Кубизм –революция современного искусства.

Новая эпоха

За четыре десятилетия (1870-1910) мир изменился до неузнаваемости: появились машины, самолеты, телефоны, кино, фотография. Все эти изобретения ознаменовали начало новой эпохи, в которой не было места для классического искусства. Художники искали новый, радикальный способ видения мира, который бы расширил возможности живописи, бросая вызов быстро развивающемуся миру.

Этот «новый способ видения мира» получил имя «кубизм» и стал настоящим прорывом в искусстве. «Отцами» революционного направления по праву считаются Пабло Пикассо и Жорж Брак. Свое вдохновение выдающиеся художники черпали частично из иберийского, африканского искусства. Однако большую роль в развитии кубизма сыграло творчество Поля Сезанна. Прошедшая в Осеннем салоне в 1907 году посмертная ретроспектива работ французского постимпрессиониста стала переломным моментом в творчестве Пикассо и Брака.  Сезанн экспериментировал с формами, искал новые композиционные решения, он стремился показать разницу между живописью и реальностью. Полностью отказавшись от перспективы, Сезанн использовал абстрактные, простые формы для изображения природы, человека.

Поль Сезанн, “Пьеро и Арлекин”, 1888

Прорыв: Авиньонские девицы


Несмотря на то, что мир увидел картину «Авиньонские девицы» лишь 30 лет спустя после написания, именно это полотно ознаменовало разрыв с прошлым и прорыв в неведомое. Странное, ни на что не похожее произведение шокировало близких друзей художника – первых зрителей «Авиньонских девиц».  Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса и других современников Пикассо в картине поражали не обнаженные женщины – это было совсем не ново – а сам факт, что Пикассо изобразил женщин абсолютно оригинальным способом. Вопиющая, агрессивная сексуальность, граничащая с их примитивностью – настоящее новаторство в искусстве. Кроме того, Пикассо полностью отказался от иллюзорного пространства, что было так характерно для западного искусства со времен Ренессанса.  Вместо этого мы видим совершенное отрицание художником целостности человеческого тела, его пропорций, сплющенное пространство, разбивающееся об геометрические формы, но создающее эффект трехмерности. Так, сами женщины, их формы, ткань, в которую они завернуты, - все притягивает наше внимание, создавая ощущение, что все фигуры находятся на переднем плане и все одинаково важны.

Картина была признана аморальной и разделила парижскую богему на «два лагеря». Жорж Брак один из немногих, кто поддержал Пикассо, а свое полотно «Обнаженная» художник написал, вдохновившись именно «Авиньонскими девицами».

Пабло Пикассо «Авиньонские девицы», 1907


Жорж Брак «Обнаженная», 1908

Аналитический кубизм (1910-1912)

В кубизме выделяют 3 основных этапа: аналитический, синтетический и декоративный кубизм.

Для аналитического кубизма характерно постепенное стирание различий между формой и пространством, исчезновение образов предметов, упрощение объемов, пересекающиеся, прозрачные плоскости.

В начальной эпохе кубизма Пикассо и Брак работали в основном в двух жанрах – натюрморт и портрет, а ограниченная колористическая палитра (земляные и серые тона) только оттеняла отдельные стороны объекта, подчеркивая объем.

Жорж Брак «Скрипка и кувшин», 1910

Синтетический кубизм (1912-1914)

К 1912 году творчество Пикассо и Брака стало предсказуемым. Кроме того, их образы настолько перекликались между собой, что порой было трудно отличить Пикассо от Брака.  Именно поэтому Пикассо решил «оживить» кубизм, приклеивая на свои натюрморты выдержки из «реального мира». Его картина «Натюрморт с плетенным стулом» стала первым в мире коллажем и открыла двери для синтетического кубизма.
Пабло Пикассо «Натюрморт со плетенным стулом», 1912

Под влиянием новой «техники склеивания, синтетический кубизм отошел от монохромных пространств аналитического кубизма к более прямому, красочному и декоративному стилю. Именно в этот период увеличивается значение текстовой и символичной составляющей.

Декоративный кубизм (1915-1922)

Война, голод, хаос – в этот период кубизм потерял свою былую самостоятельность и практически слился с футуризмом. Французские художники постепенно отходили от радикальных экспериментов, используя яркие и насыщенные цвета. Так, например, в картине Фернана Леже «Три женщины» отсутствуют острые углы, приемы и совмещения различных точек зрения и углов на предмет, что так характерно для кубизма. Декоративный кубизм стал частью тенденции «возвращения к традициям», которая была присуща художникам парижской школы того времени.

Фернан Леже «Три женщины», 1921

Значение кубизма: жизнь после смерти

Кубизм получил мировую известность и нашел своих приверженцев во многих странах мира. Он сыграл большую роль в развитии супрематизма и конструктивизма в России, футуризма в Италии, вортицизма в Англии и экспрессионизма в Германии.  Направление, возникшее в начале XX века, реформировало искусство, затронув не только живопись, но и архитектуру, скульптуру и поэзию.

Все, что нужно знать о кубизме:

  1. Кубизм возник в 1907 году в Париже. Основатели – Пабло Пикассо и Жорж Брак.
  2. Кубизм – первое направление в современном абстрактном искусстве.
  3. Существует три этапа кубизма: аналитический, синтетический и декоративный.
  4. Кубисты полностью отказались от традиций Ренессанса.
  5. Первыми в истории коллаж в искусство ввели именно кубисты.
  6. «Музой» для кубистов служило африканское искусство.
  7. Кубизм оказал влияние на многие другие направления в искусстве: экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм, орфизм, вортицизм.