Графика, история возникновения

Графика (от греческого «grapho» — черчу, пишу, рисую) – один из интереснейших видов изобразительного искусства. Пятна, штрихи, контурные линии, светотень – все это графика.  Конечно, у графики и живописи много общего. Взять хотя бы очевидный факт: и графики, и живописцы создают произведения искусства на плоскости, используя бумагу, холст, стену и т.д. Кроме того, они во многом используют одну и ту же технику. Например, специальные приемы и методы, позволяющие создать иллюзию трёхмерного изображения. Однако, что все-таки отличает графику от живописи?

В первую очередь, графику отличает лаконизм, ясность, простота изобразительного языка.  Интересно, что основным материалом для графических произведений является бумага.  Вообще, в современном графическом искусстве принято выделять станковую графику (рисунок, гравюра), книжную графику (иллюстрации, буквицы, обложки и т.д.), плакат и прикладную графику (этикетки, почтовые марки и т.д.).

Лучший способ разобраться в своеобразии графики – изучить творчество знаменитых графиков.  Давайте обратимся к творчеству Д. С. Моора, а именно – к его графическому плакату «Помоги».

Моор написал свое произведение в годы голода, неурожая, охватившие всю Советскую республику. «Помоги» призывает весь народ помочь голодающим. Плакат отличается скупостью изобразительных средств: художник специально пренебрёг ими. Здесь ничего не отвлекает внимание, а изображение белой фигуры одинокого крестьянина на черном фоне несет в себе символичную нагрузку – именно в нем художник воплотил образ бедствующего народа. Детали плаката также немногословны: черный фон – мрачен, как смерть, а тощий хлебный колос – еще одно напоминание о страшном голоде.

Д. Моор, «Помоги», 1921г., Плакат

Основа графики – это рисунок. Конечно, рисунок используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является главным компонентом, определяющим началом, как, например, цвет в живописи или пластика в скульптуре. Кстати, о цвете: графики не отказываются от цвета, однако, в большинстве случаев, художниками используются сочетание белого и черного.  А язык графики складывается из выразительных возможностей линий, штриха, фона основы.

Казалось бы, графика ограничена в своих выразительных средствах. Но присмотревшись хотя бы к творчеству Рембрандта, мы сразу же поменяем свое мнение.  Большое количество офортов Рембрандта богаты самыми различными штрихами: то тонкими, то широкими, то легкими, то прозрачными, параллельными, пересекающиеся и т.д. Все это позволяет художнику создавать разные образы. Например, его офорт «Три креста».

Соединяя в себе цвет и движение, художник гибко использует линию, а от разнообразных по форме пятен, выполненных в различных тональных вариациях, становится ясно: в руках Рембрандта – богатые изобразительные средства.

Необыкновенные художественные эффекты только усиливают ощущение хаоса: призрачный свет, идущий с неба, бликами падает на людей у подножия креста, черный туман заполняет пространство, окутывая все детали, фигуры воинов вносят в гравюру меланхолию. Именно с помощью графики Рембрандту удалось добиться «наибольшей и наиестественнейшей подвижности».


Рембрандт Харменс ван Рейн, «Три креста», 1660г

Материалы в графике тоже могут похвастаться своим разнообразием. Тушь, акварель, карандаши, уголь, соус, гуашь, темпер и многое другое. Техника карандаша достаточно популярна в графике. В руках художников сосредоточен разнообразный ассортимент карандашей: графитные, итальянские, угольные и т.д. Они отличаются тоном, блеском, цветом.

И. Репин при помощи карандаша создал проникновенный образ великого русского писателя – Л. Толстого.  В пределах небольшого листа Репин соединил вдохновенное чувство с благоговейным поклонением могучему таланту писателя.


И. Репин «Л. Н. Толстой за работой», 1891

Хотелось бы обратить внимание и на техники графики. Так, например, торцовая гравюра отличается тем, что штрих более четкий и изящный. Благодаря этому штрихи имеют серебристый блеск.  Художник В. Фаворский полностью раскрыл свой талант в этой технике. Его работам свойственна простота, строгость, чистота штриха, благородство.



В. Фаворский, «Иллюстрация к «Скупому рыцарю» А. С. Пушкина», 1959 – 1961гг.

Графическое искусство не лишено и сатирических жанров. Например, карикатуры. Не каждый художник способен создавать качественные карикатуры. Для этого необходимо обладать не только художественным талантом, но и острым языком, глазом, умением выделить самое главное, характерное в человеке или в событии.

Карикатуру всегда использовали в идеологической борьбе, в классовых столкновениях и т.д. Так, например, работы Домье внесли большой вклад в развитие карикатур. Знаменита его карикатура – «Гаргантюа», где художник изобразил толстого Луи Филиппа, пожирающего золото, которое чиновники отнимают у бедного народа. Конечно, правительство не могло пройти мимо такой выходки, и Домье пришлось отсидеть в тюрьме 6 месяцев.


Оноре Домье, «Гаргантюа», 1831г.

Невозможно описать все элементы графики в небольшой статье. Да и никакие описания техник, материалов, видов графики не в состоянии передать того, что расскажут сами графические произведения. Благодаря своей лаконичности искусство графики идет в ногу со временем, тем самым способствуя развитию все новых и новых видов графики, а художники, говоря с нами языком искусства, открывают новые возможности выражать свои мысли и чувства.

Рекомендуем ознакомится с галереей графики.