса). Устройством парка в английском стиле занялся Джозеф Буш – с 1775 года ведущий садовый мастер России (сейчас бы его назвали ландшафтным дизайнером). До этого он вместе со своим отцом долгое время жил в Царском Селе. Принимал участие в обустройстве царских парков ЦС и Павловска. Кроме уже имеющихся, по указанию Буша, рабочие прорыли на Елагином острове новые каналы и пруды. Выкопанной землей засыпали низинные болотистые места, поднимая уровень острова. Земляные работы под руководством Джозефа Буша приняли небывалый по тому времени масштаб. Результатом стало увеличение сухопутной площади острова и улучшенная безопасность его против наводнений Невы. Чтобы еще более усилить его противопаводковую защиту, вдоль берегов насыпали двухметровые валы. По этой насыпи проложили широкую дорогу для проезда карет и пешеходную тропинку для гуляющей публики. Всего на острове 9 прудов, которые занимают пятую часть всей его площади.

После того как основные работы по перестройке дворца и обустройству парка были закончены (1818 – 1822 гг) здесь поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна (жена Павла I, мать русских царей Александра I и Николая I).

Остров до и после революций

Парк Елагина острова – великолепный образец садово-паркового искусства. То, что его удалось сохранить почти без потерь, только придает ему экологическую и эстетическую ценность. В наши дни производится посадка молодых деревьев. Посаженные Бушем дубы, сибирские лиственницы, липы, серебристый ясень превратились почти за 200 лет в деревья - великаны. Флора острова – это 500 видов растений, в том числе, завезенных из Европы, Америки, Азии. После Джозефа Буша, елагиноостровским парком занимался Питер Брук. Дом для него построил Карл Росси. Стараниями Брука на острове появились оранжереи, сад плодовых деревьев, огород и обширные цветники. Елагиноостровские фрукты и овощи ели не только хозяева имения, их могли купить и другие петербуржцы. Кстати, вход в парк был доступен для горожан с 1826 года. Публика здесь гуляла даже в отсутствии хозяев дворца. Собственностью царской семьи Елагиноостровское имение оставалось до 1917 года. Правда, после смерти Марии Федоровны, венценосные особы не часто посещали это место, особенно семья Николая II. Последний российский царь предпочитал проводить лето в скромном Александровском дворце Царского Села. Интересно, что в годы Империалистической войны (1914-1918 гг) в Елагиноостровском особняке располагался госпиталь.

После Февральской революции 1917 года дворец и все постройки острова были национализированы. После Октябрьской революции назначение бывшей императорской резиденции часто менялось. Здесь работал Музей истории и быта (до 1929 г), филиал Института растениеводства Академии наук СССР, база отдыха. После разрушительного наводнения 1924 года, когда волна со стороны Финского залива накрыла остров и смела многие деревья парка, на Западной стрелке построили двухъярусную террасу со смотровой площадкой. Парапет ее облицован розовым гранитом. Украшают площадку мраморные львы. В 1932 году для общественного доступа снова был открыт островной парк (ЦПКиО), а с 1934 года ему присвоено имя Кирова. Многие ленинградцы стали называть это место отдыха «Ципочка». В годы Великой Отечественной войны в Елагином дворце случился пожар от попавшей в дымоход зажигательной бомбы. Огонь уничтожил большую часть интерьеров, уникальные двери и лепнину. Осколки были собраны и сохранены сотрудниками музея. На основании этих остатков, а также по изображениям на старинных фотографиях, с 1946 года началось восстановление дворца. Оно длилось до 1961 года.

Строительство и реставрация дворца

Карл Росси создавая свое первое творение в Санкт-Петербурге – Елагиноостровский дворец, проявил лучшие качества таланта: точность инженерного расчета и широту объемного видения, высочайшее знание композиции и законов античной архитектуры, тщательную проработку проекта до последней детали интерьера. От качества исполнения императорского заказа зависела его судьба в России, архитектор понимал это очень хорошо. Он работал в условиях заданного объема и площади. Александр I пожелал сохранить стены и форму прежнего дворца, построенного Иваном Елагиным. Росси надо было создать на старой основе что-то новое, достойное присутствия царской особы. Дворец должен был соединить торжественность и камерность. Стать местом, где будут проходить роскошные балы высшего света и семейные обеды императорской семьи. Результат усилий зодчего восхищает нас до сих пор. Построенный по его проекту дворец, одна из придворных дам сравнила с прекрасной белой лилией, выступающей из стремительных вод Невы. Двухэтажный особняк установлен на высокий цоколь. Парадный фасад венчает коринфский портик с шестью колоннами. Широкая лестница, украшенная чугунными львами, спускается к Масляному лугу. (Здесь проходили гуляния в период празднования Масленицы, отсюда и его название). Кстати, петербуржская мода на украшение дворцов, набережных, парков скульптурами львов, пошла от Елагиноостровской усадьбы. Полукруглая лестница с противоположной стороны, спускается к реке (Средняя Невка). Мраморные вазы и чугунные корзины придают ей парадный вид. От Масляного луга и реки дворец отделяет ажурная решетка. Для создания интерьеров дворца Росси привлек лучших декораторов, опытных и талантливых живописцев и скульпторов. Специалистам, которые приступили к восстановлению дворца после Великой Отечественной войны, предстояла невероятно сложная задача: создать шедевр заново, по возможности, не отступая от оригинала 19 века. Архитектор Савков сделал обмеры дворца, вместе с коллегами он собрал и сохранил мраморные фрагменты, куски лепнины и остатки росписи. Это дало уникальный материал в руки специалистов.

Автором проекта стал архитектор Плотников. Ленинградские реставраторы воссоздали парадные помещения дворца, расположенные на первом этаже. Сделали они это с большим мастерством и вниманием к стилистике ампира.

Но восстанавливать интерьеры дворца пришлось не только после Великой Отечественной войны, а также много позднее. Несколько десятилетий здесь размещалась база отдыха трудящихся, с комнатами отдыха, актовым, бильярдным и танцевальным залами. Естественно за годы интенсивного использования, дворец растерял свое великолепие. Последняя реставрация началась в 1987 году, когда творению России был присвоен статус музея.

Музей декоративно-прикладного искусства и интерьера

Научно-исследовательскую работу и трудное дело собирания исторических артефактов коллектив вновь созданного музея начал под руководством директора Мухина. Главной задачей стало восстановить утраченное внутреннее убранство дворца. Из многих источников музею стали передавать редкие антикварные предметы (органы МВД, таможня, гостиницы «Астория», «Европейская», ЦПКиО и др.) Сегодня посетители могут полюбоваться полностью восстановленными парадными покоями дворца. Восхититься великолепной росписью и отделкой Столовой залы, Голубой и Малиновой гостиных, Фарфорового кабинета. На втором этаже, где ранее располагались личные покои членов царской династии, сейчас проходят художественные и прикладные выставки. Сегодня коллекция музея насчитывает 12 тыс.предметов: живопись, графика, скульптура, народно-прикладное творчество. Собрание постоянно пополняется, в том числе и за счет частных дарений. На третьем этаже до сих пор продолжается восстановление домовой церкви Св.Николая Чудотворца.

Музей художественного стекла

Это уникальное собрание разместилось в Оранжерейном корпусе, построенном по проекту Карла Росси. Основа коллекции – фонды Ленинградского завода художественного стекла – ведущего стекольного предприятия Советского Союза (закрыт в 1986 году). Музей художественного стекла на Елагином острове открылся в 2010 году. Сегодня на 700 кв.м. площади представлены более 500-от изделий из стекла и хрусталя, всего фонды насчитывают 8 тыс.экспонатов. Постоянная экспозиция разместилась в Центральном и Черном залах, Белый – предназначен для проведения временных выставок и мастер -классов. Посещение музея – это увлекательное путешествие в историю развития стекольного дела в СССР. Блюда, вазы, сахарницы, статуэтки, подносы, фужеры и др.предметы, выполненные в различной технике декорирования («мороз», «кракле», многослойное стекло с гравировкой) поражают изяществом и тщательностью отделки. Слава ленинградских мастеров художественного стекла гремела по всему миру, начиная с 50-х годов прошлого века. Среди самых известных экспонатов музея: вазы «Ленинградская» - создана к 250-летию Санкт-Петербурга, «Нептун», композиция «Русь». Известный скульптор Вера Мухина много сделала для становления ЛЗХС, (фонды которого переданы музею художественного стекла). В экспозиции можно увидеть некоторые из ее стеклянных творений. Коллекция музея постоянно пополняется современными изделиями российских и зарубежных мастеров.

Чтобы открыть все богатства Елагина острова вам потребуется не один день. Но путешествие в этот зеленый уголок природы стоит того. Добраться до сюда можно, доехав на метро до станции «Крестовский остров» и пройдя пешком до 2-го Елагинского моста.

Елагин остров

К западу от Каменного острова расположен один из самых известных островов Петербурга - Елагин остров. Первоначально, в 1703 году, он назывался Мишиным, или Михайлиным. На старинных шведских и финских картах так и обозначено: Мистула-саари, что в буквальном переводе и означает «Медвежий остров». Возможно, так его называли финские охотники, по аналогии с названиями других островов дельты Невы: Заячий, Лосиный (ныне васильевский), Кошачий (ныне Канонерский), вороний (ныне Аптекарский) и так далее. Однако есть легенда, которая утверждает, что этимология названия острова имеет русское происхождение.

Вот как она звучит в пересказе Столпянского: «в одну из светлых майских ночей 1703 года маленький отряд преображенцев делал рекогносцировку на островах дельты Невы. Осторожно шли русские солдаты по небольшому крайнему ко взморью островку, пробираясь с трудом в болотистом лесу. Вдруг послышался какой-то треск. Солдаты остановились, взяли ружья на приклад и стали всматриваться в едва зеленеющие кусты, стараясь разглядеть, где же притаились шведы. И вдруг из-за большого повалившегося дерева, из кучи бурелома с ревом поднялась фигура большого серого медведя. «„Фу, ты, пропасть, - вырвалось у одного из русских, - думали шведа увидеть, а на мишку напоролись, значит, остров этот не шведский, а Мишкин“».

В начале XVIII века Петр I пожаловал остров канцлеру П.П. Шафирову. В середине этого века остров принадлежал А.П. Мельгунову. И тот, и другой отмечены в истории петербургской топонимики. Остров некоторое время назывался сначала Шафировым, а затем - Мельгуновым. Короткое время бытовало и название: Лисий нос, по сходству оконечности острова с мордой рыжего обитателя островных зарослей.

Свое современное название остров официально получил в 1790 году по имени одного из владельцев - обер-гофмейстера императорского двора ивана Перфильевича Елагина. Сначала его называли Елагинским, но через два года - Елагиным. О том времени сохранилась память в фольклоре. Два старинных дуба у Елагина дворца до сих пор в народе называют по-старому: «Елагинские».

Если верить городскому фольклору, с Елагиным островом связана одна из самых загадочных страниц отечественной истории - история русского масонства. Согласно питерским преданиям, первая масонская ложа была основана царем в Кронштадте, после его возвращения из заграничного путешествия 1717 года, хотя, надо признаться, первые документальные свидетельства о масонских ложах в россии относятся к 1731 году. Но в фольклоре считается, что именно Петр вывез тогда из Европы масонский статут. Может быть, поэтому у русских масонов в XVIII веке Петр I пользовался особенным уважением. На своих собраниях они даже распевали «Песнь Петру великому», сочиненную Державиным.

Между тем отношение власти к масонству в россии было неоднозначным. Его то разрешали, то запрещали. Не жаловали масонов и в простонародной среде. Молва утверждала, что на их собраниях творится что-то нечистое, тем более что масоны в России ассоциировались исключительно с французами, а Франция в глазах обывателей слыла источником всех смертных грехов человечества. Даже доморощенных, собственных масонов иначе как франкмасонами, то есть французскими масонами не называли. А производное от франкмасона - «фармазон» очень скоро превратилось в откровенное ругательство. Правда, это связано еще и с тем, что доступ в масонские ложи строго ограничивался и оговаривался многочисленными условиями, среди которых не на последнем месте были древность рода, высокое общественное положение и богатство.

Среди петербургских масонов встречаются имена видных общественных и государственных деятелей, крупных военных чиновников и даже членов царской фамилии. Известно, что император Александр I чуть ли не в течение десяти лет состоял членом одной из масонских лож. По преданию, император Павел I еще в бытность свою наследником престола был «келейно принят в масоны» сенатором И.П. Елагиным. Елагин считался одним из виднейших деятелей русского масонства. О нем говорили самые невероятные вещи. Даже после своей смерти Елагин оставался в центре внимания городского фольклора. Так, легенды утверждают, что при вскрытии его склепа в Александро-Невской лавре могила сенатора оказалась пустой.

С Иваном Перфильевичем Елагиным связано имя еще одного всемирно известного масона - Джузеппе Калиостро. Эта личность заслуживает того, чтобы сказать о ней несколько слов. Калиостро - далеко не единственное имя прославленного авантюриста XVIII века. В Европе сын бедных родителей Джузеппе Бальзамо известен под именами Тискио, Мелина, Бельмонте, Пеллегрини и некоторым другим. И хотя официальная церковь характеризовала его как мошенника, шарлатана и развратника, его популярность в Европе вознеслась невероятно высоко. Его бюсты украшали многие аристократические салоны, а его изображения в то время можно было увидеть на дамских веерах, табакерках, носовых платках, кофейных чашках и даже на перстнях. Однако, несмотря на такой явный общественный интерес, французский король изгнал его из Франции, Калиостро уехал в Лондон, откуда предсказал штурм Бастилии и гибель французской королевской семьи на гильотине.

Граф Д. Калиостро

Жизнь «великого мага», как называли его современники, овеяна самыми невероятными легендами. По одним из них, он жил еще во время всемирного потопа и спасся от гибели исключительно благодаря библейскому Ною, который взял его на свой ковчег. По другим, Калиостро был лично знаком с ветхозаветным Моисеем и античным Александром Македонским, беседовал с Иисусом Христом и даже присутствовал на Голгофе при его казни. Но сам он скромно утверждал, что родился от великого магистра Мальтийского ордена и трапезундской княгини.

В Россию Калиостро приехал в 1780 году, будто бы по совету другого знаменитого французского авантюриста графа Сен-Жермена. Здесь он скромно представился «гишпанским полковником», врачом, графом Фениксом. В высшем петербургском свете Калиостро появился в черном одеянии, расшитом золотыми иероглифами и в уборе древнеегипетского жреца.

Известно, что в то время, как Екатерина II была к нему исключительно холодна, ему покровительствовал ее фаворит всесильный князь Григорий Потемкин. Калиостро удалось снискать уважение и многих других петербургских сановников. Если верить легендам, Калиостро стал своим человеком у графа Строганова, во дворце которого занимался поисками философского камня. Затем долго жил в доме И.П. Елагина на Елагином острове. Там будто бы по его совету глубоко под павильоном Пристань устроили секретный зал, куда из Елагинского дворца вел подземный ход. Зал якобы предназначался для тайных масонских собраний. Говорят, прогуливаясь однажды вблизи этого павильона, Калиостро предсказал гибель Российской империи, «увидев однажды в Неве ее обреченный лик».

Общественная карьера Калиостро в России закончилась неожиданно. Однажды он взялся вылечить безнадежно больного ребенка, а когда тот, не выдержав методов лечения шарлатана, умер, долго скрывал его смерть от родителей, продолжая «опыты» по оживлению уже умершего мальчика. Екатерина II воспользовалась этим чудовищным случаем и приказала немедленно выслать Калиостро за пределы страны. Правда, согласно некоторым легендам, это произошло по другому поводу. Будто бы Екатерине стало известно о любовной связи супруги Калиостро «хорошенькой Лоренцо» с князем Григорием Потемкиным. Так или иначе, Калиостро вместе с женой погрузили в кибитку и тайно вывезли в Митаву. А в Петербурге распространились слухи, будто бы Калиостро проехал одновременно через все «пятнадцать» столичных застав, всюду оставив свою личную роспись.

Но и на этом приключения Калиостро в России не закончились. Многие мистики утверждают, что на рубеже XIX и XX веков Калиостро вновь появился в Петербурге под именем мага Сегира. Не обошли вниманием этого «мага и волшебника» и современные легенды. Они утверждают, что в зеркалах Елагина дворца и сегодня время от времени появляется тень графа Калиостро с масонскими символами в руках - молотком и треугольником каменщика. Если кому-то удается встретиться с ним глазами, то в зеркале можно увидеть, как Калиостро поднимает руки вверх, к небу, на миг застывает в этой загадочной позе, затем поворачивается и медленно исчезает.

Восточный фасад Елагинского дворца

Елагинский дворец - одно из самых прекрасных парковых сооружений архитектора Карла Росси строился по распоряжению императора Александра I в 1818–1822 годах для императрицы-матери Марии Федоровны. Это был первый опыт ансамблевого строительства в Петербурге, предпринятый тогда еще молодым архитектором. По окончании строительства в знак признания заслуг зодчего Академия художеств избирает его «вольным общником», а царь назначает ему дополнительный оклад.

Отмечен талант архитектора и в городском фольклоре. По Петербургу ходили восторженные стихи, приписанные молвой своему любимцу - искрометному поэту Пушкину:

Какая кисть, какой резец

Изобразит Елагинский дворец!

С окончанием строительства Елагинского дворца, на острове по проекту архитектора Росси и садовника Д. Буша разбивается обширный пейзажный парк с искусственными прудами и каналами, живописными островками, мостами и прогулочными аллеями.

Особенной популярностью у петербуржцев пользовалась западная оконечность Елагина острова, так называемая стрелка. История этой популярности восходит к середине XVIII века и связана с именем известной петербургской красавицы графини Юлии Павловны Самойловой.

В большом свете Петербурга Самойлову звали царицей салонов. Ей поклонялись и называли «Петербургская религия». Молодая красавица, обладательница незаурядного ума и значительного состояния была хозяйкой родовой загородной усадьбы под Петербургом, вблизи Царского Села, - Графской Славянки. Здесь до сих пор бытует легенда о романтическом подземном ходе, который вел из усадебного дома в местную церковь.

Главный фасад Елагинского дворца

С 1826 по 1839 год она жила в Италии. В ее роскошном загородном доме под Миланом собирались известные музыканты, художники, литераторы. Среди них: Ференц Лист, Джоакино Россини, Орест Кипренский, Александр Тургенев. Самойлова была многолетней музой художника Карла Брюллова. Достаточно сказать, что только на одном своем знаменитом полотне «Последний день Помпеи» он трижды запечатлел облик Юлии Павловны. Ее отличали любовь к искусству, демократический образ мышления и независимость в отношениях с сильными мира сего - качества, сложившиеся вдали от «всевидящего ока и всеслышащих ушей» и одинаково ценимые во все времена как в Италии, так и в России.

Графиня Ю.П. Самойлова

В мрачную последекабристскую пору николаевской реакции петербуржцы особенно дорожили примерами гордого достоинства и независимости. Свидетельства о них бережно сохранялись. Передаваемые из уст в уста, они становились прекрасными легендами, украшавшими историю города. Одна из таких легенд, героиней которой стала Юлия Павловна Самойлова, рассказывает о зарождении в Петербурге традиции вечерних гуляний на Стрелке Елагина острова.

На приемы, которые Самойлова во время своих приездов в Россию устраивала в Графской Славянке, съезжался буквально весь Петербург. В такие дни заметно пустело Царское Село, что, естественно, раздражало Николая I. Император решился пойти на хитрость. Он предложил Самойловой продать ему Графскую Славянку. Предложение царя выглядело приказанием, и Самойловой пришлось согласиться. Но при этом она дала понять Николаю, что до нее дошел смысл иезуитской хитрости царского предложения. Как передает легенда, она просила передать императору, «что ездили не в Славянку, а к графине Самойловой, и, где бы она ни была, будут продолжать ездить к ней».

Въезд в парк на Елагином острове. Открытка начала XX века

На следующий день, к вечеру, в сопровождении узкого круга поклонников Юлия Павловна поехала на стрелку безлюдного в то время Елагина острова. «вот сюда будут приезжать к графине Самойловой», - будто бы сказала она. И действительно, с тех пор на проводы заходящего солнца, на пустынную в прошлом западную оконечность Елагина острова стало съезжаться все больше и больше петербуржцев, пока эта стрелка не превратилась в одно из самых любимых мест вечерних гуляний столичной знати.

В XIX веке стрелку Елагина острова питерские умники прозвали «Пуант» - то ли по схожести оконечности стрелки с носочком балетной туфельки, то ли в воспоминание о нетерпеливом желании стать на цыпочки, вытянуться и замереть в ожидании момента полного захода солнца за горизонт Финского залива.

Так, во второй половине XIX века Елагин остров стал местом многолюдных великосветских гуляний петербургской знати.

Между тем дорога на остров шла мимо тянувшихся вдоль всего побережья Невской губы беднейших рабочих слободок пивоваренных и бумагопрядильных фабрик, мимо корпусов ситцевых и деревообделочных предприятий, мастерских судостроительных и металлообрабатывающих заводов. В этом смысле весь путь на Елагин остров являл собой резкий контраст между аристократической роскошью царственного Петербурга и беспросветной нищетой его окраин. Это породило известную формулу бедности, вошедшую пословицей в золотой фонд петербургской фразеологии: «Вошь да крыса до Елагина мыса».

Стрелка Елагина острова. Открытка начала ХХ века

В 1932 году на Елагином острове открыли один из первых советских центров воскресного отдыха и развлечений трудящихся - Центральный парк культуры и отдыха, или на языке аббревиатур - ЦПКиО. Парк украсили новой советской символикой. На высокие постаменты установили бронзовые и гипсовые изображения спортивных девушек с веслами и ракетками, мужественных юношей в армейской форме, пионеров с галстуками на шее. К работе по изготовлению скульптур привлекли лучшие творческие силы Ленинграда. Так, скульптору Елене Янсон-Манизер заказали скульптуру балерины. Едва бронзовая танцовщица появилась на одной из парковых аллей, как в городе родилась легенда о том, что при работе над статуей скульптору позировала ее подруга, выпускница Ленинградского хореографического училища Галина Уланова. В народе парковая скульптура получила прозвище «Танцовщица».

К 1980 году скульптура балерины пришла в катастрофическое состояние. Достаточно сказать, что к тому времени у нее не было руки и ноги. Танцовщицу демонтировали и убрали в один из подвалов Елагина дворца. Но едва наступили новые времена, как о скульптуре вспомнили. В 2004 году во дворе Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, как теперь называется старинное Хореографическое училище, установили памятник выдающейся балерине Галине Сергеевне Улановой, которую театральные критики давно уже окрестили «великой немой». Времена были тяжелые, финансов на изготовление новых монументов недоставало, и инициаторы увековечения памяти великой балерины вспомнили о той самой парковой скульптуре. Ее решили отреставрировать и использовать в качестве памятника. Так обобщенный скульптурный образ танцующей девушки, переполненной радостью от счастливой жизни, столь любимый советскими ваятелями 1930-х годов, превратился в памятник конкретному человеку.

Между тем ЦПКиО стал одним из любимейших мест отдыха горожан. Среди населения его ласково называли «Цыпочка». И что здесь сыграло решающую роль при выборе фольклорного топонима - звуковые ассоциации, легко улавливаемые в знаменитой аббревиатуре, или генетическая память о давней ассоциативной связи Елагина мыса с балетными туфельками - «Пуантами», сказать трудно. Скорее всего, и то, и другое.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

2. Остров Когда нумидийцы Ганнибала наткнулись на конницу Сципиона, карфагенский полководец наверняка счел, что римские легионы уже близко. По этой причине он отказался от изначального плана идти по пути Геракла, а пошел вверх по течению, надеясь избавиться от Сципиона.

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

2. Остров Когда нумидийцы Ганнибала наткнулись на конницу Сципиона, карфагенский полководец наверняка счел, что римские легионы уже близко. По этой причине он отказался от изначального плана идти по пути Геракла, а пошел вверх по течению, надеясь избавиться от Сципиона.

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Елагин остров 1703… Это один из самых известных островов Петербурга. Первоначально, в 1703 году, он назывался Мишиным, или Михайлиным. На старинных шведских и финских картах так и обозначено: Мистула-саари, что в буквальном переводе означает Медвежий остров. Возможно, так его

автора Антонов Борис Иванович

3-й Елагин мост Мост соединяет Елагин остров со Старой Деревней. Длина моста 95,5 м, ширина - 11,44 м.На плане Шуберта 1828 г. здесь обозначен плашкоутный мост.В соответствии с архивными данными 1851 г. здесь уже существовал деревянный, балочно-подкосный мост, имевший девять

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

1-й Елагин мост Мост соединяет Елагин остров с Каменным островом. Длина моста 107,9 м, ширина - 11,53 м.На плане Шуберта 1828 г. здесь показан плашкоутный мост.Первый деревянный мост на этом месте построен в 1831 г. по проекту инженера А. И. Мальте. На проекте его перестройки,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

2-й Елагин мост Мост соединяет Елагин и Крестовский острова в створе Белосельского проспекта. Длина моста 141,9 м, ширина - 14,5 м.На плане Шуберта 1828 г. здесь показан плашкоутный мост.В 1852 г. построен одиннадцатипролетный деревянный балочный мост с центральным разводным

Из книги Пятый ангел вострубил автора Воробьевский Юрий Юрьевич

И.П. Елагин. «Закулисная дипломатия Фридриха П, осуществляемая через Панина, – пишет О. Платонов, – вызвала резкое обострение русско-турецких отношений, вылившееся в 1768 году в войну. В этой войне Россия осталась без союзников. Этим воспользовался Фридрих II, чтобы привести

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 2. Елагин и его дворец Ах, где найдешь веселье беззаботней, Чем на Елагином зеленом острову? Я. Княжнин В самом центре Петербурга, в сквере напротив Александринского театра высится величественный памятник Екатерине II. «Северная Семирамида» снисходительно взирает

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Остров Янтарный, остров Туле, Оловянные острова… Изделия из янтаря высоко ценились в древних странах Средиземноморья. Ведь привозился он издалека, с берегов далеких северных стран, лежащих где-то на краю земли. Сейчас мы знаем, что на самом деле страны эти были не такими

Из книги Как Париж стал Парижем. История создания самого притягательного города в мире автора Дежан Джоан

Глава 3. «Сказочный остров»: остров Сен-Луи В 1630-х годах квартал Маре подарил парижанам новый опыт: проживание в дорогом престижном районе, своего рода анклаве, закрытом для посторонних. Из квартала Маре было легко добраться до всего нужного и интересного в городе, а еще он

Елагин остров - это охраняемый природный комплекс, расположенный на самом севере устья Невы. На сегодняшний день остров представляет собой стремительно развивающееся пространство, предлагающее многочисленные варианты культурного досуга для отдыхающих любого возраста.

Елагиноостровский дворец

Изначально Елагин остров был резиденцией высокопоставленных особ. Петр I во время создания нового города на Неве старался благоустроить максимальное количество территорий, и те земли, которые в одиночку он охватить не мог, отдавались ближайшим соратникам.

Подобная судьба постигла и Елагин остров. Первым его владельцем стал видный государственный деятель начала XVIII столетия П. П. Шафиров. Всего же за один век сменилось девять хозяев острова, а свое современное название он получил по имени пятого по счету владельца - И. П. Елагина.

Главным украшением острова является, несомненно, Елагиноостровский дворец-музей, который возводился в 1818-22 годах в качестве летней царской резиденции, и до 1917 года был собственностью императорской семьи.

В советскую эпоху дворец приобрел музейные функции, в его стенах заработала экспозиция, посвященная истории и быту. Однако с 1930 по 1987 год деятельность музея была приостановлена из-за разорения и последующего разрушения Елагиноостровского дворца в годы Великой Отечественной войны.
Только в 1987-м началось создание новой музейной коллекции. Сейчас посетители Елагиноостровского дворца имеют возможность увидеть произведения искусства начала XIX века и по достоинству оценить русский жилой интерьер конца XIX – начала XX столетия.

Елагин остров - одно из лучших мест проведения досуга в Петербурге, где созданы все необходимые условия, чтобы отдохнуть душой и телом. Можно посетить одну из увлекательных выставок либо заняться спортом на свежем воздухе.

ЦПКиО имени Кирова

Когда петербуржцы говорят «Елагин остров», то в большинстве случаев подразумевается именно ЦПКиО. Открытие парка состоялось в 1932 году, и с тех пор он стал излюбленным местом отдыха для жителей Ленинграда.

На сегодняшний день ни один из парков Санкт-Петербурга не может сравниться с ЦПКиО по популярности. Елагин парк ежедневно привлекает гостей и жителей города, предлагая большое количество вариантов проведения досуга, среди которых:

  • тренировки на свежем воздухе - в парке созданы комфортные условия для спортсменов, а по субботам занятия проводятся профессиональными тренерами;
  • музыкальные концерты начинающих и уже состоявшихся артистов, поэтические вечера и встречи с видными петербургскими деятелями культуры;
  • костюмированные балы для всей семьи в стиле XIX века;
  • «Творческая дача» - здесь устраивают всевозможные мастер-классы для детей и взрослых;
  • отдых в одном из уютных кафе;
  • детская игровая площадка для самых маленьких посетителей парка;
  • кормление белок - на аллеях ЦПКиО им. Кирова можно встретить множество белок, которые не прочь полакомится орешками с рук посетителей.

Музей художественного стекла

Данный музей является единственным подобным учреждением в Петербурге и относится к структуре дворца-музея на Елагином острове. Музейный фонд составлен из огромной коллекции отечественного художественного стекла, большая часть которого некогда принадлежала Ленинградскому заводу.

Всего в музее, который расположен в Оранжерейном корпусе, на сегодняшний день насчитывается порядка 700 экспонатов из хрусталя и стекла. Помимо постоянной экспозиции, здесь организовывают мастер-классы по росписи стекла и тематические презентации.

Елагин остров открыт для посещения ежедневно, с 6 часов. В летнее время парк работает до полуночи, а в зимнее - до 23 часов.

На Елагином острове располагается Елагин (Елагинский) дворец, в наши дни являющийся архитектурным ядром Центрального городского парка культуры и отдыха; в царский период дворец был основой композиции обширной и живописной загородной усадьбы. Ее владельцами были в конце XVIII в. обергофмейстер Екатерины II И.П. Елагин (с 1770-х годов владелец острова, который со временем стали называть его именем) и почти с начала XIX в. вдовствовавшая императрица Мария Федоровна (вдова императора Павла I). По распоряжению Елагина на острове в 1780-х годах возвели дворец (арх. Д. Кваренги), разбили парк, вырыли пруды и каналы, построили мостики и павильоны. Парк стал одним из самых любимых мест для прогулок петербургской знати. В 1817 г. владельцем острова стала императорская фамилия. Поначалу собирались перестроить Елагин особняк и превратить его в дворец императора Александра I. А когда остров стал собственностью его матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, то по ее заказу архитектор К. Росси создал на нем в 1818-1822 гг. великолепный ансамбль в стиле классицизма. Отделку, украшение помещений дворца Росси осуществляли лучшие скульпторы, живописцы, мастера-декораторы того времени: В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи и др. Переделанный Елагин дворец стал летней резиденцией Марии Федоровны. При этом остров по-прежнему называли Елагин, как и дворец.

Постепенно Елагин остров стал известен как один из центров российского масонства. Собрания масонов проходили в павильоне «Ротонда» («Павильон под флагом»), входившем в комплекс Елагинского дворца.

Вскоре после 1917 г. в национализированном дворце открыли Историко-бытовой музей. В 1932 г. на Елагином острове создали Центральный парк культуры и отдыха; рекреационно-развлекательным центром он остается и сейчас, но это место чаще называют, как в прошлом - «Острова». Во дворце работает Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII - начала XX в. (особенно хороши восстановленные реставраторами Голубая и Малиновая гостиная, Овальный зал).

Постройки этого дворцового комплекса очень сильно пострадали в период Великой Отечественной войны. В послевоенный период реставраторы восстановили композицию фасадов и отделку интерьеров дворца. Центром дворцового комплекса является дворец, огороженный ажурной чугунной решеткой. Дворец имеет по-разному оформленные парадные фасады. Выходящий в сад фасад украшен шестиколонным портиком (с колоннами коринфского ордера) под фронтоном и пандусом с чугунными львами (эти львы, отлитые на Санкт-Петербургском Казенном литейном заводе в конце XVIII в., являются копиями львов с площади Синьории во Флоренции; они были первыми чугунными львами в Петербурге). Фасад с колоннами, обращенный к р. Средней Невке, имеет особые черты из-за овального, выступающего вперед двусветного зала. В комплекс дворцовых построек также входят Конюшенный и Кухонный корпуса, Оранжерея, Музыкальный павильон, Павильон с гранитной пристанью, Гауптвахта и др. Все постройки расположены среди зелени парка свободно, без строгой системы, чем подчеркивается живописность общей композиции острова, разработанная лучшим садовым мастером первой четверти XIX в. Д. Бушем. По проекту К. Росси и Д. Буша вокруг дворца был создан обширный пейзажный парк.

Елагин с 1770-х годов был владельцем острова, который со временем получил его имя. К этому времени он уже был влиятельным и состоятельным человеком, любил жизнь и мог позволить себе все ее радости. На острове в своем роскошном доме с зимним садом и богатейшим погребом редких вин Елагин жил весело, любил гостей, устройство званых вечеров и балов, общество молодых и красивых женщин, к которым имел всегда непреодолимую слабость до самой старости (страсть к женщинам делала его смешным и вечным объектом светских сплетен). Он был женат на Н.А. Ратиковой, имел двух дочерей. Последние годы жизни он провел вдали от двора, почти все свое время уделял своим литературным и историческим трудам. Его исторические работы представляют определенный интерес, но трезво и критически оценивать исторические события и личностей он слишком часто не мог. Он умер в возрасте 68 лет.

После Елагина сохранению привлекательности Елагина острова с дворцом способствовала императрица Мария Федоровна (1759-1828), жена (с 1776 г.) императора Павла I, оставившая о себе хорошую память в России. В 17 лет она стала второй женой 22-летнего вдовца-рогоносца и наследника российского престола цесаревича Павла. После смерти Екатерины II Мария Федоровна стала в 37 лет женой правящего 42-летнего императора Павла. За четверть века их супружеской жизни всего 5 лет она была женой императора Павла I, в 1801 г. он был убит в возрасте 47 лет. У них родилось 4 сыновей и 6 дочерей. Затем 27 лет она была вдовствующей императрицей, увидевшей двух своих сыновей (Александра I и после его смерти - Николая I) в роли русских императоров. Будучи матерью 10 детей, которых очень любила, она во многом была устранена от их воспитания (особенно сыновей), так как эти заботы взяла на себя царственная бабка - ее свекровь императрица Екатерина II. Павел был отстранен от участия в государственных делах и получал ограниченные средства на свой «Малый двор». Довольно уединенная жизнь в Павловске и Тотчине в условиях ограниченных денежных средств положила начало хозяйственной деятельности Марии Федоровны, ее близкому знакомству с бытом низших классов населения. Она всегда находила и выделяла ощутимые средства на благотворительность, помощь нуждающимся.

За годы супружества она смогла научиться терпению и снисходительности ко многим недостаткам ее мужа, который имел тяжелый, подозрительный характер. В семейной жизни Марии Федоровны было мало радости, если учесть характер ее мужа, денежные ограничения, смерть при ее жизни их 5 детей. У Марии Федоровны хватило мудрости найти общий язык с близким другом ее мужа - фрейлиной Е.И. Нелидовой (1758-1839), более того, подружиться с ней.

Императрица Мария Федоровна 25 лет была женой Павла I (из них 22 года выполняла все супружеские обязанности, за 1776-1798 гг. родила 10 детей, в 1798 г. врачи запретили ей рожать из-за угрозы для ее жизни следующих возможных родов, что означало тогда прекращение ее близких отношений с мужем). Она была первой в России императрицей, коронованной вместе с мужем, и поэтому считала, что после его насильственной кончины именно она должна была стать первым лицом в государстве (но это противоречило закону, принятому Павлом їв 1797г.), но не смогла. Она обвинила сына Александра I, нового императора России, в попустительстве убийства его отца и ее мужа, дала ему понять, что ее благородство и нравственное превосходство над ним заставили ее якобы добровольно уступить ему права на трон, напомнила о неизбежной каре Божией за все прегрешения людей. После всего этого она, оставаясь вдовствующей императрицей, на деле была правящей государыней, хотя таковой формально считалась ее невестка - новая, молодая, очень красивая, обаятельная императрица Елизавета Алексеевна. На содержание двора Марии Федоровны шло гораздо больше средств, чем на содержание двора молодой императрицы. Павловск при Марии Федоровне в ее статусе вдовствующей императрицы стал своего рода центром рождения масштабных планов благотворительности, но и многих интриг. После трагической кончины ее мужа в 1801г. она почти полностью отдала свои силы благотворительной и образовательной деятельности. Опыт в этому нее уже был, тем более что еще император Павел I поручил ей управление воспитательными домами и Смольным институтом благородных девиц в Санкт- Петербурге. Мария Федоровна сполна отдала себя делу вое- питания будущих российских матерей, женское образование в России обязано ей многим. Она создала в нашей стране ряд благотворительных и воспитательных организаций, главным образом дворянских организаций (Мариинское ведомство).

: 59°58′43″ с. ш. 30°15′18″ в. д.  /  59.97861° с. ш. 30.25500° в. д.  / 59.97861; 30.25500 (G) (Я)

Акватория Дельта Невы Страна Россия Россия Регион Санкт-Петербург Площадь 0,94 км²

Елагин остров - остров в дельте Невы , на котором расположен парк им. С. М. Кирова .

География

Остров расположен на территории Санкт-Петербурга , в дельте Невы, между Большой Невкой и Средней Невкой . Площадь острова 94 га. Протяженность с востока на запад 2,1 км, с севера на юг - 0,8 км.

История

Впервые остров отмечен на шведских картах в 1643 году . Первоначальное финское название острова «Мистулансаари», русское - «Мишин остров», по созвучию или, по легенде, по водившимся в лесу медведям.

До 1917 года остров во владении русского императорского дома, предназначался для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны , являлся одной из царских резиденций. С 1826 года в парк открыт публичный доступ, с 1917 года в общественном достоянии .

В -1929 годах в Елагином дворце располагался Музей истории и быта, с 1930 года филиал Института растениеводства Академии наук . В 1920-х годах произведена перепланировка западной оконечности Елагина острова (архитектор Л. А. Ильин , инженер Б. Д. Васильев), возведена двухъярусная терраса с площадкой, обрамленной парапетом из светло-розового гранита , по краям которого были установлены каменные львы, перенесённые от Строгановской дачи .

Парк

Практически всю территорию острова занимает Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова , открытый в 1932 году . Имя С. М. Кирова парку и острову было присвоено в 1934 году . В -1936 годах на Центральной аллее были установлены скульптуры М. Г. Манизера и Е. А. Янсон-Манизер . В период Великой Отечественной войны павильоны и интерьеры дворца были сильно повреждены. Восстановительные работы начались сразу после войны. Парк был открыт заново в 1961 году , реставрация была продолжена в 1980-1990-х годах. В 1987 году во дворце был открыт Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX вв.

В настоящее время в состав парка входит Елагиноостровский дворец , Оранжерейный корпус (размещена библиотека и дирекция парка), Кухонный корпус, Конюшенный корпус (проводятся выставки), музыкальный павильон, эстрадный театр, «масляный луг», Большая площадь, павильон Гранитной пристани и др. Устроены кафе, клубы, теннисные корты, лодочная станция, волейбольная площадка и др. На острове имеется система внутренних прудов, проток и островков на них. Один из островков в летнее время занимают обезьяны, которые живут там свободно. Имеется небольшой зверинец, куда в основном попадают животные, подобранные служителями и посетителями парка.

На остров можно попасть по трём Елагиным мостам с Крестовского, Каменного островов и из Приморского района. Ближайшие станции метро - «Крестовский остров» и «Старая Деревня» .

Галерея

    Зимой на Елагином острове.JPG

    Зимой на Елагином острове

    Набережная Средней Невки зимой.JPG

    Набережная Средней Невки зимой

    Павилион Под Флагом.JPG

    Павилион Под Флагом

    Лев на Западной стрелке острова.JPG

    Лев на Западной стрелке Елагина острова

    Набережная Средней Невки.JPG

    Набережная Средней Невки

    Аллея на Елагином острове.JPG

    Аллея на Елагином острове

    Осень в парке Елагина острова.JPG

    Осень в парке Елагина острова

    Осенний пейзаж на прудах Елагина острова.JPG

    Осенний пейзаж на прудах Елагина острова

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Памятник Кирову у 2-го Елагина моста

    Мост на Елагином Острове.jpg

    Мост на Елагином острове

См. также

Напишите отзыв о статье "Елагин остров"

Примечания

Литература

  • Марков В. И. Кировские острова / Художник Л. А. Яценко . - Изд. 2-е, испр. и доп. - Л. : Лениздат , 1965. - С. 59-112. - 160 с. - 25 000 экз. (обл.)
  • Немчинова Д. И. Елагин остров: Дворцово-парковый ансамбль. - Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1982. - 136 с. - 50 000 экз.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. - 3-е изд., испр. и доп. - Л. : Лениздат , 1985. - С. 436-437. - 511 с.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. - 4-е изд., перераб. - СПб. : Норинт , 1996. - С. 301. - 359 с. - ISBN 5-7711-0002-1 .
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лик , 1997. - С. 45. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2 .
  • Немчинова Д. И. Дворцово-парковый ансамбль Елагина острова. - СПБ.: Творческая мастерская ВиАрт-81, 2000. - 207 с. ISBN 5-7678-0025-1

 

 

Это интересно: