Пейзажная живопись

Как ни странно, но пейзажная живопись имеет многовековую историю. Детали пейзажа можно обнаружить даже в наскальной живописи. Уже тогда человек делал первые попытки изображения дикой природы, рисуя деревья, реки, озера и т.д. Вообще, пейзажный мотив довольно часто встречался в настенных росписях. Так, в Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей. Одна из фресок была разукрашена изображением дикой кошки, охотившийся в зарослях. При этом, ученые относили гробницы к 20-21 векам до н.э.! Или вот еще один пример: на острове Крит в залах знаменитого Кносского дворца были обнаружены росписи с изображением куропаток, диких птиц.

В общем, доказательств предостаточно. Однако, как самостоятельный жанр пейзаж зародился в Китае в VI веке. Картины средневекового Китая тонко передавали великолепную и изящную природу Востока: цветки сакуры, ветви бамбука, горные вершины, сады. А традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на развитие живописи в Японии, в Корее и даже в Монголии.

В Европе пейзаж появился намного позже. Все дело в том, что в средние века живопись служила в основном интересам религии. В связи с этим, в европейском искусстве пейзаж использовали для изображения религиозных, а иногда и батальных сцен.

А вот эпоха Высокого Возрождения стала настоящим прорывом в истории пейзажа. Многие художники стали внимательнее изучать окружающий мир. Возникли голландские, немецкие, итальянские школы живописи. Кроме того, стали выделять разные виды пейзажа: морской, архитектурный.

Однако вплоть до XVI века пейзаж был всего лишь фоном. В пример можно привести работу Леонардо да Винчи «Джоконда», где за спиной Моны Лизы перед нами открываются великолепные виды: горные вершины, моря, леса, реки. Благодаря технике художника создается ощущение полного слияния человека с природой. Да Винчи выражает главную идею полотна: внутренний мир человека также многогранен и сложен, как мир природы. Но человеку не суждено полностью познать окружающий мир…

Леонардо Да Винчи «Джоконда», ок.1503


Первым, для кого природа стала главным персонажем в творчестве стал представитель венецианской школы художник Джорджоне. В его картине «Гроза» пейзаж – уже не только фон, не только среда обитания человека. Здесь художник точно передал тот страшный «мертвецкий» тон, который окутывает весь окружающий мир в момент наступления природной стихии.

Джорджоне, «Гроза», ок. 1506-1507

Итак, в каждом направлении искусства, в каждой школе воплощались свои принципы создания пейзажа. Например, классицисты не разделяли природу от разума. Художники эпохи классицизма передавали в своих полотнах грандиозность мироздания, рациональное устройство мира. Своей главной задачей творцы видели в воспитании человека, отсюда и большое количество мифологических персонажей, героев в картинах классицистов.

А вот художники барокко видят совсем иную природу – динамичную, бурную, стихийную. Так, картина П.П. Рубенса «Пейзаж с радугой» вся дышит радостью бытия, красотой земли. Красочные оттенки, при помощи которых художник запечатлел высокие холмы, зеленую долину, сельчан, стада овец и коров, наполняют зрителя бесконечным чувством оптимизма.


П.П. Рубенс «Пейзаж с радугой»

Говоря о пейзажной живописи, нельзя не упомянуть импрессионистов, которые проявили глубокий интерес к изменчивой природе. Именно они внесли в пейзаж живые, незатейливые сюжеты повседневной жизни.

Клод Моне «Поле маков у Аржантея», 1873

А вот в XX веке художники по-своему воспринимали пейзаж. Так, для кубистов природа представляла собой расчлененные геометрические формы. А художники-сюрреалисты передавали образы природы в полной импровизации.

Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931

Русская пейзажная живопись представляет особый интерес. Вы не поверите, но до XVIII века в России пейзажа как жанра фактически не было. Однако русским художникам понадобилось лишь одно столетие, чтобы прогреметь на весь мир. Такие художники как С.Ф. Щедрин, М.И. Лебедев, И.К. Айвазовский, позднее И.И Шишкин, А.П. Боголюбов, И.И. Левитан и многие другие внесли большой вклад в развитие русского пейзажа, создавая выразительные и необыкновенные образы родной природы.



И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», 1889

Русские пейзажисты наших дней используют опыт великих художников реализма, импрессионизма, постимпрессионизма и т.д. Многие признанные картины пейзажной живописи представлены и в нашей галерее.

Примечательным пейзажем современного времени является полотно Артема Пучкова «Замок Тевтонского ордена». Перед нами – классический архитектурный пейзаж. Здесь художник запечатлел развалины резиденции магистров Тевтонского ордена, эпизод из мировой истории христианства.

Артем Пучков «Замок Тевтонского ордена»

А в картине Сергея Минасяна «Беседа», художником раскрыта романтика и поэтичность природы, чувственность и колорит окружающего мира.

Сергей Минасян, «Беседа»

Пейзажная живопись прошла долгий путь: почти 9 тысяч лет. Из простых наскальных росписей она трансформировалась в работы великих мастеров, о которых можно говорить бесконечно.  Наблюдать за природой, творить на полотне действительность, показывать всю красоту окружающего мира – все это было и будет в искусстве, пока существует пейзаж, пока пишутся новые страницы его истории.

Всем любителям искусства мы рекомендуем ознакомится с пейзажами выставленными в нашей галерее:

Экспозиция пейзажей в галерее «САР»

А так же можно поближе ознакомится с биографией и творчеством:

Артема Пучкова

Сергея Минасяна