История абстракционизма.

Абстракционизм

В начале XX века происходила глобальная революция во всех сферах. И изобразительное искусство не стало исключением. Новые арт-течения игнорировали условности классической школы, стремились освободить искусство от норм, догматов. Художники пытались экспериментировать с цветом, формой и другими выразительными средствами, давая волю неосознанному и хаотичному.

Возникший в 1910-х годах абстракционизм стал новым способом осмысления мироустройства, где точное отображение действительности не было самоцелью.
Путем определенных цветовых сочетаний, геометрических фигур, художники создавали произведения, отрешенные от форм самой жизни, где поток сознания автора, его впечатления и движение мысли играли главную роль.

Основателями и вдохновителями этого течения по праву считаются Василий Кандинский, Казимир Малевич, Робер Делоне, Пит Мондриан и Франтишек Купка.  Несмотря на то, что принято выделять два основных направления в абстракционизме (геометрическая абстракция -Малевич, Делоне, Мондриан; лирическая абстракция – Кандинский), нельзя оставлять без внимания крупные самостоятельные течения в абстракционизме, которые сыграли большую роль в развитии искусства. Вот некоторые из них:

Кубизм

Говоря об абстракционизме, нельзя не упомянуть кубизм, на почве которого и возник абстракционизм, став его логическим продолжением.

Это новое модернистское направление предполагало полный разрыв с реалистическим изображением.  Кубисты воспринимали мир через геометрические формы, они стремились «раздробить» реальные объекты на геометрические схемы и кубы. Основателями и крупнейшими представителями кубизма принято считать Пабло Пикассо и Жоржа Брака, в частности картину Пикассо «Авиньонские девицы».

Именно это полотно ознаменовало рождение кубизма.  Сама картина представляет собой психологический вызов: презирая все основы академической школы со времен Ренессанса, Пикассо специально использовал для изображения девушек резкие формы, которые едва напоминают реальных людей. Мы видим угловатые колени и груди девушек, особо выделяются носы и тяжелые подбородки. Напрочь отсутствуют перспектива, светотени, задний фон раздроблен на осколки разной формы. Именно с этой работы начинается сам Пикассо, и именно эта картина утвердила новую эстетику, новое течение в искусстве, название которой – кубизм.

Пабло Пикассо, «Авиньонские девицы», 1907г.

Супрематизм

Направление в авангардистском искусстве, основанное Казимиром Малевичем, до сих пор вызывает бурные споры в творческих кругах. «Черный квадрат», представленный на последней кубофутуристической выставке, стал не только точкой отсчета супрематизма, но и «иконой» нового течения.

Сам Малевич считал супрематизм высшей ступенью развития искусства, выйти «из круга вещей» — вот главная философия супрематизма.  Вместо привычных пейзажей, людей — цветные квадраты, круги и прямоугольники разных форм на белом фоне.  Основой супрематистских композиций служило уравновешенное сочетание размеров и цветов различных геометрических фигур, которые будто пронизаны внутренним движением.

Казимир Малевич, «Черный квадрат», 1915г.

Неопластицизм

Стремление к «универсальной гармонии» путем изображения уравновешенных комбинаций, четкие прямоугольные формы, разделенные перпендикулярными черными линиями, использование цветов основного спектра – все это характерно для неопластицизма.  Новое течение возникло в Голландии и объединяло художников вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Именно на страницах этого журнала выдающийся художник Пит Мондриан изложил теорию неопластицизма. Самая известная его работа – «Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным». Именно о ней вспоминают в первую очередь, говоря о неопластицизме и о «мондриановской манере» писать.


Пит Мондриан, «Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным», 1921г.

Орфизм

Главное цвет и свет – вот основные принципы орфизма. Художники этого направления объявили сюжет картины делом второстепенным и уделяли большое внимание богатству палитры. Кроме того, полотна орфистов отличительны тем, что зритель как будто видит картину из множества позиций одновременно. Такого эффекта художники добивались путем изображения концентрических кругов и дисков контрастных цветов, которые и создавали ощущение движения и ритма.

Робер Делоне, «Десант хрюшек в Париже», 1913г.

Ташизм

Метод «психической импровизации», в результате которой краски наносились на холст случайными быстрыми движениями руки, без заранее продуманного плана, стал основой нового художественного течения в 1950-х годах – ташизма.

Одним из ярких представителей ташизма был Жорж Матьё. Основатель новой абстрактной живописи устраивал шоу в присутствии публики. Во время своих спектаклей, художник наряжался в средневековый костюм и под музыкальное сопровождение, на глазах у зрителей, писал на холстах запятые, точки, закорючки, используя «технику экстаза».

Жорж Матьё, «Битва при Бувине»

Абстрактный экспрессионизм

Американский ответ французскому ташизму. В основу этого течения легло полное «освобождение контроля над разумом художника», где главный творческий принцип – выражение внутреннего мира живописца, путем самопроизвольного нанесения красок на холст в результате эмоциональных состояний.

Джексон Поллок – яркий представитель абстрактного экспрессионизма. Художник воспринимал живопись, как священный танец, ритуал художника. Работая над картиной, Поллок совершал некий шаманский обряд вокруг нее, по его словам, он «входил внутрь живописи». Его новый художественный метод «дриппинг» – разбрызгивание красок из банки – произвел грандиозное впечатление на критиков, жаждущих нового слова в искусстве и получил название «живопись в действии».

Джексон Поллок, «Осенний ритм», 1950г.

Абстракционизм пережил большое количество трансформаций. Однако в каких бы тенденциях не развивался абстракционизм, каким бы изменениям он не подвергался, неизменно одно: его сущность. А абстракционизм — это, в первую очередь, полная реализация свободы, той свободы, которая позволяет «говорить все», «выбирать правило и ставить ему границу, свободы в точности и свободы в своеволии».

Любителям абстракционизма рекомендуем ознакомится с картинами в этом жанре представленные  в нашей галерее.