Поп-арт - история, 5 ведущих художников

Это ярчайшее направление 20 века возникло как реакция на потребительский бум 1950-1960-х годов. Легкая ирония, символы и стереотипы, высмеивание общества потребления, насмешка над всем, что люди считают красивым – все это поп-арт. «Популярное искусство» совершенно точно передавало настроение того времени: мечтательность, дерзость, некоторая наивность, молодость. Поп-арт – это формирование новой культуры, сочетающей в себе все стили традиционной живописи, скульптуры, коллажей и уличного искусства. Художники поп-арта стерли границы между «высоким» и «низким» искусством. Не существует иерархии культуры, и искусство может черпать свое вдохновение из любых источников – вот главная концепция поп-арта.

Мы представляем вам 5 ведущих художников той эпохи.

 Энди Уорхол

Основатель поп-арта Энди Уорхол обожал поп-культуру. Свое вдохновение он находил в образах звезд 60-80-х годов, в популярных продуктах массового потребления (Кока-кола, супы Кэмпбелл), персонажах мультфильмов. Но его любимой музой была Мэрилин Монро. Свою «бирюзовую Монро» он создал через 4 месяца после смерти актрисы на основе кадров из фильма «Ниагара». Портрет, выполненный в ярких и в черно-белых тонах символизировали ее блистательную жизнь и трагичную смерть.

Энди Уорхол, «Диптих Мэрилин», 1962

Джеймс Розенквист

Джеймс Розенквист также непосредственно заимствовал образы из массовой культуры для своих работ. Однако художника отличал политический подтекст своих работ. Он с легкостью сочетал сюрреалистические изображения знаменитостей, продуктов массового потребления с политическими фотографиями, вырезками из журналов, рекламой. Кроме того, в работах Джеймса Розенквиста поражает монументальность изображений. Так, например, его экспозиция F-111 – огромна – более 40 метров. Ее называли новой «Герникой», считали «мгновенным, как фото, срезом всей нашей действительности в момент появления очередного смертоносного чуда техники». Картина, названная в честь орудия массового уничтожения – марки военного самолета – стала реакцией художника на войну во Вьетнаме и вызвала бурный резонанс среди публики.

Джеймс Розенквист,«F-111», 1965

Ричард Гамильтон

Отец британского поп-арта Ричард Гамильтон создал серию знаменитых работ в 1950-1960-е годы. Художник выражал смешанные чувства европейцев по отношению к американской народной культуре. Самая известная его работа «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» вся состоит из «цветных» вырезок из журналов и газет. Перед нами типичный дом потребителя: телевизор, магнитофон, газета на стене вместо картины, а за окном, естественно, кинотеатр. Образ реального мира исчезает, на смену ему приходят фиктивные имиджи массовой культуры.

Ричард Гамильтон, «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», 1959

Рой Лихтенштейн

Рой Лихтенштейн доказал, что массовая культура способна вдохновлять на «великие» композиции и стал одним из ведущих представителей поп-арта. Его изображения стиральных машин, картофеля, персонажей комиксов стали классикой той эпохи.

Лихтенштейн работал в специальной технике: он хотел, чтобы его картины выглядели напечатанными, а не нарисованными. Для этого художник использовал шелкографию и трафаретную печать. Так зародился его индивидуальный стиль, который узнаваем во всем мире.

"Эти картины должны выглядеть, как фальшивка, и, думаю, мне это удается. Мне кажется, я не просто перерисовываю комиксы, а привношу что-то новое и в результате создаю произведение искусства"- говорил художник.


Рой Лихтенштейн, «M-Maybe», 1965

Клас Ольденбург

Клас Олденбург нес новое искусство в массы, размещая объекты поп-культуры в парках, на крышах зданий. Американского скульптура отличали оригинальные взгляды на мир, необычное восприятие повседневных вещей, именно поэтому его работы заставляют зрителей задуматься о глубоком смысле, казалось бы, самых «незаметных» предметов быта.

«Любая работа автора – это вызов. Вызов – обществу потребления, вызов – несправедливости, вызов – войне, вызов – обыденности», Клас Олденбург.

Клас Ольденбург, «Перевернутый рожок»