Синтаксические приемы в русском языке. Синтаксические средства выразительности. Фонетические средства выразительности
Задания 22, СИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
ПАРОНИМИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
I. ТРОПЫ
Тропы – это средства выразительности, которые основаны на переносном значении слова , игре со значением с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
К тропам относятся метафора, литота, гипербола, метонимия, синекдоха, ирония, эпитет, олицетворение, сравнение, перифраз.
Эпитет | Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения | И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь. Парус одинокий;весёлый ветер. |
Сравнение | Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов, начинающегося с союзов: как, точно, словно, будто, как будто, что | Как море бесшумное, волнуется все войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. |
Метафора | Троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением , так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов. Основана на переносе значения по сходству. | Сердце кровоточит от печали. слов моих сухие листья, луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда. |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению (вещь по материалу, люди по помещению, целое по части и пр.). | Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) Читая Булгакова… (его книги) Весь пансион (люди, которые там живут) признавал превосходство Д.И. Писарева |
Синекдоха | Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот | Каждую копейку в дом несет (деньги); И слышно было до рассвета, как ликовалфранцуз(французская армия) |
Ирония | Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому | Такой ты умный! (=глупый) |
Олице- творение | Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа | Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. |
Гипербола | Преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал. |
Литота | Преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить. |
Перифраз(а) | Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора | Лев = царь зверей Нефть = черное золото Утро года = весна |
II. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ («Лексика» в переводе значит «Слова»).
Средства выразительности, основанные на системных отношениях в лексике : синонимии, антонимии, повторе слов, многозначности, использовании слов ограниченного употребления.
К лексическим средствам выразительности относятся синонимы, антонимы, устаревшие слова, термины, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы, жаргонизмы, оценочно-экпрессивная лексика,
Паронимы | Слова близкие по звучанию, но разные по значению | Абонент – абонемент, одеть - надеть, гуманный - гуманитарный и мн. др. |
Синонимы | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2)Контекстные синонимы - слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста | 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. 2) Останкинская игла(башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы. |
Антонимы | 1) Слова, имеющие противоположенные значения 2)Контекстные антонимы - слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста | 1) Коварство и любовь; Белей лишь блеск,чернее тень. 2) Теперь она была не застенчивой девочкой, а настоящей дамой. |
Архаизм Или устаревшие слова | Устаревшее слово или оборот речи | Духовной жаждою томим, В пустыне (не географ. Термин, а устаревшее значение: пустое место) мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился... |
Диалектизм | Слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм ), социальной группе (социальный диалектизм ) или профессии (профессиональный диалектизм ) | Петух – кочет, ковшик -корчик, разравнивать граблями - скородить |
профессионализм | Слово или оборот бытующие в определённой профессии | искрА, квАртал, дебет, кредет (бухг.) |
Жаргонизм | Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений | «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского. |
Неологизм (новые слова) | Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий | имиджмейкер |
Афоризм | Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор | «У сильного всегда бессильный виноват» |
Фразеологизм | Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы | Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение |
Оценочная лексика | Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов | Пушкин – это чудо. |
Экспрессивная лексика | Слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. | Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач |
Лексический повтор (экспрессивный повтор) | Повтор слова в одном или в смежных предложениях. | Я долго думал и наконец принял это решение. То решение, которое далось мне поистине нелегко. |
III. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ)
Эти средства выразительности реализуются в особом построении всего предложения или его части, а не на значении отдельных слов.
К синтаксическим средствам относятся: риторическое обращение, эпифора, анафора, антитеза, градация, оксюморон, инверсия, параллелизм, эллипсис, парцелляция, риторическое восклицание, риторический вопрос.
Анафора | Повтор частей в начале строк (единоначатие) | Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы… |
Эпифора | Повтор частей, одинаковое синтаксическое построениеконца предложений | Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любилтебя. |
Антитеза | Противопоставление | Волос длинный – умкороткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли. |
Градация | Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака | На лице светились,горели, сияли огромные синие глаза. Но ты должен понять это одиночество, принятьего, сдружиться с ним и духовно преодолеть... |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга | Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше) | Он пришёл – пришёл он;Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара») |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Параллелизм бываетпрямой : Травойзарастают могилы - давностью зарастаетболь и отрицательный , в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. |
Эллипсис | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста | Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») |
Парцелляция | Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения | И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. |
Риторическое восклицание | Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств | Кто не бранивал станционных смотрителей! |
Риторический вопрос | Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя | Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» |
Риторическое обращение | Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения | Прощай, немытая Россия! |
Синтаксические средства выразительности
Схема 4
![](https://i2.wp.com/referatwork.ru/img/books/w1k8t6plncu9/t27w84f9cgxd.png)
Риторические восклицания, обращения (rhetor греч. произносящий речь, оратор) заключают в себе особую экспрессию, усиливают эмоциональную напряженность, выразительность речи.
«Я знаю правду! Все прежние правды - прочь! Не надо людям с людьми бороться!» (М. Цветаева)
Риторические вопросы - это утверждение или отрицание, оформленные в виде вопроса и не требующие ответа.
«Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар?» (М. Лермонтов)
Риторические вопросы, восклицания, обращения - наиболее распространенные синтаксические фигуры выразительности, они отличаются особой яркостью и разнообразием эмоциональных оттенков
«Дано мне тело - что мне делать с ним, таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить кого, скажите, мне благодарить?» (О. Мандельштам)
«Послушайте! Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?» (В. Маяковский)
Рефрен
(refrain фр. назад, снова) - повтор слова, целой фразы или ее части, выразительный художественный прием, особенно излюбленный поэтами.
«Мело, мело по всей земле //Во все пределы. //Свеча горела на столе, //Свеча горела» (Б. Пастернак).
Хотя, конечно, рефрены встречаются и в прозаических текстах, придавая им особую ритмическую стройность.
Разновидности рефренов в поэзии - анафора и эпифора.
Анафора
(anaphora греч., вновь несущий) - единоначатие, повтор слова в начале строки, эпифора (epiphora греч., после несущий)- повтор в конце строки.
Эллипсис
(elleipsis греч. недостаток) - намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.
«Мы села - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпа и плуги» (В.А. Жуковский). В данном случае пропущен глагол-сказуемое «превратим».
«Час утренний - делам, любви - вечерний, раздумьям - осень, бодрости - зима... весь мир устроен из ограничений, чтобы от счастья не сойти сума». (Б. Окуджава)
Градация
(gradatio лат. постепенное повышение) - такое расположение слов, частей фразы, когда каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего, благодаря этому эмоциональная напряженность и интонация высказывания возрастают.
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.
«О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!» (А. Блок).
«Я - где корни слепые ищут корма во тьме; Я - где с облачком пыли ходит рожь на холме» (А. Твардовский).
Инверсия
(inversion лат. перестановка) - нарушение привычного порядка слов.
«И день за днем ужасно злить меня вот это стало» (В. Маяковский).
«Белеет парус одинокой в тумане море голубом! Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» (М. Лермонтов).
Оксюморон
(oxymoron греч., остроумно-глупое) - расположение рядом контрастных по значению слов, сочетание несочетаемого: «влажный дым», «оглушительная тишина». В названиях произведений: «Мертвые души», «Живой труп».
Антитеза
(antithesis греч., противоположение) - смысловое противопоставление, с использованием антонимов.
«Познай, где свет, - поймешь, где тьма, что в мире свято, что в нем грешно, сквозь жар души, сквозь хлад ума». (А. Блок)
Для усиления образно-выразительной функции речи используются особые синтаксические построения - так называемые стилистические (или риторические) фигуры.
Стилистическая фигура - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания (анафора, антитеза, инверсия, эпифора, эллипсис, риторический вопрос и др.).
4. Эллипсис - стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения |
Мы сёла - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги. (В. Жуковский) |
5. Парцелляция - деление предложения на отдельные сегменты (слова) |
И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. (П. Антокольский) |
6. Градация - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже - уменьшающееся) значение |
Приехав домой, Лаевский и Александра Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А. Чехов) Не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц) |
7. Инверсия - расположение членов предложения в особом порядке (нарушающем так называемый прямой порядок) с целью усилить выразительность речи |
С ужасом думала я, к чему всё это приведёт! И с отчаяньем признавала власть его над моей душою. (А. Пушкин) |
8. Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю / слушателю самому догадаться о невысказанном |
Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, что уж барину время умереть. (А. Пушкин) |
9. Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому- или к чему-либо |
Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. (А. Пушкин) |
10. Риторический вопрос - стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а с целью привлечь внимание читателя / слушателя к тому или иному явлению |
Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь) Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин) |
11. Многосоюзие - намеренное использование повторяющихся союзов с целью усиления выразительности речи |
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Н. Гоголь) |
12. Бессоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов с целью придания динамичности, выразительности описываемому |
Швед, русский - колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон. (А. Пушкин) |
№ 256*.
В данных примерах определите синтаксические средства выразительности речи.
1) Брожу ли я вдоль улиц шумных, // Вхожу ли в многолюдный храм, // Сижу ль меж юношей безумных, // Я предаюсь моим мечтам. (А. Пушкин) 2) Милый друг, и в этом тихом доме // Лихорадка бьёт меня. // Не найти мне места в тихом доме // Возле мирного огня! (А. Блок) 3) Но ты проходишь - и не взглянешь, встречаешься - и не узнаешь. (А. Блок) 4) Вы - в каюты! Вы - в кладовые! (В. Маяковский) 5) Флёров - всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М. Горький) 6) Пришёл, увидел, победил. (Юлий Цезарь) 7) Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (Б. Неверов) 8) Но слушай: если я должна тебе. кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. (А. Пушкин) 9) Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (В. Маяковский) 10) На кого не действует новизна? (А. Чехов) 11) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и
гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко) 12) Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри. (А. Пушкин)
Итоговая работа № 8
- 1. Это предложение является периодом:
- Расставьте знаки препинания при прямой речи и определите, какому примеру соответствует каждая схема.
- Замените прямую речь косвенной.
- Замените косвенную речь прямой.
- Исправьте пунктуационную ошибку, допущенную при оформлении прямой речи.
- Представьте текст в виде диалога - у вас получится стихотворение Н. Гумилёва «Сон (утренняя болтовня)» (кавычки и тире не поставлены намеренно):
II. Работа с текстом.
Напишите сочинение по прочитанному тексту по заданной композиционной схеме (проблема, комментарий, авторская позиция, аргументированное мнение относительно актуальности проблемы и согласие/несогласие с позицией автора).
На эту кафедру. я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням и даже тысячам их - неуступным, обрывистым, обмёрзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие - может быть с большим даром, сильнее меня - погибли. Из них лишь некоторых встречал я сам на Архипелаге ГУЛАГ. Те, кто канул в ту пропасть уже с литературным именем, хотя бы известны, - но сколько неузнанных, ни разу публично не названных! И почти-почти никому не удалось вернуться. Целая национальная литература осталась там, погребённая не только без гроба, но даже без нижнего белья, голая, с биркой на пальце ноги.
И мне сегодня, сопровождённому тенями павших и со склонённой головой пропуская вперёд себя на это место других, достойных ранее, мне сегодня - как угадать и выразить, что хотели сказать они?
В томительных лагерных перебродах, в колонне заключённых, во мгле вечерних морозов с просвечивающими цепочками фонарей - не раз подступало нам в горло, что хотелось бы выкрикнуть на целый мир, если б мир мог услышать кого-нибудь из нас. Тогда казалось это очень ясно: что скажет наш удачливый посланец - и как сразу отзывно откликнется мир.
И поразительно для нас оказался «весь мир» совсем не таким, как мы ожидали, как мы надеялись: «не тем» живущий, «не туда» идущий, на болотную топь восклицающий: «Что за очаровательная лужайка!» - на бетонные шейные колодки: «Какое утончённое ожерелье!» - а где катятся у одних неотирные слёзы, там другие приплясывают беспечному мьюзикалу.
Как же это случилось? Отчего же зинула эта пропасть? Бесчувственны были мы? Бесчувствен ли мир? Или это - от разницы языков? Отчего не всякую речь люди способны расслышать друг от друга? Слова отзвучиваются и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа.
По мере того, как я это понимал, менялся и менялся с годами состав, смысл и тон моей возможной речи. Моей сегодняшней речи.
(Из Нобелевской лекции лауреата Нобелевской премии А. И. Солженицына)
Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия:
Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
Как стилистическая фигура, антитеза основана на сравнении признаков, присущих разным предметам и выраженных антонимами: Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! (В. Маяковский). В отличие от оксюморона, в антитезе не происходит слияния двух противоположных понятий в одно: Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль (М. Лермонтов). Противопоставление, подчёркнутое в антитезе, позволяет высветить оба из его компонентов, привлечь к ним внимание, сделать ярче: Не видать мне, что ли, ни денёчков светлых, ни ночей безлунных (В. Высоцкий).
Антитеза может быть многочленной, если она включает несколько антонимичных пар:
Полюбил богатый - бедную, Полюбил учёный - глупую, Полюбил румяный - бледную, Полюбил хороший - вредную: Золотой - полушку медную. (М. Цветаева)
Антитеза часто используется в пословицах и поговорках: Ученье - свет, а неученье - тьма; Лето - припасиха, зима - прибериха, в заглавиях художественных произведений: «Война и мир», «Толстый и тонкий» и др.
На антитезе могут быть построены значительные фрагменты текста:
В доме два лифта. Один - слабенький, барахлит, часто ломается. Другой работал надёжно, без перебоев. И вдруг именно он сломался. Безнадёжно. Перегорел мотор. Все стали пользоваться вторым, хилым лифтом. Тот поначалу едва справлялся, по привычке выходил из строя, думали, ему тоже не выжить... Но он мало-помалу обрёл уверенность в себе и заработал бесперебойно.
Закон жизни, оказывается, распространяется и на тех нику. Сколько раз доводилось видеть: на чьи-то слабенькие плечи ложится ответственность - и хилое создание, ощутив собственную необходимость, почувствовав, что на него возложены надежды, начинает вкалывать и вкалывать...
(А. Яхонтов)
В основе этого текста лежит антитеза: противопоставляются слабое и сильное, ненадёжное и надёжное, неуверенность и уверенность.
Инверсия (лат. inversion - перемещение, перестановка) - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов. Нарушение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение - определяемому слову, может служить художественным приёмом, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности: ...буду долго, буду просто разговаривать стихами я (В. Маяковский); Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С. Есенин). Как видно, перестановка частей фразы придаёт ей своеобразный выразительный оттенок.
Как правило, авторы прибегают к изменению обычного порядка слов в предложении с целью подчёркивания смысловой значимости какого-либо слова, стилистической окрашенности или придания особого ритма фразе: Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с тощих полей (С. Есенин). В данном примере стоящие после существительных определения явно выделяются, помогая описанию неуютной сумеречной картины, а сама фраза становится более напевной, напоминающей народную
поэтику (сравним: Грозные волки воют с тощих полей в долгие зимние сумерки - прямой порядок слов).
Чтобы привлечь внимание слушателя, читателя авторы прибегают к самым различным перестановкам, вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего - в конец, например: Выбегу, тело в улицу брошу я (В. Маяковский).
Градация - это фигура , заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). То есть при градации элементы перечисления так расположены, что каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создаётся нарастание интонации и эмоционального напряжения речи: жалобный, жалостный, каторжный вой (М. Цветаева).
Градация сочетает в себе сопоставление по сходству и по контрасту, поскольку входящие в неё компоненты имеют общее в значении, но в то же время противопоставляются по степени интенсивности, мере выраженного смысла: На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция... я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням или даже тысячам их - неуступным, обрывистым, обмёрзлым (А. Солженицын).
Зевгма - такой приём экспрессивного синтаксиса, при котором намеренно нарушается логический закон: в перечислительный ряд однородных членов предложения включают логически неоднородные компоненты: Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами (Н. Гоголь). Как видно, синтаксическая конструкция в данном случае включает ряд однородных членов, равноценных грамматически, но семантически разноплановых, вследствие чего создаётся комический эффект: Читал, выписывал, справлялся. И в книгах рылся, и в грядах... (И. А. Крылов); ...для власти, для ливреи не гнут ни совести, ни помыслов, ни шеи (А. С. Пушкин). В зевгме просматривается наложение смыслов: здесь происходит игра со значениями, когда в одном слове совмещаются два значения, причём каждое находит свою сочетаемость с логически разнородными элементами перечисления: Одним ожесточеньем воли вы брали сердце и скалу (М. Цветаева). В этом примере проявляются два значения слова «брать»: в сочетании со словом «сердце» оно обозначает «очаровывать», а в сочетании со словом «скала» - побеждать, завоёвывать, покорять.
Повтор - это общее название ряда стилистических приёмов, при которых повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности. Повторы могут обозначать длительность, интенсивность действия, большое количество или массу предметов, подчёркивать или уточнять признаки, усиливать эмоциональность речи: И звенят-звенят, звенят-звенят запястья... (М. Цветаева). Одно из назначений повторов - углубление смысловой стороны речи, выделение идеи, основного понятия. Повтор может служить основой в развитии мысли.
Анафора (единоначатие ) - это повторение одинаковых элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы: О времена! О нравы! (Цицерон). Выдвигая наиболее важный повторяющийся элемент на первое место, анафора позволяет сосредоточить на нём внимание:
Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева)
Анафора может вступать во взаимодействие с другими стилистическими приёмами, например с синтаксическим параллелизмом:
И снится Разину - сон: Словно плачет болотная цапля. И снится Разину - звон: Ровно капельки серебряные каплют.
(М. Цветаева)
Анафора способствует ритмизации речи:
Это утро, радость эта. Эта мощь и дня и света.
Этот синий свод. Эти стаи, эти птицы, Этот крик и вереницы.
Этот говор вод.
Эпифора (единоокончание) - повторение последних слов фразы:
О, не медли на соседней
Колокольне!
Выть хочу твоей последней
Колокольней!
(М. Цветаева)
Эпифора усиливает эмоциональность, интонационную выразительность текста, выделяет главное, подчёркивает эмоциональное тождество следующих друг за другом отрезков речи: Досталась им буханка светлого хлеба - радость! Сегодня фильм хороший в клубе - радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли - радость! (А. Солженицын)
Си мплока - это соединение в тексте анафоры и эпифоры:
Привычные к степям - глаза, Привычные к слезам - глаза. (М. Цветаева)
Анади плозис - это фигура стыка - стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы:
Память о Вас - тихим домком. Тихий домок - Ваш -- под замок. (М. Цветаева)
Многосоюзие (полисиндетон ) - это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы;
И новое солнце заблещет в тумане, И будут стрекозами тени, И гордые лебеди древних сказаний На белые выйдут ступени.
(Н. Гумилёв)
Особенно выразительно многосоюзие в ряду однородных членов: И для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь (А. С. Пушкин).
Бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа:
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.
(А.С. Пушкин)
При помощи бессоюзного соединения элементов перечисления поэт рисует быструю смену картин. Комбинация бессоюзия и многосоюзия передаёт динамику:
Швед, русский - колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, гомон, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон... (А.С. Пушкин)
Эллипсис - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро - закат, скоро -. назад: тебе в детскую, мне - письма читать дерзкие... (М. Цветаева). Синтаксическая неполнота предложения не ведёт к его смысловой недостаточ-
ности, так как ситуация, контекст, фоновые знания позволяют восполнить мысленно пропуск: Мне же - вольный сон, колокольный звон, зори ранние на Вагань-кове (М. Цветаева). Наиболее часто встречаются предложения с пропуском сказуемого - глагола движения, перемещения в пространстве, глаголов речи, мысли. Пропуск сказуемого придаёт речи особый динамизм и экспрессию, создаёт ощущение стремительности, неожиданности действия, быстрой смены событий, напряжённости психического состояния: Радостно книгу возьмите - ив класс! (В. Маяковский)
Умолчание - это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателю (читателю) догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль:
Я сама не из таких, Кто чужим подвластен чарам, Я сама... Но, впрочем, даром Тайн не выдаю своих.
(А. Ахматова)
За многоточием скрывается неожиданная пауза, отражающая раздумье говорящего. Автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю право самому догадаться о недосказанном. Умолчание может предполагать пропуск того, что очень важно и значимо; недосказанное приобретает большую значимость, чем сказанное в открытую.
Риторическое восклицание - это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации: Какое лето! Что за лето\ (Ф. Тютчев); Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами! (А. Блок); Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! (Н. Гоголь); О верю,.верю, счастье есть! (С. Есенин)
Риторический вопрос - одна из самых распространённых стилистических фигур, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А. Солженицын). Риторические вопросы совпадают по форме с обычными вопросительными предложениями, но отличаются яркой восклицательной интонацией, эмоциональностью:
Чья злоба надвое землю сломала?
Кто вздыбил дым над заревом боен?
Или солнца
одного
на всех мало?!
Или небо над нами мало голубое?!
(В. Маяковский)
Риторический вопрос используется не только в поэтической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах.
Риторическое обращение - это обращение к неодушевлённым предметам, отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям. Эта фигура служит не для называния адресата, а для привлечения к нему внимания слушателя или читателя: Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? (С. Есенин); Ох, лето красное! любил бы я тебя... (А. Пушкин)
Вопросно-ответное единство - стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Шевчук). Этот приём привлекает внимание слушателя и читателя, является средством диалогизации монологической речи.
Синтаксический параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:
Мы любим всё - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...
Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что в его составе есть две или более одинаковые синтаксические единицы, в них имеется одинаковое количество одинаково расположенных компонентов:
В лоб целовать - заботу стереть. В лоб целую.
В глаза целовать - бессонницу снять. В глаза целую.
(М. Цветаева)
Синтаксический параллелизм может быть неполным: В огромном городе моём - ночь. Из дома сонного иду - прочь (М. Цветаева). В этом примере неполноту синтаксического параллелизма обеспечивает то, что в конструкциях элементы имеют частично разную структуру, например, в первом предложении определение предшествует определяемому слову, а во втором стоит в постпозиции.
Парцелляция - это приём, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформлении этих частей как самостоятельных неполных предложений. Такое деление позволяет выделить в предложении дополнительные смысловые центры, а значит, привлечь к ним внимание читателя: Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А. Солженицын). При парцелляции появляется специфическая интонация, то есть такое ритмомелодическое оформление высказывания, которое способствует не только смысловой, но и экспрессивной актуализации некоторых слов:
И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва... (А. Солженицын).
Именительный представления (именительный темы) - это изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось (А. Пушкин); Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь... (А. Пушкин).
Период - это такая гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, которая характеризуется особой ритмичностью и упорядоченностью, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания. Период характеризуется особой интонацией: вначале голос плавно поднимается, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции. Композиционно период распадается на две части: первая характеризуется повышением интонации, вторая - понижением, что определяет гармоничность и интонационную завершённость периода: Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы не росло на ней, как ни счищали всякую пробившуюся травку, как ни дымили казённым углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц - весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).
Период музыкален и ритмичен, что достигается его структурой; однотипностью, соразмерностью синтаксических единиц, часто имеющих сходное грамматическое построение, приблизительно одинаковый размер. Повторение их создаёт ритмический рисунок речи.
Чаще всего период строится как сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, которые стоят вначале.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
А1 | Определите, какое изоб-выразит. средство использовано в примере | |
2. 3. 4. | Заря молитвенником красным пророчит благостную весть (Есенин) Роз алеет алый рот. (М. Кузьмин) Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н. Гоголь) Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо... (Н. Гумилёв) | А. метонимия Б. эпитет В. метафора Г. сравнение Д. синекдоха |
А2. 1. 2. 3. 4. | Вчера с утра напудрил крыши первый иней. (М. Кузмин) Эй, борода! а как проехать к Плюшкину? (Н. Гоголь) Не было б также, согласен и я, Жалких писак и педантов - Только бы не было также, друзья, Скоттов, Шекспиров и Дантов! (Н. Некрасов) Это - диск пламезарного солнца. (А. Белый) | А. синекдоха Б. окказионализм В. метафора Г. антономазия Д. сравнение |
A3 | Определите, какое изобразительно-выразительное; средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
1. | Прости, Кавказ, что я о них Тебе промолвил ненароком, Ты научи мой русский стих Кизиловым струиться соком. (С. Есенин) | А. аллегория | |||
2. | В поддёвке молодец бежит, Затылки в скобку, всюду бороды. (М. Кузмин) | Б. оксюморон | |||
3. | В самом деле, три дома на вечер зовут. (А. Пушкин) | В. перифраз | |||
4. | Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад. (А. Ахматова) | Г. синекдоха | |||
Д. метонимия | |||||
А4 | |||||
1. | Неуютная жидкая лунность... (С. Есенин) | А. антономазия | |||
2. | Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полёт? (А. Пушкин) | В. гипербола | |||
3. | Перед этим горем гнутся горы, не течёт река...(А. Ахматова) | В. синекдоха | |||
4. | Ты бродила по опушке леса - девушка без крови и без веса. (И. Северянин) | Г. литота | |||
Д. окказионализм | |||||
А5 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
1. | Снова заученно-смелой походкой я приближаюсь к заветным дверям... (Н. Гумилёв) | А. гипербола | |||
2. | Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза. (С. Есенин) | Б. метонимия | |||
3. | Невозвратно, неостановимо, невосстановимо хлещет стих. (М. Цветаева) | В. эпитет | |||
4. | ...торгует Лондон щепетильный... (А. Пушкин) | Г. антономазия | |||
Д. олицетворение | |||||
А6 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
1. | Певец Пиров и грусти томной, Когда б ещё ты был со мной... (А. Пушкин) | А. эпитет | |||
2. | Оба мы ещё не понимали, как земля для двух людей мала... (А. Ахматова) | Б. антономазия | |||
3. | Как в страшный год, возвышенны Бедою, Ты - маленькой была, я - молодою. (М. Цветаева) | В. антитеза | |||
4. | Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла. (М. Лермонтов) | Г. литота | |||
Д. перифраз | |||||
А7 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Голова до прелести пуста, оттого что сердце - слишком полно! (М. Цветаева) | А. литота | |||||
2. | Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пушкин) | Б. синекдоха | |||||
3. | С деревьев ржавый лист валится. (Ф. Тютчев) | В. антитеза | |||||
4. | Тогда и свой голос подаст оттуда ближняя наша церковка. (А. Цветаева) | Г. гипербола | |||||
Д. олицетворение | |||||||
J А8 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Осенней неги поцелуй горел в лесах... (Н. Гумилёв) | А. оксюморон | |||||
2. | Боюсь, я завтра утром - мёртвой встану. (М. Цветаева) | Б. метонимия | |||||
3. | Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. (С. Есенин) | В. метафора | |||||
4. | Так и мы, держа в руках Искусство, самоуверенно почитаем себя хозяевами его... (А. Солженицын) | Г. гипербола | |||||
Д. эпитет | |||||||
А9 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | В братствах бродячих Мрут, а не плачут, Жгут, а не плачут. (М. Цветаева) | А. симплока | |||||
2. | Во поле берёзка стояла, Во поле кудрявая стояла... | Б. градация | |||||
3. | В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. (С. Есенин) | В. эпифора | |||||
4. | Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. (С. Есенин) | Г. анафора | |||||
Д. анадиплозис (стык) | |||||||
А10 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Белилами румяню бледность. (М. Цветаева) | А. сравнение | |||||
2. | Глаза, как отблеск чистой серой стали, изящный лоб, белей восточных лилий... (Н. Гумилёв) | Б. перифраз | |||||
3. | Ещё в предутренних сумерках человечества мы получили его [искусство]... (А. Солженицын) | В. аллегория | |||||
4. | Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилии! (В. Маяковский) | Г.оксюморон | |||||
Д. гипербола | |||||||
All | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |||||||
1. | Не жалею, не зову, не плачу... (С. Есенин) | А. эпифора | ||||||
2. | Я слёзы кротости пролью, Я сердце к счастью приневолю. Я земно кланяюсь ручью, И бедной хижине, и полю. (Н, Гумилёв) | Б. градация | ||||||
3. | Я памятник себе воздвиг нерукотворный... (А. Пушкин) | В. инверсия | ||||||
Над городом - туман, туман. Любви старинные туманы. (М. Цветаева) | Г. анафора | |||||||
Д. эллипсис | ||||||||
j A12 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |||||||
... сражён булатом, он спит в земле сырой. (М. Лермонтов) | А. эпитет | |||||||
2. \ | В степи мирской, печальной и безбрежной, Таинственно пробились три ключа... (А. Пушкин) | Б. литота | ||||||
Я сразу смазал карту будня... (В. Маяковский) | В. перифраз | |||||||
4. | Тут лосю хорошо: у него страшная сила в длинной ноге... (М. Пришвин) | Г. метонимия | ||||||
Д. синекдоха | ||||||||
А13 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |||||||
1. | Не самозванка - я пришла домой... (М. Цветаева) | А. синекдоха | ||||||
2. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) | Б. сравнение | ||||||
3. | ...вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский) | В. антитеза | ||||||
4. | При адском грохоте и треске До слёз Чайковский потрясал Судьбой Паоло и Франчески. (Б. Пастернак) | Г. перифраз | ||||||
Д. метонимия | ||||||||
А14 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |||||||
1. | Если нас вояка тот или иной захочет спровоцировать войной, - наш ответ: нет! (В. Маяковский) | А. олицетворение | ||||||
2. | В огне, жуками всех систем, жужжат автомобили. (В. Маяковский) | Б. сравнение | ||||||
3. | Годами когда-нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют, - тоской изойду. (Б. Пастернак) | В. ирония | ||||||
4. | Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... (А. Пушкин) | Г. метонимия | ||||||
Д. синекдоха | ||||||||
А15 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный. (М. Лермонтов) | А. риторический вопрос | |||||
2. | Весна! Не отлучайтесь Сегодня в город. Стаями По городу, как чайки, Льды раскричались, таючи. (Б. Пастернак) | Б. эллипсис | |||||
3. | Но любовь разве пламень малый, что её легко погасить? (Н. Гумилёв) | ||||||
4. | О слёзы на глазах! Плач гнева и любви! О Чехия в слезах! Испания в крови! (М. Цветаева) | Г. риторическое обращение | |||||
Д. именительный темы | |||||||
А16 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Люблю тебя, Петра творенье... (А. Пушкин) | А. метафора | |||||
2. | Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль... (М. Лермонтов) | Б. метонимия | |||||
3. | Сердцу - ад и алтарь, Сердцу - рай и позор. (М. Цветаева) | В.перифраз | |||||
4. | Фиалки волн и гиацинты пены Цветут на взморье около камней. (М. Волошин) | Г. антитеза | |||||
Д. оксюморон | |||||||
А17 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Плачь, Юность! Плачь, Любовь! Плачь, Мир! Рыдай, Эллада! (М. Цветаева) | А. риторическое восклицание | |||||
2. | Слава, слава небу в тучах чёрных! (Н. Гумилёв) | Б. именительный темы | |||||
3. | Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд... (Б. Пастернак) | В. градация | |||||
4. | Чёрный человек, Чёрный, чёрный, Чёрный человек На кровать ко мне садится... (С. Есенин) | Г. риторическое обращение | |||||
Д. экспрессивный повтор | |||||||
А18 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере, и установите соответствие | ||||||
1. | Солнце - моё. Я его никому не отдам. Ни на час, ни на луч, ни на взгляд. (М. Цветаева) | А. асиндетон (бессоюзие) | |||||
2. | Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. (А. Пушкин) | Б. парцелляция | |||||
А18 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
3. | Раскат импровизаций нёс Ночь, пламя, гром пожарных бочек, Бульвар под ливнем, стук колёс, Жизнь улиц, участь одиночек. (Б. Пастернак) | В. синтаксический параллелизм | |||
4. | Тебе обывательское - о, будь ты проклята трижды! - и моё, поэтово - о, четырежды славься, благословенная! (В. Маяковский) | Г. полисинде-тон (многосою-зие) | |||
Д. антитеза | |||||
А19 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
У капель - тяжесть запонок... (Б. Пастернак) | А. эпифора | ||||
Как у молодой змеи - да старый уж, Как у молодой жены - да старый муж. (М. Цветаева) | Б. градация | ||||
Плащ, шаловливый, как руно, Плащ, преклоняющий колено. (М. Цветаева) | В. эллипсис | ||||
4. | Слышу твой кошачий шаг, признак измены! Вновь темнит глаза твой мрак, признак измены! (М. Кузьмин) | Г. симплока | |||
Д. анафора | |||||
А20 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |
1. | Доля ты! - русская долюшка женская! (Н. Некрасов) | А. полисинде-тон |
2. | Кого не утомят угрозы, Моленья, клятвы, мнимый страх, Записки на шести листах, Обманы, сплетни, кольца, слёзы... (А. Пушкин) | Б. риторический вопрос |
3. | Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость, и дам обдуманный наряд. (А. Пушкин) | В. риторическое восклицание |
4. | Неужель на такие страдания не откликнется наша душа? | Г. асиндетон |
Д. аназиплозис (стык) | ||
А21 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |
1. | Улицы - наши кисти! Площади - наши палитры. (В. Маяковский) | А. зевгма |
2. | Вооружась бубликом и Фетом, Я сел на скате у Гремячей башни. (Л. Лосев) | Б. анафора |
3. | Придёт ли час моей свободы? (А. Пушкин) | В. градация |
4. | Он не траурный, он не мрачный, он почти как сквозной дымок... (А. Ахматова) | Г. риторический вопрос |
Д.синтаксический параллелизм |
АНАЛИЗ ТЕКСТА
(1)Что показал XX век? (2)Он начался с мировой войны, которая потрясла всех гуманистов и одним махом перечеркнула гуманистические идеалы. (3)Но все дикости этой войны превратились в «детские игрушки» по сравнению с ужасами следующей - второй мировой войны, которая началась всего через 20 лет после окончания первой и заставила думать о зловещей, апокалипсической закономерности исторического развития. (4) Конец второй мировой войны - применение атомного оружия - стал началом новой конфронтации различных систем, гонки вооружений и выходом на такой её виток, когда человечество зримо обнаружило возможности самоуничтожения.
(5)До XX столетия человечество жило и развивалось, осознавая себя бессмертным. (6)В столкновениях, конфликтах и войнах могли исчезнуть государства, погибнуть отдельные народы и культуры, но всё человечество оставалось и продолжало свою историю. (7)Теперь же возникла парадоксальная ситуация: наращивание силы, технологической мощи человечества привели его к такому состоянию, когда оно не только не может реализовать изначальные претензии всестороннего господства над обстоятельствами, а, напротив, окончательно попадает во власть обстоятельств, становится заложником орудий массового уничтожения, которые оно само же
изобретает. (8)Так во второй половине XX в. возникла проблема выживания человечества в условиях, когда научно-технический прогресс создаёт всё более широкое поле возможностей для принципиально нового развития военной техники и оружия массового уничтожения.
(В. Стёпин)
В статье автор поднимает проблему, актуальную в век научно-технического прогресса и важную для каждого из нас. Чтобы подтолкнуть нас к совместным раздумьям, В. Стёпин начинает рассуждение с _____________. Выразить масштаб двух мировых войн XX века автору помогают противоположные стилистические приёмы -____________и ____________(предложения 2 и 3). Оценка катастрофических последствий
Второй мировой войны усиливается за счёт __________, применённых автором в предложении 3. Стиль текста - публицистический, о чём свидетельствует использование ____________ (предложения 4, 7, 8).
Список терминов:
11) риторический вопрос
12) метафора
13) эпитет
14) гипербола
15) вопросно-ответное единство
16) устойчивые сочетания слов
17) литота
18) ряды однородных членов
19) книжная лексика
20) парцелляция
ТЕКСТ 2
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Когда-то Достоевский провозгласил, что мир спасёт красота. (2)Век спустя наш слишком много переживший современник с усмешкой и болью задал встречный вопрос: а кто спасёт красоту? (З)Наш век, в том числе и уже идущая его последняя треть, показывает, что вопрос этот не праздный и не лишний. (4)Красота, способная спасти мир, к сожалению, сама очень уязвима. (5)Не только дерево - камень тоже. (5)Бронза тоже.
Задание ЕГЭ В 24
Художественно-выразительные средства языка
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
1.Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная 2.Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.
3.Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами .
4.Литота – художественное преуменьшение : мужичок с ноготок . Употребляется в целях повышения художественного впечатления.
Синонимы –это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:, приятель – друг.
6.Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)
Стилистические синонимы –отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.
8.Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовитьуроки – приступить к подготовке уроков .
9.Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
10.Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:
а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
11.Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. Любите книгу!(ед в значении мн)
12.Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление.Мертвые души
Олицетворение –один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
14.Сравнение – .уподобление одного явления другому Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.
Фразеологизмы –это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.
16.Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
1) существительное: болтушка сорока.
2) прилагательное: роковые часы.
3) Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев ; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные .
17.Перифраз- замена названия предмета описательным оборотом.Корабли пустыни-верблюды
18Диалектизмы _слова,употр. в определенной местности.Няша-болото
19.Историзмы -устаревшие слова в связи с исчезновением предметов.Опричник
20.Архаизмы -устаревшие слова. заменены другими. Выя-шея. Зерцало-зеркало
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
1.Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?
Эпифора- одинаковая концовка
2.Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.
3.Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!
4Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины . А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!
5.Парцелляция – прием дробления фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.
6. Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
7.Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?