Импрессионизм

В 1874 году группа художников совершила прорыв: организовала свою собственную выставку. Для того времени, «независимые» выставки были немыслимы – показать свои работы можно было только официально – через Салон. Это был единственный способ зарекомендовать себя, приобрести репутацию, статус успешного художника. Работы, представленные в Салоне, отбирались специальным жюри, которые, естественно, не позволяли Клоду Моне, Августу Ренуару, Эдгару Дега и многим другим выставляться в Салоне. Получая многократные отказы, импрессионисты не могли больше ждать одобрения Салона. В итоге, художники объединились, арендовали студию фотографа Надара и выбрали дату проведения совместной выставки. Они называли себя «Анонимным обществом живописцев, скульпторов и граверов». Первая выставка импрессионистов открылась в 1874 году и совпала с ежегодной выставкой Салона.

Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце», 1872

Кстати, термин «импрессионизм» появился с лёгкой руки французского критика Луи Леруа.  В своей разгромной статье, желая высмеять новое направление в живописи и особенно картину Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», критик назвал картины художников ничем иным, как «впечатлениями» (Impression – в переводе с французского языка «впечатление»).

Эдуард Мане и революция в живописи

Эдуард Мане, несомненно, был новатором в искусстве.  Восхищаясь работами старых мастеров, Мане включал в живопись новые элементы: свободный стиль, яркую палитру. Он также одним из первых обратил внимание на повседневную жизнь, изображая сцены в кафе, на улицах и т.д. Его анти-академический стиль привлекал современных художников. Для импрессионистов Мане был музой, лидером их «революционного движения». Однако сам художник никогда не стремился участвовать в таких «независимых, неофициальных» выставках. Мане мечтал выставить свои работы в Салоне, он хотел, чтобы Париж принял его, даже если ему придется терпеть насмешки.

Эдуард Мане, «Завтрак на траве», 1863

Клод Моне и пленэрная живопись

Техника пленэра, т.е. живописи на открытом воздухе, пользовалась большой популярностью у импрессионистов, а Клод Моне вдохнул в нее новую жизнь, выработав свой собственный стиль.

Моне был одержим светом и цветом. Его картины отличались натуральным светом, а сам художник писал в разное время дня чтобы уловить изменения цвета в естественных условиях.  Моне наносил на холст широкие мазки, жирные точки, штрихи, использовал мягкие и несмешанные цвета, благодаря чему он добивался «естественного эффекта», ощущения, что вся природа ожила на картине.

Клод Моне, «Поле маков», 1873

Эдгар Дега и Пьер-Огюст Ренуар

Не все импрессионисты были сторонниками пленэрной живописи. Например, Эдгар Дега и Пьер-Огюст Ренуар. Художники не хотели соглашаться с тем, что живопись – это спонтанный акт. Так, Дега предпочитал писать сцены из современной жизни: люди в кафе, на улице, музыканты, балерины на репетициях и т.д. Кроме того, Дега четче прорисовывал формы, используя более жесткие линии и толстые мазки, чем Моне.

Эдгар Дега, «Танцевальный класс в опере», 1872

Ренуар, изображая повседневную жизнь Монмартра и социальные развлечения парижского общества, использовал яркие и насыщенные цвета. Он также любил писать на открытом воздухе, однако при помощи света и свободного письма Ренуар добивался большей эмоциональности и более четких человеческих форм.


Пьер Огюст-Ренуар, «Бал в Мулен де ла Галетт», 1876

Леди импрессионизма: Мэри Кассат и Берта Моризо

Пока Дега и Ренуар изображали общественную жизнь города, Берта Моризо писала о частной жизни женщин в обществе в конце XIX века. Она создавала богатые композиции, подчеркивающие внутреннюю, сугубо личную сферу женского общества, часто ссылаясь на материнскую связь между матерью и ребенком. Вместе с Мэри Кассат и Мари Бракемон, она стала одной из центральных женских фигур в импрессионизме.
Берта Моризо, «У колыбели», 1872

Мэри Кассат, американская художница, переехала в Париж в 1866 году и стала выставляться вместе с импрессионистами уже в 1879-м.  Она изображала женщину не только дома, но и в публичных местах, в современном обществе. Ее новаторства, такие как сокращение трехмерного пространства, применение ярких, даже кричащих цветов, сыграли большую роль в развитии современного искусства. 

Мэри Кассат, «Опера», 1877

Импрессионизм не был признанными и почитаемым искусством в свое время, критики не воспринимали новаторов всерьез, смеялись над ними. Но зародившемуся в Париже в 1860-х годах течению суждено было расцвести в полную силу и стать главным вдохновением мирового искусства XX века. Художники искали новые пути в живописи, отталкиваясь от мимолетного парижского «воспоминания».


Так же, любителям искусства рекомендуем ознакомится с картинами представленными в нашей галерее:

Экспозиция «Галерея САР»