Русский авангард. Все что нужно знать о "Черном квадрате"

Что такое «Черный квадрат»?  Вершина искусства или удачный пиар-ход? «Черному квадрату» уже более 100 лет, а споры и бурные дискуссии вокруг него не прекращаются до сих пор. Неоспоримо одно: «Черный квадрат» — эволюция мысли Казимира Малевича,   символ его искусства.

В нашем обзоре – все, что нужно знать о самом скандальном произведении русского авангарда.

  1. «Черный квадрат» — новая религия

Впервые это эпатажное полотно было продемонстрирован обществу на знаменитой футуристической выставке «0,10».  Почему «0,10»?  Все очень просто: число 10 обозначало количество запланированных участников выставки, а 0 — отсутствие предметных форм в супрематизме.  Интересно, что 0 являлась любимым числом Малевича, он всегда говорил, что пришел к нулю, к первооснове искусства и «шагнул за нуль».

Благодаря сохранившимся фотографиям с экспозиции этой выставки не сложно заметить, что Малевичем была представлена  не одна композиция «Черный квадрат, а целая серия супрематических работ.  Однако «Черному квадрату» было отведено место в красном углу, где обычно в деревенских домах висела икона.  Так критики – искусствоведы восприняли картину как антихристианский жест. Впрочем, не стоит ошибочно полагать, что Малевич намеренно пытался оскорбить религию, хоть он и неоднократно повторял, что «Черный квадрат» — икона своего времени.  Дело в том, что художник называл супрематизм – новой религией в искусстве, а иконой нового направления соответственно являлся «Черный квадрат».

Выставка «0,10». Санкт-Петербург, декабрь 1915 года.

2. «Черный квадрат» был выставлен не по воле Казимира Малевича

Малевич действительно не хотел, чтобы об его супрематистских композициях  кто-то узнал. Видимо художник ждал какого-то другого случая для показа «Черного квадрата» или хотел доработать свою композицию. Он никого не пускал в свою мастерскую,  работал в полной секретности, с закрытыми окнами. Однако случайно к нему зашел его коллега Иван Пуни  и увидел эти композиции. Тайна была раскрыта, Малевичу ничего не оставалось, как заявить о своем супрематизме на футуристической выставке  «010».

Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат», 1915.

3. «Черный квадрат» – новое слово в искусстве

Именно «Черный квадрат» стал ярким воплощением супрематизма. Супрематизм  – понятие, придуманное Малевичем.  Это новое направление в русском авангарде художник презентовал на последней футуристической выставке «0,10».  Само слово  «супрематизм», скорее всего, имеет латинское происхождение   –  «supremus», что в переводе означает «превосходство». Тем самым, Малевич определял супрематизм как самый высший стиль, превосходящий все остальные стили.

В брошюре «От кубизма и футуризма до супрематизма», представленной на выставке, Малевич  объяснил суть этого явления: «… я преобразился в нуле форм и вышел за нуль к творчеству, т.е. к супрематизму, к новому живописному реализму — беспредметному творчеству. Супрематизм — начало новой культуры… Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства! Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копии натуры».

Эпоха супрематизма в живописи была скоротечной: всего  4 года, однако именно супрематизм стал поворотным пунктом в развитии русского авангарда, став философией современности и разделив искусство на «до» и «после».

 4.«Черный квадрат» — не квадрат

Знаменитую картину первоначально Малевич назвал «Черный прямоугольник на белом фоне».  Действительно, если приглядеться, «Черный квадрат»  совсем неквадратный.  Оказывается все стороны этой фигуры разной длины.  Квадрат слегка деформирован, и ни одна из его сторон не параллельна ни одной другой его стороне, ни полям картины.

Интересно, что существуют три версии «Черного квадрата», написанных в разные периоды жизни автора:  в 1915, 1924, 1929 годах. И в каждой версии свои неповторимые пропорции.  «Красный квадрат» Малевича тоже искривлен, в связи с чем создается «эффект движения квадрата».


Казимир Малевич «Красный квадрат», 1915

5. «Черный квадрат» — не черный

Еще один парадокс «Черного квадрата» — художник использовал не только черный цвет. Совсем недавно исследователи обнаружили под «Черным квадратом» два красочных слоя. «Черный квадрат» возник не на пустом месте, Малевич долго  шел к этому. Оказалось, что под «Черным квадратом» скрывались две композиции. Одна композиция относится к кубофутуристическому периоду творчества художника, где были использованы розовый, зеленый и оранжевый цвет.   Поверх этой картины Малевич написал вторую, где художник использовал синий, желтый, розовый, зеленый цвет. А сам «Черный квадрат» стал третьей композицией холста.  Это исследование доказало, что создание «Черного квадрата» представляло собой долгий, длительный процесс, а не являлось импульсивным решением художника.

Однако главным открытием для исследователей  «Черного квадрата» стала надпись, которую, наконец,  удалось распознать: «Битва негров ночью». Эта загадочная надпись относится к самой известной картине француза Альфонса Алле. Его работа  выполнена в виде черного прямоугольника,  с уже знакомым нам названием: «Битва негров в пещере глубокой ночью».

Не случайно,  своим ученикам Малевич рассказывал, что во время работы над «Черным квадратом»  он не мог ни есть, не спать, в глазах у него сверкали  «необыкновенные молнии».  Он писал:  «Я ничего не выдумывал. Я только почувствовал в себе ночь. А  в ней заметил то новое, что назвал супрематизмом».  Бездна, смерть, тотальная пустота – можно только предполагать, что имел в виду художник. Для кого-то загадочное полотно — это шарлатанство, а для кого-то – это целая философия.  А что для вас —  «Черный квадрат»?

Так же, любителям искусства рекомендуем ознакомится с картинами представленными в нашей галерее:

Экспозиция «Галерея САР»